Чем занимаются депутаты?

Содержание
  1. Происхождение термина
  2. Кто такие и чем занимаются депутаты?
  3. Что делает депутат и как им стать?
  4. Какие законодательные акты регулируют правовое положение депутата ГД РФ
  5. Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ
  6. Мандат депутата Государственной думы РФ
  7. Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ
  8. Основные обязанности и ограничения депутатов
  9. Какая может быть польза от депутата
  10. Обязан ли депутат рассматривать обращения граждан
  11. Как достучаться до депутата
  12. По каким вопросам можно обратиться к депутату?
  13. Как направить жалобу депутату?
  14. Правовой статус депутатов местного уровня
  15. Гарантии депутатов
  16. Действующие ограничения для депутатов местного уровня
  17. Ответственность депутатов местного созыва
  18. Муниципальные советы и государственная власть
  19. Социально-экономическая сфера деятельности депутатов
  20. На какие средства живёт депутат?
  21. Как стать муниципальным депутатом?
  22. Ответственность за выполняемую работу
  23. Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Происхождение термина

Согласно словарям, происходит это слово от латинского deputatus, то есть посланный. Так называли человека, который выражал общее мнение определенной группы. То есть люди собирались вместе согласно собственным интересам и из своих рядов выдвигали того, кто затем их интересы представлял. Такой механизм формировался столетиями.

Путь проникновения термина на территорию Руси ученым до сих пор не понятен, но уже в начале 17 века он появился и в России.

Кто такие и чем занимаются депутаты?

Сегодня депутат — это человек, выбранный гражданами в органы власти. Он представляет интересы избирателей и защищает их права.

Главным представительным органом большинства стран является парламент. Он может быть однопалатным и двухпалатным. Своих представителей в нем имеют все жители страны, и каждый регион. Весь состав однопалатного парламента и нижняя палата двухпалатного избираются на всеобщих выборах.

В России для того, чтобы стать членом депутатского корпуса нужно пройти на выборах по партийным спискам, либо победить всех конкурентов из списка кандидатов по округам.

Статус избранного зависит от уровня, на который он избирался, то есть можно стать депутатом:

  • Государственной Думы;
  • регионального парламента;
  • муниципальным.

Основной задачей депутата является защита интересов граждан и взаимодействие между различными группами интересов. Говоря проще, народный избранник должен стать посредником между людьми и властью, оказывать помощь в решении различных вопросов опираясь на юридические нормы.

В зависимости от статуса депутаты имеют различные полномочия.

Что делает депутат и как им стать?

Депутат – это выборное должностное лицо. Статус депутата зависит от уровня власти: на уровне страны работают депутаты Государственной Думы (срок полномочий – 5 лет), на уровне региона – депутаты региональных парламентов (срок полномочий, как правило, 4-5 лет), на уровне городов, районов, городских и сельских поселений – депутаты местного уровня (срок полномочий от 2-х до 5-ти лет).

Ключевые задачи депутата – представлять интересы граждан в органах власти и регулировать взаимодействие между разными группами интересов, в том числе между гражданами и властью. Фактически депутат – это посредник, который помогает решать те или иные вопросы, опираясь на закон. В отличие от юриста, у депутата есть право эти законы или нормы создавать, формулировать и проверять, как они исполняются.

Например, на местном уровне депутат может оказывать влияние на решение таких вопросов, как распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятие планов и программ развития территории, утверждение схемы территориального планирования, установление или отмена местных налогов, контроль за организацией охраны общественного порядка, вывозом мусора, благоустройством, сохранностью местных дорог, и многое другое.

Депутаты местного уровня, как правило, работают на безвозмездной основе, но у них есть небольшие доходы и социальные гарантии, о которых не принято распространяться. Что же касается посредничества, то все по аналогии с бизнесом. Это возможные доходы за счет лоббирования интересов, расширение прав и получение информации, влияющей на принятие решений в числе первых. Соответственно, льготы и возможность выторговывать различные скидки и преференции. Дополнительные бонусы – это статус, авторитет, влияние, связи, известность.

Если Вы считаете себя депутатом, который действительно приходит, чтобы как-то изменить ситуацию, развивать территорию, помогать людям, а не только решать свои задачи и «присесть» на государственные и муниципальные закупки, то лучше отказаться от стратегии героя-одиночки. Политическая борьба – это командная игра, в которой у каждого игрока своя роль, своя задача и своя зона ответственности на пути к достижению цели.

Какие законодательные акты регулируют правовое положение депутата ГД РФ

Согласно закону, правовое положение депутата ГД РФ урегулировано Конституцией РФ и законами, которые являются отправными документами для анализа статуса депутата ГП РФ, к ним относятся:

  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
  • Федеральный закон № 20-ФЗ от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”
  • Регламент Государственной Думы ФС РФ;
  • иные законодательные акты.

Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ

В соответствии с мнениями экспертов-правоведов, важным составляющим элементом, входящим в состав правового статуса должностного лица, является его компетенция, то есть его права и обязанности, которые могут быть определены его служебным положением. Кроме того, в число элементов правового статуса входят: цели и задачи, поставленные перед депутатом ГД РФ, функции и ответственность.

Права депутата Государственной Думы РФ:

  • внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса;
  • участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных и иных комиссиях, а также парламентских слушаниях;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ;
  • обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении.
  • обращение в средства массовой информации.

Обязанности депутата Государственной Думы:

  • соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ;
  • отчитываться перед избирателями;
  • выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ;
  • представлять декларацию о доходах на имущество.

Еще одним немаловажным элементом правового статуса являются гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить:

  1. Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ.
  2. Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, и одновременно являются вознаграждением за его труд.

Правовой статус депутата ГД РФ в широком смысле – это положение депутата, обусловленное социально-политической сущностью общества и регламентируемое правовыми и иными нормами, а также дополненное соответствующими гарантиями.

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат – это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям:

  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.

Основные обязанности и ограничения депутатов

Основная деятельность депутатов

Практически все жители страны знают о депутатах и их деятельности лишь малую часть. Для того чтобы расширить эти знания, рассмотрим все основные моменты деятельности депутатов.

Прежде всего нужно помнить, что вся деятельность депутата Государственной Думы определяется согласно Конституции РФ. В основный перечень их действий входят:

  1. Внесение законопроектов и поправок к ним.
  2. Участие в работе комитетов и пленарных заседаниях.
  3. Обращение к членам Правительства с вопросами.

Нужно также помнить, что не каждый желающий может стать депутатом. Кандидатов тщательно проверяют контролирующие органы. Запрещено быть депутатом, если:

  1. Уже является частью другого государственного органа.
  2. Кандидат имеет вид на жительство другой страны.
  3. Есть непогашенная судимость.
  4. Признанный недееспособным.

Кроме того, согласно действующему законодательству РФ, депутат в ГД не может иметь собственного бизнеса или заниматься предпринимательской деятельностью. Также запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской. При этом первые две никак не могут финансироваться зарубежными инвесторами.

В обязательную часть обязанностей депутата входит принятие участия в пленарных заседаниях. Также обязательно присутствуют в заседаниях комитетов и комиссий.

В обязанности депутата в том числе входит поддержания связей со своими избирателями. Должностное лицо обязано принимать избирателей, а также принимать их заявки и направлять в необходимые органы для рассмотрения.

Стоит также отметить, что депутат может лишиться своего депутатского статуса. Обычно такое происходит, если человек перестает выполнять свои обязанности.

Депутаты – важная часть любой государственной системы. Именно эти люди выносят на рассмотрения новые законопроекты, и могут значительно улучшить качество жизни жителей страны.

Какая может быть польза от депутата

В предыдущей статье мы с вами определились, что в современной России попытки отзыва вчерашними избирателями нынешних депутатов любого уровня – занятие бесперспективное, так как законодательно закреплённые механизмы воздействия избирателей на бездельников-депутатов до сих пор отсутствуют.

Кроме того, вывели несколько истин в отношениях между народными избранниками и их электоратом, а именно следующие:

  • Избиратель нужен только до момента помещения им бюллетеня в урну для голосования.
  • Депутат полностью независим от избирателей.
  • Наказы избирателей для депутата необязательны к исполнению.
  • Депутат никак не связан своими предвыборными обещаниями.
  • Избиратели не имеют права отозвать депутата, даже в случаях пренебрежения им своими обязанностями.

Вместе с тем это ни разу не повод говорить о том, что депутатов надо оставить в покое, тем самым дав им возможность за счёт бюджета беспрепятственно жир на своих попках нагуливать.

Ибо даже от такой формы жизни, как депутат Государственной думы, каждый избиратель имеет право получить что-то полезное для себя.

Это реально доступное и полезное “что-то” – возможность привлечения депутата к рассмотрению обращения (жалобы) избирателя.

Обязан ли депутат рассматривать обращения граждан

Поскольку население в большей степени интересуют не мелкокалиберные депутаты регионального или местного уровня, а ставшие притчей во языцех депутаты Государственной думы, то достаточно просто знать, что рассмотрение обращений граждан производится депутатами ГД РФ в соответствии с целым рядом правовых актов:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”;
  • федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”;
  • федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации”;
  • регламентом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (утв. постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД);
  • положением об аппарате Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (утв. распоряжением Председателя ГД ФС РФ от 23.03.1996 г. № 112/1 р-1).

Читать все эти правовые акты гражданину совершенно не обязательно, зато он имеет полную возможность сослаться на них в своём обращении (жалобе), что никогда не бывает лишним.

А вот на перечисленные ниже статьи регламента Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации местный автор рекомендует вам обратить внимание исключительно для того, чтобы понять: кое-что депутат для населения делать всё-таки обязан.

Статья 75

“1. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями на соответствующей территории или в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) в соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”: рассматривает обращения избирателей, лично ведет их прием в порядке и сроки, установленные настоящим Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводит встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, осуществляет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, обеспечивающие связь с избирателями”.

Статья 76

“В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации”.

Статья 77.1

“1. Обращения, адресованные депутатам Государственной Думы, рассматриваются ими лично. Депутаты Государственной Думы вправе запрашивать документы, материалы и иную информацию, необходимые для подготовки ответов на обращения граждан, в комитетах и комиссиях Государственной Думы в соответствии с вопросами их ведения. Рассмотрение поступивших в Государственную Думу обращений граждан и проведение личного приема граждан в Государственной Думе осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, Федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, Порядком рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Регламентом”.

Статья 77.2

“Регистрация обращений граждан, обеспечение рассмотрения обращений граждан и организация личного приема граждан в Государственной Думе осуществляются Аппаратом Государственной Думы”.

Так что рассмотрение обращений граждан – не только право, но и обязанность депутатов Государственной думы. И заинтересованному гражданину остаётся определиться лишь с некоторыми моментами такого взаимодействия, чтобы получить в свои руки вполне работающий инструмент, с помощью которого он сможет решить множество своих проблем.

Как достучаться до депутата

Вариантов тут немного:

  • обращение на личном приёме;
  • письменное обращение в форме бумажного документа;
  • письменное обращение в форме электронного документа.

Вы, разумеется, вольны использовать любой из этих вариантов исходя из своих личных предпочтений, однако думается, что письменное обращение к любому депутату ГД рациональнее делать через портал Государственной думы.

Сделать это можно двумя способами: через специальную форму обращения, либо из личного кабинета, который надо предварительно создать.

С точки зрения возможности гражданином осуществлять контроль за регистрацией и рассмотрением его обращения депутатом личный кабинет безальтернативен, поэтому имеет смысл пройти простенькую процедуру его создания.

В обращении в форме электронного документа гражданин указывает: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, а также излагает суть обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме по почте.

Обращение в электронной форме может содержать вложенные документы и материалы в виде одного файла без архивирования. Допустимы следующие форматы файлов: .txt, .doc, .rtf, .xls, .pps, .ppt, .pdf, .jpg, .bmp, .png, .tif, .pcx, .docx, .xlsx, .tiff. Размер файла не может превышать 2 Мб.

По каким вопросам можно обратиться к депутату?

По любым.

И это в буквальном смысле, ибо на момент написания данной статьи российское законодательство никак не ограничивает гражданина ни в тематике задаваемых депутатам вопросов, ни в их – вопросов – важности.

Единственное исключение – это обращения, в которых обжалуются законность и обоснованность судебных решений. Такие обращения депутаты всегда возвращают их автору, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

По получении депутатом обращения гражданина у него имеется два законных варианта поведения:

  • Разрешить обращение самостоятельно либо в части, если поставленные гражданином вопросы либо часть их относятся к компетенции Государственной думы и её должностных лиц.
  • Направить обращение в федеральные и (или) региональные органы исполнительной власти, к непосредственному ведению которых относится решение обозначенных заявителем вопросов, с уведомлением об этом автора обращений.

Есть и третий вариант – между строк: если депутат усмотрит в обращении гражданина, а особенно в обращении группы граждан (чем больше, тем лучше) перспективу самопиара с привлечением СМИ, то он возьмёт рассмотрение обращения под свой личный контроль, что сильно повышает результативность положительного разрешения проблем, поставленных заявителями жалобы.

В любом случае направление обращения депутату, в том числе помимо обращения собственно в федеральные и (или) региональные органы исполнительной власти, в компетенции которых находятся поставленные гражданином вопросы, заметно укрепляет позиции заявителя жалобы.

И не стоит гражданину ни копейки.

Что немаловажно.

Как направить жалобу депутату?

Для начала определитесь, кому именно из депутатов Государственной думы вы желаете направить обращение.

Депутатов своего региона легко найти на этой странице сайта Государственной думы: Найти депутата.

Выглядит она так:

Фильтров на этой странице, как видите, предостаточно: и фамилиям, и по субъектам РФ, по фракциям, по комитетам и просто по алфавиту, так что проблем с поиском и выбором депутата у вас точно не будет.

После этого решаете, станете ли вы регистрировать личный кабинет или ограничитесь одноразовым обращением без возможности отслеживания результатов его рассмотрения.

Как только определитесь – вам сюда: Создание обращения.

Интерфейс весьма понятный, так что в недрах портала Государственной думы, в отличие от интернет-тайги, по недоразумению носящей гордое имя “Госуслуги”, вы точно не заблудитесь.

Данных для регистрации личного кабинета потребуется немного:

  • фамилия;
  • имя;
  • страна;
  • электронная почта;
  • пароль (придумываете самостоятельно. – Прим. автора);
  • согласие на обработку персональных данных.

Как видите, никаких сложностей не представляет ни создание личного кабинета, ни последующая подача обращения депутату Государственной думы, ни отслеживание процесса его рассмотрения.

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Источники

  • https://www.vseznaika.org/obschie-znaniya/chem-zanimayutsya-deputaty/
  • https://zen.yandex.ru/media/vladosik/chto-delaet-deputat-i-kak-im-stat-5f5ed3b193cc6c72ff997c7a
  • https://PravoVedus.ru/library/laws/pravovoy-status-deputata-gosudarstvennoy-dumyi-rf/
  • https://vesiskitim.ru/2020/09/24/153161-osnovnye-obyazannosti-i-ogranicheniya-deputatov
  • https://www.9111.ru/questions/777777777952390/
  • https://sud-isk.ru/municip-pr/deputaty-mestnogo-samoupravleniya.html
  • https://FB.ru/article/321090/munitsipalnyiy-deputat-polnomochiya-prava-i-otvetstvennost-deputat-soveta-deputatov-munitsipalnogo-okruga

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: