Что такое референдум, как он проводится, виды

Содержание
  1. Референдум – институт демократии
  2. Объект референдума
  3. Есть ли отличие от плебисцита
  4. Самое раннее использование
  5. Инициативы по проведению плебисцита
  6. Конституция Российской Федерации
  7. Закон России о референдуме
  8. История развития референдумов
  9. Требования к референдуму.
  10. Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях
  11. Сбор подписей
  12. Факультативный референдум
  13. Добровольный референдум
  14. Народный референдум
  15. Напомним референдум
  16. Референдум о независимости
  17. Формы референдума
  18. Самые резонансные референдумы
  19. Процедура референдума
  20. Назначение референдума
  21. Право на участие в референдуме
  22. Все «за» и «против».
  23. Референдум в России
  24. Всесоюзный референдум о сохранении СССР
  25. Определение результатов референдума
  26. Условия проведения референдума
  27. Виды референдумов
  28. Обязательные референдумы
  29. Конституционные изменения
  30. Финансовые решения
  31. Международные связи
  32. Военный референдум
  33. Заключение

Референдум – институт демократии

Референдум считается одним из важнейших институтов демократии. От выборов референдум отличает то, что объектом при этом является не кандидат или список кандидатов, претендующих на какую-либо должность, а определенный вопрос.

Референдум – это всенародное голосование в какой-либо стране мира, на котором решаются важные вопросы государственной жизни. Обычно на референдум выносятся вопросы, ответом к которым являются слова “да” “нет”,”согласен” “не согласен”, “поддерживаю” ” не поддерживаю” и другие.

Объект референдума

Объектом при этом может быть:

  • закон,
  • законопроект,
  • поправка к конституции,
  • вопрос, касающийся международных отношений страны,
  • проблема внутренней политики страны.

Есть ли отличие от плебисцита

Очень близким по значению к референдуму выступает термин плебисцит.

Во время существования древнеримской цивилизации этим словом называли решения, которые принимали собрания плебеев (простого народа).

Ряд исследователей полагает, что плебисцит характеризуется голосованием в сфере отношения к деятельности государственной власти и ее политической линии.

В российском законодательстве понятие «плебисцит» отсутствует и полностью заменено на референдум.

Самое раннее использование

Считается, что название и использование «референдума» возникло в швейцарском кантоне Граубюнден еще в 16 веке.

Термин «плебисцит» имеет в целом аналогичное значение в современном использовании и происходит от латинского плебисцита , что первоначально означало указ Concilium Plebis (плебейского совета), народного собрания Римской республики . Сегодня референдум также часто называют плебисцитом, но в некоторых странах эти два термина используются по-разному для обозначения голосований с разными типами правовых последствий. Например, Австралия определяет «референдум» как голосование по изменению конституции, а «плебисцит» – как голосование, которое не влияет на конституцию. Напротив, Ирландия когда-либо проводила только один плебисцит, то есть голосование за принятие ее конституции, а каждое второе голосование было названо референдумом. Плебисцит также использовался для обозначения необязательного подсчета голосов, такого как подсчет голосов, проводимый нацистской Германией для «одобрения» в ретроспективе так называемого аншлюса с Австрией, причем вопрос не в том, «разрешаете ли вы?». а скорее «одобряете ли вы?» того, что определенно уже произошло.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закреплённого Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

История развития референдумов

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) народного правления, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избирательный корпус – если проводятся выборы общенациональные или общенациональный референдум, часть избирательного корпуса – если проводятся выборы региональные или региональный референдум, местные (муниципальные) – если избираются органы местного управления или проводится местный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на другую выборную должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, – закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.

Другое отличие заключается в том, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем референдум, который рассматривается как разновидность плебисцита. В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и референдумом. С точки зрения формально-юридических характеристик (инициатива, процедура проведения, порядок подсчета голосов, юридическая сила решений, принятых путем голосования) референдум и плебисцит не имеют каких-либо существенных различий.

История референдума в XX столетии прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения при решении важных вопросов общенационального и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения региональных и местных вопросов. Так, в США во всех штатах проекты поправок к конституции обязательно выносятся на референдум для их окончательной ратификации. Конституции 22 штатов содержат положения, согласно которым по требованию 5% избирателей одобренный легислатурой штата законопроект должен быть утвержден на референдуме. В прошлом веке было проведено (на 1987 г.) внушительное число общенациональных референдумов: в Европе – 101, в Африке и на Среднем Востоке – 54, в Азии – 18, в Америке – 25, в Австралии и Океании – 45. В период с 1987 по 1990 г. Референдумы проводились в 21 стране; на эти референдумы было вынесено 74 вопроса.

Конституционное право предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения. Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, региональные и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

Общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные. Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции (Франция, Япония, Швейцария). Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон. Существует две разновидности законодательного референдума – отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона (ст. 75 конституции Италии, ч. 1 ст. 141 конституции Швейцарии), и утверждающий, ратифицирующий законопроект (ст. 11 конституции Франции). Кроме того, выделяют референдумы по международно-правовым вопросам и административные референдумы.

Первые проводятся в целях выяснения воли избирательного корпуса при решении важных международных вопросов (вступление в ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании, вступление в ЕЭС и дальнейшее пребывание в нем Англии). На вторые выносятся вопросы управленческого характера – изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст. 29 Основного закона ФРГ, ст. 132 конституции Италии), досрочного прекращения полномочий должностных лиц (ч. 6 ст. 60 конституции Австрии). В особую группу обычно выделяют консультативный референдум, позволяющий более гибко сформулировать вопрос, дать несколько вариантов альтернативных ответов. Обычно он используется тогда, когда для вынесения специальных и значимых решений необходимо более широкое одобрение, чем одобрение депутатов парламента. Так, в Швеции консультативные референдумы проводились по вопросу о запрете спиртных напитков (1992), реформе пенсионного обеспечения (1957), об использовании ядерной энергии (1980).

Референдумы подразделяют также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом. Так, скажем, в Японии проект поправки к конституции, одобренный 2/3 общего числа членов обеих палат Парламента, обязательно должен быть представлен затем на одобрение народа. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых зависит от воли правительства или избирательного корпуса.В литературе выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения, обязательной силы и иных обстоятельств.Однозначная оценка референдума невозможна. Демократизм или реакционность этого института зависят от реальных политических обстоятельств и условий, в которых референдум проводится.

Требования к референдуму.

Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума. Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки. Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомится, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения. При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов. Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан. Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам.

Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях

На федеральном уровне с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года по 1 июля 2020 года референдумы не проводились. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

В 2018 году сразу несколько инициативных групп, включая КПРФ, пытались инициировать всероссийский референдум о повышении пенсионного возраст. ЦИК отказала в проведении такого референдума, обосновав это тем, что предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?» не соответствует требованиям части 7 статьи 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» — Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В 2003—2007 годах в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы — при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок. Затем организацию распустили.

Так как потребность в подобном законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан — и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) — и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы. В ходе судебного разбирательства нередко возникали конфликты между посетителями суда и приставами; адвокат одного из обвиняемых попал в НИИ скорой помощи им.

Объявление о повышении пенсионного возраста (в условиях, когда до прежнего пенсионного возраста не доживает более половины мужчин) вызвало протесты со стороны населения. Были предприняты попытки провести референдум, первой это сделала КПРФ. 27 июля ЦИК отказала в проведении такого референдума, обосновав это тем, что для того, чтобы ответить на задаваемый коммунистами вопрос «Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?», надо обладать специальными знаниями. 8 и 10 августа 2018 года ЦИК одобрила вопросы для референдума по пенсионной реформе, предложенные пятью инициативными группами, созданными союзом по работе с многодетными семьями, представителями СР, (снова) КПРФ, а также активистами из Нижегородской и Вологодской областей. По сути, это один вопрос «за или против» в разных формулировках, в итоге устроивших ЦИК. Чтобы референдум состоялся, группа-инициатор должна была зарегистрировать свои подгруппы минимум в 43 регионах России и затем собрать 2 млн подписей граждан.

Проблемы конкуренции инициаторов проявились уже в конце августа. В итоге, пассивность подгрупп, кроме зарегистрированных от КПРФ и СР, и бюрократические придирки привели к срыву плебисцита. Сам момент окончательного отказа ЦИК затмила случившаяся в тот же день керченская трагедия.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Факультативный референдум

Необязательный референдум – это вопрос, который ставится на голосование в результате требования. Это может исходить от исполнительной ветви власти, законодательной власти или по запросу людей (часто после выполнения требования подписи).

Добровольный референдум

Добровольные референдумы , также известные как законодательные референдумы , инициируются законодательным органом или правительством. Это могут быть рекомендательные вопросы для оценки общественного мнения или обязательные вопросы права.

Народный референдум

Всенародный референдум является голосованием сразить существующий закон или часть существующего закона.

Напомним референдум

Референдум об отзыве – это процедура смещения должностных лиц до истечения срока их полномочий . В зависимости от области и положения отзыв может быть для конкретного лица, например, отдельного законодательного органа, или более общего, например для всего законодательного органа. В штатах США Аризона , Монтана и Невада отзыв может быть использован против любого государственного должностного лица на любом уровне правительства, включая как избранных, так и назначенных должностных лиц.

Референдум о независимости

Некоторые территории могут провести референдум о том, стать ли независимым суверенным государством. Этот тип референдума может быть юридически санкционированным и обязательным, например, референдум 2011 года о независимости Южного Судана , или в некоторых случаях может не санкционироваться и считаться незаконным, например, референдум 2017 года о независимости Каталонии.

Формы референдума

В последнее время все большее распространение получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразные формы:

По предмету референдумы делятся на: конституционные; законодательные; по международным вопросам; по административным вопросам.

о правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера: консультативные;”дозаконодательные”; совещательные;”послезаконодательные”; ратифицирующие.

Референдумы также бывают обязательными и факультативными. Инициаторами проведения референдума могут выступать: государственные органы; избиратели.

С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учрежде-ния. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка. Термин “референдум” (от латинского “referendum”- то, что должно быть сообщено). Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или са-моуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом на-зывают любое голосование, но это исключение. В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не ман-дату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса принятое решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Решение может приниматься: посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос; посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор – встречается редко).

Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского “plebiscitum” – ре-шение народа). С точки зрения юридической, различий нет – это полные синонимы. С точки зрения стиля – плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д. Иногда в литературе – всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.) понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан.

В некоторых странах, например, в Швеции существующий институт именуется консуль-тативным референдумом. Болгарское законодательство на основе конституции 1971г. – “народный опрос” как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов. Бразильская конституция (ст.14) – среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит ст.49 (п. XV). Определен предмет плебисцита, но не рефе-рендума. Значит здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит – решающий. В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обя-зательного характера, власти считаются с мнением избирателей. Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось.

Выводы:

Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:

– выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;

– до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.

При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный за-конопроект, вплоть до проекта конституции.

Самые резонансные референдумы

В марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза (СССР). Он был проведен централизованно не во всех республиках, но жители крупнейших из них — РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана свое мнение высказали. В итоге свыше 76% граждан пожелали и дальше жить в СССР, но он все равно через несколько месяцев распался.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму по вопросу присоединения к РФ. По данным местного избиркома, свыше 96% жителей республики и более 95% севастопольцев одобрили присоединение к России.

Голосование противоположной направленности прошло в сентябре этого же года в Шотландии. Но к разочарованию его организаторов только 44,7% граждан поддержали идею выхода из состава Великобритании.

В августе 1934 года большинство немецких граждан после смерти президента Германии фон Гинденбурга проголосовали за объединение поста главы государства и канцлера. На эту должность был назначен Адольф Гитлер, развязавший через 5 лет Вторую мировую войну.

За всю историю суверенной России было проведено два общегосударственных референдума (на местном и региональном уровне значительно больше).

  1. Первый прошел 25 апреля 1993 года в самый разгар противостояния тогдашнего парламента Верховного Совета с президентом. Граждане должны были ответить на 4 вопроса, связанные с деятельностью этих органов госвласти. В результате большинство участников посчитало необходимым переизбрать парламент и выразила доверие политике главы государства.
  2. 12 декабря этого же года россияне вновь пришли на избирательные участки, чтобы высказать свое мнение о проекте новой Конституции. В итоге его одобрили 58,4% участников голосования.

Процедура референдума

Инициатива и назначение принадлежит:главе государства;парламенту;иногда обоим органам;правительству;группе депутатов парламента;региональным органам власти;группе избирателей.

Право инициативы дает возможность: принятия государственных решений и придания им особого авторитета; оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими пар-тиями.

Инициатор: представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума); Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов; положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).

Немногие страны регулируют основы процедуры референдума конституцией. Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи – по требованию 150000 избирателей. По конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и президент, но по предложению правительства с подписью его председателя. В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.

Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает: производство по референдуму подчинено избирательному праву; права общественных объединений предприятий будут распространяться на парламентские политиче-ские группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов; избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума; СМИ публичные – бесплатное время парламентским политическим группам; льготный тариф для почты; агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования; в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования; голосование осуществляется официальными бюллетенями; проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней; итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся пред-седателям правительства и палат парламента; протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, ко-торые могут постановить: о недопустимости протеста;о действительности голосования и объявлении его результатов;о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов;о недействительности голосования.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Право на участие в референдуме

В референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом. Если, например, условия получения активного избирательного права различны при вы-борах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в рефе-рендумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах.

Все «за» и «против».

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями.

Референдум в России

В России референдум был впервые закреплен законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан России, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. Референдум был проведен для принятия конституции, а ранее, в апреле того же года, он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти.

В России проводятся референдумы трех видов: референдум России, референдум субъекта России и местный референдум. Хотя нормативная правовая база проведения этих референдумов различается, существует общий законодательный акт, регулирующий проведение референдумов в России. Это Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», в котором регулирование всех референдумов, проводимых в России, осуществляется под углом зрения обеспечения гарантий конституционного права граждан России на участие в референдуме, учитывается специфика отдельных видов референдума и применяется особенное регулирование для референдума России, референдума субъекта России, местного референдума. Вместе с тем Федеральный закон вводит и регулирование, которое является общим для всех разновидностей референдума. В этом случае использование термина «референдум» означает, что соответствующая норма закона распространяется на референдум России, референдум субъекта России и местный референдум.

Всесоюзный референдум о сохранении СССР

Всесоюзный референдум о сохранении СССР — единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP) и обсуждавший вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. 24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности.

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию президента СССР М. С. Горбачева, Съездом было принято два постановления о проведении референдумов по вопросу о частной собственности на землю и по вопросу о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик. За принятие первого постановления голосовали 1553 депутата, против — 84, воздержались — 70. За принятие второго постановления голосовали 1677 депутатов, против — 32, воздержались — 66.

Однако, по поводу первого постановления председатель комитета Верховного Совета по законодательству Ю. Х. Калмыков позднее объяснил на сессии Верховного Совета СССР, что президент просил воздержаться от проведения референдума по вопросу о частной собственности. Второму постановлению был дан ход. Оно гласило, что «в связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Союза Советских Социалистических Республик (CCCP)», Съезд народных депутатов СССР решил: Провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учётом результатов голосования по каждой республике в отдельности. Поручить Верховному Совету СССР определить дату проведения референдума и меры по его обеспечению.

Определение результатов референдума

Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования. Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зареги-стрированных граждан (действует обязательный вотум). Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины изби-рателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос. Испанский закон никакого порога не устанавливает.

Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 “При про-ведении народного голосования решение принимается простым большинством”.

Исключения.

– в Намибии, по конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.

– в Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство го-лосов, конституционной поправки – абсолютное большинство в большинстве кантонов.

– в Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его под-держало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.

Условия проведения референдума

В соответствии с этой нормой на народное голосование не может выноситься вопрос, противоречащий Конституции и направленный на умаление или ограничение прав и свобод граждан.

  1. об изменении срока полномочий главы государства и депутатов;
  2. об изменении статуса регионов;
  3. о принятии/корректировке госбюджета;
  4. об амнистии (что это?) или помиловании и другие.

Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.

Инициировать организацию референдума могут:

  1. Граждане РФ — не менее 2 млн человек, обладающих правом на участие в голосовании, при этом на территории одного субъекта должно проживать не больше 50 тысяч из них;
  2. Конституционное Собрание — в порядке, предусмотренном Основного закона.
  3. Федеральные органы госвласти.

Виды референдумов

Факультативный. Назначение зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленче-ского) решения, если это не запрещено конституцией или законом. В некоторых странах устанавливаются ограничения.

Например, в конституции Испании ст.151,ч.2 “что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщест-ва. А согласно конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 “пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов”. Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения раз-ногласия между конституционными органами власти согласно Швейцарской конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум. В первом случае – это абсолютно-обязательный референдум. Во втором случае – относительно обязательный.

Отменительный. (народное вето), т.е. Референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента. Такой предмет встречается не часто. Например, конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)

В большинстве случаев местные референдумы факультативны. Предметом обязательного референдума являются изменения территориального устрой-ства, иногда финансовые проблемы.

Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам: об объединении предприятий и разъединении общин; об образовании новой общины; о создании местного представительного органа и о его разделении; по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.

Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное. Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект конституции, то через год.

Обязательные референдумы

Обязательный референдум является автоматически ставится на голосование , если соблюдены определенные условия и не требуют каких – либо подписей от общественности или законодательных действий. В областях, где проводятся референдумы, обязательный референдум обычно используется в качестве юридически необходимого шага для ратификации конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения к международным организациям, а также некоторых видов государственных расходов.

Конституционные изменения

Некоторые страны или местные органы власти предпочитают принимать любые поправки к конституции с помощью обязательного референдума. К ним относятся Австралия , Ирландия , Швейцария , Дания и 49 из 50 штатов США (единственное исключение – Делавэр ).

Финансовые решения

Во многих населенных пунктах требуется референдум, чтобы правительство могло выпустить определенные облигации, поднять налоги сверх установленной суммы или взять на себя определенные суммы долга. В Калифорнии правительство штата не имеет права занимать более 300 000 долларов без публичного голосования по предложению облигаций штата .

Международные связи

В Швейцарии проводятся обязательные референдумы о принятии международных договоров , касающихся коллективной безопасности и присоединения к наднациональному сообществу. Референдум такого типа проводился только один раз в истории страны: неудачная попытка Швейцарии в 1986 году присоединиться к Организации Объединенных Наций .

Военный референдум

Гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануилом Кантом – это референдум для одобрения объявления войны на военном референдуме. Она никогда не принималась ни одной страной, но обсуждалась в Соединенных Штатах в 1930-х годах как поправка Ладлоу.

Заключение

Референдум в демократическом государстве — это эффективный инструмент решения проблем, который может использовать социум в случае бездействия власти или проведения ею политики, противоречащей интересам общества.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/helperia/chto-takoe-referendum-5b978002c4ee7000a945e83c
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/referendum-chto-ehto-takoe.html
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/Referendum
  • https://tass.ru/info/5440292
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
  • https://investments.academic.ru/1349/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
  • https://chto-takoe.net/chto-takoe-referendum/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: