Что такое тендер и как в нём участвовать ?

Содержание
  1. Теория (скучно, но нужно)
  2. Участие в закупках доступно только избранным? (спойлер – нет)
  3. Как это работает? (легко и просто)
  4. Чем и кем регулируются закупки?
  5. Государственные тендеры
  6. Условия поиска закупок
  7. Закупочная деятельность
  8. Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
  9. ЕИС и ЭТП
  10. Какие формы закупок существуют?
  11. Структура и редакции 44-ФЗ
  12. Краткое содержание закона
  13. Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист
  14. Полный перечень документов для юридического лица:
  15. Полный перечень документов для физического лица:
  16. Где проводятся госзакупки
  17. Электронные площадки
  18. Как стать поставщиком
  19. Как стать заказчиком
  20. Что определяет закон
  21. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  22. Как проходит оплата поставщикам
  23. Где осуществляются закупки
  24. Контроль в закупках
  25. Кто может быть участником тендера
  26. 2. Чем регламентируются госзакупки?
  27. 3. Где размещается информация о проводимых закупках?
  28. 4. Виды торгов по 44-ФЗ
  29. Для чего нужен тендер
  30. Участие в тендерах: с чего начать
  31. Что нужно для участия в тендерах
  32. Что такое обеспечение тендера
  33. Выиграл тендер: что дальше

Теория (скучно, но нужно)

Начнем с того, что у государства есть определенные потребности, для удовлетворения которых оно нуждается в различных товарах, работах, услугах (далее – ТРУ). Номенклатура таких ТРУ огромна, начиная от учебников в школах, заканчивая такими грандиозными стройкам, как Крымский мост.

Для удовлетворения этих потребностей, нужд в России был разработан механизм государственных закупок.

Государство закупает необходимые ему ТРУ по наименьшей конкурентной цене, а поставщик (подрядчик, исполнитель) получает деньги и доступ к огромному рынку сбыта.

Термины:

1. Закупки – совокупность различных действий для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

2. Заказчики – организация, которая нуждается в ТРУ и оплачивает закупку. Это могут быть больницы, школы, администрации и другие структуры.

3. Участник закупки – любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое участвует в закупке.

3. Поставщик (подрядчик, исполнитель) – любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое участвовало в закупке и победило, и теперь поставляет ТРУ.

4. Единая информационная система в сфере закупок (далее – ЕИС) – сайт, на котором размещается информация о планируемых и проводимых закупках, заключенных контрактах и др.

5. Контрактная система в сфере закупок – система, в которой взаимодействуют заказчики, поставщики и иные лица, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6. Контракт – договор, заключенный заказчиком для обеспечения своих нужд.

7. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — цена ТРУ, которую обосновывает заказчик при подготовке закупки. Контракт не может быть заключен выше НМЦК.

8. Заявка на участие в закупке — документы и сведения, которые участник закупки подает в электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

9. Закон №44-ФЗ – наше все.

Изучив теорию о закупках, перейдем к ответам на основные вопросы, которые возникают в голове у любого человека, впервые столкнувшегося с темой закупок.

Участие в закупках доступно только избранным? (спойлер – нет)

Все закупки должны размещаться в ЕИС. Официальный сайт ЕИС — www.zakupki.gov.ru. Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Участником закупки могут быть любые юридические, физические лица и ИП, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, территории происхождения капитала.

Как это работает? (легко и просто)

· ЗАКАЗЧИК планирует закупку, формирует техническое задание, обосновывает начальную (максимальную) цену контракта.

· В ЕИС размещается извещение о проведении закупки, в котором указана информация, необходимая для участия в закупке.

· ПОСТАВЩИК (участник закупки), подавший заявку на участие в закупке и соответствующий всем требованиям заказчика, и предложивший наилучшие условия, признается победителем, с которым заключается контракт.

Ø Результат: поставщик получает деньги, а заказчик необходимые ему ТРУ.

Чем и кем регулируются закупки?

ЧЕМ?

Основным документом, регулирующим закупки, является Закон №44-ФЗ.

Кроме того, у данного закона есть огромное количество подзаконных актов, регулирующие и конкретизирующие отдельные положения закона. О них мы будем рассказывать в отдельных статьях.

Поэтому если вы всерьёз решили освоить тему закупок, то начать свое обучение необходимо непосредственно с изучения Закона №44-ФЗ.

КЕМ?

Контрактная система РФ регулируется Министерством финансов РФ. Оно принимает различные подзаконные нормативные акты, вносит изменения в сам Закон №44-ФЗ.

Контролируют закупки и наказывают за различные нарушения в закупках Федеральная антимонопольная служба.

Итак, когда мы с вами познакомились с базовыми представлениями о закупках можно переходить к другим темам.

Государственные тендеры

Приобретение товаров, услуг или работ для нужд страны или муниципалитетов регламентируется федеральными законами 44 и 223. Первый документ применяется в случае, когда заказчики — бюджетные учреждения и унитарные предприятия. Второй регулирует госзакупки со стороны естественных монополий, организаций с преобладающей долей государства в уставном капитале, компаний с регулируемой деятельностью и т. п.

Особенности заключения сделок через конкурсы:

  • запросы формируются онлайн на специальных электронных ресурсах — ЭТП. Сайты для тендеров по закону 44-ФЗ определены приказом Минэкономразвития России. Остальные проводятся на любых свободных площадках;
  • государственные аукционы проводятся обязательно, коммерческие — по усмотрению инициаторов;
  • задача заказчиков – определить форму конкурса, разработать и выложить документацию с требованиями к претендентам, по определенным критериям выбрать победителя и подписать с ним контракт;
  • цель потенциального поставщика – найти нужный тендер и выиграть его.

Условия поиска закупок

Работа начинается после ввода запроса. Для этого в основной строке указываются ключевые слова из описания конкурса. Галочкой отмечаются дополнительные критерии. Результат выдается в виде таблицы со сроками, стартовой ценой, особенностями, текущим статусом и другими данными.

Awindex предлагает бесплатный доступ на 5 дней и оказывает помощь в настройке личного кабинета. Предусмотрены тарифы на пользование сервисом в течение 3, 6 и 12 месяцев. Чем дольше срок, тем выше экономия (до 40 % без ограничения функционала)

Закупочная деятельность

Что такое закупка и закупочная деятельность?

Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).

Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».

Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.

Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.

Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.

Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.

Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.

Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ

Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.

223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.

ЕИС и ЭТП

Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.

Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.

Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.

Какие формы закупок существуют?

Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.

Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.

Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги. При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение. Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.

Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.

Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.

Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.

Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.

Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.

Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Ранее действовала последняя редакция 2019 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

Краткое содержание закона

  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист

  1. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) на имя руководителя компании.
  2. Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
  3. Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.

Полный перечень документов для юридического лица:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
  • ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
  • ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
  • ОКВЭД
  • Копии учредительных документов
  • Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
  • Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)

Полный перечень документов для физического лица:

  • Выписка из ЕГРИП
  • Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
  • ОГРП
  • Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.

Где проводятся госзакупки

Все торги, связанные с государственными закупками, объявляются и проходят на официальных электронных площадках. Для заключения контрактов стоимостью выше 100 тысяч обязательным условием является публикация информации о них на официальном сайте. В объявлении указываются все особенности и требования, предъявляемые к потенциальному исполнителю заказа, а также – если это аукцион – указываются максимальная начальная цена и время старта официальных торгов.

Электронные площадки

Заявки на участие в тендерах разрешается подавать на нескольких порталах, получивших соответствующее разрешение от Министерства экономического развития. В настоящий момент актуальны девять сайтов, на которых публикуются различные бюджетные заказы и проводятся электронные торги в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  • «Сбербанк-АСТ» — наиболее популярный сервис для электронных торгов;
  • «РТС-тендер»;
  • ЕЭТП (она же «Россельторг» или «Росэлторг»);
  • «ЗаказРФ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • «НЭП», ранее называвшаяся ММВБ;
  • «Газпромбанк» ЭТП;
  • «ТЭК-Торг» – онлайн-сервис, на котором проводят тендеры ПАО «НК Роснефть» и ряд ее дочерних компаний.

Также существует отдельная платформа для закрытых торгов и размещения заказов Министерства обороны — АСТ «ГОЗ».

Как стать поставщиком

Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.

К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:

  • Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
  • Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
  • Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.

Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.

  1. Одной из статей расходов на начальном этапе станет ЭЦП (электронная цифровая подпись). Купить виртуальный аналог личной подписи для документов можно в специальных центрах, занимающихся удостоверением личности. Наличие ЭЦП необходимо для получения доступа к торговым площадкам.
  2. Когда подпись будет готова – самое время регистрироваться на официальном сайте госзакупок. Там можно найти все актуальные заказы. Но не забудьте, что сами аукционы проводятся на ранее упомянутых электронных площадках…
  3. …на которых также нужно зарегистрироваться. Это бесплатная, но длительная и трудоемкая процедура: потребуется не просто придумать уникальный логин и пароль, но и пройти полную верификацию. Нужно будет загрузить все скан-копии учредительных документов, проверка которых занимает у сотрудников технической поддержки ЭТП до пяти рабочих дней. При этом для каждой электронной площадки данную процедуру придется повторять заново.
  4. Когда аккредитация пройдена – открывается доступ ко всем тендерам. Можно смело изучать рынок госзакупок, выбирать наиболее интересные контракты и подавать заявку на участие. Стоит помнить, что при отклике нужно вносить залог, так что не стоит претендовать одновременно на большое количество заказов – может не хватить средств на их обеспечение.
  5. У каждого заказа есть указанное время начала торгов. После подачи заявки остаётся лишь принять участие в конкурсе, предложив свои услуги по реализации поставленных задач, и ждать итогового решения заказчика. Заказчик выбирает поставщика на основании анализа всех полученных предложений. Организации с наиболее выгодными условиями, соответствующей всем критериям, присылают на электронную почту проект договора. Обмена бумажными экземплярами не предусмотрено. Все контракты заключаются в электронном виде – именно для этого нужна цифровая подпись.
  6. Контроль за соблюдением взятых обязательств. Сотрудничество с государственными структурами – это не только выгода, но и ответственность. Вся информация, связанная с текущим статусом реализации заказа, имеется в личном кабинете на сайте госзакупок. Туда же после выполнения работ приходит подтверждение со стороны заказчика.

Как стать заказчиком

Право формировать тендеры для госзакупок имеют все государственные структуры, работа которых регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ. Существует официальный реестр, уточняющий перечень организаций с подобными полномочиями. Заказчик проходит регистрацию на сайте и торговых площадках с помощью идентификационного кода, который формируется в данном реестре.

Нужно учесть, что организация госзакупок по разным законам требует различной авторизации. Если есть необходимость в заказах по обоим направлениям – нужно будет регистрироваться дважды.

После заполнения всех анкетных данных руководителя в личном кабинете, нужно самостоятельно назначить сотрудника, который будет администрировать закупочную деятельность. Для этого выбирается специальный пункт – «регистрация нового пользователя», после чего указываются все необходимые данные закупщика. Потребуется также подгрузить пользовательский сертификат. Если всё сделано правильно – программа, закончив проверку, предложит утвердить данные с помощью ЭЦП. После подписания на электронную почту придет письмо, в котором будут указаны логин и пароль для авторизации в системе ЕИС.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам. Мы обучим работе по 44 закону или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр услуг по госзакупкам от А до Я, включая подготовку документов для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

Для чего нужен тендер

Так для чего же, всё-таки нужен тендер. На самом деле, это мероприятие выгодно обоим сторонам, как продавцу так и покупателю. Опытные бизнесмены, которые имеют чёткое представление о том, что такое конкуренция, Согласитесь, если предприятие активно участвует в различных тендерах в своей сфере, не боясь конкуренции и открыто заявляет о своём товаре, значит их работа действительно стоит внимание. Это вселяет доверие потенциальных клиентов фирмы, и когда они, в очередной раз видят в списке номинантов знакомое название, то ждут чего-то достойного. Задача компании в этот момент, предоставить им долгожданный и уникальный проект, который будет отражать само качество их деятельности.

Что касается того, зачем нужен тендер покупателям – здесь ответ на поверхности – выгода. Когда потребитель видит выбор предложений, каждое из которых по-своему заманчиво, он автоматически будет сравнивать продукты, согласно своим потребностям и возможностям. То есть, если в данный момент, он может себе позволить заниматься бизнесом, но не знает, с чего начать открыытие рекламного агенства, к примеру, то он будет искать ту команду, которая окажет максимальную помощь за низкую цену.

Участие в тендерах: с чего начать

Не многие знают, с чего начать участие в тендерах, тем самым, упускают возможность презентовать свой продукт на общее обозрение. Нужно понимать, что тендеры, которые проходят на высоком уровне, например на государственном, это официальное мероприятие, на которое просто так не попасть. Поэтому, компания, которая решила попробовать стать одним из претендентов на выигрыш тендера, должна быть готова к огромному количеству работ.

Под понятием работ, имеется ввиду не только усердные старания над проектом, который будет представлен на тендере. Это ещё и заполнение многочисленных документов, в том числе подача заявления, которое будет рассматриваться комиссией, организовывающей мероприятие.

Не удивляйтесь, если после заявления на участие в тендере, в компанию нагрянут все виды госслужб, которые будут проверять, соответствует ли предприятие всем требованиям, в соответствии с нормативно-правовыми документами, актами и регламентами. Вся эта сложная процедура делается, дабы не пропустить в кандидаты «абы кого», чтобы, в случае победы, заказчик мог положиться на своего исполнителя, в проект которого он будет инвестировать свои средства.

Что нужно для участия в тендерах

Продолжая говорить об участии в тендерах, нельзя не сказать, что нужно для этого. Конечно же, это не только квалифицированные сотрудники и достойный проект, но и уникальный логотип и слоган, что входит в фирменный стиль компании в том числе. Если, клиент увидит, что его будущий исполнитель не позаботился о разработке собственного имиджа, значит и заказной проект он не воспримет в серьёз.

Так же, компания должна быть зарегистрирована, как юридическое лицо, согласно всем требованиям, касаемо формы собственности предприятия. Конечно, для этого необходимо обратиться в соответствующие службы, чтобы те подсказали, что является формой собственности, и какую из них лучше всего оформлять. Кроме официальной регистрации, фирма должна иметь расчётный счёт, так же индивидуальный налоговый номер и не иметь долгов в банке или МФО.

И, наконец, самое главное – это сам проект, без которого само участие в тендере невозможно. В первую очередь, структура проекта должна быть верно скооперирована, так, чтобы будущие инвесторы и сами организаторы наглядно видели описание предметной области, выявление проблем и пути их решения при помощи продукта участника.

Что такое обеспечение тендера

Многих очень интересует, что такое обеспечение труда, но, к сожалению, штудировать «большую» литературу нет времени, сил или желания. Поэтому, мы максимально сократили трактовку этого понятия. Обеспечение тендера – это, внесение определённой денежной суммы участниками тендера по требования организатора-инвестора мероприятия, В качестве гарантии.

Соответственно, к самому тендеру будут допущены лишь те конкурсанты, которые, следуя правилам, внесли необходимую сумму. Такие меры позволяют «отсеять» неплатёжеспособных или вовсе случайных людей, которые не то чтобы приняли участие забавы ради, но и не на серьёзных намерениях.

Разумеется, в случае проигрыша тендера, деньги возвращаются каждому из участников, ровно в той сумме, которую они внесли. А если, один из номинантов выигрывает тендер, эта сумма будет гарантией, что исполнитель не начнёт менять условия или «колдовать» с расценками по выполнению работ. Эти деньги, как правило, хранятся в специальном резерве организатора тендера, для чего нужен расчётный счёт и покрывают все расходы, связанные с реализацией и проведением самого мероприятия.

Выиграл тендер: что дальше

Если инвесторы оценили проект и Вы выиграли тендер, то что делать дальше. Естественно, в рамках тендера, детали полноценного заключения контракта обсуждаться не будут. То есть, формальное партнёрское соглашение будет подписано и торжественно отмечено. Но, чтобы исполнитель полноценно приступил к работе, он должен стать инициатором переговоров с заказчиков для уточнения всех мелочей и внесения корректировок и поправок.

Конечно, в целом, сама суть готового продукта не поменяется, но какие-то детали будут изменены по требованиям заказчика. Порой, уходит не одна встреча, чтобы полноценно приступить к выполнению проекта или поставки готовой продукции на склад клиента, в том виде, в котором он её хочет лицезреть.

Самое главное, чем отличается тендер от аукциона – это возможность участников менять условия предложения. К примеру, человек пришёл на аукцион, продать часы от собственного производства за 15 000 рублей, но за время торгов, цена возросла до 80 000 рублей. Конечно, сам он такого позволить себе не может, всё это происходит под влиянием самих участников, которые, одержимые желанием купить, начинают предлагать свою цену.

В этом случае, уже не клиент, а производитель выбирает, кому выгоднее продать свою продукцию. Разумеется, выбор падёт на того, кто предложит наибольшее денежное вознаграждение. Тем более, есть у предпринимателя есть то, что сейчас выгодно продавать в интернет-магазинах или на популярных торговых площадках.

И ещё одним, не менее важным отличием аукциона от тендера является приоритет, по которому приобретается товар, то есть цена. Если, в рамках тендера, участники, помимо привлекательных цен предоставляют спектр услуг, на выгодных условиях, среди которых есть бонусные, то по правилам аукциона, чем дешевле лот (вещь), тем лучше её продать, так как прибавлять стоимость к маленькой цене намного «проще».

На самом деле, проведение тендеров, далеко не новое явление уже и в России. Это уже стало законным правилом. Как только намечается какой-либо грандиозный и масштабный проект, тут же организовывается не менее масштабное мероприятие, где, путём торгов и уникальных предложений, каждая компания, по-своему, пытается стать исполнителем данного замысла потенциального заказчика.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf6a70e942ba00abc0edeb/chto-takoe-goszakupki-5c31e7f7fefdcc00ae51d935
  • https://awindex.ru/
  • https://itcom-consult.ru/kljuchevye-ponjatija-zakupochnoj-dejatelnosti/
  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://zakupki-gov-ru.com/
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html
  • https://zen.yandex.ru/media/propromotion/chto-takoe-tender-kak-v-nem-uchastvovat-5e00a66943fdc000adb4b9b1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: