Чем отличается 44 ФЗ от 223 ФЗ таблица сравнения 2020

Основное отличие и назначение

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.

Заказчики

  • Государственные и муниципальные органы;

  • «Росатом», «Роскосмос»;

  • Орган управления государственным внебюджетным фондом;

  • Государственные и муниципальные казенные учреждения;

  • Бюджетные учреждения;

  • Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.

  • Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;

  • Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);

  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);

  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).

Поставщики (участники)

Юридические и физические лица, в том числе ИП.

Юридические и физические лица, в том числе ИП.

Способы закупочных процедур

Конкурентные способы*:

  • Конкурсы – открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
  • Аукционы – электронные и закрытые.
  • Запросы котировок.
  • Запросы предложений.
  • Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.

Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика

* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

Конкурентные способы:

  • Конкурс.
  • Аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.
  • Закрытые способы закупок.

Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.

Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

Торговые площадки

9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «Электронные торговые системы».
  5. АО «ТЭК-Торг».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС-Тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
  9. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.

Сроки подачи заявок

Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.

Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.

Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.

Федеральный закон 223-ФЗ

По нормам 223-ФЗ закупаются юридические лица с долей государства более 50% и их дочерние компании, естественные монополии, госкорпорации и пр.

Закон предоставляет заказчикам больше свобод в процессе проведения закупки, он носит рамочный характер. Заказчики вправе самостоятельно определиться с регламентом проведения закупки по 223-ФЗ и прописать его в Положении о закупках.

Именно по этой причине объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. 223-ФЗ направлен на поддержку малого бизнеса, развитие конкуренции в закупках, ориентацию на инновации в закупочной деятельности и пр.

Участники

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

Преимущества для субъектов МСП

Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

По 44-ФЗ:

  • минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
  • разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
  • размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).

По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:

  • минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
  • обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

Виды процедур

44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

Виды процедур по 44-ФЗ:

  • конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
  • запрос котировок, в том числе в электронной форме;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ

Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.

223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.


ЕИС и ЭТП

Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.

Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.

Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.


Какие формы закупок существуют?

Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.

Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.

Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги. При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение. Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.

Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.

Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.

Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.

Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.

Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.

Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.

Электронные площадки

44-ФЗ 223-ФЗ
Восемь федеральных ЭТП:
  • sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • rts-terder.ru «РТС-тендер»
  • roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
  • etp-ets.ru «НЭП»
  • gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
  • 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
  • gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»

Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

Существует более 300 коммерческих ЭТП.

Самые известные их них:

  • b2b-center.ru «B2B-Center»
  • fabrikant.ru «Фабрикант»
  • zakupki.gazprom.ru «Газпром»
  • newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • b2b-rusnano.ru «Роснано»
  • com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
  • и множество других…

Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.

На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке.

Электронная подпись

44-ФЗ 223-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись. Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись.

Планирование закупок

44-ФЗ 223-ФЗ
Планирование в два этапа:
  • Составление плана закупок на 3 года
  • Составление плана-графика на один год

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru.

  • План закупок сроком на один год

Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Срок размещения и содержание извещения

44-ФЗ 223-ФЗ
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например:
  • для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней,
  • для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.

Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней.

Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках.

Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

44-ФЗ 223-ФЗ
Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на одной из 8 федеральных ЭТП. Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на любой из 300 коммерческих ЭТП.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

44-ФЗ 223-ФЗ
Обязательно обоснование НМЦ с помощью одного из методов ст.22:
  • сопоставимых рыночных цен,
  • нормативным,
  • тарифным,
  • затратным
  • или проектно-сметным методом.
Не осуществляется в обязательно порядке.

Отчетность, предоставляемая заказчиками

44-ФЗ 223-ФЗ
На официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчик обязан разместить:
  • отчет об исполнении контракта,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:
  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну,
  • заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

«Инструкции» для новичков государственных закупок

В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:

  1. Федеральный закон №44 – ФЗ;
  2. Федеральный закон № 223-ФЗ.

Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2018 года). На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.

Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов. Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков. И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.

Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ

21 декабря 2017 года, в третьем чтении, был принят Законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон №44-ФЗ. Так, с 1 июля 2018 года заказчики были вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения следующих видов торгов в электронной форме:

  1. открытого конкурса
  2. конкурса с ограниченным участием
  3. двухэтапного конкурса
  4. запроса предложений в электронной форме
  5. запроса котировок

А с 1 января 2019 года все заказчики обязаны будут проводить все закупки в электронной форме.

Причем, по решению Правительства, закрытые закупки так же могут быть проведены в электронной форме.

При том, что наша страна активно переходит на электронную систематизацию, такое нововведение легко объяснимо и понятно. Теперь для участия в запросе котировок не нужно будет доставлять конверт с заявкой лично, можно будет сэкономить на услугах курьера. А так же, не нужно будет больше переживать за целостность документа. То есть, данное нововведение не только облегчает (с какой-то стороны) жизнь участников торгов, но и добавляет безопасность и прозрачность в саму систему государственных закупок.

А так же, с 1 января 2019 года все реестры различных площадок объединят в один единый реестр участников закупок. С 1 января по 31 декабря 2019 года все аккредитованные ранее на электронных торговых площадках участники закупок, для участия в электронных процедурах, будут обязаны пройти регистрацию в единой регистрационной системе. Данное нововведение сможет показать общую картину активности участников государственных закупок, а так же усилит контроль над их деятельностью.

С 1 января 2019 года участник государственных закупок будет вправе решать, каким именно образом вносить обеспечение: денежными средствами или банковской гарантией. Такое изменение в законе должно очень помочь поставщикам, потому что банковские гарантии будут «дешевле», чем оплата реальными денежными средствами. Вообще при появлении банковских гарантий рынок будет все больше удешевляться и сама стоимость банковской гарантии будет не больше 1,5% за внесение обеспечения. Следовательно, это будет очень выгодный инструмент для предпринимателей.

Что же качается грядущих изменений в Законе № 223 – ФЗ, то их немного. Самым значимым является то, что с 1 января 2019 года заказчик будет обязан публично ранжировать закупки (которые будет проводить в бумажной и в электронной форме).

Как? С чего начать?

Для того чтобы получить свой первый государственный заказ, необходимо в первую очередь, как минимум, быть Индивидуальным Предпринимателем. Если же обычный гражданин (физическое лицо) изъявил желание участвовать в государственных закупках, ему обязательно необходимо обратиться в Налоговые Органы для регистрации себя в качестве ИП.

Во-вторых, индивидуальному предпринимателю, необходимо будет приобрести ЭЦП (электронную цифровую подпись).

Если потенциальный участок тендера является индивидуальным предпринимателем и уже имеет ЭЦП, он может начать поиск своей первой государственной закупки. Для этого ему необходимо зайти на официальный единый сайт государственных закупок http://zakupki.gov.ru/

При желании, можно начать с мониторинга. Для этого, слева страницы, выбираем вкладку «Закупки». Далее, можно нажать на ссылку «расширенный поиск» и в строку поисковика вбить наименование товара или услуги, которой Вы располагаете. При этом система дает возможность выбрать временной период, за который пользователь желает просмотреть результаты закупок.

Внимание! Все государственные закупки (как действующие, так и завершенные) носят абсолютно прозрачную систему! То есть каждый гражданин может совершенно свободно отслеживать хоть каждую государственную закупку.

Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки. А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:

  • техническое задание
  • протоколы
  • оценить заявленные сроки
  • рассмотреть критерий оплаты товара (предоплата или постоплата). И соответственно, подумать, устроит ли такая система в будущем.

Совет: самый первый государственный заказ лучше оформлять на небольшую сумму, чтобы точно быть уверенным в его выполнении. А затем, набравшись опыта, переходить на более дорогостоящие закупки.

Оценив все данные в совокупности, новичок сможет реально оценить свою конкурентоспособность по конкретному направлению.

Внимание! Обязательным условием для участия в государственных закупках для индивидуального предпринимателя является отсутствие задолженности или недоимки по налогам!

Следует максимально ответственно отнестись к требованиям для участников. Например, внимательно прочитать условия закупки и оценить всю конкурсную документацию. Если потенциальный участник посчитает, что не успеет подготовить соответствующие документы, то и подавать заявку не стоит. Так как при несоблюдении условий, индивидуальный предприниматель может попасть в черный список, и на этом его деятельность в сфере государственных закупок закончится, так и не успевши начаться.

Во всей тонкостях закупок индивидуальному предпринимателю не сложно разобраться самостоятельно. Однако же, если у него нет на это времени, сил, возможно, желания (что странно), то всегда можно обратиться к посредникам. Существует огромное количество фирм, готовых помочь в работе с государственными закупками. Фирмы – посредники зарабатывают на том, что, фактически, делают всю работу за ИП или ООО. Прайс таких услуг варьируется от 3000 вплоть до 150000 рублей. Конечно, цена устанавливается пропорционально масштабу работы.

Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Законе 44-ФЗ содержится описание норм контрактной системы, то есть правил, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары или услуги.

01.01.2019 г. начали действовать очередные поправки в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для проведения большинства торгов стала обязательной электронная форма. Бумажный формат сохранен лишь для отдельных случаев. Суть новых правил участия в госзакупках состоит в том, что теперь поставщики должны иметь регистрацию в ЕИС. Это бесплатно, и процедуру нужно проходить раз в три года. Кроме того, изменился порядок получения аккредитации на торговых площадках потенциальными исполнителями.

Закон 223-ФЗ включает в себя нормы организации, осуществления закупок для естественных монополий, госкорпораций, пр. Может показаться, что отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ по содержанию совсем невелики. Однако внимательное рассмотрение позволяет понять, что это не так. Работая с 223-ФЗ, участники получают больше свободы. У них появляется возможность прописывать свои условия проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, предполагает поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы как таковой.

В отличие от 223-ФЗ, по нормам 44-ФЗ проходят тендеры, организуемые государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (кроме особо значимых), то есть больницами, детскими садами, воинскими частями, трамвайно-троллейбусными парками и т. п. В данном документе подробно описываются все этапы организации торгов, устанавливаются штрафы за несоблюдение норм.

Еще одно отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ о закупках – последний вариант используется особыми заказчиками, а именно организациями, где более 50 % принадлежит государству. Этому же закону подчиняются монополии государственного масштаба, их «дочки», например, РЖД и ФПК. Более подробно на этом остановимся далее.

Кроме того, работать с 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под действие 44-ФЗ. Отличие здесь состоит в том, что при этом они должны расходовать только самостоятельно заработанные средства. Последние могут быть выданы им как гранты либо предназначаться для найма субподрядчиков.

В тексте 223-ФЗ используются исключительно общие фразы, без конкретики, так как здесь излагаются принципы, от которых заказчикам необходимо отталкиваться при подготовке Положения о закупках на ближайший год. После чего данный документ обязательно публикуется в ЕИС, на сайте www.zakupki.gov.ru. Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ для заказчиков состоит в том, что во втором случае государство дает большую свободу, поскольку лишь частично финансирует их закупки.

Но нужно понимать, что используемый в 223-ФЗ подход, в отличие от 44-ФЗ, неудобен поставщикам, поскольку от раза к разу документация может кардинально отличаться. Это приводит к временным затратам на ее изучение, необходимости адаптировать бизнес-процессы и предложения к новым условиям. Но результат стоит всех приложенных усилий, так как 223-ФЗ применяют для проведения наиболее серьезных торгов.

Если говорить об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ для поставщиков, то основной недостаток 44-ФЗ состоит в том, что данный закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников торгов. Это связано с тем, что все средства на заказы идут из государственного бюджета. Любое несоблюдение установленных 44-ФЗ правил приводит к дисквалификации, штрафам, а в наиболее серьезных случаях к внесению в реестр недобросовестных поставщиков – что не позволяет компании работать на тендерах (и не только).

Изменения в сфере госзакупок с 2020 года

Каждый год в законодательство о закупках вносятся разного рода изменения. С 2020 года законы в сфере закупок будут иметь такие отличия:

Обязательная регистрация исполнителей в Единой информационной системе.

С начала 2019 года данное правило распространялось исключительно на новых участников торгов. В отличие от новичков, те, кто прошел регистрацию в 2018 году, могли продолжать работать до окончания аккредитации или до конца 2019 года. С 01.01.2020 г. регистрацию на ЕИС должны иметь все, кто хочет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ, в конкурентных торгах для малого бизнеса по 223-ФЗ, в закупочных процедурах по постановлению Правительства РФ № 615.

Регламентация работы в ГИС «Независимый регистратор».

ГИС «Независимый регистратор» представляет собой официальное ПО, позволяющее участникам государственных закупок записывать свои действия на электронных площадках, в ЕИС. Система производит видеофиксацию, шифрует информацию и в дальнейшем хранит все необходимые данные. Программу можно установить бесплатно, для этого ее нужно скачать на официальном сайте zakupki.gov.ru

Бывает, что из-за технического сбоя на электронной площадке поставщик теряет возможность участвовать в тендере. После торгов в 2020 году, в отличие от предыдущих лет, он сможет подтвердить факт нарушения с помощью данной программы.

Записи торгов на ЭТП в закодированном виде отправляются на сервер «Независимого регистратора», после чего могут быть расшифрованы по запросу сотрудника ФАС.

Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2020 г.

Новые типовые контракты.

С 01.01.2020 г. тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют отличия по формату используемых контрактов. Теперь участники госзакупок по 44-ФЗ должны работать с типовыми контрактами. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет самостоятельно выбирать форму соглашения.

Типовые контракты разрабатываются федеральными министерствами и ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», после чего публикуются в ЕИС, а именно в библиотеке типовых контрактов.

С 2019 г. было доступно 16 типовых контрактов, с 01.01.2020 г. к их числу добавились еще два:

  • на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
  • на выполнение проектных и изыскательских работ.
  • Изменение условий участия малого бизнеса в закупках госкорпораций.

Речь идет о закупках по 223-ФЗ – все внесенные поправки создают более комфортные условия для участия малого бизнеса в тендерах госкорпораций.

В отличие от предыдущих лет, когда по 223-ФЗ срок оплаты по контракту составлял 30 календарных дней, с 1.01.2020 г. он уменьшился до 15 рабочих дней. Данное правило распространяется на подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей закупок по 223-ФЗ, начатых после 01.01.2020 г.

Не менее важно, что увеличен минимальный объем, закупки по которому госкорпорации должны произвести у малого бизнеса в течение года. Отличие составило 2 %, цифра выросла с 18 % до 20 % от общего объема договоров, подписанных по результатам торгов. Совокупный объем договоров, которые заключены при помощи тендеров, проводимых только для субъектов МСП, повысился до 18 %. Напомним, что ранее данный показатель находился на уровне 15 %.

Замена электронной подписи.

Электронная подпись для участия в торгах на ЭТП должна отвечать требованиям нового ГОСТа Р 34.10-2012.

В отличие от нового, прежний стандарт не соответствует современным требованиям шифрования. Поэтому квалифицированные электронные подписи, созданные по ГОСТ Р 34.10-2001, не могут применяться с 01.01.2020 г. Чтобы участвовать в госзакупках, обязательно проверьте свой электронный сертификат и замените на новый, если это необходимо.

Новый порядок ведения реестров контрактов.

Изменения затронули порядок формирования и обмена данными между организаторами торгов и Федеральным казначейством.

С 5 января 2020 г. информация о закупке товаров, работ, услуг у малого бизнеса должна быть обязательно опубликована. В том числе, речь идет о тендерах, организованных исключительно для субъектов малого предпринимательства. Данные требования относятся к определенным юридическим лицам с госучастием и автономным учреждениям.

Новые требования к операторам электронных площадок.

Теперь операторов ЭТП обязали публиковать сведения об участниках, привлеченных к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридического лица. В отличие от предыдущих лет, с 2020 года все данные будут передаваться заказчикам, чтобы они могли убедиться, что поставщики отвечают требованиям ст. 31 закона 44-ФЗ.

Информация о привлечении к ответственности включает в себя наименование суда, номер дела, дату вынесения и дату вступления в силу постановления. Все данные автоматически генерируются в ЕИС при регистрации юридического лица на портале на основе сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.

Усиление контроля за госзакупками.

С 01.04.2020 г. будет использоваться новый порядок контроля документов по закупкам. Все они будут проверяться в Единой информационной системе. Если говорить точнее, то проверка затронет два параметра:

  • соответствие информации об идентификационных кодах закупки;
  • установление в планах-графиках, извещениях, протоколах, проектах контрактов объема закупки в пределах установленного лимита финансового обеспечения.

Есть еще одно важное отличие: с этого года из закона исключаются требования, предполагающие контроль аналогичных сведений, содержащихся в планах закупок.

Изменение организации детского отдыха.

С 01.06.2020 г. начинает действовать закон, по которому государственные заказчики смогут приобретать услуги по организации отдыха детей только у компаний, внесенных в соответствующий реестр.

Источники

  • https://good-tender.ru/poleznye-stati/272-otlichiya-44-fz-ot-223-fz-tablitsa
  • https://pravo.team/zakupki/tablitsa-otlichiy.html
  • https://iitrust.ru/articles/expert/zakupki-po-44-fz-i-223-fz-desyat-glavnyh-otlichiy/
  • https://itcom-consult.ru/kljuchevye-ponjatija-zakupochnoj-dejatelnosti/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/v-chem-otlichie-44-fz-ot-223-fz/
  • https://bankstoday.net/last-articles/gosudarstvennye-zakupki-instruktsiya-dlya-chajnikov
  • https://www.cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/otlichiya-44-fz-i-223-fz/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: