Договор субподряда 44-ФЗ: основы и нововведения в законе в 2021 г

Содержание
  1. Договор субподряда 44-ФЗ: основы и нововведения в законе в 2021 г
  2. Субподряд на исполнение государственного контракта
  3. Что собой представляет договор субподряда по 44-ФЗ
  4. Что регулирует статья 30 ФЗ № 44-ФЗ о госзакупках, кто исполняет ее положения
  5. Почему заказчики видят негатив и опасность в субподряде со стороны поставщиков?
  6. Условия привлечения субподрядчиков
  7. Когда поставщику/подрядчику/исполнителю нужно согласовывать субподрядчиков/соисполнителей с заказчико
  8. Где искать генподрядчиков в госзакупках и как с ними договариваться
  9. В каком случае прибегают к договору субподряда по 44-ФЗ
  10. Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон
  11. Когда поставщику/подрядчику/исполнителю запрещено привлекать субподрядчиков/соисполнителей
  12. Запрет на привлечение субподрядчиков
  13. Порядок привлечения соисполнителей
  14. Ответственность за невыполнение условий ст. 30 44-ФЗ
  15. Кто может стать субподрядчиком
  16. Данный документ содержит:
  17. Риски субподрядных отношений в госконтрактах
  18. Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ
  19. Нюансы заключения договора субподряда на выполнение работ по 44-ФЗ
  20. Субподряд по 223-ФЗ
  21. Выводы

Договор субподряда 44-ФЗ: основы и нововведения в законе в 2021 г

Договор субподряда по 44-ФЗ – элемент повсеместной практики во взаимодействии между заказчиком и соисполнителем при реализации контрактов. Но в каких именно случаях возможно и актуально его заключение, знают не все, так как в законе всегда появляются нововведения.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Что собой представляет договор субподряда по 44-ФЗ

В рамках контрактной системы по 44-ФЗ субподряд предполагает делегирование выполнения работ по договору или некоторым его условиям третьим лицам. Субподряд является одним из механизмов системы госзакупок, проводимых в канве закона 44-ФЗ, поэтому не стоит относиться к его использованию как к чему-то негативному.

Нужно понимать, что закон 44-ФЗ позволяет применять договор субподряда, и качество производимых работ в таком формате зависит от участника.

По договору субподряда, в соответствии с 44-ФЗ, исполнитель передает часть своих обязанностей по тендеру третьему лицу. При этом заказчик сам определяет, какая доля работ будет передана. После чего участник торгов должен передать объем работ не меньше того, который указан заказчиком в документах. Договор с субподрядчиком подписывается, когда уже заключен контракт с организатором торгов, где прописывается срок для данных действий.

Если в документации тендера содержится условие о привлечении субподрядчиков по 44-ФЗ, исполнитель должен передать им указанный в условиях договора процент работ. Отметим, что заказчик может указать любую цифру в пределах 5–75 %.

Иногда поставщики привлекают субподрядчиков к исполнению контракта, условия которого не предполагают подобных действий. В данном случае они рискуют, но не могут поступить иначе, так как не имеют всех требуемых ресурсов, а выиграть тендер было необходимо. В подобной ситуации ответственность за действия компании, работающей по договору субподряда, полностью ложится на победителя тендера.

Если субподрядчик плохо реализовал либо вовсе не выполнил условия соглашения, виновным считается участник. Опасаясь такого исхода, многие заказчики боятся прописывать в документации условие о субподряде.

Что регулирует статья 30 ФЗ № 44-ФЗ о госзакупках, кто исполняет ее положения

Все вопросы, которые связаны с особенностями участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, прописаны в ст. 30 44-ФЗ.

Ст. 30 44-ФЗ обязывает всех заказчиков проводить закупку товаров и услуг у субъектов малого бизнеса или социально ориентированных НКО. Доля закупок у организаций подобного профиля должна составлять не менее 15% от объема поставок по 44-ФЗ за текущий год. 15% – это нижняя граница объема госзакупок у представителей малого бизнеса, тогда как верхняя планка не установлена и не регламентирована законодательно.

Установлены такие лимиты для того, чтобы открыть доступ к госзаказам для представителей малого бизнеса. Ведь в области госзаказа им бывает непросто конкурировать с крупными корпорациями, обладающими мощными административными и финансовыми ресурсами.

Привлечение к участию в закупках представителей малого бизнеса также расширяет численность участников тендеров, что повышает уровень конкуренции и способствует росту эффективности расходования денежных средств.

В 44-ФЗ не конкретизируется понятие субъекта малого предпринимательства. Но в ФЗ-209 от 2007 года к таким можно отнести компании с численностью до 100 человек, с доходами до 800 млн р. за прошлый год; в уставном капитале данных организаций не допускается участие государственных и муниципальных заказчиков свыше 25%, а доля других юрлиц и иностранных компаний не должна быть более 49%.

Под некоммерческими организациями социальной направленности, согласно ФЗ-7 от 1996 года, понимаются такие, которые не предполагают получение прибыли. Они могут быть созданы в целях социальной поддержки граждан, культурной, благотворительной, просветительской и иной деятельности. Такие цели должны быть подтверждены учредительными и уставными документами.

Заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса при цене контракта (НМЦК) не более 25 млн р. через такие закупочные процедуры, как:

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограниченным участием
  • электронные аукционы
  • двухэтапные конкурсы
  • запросы котировок и предложений.
Участниками таких закупок становятся только участники из числа субъектов малого бизнеса и социальные НКО, которые подтверждают данный факт в декларативном порядке (обязанность декларировать свою принадлежность к указанным группам предусмотрена ч. 3 ст. 30 44-ФЗ). Но если сведения будут недостоверными, то заказчика могут отстранить от участия в закупке и внести данные о нем в РНП.

Если информация об организации входит в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, то участник может приложить выписку из него. Для социально ориентированных НКО обычно требуется указать направление их деятельности в декларативном формате.

В указанные обязательные 15% от объема закупок должны включаться закупки для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, услуги кредитования, закупки у единственного поставщика, госзаказ, связанный с использованием атомной энергии, заказы через закрытые способы определения поставщиков.

Заказчик при определении поставщика наделен правом указать в извещении требование, согласно которому, поставщик, который не входит в число СМП или НКО, может привлекать к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа подобных организаций.

Закупки у малого бизнеса предполагают наличие в извещении заказчика условия о том, что к государственной закупке привлекаются только представители малого бизнеса и социально ориентированные НКО. Подтверждается такая принадлежность только в декларативной форме, т. е. заказчик не вправе требовать от участника подтверждающих сведений.

При осуществлении заказов для субъектов малого бизнеса и НКО предусмотрены такие преимущества:

  1. Обеспечение заявок от участников такого рода не может превышать 2% от НМЦК.
  2. Срок оплаты по госконтракту после подписания акта приема-передачи не может превышать 15 рабочих дней.

Обязанности победителя привлекать к исполнению контракта представителей малого бизнеса должны быть указаны в виде определенного процента от величины госзаказа в извещении. Конкретный процент устанавливается в зависимости от цены контракта и составляет не менее 5%.

Статья 30 44-ФЗ обязывает заказчиков составлять и публиковать отчеты о закупках у малого бизнеса до 1 апреля следующего года (отчетного периода). Форма такой отчетности, типовые условия заключенных контрактов и порядок информирования граждан об условиях регламентированы Правительством РФ.

С того момента, как 44-ФЗ был опубликован, в него неоднократно вносились изменения. Так, в ст. 30 появилась ч. 1.1, регулирующая закупки у субъектов малого бизнеса, которые не входят в общий объем годовых закупок.

В ч. 1.2 ст. 30 был регламентирован порядок включения поставок товаров и услуг из части 1.1 в общий объем, полученный от субъектов малого бизнеса. В ч. 4.1 было введено предписание о том, что порядок подготовки отчета, форма отчетности и сама процедура были введены Правительством РФ. В ч. 8 были прописаны дополнительные условия, которые позволяют проводить закупки среди представителей малого бизнеса.

Почему заказчики видят негатив и опасность в субподряде со стороны поставщиков?

Все достаточно просто, практически каждый заказчик, составляющий документацию и требования к поставщику, указывает наличие определенных лицензий, СРО и уровень опыта или качества.

Победивший поставщик, который планирует нанять субподряд, может не учесть данные требования и воспользоваться услугами менее квалифицированного субподряда, что скажется на качестве работ или товара.

Конечно же, заказчика данный подход не устроит, но помешать этому и отследить весь процесс исполнения договора невозможно.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Условия привлечения субподрядчиков

Поставщик может привлекать субподрядчиков и по своей инициативе при условии, что такая возможность предусмотрена договором. Согласно ч. 1 ст. 770 ГК РФ, поставщик должен согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.
Однако при НМЦ контракта в один миллиард рублей и более для региональных нужд и в сто миллионов рублей для муниципальных нужд победитель закупки извещает заказчика о привлечённых исполнителях в обязательном порядке.

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю нужно согласовывать субподрядчиков/соисполнителей с заказчико

Поставщик/подрядчик/исполнитель не обязан отчитываться о привлеченных субподрядчиках/соисполнителях, если цена контракта не превышает:

  • 100 000 000 руб для закупок по обеспечению муниципальных нужд и нужд субъектов РФ;
  • 1 000 000 000 руб для закупок по обеспечению федеральных нужд.

В противном случае ППИ должен направить заказчику информацию о субподрядчиках/соисполнителях, с которыми заключен договор на сумму более чем 10% от цены контракта. Обязанность согласовывать субподрядчиков/соисполнителей прописывается в контракте.

Другие условия, при которых их обязательно согласовывать:

  • порядок согласования установлен контрактом;
  • проведение .

Примерный алгоритм по согласованию:

  1. После подписания контракта ППИ отправляет заказчику документы. В них указывает причину привлечения субподрядчиков/соисполнителей, данные по сумме контракта.
  2. Заказчик принимает документы, рассматривает.
  3. Если привлечение субподрядчиков/соисполнителей не нарушает условия контракта, заказчик запрашивает их перечень, контакты, реквизиты, объемы работ. ППИ готовит запрошенные документы и подает на согласование.
  4. В некоторых случаях заказчик утверждает персонал для проекта. Это справедливо, когда для исполнения работ или услуг требуется конкретный человек: дизайнер, автор, архитектор, композитор и прочие.

Где искать генподрядчиков в госзакупках и как с ними договариваться

Основной способ поиска генподрядчиков в госзакупках — мониторинг активных и завершённых закупок своей отраслевой направленности.

Как варианты:

  1. Сделать акцент на конкретных участниках, с которыми хотелось бы заключить договор, и отслеживать их участие в торгах.
  2. Подготовить выборку компаний, которые часто или постоянно привлекают субподрядчиков, и мониторить их участие в закупках.

В каком случае прибегают к договору субподряда по 44-ФЗ

Победитель торгов имеет право использовать договор субподряда по 44-ФЗ, то есть привлечь соисполнителя по государственному или муниципальному контракту в таких ситуациях:

  • Заказчик сам прописал соответствующую возможность в закупочной документации, а поставщик не может своими силами выполнить все условия договора.
  • Заказчик во время согласования процесса исполнения работ допустил привлечение третьих лиц. Если основной исполнитель решается на это, он должен предоставить обоснование для такого шага.
  • Выполнение работ по контракту не требует специальной квалификации или лицензий, а услуги, оказываемые субподрядчиками, не превышают 75 % от объема, разыгранного в рамках тендера.
  • Субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, установленные документацией по закупке. Представим, что проводится закупка товаров по государственному оборонному заказу. Тогда основной исполнитель и субисполнитель должны открыть специальные счета в соответствии с требованиями Федерального Казначейства и не могут требовать выплаты аванса при осуществлении таких работ.

Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Вопрос правомерности запрета на привлечение соисполнителей в ходе исполнения госконтракта является спорным. Закон 44-ФЗ напрямую это никак не регулирует. Во избежание обжалования проведенной закупки заказчику не рекомендовано включать в закупочную документацию и проект контракта требования о привлечении субподрядчиков и соисполнителей, а также условия о согласовании указанного привлечения. К таким рекомендациям пришли представители контролирующих ведомств. Они основывали свою позицию на нижеуказанных положениях законодательства.

По п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки должны включаться его функциональные, качественные, технические и эксплуатационные характеристики. В описание объекта не должны включаться требования, которые могут повлечь ограничение количества участников.

На основании ч. 3 ст. 33 44-ФЗ в документацию не допускается включать требования к наличию у участника определенного оборудования, опыта работы, производственных мощностей и численности персонала.

На основании ч. 6 ст. 31 44-ФЗ заказчик не вправе прописывать требования к участникам в обход положений 44-ФЗ. При этом в ст. 31 44-ФЗ не указано требование к участникам о том, что исполнитель обязан исполнить все работы лично, а также не установлен запрет на привлечение субподрядчика. Тогда как требования к участникам, перечисленные в данном законе, являются исчерпывающими и не могут быть дополнены заказчиками.

Ч. 23 ст. 34 44-ФЗ косвенно указывает на право исполнителей привлекать соисполнителей, так как в данной статье только закрепляется обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях по госконтракту, если цена договора с ними превышает 10% от НМЦК.

Нельзя забывать о 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ч. 1 ст. 17 данного закона указано на запрет действий, которые могут привести к недопущению до участия в торгах, ограничению или устранению конкуренции.

Аналогичные решения ФАС принимала по делу №К-1048/14/АК286-15 от 2015 года, №К-526/14 от 2014 года. В решении №2-57-8911/77-14 от 2014 года Московская УФАС пришла к выводу, что требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона, поэтому они противозаконны. Но сложившаяся судебная практика указывает на диаметрально противоположную позицию. Она оставляет за заказчиком право на установление ограничений к исполнению госконтракта без привлечения субподрядчика.

На основании ч. 1 ст. 2 44-ФЗ в законодательстве о контрактной системе приводится отсылка, что при закупках должны учитываться положения Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст. 706 ГК исполнитель наделен правом на привлечение соисполнителей, если из договорных обязательств не вытекает иное. Таким образом, Гражданский кодекс указывает на право заказчика включения в контракт требования о личном исполнении контракта.

Сторонники данного подхода указывают и на то, что в 44-ФЗ не установлен прямой запрет на привлечение соисполнителей. Так, например, по решению 13 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. №13АП-8710/2015 по делу №А56-75576/2014 суд пришел к выводу, что заказчик вправе указать в закупочной документации требования о выполнении работ без субподрядчика.

В решении Арбитражного суда РК от 2014 года по делу №А22-4831/2014 суд пришел к выводу, что заказчик правомерен в установлении запрета, так как предметом спорной закупки стало высокотехнологичное оборудование, и целесообразно, чтобы все этапы контракта (монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию) были реализованы одним лицом.

При принятии подобного рода решений суды ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 2010 года №11017/10. Здесь сказано, что запрет на привлечение соисполнителей является условием об исполнении договора подряда после проведения закупки и не связан с требованиями к участнику на момент проведения аукциона.

Таким образом, вопрос об установлении ограничений на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта является спорным. С большей долей вероятности ФАС посчитает это нарушением норм 44-ФЗ и 135-ФЗ, а на заказчика пожалуется один из участников закупки. Но такое решение вполне можно обжаловать в судебном порядке и отменить его.

Запрет на привлечение соисполнителей может быть введен заказчиком на вполне законных основаниях и оспорить его не получится. Так, в Постановлении Правительства №570 от 2017 года прописан перечень работ, которые исполнители тендера обязаны выполнить самостоятельно.

В данном документе указаны работы, которые исполнителю необходимо выполнить самостоятельно, а также изменения в части определения штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В список вошли 34 пункта, включающие подготовительные, земляные работы, инженерные работы, инженерную защиту, сварные работы, устройство кровли, фасадные, отделочные работы, устройство слаботочных, сантехнических, трубопроводных, электротехнических систем, монтаж технологического оборудования, устройство наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, сетей канализации, устройство автодорог, трубопроводов, туннелей, гидротехнические работы, работы по благоустройству и пр. Заказчик обязан включить в тендерную документацию работы, которые выполняются исполнителем самостоятельно. До июля 2018 года объем работ, которые исполнитель выполнил сам, не мог быть менее 15%, после указанного периода – не менее 25%.

Также по новому Постановлению были введены санкции за нарушение условий о запрете субподряда. Штраф составляет 5% от стоимости исполненных субподрядчиком работ.

Таким образом, практика привлечения соисполнителей является весьма распространенной в рамках контрактной системы по 44-ФЗ. Привлечение соисполнителей может стать обязательным, если речь идет о реализации контракта с необходимостью передачи части работ участникам СМП и СОНКО. Запрет заказчика на привлечение соисполнителей может трактоваться, как нарушение антимонопольного законодательства и как нарушение конкуренции.

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю запрещено привлекать субподрядчиков/соисполнителей

44-ФЗ не регулирует вопрос о привлечении субподрядчиков/соисполнителей и взаимодействии с ними прямо, поэтому между заказчиками и участниками возникают споры.

Бывает, заказчик без объяснения причин накладывает вето на привлечение субподрядчиков/соисполнителей. Наша практика показывает: представители ФАС чаще встают на сторону участника, если речь не идет о запрете на привлечение к работам из перечня . В перечне 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

 

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Порядок привлечения соисполнителей

Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.

Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • после завершения процедуры подписания контракта исполнитель предоставляет сведения о привлекаемых субисполнителях, которые будут выполнять определенный перечень работ;
  • если заказчик одобряет тех субисполнителей, которых ему предложил основной исполнитель, то происходит согласование перечня и объема работ и услуг, которые будут выполнены соисполнителем. При проведении такого согласования необходимо учесть главное требование, которое в настоящее время применяется ко всем государственным контрактам, исполняемым с привлечением субподрядчика или соисполнителя – объем работ или услуг, которые будут выполнены основным исполнителем, не должен быть меньше двадцати пяти процентов от всего запланированного объема работ или услуг, предусмотренных по условиям контракта. При этом такое ограничение не распространяется на поставку товара, так как конечный отчет по всей произведенной поставке осуществляется только основным исполнителем;
  • после проведения всех необходимых согласований привлеченные соисполнители знакомятся с теми условиями выполнения взятых на себя обязательств, которые прописаны в контракте, а также в документации о проводимой закупке (ознакомиться с последней необходимо для того, чтобы иметь максимально полное представление о том, каким образом происходил отбор соисполнителей). В некоторых случаях контракт, по которому будет привлечен соисполнитель, должен носить трехсторонний характер (то есть подписан не только заказчиком и исполнителем, но и соисполнителем), так как это даст гарантии всем сторонам, участвующим в соглашении, о том, что обязательства будут выполнены в полном объеме;
  • если трехстороннего контракта нет, то между основным исполнителем и привлеченными субисполнителями должно произойти подписание договоров выполнения работ или оказания услуг, по которым и произойдет выполнение взятых на себя обязательств. После их подписания такие договоры должны быть переданы в виде заверенных копий государственному или муниципальному заказчику для оформления в виде приложений к основному контракту (так как такие договоры могут потребоваться для подтверждения правомерности привлечения соисполнителей в случае проведения проверок контролирующими органами).

В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:

  • после подписания контракта исполнитель подает заказчику документы, подтверждающие необходимость привлечения соисполнителей по контракту (например, о том, что у самого исполнителя нет необходимого оборудования для выполнения каких-либо работ, но есть организации, которые свое оборудование не дают в аренду, но могут выполнить необходимый объем работ в рамках той стоимости, которая рассчитана по заключенному контракту);
  • заказчик рассматривает поданное предложение в виде документального обоснования и изучает возможность привлечения соисполнителя, а также определяет, возможно ли ему, заказчику, получить выгоду от такого перенаправления обязанности выполнения обязательств по контракту;
  • если вариант исполнения контракта с привлечением субподрядчика или субисполнителя устраивает заказчика, происходит направление ответа, в котором не только содержится согласие на такие действия со стороны основного исполнителя, но также и указание на предоставление в определенном порядке перечня привлекаемых субисполнителей, а также на согласование объема работ или услуг, возлагаемых на привлеченных юридических или физических лиц
  • основной (а в случае с государственным оборонным заказом головной) исполнитель направляет заказчику перечень привлекаемых субисполнителей и тот объем работ или услуг, которые должны быть выполнены привлеченными лицами в пределах, установленных действующим законодательством;
  • заказчик согласует не только перечень привлекаемых субподрядчиков и выполняемый объем работ, но и тот персонал (в случае с объектами заказчика, на которых такое согласование необходимо), который будет выполнять заявленные работы или услуги.
Согласование персонала субподрядчиков или субисполнителей, допускаемых к выполнению взятых на себя обязательств по заключенному контракту, происходит в тех случаях, когда речь идет о выполнении работ или оказании услуг на режимных объектах, принадлежащих заказчику, либо на объектах с повышенной степенью защищенности (школы, больницы, детские сады и т. д.).

Ответственность за невыполнение условий ст. 30 44-ФЗ

Невыполнение условий проведения закупок у субъектов малого бизнеса или несоблюдение минимального объема поставок на предприятии государственной или муниципальной формы собственности в размере 15% грозит предприятию взысканием. Такое деяние подпадает под регулирование КоАП и предусматривает наказание в виде штрафа. Административные штрафы прописаны в ст. 7.30 КоАП.

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, заказчику грозит штраф за несоблюдение 15%-го лимита для представителей малого бизнеса в общем объеме закупок. Размер такого штрафа составляет 50000 р. По ст. 192 ТК ответственному лицу также грозит дисциплинарная ответственность.

За неразмещение отчета об объеме закупок у СМП и НКО должностному лицу грозит штраф по ч. 3 ст. 7.30 КоАП в размере до 50000 р.

В случае поступления на заказчика жалобы на то, что он игнорирует требования законодательства в области государственного заказа, в отношении него могут назначить внеплановую проверку со стороны ФАС.

Таким образом, ст. 30 44-ФЗ предоставляет определенные льготы и преференции для участия в госзакупках отдельных организаций: субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО. На такие организации должно приходиться не менее 15% в общем объеме государственных закупок.

Кто может стать субподрядчиком

Многие фирмы не могут либо просто не готовы становиться участниками госзакупок по 44-ФЗ, в их число входят:

  • Компании, не имеющие опыта участия в такого рода мероприятиях. Субподряд позволяет им ознакомиться с особенностями работы в рамках госзаказа и даже проявить себя перед крупными заказчиками.
  • Участники, у которых нет необходимого объема ресурсов для подачи заявки на торги по 44-ФЗ, то есть они не готовы выводить из оборота средства, чтобы предоставить обеспечение, либо не хотят получать узкоспециальные лицензии, чтобы своими силами проводить все работы на генподряде.
  • Участники, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков. Субподряд позволяет им сохранить свое место на рынке, пока компания остается в данном списке.

Данный документ содержит:

  • список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;
  • изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Риски субподрядных отношений в госконтрактах

Участие в госконтракте, пусть и на условиях субподряда, привлекает надежностью и возможностью записать в свой актив успешное выполнение госзаказа. Но это не значит, что здесь меньше рисков, чем при заключении договоров с обычными контрагентами. На самом деле для субподрядчика генподрядчик — это такой же контрагент, как и вне системы госзакупок.

Обязательные правила для субподрядчика:

  1. Проверить контрагента-генподрядчика (репутация, долги, судебная история).
  2. Изучить закупочную документацию, проект контракта (подписанный контракт), требования к исполнителю, наличие запретов или ограничений на участие субподрядчиков, требования и объём работ для субподрядчиков МСП или СОНКО.
  3. При наличии запретов или ограничений на участие субподрядчиков выяснить, почему контрагент идёт на нарушение, чем он руководствуется и как это скажется на субподрядчике.
  4. Четко определить и согласовать условия субподряда, которые предполагается указать в договоре.
  5. Выяснить, кто ещё будет привлечён в качестве субподрядчика, на каких условиях и как это скажется на исполнении госконтракта и договоров субподряда.

Если этого не сделать, будут неопределённость и скрытые риски. Нельзя чрезмерно доверять генподрядчику, как и нельзя полностью полагаться на него, его опыт, репутацию и влияние.

Зачастую генподрядчики находятся в положении сильной стороны. Они, как правило, готовят проект договора с субподрядчиками и диктуют свои условия. Нередко просят начать выполнение договора до его подписания, а это уже чревато убытками. Однако нельзя считать, что за исполнение госконтракта в целом отвечает только генподрядчик. Субподрядчик обязан выполнить свою часть контракта. И если что-то пойдёт не так, заказчик первично предъявит претензии к генподрядчику, а тот — субподрядчику. Если госконтракт будет расторгнут, вовсе не факт, что субподрядчик получит свои деньги, по крайней мере без споров и разбирательств.

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Нюансы заключения договора субподряда на выполнение работ по 44-ФЗ

Договор субподряда по 44-ФЗ – это договор подряда, где генподрядчик выступает в роли заказчика, а субподрядчик представляет собой исполнителя. Все требования похожи на устанавливаемые договором подряда.

В данном случае не указывается особый порядок по заключению договоренностей. Генподрядчик контролирует и оплачивает произведенные работы, а также имеет право предъявлять претензии при выявлении нарушений. Генподрядчик наиболее заинтересован в соблюдении сроков и высоком качестве исполнения работ, тогда как у субподрядчика другие интересы – он получает от генподрядчика деньги за выполнение строительных работ.

Генподрядчик отвечает за выполнение всех видов работ перед основным заказчиком. Если работы не будут выполнены, его ждут самые серьезные убытки среди всех участников данной цепочки.

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.
Источники

  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/dogovor-subpodryada-44-fz/
  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/subpodryad
  • https://zakonguru.com/goszakupki/ucastie-smp.html
  • https://zen.yandex.ru/media/tenderplan/kak-pravilno-zakliuchit-dogovor-subpodriada-po-44fz-5e453853b7ee290469fac455
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/privlechenie-podryadchikom-subpodryadchikov-k-ispolneniyu-kontrakta-po-44-fz/
  • https://www.v1a.ru/sovety/analiticheskie-stati/privlechenie-subpodryadchika-soispolnitelya-k-ispolneniyu-kontrakta-po-44-fz/
  • https://iitrust.ru/articles/expert/kak-poluchit-goszakaz-ne-uchastvuya-v-torgah-rukovodstvo-dlya-subpodryadchikov/
  • https://pravo.team/zakupki/44/soispolnitel-po-kontraktu.html
  • https://good-tender.ru/poleznye-stati/546-subpodryad-po-44-fz
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/soispolnitel.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: