Энергетическая безопасность России, новая доктрина

Содержание
  1. Угрозы
  2. Доктрина энергетической безопасности
  3. Долгосрочная безопасность
  4. Нефть
  5. Натуральный газ
  6. Атомная энергия
  7. Возобновляемая энергия
  8. Политическая энергобезопасность
  9. В чем разница между вызовами, угрозами и рисками для энергобезопасности?
  10. Возможные последствия реализации угроз энергобезопасности России
  11. Основные положения
  12. Экономическая энергобезопасность
  13. Вызовы, которые могут, но не обязаны превратиться в угрозы
  14. С какими вызовами сталкивается российская энергетика?
  15. ДЭБ и национальные проекты
  16. Техногенная энергобезопасность
  17. Правовая основа
  18. Причина обновления директивы энергетической безопасности
  19. А какие риски усложняют ситуацию?
  20. Технический аспект энергобезопасности
  21. Атом детям не игрушка
  22. Меры по обеспечению безопасности в сфере энергетики
  23. Проблема энергобезопасности
  24. У властей есть план действий?
  25. Внешние угрозы энергетической безопасности России
  26. Прочие положения Доктрины

Угрозы

Современный мир полагается на огромные запасы энергии, питающие все, от транспорта до связи, систем безопасности и здравоохранения. Возможно, наиболее тревожно то, что пиковый эксперт по нефти Майкл Рупперт заявил, что на каждую калорию пищи, произведенной в промышленном мире, десять калорий энергии нефти и газа вкладываются в удобрения, пестициды, упаковку, транспорт и работающее сельскохозяйственное оборудование. Энергия играет важную роль в национальной безопасности любой страны в качестве топлива для двигателя экономики. Некоторые отрасли в большей степени зависят от энергии, чем другие; например, министерство обороны использует нефть для удовлетворения примерно 77% своих потребностей в энергии. Угрозы энергетической безопасности включают политическую нестабильность в нескольких странах-производителях энергии, манипуляции с поставками энергии, конкуренцию за источники энергии, атаки на инфраструктуру снабжения, а также аварии, стихийные бедствия, терроризм и зависимость от зарубежных стран в отношении нефти.

Поставки нефти из-за рубежа подвержены неестественным сбоям в результате внутригосударственного конфликта, интересов экспортеров и негосударственных субъектов, нацеленных на поставку и транспортировку нефтяных ресурсов. Политическая и экономическая нестабильность, вызванная войной или другими факторами, такими как забастовки, также может помешать нормальному функционированию энергетической отрасли в стране-поставщике. Например, национализация нефти в Венесуэле вызвала забастовки и протесты, в результате которых добыча нефти в Венесуэле еще не восстановилась. У экспортеров могут быть политические или экономические стимулы, чтобы ограничить свои зарубежные продажи или вызвать сбои в цепочке поставок. После национализации нефти Венесуэлой антиамериканский Уго Чавес неоднократно угрожал прекратить поставки в Соединенные Штаты. Нефтяное эмбарго 1973 года против Соединенных Штатов является историческим примером того, как поставки нефти в Соединенные Штаты были прекращены из-за поддержки США Израиля во время войны Судного дня . Это было сделано для оказания давления во время экономических переговоров, например, во время конфликта между Россией и Беларусью в 2007 году . Террористические атаки на нефтяные объекты, трубопроводы, танкеры, нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные месторождения настолько распространены, что их называют «отраслевыми рисками». Инфраструктура для добычи ресурса чрезвычайно уязвима для саботажа.

Возникли новые угрозы энергетической безопасности в виде обострения мировой конкуренции за энергоресурсы из-за ускорения темпов индустриализации в таких странах, как Индия и Китай , а также из-за усиления последствий изменения климата. Хотя по-прежнему вызывает беспокойство меньшинство, возможность роста цен в результате пика мировой добычи нефти также начинает привлекать внимание, по крайней мере, правительства Франции . Усиление конкуренции за энергоресурсы может также привести к заключению договоров о безопасности, которые позволят справедливое распределение нефти и газа между крупными державами. Однако это может произойти за счет менее развитых стран. « Группа пяти» , предшественница « Большой восьмерки» , впервые встретилась в 1975 году для координации экономической и энергетической политики после арабского нефтяного эмбарго 1973 года , роста инфляции и глобального экономического спада. Лидеры НАТО на встрече в Бухаресте, Румыния, в апреле 2008 года , могут обсудить возможность использования военного альянса «в качестве инструмента энергетической безопасности». Одна из возможностей – размещение войск в Кавказском регионе для охраны нефте- и газопроводов.

Доктрина энергетической безопасности

Официальная позиция по вопросам энергобезопасности России сформулирована в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента России 13 мая 2019 года. В доктрине выделяется ряд вызовов энергетической безопасности страны:
  • Внешнеэкономические вызовы: перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион, замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, усиление позиций потребителей, рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа, увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе;
  • Внешнеполитические вызовы: наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике»;
  • Внутренние вызовы: переход России к новой модели социально-экономического развития, предполагающей структурную трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, существенное повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности, а также ухудшение демографической ситуации в России;
  • Трансграничные вызовы: развитие и распространение прорывных технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределённой генерации электрической энергии, накопителей энергии, добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов, цифровых и интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных технологий.

Для обеспечения энергетической безопасности, доктриной предусмотрен ряд мер, таких как развитие конкуренции в топливно-энергетическом комплексе, защита энергообъектов от внешнего вмешательства, техническое перевооружение и модернизация объектов энергетики, импортозамещение в энергетике, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, повышение экологичности энергетики, развитие энергетики на основе возобновляемых источников энергии и распределённой генерации, развитие международного сотрудничества в области энергетики со странами СНГ, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, членами ОПЕК и др.

Долгосрочная безопасность

Долгосрочные меры по повышению энергетической безопасности сосредоточены на снижении зависимости от любого одного источника импортируемой энергии, увеличении числа поставщиков, использовании ископаемого топлива или возобновляемых источников энергии и сокращении общего спроса за счет мер по энергосбережению . Это также может включать в себя заключение международных соглашений в поддержку международных отношений по торговле энергией, таких как Договор к Энергетической хартии в Европе. Все опасения, связанные с угрозами безопасности источников нефти, долгосрочные меры безопасности помогут снизить будущие затраты на импорт и экспорт топлива в страны и из них, не беспокоясь о вреде, нанесенном перевозимым товарам.

Влияние нефтяного кризиса 1973 года и появление картеля ОПЕК стали особой вехой, побудившей некоторые страны повысить свою энергетическую безопасность. Япония, почти полностью зависящая от импортной нефти, неуклонно вводила использование природного газа ,ядерной энергии , систем высокоскоростногообщественного транспорта ипринимала меры поэнергосбережению .Великобритания начала эксплуатации вСеверном море нефти и газа, а также стала нетто – экспортером энергии в 2000 – е годы.

В других странах энергетическая безопасность исторически была менее приоритетной. США , например, продолжают увеличивать свою зависимость от импорта нефти , хотя, после повышения цен на нефть с 2003 года , развитие биотоплива было предложено в качестве средства решения этого.

Повышение энергетической безопасности также является одной из причин блокирования развития импорта природного газа в Швеции. Вместо этого предусматривается увеличение инвестиций в собственные технологии использования возобновляемых источников энергии и энергосбережение.

Нефть

Карта мировых запасов нефти по данным ОПЕК, 2013 г.

Нефть, также известная как «сырая нефть», стала ресурсом, наиболее используемым странами по всему миру, включая Россию, Китай (на самом деле Китай в основном зависит от угля (70,5% в 2010 г.)) и Соединенные Штаты Америки. Поскольку все нефтяные скважины расположены по всему миру, энергетическая безопасность стала главной проблемой для обеспечения сохранности добываемой нефти. На Ближнем Востоке нефтяные месторождения становятся основными объектами саботажа из-за того, насколько страны сильно зависят от нефти. Многие страны имеют стратегические запасы нефти в качестве буфера от экономических и политических последствий энергетического кризиса . К примеру, у всех 28 членов Международного энергетического агентства есть минимум 90 дней импорта нефти.

Ценность таких резервов была продемонстрирована относительным отсутствием сбоев, вызванных российско-белорусским энергетическим спором 2007 года , когда Россия косвенно сократила экспорт в несколько стран Европейского Союза.

Натуральный газ

По сравнению с нефтью зависимость от импортируемого природного газа создает значительные краткосрочные уязвимости. Яркие тому примеры – газовые конфликты между Украиной и Россией 2006 и 2009 годов. Поставки во многие европейские страны сразу же упали, когда поставки российского газа были прекращены во время газового спора между Россией и Украиной в 2006 году.

Природный газ был жизнеспособным источником энергии в мире. Природный газ, состоящий в основном из метана , производится двумя способами: биогенным и термогенным. Биогенный газ поступает из метаногенных организмов , расположенных в болотах и свалках, в то время как термогенный газ поступает из анаэробного распада из органического вещества глубоко под поверхностью Земли.

Одна из самых больших проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются поставщики природного газа, – это способность его хранить и транспортировать. Из-за его низкой плотности в Северной Америке сложно построить достаточно трубопроводов для транспортировки природного газа в количестве, удовлетворяющем спрос. Эти трубопроводы почти достигают своей мощности, и даже при полной загрузке они не производят необходимого количества газа.

В Европейском союзе безопасность газоснабжения защищена Постановлением 2017/1938 от 25 октября 2017 года, которое касается «мер по обеспечению безопасности газоснабжения» и заменило предыдущее постановление 994/2010 по тому же вопросу. Политика ЕС опирается на ряд региональных группировок, сеть общих оценок рисков газовой безопасности и «механизм солидарности», который будет задействован в случае значительного кризиса поставок газа.

Атомная энергия

Источники урана доставлены утилиты ЕС в 2007 году, из годового отчета 2007 в Еврате агентство снабжения

Уран для ядерной энергетики будет добывается и обогащается в различных странах и «стабильный». К ним относятся Канада (23% от общемирового показателя в 2007 году), Австралия (21%), Казахстан (16%) и более 10 других стран. Уран добывается, а топливо производится значительно раньше, чем потребуется. Некоторые считают, что ядерное топливо является относительно надежным источником энергии, поскольку оно более распространено в земной коре, чем олово, ртуть или серебро, хотя споры о сроках пика урана все же существуют.

Атомная энергия снижает выбросы углерода . Хотя ядерная энергия является очень жизнеспособным ресурсом, она вызывает споры из-за связанных с ней рисков. Еще одним фактором в споре с ядерной энергетикой является то, что многие люди или компании просто не хотят, чтобы рядом с ними находились атомные электростанции или радиоактивные отходы.

В настоящее время ядерная энергия обеспечивает 13% всей электроэнергии в мире. Наиболее заметное использование ядерной энергии в Соединенных Штатах – это авианосцы и подводные лодки ВМС США, которые в течение нескольких десятилетий были исключительно ядерными. Корабли этих классов составляют основу мощи ВМФ и, как таковые, являются самым заметным применением ядерной энергии в Соединенных Штатах.

Возобновляемая энергия

По мере того, как ресурсы, которые до сих пор так важны для выживания в мире, начнут сокращаться в количестве, страны начнут осознавать, что потребность в возобновляемых источниках топлива будет как никогда острой. С производством новых видов энергии, включая солнечную, геотермальную, гидроэлектрическую, биотопливную и ветровую. С таким количеством солнечной энергии, которое поражает мир за один час, энергии достаточно, чтобы обеспечить мир энергией на один год. С добавлением солнечных панелей по всему миру немного меньше давление снимается с необходимости производить больше нефти.

Геотермальная энергия потенциально может привести к другим источникам топлива, если компании будут брать тепло из внутреннего ядра Земли для нагрева источников воды, мы могли бы по существу использовать пар, образующийся из нагретой воды, для питания машин, этот вариант является одним из самых чистых. и эффективные варианты. Гидроэлектростанция, которая была встроена во многие плотины по всему миру, производит много энергии, и ее очень легко производить, поскольку плотины контролируют воду, которая попадает через швы, которые приводят в действие турбины, расположенные внутри плотины. Биотопливо было исследовано с использованием множества различных источников, включая этанол и водоросли, эти варианты значительно чище, чем потребление нефти. «Большинство результатов анализа жизненного цикла многолетних и лигно-целлюлозных культур показывают, что биотопливо может дополнять антропогенные потребности в энергии и снижать выбросы парниковых газов в атмосферу». Использование нефти в качестве топлива для транспортировки является основным источником парниковых газов, любое из этих событий может заменить энергию, которую мы получаем из нефти. Традиционные экспортеры ископаемого топлива (например, Россия) борются за диверсификацию от нефти и развитие возобновляемых источников энергии.

Политическая энергобезопасность

Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.

В чем разница между вызовами, угрозами и рисками для энергобезопасности?

Доктрина объясняет:

  • вызовы создают новые стимулы для развития мировой и российской энергетики и экономики;
  • угрозы, соответственно, наносят им ущерб;
  • а риски создают ситуации, когда вызовы могут перерасти в угрозы, то есть означают негативное влияние на состояние энергобезопасности.

Возможные последствия реализации угроз энергобезопасности России

В случае если угрозы энергетической безопасности реализуются, то это может привести к следующим плачевным последствиям:

  • ухудшение жизни населения и причинение вреда здоровью граждан;
  • нарушение деятельности организаций, функционирующих в различных отраслях экономики России, в том числе и компаний ТЭК;
  • рост затрат на поиск альтернативных вариантов топливо- и энергоснабжения, а также создание резервов этих ресурсов;
  • повышение стоимости продуктов и услуг в сфере энергетики
  • ухудшение финансового положения энергетических организаций или же вовсе их уход с рынка;
  • сокращение масштабов инвестиционной деятельности в сфере энергетики;
  • снижение налоговых, таможенных и других поступлений в казну государства;
  • необходимость в выделении из бюджета России дополнительных средств для устранения последствий реализации угроз энергобезопасности.

Основные положения

В документе подробно описываются вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также её организационные основы. При этом чётко указываются новые вызовы, связанные с осложнением международной обстановки: «Полномасштабному участию РФ в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении РФ, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей её топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием РФ». Особо отмечается такой существенный фактор, как ограничение доступа российских организаций сферы ТЭК к современным технологиям и оборудованию, а также к привлечению финансирования. В связи с этим в документе подчеркивается, что на ведущее место среди задач по технологической независимости российского ТЭК вышло импортозамещение, в частности — локализация производства иностранного оборудования или создание его отечественных аналогов, и развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ).

Среди прочих внешних вызовов доктрина называет перемещение центра мирового роста в Азиатско-Тихоокеанский регион; замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры; увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров; изменение международного регулирования в сфере энергетики, усиление позиций потребителей; рост производства СПГ, формирование глобального рынка природного газа; увеличение доли возобновляемых источников энергии.

Как особый вызов выделяется наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике»: Россия “считает недопустимым рассмотрение этих вопросов «с предвзятой точки зрения, ущемление интересов государств-производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование таких аспектов устойчивого развития, как обеспечение всеобщего доступа к энергии и развитие чистых углеводородных энергетических технологий».

Что касается внутренних вызовов и угроз, то здесь на первых местах названы чрезмерная финансовая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в результате увеличения размеров налоговых и таможенных платежей, нерациональное потребление ресурсов, необоснованная монополизация и неравные условия конкуренции.

В августе 2019 года под председательством главы Минэнерго Александра Новака прошло установочное заседание рабочей группы по актуализации проекта Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Как отмечалось на заседании, работа по актуализации документа ведется министерством по поручениям президента и правительства РФ с учетом ряда принятых верхнеуровневых документов стратегического планирования, в том числе, Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации

Экономическая энергобезопасность

В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.

Вызовы, которые могут, но не обязаны превратиться в угрозы

Список внешнеэкономических вызовов, зафиксированный в ДЭБ, краток, но емок:

  • Перемещение центра экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР);
  • Замедление мирового спроса на энергоресурсы, в том числе в связи с замещением нефтепродуктов другими энергоресурсами;
  • Увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, появление новых его экспортеров, усиление позиций потребителей;
  • Рост производства СПГ, формирование его глобального рынка;
  • Увеличение доли ВИЭ в мировом энергетическом балансе.

С какими вызовами сталкивается российская энергетика?

Так, к внешним относятся:

  • смещение центра мирового экономического роста в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
  • снижение мирового спроса на энергоресурсы;
  • усиление конкуренции между экспортерами;
  • изменение международного законодательства;

Здесь, кстати, может подразумеваться недавно принятая Газовая директива ЕС, которая ужесточает требования к строящемуся газопроводу “Северный поток — 2”.

  • рост производства сжиженного природного газа (СПГ), увеличение его доли на мировом рынке и возрастающий интерес к возобновляемым источникам энергии.

Что касается СПГ, стоит отметить, что именно его США предлагают европейскому рынку вместо российского газа, надеясь вытеснить страну из региона.

Также Россия поддерживает международные усилия и готова сотрудничать в выполнении экологических программ для перехода к “зеленой экономике”, но только не в ущерб интересам государств — производителей энергоресурсов. Страна считает недопустимым “рассмотрение вопросов изменения климата и охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения”.

Изнутри же развитие энергетики стимулируют трансформация экономики, модернизация производства и демографические особенности, а именно увеличение числа людей старшего поколения, уменьшение трудоспособного населения и миграция

ДЭБ и национальные проекты

То, что утверждение ДЭБ не случайно состоялось только после того, как правительство разработало и приняло паспорта национальных проектов (декабрь 2018 года) становится очевидно, когда выясняется, что внутренними вызовами энергетической безопасности до 2035 года определены всего два — чрезвычайно короткий перечень.

В майском 2018 года президентском указе для достижения национальных целей правительству было поручено немедленно приступить к разработке стратегии пространственного развития России и, в отличие от недоброй традиции, это поручение было выполнено – указанная стратегия была разработана и принята правительством 14 февраля 2019 года, то есть за три месяца до утверждения ДЭБ. Следовательно, пункт 15а Доктрины энергетической безопасности не возник из «ниоткуда», а стал финальной частью стратегических законодательных актов, принятых в течение последнего времени – указа о национальных целях и задачах и стратегии пространственного развития России. ДЭБ фиксирует, что новая модель социально-экономического развития России сформулирована логически непротиворечиво: для того, чтобы добиться выполнения национальных целей, появился такой инструмент, как стратегия пространственного развития, и вот теперь энергетическая отрасль России получила новый вызов – необходимость обеспечения базы, фундамента для того, чтобы была реализована эта стратегия, чтобы национальные цели стали достижимы. Вызов более, чем серьезный – за все время, минувшее после 1991 года, перед нашей энергетикой не ставилось более серьезной, более масштабной задачи.

В свою очередь, пункт 15б доктрины подчеркивает – эту задачу нашему энергетическому сектору, нашей промышленности предстоит решать при той демографической ситуации, которая у нас на данный момент сложилась. Среди списка национальных проектов пять – проекты, связанные как раз с необходимостью решения демографической проблемы в срок до конца 2024 года, но исполнительным органам власти, ответственным за реализацию ДЭБ, к работе нужно приступать немедленно, то есть в условиях, имеющихся на сегодняшний день. Условия эти очень сложны, в ДЭБ это подчеркнуто при перечислении внутренних рисков энергетической безопасности, к которым отнесены: несогласованное развитие отраслей ТЭК при отсутствии долгосрочной определенности относительно спроса на продукцию и услуги организаций ТЭК в субъектах России, высокий уровень износа основных производственных фондов предприятий ТЭК при недостаточном темпе их обновления и недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций ТЭК в квалифицированных кадрах. Устранить эти риски будет очень не просто – предстоит не только выполнить стратегию пространственного развития, для чего вполне может потребоваться планомерное строительство новых теплоэлектростанций, при одновременном ускорении обновления оборудования электростанций действующих.

Любая ТЭЦ и ТЭС, АЭС и ГЭС требует создания и надежного функционирования серьезной инфраструктуры, в том числе и логистической, что невозможно без наличия квалифицированных кадров. Следовательно, занимавшемуся их подготовкой в режиме «спустя рукава» министерству образования предстоит перейти практически в мобилизационное состояние. Квалифицированные кадры для такой стратегической отрасли, как энергетика – это действительно вопрос нашей национальной безопасности. Если теоретически еще можно представить, что на добычных проектах ТЭКа могут быть задействованы иностранные специалисты, то на наиболее ответственных участках, таких как подготовка к транспортировке и сама транспортировка по магистральным трубопроводам углеводородных ресурсов, переработка нефти и газа на заводах, обеспечение функционирования тепловых и электрических станций доверена может быть только подготовленным в наших учебных заведениях гражданам России. А это, в свою очередь, вызывает целую цепочку действий, которые становятся все более необходимы – работа в организациях ТЭК, на тепло- и электростанциях должна стать востребованной у нашей молодежи, престиж этих специальностей должен стать намного выше, чем в настоящее время. И это уже не традиционное для Геоэнергетики пожелание, в пристрастности которой поводов для сомнения нет – это необходимость, задаваемая доктриной энергетической безопасности России. Текст доктрины – подчеркнем еще раз – краткий, но чрезвычайно емкий. Доктрина касается отнюдь не только «профильного» министерства – энергетическая безопасность России зависит и от министерства обороны, и от уровня развития энергетического машиностроения, от состояния научной, конструкторской и инженерной отечественной школы, то есть от министерств промышленности, образования, высшего образования и науки, от министерства транспорта, без работы которого реализация стратегии пространственного развития России просто невозможна.

Техногенная энергобезопасность

Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок». «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии». Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.

Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».

Правовая основа

Как отмечается в преамбуле документа, правовую основу доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Доктрина конкретизирует и развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности.

Причина обновления директивы энергетической безопасности

Вот с учетом этого все становится очевидно: исполнителем задач, сформулированных ДЭБ будут правительство, власти субъектов, предприятия ТЭК, а мониторинг и оценка результатов их работы доверены только и исключительно Совету Безопасности, который подотчетен президенту России. Вот так выглядит та самая вертикаль власти, которую часто вспоминают, но не рассказывают, как она выглядит. Утверждая ДЭБ, Владимир Путин поставил перед правительством как высшим исполнительным органом крайне высокую планку, ничего подобного ранее не было.

Помимо вызовов, рисков и угроз, перечисленных в ДЭБ, правительству России предстояло учесть еще и новую концепцию национальной безопасности США. Уже тогда настал момент, когда правительство России должно было воспринять слова, сказанные Путиным чуть позже: «Либеральная доктрина изжила себя». Но анализ Энергетической стратегии (ЭС) – безусловно, тема для отдельной статьи. Основное положение ДЭБ при разработке можно сформулировать коротко: противостоять внешним угрозам и рискам предстоит в первую очередь за счет развития внутреннего рынка. Это не только необходимость увеличения потребления СПГ как способа решить часть проблемы газификации России, но и снижение доли в экспорте и в соответствующей доходной части государственного бюджета непереработанных энергетических ресурсов, при этом должна быть предотвращена конкуренция между российскими поставщиками на внешних рынках.

А какие риски усложняют ситуацию?

К внешним рискам относятся медленная реакция российских компаний на тенденции в мировой экономике, их неверные инвестиционные решения, неподготовленность к санкциям и другим военно-политическим угрозам.

Внутренними рисками документ назвал чрезмерную финансовую нагрузку на предприятия, неэффективные меры по их поддержке, высокий износ производства, чрезмерные экологические требования, неравную конкуренцию, нерациональное потребление, медленную реакцию системы образования на новые потребности рынка и др.

Технический аспект энергобезопасности

«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур». Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.

Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».

Атом детям не игрушка

И, пожалуй, последнее. В тексте ДЭБ слова «атомная энергия» встречается два раза.Россия входит в число лидеров по уровню развития технологий в атомной энергетике, в которой указано, что одной из задач правительства является обеспечение безопасности при использовании атомной энергии. Весь остальной текст ДЭБ посвящен ТЭК, топливно-энергетическому комплексу, в который, согласно ДЭБ, входят нефтяная, газовая, угольная и торфяная отрасли, электроэнергетика и теплоснабжение.

Меры по обеспечению безопасности в сфере энергетики

В рамках Доктрины также были намечены основные направления деятельности для обеспечения в стране энергетической безопасности. К основным из них можно отнести (п. 24 раздела III):

  • повышение эффективности государственной политики в области энергетики;
  • предоставление всесторонней поддержки материальной базы ТЭК, а также производственным мощностям предприятий, работающих в данной отрасли;
  • совершенствование территориального размещения объектов ТЭК
  • обеспечение правовой защиты российских энергетических компаний на международной арене, а также поддержка экспорта продуктов и услуг, производимых в данной отрасли;
  • обеспечение независимости организаций ТЭК в технологическом плане.

Проблема энергобезопасности

В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.

Возможностей для обеспечения энергобезопасности у развитых стран не так много. «Потенциал энергосбережения в рамках базовых технологий в основном был реализован уже к концу 80-х годов».США, например, планирует вернуться к старым месторождениям нефти, а также начать разработку новых, расположенных в Арктическом Национальном Заповеднике или на отдалённых шельфах, что грозит неоправданно высокими издержками.

В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Особенно мало данных об арабских странах, в связи с тем, что они долгое время завышали количество имеющихся у них ресурсов с целью увеличения квоты добычи и экспорта. «По некоторым оценкам, речь может идти о двукратном превышении реально имеющихся запасов». Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти (пик М. Хабберта). Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. «Для мировой нефтяной отрасли он прогнозируется либо в начале второго десятилетия XXI века, либо к середине 2030-х годов». Более важная проблема, чем ограниченность ресурсов, — это незнание их запасов. Страны-поставщики стараются удержать государственный контроль над национальными ресурсами. Но зачастую такая стратегия неэффективна. Впрочем, попытки стран-импортёров решить проблему энергобезопасности своими силами также обречена на неудачу. Одна из главных особенностей проблемы глобальной энергобезопасности заключается в том, что односторонние действия государств не приводят к положительным результатам и требуются совместные усилия всех заинтересованных в решении данной проблемы сторон.

И. И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергетической безопасности — «Энергия будущего», в рамках которой выделяются следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологически чистых технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование возобновляемых источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений.

У властей есть план действий?

Доктрина определяет основные направления работы по обеспечению энергетической безопасности России:

  • совершенствование госуправления за счет стабильной налоговой политики, долгосрочного и сбалансированного регулирования тарифов, развития здоровой конкуренции на рынке, предотвращения преступлений против российских компаний и обеспечения безопасных условий труда;
  • поддержание запасов топлива и энергоресурсов на нужном уровне, развитие источников энергоснабжения и уменьшение негативного экологического воздействия;
  • развитие внутреннего рынка СПГ, а также инфраструктуры и объектов ТЭК в Восточной Сибири, в Арктике, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе, в Крыму и Калининградской области;
  • реализация отечественного научно-технического потенциала и помощь в развитии энергомашиностроения, приборостроения и электротехнической промышленности;
  • противодействие санкциям и усиление партнерства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества независимых государств (СНГ), углубление связей со странами БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также в рамках Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) и ОПЕК.

Внешние угрозы энергетической безопасности России

Сокращение традиционных для России внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на рынки, новые для наших энергетических компаний. Использование иностранными государствами международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) России, изменение международного нормативно-правового регулирования с той же целью.

В последнее время на горизонте возник еще один призрак очередной угрозы – в Европе началась и все активнее ведется определенными кругами работа по началу борьбы с любыми товарами, имеющими «углеродный след». При производстве железного ящика использовали электроэнергию, произведенную на газовой электростанции? Повышаем ввозную пошлину. При выплавке железа был использован коксующийся уголь? Еще раз повысим пошлину. Эти железные ящики доставили на грузовом автомобиле, который в качестве моторного топлива использовал солярку? Еще раз повысим пошлину. Было бы смешно, если бы не было очевидно, что и вот такой, совсем уж откровенный маразм стараниями бюрократов Еврокомиссии может быть внедрен в законодательство ЕС. Разумеется, ни о какой защите от «глобального потепления» речи не идет – Евросоюзу нужны заградительные пошлины как один из способов вернуть в свои страны реальное производство, но прикрывать это будут вот такой «природоохранной демагогией».

И, конечно, кроме внешних экономических и политических угроз, ДЭБ не обходит стороной еще и внешние военно-политические угрозы, их сбрасывать со счетов невозможно. Это ведь не только потенциально возможное резкое обострение военно-политической обстановки, которое может создать условия для применения военной силы по отношению к России, но еще и «Возникновение и эскалация на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, или в других регионах мира вооруженных конфликтов, угрожающих добыче, транспортировке или потреблению российских энергоресурсов».

Прочие положения Доктрины

Согласно п. 30 раздела IV Доктрины, меры по обеспечению энергетической безопасности должны проводиться:

  • в мирное время
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • в период мобилизации
  • во время войны.
Более детальное описание и раскрытие положений Доктрины, а также мер по обеспечению энергобезопасности России осуществляется в рамках Энергетической стратегии РФ. Это основной документ стратегического планирования в энергетической отрасли.

Источники

  • https://ru.qaz.wiki/wiki/Energy_security
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • https://tass.ru/ekonomika/6427822
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/energeticheskay-bezopasnost.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
  • https://www.putin-today.ru/archives/100470
  • http://geoenergetics.ru/2020/05/22/energeticheskaya-doktrina-rossii-novogo-vremeni/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: