Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

Содержание
  1. Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю
  2. Комментарий к Статье 16 ЗК РФ
  3. Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации
  4. История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю
  5. Что говорят цифры
  6. Кто владелец земли в России
  7. Законодательное регулирование
  8. Какие территории относят к неразграниченным
  9. Основания, необходимые для разграничения земель
  10. Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями
  11. Оборот земель неразграниченной государственной собственности
  12. Земли на которые государственная собственность не разграничена
  13. Неразграниченная государственная собственность – земельные участки
  14. Разграничение государственной собственности на землю
  15. Новая модель разграничения государственной собственности на землю
  16. Чем регулируется разграничение госсобственности на землю?
  17. Порядок процедуры
  18. Проблемы
  19. Кто распоряжается неразграниченными участками?
  20. Неразграниченными землями в России будут распоряжаться муниципалитеты

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Новая редакция Ст. 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 ЗК РФ

1. Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим государственной собственности на землю, которая составляет основу суверенитета любого государства.

Содержание государственной собственности на землю сформулировано в п. 1 ст. 16 ЗК по остаточному принципу: земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, принадлежат на праве собственности государству .Тем самым законодатель отграничивает государственную собственность от частной и муниципальной форм собственности, в равной мере признаваемых и защищаемых в РФ на основании ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.
——————————–
.Подобная трактовка государственной собственности на землю еще до вступления в законную силу ЗК 2001 года была закреплена в п. 2 ст. 214 ГК.

Следует напомнить, что государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, произведенной на основании Декрета “О земле”, принятого II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года <164>. В годы советской власти земля, недра, леса и другие природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Это означало, что никто, кроме государства, не может быть собственником указанных природных объектов. Они были полностью изъяты из гражданского оборота. Кроме того, весь земельный фонд, находящийся в границах СССР, являлся единым и неделимым объектом государственной собственности без разграничения его между административно-территориальными единицами (республиками, областями, краями и т.п.).
——————————–
. Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. N 1.

С распадом СССР и образованием нового суверенного государства – РФ монополия государства на землю сменилась презумпцией равенства всех форм собственности на землю (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Исходя из федеративной формы государственного устройства РФ государственная собственность согласно п. 1 ст. 214 ГК подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Федеральной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. В свою очередь, собственностью субъектов РФ охватывается имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, входящим в состав РФ.

Применительно к земельным отношениям состав федеральной собственности и собственности субъектов РФ закреплен в ст. ст. 17 и 18 комментируемого Кодекса соответственно.
——————————–
 См.: комментарий к ст. ст. 17 и 18 ЗК.

Как следует из п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 10 комментируемого Кодекса, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, осуществляют соответственно РФ и субъекты РФ . При этом соответствующие полномочия от имени указанных публично-территориальных образований реализуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 214 ГК).
——————————–
. См.: подробнее комментарий к ст. ст. 9 – 10 ЗК.

Так, полномочия собственника от имени РФ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом .В качестве примера регионального органа государственного власти можно назвать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, который в соответствии с п. 1.2 Положения  проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также контроля за его использованием и сохранностью.
——————————–
См.: Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

 Положение о Комитете по управлению городским имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1589 // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2004. N 11.

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта государственной собственности комментируемая статья, вслед за ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, называет землю как природный объект и природный ресурс. Вместе с тем в дальнейших положениях ЗК конкретизируется, что в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся земельные участки (ст. ст. 17, 18).

Рассматриваемая норма посвящена одному из принципов земельного законодательства РФ, а именно разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК).

В юридической науке отмечается, что законодательная формулировка о “разграничении” является не вполне удачной, поскольку “государственную собственность” можно разграничить только на собственность РФ и субъектов РФ. В границы государственной собственности на землю собственность муниципальных образований не может включаться хотя бы в силу того, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .
——————————–
 См.: Анисимов А.П. О некоторых проблемах в сфере разграничения государственной собственности на землю // Евразийский юридический журнал. 2009. N 1. Ст. 12 – 16.

Признавая предпочтительность употребления в данном контексте термина “публичная собственность”, заметим, что вышеуказанная формулировка была введена в правовое поле сразу после распада СССР Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” и, как представляется, имела целью разграничить некогда единую государственную собственность и перераспределить различные объекты имущества, в том числе и землю, между публично-территориальным образованиями.
——————————–
 ВСНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

В соответствии с п. “г” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что разграничение осуществляется на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, последние из которых не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Так, отношения в сфере разграничения государственной собственности на землю согласно п. 2 комментируемой статьи регламентируются положениями ЗК и другими федеральными законами.
——————————–
До 1 июля 2006 года разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” (СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060).

При этом правовую основу в данном вопросе составляют нормы Закона о введении в действие ЗК, в ст. 3.1 которого определены критерии разграничения государственной собственности на землю между публично-территориальными образованиями.——————————–
 См. подробнее: комментарий к ст. ст. 17 – 19 ЗК.

По общему правилу, закрепленному в ст. 131 ГК, право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ или муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

При разграничении государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения такого права (ст. 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

В силу п. 5 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю <173>, служат основанием для государственной регистрации.
——————————–
 Процедура формирования данных перечней была предусмотрена ранее действовавшим Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”.

Общий перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 .

——————————–
 СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074.

Как следует из ст. ст. 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Вместе с тем в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” отмечается, что поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения государственными землями не требуется, при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
——————————–
Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

Кроме того, следует добавить, что в вышеупомянутой п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК предусмотрен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из которого право распоряжаться такими земельными участками оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. “О земле”, принятого II Всероссийским съездом Советов. До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих, т.е. бесхозных участков земли, вод, недр и лесов.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации.

Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. Понятие права исключительной государственной собственности было заменено в Конституции РСФСР 1978 г. на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 11).

В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью (ст. 17 ЗК РФ). Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта РФ (ст. 18 ЗК РФ).

2. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (ст. III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ имеют возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ “Заключительные и переходные положения”, в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.

Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. “г” ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 214 ГК РФ в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Впервые правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были определены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 “О федеральных природных ресурсах”. В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указ относил земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Ранее действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”. Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

В настоящее время правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст. 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, в которой закреплены критерии такого разграничения.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю

Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.

Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.

Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.

Что говорят цифры

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Произведя самые простые подсчеты, можно установить, что в рамках государственной собственности есть 552364 тыс. га территорий, не относящихся ни к собственности РФ, ни к муниципальной или региональной собственности. А это означает, что немалый кусок земли чисто формально остается в собственности государства, а на деле непонятно чей.

Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев. Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.

Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование.

Кто владелец земли в России

Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

  1. Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
  2. Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
  3. Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.

Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.

Обычно отношения, которые связывают собственника и его участок земли, простые и понятные. Существуют правообразующие документы, относящиеся к разным правоустанавливающим процедурам. Все территории, находящиеся в частной собственности, имеют четко установленные границы и зарегистрированного в ЕГРП владельца.

Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.

  1. У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
  2. Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.
  3. Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.

Для разграничения их и отнесения к землям федерального, регионального или муниципального значения, требуется зарегистрировать на них права собственности в едином реестре. То есть, каждый земельный надел должен пройти через процедуру постановки на кадастровый учет, после чего собственник его получит о том свидетельство установленного образца.

А если государство передает надел в пожизненное владение, даже наследуемое, появляется некая неопределенность. Ведь пользователи территорий кадастровой регистрации не проходят, так как собственниками не признаны.

Пока такие земли остаются неразграниченными, право распоряжения ею остается у местного самоуправления.

Итак, если для отнесения надела к одной из форм собственности: муниципальной, региональной или государственной нет достаточных оснований, то он получает статус неразграниченной госсобственности. Но это не должно становиться препятствием к распоряжению им.

Законодательное регулирование

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным. А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные.

Какие территории относят к неразграниченным

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

У муниципальных властей есть законное право и полномочия предоставлять неразграниченные участки на собственных внутренних территориях, а также земли сельских поселений, что относятся к их округу.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Основания, необходимые для разграничения земель

Есть немало причин, чтобы разграничить территории. Таковыми служат:

  • передача их в собственность гражданам;
  • привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  • исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  • передача наделов с государственного на региональный баланс;
  • обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).

Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  • невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  • пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;
  • существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.

Первое – это аренда (это относится к гражданам и частным организациям), а также бессрочное пользование на постоянной основе. Новое соглашение может заключить только юр. лицо; те, что подписаны до 2006 года с гражданами перезаключению не подлежат, но продолжают действовать, пока участок не переоформлен в собственность или землепользователь не откажется от него.

Как только госсобственность на земли муниципалитетов, территории РФ, ее субъектов установлена, немедленно наступают правовые последствия.

Согласно ЗК РФ управляются земельные наделы исключительно тем публичным образованием, которому они принадлежат. Только у него есть законное право ими распоряжаться, а также назначать величину и порядок внесения арендной платы.

В ходе разграничения собственности на землю, различных согласований достаточно часто возникают споры, даже конфликты. Все же законодательная база остается пока несовершенной, а участникам взаимодействий в рассматриваемой сфере то и дело приходится сталкиваться с пересечением интересов.

Решению этих проблем служат предусмотренные законодателем согласительные процедуры и возможность обратиться в судебную инстанцию.

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Земли на которые государственная собственность не разграничена

Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

И выплыл в этом Докладе интересный факт. Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи. То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в собственности частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн. га (121 и 12 млн. га соответственно), при этом из оставшихся 1576 млн.

га государственной и муниципальной собственности принадлежит: Российской Федерации – 420 млн.

На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и округов.

«В Российской Федерации имеется четыре вида публичной собственности земли.

Это собственность субъекта, муниципальная, федеральная, а также неразграниченная государственная собственность. Большую часть земель, которые находятся в публичной собственности, относят к неразграниченной государственной собственности.

Такие участки являются государственными, но их владелец не определен, то есть в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены соответствующие записи о регистрации права собственности на эти земли», – разъясняет директор регионального земельно-имущественного информационного центра, заслуженный юрист Ульяновской области Лидия Казакевич. После вступления в силу с марта 2015 года изменений в Земельный кодекс вопросы распоряжения неразграниченными землями с муниципального, районного уровня перешли на уровень городских и сельских поселений.

Разграничение государственной собственности на землю

Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же? И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной собственности на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом. Вас консультирует: Практикующий юрист по гражданским делам.

В частную собственность были переданы, главным образом, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли поселений. На г. из 133,1 млн. га приватизированных земель 128,6 млн. га приходилось на земли сельскохозяйственного назначения и 4,3 млн.

га на земли поселений (табл. 1). Остальная земля (1576,7 млн. га) осталась в государственной и муниципальной собственности. Проблемы использования приватизированных земель находятся под пристальным вниманием органов власти, средств массовой информации и ученых.

Новая модель разграничения государственной собственности на землю

Земельный кодекс РФ предусмотрел разграничение государственной собственности как одно из оснований приобретения права собственности на землю у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, посредством которого земельные участки прейдут в собственность конкретных субъектов – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленным законом.

Чем регулируется разграничение госсобственности на землю?

В 2001 г был принят о разграничении государственной собственности на землю. Но к 2006 году стала очевидной неэффективность этого закона и он утратил силу.

На текущий момент регулирование процесса осуществляется при помощи следующих нормативно-правовых актов:

  1. Конституция РФ. говорит о том, что разграничение собственности на землю находится в ведении всей страны и субъектов. предписывает передавать территории в собственность государства только по решению суда;
  2. Земельный кодекс (ЗК). Определяет виды государственной собственности: федеральную, региональную и муниципальную;
  3. (вводит в действие ЗК);
  4. : посвящен вопросам регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее;
  5. Гражданский кодекс (ГК). Устанавливает такие понятия, как юридическое лицо, право собственности, имущество и пр.;
  6. прочие нормативные и правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства, распоряжения, инструкции, правила и пр.

устанавливает федеральное подчинение для следующих территорий:

  • отведенных под строительство зданий Правительства РФ;
  • под государственные и унитарные предприятия;
  • принадлежащие Академии наук и ее организациям-сателлитам;
  • принадлежащие государственной компании Росавтодороги.

К собственности субъектов РФ относят территории:

  1. занимаемые местными органами управления и прочими государственными учреждениями;
  2. внутреннего сельхозназначения.

К муниципальным — участки под зданиями городской администрации ).

Порядок процедуры

Согласно действующему законодательству разграничение госсобственности осуществляется в такой последовательности:

  1. глава администрации населенного пункта или субъекта РФ подает в Министерство земельных отношений РФ заявление о предоставлении территории в собственность. Приводятся основания для этого: на участке расположены принадлежащие муниципалитету или субъекту РФ здания, земля нужна для реализации социальных или инвестиционных проектов и т.д. Также приводят кадастровый номер надела и реквизиты проекта межевания, если они есть. Подавать заявление также могут заместитель главы либо уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов;
  2. комитет по распределению земель при Министерстве в течение 30 дней рассматривает заявку и выносит по ней положительное или отрицательное решение;
  3. на основании решения комитета, Министерство издает соответствующее распоряжение;
  4. если делу дан ход, заявителю выдается скорректированная схема с указанием площади и месторасположения территории. Тот обращается с этим документом в лицензированную геодезическую компанию с просьбой выполнить кадастровые работы;
  5. кадастровый инженер определяет точные границы участка и разрабатывает межевой план. Последний подается на утверждение в федеральный комитет;
  6. право собственности регистрируется в Росреестре.

Если основанием разграничения выступает факт наличия на участке недвижимости, регистратору подают правоустанавливающие документы на нее и кадастровый план с этими объектами.

В зависимости от цели разграничения вместе с заявлением в Министерство земельных отношений подаются документы:

  • проект межевания, если на территории предполагается развернуть строительство;
  • комплексный проект развития местности;
  • план распределения наделов среди граждан;
  • план застройки.
При наличии на территории строений прикладывается свидетельство о праве собственности на них.

Проблемы

Многие трудности, обусловленные несовершенством , преодолены. Благодаря введению новых принципов, процедура разграничения упрощена, права регионов и муниципалитетов четко очерчены и хорошо согласовываются. Но и в современном виде схема не всегда работает гладко.

В частности, возникла неопределенность из-за передачи контроля за базой федеральной, муниципальной и региональной собственности Росреестру. Ранее эту функцию выполнял особый орган исполнительной власти, теперь же не всегда понятно, каков объем полномочий у администрации территориальной единицы в отношении участка.

Кто распоряжается неразграниченными участками?

Неразграниченные территории находятся под юрисдикцией государственных органов местного самоуправления ():

  • городских администраций;
  • органов самоуправления поселений;
  • администраций муниципальных округов.

Помимо своих внутренних территорий муниципальные власти распоряжаются и неразграниченными землями сельских поселений, расположенных в пределах муниципального округа. Неразграниченные территории городов федерального значения находятся под юрисдикцией Правительства РФ.

Закон разрешает формировать на неразграниченных территориях участки и отдавать их в пользование муниципалитетам и субъектам РФ, сдавать в аренду либо безвозмездно физическим и юридическим лицам (). Арендная плата поступает в бюджет муниципальных властей ().

Наблюдение за использованием неразграниченных земель осуществляет Институт развития жилищной сферы. Если он посчитает целесообразным передачу контроля от муниципальных властей федеральным структурам, первым направляется соответствующее заявление.

Неразграниченные земли, то есть не переданные под управление конкретных органов власти, подлежат разграничению. Процедуру реализует комитет при Министерстве земельных отношений на основании заявления главы местной администрации. Неразграниченные территории также используются. Ответственность за это возлагается на муниципальные округа.

Неразграниченными землями в России будут распоряжаться муниципалитеты

В Совете Федерации рассматриваются принятые Государственной Думой изменения в земельное законодательство, которые в том числе касаются вопросов распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Напомним, прежняя редакция соответствующих норм создавала неоднозначность в статусе таких земель, расположенных в столицах регионов. Средства массовой информации отмечали случаи, когда власти отдельных субъектов Федерации брали на себя полномочия по распоряжению неразграниченными землями, не обладая достаточным кадровым и организационным потенциалом.

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований.

Источники

  • http://ZKodeksRF.ru/gl-3/st-16-zk-rf
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/nerazgranichennaya_gosudarstvennaya_sobstvennost/
  • https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/nerazgranichennaya-gosudarstvennaya-sobstvennost.html
  • https://finpravo55.ru/gosudarstvennaya-sobstvennost-ne-razgranichena-chto-eto-znachit.html
  • https://prozakon.guru/nedvizhimost/zemelnye-uchastki/razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: