342-ФЗ о службе в органах внутренних дел: основные положения, обзор, изменения

ФЗ 342 о службе в органах внутренних дел российской федерации краткое содержание

Данный законодательный акт устанавливает порядок прохождения службы, указывает, как происходит поступление на нее, прекращение служебных отношений, также регулируются сопутствующие отношения. Этот действующий российский закон определяет статус, который имеет сотрудник МВД. Отдельное положение установило квалификационные требования ко всем должностям, указывает права, обязанности людей, которые занимают их.

Законодательство говорит, что основой взаимоотношений между РФ и гражданином, решившим вступить в ряды сотрудников МВД является контракт, а деятельность будет проходить на основе должностной инструкции.

Какие были внесены изменения?

Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.

Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:

  • Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
  • Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.

Особо важные статьи 342 ФЗ

В целях подробного изучения Федерального закона № 342, рекомендуется обратить внимание на следующие статьи:

  • Ст. 12 — определяет основные обязанности сотрудника ОВД. Таковыми являются:
    • Знание и соблюдение актуального регламента конституции РФ;
    • Знание и исполнение должностного регламента;
    • Соблюдать права и интересы граждан при исполнении собственных служебных обязанностей;
    • Проходить регулярные курсы повышения квалификации;
    • Не подвергать разглашению конфиденциальные сведения;
    • Иные обязанности, предусмотренные регламентом рассматриваемой статьи.
  • Ст. 13 — устанавливает требования к поведению сотрудников ОВД, а именно:
    • Соблюдение нейтралитета по отношению к предполагаемому преступнику;
    • Проявление тактичности и вежливости по отношению к сотрудникам и рядовым гражданам;
    • Забота о собственной чести и достоинстве.
  • Ст. 22 — раскрывает особенности заключения контракта с гражданином, претендующим на службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Заключаемый договор может быть срочным и бессрочным;
  • Ст. 30 — определяет, что в случае перевода сотрудника ОВД, ему причитается должность, эквивалентная прежней;
  • Ст. 31 — устанавливает, что при согласии сотрудника ОАД, на него могут возлагаться обязанности по замещению лица, занимающего вышестоящую должность. Срок замещения напрямую зависит от причин такового;
  • Ст. 49 — в соответствии с регламентом данной части изучаемого Федерального закона, грубым дисциплинарным нарушением для представителя рассматриваемых структур является:
    • Немотивированное отсутствие по месту службы;
    • Разглашение конфиденциальных сведений;
    • Непрохожение медицинского обследования;
    • Неправомерные действия в отношении граждан и сослуживцев;
  • Ст. 50 — определяет порядок дисциплинарных взысканий по нормативам настоящего Федерального закона, а именно:
    • Замечание;
    • Выговор;
    • Строгий выговор;
    • Предупреждение о частичной профнепригодности;
    • Понижение в звании;
    • Увольнение;
  • Ст. 52 — Устанавливает принципы служебной проверки сотрудников ОВД;
  • Ст. 56 — Определяет порядок отпусков (основных и по личным обстоятельствам). Данная статья отчасти опирается на Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Ст. 57 — определяет продолжительность основного отпуска — 45 дней;
  • Ст. 61 — определяет продолжительность отпуска по личным обстоятельствам (не более 10 дней за один отпускной период, количество отпусков по личным обстоятельствам настоящим Федеральным законом не ограничено);
  • Ст. 72 — указывает на алгоритм разрешения служебных споров в органах внутренних дел. В соответствии с регламентом настоящего закона, изучать позиции сторон конфликта и принимать решения обязан руководитель федерального органа исполнительной власти;
  • Ст. 84 — определяет полномочия сотрудника ОВД при расторжении контракта на основании его собственного желания. Причинами для упразднения договорённости являются следующие:
    • Ухудшение состояния здоровья;
    • Необходимость ухода за малолетним ребёнком или ребёнком-инвалидом;
    • Необходимость ухода за пожилыми родителями или другими недееспособными родственниками.

Важно! О желании уйти в отставку, сотрудник органов внутренних дел обязан предупредить начальника не позднее, чем за месяц до ухода с должности. Соответственно, уволить служащего без предупреждения, согласно нормативам изучаемого Федерального закона, также невозможно.

Основные положения

В этот раздел входит 5 статей. В первой даются пояснения основной терминологии:

Служба в органах внутренних дел Служба государственного типа, представляющая собой осуществление профессиональной служебной деятельности граждан РФ
Должность в органах ВД Вакансия работников службы, которая определяется исполнительной властью. Задачи их – создание и осуществление державной политики, регулирование в области внутренних дел и прочее
Руководящее лицо федерального органа исполнительной власти Лицо, которое замещает державную вакансию России и наделенное полномочиями работодателя от имени РФ по отношению к другим сотрудникам ОВД
Уполномоченное руководящее лицо Заместитель руководителя

Вторая статья определяет, что предмет регулирования действующего ФЗ – правоотношения, возникающие при зачислении на службу в органы внутренних дел, ее осуществлении и окончании. Регулируются они законодательной властью.

В статье №3 перечислены нормативные акты, которые регулируют правоотношения в сфере ОВД. Это:

  • Конституция;
  • Законодательные акты Президента России;
  • Правовые акты Правительства.

В статье 4 перечислены принципы службы. Таковыми являются:

  • подчиненность служащих;
  • профессиональный отбор работников;
  • взаимосвязь между ограничениями, обязанностями, воспрещениями, ответственностью на службе и социальными гарантиями.

Реализация принципов осуществляется с соблюдением таких положений:

Сотрудники ОВД в своей деятельности должны руководствоваться законодательством РФ В их деятельность никто не вправе ввязываться – за исключением граждан, разрешенных законодательством
На момент выполнения обязанностей по службе работник ОВД Подчиняется лишь непосредственному руководителю (начальнику)
Работник органов внутренних дел обязан Выполнять приказы руководителя
Сотрудник ОВД не вправе быть членом политических партий Участвовать в их деятельности

Статья 5 определяет связь службы в органах внутренних дел и остальных муниципальных служб. Кореляция выражается в следующем:

Сообразность условий и размера оплаты трудовой деятельности Гарантий при ведении службы
Закрепление ограничений Во время прохождения службы
Учет стажа работы в ОВД При определении стажа госслужбы прочих видов

Для человека, который проходит службу государственного характера, сохраняются гарантии социального типа.

Какие были внесены последние изменения

3 апреля 2017 года в Федеральный закон были внесены поправки, которые коснулись продолжительности проверки профпригодности работника, проводящейся время от времени.

По новым правилам сотрудникам необходимо пройти обучение в частном порядке по месту прохождения службы, которое будет контролировать руководитель.

Служебную проверку должны провести в продолжение 1 месяца после того, как будет выдан приказ закона. Эти и прочие поправки отобразились в таких статьях:

11 статья Касается прав сотрудников органов внутренних дел. В ней говорится, что у каждого работника есть право повысить профессиональные навыки, сотрудников должны ознакомить с правилами ОВД, они должны иметь доступ к служебной тайне. Работник службы внутренних дел вправе иметь пистолет. В последнюю редакцию поправки не вносили
Статья 12 Касается обязанностей сотрудников ОВД. Работник должен действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При исполнении собственных обязанностей он обязан учитывать интересы и права физических (юридических) лиц. В последнюю редакцию закона изменения также не внесли
Статья 13 Коснулась правил поведения сотрудников органов внутренних дел. Каждый из них должен позаботиться о собственном престиже, быть нейтральными в религиозных убеждениях, не принимать решений, касающихся их собственных интересов
Статья 31 На работников возлагаются обязанности вышестоящих должностей. Передавать требования разрешается с их согласия. На этот период их освобождают (в некоторых случаях – нет) от основных обязанностей. Максимальный период замещения – 4 месяца
Статья 49 Контроль по несоблюдению дисциплины во время несения службы. Касаются несоблюдения правил распорядка внутри организации. Выявляют нарушение в территориальном органе либо подразделении
Статья 50 Регулирует взыскания за нарушение дисциплинарных правил. Проявляется в следующем – замечание в письменной форме, обычный либо суровый выговор, вынесение предупредительных мер, понижение в звании, наряды вне очереди. За единственное нарушение назначают одно взыскание в установленном законом порядке
Статья 56 Перечисляет типы отпусков, которые положены сотрудникам органов внутренних дел – основной, внеочередной, вакантный, по семейным обстоятельствам и прочие
Статья 61 Отведена отпускам по личным обстоятельствам. Продолжительность его не может быть больше 10 суток. Предоставляют его лишь в определенных случаях – в случае тяжелой болезни или смерти родственника, при природном бедствии. Брать его разрешается неограниченное число раз
Статья 84 Посвящена увольнению работников ОВД. Может оформляться по личному желанию сотрудника, согласно Трудовому кодексу. С этой целью расторгается соглашение, пока не истек срок его действия. Затем сотрудник подает рапорт об увольнении – за 1 месяц до предполагаемой даты увольнения

Изменения в окончательную редакцию не вносили.

Таким образом, федеральный закон № 342 касается службы в органах внутренних дел. Каждая статья закона посвящена отдельным вопросам.

Прежде чем оформить гражданина на службу, с ним необходимо заключить контракт. В прошлом году в нормативный акт внесли изменения. В последние редакции изменения не вносились.

Московский уголовный розыск ожидают масштабные кадровые перестановки

В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева руководителю ГУ МВД по Москве Олегу Баранову говорится о планируемой реорганизации в МУРе.

Оперативно-розыскные части планируется сократить в центральном аппарате УУР, а также в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившимися сотрудниками предполагается усилить районные отделения полиции. Увеличив численность оперативников, районные отделы полиции смогут больше времени уделять профилактике и предотвращению преступлений.

Руководство МВД и замминистра внутренних дел Аркадий Гостев реформу не только одобряют, но и считают необходимым провести аналогичные изменения в Управлении по контролю за оборотом наркотиков и Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции.

Начальник Главного управления МВД России по Москве Олег Баранов во время расширенной коллегии сообщил, что сокращение численности сотрудников головного аппарат позволит на первом этапе освободить 97 единиц личного состава и усилить ими территориальные отделения полиции.

С оперуполномоченных могут снять обязанности по принятию процессуальных решений

Руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД первым замначальником ГУУР МВД РФ генерал-майором полиции Александром Фроловым был разослан документ, в котором изложены рекомендации по переносу обязанности принимать процессуальные решения с оперативников на следователей.

Основная задача оперативников – «работа в поле», то есть работа с источниками информации, непосредственное раскрытие преступлений и поимка преступников. Обязанность проводить доследственную проверку и принимать решение о возбуждении уголовного дела отнимает у оперативников большую часть рабочего времени, не оставляя его для основной работы по раскрытию преступлений.

Немаловажен и тот факт, что сложившаяся практика противоречит ч. 2 ст. 41 УПК РФ, где указывается, что «Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия». Возможно, именно из-за этого нарушения число отказов в возбуждении уголовного дела так высоко.

Если планируемая перетасовка обязанностей произойдет, то количество отказов в возбуждении уголовных дел снизится, так как более компетентные в этом вопросе следователи будут принимать решение о возбуждении дела. Также следователи не зависимы от статистики раскрываемости и им нет смысла отказывать в возбуждении малоперспективных дел.

Раскрываемость тоже вырастет за счет перераспределения сил оперсостава с бумажной работы на работу по непосредственному раскрытию преступлений.

Полицейским можно будет вскрыть любой автомобиль?

Нет, в поправках есть только несколько оснований для этого:
  • спасение жизни и обеспечение безопасности граждан;
  • угроза общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС;
  • задержание подозреваемых или обвиняемых;
  • угроза теракта;
  • задержание граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление;
  • пресечение преступления;
  • применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения;
  • осмотр автомобиля или груза, если имеется подозрение, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота.

Если хозяин машины не присутствовал при этом, его должны проинформировать в срок не позднее 24 часов. Кроме того, полиция обязана обеспечить, чтобы посторонние не проникали в транспортное средство.

Ответственность за вред, причиненный при вскрытии машины, если оно проведено по закону, полицейский не несет.

Что изменится в отношении оцеплений?

Сейчас правоохранителям разрешено блокировать участки местности. Законопроект дает право полиции оцеплять территории, жилые помещения, строения и другие объекты.

В границах оцепления можно будет проводить досмотр граждан, их вещей, транспортных средств и грузов. Если гражданин отказывается, полицейские вправе не впускать или не выпускать его.

Места проведения публичных и массовых мероприятий, согласно проекту, разрешено временно ограждать и “обозначать доступными средствами, в том числе визуальными”.

Также на время их проведения можно осуществлять досмотр граждан и их личных вещей не только при возможном наличии оружия, наркотиков и других запрещенных веществ, но и при наличии оснований полагать, что они “скрывают предметы хищения”.

О социальных гарантиях сотрудника полиции

Закон №342 практически не регулирует данный вопрос, в нем есть статьи упоминающие пенсионное обеспечение, жилищный вопрос, даже санаторно-курортное обеспечение, но только, чтобы уточнить — сотрудники будут обеспечены всем этим согласно норм законодательства. Это делают ряд других документов, например, государственный Закон №247-ФЗ (действует он с 2011 г.) » Об социальных гарантиях сотрудника полиции», также существуют другие правовые акты. Эти документы гарант в данной сфере, каждая их глава, статья посвящена социальным нормам для сотрудников. Они затрагивают вопросы денежного довольствия, жилья, прочего.

Источники

  • https://law5.ru/zakony/342-fz-o-sluzhbe-v-organax-vnutrennix-del-rossijskoj-federacii-skachat.html
  • https://lawlinks.ru/342-fz-o-sluzhbe-v-organax-vnutrennix-del/
  • https://bezadvokatoff.ru/342-fz-o-sluzhbe-v-organah-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii/
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/reforma-mvd.html
  • https://tass.ru/obschestvo/10207175

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: