Что относится к субъектам общественного контроля?

Общетвенный контроль: понятие и значение.

Для стабильного и эффективного функционирования местного самоуправления, применяются различные варианты его модернизации. Повышенная активизация значения местного самоуправления в организации публичной власти, требует усиления роли общественного контроля за его деятельностью, усовершенствования механизма данного контроля и устранения существующих препятствий на пути его осуществления.

Общественный контроль является действенным механизмом установления эффективной взаимосвязи общества, государства и иных социальных институтов. С его помощью граждане обеспечивают свои конституционные права, осуществляют эффективную проверку реализации органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей. Данный контроль не является обязательным средством принуждения, он лишь способен акцентировать внимание государства на проблемах, недостатках в деятельности органов местного самоуправления и по возможности устранить их. Общественный контроль реализуется гражданами и их объединениями путем непосредственного обращения в органы местного самоуправления, судебные, государственные органы с целью устранения нарушений в действиях должностных лиц местного самоуправления и недопущения превышения ими своих полномочий.

Проблема организации общественного контроля как важнейшего механизма воздействия граждан и их объединений для обеспечения эффективности и законности их деятельности, привлекала внимание многих научных деятелей. Несмотря на неутихающее внимание к этой теме, остается большое количество нерешенных вопросов и проблем, которые значительно тормозят эффективность общественного контроля.

Прежде всего, говоря об общественном контроле, следует определить его особенность и значение. В.В Гончаров считает, что механизм общественного контроля дает возможность гражданам управлять и оценивать формирование и деятельность общественных институтов, включая государственную власть, с целью повышения эффективности их деятельности.

Муниципальная власть действует от имени и в интересах населения и избирается, а значит не может не контролироваться гражданами.

На данный момент в российском законодательстве отсутствует понятие общественного контроля. В законопроекте под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Перечень субъектов общественного контроля определен в ст. 9. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный перечень включает: общественную палату РФ, общественную палату субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные палаты при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ. Общественные палаты и советы являются единственными определенными в законе субъектами гражданского контроля. Такое четкое систематизирование можно объяснить намерением государства регулировать осуществление общественного контроля. Отсутствие общественных объединений в этом перечне существенно затрудняет их деятельность по осуществлению общественного контроля на местном уровне. При наделении общественных объединений статусом субъектов общественного контроля объединения получают возможность инициировать собственные проверки.

Таким образом, эффективность и демократичность общественного контроля значительно возрастает.

В. В. Гриб выделяет следующие особенности общественного контроля:

– не обладает властно-правовым характером; – не является обязательным;

– субъектами общественного контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;

– общественный контроль осуществляется от имени общественности и граждан.

Цели и задачи общественного контроля

Под общественным контролем понимается деятельность его субъектов по наблюдению за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также по общественной проверке, анализу и общественной оценке издаваемых ими актов и принимаемых решений. Его целями являются:

  • обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Задачами общественного контроля являются:

  • формирование и развитие гражданского правосознания;
  • повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
  • содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
  • реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Форма организаии общественного контроля.

Возвращаясь к осуществлению общественного контроля за деятельностью местного самоуправления следует акцентировать внимание на формах организации общественного контроля. Контрольная деятельность в значительной степени зависит от возможностей воздействия на органы и должностные лица местного самоуправления. Влияние субъектов общественного контроля на органы и должностных лиц местного самоуправления возможно в следующих формах: а) общественное мнение; б) признание в судебном порядке решен, действий или бездействия органов, должностных лиц незаконными; в) способность к индивидуальным или коллективным действиям протестного характера с целью защиты собственных интересов; г) агитация « за» или «против » для получения голосов избирателей на выборах, местном референдуме для отзыва депутата местного совета. Но все перечисленные формы воздействия вряд ли будут являться эффективными и самодостаточными в условиях нашей государственности, необходимо их нарушений

Также крайне невелики собственные полномочия органов местного самоуправления. Например, в части применения мер по результатам проверок органы муниципального контроля при выявлении в рамках мероприятия по контролю нарушений не вправе самостоятельно привлекать виновных лиц к административной ответственности. Они лишь могут передавать материалы проверок в компетентные федеральные и региональные органы.

Государственные полномочия осуществляются местными органами власти, в том случае, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или законами учредительного органа Российской Федерации.

Субъекты общественного контроля

В силу ст. 9 Закона об общественном контроле субъектами последнего являются:

  • Общественная палата РФ;
  • общественные палаты субъектов РФ;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии;
  • общественные инспекции;
  • группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Указанные субъекты наделяются следующими правами:

  • реализовывать общественный контроль в формах, предусмотренных Законом об общественном контроле и другими федеральными законами;
  • выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых в рамках общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
  • запрашивать в соответствии с законодательством РФ у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  • посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
  • в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры;
  • обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ.

Помимо прав, Закон об общественном контроле возлагает на субъектов контроля следующие обязанности:

  • соблюдать законодательство РФ об общественном контроле;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;
  • не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, исполняющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;
  • обнародовать информацию о своей деятельности по общественному контролю и о результатах контроля в соответствии с Законом об общественном контроле;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Взаимодействие субъектов общественного контроля с органами государственной власти и органами местного самоуправления

По законодательству субъекты общественного контроля при его осуществлении призваны взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Закона об общественном контроле органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, реализующие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, рассматривают итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах.

Необходимо отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль деятельности органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль, рассматривают направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и направляют субъектам общественного контроля обоснованные ответы. При этом ответ должен быть направлен не позднее 30 дней со дня, а в случаях, не терпящих отлагательства, – незамедлительно.

Органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, исполняющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля вправе:

  • получать от субъектов общественного контроля информацию о его осуществлении и результатах;
  • направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам контроля;
  • размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах в Интернете.

Также указанные органы обязаны:

  • предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ, информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес;
  • рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, регулирующим отдельные сферы общественных отношений, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  • рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Формы и порядок осуществления общественного контроля

Законом об общественном контроле предусматривается, что данный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы и в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания. Рассмотрим указанные формы контроля подробнее.

Общественный мониторинг. Под ним понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Общественная проверка. Под такой проверкой понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Срок проведения общественной проверки не должен превышать 30 дней.

Инициаторами такой проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, Общественная палата РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Общественная экспертиза. Под общественной экспертизой понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Срок проведения общественной экспертизы не может превышать 120 дней со дня объявления о ее проведении, если иное не установлено федеральными законами.

Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

  • объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству РФ, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;
  • предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

Общественное обсуждение. Это используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Общественные (публичные) слушания. Под ними понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.

В целях информационного обеспечения контроля Закон об общественном контроле закрепляет обязанность его субъектов обнародовать информацию о результатах общественного контроля, а также право граждан на открытый доступ к данной информации, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Выводы

Из вышеперечисленного очевидно, что эффективность муниципального контроля значительно снижается. Исходя из рассмотренных проблем, можно заключить, что необходим пересмотр действия механизма контроля в целях повышения его эффективности.

Таким образом, рассмотрев понятие, особенности и формы выражения общественного контроля, можно заметить большое количество проблем, тормозящих его развитие. Общественный контроль является важным конституционным механизмом. От того, насколько эффективно он будет функционировать напрямую зависит развитие, укрепление значения органов местного самоуправления.

Источники

  • https://www.9111.ru/questions/7777777771141549/
  • https://rg.ru/2014/07/23/zakon-dok.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/94785-obshhestvennyj-kontrol
  • http://president-sovet.ru/documents/read/280/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: