Электронный аукцион по 223-ФЗ — пошаговая инструкция для заказчика 2020 и 2021

Содержание
  1. Нормативное регулирование
  2. Понятие электронного аукциона, как закупочной процедуры, в соответствии с положениями №223-ФЗ
  3. Структура и редакции 223-ФЗ
  4. Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ
  5. Почему понадобился отдельный закон
  6. Как определяет 223-ФЗ
  7. Преимущества 223-ФЗ
  8. Как провести
  9. Особенности проведения закупки
  10. Временной интервал
  11. Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
  12. Пошаговая процедура
  13. Готовимся к проведению
  14. Разрабатываем и размещаем закупочную документацию
  15. Анализируем предложения участников
  16. Публикуем документы
  17. Определяем победителя
  18. Заключаем договор по итогам закупки
  19. Проводим торги
  20. Кто может участвовать
  21. Что необходимо для участия в закупках
  22. Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ
  23. Специфика торгов по 223-ФЗ
  24. Планы закупок
  25. Подготовка к закупочной деятельности
  26. Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ
  27. На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?
  28. Образец документации на электронный аукцион по 233 ФЗ
  29. Сроки проведения
  30. Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
  31. Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?
  32. Публикация сведений в ЕИС
  33. Закупочная документация по 233-ФЗ
  34. Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?
  35. Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
  36. Открытый конкурс по 223-ФЗ
  37. Исключения
  38. Когда электронный аукцион признается несостоявшимся
  39. Выход из реестра
  40. Положение о закупках
  41. Типовое положение о закупках
  42. Извещение
  43. Документация о закупке
  44. Где искать закупки
  45. 5 причин проведения закупки не в электронной форме
  46. Есть ли подводные камни или какие-то риски?
  47. 9 этапов проведения электронного аукциона
  48. Отмена электронного аукциона
  49. Итоги

Нормативное регулирование

В силу большой распространенности данной процедуры в использовании различными заказчиками законодатель постарался осуществить нормативное регулирование ее проведения путем включения соответствующих норм в действующее законодательство в сфере закупок. Однако если в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе» данная процедура отрегулирована в полном объеме даже относительно того, каким должен быть шаг аукциона, то для Федерального закона №223-ФЗ наблюдается несколько иная ситуация, а именно:

  • основное регулирование происходит на основании положений частями 18-19 статьи 3.2 указанного закона, но только с позиции отнесения данного вида закупочных мероприятий к конкурентным видам процедур;
  • основное регулирование всей процедуры электронного аукциона происходит на основании Положения о закупках, которое разрабатывается каждым заказчиком самостоятельно. В таком Положении указываются сведения о том, каким образом должна осуществляться закупочная процедура, какие требования предъявляются к участникам процедуры, каким образом будет происходить регулирование ключевых вопросов, в том числе можно ли устанавливать «плавающий» шаг аукциона либо он должен носить строго фиксированный характер.

Кроме того, в отношении каждого электронного аукциона происходит составление специальной документации, которая отражает все спорные вопросы. По своему происхождению и содержанию данный вид документов нельзя относить к нормативным актам, так как он не обладает обязательной силой исполнения на всех действующих и потенциальных участников закупочной системы, потому что его действие распространяется только на тех лиц, которые участвуют в конкретной закупке. Однако в силу обязательного исполнения положений такой документации теми юридическими и физическими лицами, которые приняли решение о возможности участия в процедуре, данный вид документов также можно включить в перечень регламентирующих проводимые конкурентные закупки такого вида.

Понятие электронного аукциона, как закупочной процедуры, в соответствии с положениями №223-ФЗ

Понятие электронного аукциона в Федеральном законе №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» содержится в части 18 статьи 3. В соответствии с положениями данной части под аукционом понимается такая торговая процедура, в ходе которой наблюдается снижение изначально установленной заказчиком начальной максимальной цены договора или контракта. При этом договор будет заключен именно с тем участником, который предложит максимальное снижение установленной изначально цены.

Все взаимодействие между участником закупочной процедуры и государственным или муниципальным заказчиком производится только с использованием услуг посредника, коим является оператор электронной торговой площадки. Прямое общение строго запрещено, так как это может послужить основанием для того, чтобы один из участников оказался в преимущественном положении по сравнению с другими участниками закупочного мероприятия.

Однако для того, чтобы такой участник был признан победителем, он должен не только заявить максимально возможное снижение цены договора и предложить наилучшие условия для исполнения такого договора, но и предоставить документы, подтверждающие его полное соответствие требованиям действующего законодательства, а также документации о закупке.

В положениях части 18 статьи 3.2 указанного выше федерального нормативного акта содержится положение о том, что может сложиться ситуация, когда цена предполагаемого контракта или договора была снижена до нуля. В этом случае заказчик посредством использования услуг оператора электронной торговой площадки проводит аукцион на право заключения договора или контракта. Контракт или договор в этом случае будет подписан с тем лицом, которое предложит наиболее высокую стоимость, но только при условии, что он будет признан аукционной комиссией соответствующим всем условиям, отраженным в документации о закупке.

При этом если заказчик отклонит заявку на участие в закупке потенциального исполнителя, сославшись на то, что такая заявка не соответствует требованиям к участникам, сформированным в Положении о закупке, то такое решение подлежит обязательному оспариванию, как неправомерно сформированное, так как участник закупки не должен ориентироваться на содержание Положения – он руководствуется теми материалами, которые содержатся в документации к закупке и к сформированному извещению.

Структура и редакции 223-ФЗ

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.

Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

Почему понадобился отдельный закон

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.

Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Как определяет 223-ФЗ

В ч. 18 ст. 3.2 законодатель дает определение, что это такое — открытый аукцион по 223 ФЗ. Он определяет его как форму торгов, при которой побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям, закупочной документации, и который предложил самую низкую цену путем снижения начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).

Если при проведении аукциона цена снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить сделку. В этом случае побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям и который предложил самую высокую цену за право заключить сделку.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Как провести

Пошаговая инструкция для открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ состоит из нескольких этапов:

  1. Готовим закупочные документы.
  2. Публикуем их.
  3. Выявляем победителя.
  4. Заключаем договор.

Особенности проведения закупки

Аукцион, как закупочная процедура для удовлетворения нужд заказчика, в настоящее время проводится предпочтительно в электронной форме. Это связано с тем фактом, что использование электронных торговых площадок делает данную процедуру более прозрачной (так как все основные шаги заказчика обязательно оформляются с помощью специального протокола и размещаются в открытом доступе), а также снижает риск коррупциогенности всей процедуры.

Обо всех проводимых аукционах независимо от того, проводится он в электронной форме или в форме традиционного, то есть «бумажного» вида, заказчик обязан опубликовать извещение в Единой информационной системе закупок.

Однако есть некоторые закупки, публиковать извещения к которым не нужно, так как такая возможность для заказчиков прямо указана в действующих законодательных актах. В настоящее время речь идет о таких процедурах, как:

  • закупки, предмет которых подпадает под действие законодательства о защите различных тайн, в первую очередь, государственной, так как разглашение такой информации может стать причиной для нарушения интересов государства и покушения на его безопасность;
  • закупки, начальная максимальная цена контракта или договора по которым не превышает порог в сто тысяч рублей, а для государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц, чей совокупный годовой объем закупок больше пяти миллиардов рублей, до пятисот тысяч рублей;
  • закупки, где в качестве предмета закупки выступает товар, работа или услуга, которые по решению Правительства Российской Федерации были включены в специальный перечень, не подлежащий публикации в Единой информационной системе в сфере закупок. В остальных случаях публикация является обязательной процедурой, которая должна быть соблюдена для признания проведенной закупки легитимной, с юридической точки зрения.
Для проводимых электронных аукционов действует право заказчика, объявляющего данную процедуру, потребовать внесения обеспечения на участие в закупке либо не требовать такое обеспечение. Однако, если установлен факт того, что начальная максимальная цена контракта или договора превышает порог в пять миллионов рублей, обеспечение заявки на участие должно быть подготовлено в обязательном порядке. При этом заказчик самостоятельно вправе определить, каким будет сумма данного обеспечения, но она не может превышать порог в пять процентов от начальной максимальной цены контракта или договора, если речь идет об участнике закупок, относимом к субъектам малого предпринимательства.

В случае с другими типами участников рынка данное значение может отличаться в сторону увеличения процентного соотношения с установленной начальной максимальной ценой контракта или договора.

Временной интервал

Отдельного внимания также заслуживает временной интервал проведения закупочного процесса. Так, на собственно процедуру торгов может быть отведено:

  • фиксированное время, в рамках которого проводятся торги. Так, например, временем начала процедуры может обозначаться 10:00 по местному времени, а временем окончания – 12:00. Однако в случае использования такого периода проведения процедуры велик риск того, что закупка может быть признана нелегитимной, так как не все участники смогут заявить свои ценовые предложения, а сама процедура торгов окажется чрезмерно затянутой;
  • использование временного промежутка для определения победителя по наличию последней заявки. В этом случае заказчик определяет, в течение какого времени должна быть заявка, которая может быть признана победителем. Обычно таким временем является отрезок в пятнадцать или тридцать минут. Если в течение этого времени ни одного предложения не поступило, то победителем признается тот участник торговой процедуры, который предоставил последнее по времени и первое (то есть минимальное) по цене предложение.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Пошаговая процедура

Электронный аукцион предполагает прохождение нескольких этапов, которые прописываются заказчиком в Положении о закупках.

Этап 1. Подготовительный.

Сведения об аукционе включаются заказчиком в план закупок, который размещается в ЕИС. Только после планирования заказчик может организовать торги.

В процессе подготовки к открытому аукциону по 223-ФЗ заказчику необходимо разработать закупочную документацию и разместить ее в ЕИС. Также заказчик может создать закупочную комиссию, которая будет ответственна за определение победителя.

При необходимости скорректировать закупочный план заказчик обязан опубликовать в ЕИС новый план закупок, а также документ, который содержит перечень изменений по плану.

Этап 2. Размещение извещения и закупочной документации по закупке в ЕИС.

При необходимости внесения изменений в закупочную документацию заказчик должен разместить информацию об этом в ЕИС в течение 3 дней. Если документация была изменена позднее, чем за 15 дней до окончания приема заявок, то срок подачи заявок необходимо продлить.

Этап 3. Получение дозапросов по закупке.

Любой участник аукциона может подать запрос на предоставление ему разъяснений по закупочной документации. При этом заказчик вправе предоставить ответ в течение 3 рабочих дней. Разъяснения в обязательном порядке публикуются в ЕИС. Законом предусмотрены предельные сроки для направления дозапросов: это можно сделать не позднее, чем за три дня до окончания срока приема предложений от участников.

Этап 4. Прием заявок от участников.

Когда закупка проводится в электронном формате на ЭТП, заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок от участников. Это действия осуществляет непосредственно оператор ЭТП.

От каждого участника принимается только одна заявка в установленные законом сроки. До конца срока проведения электронного аукциона заявку допускается отозвать или изменить. Если аукцион проводится в электронной форме, то предварительно участнику необходимо пройти аккредитацию на электронной торговой площадке и авторизоваться в личном кабинете.

При многоэтапной аукционе участники одновременно передают две части заявок, но заказчику открывается доступ к ним поэтапно.

Этап 5. Рассмотрение поданных заявок от участников.

В течение сроков, указанных в закупочной документации, комиссия оценивает поступившие заявки и на основании этого допускает или не допускает участников до торгов. В ходе аукциона максимальная цена договора снижается на один шаг (обычно он устанавливается в процентном отношении к максимальной цене контракта).

В некоторых случаях заявку могут не принять. Например, если была превышена цена договора; участник предоставил недостоверные сведения; участник не соответствовал требованиям закупки; участник ранее заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по решению суда или инициативе заказчика; при несоответствии товаров и услуг требованиям закупки; если сведения об участнике есть в реестре недобросовестных поставщиков

Этап 6. Оценка поступивших заявок.

В ходе окончательной оценки поданные участниками заявки ранжируются от самого выгодного до самого невыгодного ценового предложения.

Этап 7. Проведение торгов.

Все заявки, которые прошли предварительный отбор, допускаются до торгов. Участники делают ставки в рамках аукциона анонимно (каждому участнику присваивается номер). Снижать цену в ходе торгов участники вправе только в пределах шага аукциона.

При упрощенном типе аукциона после рассмотрения заявок проводятся торги. Если аукцион одноэтапный, то побеждает первый участник, который предложил самую низкую цену договора.

Этап 8. Объявление переторжки.

Переторжка в ходе аукциона проводится при условии, что Положение о закупке содержит такую возможность. Переторжка может проводиться среди всех участников либо выступать формой борьбы за лидерство между двумя поставщиками. Участвовать в переторжке допускается только на добровольной основе.

Этап 9. Заключение договора с победителем.

После определения победителя заказчик вносит в проект договора сведения о цене контракта и направляет его участнику.

Максимальные сроки для подписания договора составляют 20 дней после публикации итогового протокола в ЕИС. При необходимости получения одобрения на закупку от ФАС сроки подписания договора можно продлить.

В случае если победитель аукциона уклоняется от подписания договора, то информация о нем в обязательном порядке передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Стоит отметить, что заказчик может заключить договоры с несколькими участниками, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Готовимся к проведению

Воспользуйтесь этим способом закупки в случаях, которые прописаны в положении о закупках. Сведения о процедуре доступны для неограниченного круга лиц, поэтому пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года начинается с внесения его в план закупок, опубликованный в ЕИС. Проводите торги, только когда сведения о них включили в план. В результате аукциона покупатель выбирает поставщика, который:

  • отвечает установленным требованиям;
  • предлагает наименьшую цену за товары или услуги;
  • платит заказчику за право исполнить договор (если цена на торгах упала до нуля).

Не забывайте про аукционный перечень, утвержденный ПП РФ № 616 от 21.06.2012. Товары, которые входят в него, закупайте только в электронной форме.

    Разрабатываем и размещаем закупочную документацию

    Организация должна четко понимать состав, технические характеристики, свойства, отличительные признаки необходимых товаров, работ или услуг. На основании этой информации заказчик формирует пакет документов, состоящий из:

    1. Извещения о проведении закупки. В нем указывается: наименование процедуры, данные организации, проводящей торги, что именно намерен приобрести заказчик с кратким описанием необходимого результата процедуры, начальная цена, порядок проведения закупки, наименование и адрес площадки, где она будет осуществлена. Если положением о закупке заказчика предусмотрено указание в извещении какой-либо дополнительной информации, она должна присутствовать.
    2. Документации о закупке. Она содержит описание предмета закупки, условия поставки, требования к потенциальному контрагенту, цену и порядок ее формирования.
    3. Проекта договора.

    Анализируем предложения участников

    Задачей организации на этом этапе является анализ всех поданных заявок и выявление претендентов на участие в торгах, чьи документы соответствуют требованиям опубликованной документации и которые можно допустить к участию. По итогам составляется протокол, который должен содержать такую информацию:

    • дату подписания;
    • число поданных заявок;
    • результат рассмотрения поданных заявок: необходимо указать количество отклоненных и причины отклонения.

    В ч. 12 ст. 4 223-ФЗ указано, что этот протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

    Публикуем документы

    Перед публикацией проверьте, чтобы сведения соответствовали актуальной редакции 223-ФЗ и Положению о закупках.

    Выкладывайте их в ЕИС минимум за 15 дней до даты окончания приема заявок. Если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то проверьте сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

    Количество дней НМЦД
    Не менее 7 дней Меньше 30 млн руб
    Не менее 15 дней Больше 30 млн руб

    Определяем победителя

    После рассмотрения первых частей заявок заказчик получает ценовые предложения участников. Затем подводятся финальные итоги торгов.

    Заказчик сравнивает цены и определяет самую выгодную. Участник, который ее предложил, объявляется победителем. Это решение отражают в протоколе подведения итогов. Его нужно также опубликовать в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

    В ч. 14 ст. 3.2 указано, что в него включаются такие сведения:

    • количество заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
    • порядковые номера заявок, которые ранжированы по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). Если имеются одинаковые ценовые предложения, первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставляются цены с помощью функционала электронной площадки. Это указано в п. 2 ч. 10 ст. 3.3 223-ФЗ.

    Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассмотрения и отклонения заявок, то в протокол нужно включить данные:

    • об итогах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
    • о поводах для отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.

    Заключаем договор по итогам закупки

    Заключительным этапом пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ является заключение договора. Он подписывается в промежутке между 10 и 20 днем после публикации протокола, содержащего финальные итоги проведения процедуры. Этот срок продлевают, когда результат торгов оспаривается в антимонопольной службе — заключение договора в такой ситуации должно состояться не позднее чем через пять дней со дня, когда организация, проводящая закупку, получила разрешение контролирующего органа.

    Договор в обязательном порядке публикуется в ЕИС. Сделать это следует в течение трех дней после подписания. Это касается и изменений, вносимых в договор после заключения. Их публикация должна состояться в течение 10 дней с даты принятия.

    Проводим торги

    Поставщики, которых допустили, начинают торги:

    • снижают текущее минимальное предложение о цене договора в пределах «шага аукциона» — от 0,5% до 5% процентов от НМЦД;
    • не подают предложение о цене договора, которая равна предложению, ранее поданному, или большее, чем оно, и предложение о цене, равной 0;
    • побеждает участник, которые подал минимальное предложение о цене.

    Кто может участвовать

    Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

    1. Любое юридическое лицо, независимо от:
      • Организационно-правовой формы
      • Формы собственности
      • Места нахождения
      • Места происхождения капитала
    2. Любое физическое лицо
    3. Индивидуальный предприниматель
    4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

    Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

    На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

    Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

    Что необходимо для участия в закупках

    Общие шаги:

    • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
    • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
    • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС.

    Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

    Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

    Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

    • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
    • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
    • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
    • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

    Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

    Специфика торгов по 223-ФЗ

    Федеральный закон № 44 жестко фиксирует все правила, касающиеся проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками. Так, в нем описаны действия последних, начиная с этапа планирования и заканчивая осуществлением мероприятий, направленных на контроль качества работы исполнителя. А вот благодаря закону 223-ФЗ некоторые категории заказчиков получают большую свободу действий.

    На положения закона 223-ФЗ при проведении закупок опираются государственные компании и корпорации, унитарные предприятия, монополии естественного типа, организации, работающие в сфере энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов бытовой деятельности. Также в эту группу включены другие общества при условии, что частью их уставного капитала владеют перечисленные выше юридические лица.

    Данные категории покупателей работают с аукционным перечнем по 223-ФЗ и должны:

    • разработать и утвердить собственное внутреннее положение «О закупках», фиксирующее все нюансы проведения торгов;
    • размещать сведения о запланированных закупках на официальном портале;
    • составлять и публиковать отчетность по завешенным процедурам.

    Планы закупок

    Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики.

    С планом все достаточно понятно: в нем указывают, что конкретно и в каком количестве планируют закупать, а вот то что содержат оставшиеся три предположить сложно.

    Подготовка к закупочной деятельности

    Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

    1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
    2. Разработка и утверждение Положения о закупке.
    3. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
    4. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

    Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

    1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
    2. Порядок проведения процедур.
    3. Все, что касается сроков.
    4. Критерии оценки поставщиков.
    5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
    6. Порядок оплаты.
    7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

    Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

    Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:

    1. Оформление цифровой подписи.
    2. Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
    3. Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
    4. Составление положений о закупках.
    5. Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
    6. Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
    7. Предоставление документации всем задействованным сторонам.
    8. Проведение конкурса.
    9. Заключение контракта с победителем.

    На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?

    Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

    Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными. Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет. Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.

    Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

    Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.

    Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей.

    Образец документации на электронный аукцион по 233 ФЗ

    Сроки проведения

    Сроки проведения электронного аукциона не регламентированы по 223-ФЗ. Каждый заказчик указывает его в собственном Положении о закупке. Например, в «Транснефти» временные рамки по электронному аукциону составляют до 20 дней. На прием предложений от участников отводится не менее 15 дней с момента публикации извещения.

    Ст. 3.4 223-ФЗ содержит указание на сроки подачи заявок на участие в аукционе для субъектов малого бизнеса. При начальной цене контракта менее 30 млн. р. для подачи заявок отводится до 7 дней. При цене свыше 30 млн. р. допускается направлять предложения в течение 15 дней.

    Стоит учесть, что на подписание договора отводится не менее 10 дней (но не более 20 дней) с момента определения победителя и публикации итогового протокола в ЕИС.

    Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

    Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

    Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
    Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
    Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
    Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
    Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
    Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
    Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

    Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

    • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
    • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
    • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

    Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?

    Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент». Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

    Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

    Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

    • Аукцион.
    • Конкурс.
    • Запрос котировок.
    • Запрос предложений.

    В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок.

    Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение. Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан. Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.

    Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе. Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.

    Публикация сведений в ЕИС

    Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

    • планы закупки,
    • извещения о закупке,
    • документацию, в том числе проект договора,
    • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

    Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

    • связанных с государственной тайной;
    • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

    Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

    Закупочная документация по 233-ФЗ

    Документы состоят из четырех обязательных составляющих:

    1. План закупок по 223-ФЗ
    2. Положение о закупках
    3. Извещение
    4. Закупочная документация.

    Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?

    Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП.

    Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

    В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

    • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
    • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
    • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
    • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
    • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
    • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
    • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
    • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
    • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
    • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

    Открытый конкурс по 223-ФЗ

    Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

    Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

    Исключения

    Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

    • договор связан с государственной тайной;
    • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
    • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

    Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

    Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

    Федеральный закон № 223 ФЗ не устанавливает перечень случаев, когда торги признаются несостоявшимися.Заказчики сами определяют основания и прописывают их в положении о закупках. Наиболее распространены такие основания:

    • в ходе процедуры подана только одна заявка;
    • не подано заявок вообще;
    • все заявки не соответствуют условиям документации заказчика.

    Если открытый электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик издает и публикует протокол.

    Выход из реестра

    На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

    Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

    Положение о закупках

    Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

    По 223-ФЗ положение о закупках — это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

    • вид торгов;
    • как будут проводиться торги, сроки;
    • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
    • нужные для участия документы;
    • как будут отбираться заявки;
    • стоимость или формулу ее расчета;
    • порядок подписания договора и оплаты по нему;
    • ответственность участников;
    • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
    • способы урегулирования споров.

    После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

    Если в положение вносились изменения — его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

    Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

    Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

    Типовое положение о закупках

    ГУПы, МУПы, бюджетные и автономные организации используют типовое положение.

    Оно отличается наличием трех неизменных частей:

    • описание порядка, по которому будут проводиться процедуры;
    • сроки подписания контрактов;
    • способ проведения торгов и подробные условия.

    Извещение

    В нем предприятие-заказчик должен указать:

    • как будет проводиться закупка (способ);
    • подробные данные о заказчике, включая контакты, адрес сайта;
    • предмет договора с подробными требованиями к характеристикам, количеству и иным существенным условиям;
    • место, куда нужно поставить продукцию или выполнить работы;
    • начальную максимальную цену;
    • срок, в течение которого поставщики могут подавать заявки;
    • срок публикации закупочной документации;
    • порядок, по которому будет определяться победитель;
    • иные сведения — всё, что посчитает нужным и важным госзаказчик.

    Документация о закупке

    В ней подробно расшифровываются и детализируются данные из извещения и положения. В документации снова описываются характеристики, количество единиц предмета закупки, но уже с подробными требованиями к безопасности, упаковке, отгрузке.

    Заказчику необходимо указать, что должно содержаться в заявке и как ее оформлять, как участники должны указывать информацию о себе и своих товарах или услугах, как будут оцениваться и сопоставляться заявки.

    Также в документации описывается:

    • порядок и возможные способы оплаты товаров, либо услуг поставщика;
    • порядок оплаты сопутствующих расходов: на страхование, доставку, таможенную пошлину, налоги и др.;
    • правила субподряда;
    • порядок предоставления разъяснений;
    • все даты, включая сроки подведения результатов и изучения предложений.

    Если исполнитель не согласен с действиями или бездействием заказчика, ЭТП, уполномоченной комиссии, усматривает в них нарушение норм 223-ФЗ и/или своих прав — он вправе обжаловать их, обратившись в суд или в антимонопольную службу.

    Где искать закупки

    Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

    Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.

    5 причин проведения закупки не в электронной форме

    Существуют случаи, в которых ТРУ, внесенные в аукционный перечень по 223-ФЗ, могут закупаться не в электронной форме:

    1. Сделка заключается на сумму до 100 000 рублей.
    2. Информация о договоре или ТРУ по закону не может быть опубликована на официальном сайте.
    3. Закупка проводится для предотвращения или выхода из аварийной ситуации, обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций либо торги организованы в связи с необходимостью срочного медицинского вмешательства. В подобном случае заказчику нужно иметь на руках документ, подтверждающий наличие факторов, которые невозможно было предвидеть. В случае аварии рекомендуется составить акт, подтверждающий данный факт. Лучше, чтобы под документом были подписи сотрудников заказчика и незаинтересованных лиц. Если покупатель слишком часто сталкивается с непредвиденными ситуациями, контролеры могут усомниться в подлинности предоставляемых им актов.
    4. В извещении, документации о закупке или проекте договора содержится информация, имеющая отношение к гостайне.
    5. ТРУ может приобретаться у единственного исполнителя, согласно нормам Положения о закупке, утвержденным покупателем. Значит, у заказчика появляется возможность избежать торгов в электронном виде в соответствии с аукционным перечнем по 223-ФЗ, проведя закупку у единственного поставщика. Но для этого подобное право должно быть зафиксировано в Положении о закупке.

    Вообще, подобные действия покупателя являются злоупотреблением, поскольку не соответствуют целям и принципам законодательства о контрактной системе. Вероятно, вступление в силу поправок в закон 223-ФЗ приведет к тому, что такая практика окажется невозможной. По этой причине заказчикам стоит уже сейчас пользоваться электронным форматом закупочных процедур и привыкать работать на ЭТП.

    Есть ли подводные камни или какие-то риски?

    Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.

    9 этапов проведения электронного аукциона

    В положении о закупках прописываются этапы проведения электронного аукциона:

    1. Подготовка.

      Заказчик вносит информацию о мероприятии в план закупок и публикует его в ЕИС. Торги могут быть проведены только после того, как завершен этап планирования.

      Далее подготавливается вся необходимая документация и размещается в ЕИС. Кроме того, у покупателя есть право сформировать закупочную комиссию – именно она будет выбирать победителя аукциона.

      Если требуется внести корректировки в закупочный план, новый вариант обязательно размещается в ЕИС вместе с документом, содержащим список изменений.

    2. Размещение извещения и закупочной документации в ЕИС.

      В соответствии с требованиями закона, на публикацию измененной закупочной документации в ЕИС заказчику дается три дня. Если поправки внесены позже, чем за 15 дней до конца приема предложений от исполнителей, срок подачи заявок продлевается.

    3. Получение дозапросов по аукциону.

      Каждый участник аукциона имеет право направить организатору запрос, если ему непонятны какие-либо положения документации. По закону, у заказчика есть три рабочих дня на предоставление ответа, причем последний обязательно размещается в ЕИС. Также отметим, что направить дозапрос разрешается не позднее, чем за три дня до конца приема заявок.

    4. Прием предложений исполнителей.

      При проведении тендера в электронном формате заказчик избавляется от необходимости принимать и регистрировать заявки – эти задачи ложатся на плечи оператора ЭТП. Участник может подать всего одну заявку, также у него есть право отозвать либо скорректировать свое предложение до завершения срока проведения всего мероприятия. Для участия в электронных торгах продавцу придется заранее пройти аккредитацию на ЭТП и авторизоваться в личном кабинете. Во время аукциона, проходящего в несколько этапов, участники передают сразу две части заявок, но площадка дает доступ заказчику к ним по очереди.

    5. Рассмотрение заявок.

      В закупочной документации прописываются сроки для проведения данного этапа. В этот период комиссия проверяет, насколько заявки отвечают выставленным требованиям, после чего допускает до аукциона участников, работающих по 223-ФЗ и обязательному перечню, либо отказывает им.

      Во время аукциона НМЦК снижается на один шаг, который чаще всего устанавливается как процент от максимальной цены соглашения. Заявка может быть не допущена к участию в торгах, если превышена цена договора либо были предоставлены недостоверные сведения. Еще один повод для отказа – несоответствие участника требованиям закупки либо ситуация, когда исполнитель и заказчик могли уже работать ранее, но договор был разорван по решению суда или инициативе покупателя. Также предоставляемые ТРУ не всегда отвечают потребностям покупателя либо сведения об участнике находятся в РНП, либо исполнитель не предоставил обеспечение заявки.

    6. Оценка заявок.

      После проверки все предложения ранжируются в соответствии с ценой от самого выгодного до самого невыгодного.

    7. Торги.

      Прошедшие предварительный отбор заявки допускаются к торгам. Участникам присваиваются номера, после чего они анонимно делают ставки, снижая цену в пределах установленного шага. Во время одноэтапного аукциона побеждает участник, который согласился выполнить условия договора по самой выгодной цене.

    8. Объявление переторжки.

      Переторжка допускается только в тех случаях, когда в Положении о закупке предусмотрена подобная возможность. Данное мероприятие проводится сразу для всех участников, работающих согласно аукционному перечню по 223-ФЗ, или позволяет определить победителя среди двух поставщиков. Оговоримся, что организатор не может заставить исполнителей участвовать в переторжке.

    9. Подписание контракта.

      Когда победитель известен, в проект договора вписывается цена, после чего документ передается исполнителю. На заключение соглашения закон дает 20 дней со дня размещения протокола с результатами торгов в ЕИС.

      Если для проведения закупки необходимо разрешение ФАС, сроки подписания договора увеличиваются. Иногда победитель может уклоняться от подписания договора, в таком случае сведения о нем должны быть направлены в РНП.

      У покупателя есть право заключить соглашения сразу с рядом исполнителей при условии, что данная возможность оговорена в положении о закупке.

      Электронный аукцион по 223-ФЗ может быть отменен, но порядок данной процедуры также должен быть прописан в положении. Обычно мероприятие отменяется до завершения периода, отведенного на подачу исполнителями предложений. Хотя это можно сделать в любое время, если появились обстоятельства непреодолимой силы. Подготовленное решение об отмене электронного аукциона в тот же день размещается в ЕИС.

    Отмена электронного аукциона

    Заказчик может отменить конкурентную закупку по 223-ФЗ, включая аукцион. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру отмены электронного аукциона, как 44-ФЗ.

    Заказчик может отменить закупку до окончания приема заявок (данный срок указан в закупочной документации). Он вправе отменить как закупку одного лота, так и всю процедуру.

    Закупка может быть признана несостоявшейся, если на участие в аукционе не подали ни одной заявки либо участников не допустили до закупки.

    Таким образом, электронный аукцион представляет собой разновидность конкурентных закупок по 223-ФЗ. Это популярный способ закупки, который позволяет выбрать поставщика, предложившего самую низкую цену. Заказчик обязан провести закупку в электронном формате, если предмет закупки представлен в аукционном перечне по ПП №616 от 2012 года «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

    Аукцион проводится в соответствии с Положением о закупке, утвержденном заказчиком. Оно должно содержать определение аукциона, условия применения данной формы закупок, условие проведения аукциона в бумажной или электронной форме и пр. Обычно выбор процедуры закупки происходит по следующему алгоритму: первоначально необходимо оценить возможность закупки у единственного поставщика; проверить, есть ли товар в аукционном перечне; затем определить способ закупки.

    Итоги

    Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.
    Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.
    Источники

    • https://pravo.team/zakupki/223/elektronnui-auktsion.html
    • https://open-torg.ru/223-fz
    • https://goskontract.ru/tender/elektronnyy-auktsion-po-223-fz-po-novym-pravilam-poshagovaya-instruktsiya
    • https://zakonguru.com/goszakupki/223/uslovia-aukciona.html
    • https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-provesti-elektronnyy-auktsion-po-223-fz
    • https://Zakon44FZ.ru/articles/223fz
    • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/auktsionnyy-perechen-po-223-fz-v-2020/
    • https://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/
    • https://zen.yandex.ru/media/id/5b61c5aee9151400a9f492fa/zakupki-po-223fz-kak-prohodiat-i-kto-v-nih-mojet-uchastvovat-5e78d5f8dacda539a4a57d1b

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: