Что такое специализированная организация по 44-ФЗ: нюансы сотрудничества

Содержание
  1. Определение и порядок привлечения
  2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО 44-ФЗ. Функции и полномочия.
  3. Что указывать в контракте со специализированной организацией согласно 44-ФЗ
  4. Специализированная организация. Понятие, функции и полномочия
  5. Услуги специализированной организации по 44-ФЗ
  6. Функции спецорганизации по определению поставщика (исполнителя):
  7. Нюансы сотрудничества
  8. КАКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕДАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ?
  9. Особенности взаимоотношений
  10. Определяющими признаками солидарной ответственности являются:
  11. Какие функции возложены на заказчика и не входят в обязанности СО?
  12. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  13. Преимущества и недостатки сотрудничества
  14. Когда нужны услуги специализированной организации в рамках закона 44-ФЗ
  15. Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ
  16. Как привлечь специализированную организацию для закупок по 44-ФЗ

Определение и порядок привлечения

В статье 3 44-ФЗ упоминается, что специализированная организация — это юрлицо, которое привлекается заказчиком в соответствии со статьей 40. При этом, анализируя ее мы также не найдем четкого определения. Поэтому приведем то, которое, на наш взгляд, отражает все основные характеристики. К спецорганизациям относится юридическое лицо, которое может выступать посредником и выполнять определенные технические действия в области закупок от имени заказчика.

Воспользоваться услугами помощника госучреждение может для проведения открытых и закрытых конкурсов (в т.ч. двухэтапных и с ограниченным участием), а также аукционов. Для этой цели необходимо заблаговременно приобрести услуги такой компании. Здесь важно учесть, что в случае нанесения кому-либо вреда в рамках исполнения условий подобной сделки, заказчик несет ответственность, так же как и специализированная организация по закупкам по 44 ФЗ. Поэтому привлекать лучше проверенную компанию с хорошими рекомендациями, существующую на рынке не первый год.

Вид тендера для этого строго не определен, то есть это могут быть как конкурентные процедуры, так и заказы у единственного поставщика. А вот сведения о таких процедурах в обязательном порядке вносят в план-график.

В целом процесс выбора специализированной организации можно разделить на следующие этапы:

  1. Составление списка функций для исполнителя.
  2. Приобретение соответствующих услуг по правилам 44-ФЗ.
  3. Подписание контракта.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО 44-ФЗ. Функции и полномочия.

В рамках проведения госзакупок заказчик вправе обратиться к специализированным организациям. Это позволяет организатору без нарушений найти поставщика для исполнения обязательств по контракту.

Правильный выбор добросовестного исполнителя – гарантия успешного сотрудничества.

О праве привлечения специализированных организаций говорится в ст.40 44-ФЗ. 8 января 2020 г. в статью 40 внесены некоторые изменения. Также разберем функции и полномочия специализированных организаций.

Что указывать в контракте со специализированной организацией согласно 44-ФЗ

Для приобретения услуг специализированной организации важно учитывать зафиксированные в законе 44-ФЗ способы закупок и ограничения по каждому из них. Речь идет о таких методах, как открытый конкурс, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, пр.

При подписании контракта со специализированной организацией разрешается использовать произвольную форму. Если соглашение заключается по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, форма данного документа должна соответствовать проекту, изначально утвержденному вместе с остальной документацией о закупке

Заказчик прописывает в контракте функции и полномочия, передаваемые специализированной организации. Последняя может оказывать услуги по проведению определенной закупки либо работать с заказчиком в течение какого-либо периода. Допустим, контракт может быть заключен на календарный год.

Чтобы разграничить функции и сферы ответственности заказчика и такого исполнителя, в контракте прописывают торги, в организации которых должен быть задействован посредник. Если услуги требуются для проведения закупок одного вида либо работы в течение определенного периода, рекомендуется включить в текст соглашения порядок привлечения организации к каждой закупке. Это может делаться по заявке заказчика, после получения уведомления, пр.

Вы сможете избежать проблем с контролирующими инстанциями, дополнив контракт такими обязательными пунктами:

  • полномочия спецорганизации;
  • сведения о закупке/ряде закупок;
  • стоимость услуг, порядок расчетов;
  • права, обязанности сторон;
  • материальная ответственность посредника в случае выявления нарушений;
  • ведение претензионной работы организацией;
  • порядок решения споров между участниками соглашения.

Если для заключения контракта на оказание подобных услуг проводился конкурс, аукцион, запрос котировок, то используется форма документа, соответствующая проекту контракта, который был утвержден вместе с остальной документацией по торгам.

Если заказчик принимает решение заключить договор со специализированной организацией как с единственным исполнителем на сумму до 100 тысяч рублей, это делается в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Часть 15 ст. 34 44-ФЗ допускает заключение такого соглашения в устной форме, если такой формат предпочтителен для заказчика.

В договоре указывают:

  • Условия, включение которых является обязательными по 44-ФЗ.
  • Функции и полномочия, передаваемые посреднику.

Заказчик отвечает за вред, ставший результатом незаконных действий/бездействия специализированной организации, которые осуществлялись в пределах полученных по контракту полномочий (ч. 4 ст. 40 44-ФЗ). Поэтому в тексте договора должны быть указаны сведения о конкретных функциях и полномочиях, которые передает заказчик.

Конкретные закупки указываются в договоре, чтобы разграничить функции и сферы, за которые отвечают заказчик и организация-исполнитель. Немного иная ситуация складывается, если ее услуги необходимы не для отдельной закупки, а для проведения торгов определенного вида или работы на протяжении конкретного срока. Тогда в договоре прописывают, что такая специализированная организация привлекается к закупке по 44-ФЗ по заявке заказчика или после получения уведомления.

Заказчик должен четко понимать, в каких случаях можно справиться самостоятельно, а когда лучше обратиться за помощью к сторонним специалистам.

Специализированная организация. Понятие, функции и полномочия

Специализированная организация (СО) является юридическим лицом и оказывает платные услуги по подготовке и проведению закупок. Для таких взаимоотношений необходимо заключать контракт.

Услуги специализированной организации по 44-ФЗ

В результате работы, проводимой такой компанией, права и обязанности появляются у госучреждения. Полностью делегировать закупочную деятельность оно не может. Так, самостоятельно оно должно сделать следующее:

  1. Создать комиссию (единую или для определенного тендера).
  2. Определить НМЦК.
  3. Установить существенные условия и предмет закупки.
  4. Утвердить проект контракта.
  5. Утвердить закупочную документацию.
  6. Подписать контракт с поставщиком.

В свою очередь специализированная организация может оказывать такие услуги:

  1. Составление закупочной документации.
  2. Публикация в единой информационной системе извещения о закупке.
  3. Рассылка поставщикам приглашений на участие в тендере.
  4. Другие действия, необходимые для осуществления закупки.
Исполнитель не имеет права принимать участие в тендере, для которого выполняет вышеуказанные функции.

Функции спецорганизации по определению поставщика (исполнителя):

  1. Разработка конкурсной документации о закупке (электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс).
  2. Размещение в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной торговой площадке (ЭТП) сведений и электронных документов согласно 44-ФЗ.
  3. Направление приглашений принять участие в закупках:

— закрытый аукцион;

— закрытый конкурс;

— закрытый конкурс с ограниченным участием;

— закрытый двуэтапный конкурс.

  1. Иные мероприятия по определению поставщика (исполнителя).
  2. Подача исковых заявлений в суд.
  3. Представление интересов заказчика в ФАС и иных контролирующих закупки органах.
  4. Консультации.
  5. Проведение обучающих семинаров и повышение квалификации сотрудников заказчика.

Нюансы сотрудничества

Что такое специализированная организация по 44-ФЗ, знают не все заказчики. Многие слышали этот термин, но имеют смутное представление о назначении и функциях данного исполнителя. Такая компания в рамках проведения закупочных процедур по 44-ФЗ оказывает заказчику услуги по определению поставщика.

Заказ услуг подобной организации также должен осуществляться через электронные торги, по результатам которых заказчик заключает контракт с победителем.

КАКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕДАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ?

Вот бы взять да передать весь объём работы по закупкам «чужому дяде» и не думать об исполнении бюджета в конце года? Так вы подумали, уважаемые коллеги? Не тут-то было! Знаем же мы, что законодатель так просто не облегчит жизнь Заказчика. Поэтому и ввёл он ряд ограничений на передачу полномочий сторонним организациям. Все эти обязанности так и остаются в ведении контрактных управляющих или контрактных служб.

  • создание комиссии по закупкам;
  • сбор коммерческих предложений у поставщиков и расчет начальной (максимальной) цены контракта;
  • выбор предмета закупки и способ определения поставщика;
  • утверждение документации о закупке, в том числе проекта контракта;
  • подписание контракта от имени Заказчика.

Особенности взаимоотношений

Специализированная организация выбирается заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. Учреждения, ведущие закупочную деятельность по 44-ФЗ должны провести процедуру по определению фирмы, которая предложит максимально выгодные условия. Разрешено получать подобные услуги и в рамках закупки у единственного поставщика.

Заказчик и специализированная организация заключают между собой контракт. В нем обязательно прописывается перечень передаваемых полномочий. Указывается информация о закупке, которую доверяют провести специализированной организации. Необходимо также отобразить сведения о материальной ответственности за совершение противоправных действий. В таком случае заказчик получит возможность предъявлять претензии и обращаться с иском в суд.

К услугам специализированных организаций рекомендовано прибегать только заказчикам, которые одновременно проводят большое количество закупочных процедур и не имеют при этом достаточного количества квалифицированных сотрудников. В остальных ситуациях лучше обойтись собственными силами.

Определяющими признаками солидарной ответственности являются:

  1. Незаконные действия (бездействие) СО.
  2. Совершение деяния в рамках работы СО.
  3. Возложенные организатором торгов обязательства должны быть отражены в контракте.
  4. Мероприятия по определению исполнителя при выполнении функций от имени заказчика.
Важный момент! Для избежания конфликта интересов 44-ФЗ предусмотрел следующую меру: специализированная организация не может принимать участия в закупке, по которой она осуществляет свои функции (п.5 ст.40 44-ФЗ).

Какие функции возложены на заказчика и не входят в обязанности СО?

  1. Формирование комиссии по проведению закупок.
  2. Определение НМЦК, начальной цены единицы продукции, начальной суммы цен продукции.
  3. Иных обязательных условий договора.
  4. Выбор объекта торгов.
  5. Способ определения поставщика.
  6. Утверждение проекта контракта.
  7. Утверждение закупочной документации.
  8. Подписание договора.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

К услугам специализированных организаций можно и нужно прибегать, когда количество закупок велико, а трудовых ресурсов Заказчика не хватает. Или когда сотрудники Заказчика не имеют достаточного опыта и квалификации. Грамотные специалисты помогут на начальных этапах набраться опыта и изучить подводные камни государственного заказа. Однако сейчас количество таких организаций растёт, а качество оказанных услуг падает.

Чтобы избежать возможных проблем с контролирующими органами, необходимо составить контракт со специализированной организацией, который будет в себе содержать следующие обязательные пункты:

  • Полномочия специализированной организации.
  • Информация о закупке (или нескольких процедурах закупок).
  • Стоимость услуг и порядок их оплаты.
  • Права и обязанности обеих сторон.
  • Материальная ответственность Организации при выявлении нарушений.
  • Ведение претензионной работы Организацией.
  • Порядок разрешения споров между сторонами контракта.

При составлении контракта и при работе со специализированной организацией Заказчику не стоит забывать, что чаще всего при организации закупок лучше обойтись собственными силами, а не полагаться на чужих специалистов.

Преимущества и недостатки сотрудничества

Услугами специализированных организаций можно и нужно пользоваться, когда объем закупок велик, а сотрудников с соответствующим опытом и квалификацией у заказчика нет. Специалисты окажут профессиональную помощь в рамках своей уполномоченности и разберутся в скрытых тонкостях госзаказа. Однако количество СО постоянно увеличивается, а качество их услуг ухудшается. Гарантий в положительном результате никто не дает.

Чтобы не возникало проблем с контролирующими органами, нужно подготовить контракт со следующими обязательными пунктами:

  • Полномочия спецорганизации.
  • Сведения о закупке/закупках.
  • Стоимость услуг и порядок оплаты.
  • Права и обязанности обеих сторон.
  • Материальная ответственность организации при выявлении нарушений.
  • Ведение претензионной работы организацией.
  • Порядок разрешения конфликта между сторонами.

При работе над документацией организатору торгов необходимо понимать, когда следует обратиться за помощью к чужим специалистам, а когда можно обойтись своими силами.

Когда нужны услуги специализированной организации в рамках закона 44-ФЗ

Торги по закону 44-ФЗ могут проводить самые разные заказчики. Нередко встречаются случаи, когда функции закупщика лежат на одном человеке. Такой подход обычно выбирают небольшие организации с маленьким совокупным годовым объемом закупок. Для такой фирмы наиболее рациональным решением является закупка ТРУ согласно п. 4 ст. 93. Согласно данному акту не предполагается использования этапа торгов, а с поставщиками заключаются прямые договоры.

Однако бывают случаи, когда нужно провести, допустим, электронный аукцион, а у человека недостаточно знаний по данной теме. Безусловно, можно взять пример с более крупных компаний, изучить документацию и все сделать самостоятельно. Однако вы не можете быть уверены, что собранные документы полностью отвечают требованиям актуального законодательства. Не стоит забывать, что закон часто претерпевает изменения, при этом вносятся локальные и даже значительные поправки, которые будут учитываться контрольными органами во время проверок.

В подобную ситуацию может попасть и опытный заказчик, если он всегда работает с форматом аукциона, а теперь ему нужно организовать, допустим, конкурс. Чтобы не тратить время, не погружаться в изучение нюансов новой процедуры, стоит на практике узнать, что такое специализированная организация по 44-ФЗ. Ее специалист возьмет на себя всю рутину, освободит время заказчика на решение других задач, ускорит проведение торгов.

Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ

СО осуществляет свою работу от имени организатора торгов, который наделяет ее полномочиями по определению поставщика (исполнителя). Но права и обязанности в результате такой деятельности возникают у заказчика.

Выбор спецорганизации по 44-ФЗ носит конкурентный характер. В контракте между заказчиком и СО указываются услуги и функции, которые будет выполнять сторона исполнителя. Если в ходе работы специализированной организации возникли вредоносные последствия для юридического или физического лица, то заказчик несет солидарную ответственность.

Как привлечь специализированную организацию для закупок по 44-ФЗ

Если госучреждение запланировало проведение открытых, закрытых конкурсов, в том числе двухэтапных и с ограниченным участием, аукционов, оно имеет право прибегнуть к помощи специализированной организации. В таком случае нужно заранее оплатить работу посредника. Решаясь на данный шаг, заказчик должен понимать: при нанесении кому-либо вреда в процессе исполнения условий сделки, на него ложится не меньшая ответственность, чем на специализированную организацию. Значит, стоит воспользоваться услугами проверенных специалистов, у которых есть хорошие рекомендации и большой опыт подобной деятельности.

Работа с помощником допускается при разных видах закупок: как при проведении конкурентных торгов, так и при сотрудничестве с одним исполнителем. Информация о таких процедурах должна быть обязательно включена в план-график.

Процесс выбора специализированной организации выглядит таким образом:

  • формирование списка функций компании;
  • приобретение услуг в соответствии с нормами закона о госзакупках;
  • подписание договора.

Рекомендуется заранее заключать контракт со специализированной организацией, поскольку выбор партнера и подписание соглашения требуют времени. Как показывает практика, на это уходит минимум две недели. Будьте готовы к тому, что процедура затянется до трех месяцев.

Источники

  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-privlech-spetsializirovannuyu-organizatsiyu-po-44-fz
  • https://44fzrf.ru/speczializirovannaya-organizacziya-po-44-fzspeczializirovannaya-organizacziya-po-44-fz/
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/chto-takoe-spetsializirovannaya-organizatsiya/
  • https://good-tender.ru/razbor/664-spetsializirovannaya-organizatsiya-v-sfere-zakupok-po-44-fz-st-40
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/223-spec
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/specializirovannaya-organizaciya-po-44-fz.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: