Естественная монополия – что такое, причины и их роль в экономике

Содержание
  1. Суть естественной монополии
  2. В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?
  3. Причины образования монополии и характерные особенности
  4. Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
  5. Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?
  6. Примеры естественных монополий в России
  7. Монополия как форма рыночного доминирования
  8. Классические способы монопольного захвата рынка
  9. Способы монополизации рынка
  10. Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий
  11. Субсидирование монополий
  12. Правовой статус субъектов естественной монополии
  13. Отличия естественной монополии от искусственной
  14. Реестры монополий
  15. Роль естественных монополий в государственной экономике
  16. Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ
  17. Что относится к естественным монополиям
  18. Кто регулирует естественные монополии
  19. Ответственность естественных монополий
  20. Процедура банкротства естественной монополии
  21. Методы регулирования деятельности монополий
  22. Перечень и реестр: соотношение понятий
  23. Что такое монополия государства
  24. Ценовое регулирование естественных монополий

Суть естественной монополии

Понятие «монополия» в переводе с греческого языка означает «один продаю». При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна компания, являющаяся большим капиталистическим предприятием, которое контролирует производство и сбыт продукции. Производится уникальный продукт, не имеющий аналогов, и закрыто вхождение новых компаний на рынок.

Естественной называется разновидность монополии, которая занимает на рынке привилегированное положение из-за особенностей технологии производства: эксклюзивно владеет ресурсами, имеет исключительную материально-техническую базу или крайне высокую стоимость. Как правило, естественные монополии являются компаниями, управляющими трудоёмкими инфраструктурами, создать которые другие фирмы технически не в состоянии или это считается экономически неоправданным.

Естественными монополиями являются такие сферы коммунального хозяйства как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Другим ярким примером служат железные дороги РФ. Создание альтернативной системы железнодорожного сообщения в государстве невозможно, поэтому РЖД монополист в области железнодорожных перевозок. Но у пассажиров есть возможность выбора аналогов: можно выбрать не только поезд, но и самолет или автомобиль. Поэтому РЖД не монополист на рынке транспортных перевозок, но остаётся монополией в сфере железнодорожного транспорта.

Естественная монополия образуется в том случае, когда деятельность приносит доход в долгосрочной перспективе при обслуживании всего рынка. Чаще всего требуются большие затраты на начальном этапе. В этом случае предприятия объединяет единая сбытовая организация.

В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?

Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.

Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.

Естественная монополия практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.

Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.

Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике

Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:

  • Уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).
  • Отсутствие альтернативных источников сырья для производства.
  • Барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке.

Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?

Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:

  • железнодорожные перевозки;
  • сырьевой сектор;
  • производство электрической энергии;
  • атомная промышленность
  • ВПК;
  • авиастроение.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.

Примеры естественных монополий в России

Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию.

Классические способы монопольного захвата рынка

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Способы монополизации рынка

Чтобы занять доминирующее положение на рынке, компания может воспользоваться несколькими способами:

  • произвести новый уникальный продукт, аналоги которого пока не могут освоить конкуренты. Подобная ситуация обычно бывает временной. Отсутствие конкуренции обусловливает технологический отрыв, который конкуренты стараются быстро преодолеть;
  • достигается высочайшая эффективность производства, позволяющая предлагать продукцию по минимальной стоимости;
  • создаются конгломераты и концерны. Крупные производители объединяют ресурсы и создают такую ситуацию на рынке, когда они имеют возможность диктовать условия конкурентам послабее. Типичный приём, способствующий достижению этой цели – одновременное владение несколькими значительными потребительскими секторами (например, производство автомобилей или железнодорожные перевозки);
  • сформировать картели. При этом несколько монополистов договариваются между собой по поводу ценовой политики. Регулирующие органы практически всех государств ведут активную борьбу с таким сговором, который ограничивает свободу торговли;
  • некоторым субъектам хозяйствования власти предоставляют исключительные права. Отличительная черта административной монополии заключаются в действиях государства, направленных на ограничение конкуренции и подчинение властным структурам (например, министерству, управлению, главку и т. д.).

Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий

Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.

ФСТ осуществляет такие функции, как:

  • установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
  • контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.

ФАС осуществляет такие функции, как:

  • разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
  • контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
  • содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.

Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.

Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:

  • формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
  • определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
  • контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
  • реализация законотворческой инициативы;
  • взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.

Субсидирование монополий

Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию – по расценкам ниже себестоимости.

Правовой статус субъектов естественной монополии

К субъектам естественной монополии относятся предприятия, к которым применяются методы государственного регулирования. Все они без исключения занесены в реестр Государственной Антимонопольной Службы.

Информация о субъектах, занимающих монопольное положение, доступна на официальной странице ФАС. Для удобства поиска существует деление по признаку области деятельности на пять групп (связь, водоснабжение и водоотведение, захоронение радиоактивных отходов, энергетический комплекс и транспорт).

Сферы деятельности и обязанности субъектов естественных монополий установлены Федеральным законом 147-ФЗ («О естественных монополиях») от 17 августа 1995 года в последней редакции. Этот же акт дает четкое определение участников монопольного рынка.

Помимо 147-ФЗ, правовое положение субъектов естественных монополий регламентируется другими законодательными актами Российской Федерации: Федеральными законами «О газоснабжении», «О железнодорожном транспорте», «О почте», «Об электроэнергетике» и «О госрегулировании тарифов на тепловую и электроэнергию».

Отличия естественной монополии от искусственной

Основой свободных рыночных отношений является конкуренция, поэтому государство стоит на её защите. Однако, существуют товары или услуги, которые обладают специфическими характеристиками. Главная их черта – жизненная важность для государственной экономики.

Естественная монополия – ситуация на рынке, когда конкуренция негативно влияет на макроэкономические показатели государства, является стратегически опасной или технологически невозможной.

Естественные монополии обладают следующими признаками:

  1. Чрезвычайно высокой стоимостью входа в бизнес. Затраты на начальном этапе деятельности настолько огромны, что обычно только государство может их понести.
  2. Постоянные составляющие издержек тоже слишком масштабны.
  3. Неэластичным спросом на продукт, предназначенный удовлетворить первоочередные потребности и который население будет покупать по любой цене.
  4. Отсутствием альтернативы продукту. Другими словами, товар или услуга уникальны, и их нельзя ничем заменить.

Реестры монополий

Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.

Закон о субъектах естественных монополий определяет ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.
Вид естественной монополии Комментарий
Транспортировка газа и нефти Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока
Железнодорожный транспорт Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации — РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством
Транспортные терминалы Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку
Транспортировка электроэнергии Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками
Теплоснабжение Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией
Коммунальная сеть и водоснабжение Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня). Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения
Почтовые услуги ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей

Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.

Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.

Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.

Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.

Так, соответствующие госструктуры могут:

  • направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
  • штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
  • привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
  • направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Что относится к естественным монополиям

Далее рассмотрим, что относится к естественным монополиям и в чём их суть. Естественная прерогатива возникает, когда одна компания поставляет на весь рынок определенный продукт или услугу без какой-либо конкуренции из-за больших барьеров для входа.

Другими словами, одна компания контролирует рынок из-за уникального продукта, производства или рыночных условий. Это происходит естественно, без сговора или нечестной игры. Советуем узнать об основных правилах ведения бизнеса в России, чтобы лучше разобраться в данной теме. Естественный монополист менее обеспокоен новыми участниками рынка, которые могут подорвать его власть. Компании, которые рассматривают возможность выхода на рынок, знают, что они не смогут конкурировать при низких затратах.

Обычно естественные монополии действуют в отраслях, где для работы требуются передовые технологии и / или сырье. Хотя естественные прерогативы сталкиваются с высокими фиксированными производственными затратами, средние затраты снижаются до такой степени, что кривая спроса пересекает кривую средних затрат. Типичными примерами являются компании, занимающиеся производством и распределением энергии, распределением воды, общественным транспортом, телекоммуникациями и почтой.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве»). Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).

Методы регулирования деятельности монополий

Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:

  • ценовое регулирование;
  • субсидирование;
  • определение целевых групп потребителей.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • ИНН;
  • номер телефона;
  • № и дата приказа о включении в реестр;
  • статистические коды;
  • о результатах деятельности;
  • сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
  • данные об информационных источниках.

Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.

Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Что такое монополия государства

Теперь обратим внимание и расскажем о том, что такое монополия государства и на что она распространяется. В экономике, она является одной из форм монополии, в которой правительство или государственная корпорация является единственным поставщиком определенного товара или услуг и конкуренция запрещена законом.

Правительственной монополией может управлять любой уровень – федеральный, региональный, местный. Она направлена реализацию товаров массового потребления. В большинстве своём государственная прерогатива распространяется на: СМИ, образование, алкогольную продукцию, табак, банковское дело и т.д.

В скандинавских странах некоторые товары, которые считаются «вредными», распространяются через государственную прерогативу. Например, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции государственные компании имеют привилегии на продажу алкогольных напитков. Казино и другие игорные заведения также могут быть монополизированы.

Ценовое регулирование естественных монополий

Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.

Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?

Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:

  • установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
  • утверждения предельной величины цен;
  • установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.

При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:

  • определение предельных издержек;
  • исчисление средних издержек.

В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предельными издержками предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.

Источники

  • https://VFinansah.com/other/estestvennaya-monopoliya
  • https://FB.ru/article/257441/subyektyi-estestvennyih-monopoliy—eto-reestr-subyektov-estestvennyih-monopoliy
  • https://Delen.ru/biznes-slovar/estestvennye-monopolii.html
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kto-otnositsya-k-estestvennym-monopoliyam-v-goszakupkakh
  • https://zen.yandex.ru/media/propromotion/monopoliia-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-5da07969f557d000ae05a957

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: