Что такое временный брак (мута’) и почему шииты дозволяют его?

Что такое временный брак?

Шииты по сей день отстаивают правомерность заключения временного брака. Следует отметить, что количество представителей озвученного направления ислама составляет 1/5 от зафиксированной численности всех мусульман. По этой причине оспаривать их убеждение о правомерности существования ограниченных по времени брачных отношений довольно сложно.

Секс в таком браке стоит на одном из первых мест, потому что на нем он и основывается. Однако временный союз может исключать интимные отношения. Пример — договор между мужчиной и сиделкой, которой нельзя находиться в доме одинокого мусульманина без законного на то основания. Второй не менее интересный случай — временный брак на сутки, когда молодая пара идет на вечеринку, а родители для своего спокойствия и во избежание позора семьи женят их на время.

Срок временного брака может колебаться от минуты до десятилетий. В некоторых случаях пара официально узаконивает свою связь.

История возникновения временного брака

Чтобы понять суть неординарных отношений в паре, нужно внимательно проанализировать Коран. Некоторые выдержки из него шииты и сунниты (представители основного направления в исламе) восприняли по-разному. Именно из-за этого разногласия произошел спор между двумя многочисленными группами мусульман относительно института законного брака. Главным камнем преткновения между служителями ислама стало двоякое толкование слов пророка Мухаммеда. Европейцам было сложно понять, в чем суть раздора, потому что долгое время их разумом повелевали церковные догмы о святости и чистоте семейных уз.

Именно благодаря шиитам временный брак существует в некоторых странах и по сей день. Они свято верят, что Мухаммед завещал им таким образом оберегать молодое поколение от блуда и неистовства из-за сексуальной неудовлетворенности.

Сунниты временный брак в Коране расшифровывали исключительно в негативном ключе. По их мнению, такие отношения еще сам пророк Мухаммед провозгласил бесчестием и попранием всех норм ислама. Спор по этому поводу между представителями разных направлений мусульман принял нешуточную форму, но в итоге, как говорится, каждый остался при своем мнении.

Свои аргументы «против» сунниты озвучивали сменой изначального решения Мухаммеда, двое сподвижников которого во время долгосрочных походов обзавелись женами для плотских утех. Его вердикт был однозначен и категоричен — запрет на временный брак до Конца Света.

Сунниты приводили в пример жесткий случай необходимости есть мертвечину, чтобы выжить. Коран подобную крайность не порицает, если речь идет о вероятности неминуемой смерти от голода. По их мнению, половое воздержание не несет в себе угрозу жизни, поэтому ставить на одну ступень эти две ситуации неправомерно.

Суть никаха-мут’а

Временный брак есть форма договора между мужчиной и женщиной, в соответствии с которым они будут жить вместе на протяжении определённого срока. Женщина за это будет получать денежное вознаграждение от мужа (махр). Как только срок действия никаха-мут’а завершается, пара расходится либо продлевает договор.

Из истории ислама известно, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) лишь два раза в ходе военных походов позволял совершать временные браки. И полный запрет на них был установлен самим Заключительным посланником Всевышнего (с.г.в.): «Я позволил вам заключать никах-мут’а, однако, поистине, наш Создатель запретил его до наступления Судного дня» (хадис приводят Муслим, Ахмад и аль-Байхакы). Также со слов Али ибн Абу Талиба (р.а.) передаётся, что Пророк (с.г.в.) поставил под запрет заключение временных браков в день Хайбара. (Бухари, Муслим, Тирмизи, ибн Маджа).

Шииты-джафариты считают эти хадисы недостоверными и опираются на фрагмент аята суры «Ан-Ниса» как разрешение на никахи-мут’а:

«…а за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое)…» (4:24)

Однако суннитские и некоторые шиитские учёные категорически не согласны с такой трактовкой, поскольку она противоречит другим аятам Священного Корана. Например, в суре «Верующие» запретность вступления в половую связь с кем-либо, помимо жён и наложниц, выражена в прямой форме:

«…которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жён или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (23:5-7)

Причины появления «никах-мута»

Исторически временный брак возник на этапе перехода арабского общества от язычества к исламу и существовал на законных основаниях при пророке Мухаммеде и первых двух праведных халифах – Абу Бакре и Умаре.

Такое нравственное послабление было необходимым условием для безболезненного обращения в новую веру огромного числа идолопоклонников, которые не знали никаких ограничений во внебрачных половых связях. Однако после официального принятия арабскими племенами ислама начались постепенные ужесточения положения о временном браке, который, в конечном счете, стал прерогативой только воинов, распространявших в многочисленных походах мусульманское знамя.

Причиной, разрешавшей временные браки в армейской среде, была длительная разлука солдат с женами, а значит воздержание от плотских утех, которое отрицательно сказывалось на боевом духе.

Отцы-основатели ислама понимали, что беспрекословный запрет на внебрачные связи может привести не утвердившихся до конца в своей вере воинов к распутству, а всецело преданных религии бойцов довести до решения кастрировать себя. Таким образом, заключение временного брака давало им право на интимную близость без совершения греха прелюбодеяния.

Временный брак в хадисах

Достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после двух случаев допущения временного брака[16], заключенного некоторыми из его сподвижников во время продолжительных походов на дальние расстояния[17], в итоге запретил временные отношения между мужчиной и женщиной. Вот несколько достоверных хадисов по этому поводу:

(1) «Люди, я [было][18] разрешил вам временный брак [в период долгих и продолжительных походов]. Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света»[19].

(2) Саляма ибн аль-Аква‘ передал: «В год Автос Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил мут‘а (временный брак) на три дня, но после [по истечении трех дней] запретил это [навсегда]»[20].

(3) Со слов сподвижника Сабры[21] известно, что «Пророк оговорил [повторно и убежденно] запретность временного брака во время прощальной проповеди[22], подчеркнув, что этот запрет действенен до Конца Света [то есть ничем и никем не может быть отменен]»[23].

(4) Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал[24]: «Поистине, посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара»[25].

(5) ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда стал правителем правоверных, обратился к людям с речью, в которой также отметил: «Поистине, посланник Божий на три дня разрешил нам (его сподвижникам) мут‘а (временный брак) [то есть такое было в период становления Ислама при жизни Пророка], но после он (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил это. И клянусь Богом, если я узнаю, что какой-то женатый мужчина вступил во временные отношения с женщиной, его ждет смертная казнь!»[26]

Мнение сподвижника пророка Мухаммада Ибн ‘Аббаса, которое было озвучено им уже после смерти Пророка, о «дозволенности временного брака в случае крайней нужды и отдаленности от дома» имело место быть. Но в последующем, особенно после упрека имама ‘Али ибн Абу Талиба в его адрес[27], негодования ‘Абдуллы ибн аз-Зубейра[28] и других, Ибн ‘Аббас понял, как в народе истолковали его слова, и отказался от них[29]. Первоначально он допускал подобное, проводя аналогию со спиртным и мертвечиной, употребление которых канонически допускается в момент, когда человек испытывает смертельно опасное для него чувство голода (когда находится в состоянии, граничащем со смертью). Данная аналогия была отвергнута другими учеными и в последующем им же самим (Ибн ‘Аббасом), так как проведена между совершенно несопоставимыми вещами. Употребление запретного допускается в состоянии «махмаса», когда отсутствует иная пища, и человек, отказавшись от поддержания сил запретным, может умереть. А ситуация временных браков — это вопрос воли, разума, правильного (низкокалорийного) питания или поста, и никак не относится к состоянию «между жизнью и смертью»[30]. Ни мужчина, ни женщина не умрут, сколь бы продолжительным воздержание ни было.

Великие мухаддисы имам аль-Бухари и имам Муслим, приводя хадисы о временном браке в отдельных главах, назвали их «Итоговый запрет пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) на временный брак»[31] и «Временный брак: о том, что он был разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, после этого — разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, и запрет на него установился до Конца Света»[32].

У Джа‘фара ибн Мухаммада спросили про временный брак. Ученый ответил: «Это — натуральное прелюбодеяние!»[33] Отмечу, что в книгах по мусульманскому богословию приводится итоговое единое мнение (иджма‘) сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и ученых о том, что временный брак (мут‘а) запрещен (харам), и навсегда[34].

Крупный ученый прошлого столетия, аль-имам аль-акбар, Махмуд Шальтут, итожа свое богословское исследование о категорической недопустимости временного брака в Исламе, сказал: «Те каноны, которые разрешают женщине за год выйти замуж поочередно за одиннадцать мужчин, а мужчине жениться на разных женщинах ежедневно, не возлагая на себя никаких семейных обязательств, не могут быть канонами от Господа миров, канонами чистоты и целомудрия»[35].

Отличия временного брака от настоящего

Как уже было отмечено, после временного никаха стороны вправе вступить в полноправный брак, признаваемый всеми мусульманами. Однако это не отменяет тот факт, что в основе никаха-мут’а лежит не стремление продолжить род, создать крепкую любящую семью, а удовлетворение плотских потребностей без серьёзных обязательств. Для вступления во временный семейный союз не нужны ни свидетели, ни согласие опекунов, что критически важно для признания брака действительным. Из необходимых условий выполняется, разве что, предоставление мужчиной махра (ценностей и имущества, выдаваемого невесте). Во временном браке это, как правило, определённая денежная сумма, что приравнивает данное явление к проституции.

Важно также отметить, что находящаяся в таком союзе женщина не вправе претендовать на наследство своего временного спутника, более того, муж не должен ни коим образом содержать свою жену. Эти моменты, по мнению всех суннитских и многих шиитских богословов, полностью исключают любые намёки на дозволенность мут’а и его равноправие с настоящим браком.

Создатель миров в Благородном Коране чётко обозначает суть отношений между супругами:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие…» (30:21)

«Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами…» (16:72)

Таким образом, подлинный и единственно возможный брачный союз никак не может быть основан на одном лишь стремлении временно удовлетворить плотскую потребность. Никах в исламе представляют собой особый вид реализации воли Всевышнего, заключённой в Священном Коране. Воля эта выражается в поклонении Творцу и совершении из любви к Нему благих поступков, приносящих пользу другим людям.

Ислам прекрасен тем, что даже такие сугубо личные вещи, как отношения между мужчиной и женщиной, приобретают важнейшее значение как в разрезе состояния всего общества, так и в контексте перспектив человека в вечности. Разве может временный брак доставить настоящую пользу кому-либо, за исключением кратковременного удовлетворения потребности человека в половом контакте? Разве будут счастливы дети, родившиеся в результате подобных связей? Не породит ли это дополнительные проблемы для общества в целом?

Мут’а в Иране

Ранее было отмечено, что дозволенным никах-мут’а считают шииты, придерживающиеся джафаритского мазхаба. Эта богословско-правоведческая школа доминирует в Иране. В последние несколько лет в стране идёт активное обсуждение того, как эффективно бороться с проституцией. Некоторые иранские богословы предлагают использовать для этого положение о никахе-мут’а в отношении всех представительниц «древнейшей профессии». На их взгляд, временный брак позволит немного улучшить ситуацию с проституцией в стране, потому как он обладает некоторыми отличительными от обычной торговли телом особенностями.

Речь идёт, прежде всего, о таком положении, как идда – это срок, в течение которого женщина не может выходить замуж после развода либо гибели мужа. Он составляет 4 месяца и 10 дней. В этот временной промежуток должно выясниться, является ли женщина беременной, или нет. Реализация положения об идде в рамках временного брака, по мнению иранских богословов, позволит сократить максимально возможное число вступления в половую связь женщины до 3-4 в течение года.

Однако такая инициатива представляет собой типичный пример подмены понятий, когда предлагают бороться не с причиной проблемы, а с её последствиями, либо – что ещё хуже – побочными эффектами. В подобной риторике полностью вымывается вся суть ислама, направленная на преобразование мира в лучшую сторону, а не на легализацию однозначно негативного явления, сущность которого – прелюбодеяние (зина).

События Гадир Хума — камень преткновения между шиитами и суннитами

Брак предназначен для того, чтобы человек реализовывал свои физические и духовные потребности, поскольку без него по исламу мужчина и женщина не могут вступить в близкие отношения. На заре ислама многие арабы не придавали значения институту брака, их отношения никак не регулировались. Когда Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, получил откровение от Всевышнего, в числе вопросов, которые оно затрагивало, было регулирование отношений между полами посредством брака. Всевышний сообщил, как заключается брак, при каких условиях, с кем можно его заключать, а с кем нет, и многие другие детали.

Все мусульмане согласны с тем, что, как минимум, в определённое время, брак был двух видов: постоянный и временный. Разница между ними заключается в том, что при заключении временного брака оговаривается срок, по истечению которого он аннулируется. Возможно, некоторым людям покажется это странным: зачем заключать брак на время? Есть множество ситуаций, в которых брак на время является целесообразным.

Во-первых, прежде чем заводить полноценную семью и детей люди должны ближе узнать друг друга, иметь возможность общаться без посторонних лиц. Поскольку чужие друг другу мужчина и женщина не могут этого сделать, они или их представители, в зависимости от ситуации, могут заключить брак на время, и тогда молодые уже решат, хотят ли создавать семью.

Во-вторых, не всегда семейная жизнь идёт гладко, и некоторым людям приходится разводиться. Возможно, по разным причинам они не хотят пока съезжаться с новым человеком, заводить с ним детей, делить имущество. Но при этом человеческие желания и страсти никуда не уходят. Что должен делать этот человек? Неверующие люди решают это походом к распутной женщине, самоудовлетворением и тому подобное. Верующий человек прибегнуть к таким способам не может, да и просто порядочный человек не станет поступать подобным образом. Поэтому он может заключить временный брак, поскольку ислам, о чём мы подробно скажем чуть позже, разрешает это.

В‑третьих, иногда браки заключаются не с целью создания семьи или удовлетворения человеческих потребностей, а просто, чтобы люди разных полов могли решить какие-то дела друг с другом, не нарушив при этом предписаний религии. Ислам предписывает, чтобы чужие мужчина и женщина не оставались наедине друг с другом. А что, если им нужно решить какие-то деловые вопросы, связанные, например, с наследством или судебным разбирательством? В данном случае временный брак приходится как нельзя кстати.

Итак, мы привели несколько примеров, когда временный брак может оказаться полезным и необходимым. Теперь хотелось бы поговорить о том, действительно ли он дозволен с точки зрения ислама и почему противники руководства семьи Пророка считают, что нет. Всё упирается в то, кто является авторитетом для человека после Пророка и может ли кто-либо после него запрещать то, что было им дозволено, или дозволять то, что он запрещал.

Шииты, следуя завету Пророка, религиозным авторитетом считают Коран и его семейство (Ахль аль-Бейт). Так вот, согласно Корану и словам семьи Пророка, временный брак является дозволенным.

Шейх Кулейни передал от правнука Пророка, Имама Джафара ас-Садыка, да будет мир с ним, который сказал:

«О временном браке было ниспослано в Коране, и он присутствует в сунне Посланника Аллаха».

«Аль-Кафи», т. 5, с. 448

Аль-Муслим передал от Абд-Аллаха ибн Масуда, который сказал:

«Мы находились в военном походе с Посланником Аллаха, и с нами не было женщин. Мы спросили его: „Нам оскопить себя?“ Он запретил нам это, вместо этого разрешив жениться на женщинах на определённый срок».

Аль-Муслим, «Сахих», т. 4, с. 130

Затем Абд-Аллах зачитал аят:

«О те, которые уверовали! Не запрещайте [себе] чистые [яства и блага], что сделал дозволенными Аллах для вас, и не преступайте [законы Его]. Поистине, Аллах не любит преступающих [законы Его]».

Священный Коран. 5:87

Аль-Бухари передал от Имрана ибн аль-Хасина, который сказал:

«Аят о временном браке был ниспослан в Книге Аллаха, и мы совершали его с Посланником Аллаха. И не было ниспослано в Коране аята, запрещающего его, и Посланник Аллаха не запрещал его. Но [затем] один человек высказал то, что пожелал, опираясь на своё мнение».

Аль-Бухари, «Сахих», т. 3, с. 71

Мы видим, что, согласно мусульманским источникам, о временном браке ниспослано в Коране, что мусульмане совершали его при Пророке, и не было запрета от Всевышнего или Его Пророка, а затем какой-то человек высказал иное мнение по этому поводу. Что это был за человек? Для любого, кто знаком с исламскими источниками, ответ очевиден: этим человеком был Умар ибн Хаттаб.

Ахмад ибн Ханбаль передал от Джабира ибн Абд-Аллаха, который сказал:

«Мы совершали временный брак во время Посланника Аллаха, Абу Бакра и Умара, а затем Умар запретил его».

«Муснад», т. 4, с. 436

Фахр ар-Рази передал, что Умар ибн Хаттаб сказал:

«Временный брак и хадж-таматту¹ были во время Пророка, но я запрещаю их и буду наказывать за их совершение».

«Ат-тафсир аль-кабир», т. 3, с. 59

Ас-Суйюти передал от Ибн Аббаса, который сказал:

«Временный брак был милостью от Всевышнего для общины Мухаммада! Если бы он не запретил его, никто не нуждался бы в совершении прелюбодеяния!»

Ас-Суйюти, «Тафсир», т. 1, с. 43

Ат-Табари передал, что Имам Али сказал:

«Если бы Умар не запретил временный брак, никто не совершал бы прелюбодеяния, кроме несчастного!»

Ат-Табари, «Тафсир», т. 5, с. 17

Итак, временный брак является дозволенным в Коране, мусульмане совершали его при Пророке Мухаммаде, во время правления Абу Бакра и отчасти — во время правления Умара, а затем Умар решил запретить его вместе с хаджем-таматту, а также обещал наказывать за их совершение. У любого здравомыслящего мусульманина должен возникнуть вопрос: а какое право он имел вообще что-то дозволять или запрещать в религии? Он не был пророком, говорящим от имени Бога, но лишь одним из правителей. Чтобы оправдать Умара впоследствии был придуман хадис, будто временный брак запретил Пророк после завоевания крепости Хайбар. Но по количеству и качеству передачи он сильно уступает многочисленным сообщениям о том, что временный брак дозволен Кораном, и его дозволенность не была отменена, и что мусульмане беспрепятственно совершали его вплоть до начала правления Умара. По факту получается, что те, кто запрещают временный брак, а это большинство суннитов, следуют не Корану и Сунне, а словам Умара ибн Хаттаба.

Временный брак подобен постоянному браку

Шиитский фикх, целиком и полностью основываясь на Священном Коране, пророческой традиции и традиции безгрешных имамов, считает дозволенным два вида брака — постоянный и временный. Временный брак заключается на тех же условиях что и постоянный брак. Без соблюдения этих условий временный брак не будет верен. Разница между двумя видами брака заключается в следующем:

  1. Временный брак, в отличие от постоянного, заключается на заранее обговоренный между мужчиной и женщиной срок;
  2. Временный брак не имеет развода и завершается с окончанием обговоренного срока;
  3. Мужчина во временном браке не обязан обеспечивать жену жильем, одеждой и пищей;
  4. Мужчина и женщина во временном браке не наследуют имущества друг друга в случае смерти одного из них.

Мужчина и женщина заключают временный брак по обоюдному согласию. Так же, как в постоянном браке, мужчина должен выплатить женщине положенный махр. Женщина после окончания срока временного брака должна выждать идду. Если во временном браке родится ребенок, то он считается законнорожденным и обладает всеми без исключения правами, которыми обладают дети, рожденные в постоянном браке. Все шариатские положения, имеющие отношение к временному браку, подробно разъяснены в сборниках фетв шиитских муджтахидов.

Временный брак в Коране

Мусульманские ученые обоих исламских направлений свидетельствуют в своих трудах, что на дозволенность временного брака указывает отрывок из 24-ого аята суры «Женщины», в котором сказано: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение». О ниспослании данного аята в связи с дозволенностью временного брака указывали Джалалуддин Суюти в «Дурр аль-мансур», Ибн Касир в «Тафсир аль-кураниль-карим», Табари в «Джами аль-баян», Шахабуддин Алуси в «Рух аль-маани», Ахмад Ханбал в «Муснад», Байхаки в «Сунан аль-кубра», а также ряд других суннитских ученых. Перечисленные выше произведения считаются авторитетными в суннитском мире, а их авторы являются уважаемыми и известными людьми.

Табари приводит слова некоторых из сподвижников Посланника Аллаха, например Убаййа ибн Кааба, которые, комментируя данный аят, читали его следующим образом: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них (в течение обговоренного срока), давайте им установленное вознаграждение». (Джами аль-баян, толкование 24-го аята суры «Женщины»)

Этот вид брака ни в коем случае не может быть прелюбодеянием, как ошибочно полагают некоторые неосведомленные сунниты. Временный брак является одним из предписаний Священного Корана. И если этот брак был бы прелюбодеянием, которое является мерзостью и одним из величайших грехов, то Всевышний Аллах никогда не послал бы своему Пророку аят, разрешающий мусульманам заключение временного брака. Прелюбодеяние было мерзостью во все времена, и Аллах превыше того, чтобы дозволять в своей Книге мерзость и грех.

В самом Коране сказано: «Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?» (Сура «Преграды», аят 28).

Итак, шиитские и суннитские ученые убеждены в том, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) разрешал временный брак, и сподвижники в его эпоху практиковали данный вид брака. По этому поводу среди них сомнений нет. Однако основное разногласие относительно данной темы сводится к следующему вопросу: «Было ли отменено установление Корана о временном браке или нет?» Сунниты считают, что данное установление было отменено, шииты же говорят, что кораническое предписание о временном браке никогда не отменялось и останется в силе до скончания мира.

Временный брак в суннитских хадисах

Шиитские ученые и исследователи говорят, что нет никаких достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что кораническое установление о временном браке было упразднено другим аятом Священного Корана. Также не существует надежных и не оставляющих сомнений свидетельств тому, что Посланник Аллаха запретил мусульманам заключение временного брака. Безгрешные имамы из пророческого рода так же, как и сам Пророк, считали временный брак дозволенным деянием. Если бы это было не так, то есть если данный вид брака был запрещен, то хранители религии и продолжатели традиций Пророка обязательно указали бы своим последователям на этот запрет.

Однако в нашем распоряжении, продолжают шиитские ученые, находится масса свидетельств из суннитских источников, подтверждающих нашу правоту. Из этих свидетельств следует, что Посланник Аллаха никогда не накладывал запрета на временный брак. У истоков отмены временного брака стоял Умар ибн Хаттаб, который во время своего правления, основываясь лишь на своем личном мнении, запретил мусульманам заключать подобные браки. А распространение данного запрета в суннитском обществе стало следствием того, что часть мусульман того времени поддержала Умара, а затем правители и ученые придали поступку Умара шариатскую окраску.

Итак, в хадисах, во множестве имеющихся в самых авторитетных суннитских сборниках, сказано:

Передает Джабир ибн Абдулла Ансари: «Мы заключали временный брак во время Посланника Аллаха и Абу Бакра за горсть фиников и муки до тех пор, пока Умар не запретил делать это». (Сахих Муслим, т. 4 стр.131; Муснад, Ахмад Ханбал, т. 6 стр. 405).

Передает Имран ибн Хасын: «Посланнику Аллаха был ниспослан аят о временном браке, и не было ниспослано аята, упраздняющего его. Посланник Аллаха повелевал нам придерживаться данного указания и в его эпоху мы заключали временный брак. Посланник Аллаха покинул этот мир, и он не запрещал нам заключение временного брака. Потом человек сказал по собственному мнению что хотел». (Сахих, Бухари, т.2, стр.168, а также т.6, стр.33; Сунан, Насаи, т.5, стр.155).

Аскалани, комментируя данный хадис, пишет: «Под человеком в данном хадисе подразумевается халиф Умар ибн Хаттаб». (Фатх аль-бари, т.8, стр.34).

Передается от Аби Надра: «Мы находились рядом с Джабиром ибн Абдуллой, когда подошел человек и сказал: «Ибн Аббас и Ибн Зубейр спорят относительно временного брака и снятия запретов ихрама между совершением умры и хаджа». Джабир сказал: «Во времена Посланника Аллаха мы совершали эти деяния, пока Умар не запретил нам это, и после мы этого не делали». (Сахих, Муслим, т.4, стр.131; Сунан аль-кубра, Байхаки, т.7, стр.206).

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха разрешил временный брак». Кто-то возразил: «Люди говорят, что Абу Бакр и Умар запретили временный брак». Ибн Аббас гневно ответил: «Вижу, что они погибли. Я говорю, что так сказал Посланник Аллаха, а они говорят: так сказал Абу Бакр и Умар». (Муснад, Ахмад Ханбал, т.11, стр.337).

Сам Умар ибн Хаттаб говорил: «Два деяния были разрешены во время Посланника Аллаха. Но я запрещаю их и накажу всякого, кто совершит их. Эти два деяния — временный брак и снятие запретов ихрама между умрой и хаджем». (Мафатих аль-гайб, Фахр Рази, толкование 24-ого аята суры «Женщины»; Сунан аль-Кубра, Байхаки, т.7, стр.206).

Передается от Джабира ибн Абдуллы и Саламы ибн Аквы: «К нам вышел глашатай Посланника Аллаха и сказал: «Посланник Аллаха разрешил вам заключать временные браки» (Сахих, Муслим, т.4, стр.131).

Передается от Ибн Аббаса: «Аят о временном браке является ясным аятом и он не был упразднён». (Аль-кашшаф, Замахшари, т.1, стр.498).

8. Передаётся от Али ибн Аби Талиба: «Если бы Умар не запретил людям заключение временных браков, то лишь последние развратники и нечестивцы совершали бы прелюбодеяние» (Мафатих аль-гайб, Фахр Рази, т.10, стр.50; Дурр аль-мансур, Джалалуддин Суюти, т.2, стр.140).

И это лишь часть хадисов, указывающих на дозволенность временного брака и на то, что он не был упразднен ни Аллахом, ни Его Посланником.

Мнение об упразднении временного брака аятом Корана

Часть суннитских ученых полагает, что аят о временном браке был упразднен следующей группой аятов суры «Верующие»: «Которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания. Тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (Сура «Верующие», аяты 5—7). Придерживающиеся данного мнения утверждают, что в соответствии с тремя аятами суры «Верующие» интимные отношения дозволены только с постоянной женой и невольницей. А интимные отношения во временном браке не попадают под описание этих аятов, поэтому они отменяют аят о временном браке.

В ответ им шиитские ученые говорят, во-первых, данные аяты относятся и к интимным отношениям с женой во временном браке, так как жена во временном браке является такой же законной женой, как и в постоянном. В этих трех аятах нигде не упомянуто о различии между постоянным и временным браком.

Во-вторых, приведенные три аята суры «Верующие» были ниспосланы в Мекке еще до переселения Посланника Аллаха в Медину. Тогда как 24-ый аят суры «Женщины», в котором сказано о дозволенности временного брака, был ниспослан в Медине. Относительно этого все исламские исследователи имеют общую точку зрения. Так каким же образом аяты, ниспосланные в Мекке, могут отменить аят, который только через несколько лет будет ниспослан в Медине?

В-третьих, в самых авторитетных суннитских сборниках хадисов приводятся слова сподвижников Пророка Ислама, которые, как например Имран ибн Хасын, говорили: «Посланнику Аллаха был ниспослан аят о временном браке, и не было ниспослано аята, упраздняющего его. Посланник Аллаха повелевал нам придерживаться данного указания и в его эпоху мы заключали временный брак. Посланник Аллаха покинул этот мир, и он не запрещал нам заключение временного брака». (Сахих, Бухари, т.2, стр.168).

Мнение об упразднении временного брака пророческими хадисами

Также суннитские ученые приводят как довод против временных браков хадисы от Посланника Аллаха, из которых следует, что он наложил на данный вид брака запрет до Судного дня. Эти хадисы, так же, как и хадисы о дозволенности временного брака, упомянуты в самых авторитетных суннитских книгах, таких как сборники хадисов, составленные Бухари и Муслимом. Но в этих хадисах присутствуют существенные сомнительные моменты, по причине наличия которых шиитские ученые считают невозможным принимать их за правду.

В этих хадисах называются разные даты, в которые Посланник Аллаха (ДБАР) запретил временный брак. В первой группе этих хадисов сказано, что временный брак был запрещен в 7-м году по лунной хиджре во время битвы Хейбар. Передается от Али ибн Аби Талиба: «Посланник Аллаха в день Хейбара запретил заключать временный брак и есть мясо домашнего осла».

Из другой группы хадисов следует, что временный брак был запрещен после взятия Мекки в 8-ом году по лунной хиджре. Передается от Сабры Джухани, который рассказывал со слов своего деда: «Посланник Аллаха приказал нам заключать временный брак в год взятия Мекки, когда мы вошли туда. И мы не покинули ее, пока он не запретил нам это».

Ещё одна группа хадисов указывает, что Пророк разрешил и снова запретил заключение временного брака после битвы Хунайн, которая произошла уже после взятия Мекки. Ильяс ибн Салама передавал от своего отца, что Посланник Аллаха на три дня дозволил заключать временный брак после битвы Хунайн, но потом запретил его.

Если мы примем все эти хадисы за правду, то получается, что временный брак несколько раз разрешался и столько же раз отменялся. Однако в исламской религии нет ни одного подобного прецедента, ни одно религиозное положение не дозволялось и не отменялось по нескольку раз. Существование подобных противоречий относительно запрета временного брака указывает на факт, о котором никогда не переставали говорить шиитские исследователи. Подобные хадисы были вымышлены в более позднее время, чтобы оправдать поступок Умара ибн Хаттаба, который на самом деле и наложил запрет на институт временного брака.

Существуют ясные свидетельства того, что Посланник Аллаха никогда не запрещал временные браки и что они были запрещены вторым халифом. Хадисы об этом приводятся от ближайших сподвижников Пророка, которые просто напросто не могли не знать о запрете, если он на самом деле был. Эти хадисы уже были упомянуты ранее.

Самым важным моментом является следующее. Хадис, к кому бы он ни восходил — к Посланнику Аллаха или другому человеку, не может упразднить и отменить аят Священного Корана. Критерием достоверности хадисов является Священный Коран и никак не наоборот. Абу Дауд Саджистани говорил: «Ахмаду Ханбалу был задан вопрос: «Могут ли хадисы и сунна Пророка упразднить аяты Книги Аллаха?». Он ответил: «Я не нахожу в себе смелости говорить такое в отношении Корана. Можно сказать, что хадисы и сунна могут лишь разъяснять Коран. Но упразднить аяты Корана могут только другие аяты Корана» (Аль-и’тибар, стр.28).

Самым лучшим способом проверки хадисов на достоверность является их сопоставление с кораническими аятами. Если хадис подтверждает сказанное в Коране, то он верен. Если же он противоречит Корану, то этот хадис не представляет ценности. Коранический аят о временном браке, как уже было сказано ранее, не был упразднен, и Посланник Аллаха, о чем было сказано в хадисах, приведенных выше, ушел из этого мира и ему не был ниспослан аят, отменяющий временный брак. Поэтому все хадисы, в которых идет речь об отмене Пророком данного вида брака, не представляют ценности для шиитских ученых, ибо они находятся в вопиющем противоречии с ясным аятом Корана и множеством достоверных хадисов, указывающих на дозволенность временного брака до Судного дня.

Временный брак и брак мисйар

Для беспристрастно думающих людей вполне очевидно, что одного лишь института постоянного брака недостаточно для того, чтобы разрешить все трудности человеческого общества, связанные с половым инстинктом. Огромное количество мусульман не имеют возможности вступить в постоянный брак, большое число мусульман по каким-либо причинам в течение длительного времени вынуждены находиться вдалеке от своих жен. И все они несомненно испытывают на себе воздействие полового инстинкта. Особенно ярко это проявляется в нашу эпоху — в эпоху спутникового телевидения, интернета, мобильной связи, возможности путешествий в разные уголки мира.

Преследуя благие намерения и желая облегчить жизнь холостым мусульманам и тем из них, кто находится вдалеке от своих жен, часть суннитских факихов предложила вид брака, который получил название брак мисйар. Из современников, которые указывали на дозволенность данного вида брака, можно назвать доктора Йусуфа Кардави и шейха Усеймина.

Что же такое брак мисйар, получивший в последнее время распространение в суннитском обществе? Брак мисйар это постоянный шариатский брак, при заключении которого мужчина и женщина договариваются о соблюдении следующих условий. Мужчина не обязан обеспечивать жену жильем, одеждой и пищей. Он не обязан проводить с ней каждую ночь. Мужчина и женщина отказываются от наследования друг другу в случае смерти одного из них. И они договариваются, что через определенное время муж даст развод своей жене.

Внимательно изучив все положения о браке мисйар, нетрудно догадаться, что на практике это тот же временный брак, который дозволяют шииты, но запрещают сунниты. Разница только в названии. И во временном браке, и в браке мисйар с мужчины снимается обязанность по содержанию своей жены. И там, и здесь муж и жена не наследуют друг от друга. Оба вида брака не преследуют цели продолжительной совместной жизни. Заключая временный брак, мужчина и женщина заранее обговаривают срок брака, по истечению которого брак автоматически расторгается. Заключая брак мисйар, мужчина и женщина заключают его с намерением скорого развода. Договориться о сроке разводе они могут сразу же или после заключения брака.

Брак мисйар это попытка суннитских ученых создания института дозволенного брака, который не накладывал бы тяжелых обязанностей на супругов и мог служить разрешением трудностей части мусульманского общества. Однако Всевышний Аллах, создавший человека и лучше всех осведомленный о его природе, нуждах и трудностях, четырнадцать веков тому назад решил проблему, которую сегодня пытаются решить суннитские ученые. Всевышний Аллах на заре Ислама ниспослал Своему Пророку предписание о дозволенности временного брака, который, при соблюдении всех необходимых условий, может разрешить значительную часть трудностей человечества до скончания мира.

Макарем Ширази

Ответы на вопросы о временном браке (мут‘а)

Человек, который хочет жениться на мне, но пока не имеет на это возможности, заключает временные браки. Аргументирует это тем, что такое не запрещено в определенных ситуациях. Я же привожу цитаты из хадисов, на что у него всегда находится ответ. Так как мы живем далеко друг от друга, я не могу поговорить с ним с глазу на глаз, общаемся лишь перепиской и редкими звонками.

Скажите, пожалуйста, верно ли по Корану и Сунне, что временный брак (мут‘а) запрещен? И какие найти слова, чтоб донести это до того человека?! Добавлю, что он верующий и очень религиозный, это он привел меня в Ислам и подарил первую исламскую литературу. Зифа.

Ваш дистанционный собеседник и предполагаемый муж — опасный человек, причем как по земным меркам, так и вечным. Когда очевидному греху находят каноническое оправдание (а все мы знаем, что любые законы можно трактовать по-разному, о чем-то умалчивая или не замечая) — это проблема в мышлении и серьезное нарушение в шкале его ценностей и приоритетов. Среди мусульман есть те, кто утверждает, что курение разрешено, те, кто употребляет насвай, прелюбодействует или временами пьет, например, коньяк, говоря, что это не запрещено текстом Корана, ведь «в Писании говорится только о вине». Это ужасает, но такова действительность, проявление человеческой слабости и безволия. При желании, а тем более при личной заинтересованности, можно что угодно поставить с ног на голову. Желание же часто появляется из-за невежества, дурного влияния окружения или неверной, однобокой осведомленности.

Один родственник моего мужа собирается жениться на девушке (провести никях), с которой сейчас живет, но в принципе он не хочет от нее детей и жениться официально (со свадьбой и родными) тоже не собирается. Ведь такой брак все равно не считается действительным?

Если в намерении брачующихся сквозит несерьезность и временность, то их брак изначально недействителен пред Всевышним! Я не преувеличиваю. Кто бы им ни провел никях (процесс бракосочетания), временность его и несерьезность аннулируют чистоту, святость и каноническую силу данного процесса[36].

В моей практике, к сожалению, было несколько случаев, когда я вынужден был отказать в проведении бракосочетания из-за очевидного отсутствия у людей серьезных намерений и необходимых, хотя бы минимальных, условий для заключения брака.

Можно ли прочитать никях только лишь для того, чтобы иметь интимные отношения с одной женщиной, а не для создания с ней семьи? Мне это необходимо, чтобы не было проблем со здоровьем по мужской части. Риналь.

Это запрещено. Подобное недопустимо. Вам следует прочитать материал «Тайная привычка» в моей книге «Мужчины и Ислам», обратив внимание на мнение имама Ахмада ибн Ханбаля.

Меня интересует, есть ли какой-либо ритуал по Исламу, после исполнения которого не будут считаться грехом отношения с другой женщиной (как, например, наложница)? Так как с женой не может быть отношений по ряду причин.

Извините, но временные браки и посещение публичных домов запретно в Исламе и нет (!) исключений из данного правила.

«Ритуал по Исламу» для превращения явного греха в богоугодное дело?! У меня нет слов!

Скажите, пожалуйста, если я по работе уезжаю на один или два месяца, то Ислам разрешает мне иметь женщину?

Я женат, и не изменяю жене, ибо боюсь Бога. Но я слышал, что есть какая-то молитва или не знаю, как это правильно назвать… которая позволяет иметь «любовницу» или «наложницу». Правда ли это? Если да, то как нужно осуществить этот ритуал? Ибо я не хочу, чтобы дети мои были незаконнорожденными! И да простит меня Аллах, если мой вопрос харам (греховен).

Это из категории случаев, когда явно запретное (прелюбодеяние, наркотики, разбой, спиртное, воровство и т. п.) заинтересованные люди стараются выдать за «вынужденное», «необходимое», «дозволенное».

Были времена рабовладельчества, от которого многие сегодняшние великие державы или цивилизованные государства отказались на законодательном уровне сто-двести лет назад. В сводах мусульманских канонов, практическая сторона которых формировалась более тысячи трехсот лет назад, учитывается то, что в обществе есть как свободные, так и подневольные, рабы. Ислам одним из первых начал процесс санации общества от этого недуга, возвеличивая освобождение невольных и приобщая их к обществу свободных. Недруги мусульман, используя невежество людей, любят вычленять те или иные положения, касавшиеся отдельных времен или народов, и выдавать это за мусульманскую аксиому, умалчивая о духе религии, основах взаимоотношений и практических тонкостях. Их ложную и субъективную информацию «проглатывают» как мусульмане (не отличающиеся высокой грамотностью в вопросах веры), так и немусульмане, и начинают «внедрять» в жизнь.

Публичные дома и временные браки запретны в Исламе, и никто не сможет отменить этого запрета. Прелюбодеяние наказывается по всей строгости законов общества, в котором живет прелюбодей. Если оно (прелюбодеяние, блуд) не расценивается в том или ином обществе как преступление, то наказание переносится на День Суда, где каждый ответит за содеянное им.

Источники

  • https://tutknow.ru/psihologia/14393-vremennyy-brak-neobhodimost-ili-sojuz-dlja-udovolstvija.html
  • https://Islam.global/semya/semeynaya-zhizn/vremennyy-brak-v-islame/
  • https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chto-takoe-vremennyi-brak-u-musulman-5c723652e6ece300b3a7581a
  • https://umma.ru/vremennyj-brak-mut-a/
  • https://shia.world/chto-takoe-vremennyj-brak-muta-i-pochemu-shiity-dozvolyayut-ego/
  • https://otvet.arsh313.com/vremennyj-brak/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: