Аттестация учителей в 2021 году: последние изменения

Аттестация педагогических работников

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Основными задачами аттестации являются:
• стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
• повышение эффективности и качества педагогического труда;
• выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
• учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
• определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
• обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Уважаемые педагоги!

Прием заявлений на аттестацию в 2020-2021 учебном году осуществляется только в электронном виде!

  • Для всех педагогических работников образовательных организаций города Москвы с сентября 2014 года прием осуществляется через модуль “Аттестация” Московского регистра качества образования (МРКО).
  • Для педагогических работников организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, которые не имеют персональных кабинетов в МРКО, с сентября 2014 года прием заявлений ведется по электронной почте [email protected]

Уважаемые педагоги!

В бумажном виде документы на аттестацию не принимаются!

Вниманию педагогических работников!

График заседаний Городской аттестационной комиссии (ГАК) на каждый учебный год утверждается приказом Департамента образования города Москвы ежегодно.

Обращаем внимание, что в соответствии с Порядком аттестации и Разъяснениями по применению порядка:

  • заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней;
  • продолжительность аттестации исчисляется 60 днями до даты заседания аттестационной комиссии, на которую распределен педагог.

Пример определения сроков аттестации:

– аттестация педагога на высшую квалификационную категорию заканчивается 26 октября 2015 года;
– заявление на аттестацию получено ГАК 26 ноября 2014 года;
– рассмотрение заявления и распределение в график работы ГАК: в соответствии со сроком окончания высшей КК поставлен на комиссию 27 октября 2015 года – информация доводится до сведения аттестуемого педагога в течение 30 дней с момента получения заявления, т.е. до 25 декабря 2014 г.;
– начало аттестации считается дата 29 августа 2015 года – за 60 дней до принятия решения ГАК.

Таким образом, подачу заявления на очередную аттестацию целесообразно осуществлять не ранее, чем за 3-4 месяца до окончания срока аттестации.

График заседаний Городской аттестационной комиссии:

№ п/п месяц 2020-2021 уч. г.
утв. приказом ДОНМ от 01.09.2020 № 287
Примерный график заседаний
Городской аттестационной комиссии

в соответствии со сроками ранее
проводимых заседаний
аттестационных комиссий в Москве

на 2021-2022 уч. г.
1. сентябрь 30.09.2020 29.09.2021
2. октябрь 28.10.2020 27.10.2021
3. ноябрь 25.11.2020 24.11.2021
4. декабрь 30.12.2020 29.12.2021
5. январь 27.01.2021 26.01.2022
6. февраль 24.02.2021 16.02.2022
7. март 31.03.2021 30.03.2022
8. апрель 28.04.2021 27.04.2022
9. май 26.05.2021 25.05.2022

Что было запланировано на 2020 год

Прежде всего, это предстоящий запуск Национальной системы учительского роста (НСУР). Для учителей это значило, в первую очередь, внедрение новых должностей и изменение правил осуществления периодической аттестации.

Например, в систему включались Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). По замыслу авторов данной концепции, педагоги по всей стране имели бы возможность проходить аттестацию по единым правилам, что должно было создать для всех учителей равные условия.

Здесь наиболее важно, что вводить новую систему планировалось уже в нынешнем, 2020 году. Скажем, до июня должны была продолжать апробировать новую модель аттестации учителей, после этого, до ноября планировалось анализировать уровень квалификации российских педагогов и делать единую базу данных о них.

По новой модели тестирование педагогов должно осуществляться в несколько этапов:

  • тестирование знаний по своему предмету. В нем, как планируется, окажется несколько блоков — таких как тесты по предмету, поиск ошибки в речи ученика, составление плана урока и прочих;
  • решение кейса по педагогике. Оно представляет собой разбор реальной сложной ситуации в школьном обучении;
  • анализ работы педагога на практике. По задумке авторов проекта, это должен был быть наиболее сложный блок — педагогов планировали оценивать по видеозаписи урока (либо его части), а также плану урока и образцам проверочных работ школьников. Однако еще в начале года прошла информация по поводу того, что видеозапись урока производить не понадобится;
  • оценка успешности учителя в качестве специалиста. В данном блоке планировалось оценивать успешность выпускников (позднее от данной части отказались), индивидуальные достижения педагога, условия его профессиональной деятельности

Все эти тесты педагоги должны были сдавать в первый же год работы (так называемый «вход в профессию»), затем через 3 года, после этого через 5 лет и так далее.

Однако это не просто плановые экзамены, после каждого этапа педагогов должны повышать в должности – от младшего специалиста до учителя-наставника, что также планировалось в качестве составного элемента новой системы тестирования учителей.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года.

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе. Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Основные правила аттестации учителей в 2020 году

Новость. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, Минпросвещения издало приказ №193 от 28.04.2020. По этому приказу срок действия квалификационных категорий продлен до 31 декабря 2020 года — в случае, если действие категории должно было закончиться с 1 апреля по 1 сентября 2020 года.



По этой причине аттестация для педагогов стала обязательной с 2020 года, но полноценно проводиться будет только с начала 2021 года. Теперь учителям нужно проходить курсы повышения квалификации с последующей аттестацией раз в 5 лет.

Согласно приказу введен новый формат оценки квалификации, имеющий 2 уровня:

  1. Обязательный.

  2. Добровольный.

Первый уровень — введен для специалистов недавно окончивших вуз и впервые приступивших к работе. Результат аттестации определяет возможность работы по специальности. При первичной сдаче экзамена специалист может работать 2 года, после этого следует подтвердить компетенции снова.

Второй уровень — необходим для расширения должностных обязанностей. Экзамен добровольный, а по результатам аттестации педагогу присваивают первую или высшую квалификационную категорию.

В течение 5 лет система будет тестироваться, поэтому форма аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности выбирается специалистом самостоятельно. Переход на новый метод проверки знаний постепенно закончится в 2024 году. Поэтому ближайшее время ждать новостей об окончательном переходе на новую систему не стоит.

Нововведения при аттестации учителей 2020 года

Появится выбор карьерного роста:

  1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

  2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.

Использование единых федеральных оценочных материалов

Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения.

Состав ЕФОМ

Для аттестации при повышении квалификации разработаны 3 блока:

  1. Письменная работа. Проводится по профилю преподавателя. В пробном варианте выполнение занимало 2 часа. Педагога проверяют на знание профильного предмета и методов преподавания дисциплины. Комиссия изучает навыки педагога в составлении плана урока и способности выявления ошибок в выполненных заданиях ученика. Этот блок помогает объективно оценить способности специалиста по профилю.

  2. Анализ профессиональной деятельности учителя. Педагог должен записать проведенный урок на видео, чтобы показать взаимодействие с учениками. Также учитель отправляет план урока комиссии. Для объективной оценки дополнительно используются результаты учеников на уроке, например, оценка за решение примеров.

  3. Педагогический кейс. Этот блок позволяет оценить морально-волевые и личностные характеристики учителя. Комиссия изучает коммуникативные и психолого-педагогические компетенции педагога. Для оценки используют ситуации, когда в сложившийся коллектив приводят нового ученика, возникает конфликт на уроке и так далее. Педагогу нужно составить план действий в предложенных условиях.

На данный момент известно, что общее время задания — не более 4 часов. Однако проверка навыков и знаний проводится в разные дни, чтобы равномерно распределить нагрузку.

После проведения экспериментальных тестов по переподготовке было решено избавиться от записи видео, которое вызывало много сложностей. Планируется заменить этот блок альтернативным заданием.

Классификация

Аттестация педагогических кадров в образовании может быть:

  1. Добровольной. Оценка проводится по желанию сотрудника учебного заведения для установления первой либо высшей категории.
  2. Обязательной. Такая аттестация педагогических кадров проводится для подтверждения соответствия лиц занимаемым ими должностям на основе анализа их профессиональной деятельности.

Значение оценки

В настоящее время отмечается тенденция по усовершенствованию образовательного процесса. В соответствии с этим должен повышаться профессионализм преподавателей и квалификация. Аттестация педагогических кадров позволяет выявить слабые места в системе подготовки сотрудников.

В настоящее время педагог должен не просто владеть содержанием преподаваемой дисциплины и ориентироваться в сферах обучения, воспитания, психологии. Ему необходимо формировать условия для создания учебно-познавательных компетенций, развития личностных качеств обучающихся. При этом свой предмет он должен использовать в качестве средства реализации поставленных задач. Для этого необходимы и соответствующие личностные качества педагога, и квалификация.

Аттестация педагогических кадров: изменения в правилах

В соответствии с новым Положением:

  1. Комиссии для оценки соответствия работников занимаемым должностям создаются в образовательном учреждении.
  2. Периодичность аттестации педагогических кадров – 1 раз в 5 лет. При этом период действия категории не продлевается.

Изменены федеральные требования к квалификации работников, претендующих на первую или высшую категории.

Первая категория

По результатам анализа аттестации педагогических кадров 1-я квалификационная категория присваивается сотрудникам:

  1. Обеспечивающим стабильные показатели освоения учащимися программ по итогам мониторинга, осуществляемого как самой организацией, так и в порядке, предусмотренном правительственным постановлением № 662 от 5 авг. 2013 г.
  2. Вносящим личный вклад в улучшение качества образовательного процесса, совершенствующим методы воспитания и обучения, передающим собственный положительный опыт коллегам, принимающим активное участие в деятельности методических объединений педработников организации.
  3. Обеспечивающим выявление и развитие у учащихся способностей к интеллектуальной, физкультурно-спортивной, творческой деятельности.

Присвоение высшей категории

Оно осуществляется сотрудникам:

  1. Обеспечивающим достижение учащимися положительной динамики уровня освоения программ по итогам мониторинга как осуществляемого организацией, так и проводимого в порядке, предусмотренном правительственным постановлением № 662.
  2. Вносящим личный вклад в процесс повышения качества образования на основе применения более совершенных методов, продуктивного применения технологий, передающим свой положительный опыт, в том числе инновационной и экспериментальной работы педагогическим коллективам.
  3. Принимающим активное участие в деятельности методических объединений, разработке программно-методических рекомендаций, профессиональных конкурсах.

Формы предъявления результатов работы

В каждом субъекте РФ Министерство общего и профобразования издает приказ, на основании которого осуществляется аттестация педагогических кадров. В документе указываются формы предъявления сотрудниками результатов их работы. Для подтверждения соответствия работников должностям, которые они занимают, в качестве форм выступают:

  1. Рабочая программа, билеты, тестирование, конспект урока.
  2. Образовательный проект.
  3. Исследовательская (творческая) работа.
  4. Модель деятельности по любому актуальному направлению развития образовательного процесса.

Для оценки уровня квалификации и определения его соответствия установленным требованиям, формы предоставления результатов следующие:

  1. Аналитический отчет.
  2. Презентация пособий, авторских образовательных программ и методических пособий.
  3. Научно-практическая конференция.
  4. Публичная защита экспериментальных разработок.

Для оценки качества должен быть представлен собственный педагогический опыт на личном сайте или в блоге. Под личной понимают страницу, которая может входить в состав образовательного портала, в том числе и учебного заведения. Информация, размещенная в социальных сетях (“В Контакте”, “Одноклассники” и пр.), не учитывается.

МРКО

Отраслевыми нормативными актами предусмотрена упрощенная форма аттестации научно-педагогических кадров. Для этого используется личный кабинет в Московском регистре качества образования (МРКО).

Аттестация педагогических кадров осуществляется по следующей схеме:

  • Педработник подает заявление через свой личный кабинет.
  • Лицо, ответственное за сопровождение процедуры, видит заявку и прикрепляет к ней копию прежнего аттестационного листа и сопроводительное письмо. Оно подтверждает достоверность аттестационного листа и отсутствие у педработника нарушений в соответствии с 48 статьей ФЗ 273. После этого ответственное лицо согласует процедуру упрощенной аттестации.
  • После завершения сопровождения заявления педагогический работник самостоятельно отправляет документы в ГАК (комиссию). Для этого следует нажать на кнопку “Отправить”.
  • После рассмотрения документов ГАК устанавливает категорию. Приказ об этом размещается в системе после подписания.

Нюансы

В соответствии с изменениями, внесенными Минобрнауки, присвоенные категории, а также педагогические звания по результатам прошлой аттестации, проведенной в отношении работников, преподающих 2 и более предмета, не прошедших повышение квалификации до вступления в силу изменений, распространяются на всю нагрузку до следующей проверки.

Сотрудники, имеющие нагрузку по нескольким дисциплинам, аттестуются по той, которую они преподают по специальности. Квалификационная категория при этом распространяется на все предметы.

Нормативно-правовая база

Проведение аттестации и дальнейшее повышение квалификации носит обязательный характер согласно федеральному закону №273. Данному процессу подвергаются абсолютно все работники образовательных учреждений, в том числе и те, кто работает по совместительству.

Порядок проведения аттестации учитывает требования ФГОС. В каждом субъекте Российской Федерации создаются локальные законодательные акты, регламентирующие порядок проведения аттестации. Педагоги могут в любое время с ними ознакомиться.

Более того после ознакомления, работник обязан подписать расписку, что он осведомлен о порядке.

Все документы создаются на основе Порядка, созданного Минобрнауки. Экспертный лист, протокол соответствуют типовым формам.

Если появляются изменения, то методический отдел образовательного учреждения обязан уведомлять каждого педагога. Дополнительно информацию можно отслеживать на сайте в разделе «Новости».

Официальный сайт Московского центра качества образования – главная страница

Подача заявления на аттестацию

Подать заявление на аттестацию, начиная с 2017 года, педагоги могут только через личный кабинет в Московском регистре качества образования (МРКО) на сайте МЦКО. В бумажном варианте заявления не принимаются.

Вход в личный кабинет на официальном сайте МЦКО

Поданные заявления рассматриваются в течение 30 дней; после чего назначается день для аттестации конкретного учителя.

Вся продолжительность аттестации занимает не более 60 дней. На принятие решения у аттестационной комиссии есть месяц.

Графики заседаний Городской аттестационной комиссии располагаются на сайте МЦКО.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Комиссии, которые оценивают труд учителя, создаются на базе образовательных учреждений.

Все документы должны быть оформлены корректно. В случае ошибок заявки будут возвращаться на доработку, а время будет увеличено. Вся ответственность за оформление заявки и пакета документов лежит только на самом педагоге.

Виды аттестации

Аттестация педагогических кадров может быть добровольной и обязательной.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога в случае, если он сам захотел повысить свою категорию.

Обязательная аттестация назначается вышестоящим руководством или администрацией для подтверждения соответствия занимаемой должности.

Педагог должен не только предоставлять ученикам знания о своем предмете, а также ориентироваться в сферах воспитания и психологии детей.

С помощью своего предмета учителя должны создавать такую обстановку, чтобы формировались учебно-познавательные компетенции и развивались личностные качества учащихся.

При успешной сдаче аттестации, педагогу присваивается первая либо высшая категория.

Первая категория присваивается при выполнении следующих условий:

  • стабильные показатели освоения учениками программы;
  • внесение личного вклада в улучшение школьного образования, совершенствование методов воспитания и обучения;
  • активное участие в методических объединениях;
  • выявление и развитие у учащихся интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности.

Для того, чтобы получить высшую категорию, педагог должен иметь первую квалификацию в течение 2 лет или высшую, период которой уже заканчивается.

Высшая категория присваивается, если педагог выполняет условия:

  • достигает положительной динамики и развития освоения школьных программ по своему предмету;
  • вносит личный вклад в развитие образования с использованием инновационных и экспериментальных технологий;
  • принимает участие в профессиональных конкурсах, разрабатывает методические материалы.


Педагоги, которым было отказано в присвоении высшей категории, могут подать повторную заявку через год.

Проведение аттестации

Модель проведения аттестации в каждом регионе Российской Федерации разрабатывается индивидуально.

В качестве возможных форм проведения аттестации выступают:

  • рабочая программа, тестирование, билеты, конспекты уроков;
  • исследовательская или творческая работа;
  • образовательный проект;
  • модель деятельности по направлению развития образовательного процесса.

Формы предоставления результатов работы могут быть следующие:

  • аналитический отчет;
  • презентация программы, методического пособия;
  • конференция;
  • публичная защита своих разработок экспериментального характера.

Любая деятельность на основе своих разработок должна быть отработана на личном примере и зафиксирована. Данные должны быть на любом образовательном портале, желательно портале своего учебного заведения.

Если информация выставлена в социальных сетях, то она не учитывается. Несмотря на то, что сейчас очень популярно работать в социальных сетях, образовательная система не предусматривает выкладывание экспериментальных разработок для общего доступа.

Прежде чем они будут распространены, он должны быть одобрены и зафиксированы участниками образовательного процесса.

Все разработки должны быть дополнены отзывами специалистов – других учителей, логопеда, дефектолога и других в зависимости от решаемых задач.

В числе членов экспертной комиссии должны быть – председатель, его заместитель, члены и секретарь. Если на базе учреждения сформирован профсоюз, то его представитель обязан входить в состав комиссии.

Если при принятии решения произошли разногласия, то в протокол вносятся мнения каждого члена.

В случае, если педагог не согласен с решением аттестационной комиссии, он может подать апелляцию и обжаловать вынесенное решение.

Аттестацию могут не проходит следующие категории педагогических кадров:

  • те сотрудники, кто занимает должность менее 2 лет;
  • те сотрудники, кто провел на больничном больше 4 месяцев;
  • беременные женщины;
  • педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Однако, в случае, если кто-то из этих специалистов изъявил желание пройти аттестацию, ему не могут отказать.

Если сотрудник переходит в другое образовательное учреждение, даже за пределами текущего региона, его категория сохраняется до окончания срока.

Все педагоги должны понимать важность проведения аттестации. Без такого рода проверок невозможно проведение эффективной работы образовательных учреждений.

При присвоении какой-либо категории педагог может получить не только повышение заработной планы, но и уважение среди своих коллег и возможность дальнейшего карьерного роста не только в школе, но и в системе образования в целом.

Качественные кадры всегда будут иметь ценность. Комиссия при оценке должна увидеть качественную подготовку педагогического работника. Учителю нужно показать все свои знания, умения и таланты.

Но важно, чтобы педагоги показывали отличную работу не только на аттестации, но и в ежедневной постоянно работе с учениками.

Ведь от работы педагога зависит, какое образование получит каждый ученик, кем он станет в дальнейшей жизни.

Все знания, получаемые ими нужны не только для сдачи выпускных экзаменов, но и для дальнейшего саморазвития и самореализации в жизни.

Источники

  • https://mcko.ru/pages/teacher_attestation
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba35cc3cbc000ab140b83/attestaciia-uchitelei-v-2021-godu-poslednie-izmeneniia-5fd1d4ddfe22070c49217307
  • https://bankstoday.net/last-articles/attestatsiya-uchitelej-po-novym-pravilam-v-2020-godu-chto-ob-etom-uzhe-izvestno
  • https://nastobr.com/articles/attestatsiya-pedagogov-na-sootvetstvie-zanimaemoy-dolzhnosti-v-2020-godu/
  • https://FB.ru/article/331591/attestatsiya-pedagogicheskih-kadrov-tsel-i-poryadok-provedeniya
  • https://mrko-mcko.ru/mrko-attestatsiya-pedagogicheskih-kadrov/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: