Что такое СМП в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Содержание
  1. Требования к участию в закупках, процент участия СМП
  2. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
  3. Особенности участия в госзакупках
  4. Соответствие условиям для участия в закупках
  5. Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  6. Способы закупок
  7. Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ
  8. Неконкурентные способы закупок
  9. Существует ли перечень закупок у СМП
  10. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
  11. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП
  12. Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО
  13. Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ
  14. Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ
  15. Что такое СОНО
  16. Что нужно делать для подтверждения своей принадлежности к одной из категорий для участия в закупках
  17. Преимущества при закупках
  18. Способы реализации привилегий
  19. Отличия понятий в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ
  20. Особенности проведения закупок по 44-ФЗ
  21. Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 44 ФЗ
  22. Как осуществляются закупки у малых предприятий по 44 ФЗ
  23. Особенности проведения закупок по 223-ФЗ
  24. Объем закупок
  25. Изменения в объеме закупок с 2020 года
  26. Способ закупки
  27. Подтверждение соответствия участниками закупки
  28. Перечень закупок у МСП
  29. Предусматриваемые льготы
  30. Сроки оплаты

Требования к участию в закупках, процент участия СМП

Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается , в отличие от него 223-й ФЗ ( ) содержит только обязанность указать требования в документации.

По 44-ФЗ в числе необходимых:

  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
  • отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
  • руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
  • обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);
  • участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
  • участник не является оффшорной компанией;
  • отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.

Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:

  • об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).

Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.

Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.

Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.

Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.

Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Особенности участия в госзакупках

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  1. Предельный размер НМЦК при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. При определении поставщиков в извещении о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  3. Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в декларативной форме. Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  4. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер обеспечения: он не может быть более 2% от начальной цены контракта.
  5. Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.
Согласно Постановлению Правительства №1352, предельная цена контракта, который подписывается заказчиком по 223-ФЗ только с победителем из числа СМП, составляет 400 млн р.

По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Соответствие условиям для участия в закупках

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  1. Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.
  2. Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не могут быть более 49%.
  3. Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  4. Выручка от продажи товаров и услуг без учета НДС либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.
Категория субъекта в конечном итоге определяется по наибольшему условию: численности работников или их выручке (стоимости активов). Категория подлежит изменению, только если в течение 3 календарных лет, которые следуют подряд друг за другом, были изменены максимальные показатели численности или объема выручки сотрудников.

У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, на субъекты малого предпринимательства должно приходиться как минимум 15% в общем годовом объеме закупок. Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее число денежных средств на финансовый год, которое направляется на приобретение товаров, работ и услуг. В эту сумму включается только та стоимость, которая подлежит оплате в текущем периоде.

При этом с учетом положений ч. 1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:

  • закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности
  • услуги кредитования
  • закупки у единственного поставщика
  • тендеры, проведенные закрытым способом
  • работы в области использования атомной энергии.

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

За несоблюдение требований о минимальном объеме закупок у субъектов малого бизнеса предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП. Согласно указанной правовой норме, нарушение норм 44-ФЗ влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. р.

С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.). При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема.

Закон 223-ФЗ содержит дополнительную ответственность для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения. Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года.

Способы закупок

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:

  • через открытый конкурс
  • через конкурсы с ограниченным участием
  • через двухэтапные конкурсы
  • через запросы предложений, котировок
  • через электронные аукционы.

С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Согласно ФЗ-223, конкурентные закупки, в которых могут участвовать только СМП, проводятся исключительно в электронной форме с учетом особенностей по ст. 3.4 223-ФЗ. Такие закупки могут быть проведены только на электронных площадках, операторы которых включены в Перечень по Распоряжению Правительства №1447-р от 2018 года.

Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Каждый способ закупок использует честную конкуренцию среди своих участников. Они соревнуются между собой, чтобы получить выгодный контракт. В зависимости от типа закупки сравнивают и участников. Каждый из них смотрит на цену аукциона. Если говорить о конкурсах, то здесь основное влияние уделяется не цене, а требованиям закупки, оценка участников по системе балов.

Отличия способов закупок:

  • по требованиям и условиям;
  • алгоритмом действий по подаче заявки на участие;
  • периодом размещения документации и оценки программы участия;
  • определение победителей – какие критерии.

Согласно федеральному законодательству выделяют конкурсы, аукционы, запрос предложений и котировок. С 2019 года всех участников обязали проводить торги в электронном формате.

Неконкурентные способы закупок

Социально ориентированные некоммерческие компании и организации часто участвуют в неконкурентных способах закупок. В правовом документе указан только один вид закупки такого типа. Это приобретение у единого поставщика. В федеральном законе указываются все ситуации, когда участник может выбрать данный метод. И операции ограничены. В других ситуациях выбрать такой вид приобретения невозможно.

С июля 2019 года алгоритм действий при проведении закупок в таком формате изменился. Теперь по новым правилам документальное подтверждение при покупке у единственного поставщика не потребуется.

На практике используются разные способы закупки. До 2018 года законодательство оговаривало только два метода осуществления: конкурс или аукцион в электронном формате, которые в обязательном порядке закреплялись в положении о проведении закупки. Как только внесли изменения в правовой акт, заказчик обязан прописать алгоритм действий при проведении аукциона, а также запрос предложений и котировок. Компания, заказывающая услугу, вправе установить в положении и другие методы выбора исполнителя.

Тендеры осуществляются через электронный формат, где определяются контрагенты. Теперь можно подавать заявки на участие, не выходя из дома.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Перечень товаров для СМП по 223-ФЗ – это официальный документ, который заказчики обязаны разместить в ЕИС. Он необходим для соблюдения норма законодательства о закупках некоторых товаров только у малого бизнеса.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.


Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Что такое СОНО

В самом 44-ФЗ и 223-ФЗ не содержится детализации понятия СОНО. Но его можно найти, если обратиться к ФЗ-7 от 1996 года. Социально ориентированными признаются не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые занимаются деятельностью, связанной с развитием гражданского общества и решением социальных проблем по п. 2.1 ст. 2 7-ФЗ.

СОНО признается организация, которая не имеет своей целью извлечение прибыли в качестве основополагающей цели создания и которая не распределяет полученную прибыль между участниками по ч. 1 ст. 2 7-ФЗ. Некоммерческая организация может иметь форму союза, фонда, ассоциации, общины, объединения и пр.

Перечень возможных направлений деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие организации, включает (на основании п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  1. Социальное обслуживание граждан.
  2. Организация социальной поддержки и защиты.
  3. Помощь гражданам в преодолении последствий стихийных бедствий.
  4. Организация мероприятий по профилактике социально опасных поведенческих аспектов.
  5. Защита животных.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Юридическая помощь, которая оказывается льготно или бесплатно.
  8. Деятельность в области здравоохранения, искусства, науки и пр.

Такие некоммерческие организации могут участвовать в государственных закупках на особых условиях, если только ее учредителями не являются РФ, российские регионы и муниципальные образования.

Что нужно делать для подтверждения своей принадлежности к одной из категорий для участия в закупках

Для того чтобы принять участие в закупках, которые проводятся исключительно среди СМП и СОНО, участник должен подтвердить свою принадлежность к одной из указанных категорий. Для этого организация предъявляет декларацию в свободной форме с указанием на то, что она является представителем малого бизнеса или НКО. Ответственность за достоверность сведений в декларации возлагается на поставщика.

С учетом требований ч. 3 ст. 30 44-ФЗ участнику недостаточно указать принадлежность к данным категориям в заявке на участие в закупке, дополнительно от него запрашивается декларация. Для электронных процедур подобная декларация может быть сформирована прямо на ЭТП. Она прилагается к заявке в электронном виде в виде отдельного документа.

Заказчикам по 44-ФЗ рекомендовано проверять принадлежность участника к СМП с помощью специального реестра, который ведет ФНС. Проверка проводится в режиме онлайн. Достаточно вбить в строку поиска ИНН и наименование компании.

Для участия в закупках, которые проводятся на общих основаниях без привилегий для СМП и СОНО, подтверждать свою принадлежность к данным категориям не нужно.

При закупках по 223-ФЗ правила подтверждения своей принадлежности к СМП и СОНО несколько отличаются. Декларировать свою принадлежность вправе только созданные юрлица и индивидуальные предприниматели. Остальные участники предоставляют выписку из реестра СМСП от ФНС.

Выписку можно запросить онлайн на официальном сайте ФНС. Она включает в свой состав дату формирования документов, номер документа, наименование юрлица, категорию СМСП, дату включения в реестр, сведения о среднесписочной численности и пр.

Для подтверждения принадлежности к СОНО учреждению нужно предоставить:

  1. Копии учредительных документов для проверки соответствия видов деятельности тем, которые указаны в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ.
  2. Выписку из реестра социально ориентированных НКО.

Преимущества при закупках

При приобретениях у данного субъекта всем участникам положены конкретные преимущества. То есть для таких людей устанавливаются меньшие санкции при выявлении правонарушений.

Для контрагентов по обычному режиму штраф составляет 5% от заключенного документа при сумме покупке более 3 000 000 рублей. Малые же организации по СОНКО могут рассчитывать на 1-2%. Процент закупок субъектов малого предпринимательства определяется также в федеральном законодательстве.

Дополнительно стоит отметить, что СМП предполагает низкую тарификацию на торговой точке. Если обычный человек может получить 1% за письменный документ (не более 5000 рублей), то для СМП верхний критерий не превышает и 2 000 рублей.

Санкции назначаются по КоАП.

Способы реализации привилегий

Как же реализуются привилегии предпринимателей?

Согласно федеральному законодательству, годовой объем у субъектов малого бизнеса составляет не менее 15%. Аналогичная позиция прослеживается и у СОНО.

Воспользоваться привилегиями здесь возможно следующим способом:

  • провести торговлю или же создать конкурс с ограничением участников, где участвовать будут вышеуказанные категории предпринимательства;
  • привлечение субподрядчиков в виде малого бизнеса или социальной организации некоммерческого назначения.

Заказчик в обязательном порядке уточняет количество привлеченных подрядчиков из обеих категорий и выделяет процентное соотношение. Оно должно быть не менее 5%. Исполнитель государственного контракта обязуется оплатить свои обязательства в 15-дневный срок. Это регламентировано ПП №1466.

Отличия понятий в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

Критерии отнесения организации или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства перечислены в ст. 4 ФЗ-209 от 2007 года. Для малого бизнеса среднесписочная численность сотрудников за прошлый год составляет до 100 человек; выручка от реализации товаров, работ и услуг – не более 800 млн р.

Для среднего бизнеса предусмотрены следующие критерии отнесения компании к этому сегменту: средняя численность работников не может превышать более 101-250 человек, выручка за год – до 2 млрд р. Для микропредприятий предельное значение численности составляет 15 человек, выручки – 120 млн р.

Общим требованием для указанных типов компаний является непревышение установленной суммарной доли сторонних организаций, которые не являются средними и малыми предприятиями в уставном капитале. Значение такой доли должно быть не более 49%.

При отнесении компании к СМП нужно учитывать следующие допущения:

  1. Категория СМП устанавливается с учетом наибольшего по значению условия: численности или выручки.
  2. Категория компания может измениться, только если предельные показатели превышали нормативные значения в течение 3 лет и более.
  3. Вновь созданные компании или зарегистрированных предпринимателей допускается отнести к СМП, если показатели их средней численности не превысили пороговых значений.

К СМП дополнительно относят резидентов «Сколково», представителей инновационного сектора экономики или внедряющих результаты интеллектуального труда.

Если компании или ИП отвечают перечисленным выше требованиям, то они наделяются преимуществами по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Единственное, что 223-ФЗ использует понятие не СМП («субъекты малого предпринимательства»), а СМиСП, МСП или «субъекты малого и среднего предпринимательства».

В настоящее время ФНС ведет специальный реестр предпринимателей и компаний, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для подтверждения своей принадлежности к малому и среднему бизнесу участнику нужно предоставить выписку из реестра.

Особенности проведения закупок по 44-ФЗ

Преимущества для СМП и СОНКО в рамках 44-ФЗ предусмотрены в ст. 30. В обязанности государственных заказчиков входит подписание государственных контрактов с представителями указанных учреждений на сумму не менее 15% от совокупного годового объема государственного заказа (СГОЗ). Под СГОЗ понимается совокупный объем закупок за текущий год, в который не входят:

  • закупки в рамках гособоронзаказа
  • закупки у единственного поставщика
  • подписанные через закрытые процедуры
  • в сфере атомной энергии
  • в сфере заимствований.
При расчете СГОЗ учитываются только те контракты, оплата по которым будет произведена в текущем году, включая контракты, подписанные в предыдущие периоды, но оплаченные в этом году.

Подобного рода преимущества для СМП и СОНО предоставляются в двух форматах:

  1. Через проведение закупок, к участию в которых допускают только юридических лиц из числа СМП и СОНО. Такие закупки могут проводиться в формате открытого конкурса, электронного аукциона, запроса предложений и котировок, конкурса с ограниченным участием. При этом установлено одно законодательное ограничение: сумма данных государственных контрактов не должна превышать 20 млн р.
  2. Установление требования к победителям по привлечению СМП и СОНО к реализации контракта в качестве субподрядчика. В этом случае заказчик может не бояться превысить НМЦК: никаких ограничений не предусмотрено. С учетом Постановления Правительства №1446 от 23 декабря 2016 года заказчиком закрепляется объем привлечения субподрядчиков из числа СМП в размере не менее 5%, а исполнитель государственного контракта рассчитывается с ними не позднее 15 рабочих дней вместо 30.

Также заказчики могут «набирать» минимальный объем закупок у СМП через обычные торги, в которых вправе принять участие все желающие. Перечень продукции, который заказчики обязаны закупать у СМП, законодательно не предусмотрен. На это указывается в письме Минэкономразвития России от 2015 года № Д28и-79.

Закупка в размере более 15% у СМП и СОНО по закону не запрещается, но нарушение указанного лимита считается грубым нарушением и карается по нормам КоАП (ст. 7.30).

При несоблюдении требования о минимальном объеме заказа у СМП и СОНО должностное лицо в лице контрактного управляющего или иного специалиста контрактной службы может быть привлечено к административной ответственности. Она предполагает штраф до 50 тыс. р.

Объем закупок у СМП и СОНО распределять и лимитировать не нужно. Можно приобрести все товары на сумму 15% от СГОЗ у малых предпринимателей и ничего не закупить у некоммерческих организаций. И это не будет считаться нарушением законодательства.

В случае если закупка среди СМП или СОНО не состоялась, то заказчики вправе убрать ограничения для участников и допустить к торгам всех желающих. Но такой контракт не войдет в требуемый норматив 15% от СГОЗ.

О соблюдении законодательных нормативов заказчики обязаны отчитаться. Отчет о закупках среди СМП и СОНО по результатам года они публикуют в ЕИС в установленные сроки.

В 44-ФЗ предусмотрены и некоторые другие особенности контрактов с представителями малого бизнеса и СОНО. Заказчик должен оплатить их услуги в течение 15 рабочих дней после подписания приемочного акта или товарной накладной на поставку товаров, тогда как стандартные сроки для оплаты заказчиком составляют 30 дней. Размер обеспечения участия в закупке по 44-ФЗ не может превышать 2% от НМЦК. Для СМП и СОНО также предусмотрены пониженные штрафы при нарушениях по 44-ФЗ. С них взимается уменьшенная плата за ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р. (данные комиссионные оператор удерживает с победителя закупки).

Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 44 ФЗ

  • Утвержденное авансирование до 30% от стоимости контракта.
  • Сроки расчетов по выполненным работам – строго до 15 дней.
  • Размер обеспечения заявки составляет не более 1% или 2%.
  • Обеспечение исполнения составляет не более 5% или 10%.
  • Нельзя участвовать ни средним, ни крупным компаниям-конкурентам.
  • Привлечение СМП через субподряд, соответствующим требованием в конкурсной документации.

Из ближайших изменений в Федеральном Законе утверждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Законопроект больше не разрешит привлекать к реализации тендера субподрядную организацию, которая аффилирована с заказчиком. Это исключит случаи, когда организация передает строительные субподряды своим дочерним предприятиям. Если учреждение нарушит ФЗ, то такой контракт нельзя будет разместить в реестре закупок у СМП. Еще одно нововведение коснется того, что с 2017 года в ЕИС можно отправлять заявки на любые формы тендерных отборов в электронном виде. Участникам это уменьшит расходы, а так же исключит коррупционную составляющую при подтасовывании результатов при проведении «бумажных» процедур.

Как осуществляются закупки у малых предприятий по 44 ФЗ

Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения разных видов торгов: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).

Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44). Все необходимые декларации и справки вы можете скачать в разделе образцы документов.

В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).

Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (исполнителю, подрядчику), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения об участии исключительно СМП и СОНКО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами схожим с 223 ФЗ образом:

  • Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника — не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 30 дней.
  • Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).

Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно. Если организация уже включена в единый реестр малых и средних субъектов, можно представить выписку из него. СОНКО заполняют декларацию с указанием вида деятельности, поскольку преимущества законом предусмотрены не для всех.

Важно помнить, что за предоставление недостоверной информации, контракт с победителем может быть расторгнут по решению заказчика.

Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется статьей 7.30 КоАП РФ:

  • нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня, полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
  • при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей
  • нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
  • аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс.
  • нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс.

Подробные нормативы представлены в разделе Школа торгов. Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей.

Особенности проведения закупок по 223-ФЗ

Заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, могут обеспечить годовой объем закупок у лиц, подтвердивших принадлежность к субъектам малого предпринимательства, в размере 18% от годового объема закупок и более. При этом 15% годового объема закупок составляют договоры, которые были подписаны по результатам торгов, участниками которых были СМП (на основании п. 5 Положения об особенностях участия СМП, утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). То есть процент закупок заказчиков по 223-ФЗ у малого бизнеса выше, чем по 44-ФЗ.

С 2020 года указанные нормативы будут пересмотрены. Заказчики должны будут закупать у СМП товаров на сумму не менее 20% от СГОЗ вместо 18%. Изменится и обязательный процент закупок только у СМП: с 15% он увеличится до 18%, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.

В отличие от 44-ФЗ заказчики по 223-ФЗ утверждают перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через тендеры с участием только поставщиков из числа малого бизнеса. В перечень включают товары с указанием из ОКПД-2 с учетом их наименования, кода, категории и подкатегории, что позволяет их четко идентифицировать. Утвержденный заказчиком документ о перечне товаров, которые закупаются у СМП, в обязательном порядке публикуется в ЕИС и на официальном сайте заказчика. При этом товары, работы и услуги из утвержденного списка в некоторых случаях допускается закупать и у иных категорий поставщиков. Но если товары перечислены в локальном перечне и заказчик указан в п. 2 Постановления Правительства №1352, то он обязан закупать их у субъектов малого бизнеса.

Если предметом сделки стала продукция из утвержденного правительственного перечня, а НМЦК не превысил 200 млн р., то провести тендер среди малых предприятий заказчик обязан. Если же цена контракта находится в пределах 200-400 млн р., то заказчик вправе сам выбирать способ закупки и потенциальных участников.

С июля 2018 года новая редакция 223-ФЗ определила конкретные разновидности закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения о проведении закупок данного типа.

Минимальный срок размещения извещения о проведении конкурса и аукциона составляет 7 дней до окончания приема заявок при цене контракта до 30 млн р., 15 дней – при цене более 30 млн р. Запрос предложений проводится при цене контракта в пределах 15 млн р., а извещение размещается за 5 рабочих дней до начала процедуры. Запрос котировок проводится при цене в пределах 7 млн р. с минимальными сроками для подачи заявок в 4 рабочих дня.

Таким образом, государство в целях поддержки малого предпринимательства и некоммерческих организаций обязывает заказчиков закупать определенный объем товаров, работ и услуг у представителей таких учреждений. Для заказчиков по 44-ФЗ минимальный объем заказа у СМП и СОНО составляет 15% от СГОЗ. Для тех заказчиков, которые работают по 223-ФЗ, минимальный объем заказа составляет не менее 18% от СГОЗ. Для подтверждения соответствия участника требованиям к СМП и СОНО участник должен задекларировать данный факт.

Объем закупок

В 2019 году заказчики по 223-ФЗ обязаны приобрести у МСП товары и услуги в размере не менее 18% от СГОЗ. В данный рассчитанный показатель включают:

  1. Победителей закупок, участниками которых могли стать только МСП.
  2. Победителей закупок, в которых предусмотрена обязанность по привлечению компаний МСП на субподряд.
  3. Победителей из числа МСП, которые принимали участие в тендере на общих основаниях.

При этом 15% договоров должны быть строго подписаны по первому основанию: то есть только по результатам закупок среди малых предприятий (по п. 5 «Положения об особенностях участия МСП», утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). Если закупка признана несостоявшейся, то она не включается в отчетность. Таким образом, минимально необходимый процент заказа у малых предприятий по 223-ФЗ выше, чем по 44-ФЗ.

В случае нарушения заказчиками установленной квоты по закупкам у МСП по закону им грозит ответственность.

С 1 февраля до окончания следующего года им предстоит закупаться по нормам 44-ФЗ. Закон о контрактной системе является более строгим, чем 223-ФЗ, поэтому наказание крайне невыгодно участникам.

Изменения в объеме закупок с 2020 года

Начиная с 2020 года к заказчикам по 223-ФЗ будут предъявлять более строгие требования в отношении их лимитов по закупкам у МСП. Их годовой объем закупок у представителей малого бизнеса должен будет составлять не менее 20% от СГОЗ. А доля договоров, подписанных по результатам торгов, в которых могут участвовать только строго МСП, возрастет вплоть до 18%. Лимиты по закупкам среди малого бизнеса по 223-ФЗ были пересмотрены, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.

Способ закупки

Правительство обязало участников системы закупок по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги и у представителей малого бизнеса через четыре конкурентные процедуры: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. С учетом этого заказчик должен соблюдать общие требования к конкурентным закупочным процедурам. В частности, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней; отменять закупку только до окончания срока приема заявок и при возникновении непредвиденных форс-мажорных обстоятельств; продлевать сроки подачи заявок при изменениях документации; заключать контракт с победителем не ранее 10 дней и не позднее 2 дней после публикации итогового протокола.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны проводиться на 8 ЭТП, которые прошли правительственный отбор. Это Сбербанк-АСТ, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, ЕЭТП, РТС-Тендер, Национальная электронная площадка, АГЗРТ, Российский аукционный дом.

Выбор способа закупки заказчик должен осуществлять с учетом новой редакции 223-ФЗ. С июля 2018 года минимальные сроки для размещения извещения о конкурсе или аукционе составляют 7 дней до окончания приема заявок; если НМЦК более 30 млн р., то 15 дней.

Запрос предложений можно провести только при цене контракта до 15 млн р. (сроки размещения составляют минимум 5 дней до старта процедуры), запрос котировок – при цене до 7 млн р. и со сроками в 4 рабочих дня для подачи заявок.

Подтверждение соответствия участниками закупки

При закупках по 44-ФЗ в качестве подтверждения соответствия своей принадлежности к МСП заказчики вправе требовать от участников только декларацию.

В рамках 223-ФЗ задекларировать сведения могут только участники закупки, которые были недавно созданы. От остальных требуется предоставить выписку из реестра ФНС, которая и подтвердит их принадлежность к малому бизнесу.

Выписка запрашивается в режиме онлайн. Документ выдается бесплатно и содержит дату формирования, наименование компании, категорию бизнеса, дату отнесения к МСП и данные о среднесписочной численности и выручке.

Перечень закупок у МСП

В рамках 44-ФЗ заказчиков никак не ограничивают по вопросу того, какие товары, работы и услуги они должны покупать у субъектов малого предпринимательства, тогда как в рамках 223-ФЗ государственный заказчик обязан перечислить в утвержденном Положении о закупках ОКПД-2 в отношении всех товаров, работ и услуг, которые он планирует покупать у представителей малого бизнеса. Позиции включаются в утвержденный перечень с учетом их ОКПД-2, наименования, кода, категории и подкатегории, что позволяет их четко идентифицировать. Такой перечень размещается в открытом доступе в ЕИС.

Заказчику также нужно соблюдать следующее правило:

  1. При НМЦК контракта до 50 млн р. закупка из утвержденного перечня производится строго у МСП.
  2. При НМЦК контракта 50-200 млн р. заказчик самостоятельно решает, закупаться ли ему у МСП или среди представителей крупного бизнеса в том числе.

Предусматриваемые льготы

Государственный заказчик по 223-ФЗ может утвердить свою программу партнерства среди МСП и предусмотреть в ней льготы для участников.

По 223-ФЗ сумма обеспечения участия от МСП не может превышать 2% от НМЦК, а сумма обеспечения исполнения контракта – 5% или размера аванса. В принципе по 223-ФЗ заказчик может вовсе отказаться от внесения обеспечения, но если такое требование все же установлено, то от СМП можно требовать только льготного размера обеспечения.

Также представитель МСП платит ЭТП по льготной ставке при его победе в закупке. Плата торговой площадке за победу составляет 1% от НМЦК, но не более 2000 р. (в рядовых закупках для остальных категорий победителей данный лимит установлен на отметке 5000 р.).

Сроки оплаты

Максимальные сроки оплаты по контракту для МСП не должны превышать 30 календарных дней. Для остальных категорий исполнителей в 223-ФЗ сроки не регламентируются.

С 2020 года представители малого бизнеса начнут получать оплату в еще более сжатые сроки: они составят не более 15 рабочих дней после подписания акта приема-передачи. Сроки будут сокращены для всех случаев участия малых предприятий: по результатам их победы в тендерах на общих основаниях, по результатам участия только среди МСП или если МСП выступали, как субподрядчики.

Таким образом, субъекты малого предпринимательства в государственных закупках наделены определенными льготами и преимуществами по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики обязаны приобретать определенный объем товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. Лимит по 44-ФЗ установлен, как 15% от СГОЗ, по 223-ФЗ – как 18% от СГОЗ. Такие меры направлены на стимулирование предпринимательской активности.

Источники

  • https://assistentus.ru/govorit-buhgalter/preimushchestva-smp-v-zakupkah-po-44-fz-i-223-fz/
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/razmeshhenie-zakazov-u-smp.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/smp.html
  • https://urist-bogatyr.ru/article-item/smp-i-sono-chto-yeto-takoe/
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp
  • https://pravo.team/zakupki/smp-i-sono.html
  • https://pravo.team/zakupki/subyekty-malogo-predprinimatelstva.html
  • https://cpp-group.ru/zakupki-u-smp/zakupki-u-smp-i-sono-po-44-fz/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: