Для чего необходимо проведение референдума?

Что означает слово «референдум»?

Термин «референдум» связан с латинским глаголом refero, который переводится как «то, что следует вернуть». Он имеет тот же смысл, что и плебисцит, и в современном понимании ведет свою историю от существования Римской республики, в которой проводились так называемые Плебейские советы.

В наше время «референдум» и «плебисцит» обычно используются как синонимы, хотя в некоторых странах эти два термина имеют разные обозначения в зависимости от их правовых последствий.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.

Зачем нужны референдумы и кто их инициирует.

Референдумы в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать петицию с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса. Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов. Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Какие бывают виды референдума?

В зависимости от вопроса, который выносится на голосование, референдум бывает двух видов – законодательный и конституционный. Во время законодательного опроса людям предлагают выразить свое мнение относительно каких-либо проектов законов.

При конституционном референдуме граждане должны выразить свою волю в отношении поправок в действующую Конституцию или принятия ее нового проекта. В частности, в России подобное голосование проходило в 1993 году, в результате чего более 58% жителей государства поддержали новый Основной закон.

Согласно российскому законодательству, дополнительно на референдум могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения либо продления полномочий президента, принятия срочных мер по безопасности граждан, изменения состава органов власти в федеративных округах и некоторые другие.

Исходя из места проведения выделяют общенациональный референдум, в рамках которого вопрос задается всем жителям страны, и местный, относящийся только к проживающим на определенной территории – в федеративном округе, области, другой административной единице.

В последнем случае свое волеизъявление могут выражать только те люди, которые являются жителями именно этого субъекта государства. Так, примером местного референдума вступает голосование в Крыму в 2014 году, во время которого решался будущий статус полуострова.

Независимо от вида голосования, вопрос, который задается на референдуме, должен быть четко сформулированным и не подразумевать двоякого ответа.

Для чего проводится референдум?

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.

Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Требования к референдуму или как он проходит.

  • Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума.
  • Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки (обычно на подготовку и реализацию волеизъявления уходит от полугода до двух лет — все зависит от важности вопроса). Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомиться, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения.
  • При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.
  • Категорически не допускается вмешательство других стран, которое может повлиять на результат голосования.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов. Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан. Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам. Также следует отметить, что для международного признания результатов волеизъявления, необходимо присутствие официальных наблюдателей от разных стран.

Формула референдума

Виды:

Обращенный к голосующим вопрос. Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным меро-приятием и т.д. Ответ должен быть “да” или “нет”.

Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения во-проса). Может быть предложено: отметить (например, “крестом”) предпочитаемый вариант; ответить “да” или “нет” (“жесткое” требование); положительный ответ, два или более вариантов (“мягкое” требование).

Например, Швейцарская конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к конституции, а федеральное собрание выдвинет контр-проект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:

– предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям конституции;

Референдум (Referendum) – это

– предпочитает ли он контрпроект действующим положениям конституции;

– какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.

Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос. Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов. Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печа-таются бюллетени на бумаге особого цвета. В Австрии – единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.

Правовые последствия референдума

Практически речь идет:

1. О юридической силе акта, принятого путем референдума.

– если речь идет о конституции, проблем нет – она обладает высшей юридической силой;

– если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.

2. О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.

– по венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.

– несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Отличие референдума от выборов

Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.

Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.

Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Самые резонансные референдумы

В марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза (СССР). Он был проведен централизованно не во всех республиках, но жители крупнейших из них — РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана свое мнение высказали. В итоге свыше 76% граждан пожелали и дальше жить в СССР, но он все равно через несколько месяцев распался.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму по вопросу присоединения к РФ. По данным местного избиркома, свыше 96% жителей республики и более 95% севастопольцев одобрили присоединение к России.

Голосование противоположной направленности прошло в сентябре этого же года в Шотландии. Но к разочарованию его организаторов только 44,7% граждан поддержали идею выхода из состава Великобритании.

В августе 1934 года большинство немецких граждан после смерти президента Германии фон Гинденбурга проголосовали за объединение поста главы государства и канцлера. На эту должность был назначен Адольф Гитлер, развязавший через 5 лет Вторую мировую войну.

За всю историю суверенной России было проведено два общегосударственных референдума (на местном и региональном уровне значительно больше).

  1. Первый прошел 25 апреля 1993 года в самый разгар противостояния тогдашнего парламента Верховного Совета с президентом. Граждане должны были ответить на 4 вопроса, связанные с деятельностью этих органов госвласти. В результате большинство участников посчитало необходимым переизбрать парламент и выразила доверие политике главы государства.
  2. 12 декабря этого же года россияне вновь пришли на избирательные участки, чтобы высказать свое мнение о проекте новой Конституции. В итоге его одобрили 58,4% участников голосования.

Референдум в России

В России референдум был впервые закреплен законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан России, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. Референдум был проведен для принятия конституции, а ранее, в апреле того же года, он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Референдум (Referendum) – это

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме России». В настоящее время действует Федеральный конституционный закон «О референдуме России» от 28.06.2004 г. N 5-ФКЗ. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России» от 12.06.2002 г (с изм. от 21 июля 2005 г) N 67-ФЗ. Референдум – форма прямого волеизъявления граждан России по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан России, обладающих правом на участие в референдуме (ст. 2 п.53 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России»). Согласно статье 3 конституции РФ референдум наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением демократии.

В России проводятся референдумы трех видов: референдум России, референдум субъекта России и местный референдум. Хотя нормативная правовая база проведения этих референдумов различается, существует общий законодательный акт, регулирующий проведение референдумов в России. Это Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России», в котором регулирование всех референдумов, проводимых в России, осуществляется под углом зрения обеспечения гарантий конституционного права граждан России на участие в референдуме, учитывается специфика отдельных видов референдума и применяется особенное регулирование для референдума России, референдума субъекта России, местного референдума. Вместе с тем Федеральный закон вводит и регулирование, которое является общим для всех разновидностей референдума. В этом случае использование термина «референдум» означает, что соответствующая норма закона распространяется на референдум России, референдум субъекта России и местный референдум.

Виды российских референдумов по количеству избирателей

Референдум России (ст. 1 ФКЗ «О референдуме России») – всенародное голосование граждан России, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум России – референдум, проводимый в соответствии с конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме России», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России» среди обладающих правом на участие в референдуме граждан России, место жительства которых расположено на территории России, а также граждан России, проживающих или находящихся за пределами территории России (ст. 2 п.55 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России»).

Всенародный референдум России

Референдум России проводится на всей территории страны на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. На референдум России могут выноситься вопросы, отнесенные конституцией РФ к ведению России, а также к совместному ведению России и субъектов России (ст. 6 п. 4 ФКЗ «О референдуме России»). В частности, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой конституции РФ. Также на референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором России.

Референдум (Referendum) – это

Не могут выноситься на референдум России (ст. 6 п. 5 ФКЗ «О референдуме России»):

– об изменении статуса субъекта (субъектов) России, закрепленного конституцией РФ;

– о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

– об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности России;

– о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором России, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором России, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором России;

– о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств России;

– о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

– о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

– об амнистии и о помиловании.

Референдум (Referendum) – это

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (ст. 6 п. 6 ФКЗ «О референдуме России»). Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ст. 6 п. 7 ФКЗ «О референдуме России»).

Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях России военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в последний год полномочий президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России на основании решения уполномоченного федерального органа, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ «О референдуме России», а именно случая вынесения Конституционным Собранием на всенародное голосование проекта новой конституции РФ и случая вынесения на референдум проекта нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Всесоюзный референдум о сохранении СССР

Всесоюзный референдум о сохранении СССР — единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP) и обсуждавший вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. 24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности. На данный референдум выносились пять вопросов: Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности? (Да/Нет) Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства? (Да/Нет) Считаете ли вы необходимым сохранение в СССР социалистического строя? (Да/Нет) Считаете ли вы необходимым сохранение в обновленном Союзе Советской власти? (Да/Нет) Считаете ли вы необходимым гарантирование в обновленном Союзе прав и свобод человека любой национальности? (Да/Нет)

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию президента СССР М. С. Горбачева, Съездом было принято два постановления о проведении референдумов по вопросу о частной собственности на землю и по вопросу о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик. За принятие первого постановления голосовали 1553 депутата, против — 84, воздержались — 70. За принятие второго постановления голосовали 1677 депутатов, против — 32, воздержались — 66.

Однако, по поводу первого постановления председатель комитета Верховного Совета по законодательству Ю. Х. Калмыков позднее объяснил на сессии Верховного Совета СССР, что президент просил воздержаться от проведения референдума по вопросу о частной собственности. Второму постановлению был дан ход. Оно гласило, что «в связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Союза Советских Социалистических Республик (CCCP)», Съезд народных депутатов СССР решил: Провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учётом результатов голосования по каждой республике в отдельности. Поручить Верховному Совету СССР определить дату проведения референдума и меры по его обеспечению.

27 декабря 1990 года Съезд народных депутатов СССР постановил ввести в действие принятый им в тот день закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». Согласно ст. 5 закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» право назначения референдума СССР принадлежало Съезду народных депутатов СССР, а по вопросам, не относящимся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР, в период между Съездами — Верховному Совету СССР. «Исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, во исполнение решения четвёртого Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР» 16 января 1991 года Верховный Совет СССР постановил:Провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 года, референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик. Включить в бюллетень для тайного голосования следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум, и варианты ответов голосующих: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». «Да» или «Нет».Определить результаты голосования по Союзу ССР в целом с учётом итогов голосования по каждой республике в отдельности.

Всенародное голосование по Конституции России

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по принятию проекта конституции Российской Федерации, а также выборы членов Совета федерации и депутатов Государственной Думы — палат Федерального Собрания — российского парламента, вводимого заключительными и переходными положениями конституции. Президент России Б. Н. Ельцин после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета и ввиду фактического игнорирования действия конституции 1978 года издал указ от 1 октября 1993 года № 1557 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Государственной думы» и указ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой конституции России.

Таким образом, инициатором всенародного голосования был президент Российской Федерации, что прямо противоречило закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР»[2], в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики — принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету Российской Федерации (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10).

Статья 35 закона «О референдуме РСФСР» гласит следующее:

При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме. Причём данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме России». Несмотря на то, что президент не вправе был инициировать референдум, и за новую конституцию проголосовало только около четверти от списочного состава избирателей, она всё же была принята, так как всенародное голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утверждённым ранее указом президента, который тоже вступал в противоречие с конституцией РСФСР, в ст. 121-8 которой прямо утверждалось.

Указы президента России не могут противоречить конституции и законам России. В случае противоречия акта президента конституции, закону России действует норма конституции, закона России. В голосовании участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой конституции. Таким образом, за новую конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в Российской Федерации, что существенно меньше половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после его проведения, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных.

Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет федерации первого созыва — органы, введение которых предусматривалось проектом новой конституции. По указу “президент России Б. Н. Ельцина от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года» от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены как имеющие отношение к вооруженному мятежу партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях конституционного кризиса в сентябре-октябре 1993 года на стороне Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный блок «Выбор Российской Федерации») в сумме получили менее половины голосов избирателей. Тем самым в Российской Федерации установилась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту генсек СССР Б. Н. Ельцина.

Референдумы: все «за» и «против».

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями. Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Источники

  • http://www.mnogo-otvetov.ru/obshestvo/chto-takoe-referendum-i-dlya-chego-on-provoditsya/
  • https://tass.ru/info/5440292
  • https://chto-takoe.net/chto-takoe-referendum/
  • https://investments.academic.ru/1349/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/referendum-chto-ehto-takoe.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: