Арбитражный управляющий, его права и обязанности, ответственность

Содержание
  1. Кто такие арбитражные управляющие
  2. Виды управленцев в банкротстве
  3. Требования к Арбитражному управляющему
  4. Права и обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве
  5. Ассоциация арбитражных управляющих
  6. Вознаграждение арбитражного управляющего
  7. Как назначается арбитражный управляющий?
  8. Действия управленца при банкротстве
  9. Отчет арбитражного управляющего
  10. Арбитражный управляющий и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих
  11. Права АУ в ходе рассмотрения дела о финансовой несостоятельности
  12. Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Арбитражные управляющие
  13. Заинтересованность арбитражного управляющего
  14. Саморегулируемая ассоциация управляющих
  15. Права управленца в процедуре несостоятельности
  16. В каком качестве выступает арбитражный управляющий при проведении процедуры банкротства
  17. Помощник арбитражного управляющего
  18. Карточка арбитражного управляющего
  19. Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
  20. Порядок назначения специалиста
  21. Административная ответственность
  22. Обжалование действий арбитражного управляющего

Кто такие арбитражные управляющие

В соответствии с положениями статьи 20 указанного Федерального закона под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который осуществляет предусмотренную действующим законодательством деятельность, направленную на удовлетворение требований кредиторов об уплате долга.

При этом ему не запрещено законом заниматься частной практикой, а также осуществлять иную деятельность, не противоречащую требованиям действующего законодательства, но только при соблюдении требования, что такая его деятельность не будет мешать исполнению им своих непосредственных обязанностей, установленных Федеральным законом №127-ФЗ.

Для того чтобы получить статус арбитражного управляющего, гражданин Российской Федерации при вступлении в состав специализированной саморегулирующейся организации должен подтвердить свое соответствие следующим требованиям:

  • обладание высшим образованием в его оконченной форме (подтверждается документом об образовании);
  • опыт работы на каких-либо руководящих должностях (вне зависимости от того, идет речь о государственном учреждении или частной организации), который может быть подтвержден с помощью специальных документов, например, копией трудовой книжки или выпиской из приказа о назначении на руководящую должность;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет до даты подачи документов на вступление в саморегулирующуюся организацию (подтверждается специальным протоколом прохождения стажировки или иным документом, который выдается руководителем стажировки – действующим арбитражным управляющим);
  • прохождение теоретического экзамена в части владения курсом программы подготовки арбитражных управляющих (сдается при вступлении в саморегулирующуюся организацию, если другие варианты проверки уровня профессиональной подготовки не оговорены в нормативных документах такой организации);
  • у кандидата не должно быть наказания в виде дисквалификации по административным правонарушениям либо наказания в виде запрета на занятие определенных должностей за совершение преступлений, характеризуемых как умышленные (подтверждается справками из правоохранительных органов либо из судебных органов);
  • также у кандидата на вступление в саморегулирующуюся организацию не должно быть судимостей за преступления умышленного типа
  • в течение трех лет, предшествующих подаче заявления на вступление в ряды арбитражных управляющих, кандидат не должен быть исключен из таких саморегулирующихся организаций за совершение нарушений действующего федерального законодательства. При этом такие нарушения, за которые было осуществлено исключение из такой организации, определяются как неустранимые либо неустраненные в срок, установленный организацией при выявлении этих нарушений.
Если арбитражный управляющий, являющийся членом саморегулирующейся организации, допустит нарушение действующего федерального законодательства, в отношении него может быть использован рычаг воздействия в виде исключения из числа членов саморегулирующейся организации в течение одного месяца с даты выявления такого нарушения.

Виды управленцев в банкротстве

На разных этапах банкротства несостоятельных физических и юридически лиц к арбитражному управляющему выдвигаются различные требования и тот исполняет различные функции. Таким образом, выделяют следующие подвиды арбитражных управляющих:

  • временный, производящий первичную оценку платежеспособности должника, а также осуществляющий сохранность найденного имущества;
  • административный, способствующий реструктуризации неоплаченных обязательств и общему финансовому оздоровлению предприятия;
  • внешний, полностью управляющий деятельностью предприятия до момента исполнения тем своих материальных повинностей перед кредитором;
  • конкурсный арбитражный управляющий, занимающийся ликвидацией непогашенных займов методом распродажи собственности банкрота;
  • финансовый, ведущий дела физических лиц.

При этом один и тот же специалист может провести сразу несколько этапов процедуры банкротства.

Требования к Арбитражному управляющему

С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами.

Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Актуальная на сегодня редакция документа принята 2 декабря 2019 года. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

  • гражданство РФ;
  • участие в профильной СРО (саморегулируемой ассоциации АУ);
  • страхование профессиональной ответственности АУ на сумму не менее 10 млн. руб. в год (конкретный размер определяется по правилам, установленным ст. 24.1 №127-ФЗ, и зависит от стоимости активов, находящихся в распоряжении банкрота);
  • высшее образование (желательно — в сфере управления, экономики или финансов);
  • стаж работы на руководящей должности более года;
  • деятельность в статусе заместителя АУ сроком от 2 лет;
  • прохождение обучения на курсах профессиональной подготовки арбитражных управляющих и успешная сдача экзамена по его итогам;
  • отсутствие судимостей и других наказаний за совершение умышленных преступлений, а также ограничений на деятельность в качестве АУ;
  • оформление статуса ИП для работы арбитражным управляющим;
  • отсутствие личной заинтересованности и зависимости по отношению к должнику и кредиторам, выступающими участниками процедуры банкротства.

Права и обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве

Перечень прав и обязанностей арбитражного управляющего, который участвует в деле о банкротстве, содержится в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

К числу прав, которыми обладает арбитражный управляющий, относятся:

  • право на созыв собрания кредиторов для разрешения ключевых вопросов в деле о банкротстве, если без такого собрания такие вопросы разрешены быть не могут;
  • право на созыв комитета кредиторов, если без такого созыва решить ключевые вопросы по ведению дела о банкротстве арбитражный управляющий не может, либо если возникли спорные ситуации в алгоритме разрешения;
  • обращение в арбитражный суд с целью направления заявлений и ходатайств, если такое действие предусмотрено действующим законодательством в сфере банкротства физических и юридических лиц;
  • получение вознаграждения в том порядке, в котором это предусматривает указанный Федеральный закон;
  • право на привлечение для помощи в исполнении своих обязанностей сторонних лиц, но при условии перечисления им вознаграждения за осуществление своей деятельности за счет средств должника. Такой вариант оплаты услуг привлеченных лиц возможен в том случае, если другие варианты не предусмотрены действующим законодательством либо соглашением между арбитражным управляющим и кредиторами в конкретном деле о банкротстве;
  • право запрашивать необходимые для выполнения своей работы сведения о физических лицах, в отношении которых ведется дело о банкротстве, либо о юридических лицах, их руководстве, владельцах, органах управления. Такие запросы арбитражный управляющий вправе посылать во все государственные органы, внебюджетные фонды, а также в органы местного самоуправления. Запросу подлежат все необходимые для работы сведения, в том числе те, которые содержат государственную тайну;
  • право на подачу в арбитражный суд заявления о снятии с него обязанностей по ведению определенного дела о банкротстве.

Что касается обязанностей арбитражного управляющего, их перечень содержится в части 3 статьи 20.3 и выглядит следующим образом:

  • принятие мер, направленных на защиту имущества должника от возможного его выведения из конкурсной массы и исключения из перечня имущества, с помощью которого может быть погашена задолженность перед кредиторами;
  • оценка, с аналитической точки зрения, финансово-хозяйственного состояния должника, а также результатов его финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • оформление и ведение реестра требований кредиторов во всех случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в случае поступления требования о предоставлении реестра требований кредиторов – предоставление такого реестра в течение трех рабочих дней со дня поступления такого требования. Однако данное действие возможно только в том случае, если речь идет о лицах, которые одновременно требуют проведения специального общего собрания лиц, выступающих кредиторами;
  • в случае если в ходе проводимой проверки были обнаружены факты деятельности должника-физического лица или должностных лиц организации-должника, которые могут быть трактованы как административные правонарушения или уголовные преступления, передача информации о таких фактах в правоохранительные органы с целью рассмотрения последними вопроса о возбуждении дела по факту административного правонарушения или уголовного преступления;
  • выявление признаков преднамеренного банкротства, а также банкротства фиктивного типа в том порядке, который установлен специальными федеральными стандартами, и сообщение об установленных фактах лицам, которые участвуют в деле о банкротстве, а также в саморегулирующуюся организацию, в которой состоит арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в те государственные органы, которые в пределах своей компетенции возбуждают дела об административных правонарушениях и уголовных преступлениях;
  • привлечение на договорной основе лиц, использование услуг которых является обязательным в случае исполнения арбитражным управляющим его обязанностей в деле о банкротстве, если такие действия арбитражного управляющего по расширению круга участвующих в деле по банкротству лиц не является нарушением действующего федерального законодательства по несостоятельности (банкротству);
  • выявление фактов, связанных с нарушением исполнения обязанности предоставления в уполномоченные органы заявления должника, а также с нарушением сроков подачи такого заявления;
  • принятие мер в отношении виновного в нарушении исполнения обязанности по подаче заявления должника в части привлечения такого виновного к ответственности, в том числе путем сообщения сведений о таком нарушении в уполномоченные органы, которые составляют специализированные протоколы по выявленным нарушениям.

Иные права и обязанности арбитражного управляющего могут быть сформулированы арбитражным судом при его назначении для ведения конкретного дела по банкротству при условии, что расширение таких прав и обязанностей продиктовано условиями конкретного дела.

Ассоциация арбитражных управляющих

Что касается саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих — это структура, призванная упорядочивать действия своих членов и нести за них ответ.

Если кратко, то СРО — начинает работу с момента регистрации Федеральной регистрационной службой. У каждой организации есть свои внутренние стандарты и требования к членам, при несоответствии которым, арбитражный управляющий исключается из ассоциации.

СРО отвечает за объективность проведения процедуры банкротства, соблюдение интересов должника и кредиторов. По отношению к своим членам, ассоциация выступает в качестве защитника, регулятора деятельности и организатора учебных программ.

Вознаграждение арбитражного управляющего

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 арбитражный управляющий за выполнение своих обязанностей по ведению дела о банкротстве имеет право на предоставление ему вознаграждения. Сумма, которая ежемесячно должна быть выплачена такому человеку, формируется из фиксированного платежа и процентов.

Фиксированная сумма рассчитывается в зависимости от того, какую должность занимает арбитражный управляющий в конкретном проводимом деле:

  • если речь идет о должности временного управляющего, то размер фиксированной суммы вознаграждения не может превышать тридцать тысяч рублей в месяц;
  • для административного управляющего такая сумма равняется пятнадцати тысячам рублей в месяц;
  • у внешнего управляющего фиксированный размер суммы вознаграждения равен сорока пяти тысячам рублей;
  • для конкурсного управляющего сумма также рассчитывается в месяц и составляет тридцать тысяч рублей в месяц;
  • если говорить о финансовом управляющем, то ему выплаты назначаются в единоразовом виде в размере двадцати пяти тысяч рублей за одну проведенную процедуру по делу о банкротстве.
Сумма процентов, которые выплачиваются арбитражному управляющему, определяется в зависимости от размера тех требований кредиторов, которые были удовлетворены при непосредственном участии арбитражного управляющего. При этом вычитаются данные средства из денежных средств должника, а также из других средств, поступивших в конкурсную массу.

Размер суммы процентов, которые потребуется выплатить арбитражному управляющему, либо определяется на основании соответствующего решения арбитражного суда, либо рассчитывается как процентное соотношение к удовлетворенным требованиям кредиторов, но в пределах размеров, которые установлены частями 10-13 статьи 20.6 Федерального закона №127-ФЗ в зависимости от стоимости балансовых и чистых активов должника. Если речь идет о финансовом управляющем, то в качестве его суммы процентов рассматривается процентное соотношение к размеру удовлетворенных требований кредиторов. Данное соотношение равно семи процентам от всех требований, которые были удовлетворены из заявленных в реестр требований при условии, что возмещение по таким требованиям все кредиторы получили по итогам непосредственного участия финансового управляющего в процессе такого удовлетворения.

Сумма процентов, которая подлежит выплате арбитражному управляющему, не подлежит расширению, если иное решение не примет суд при рассмотрении конкретного дела. При этом данную сумму получивший ее арбитражный управляющий должен потратить на вознаграждение дополнительно привлеченных лиц к участию в процедуре банкротства.

Кроме того, эта сумма может быть также использована для компенсации тех расходов, которые арбитражный управляющий понес при выполнении своих обязанностей по данному делу о банкротстве.

Если собрание кредиторов примет соответствующее решение, то арбитражному управляющему могут быть выплачены дополнительные средства в качестве вознаграждения.

Как назначается арбитражный управляющий?

Назначение арбитражного управляющего из пула членов ассоциации — осуществляется в согласии со , где оговаривается такой протокол процедуры:

  1. В заявлении от должника, заимодателей или уполномоченных госорганов о начале акта банкротства — указывается определенная СРО или даже конкретный ее член.
  2. Суд посылает запрос в ассоциацию. Она информирует о соответствии квалификации, указанного в документации человека, рассматриваемому делу. Ответ дается в течение 9 дней, срок его доставки — не более 5 суток.
  3. Если лицо не было указано точно, то СРО выдвигает три свои кандидатуры, наиболее подходящие конкретному судебному процессу. Должник и кредиторы имеют возможность отказать двум претендентам на участие в мероприятии (по одному отводу с каждой стороны).
  4. После соблюдения данных формальностей, судья утверждает личность арбитражного управляющего.
Если арбитражному управляющему необходим допуск к гостайне, то этот пункт отдельно указывается в запросе для СРО и ассоциация подбирает человека с соответствующим профилем. При отсутствии такого кандидата, эта информация передается в судебную инстанцию.

Немного иначе обстоит дело, при принудительной или добровольной смене арбитражного управляющего во время процедуры банкротства. В течение 10 дней с момента отстранения, собрание кредиторов обязано указать новую саморегулируемую организацию или ее конкретного члена. При отсутствии подобной инициативы, старое СРО повторяет подачу информации с указанием трех новых претендентов на вакансию.

Если сроки предоставления кандидатуры от ассоциации не выдержаны, то дело о банкротстве ставится на паузу в 30 дней. За это время, кредиторы могут подобрать более оперативное СРО арбитражных управляющих.

Действия управленца при банкротстве

Перечень операций, осуществляемых АУ в рамках процедуры банкротства, определяется его обязанностями и правами, а также текущим состоянием и стадией дела. Стандартный набор предпринимаемых АУ действий, выглядит следующим образом:

  • доведение информации о начале процедуры признания организации или гражданина банкротом до кредиторов и других заинтересованных лиц, к числу которых относятся работники, учредители, контрагенты, собственники и т.д.;
  • организация и последующее проведение собраний кредиторов;
  • сбор и регистрации требований к должнику, оформление и обобщение полученной информации в виде реестра кредиторов;
  • осуществление контроля над деятельностью лица или организации, являющихся потенциальными банкротами;
  • оценка финансовой состоятельности должника, которая проходит в форме инвентаризации имущества, аудита, независимой стоимостной экспертизы или других подобных мероприятий;
  • оформление и предоставление отчетности, необходимой для эффективного исполнения профессиональных обязанностей;
  • организация, проведение и контроль над мероприятиями по погашению задолженностей перед кредиторами;
  • исполнение функций управления предприятием с целью его финансового оздоровления;
  • организация работы по взысканию задолженностей с контрагентов компании-банкрота, по отношению к которым последний выступал в качестве кредитора.

Профессиональная деятельность арбитражного управляющего с некоторой долей условности может быть разделена на 4 основных направления, каждое из которых имеет серьезное значение для итоговой эффективности работы специалиста. В указанное число входят:

  • оформление обязательной страховки ответственности АУ перед третьими лицами;
  • составление и отправка заинтересованным лицам, организациям и фискальным органам запросов о финансовом состоянии должника;
  • оперативное и своевременное информирование участников процесса и соответствующих структур о выявленных нарушениях со стороны должника или заинтересованных лиц;
  • организация и проведение торгов активами банкрота, а также последующее распределение полученных денежных средств между кредиторами.

Отчет арбитражного управляющего

Стандартизированные формы отчетности арбитражного управляющего — закреплены за деятельностью административного управляющего согласно : каждому этапу процедуры соответствует свой шаблон.

Кроме того, в арбитражный суд ежемесячно предоставляются сведения об использовании ресурсов должника в конкурсном производстве. Обязательно направляется в данную инстанцию и протокол собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации должен быть членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются соответствующей организацией арбитражных управляющих для каждого ее члена, а именно:

  • наличие положительного результата сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

  • наличие стажа работы на руководящих должностях не менее 1 года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;

  • наличие высшего профессионального образования;

  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

  • отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

  • не быть исключённым из саморегулируемой организациии арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство;

  • наличие своевременного и в полном объеме внесения установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд;

  • наличие договора обязательного страхования ответственности.

Кроме этого конкурсный кредитор, который является заявителем по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов имеют право предъявить к кандидатуре арбитражного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства, следующие дополнительные требования, а именно:

  • наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

  • проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве;

  • наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Права АУ в ходе рассмотрения дела о финансовой несостоятельности

Перечень прав, предоставляемых управляющему, регламентируется ст. 20.3 №127-ФЗ. Он включает следующие действия специалиста:

  • созыв комитета или собрания кредиторов;
  • обращение в суд с различными ходатайствами и заявлениями по сути рассматриваемого процесса;
  • получение вознаграждения в соответствии с правилами, установленными №127-ФЗ;
  • привлечение к делу третьих лиц, если это необходимо для исполнения возложенных на АУ обязанностей, причем оплата их работы осуществляется за счет банкрота;
  • подача заявления о добровольном освобождении от обязанностей по делу о банкротстве;
  • оформление запросов на получение сведений о должнике и лицах, участвующих в органах управления или влияющих на его работу, а также на сбор информации о различных финансовых аспектах деятельности должника – перечне имущества, задолженностях и других подобных данных, необходимых для исполнения профессиональных обязанностей АУ.

Последний пункт списка особенно важен для обеспечения эффективной работы специалиста. Сбор исчерпывающей информации о банкроте, его контрагентах и контролирующих лицах входит в число обязательных условий для защиты интересов кредиторов в процессе осуществления процедуры банкротства.

Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Арбитражные управляющие

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” в редакции, действовавшей до 01.01.2011, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и отвечает иным требованиям, установленным названным Федеральным законом.

“Положение об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций” (утв. Банком России 14.12.2004 N 265-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2005 N 6280) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607);

отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций

Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 N 122-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ионова Николая Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Проведенной Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (город Барнаул) проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Н.В. Ионов, назначенный и зарегистрированный в качестве арбитражного управляющего, допустил нарушение сроков проведения конкурсного производства. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 4 октября 2004 года он привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации и подвергнут административному штрафу в размере 40 минимальных размеров оплаты труда (4000 руб.) за нарушение правил, установленных в части третьей статьи 20 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, из которой следует, что арбитражный управляющий при осуществлении своих прав и обязанностей обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредитора.

Приказ Минюста РФ от 30.12.2004 N 202 Об утверждении Положения о порядке ведения единого государственного Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и формы выписки из единого государственного Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

– соответствие не менее чем ста членов организации требованиям, установленным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона;

– участие членов организации не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в Реестр, кроме процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;

Приказ Минюста РФ от 25.12.2006 N 380 (с изм. от 31.03.2009) Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, а также соответствие условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда или общества взаимного страхования саморегулируемой организации установленным Правительством Российской Федерации требованиям;

Приказ Минюста РФ от 25.05.2004 N 108 Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра арбитражных управляющих

Включению в Реестр подлежат лица, соответствующие требованиям, установленным статьей 20 Федерального закона.

Для включения в Реестр саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в Минюст России следующие документы:

Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 150-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карнауха Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”

Определением Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2005 года гражданин В.П. Карнаух был утвержден временным управляющим ООО “Дом продуктов “Шант” как лицо, соответствующее требованиям статьи 20 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”.

Приказ Минюста РФ от 30.12.2004 N 203 Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра арбитражных управляющих

Включению в Реестр подлежат лица, соответствующие требованиям, установленным статьей 20 Федерального закона.

Заинтересованность арбитражного управляющего

В чем же тогда выгода административного управляющего?

  1. Реализация собственного интеллектуального потенциала.
  2. Нетривиальные и сложные задачи.
  3. Конечно, материальное вознаграждение.
Если же выявлена связь между административным управляющим и каким-либо участником процедуры банкротства, то это повод для отвода специалиста, поскольку нарушает основное требование — беспристрастность.

Саморегулируемая ассоциация управляющих

Участие в профильной саморегулируемой ассоциации – одно из обязательных требований для назначения АУ, установленное положениями №127-ФЗ. СРО относятся к некоммерческим организациям. Их деятельность регламентируется несколькими законодательными и нормативными актами:

  • , принятый 12 января 1996 года (в ред. от 3 августа 2018 года);
  • , подписанный Президентом страны 1 декабря 2007 года (в ред. от 3 августа 2018 года);
  • , утвержденное руководителем российского Правительства 3 февраля 2005 года.

Целью создания СРО выступает передача контролирующих функций от государства непосредственным участникам рынка. Поэтому основные задачи любой ассоциации арбитражных управляющих – контроль над деятельностью своих участников и финансовая ответственность за их профессиональные действия.

При вступлении в члены СРО к АУ предъявляется комплекс требований, которые делятся на две группы. К первой относятся квалификационные условия членства в ассоциации, которые касаются уровня профессиональной подготовки и опыта работы специалиста. Каждая организация разрабатывает собственный стандарт требований, который не может быть ниже установленного в №127-ФЗ.

Вторая категория включает финансовые требования. Они состоят в необходимости оплаты разового вступительного и регулярного членского взноса, а также внесении средств в компенсационный фонд СРО. Назначение последнего – создание возможности для несения саморегулируемой организацией коллегиальной материальной ответственности за неправомерные или неквалифицированные действия участников.

Права управленца в процедуре несостоятельности

Для выполнения миссии по соблюдению интересов всех участников процедуры банкротства, арбитражный управляющий наделен правом:

  • собирать комитет или общее собрание заимодателей по конкретному делу;
  • обратиться в арбитражную инстанцию с законодательно обусловленными заявлениями и ходатайствами;
  • получать оплату за свой труд;
  • пользоваться услугами сторонних специалистов и оценщиков за счет организации или физлица, которые признаются несостоятельными;
  • требовать данные об имуществе должников, деловых партнерах, проведенных сделках, обязательствах и т.д., в т.ч. и информацию из разряда коммерческой или гостайны (при наличии допуска);
  • отказаться вести дело на любом из этапов, т.е. заявить самоотвод.
При этом вся деятельность арбитражного управляющего оплачивается должником, если иное не было оговорено на собрании кредиторов. Также важно и придерживаться рамок законов, не превышая своих прав.

В каком качестве выступает арбитражный управляющий при проведении процедуры банкротства

В зависимости от способа проведения процедуры банкротства и осуществления выполняемых функций в каждом конкретном судебном деле о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

– внешнего управляющего (осуществляется процедура внешнего управления). Основная цель на этой стадии – восстановить платежеспособность должника. Внешний управляющий – арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления. Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы. Внешний управляющий:

  • ведёт реестр требований кредиторов;

  • разрабатывает план внешнего управления;

  • ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический отчёт;

– административного управляющего (осуществляется процедура финансового оздоровления). На стадии финансового оздоровления основная функция арбитражного управляющего – это контролирующая функция. Арбитражный управляющий ведёт реестр требований кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления денежных средств кредиторам;

– временного управляющего (осуществляется процедура наблюдения). На стадии процедуры наблюдения арбитражный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника и восстановить его платежеспособность;

– финансового управляющего (осуществляется процедура банкротства граждан);

– конкурсного управляющего (осуществляется процедура конкурсного производства). Конкурсный управляющий руководит должником. В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом должника;

  • увольнять работников;

  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;

  • требовать возврата задолженности перед должником.

Помощник арбитражного управляющего

Положения №127-ФЗ разрешают арбитражному управляющему формировать собственную команду для более эффективного исполнения обязанностей. Типичным примером ее участника становится помощник специалиста, на которого обычно возлагается выполнение следующих функций:

  • оформление необходимой документации в рамках дела о несостоятельности организации или физического лица;
  • ведение документооборота с соблюдением всех необходимых формальностей, касающихся регистрации документов, сроков их подготовки и отправки, перечня информируемых лиц, других подобных требований законодательства;
  • организация и помощь в проведении собраний и встреч участников арбитражного процесса и заинтересованных сторон;
  • выполнение отдельных поручений арбитражного управляющего или каких-либо процессуальных действий, например, составление описи имущества несостоятельного должника.

Перечень обязанностей конкретного помощника определяется непосредственно арбитражным управляющим. Для оплаты его услуг за счет средств должника необходимость привлечения дополнительного специалиста должна быть обоснована перед судьей. Традиционные, но не обязательные требования к помощнику АУ – наличие юридического или экономического образования, аккуратность, внимательность и другие подобные навыки, которые могут пригодиться в процессе работы.

Карточка арбитражного управляющего

К определенной публичности обязывается не только деятельность СРО, но и работа самого специалиста по банкротствам

  • ФИО и ИНН;
  • регистрационные данные;
  • принадлежность к определенной ассоциации;
  • дата вступления в СРО;
  • вся деятельность данного лица в рамках его должностных полномочий пошагово;
  • финальные отчеты по процессам.
По этой карточке арбитражного управляющего — легко отследить этап любого акта банкротства и предпринятые сторонами мероприятия средства, что обеспечивает прозрачность дела. Но одновременно с тем, не происходит утечка деталей, составляющих коммерческую тайну.

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.

Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.

  • Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

  • Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.

  • Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.

Порядок назначения специалиста

Процедура определения и утверждения арбитражного управляющего регламентируется ст. 45 №127-ФЗ. Решение о назначении АУ принимается судьей арбитражного суда. При этом соблюдается такой порядок действий:

  • в заявление инициатора начала процедуры банкротства, в качестве которого имеет право выступать должник, кредитор или уполномоченный государственный орган, включается информация о желании привлечь к делу конкретного специалиста или любого участника определенной СРО;
  • судья направляет в указанное саморегулируемое объединение запрос о квалификации АУ и возможности его участия в деле;
  • ассоциация обязана дать официальный ответ до истечения 14 дней (9 из них дается на оформление документа, а 5 – на доставку в арбитражный суд);
  • при отсутствии указания на конкретного специалиста, СРО АУ выдвигает 3 кандидатуры по своему усмотрению. Право отстранить по одному из них предоставляется кредиторам и должнику;
  • оставшаяся кандидатура утверждается судьей арбитражным управляющим по рассматриваемому делу о финансовой несостоятельности частного лица или организации.

Аналогичный порядок действий предпринимается при смене стадии банкротства. В подобной ситуации основанием для запуска процедуры назначения нового арбитражного управляющего становится решение кредиторов, оформленное в виде протокола их собрания. Допускается участие одного специалиста на всех этапах дела.

Отдельный порядок предусмотрен для случаев принудительной или добровольной смены АУ в ходе процедуры банкротства. В этом случае собранию кредиторов предоставляется 10 дней на принятие решения о новой кандидатуре специалиста или саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих. При отсутствии подобного решения старая СРО предлагает трех новых претендентов для дальнейшего участия в деле.

Административная ответственность

Труд административного управляющего не только достаточно сложен, с моральной точки зрения, но и законодательно закреплена высокая ответственность за лицом, выполняющим такую работу. Так, согласно , данный участник процедуры банкротства — несет материальные, репутационные и дисциплинарные риски, связанные с качеством исполнения им своих функций.

Что касается административной ответственности арбитражного управляющего, то на законодательном уровне — неразбериха. Согласно одним постановлениям, деятельность управляющего по делам о банкротстве не подлежит подобному виду внешнего влияния. Данная норма направлена на защиту как самих административных управляющих, так и интересов заимодателей и должника от различного рода вмешательств посторонних лиц.

Однако возникает некая неприкасаемость, что тоже противоречит закону. Поэтому были даны пояснения от Высшего арбитражного суда РФ о возможности административных действий в адрес административного управляющего.

Данные полномочия делегированы Росреестру и отражены в соответствующем нормативном акте, касающемся основных положений и функций данного органа. Однако из-за отсутствия прямых указаний, эта организация проводит административные мероприятия не в адрес конкретного управляющего, а в направлении СРО, к которому тот приписан.

Обжалование действий арбитражного управляющего

Деятельность АУ не контролируется участниками дела по банкротству. Вместе с тем, любая заинтересованная сторона имеет возможность обжаловать действия специалиста в одну из четырех инстанций:

  • непосредственно в арбитражный суд;
  • в саморегулируемую ассоциацию арбитражных управляющих;
  • в Росреестр, наделенный функциями контролирующего органа;
  • в правоохранительные органы.

Обязательным условием принятия решения по теме обращения выступает включение в заявление следующих сведений:

  • данные о нарушениях законодательства, допущенных АУ;
  • документальные доказательства указанных фактов;
  • ходатайство о принятии мер в отношении правонарушителя.
Источники

  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stati-20.html
  • https://bankrotstvo-lite.ru/arbitrazhni-upravlyaucshi/
  • https://fizbankrot.com/arbitrazhnyj-upravlyayushhij/arbitrazhnyj-upravlyayushhij-bankrotstvo/
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/arbitrazhnyy_upravlyayushchiy.html
  • https://legalacts.ru/doc/FZ-o-nesostojatelnosti-bankrotstve/glava-i/statja-20/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: