Федереальный закон О Правах Коренных Малочисленных Народов РФ N 82-ФЗ

Федеральный закон О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации N 82-ФЗ от 30.04.1999

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее – малочисленные народы) – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее – уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы. (В редакции Федерального закона от 06.02.2020 № 11-ФЗ)

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, высшее должностное лицо Республики Дагестан (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан) с учетом положений абзаца первого настоящего пункта определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.02.2020 № 11-ФЗ)

2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее – традиционный образ жизни) – исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

3) исконная среда обитания малочисленных народов – исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;

4) общины и иные формы общественного самоуправления (далее – общины малочисленных народов) – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

5) уполномоченные представители малочисленных народов – физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют интересы этих народов;

6) этнологическая экспертиза – научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов

Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами. (В редакции федеральных законов от 05.04.2009 № 40-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления. (В редакции федеральных законов от 05.04.2009 № 40-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностных лиц.

3. Положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

Статья 4.

(Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(Наименование в редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

1. Федеральные органы государственной власти в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право: (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 05.04.2009 № 40-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

1) принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

К разработке и экспертизе проектов указанных федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации могут привлекаться уполномоченные представители малочисленных народов;

2) принимать федеральные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, развития, сохранения и возрождения их языков, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, использования и охраны земель и других природных ресурсов. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Осуществление указанных программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

К реализации указанных программ могут привлекаться органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых средств, а также уполномоченные представители малочисленных народов;

3) оказывать малочисленным народам в установленном Правительством Российской Федерации порядке целевую поддержку за счет средств федерального бюджета, направленную на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, осуществлять контроль за использованием указанных средств; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4) устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

5) устанавливать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными представителями малочисленных народов ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

6) решать вопросы возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности;

7) устанавливать ответственность органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов;

8) обеспечивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам о малочисленных народах законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

9) совершенствовать законодательство Российской Федерации о мерах по недопущению действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленных на насильственную ассимиляцию, геноцид и этноцид малочисленных народов, экоцид их исконной среды обитания;

10) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

11) проводить единую политику в области разработки и реализации федеральных и региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценки природных ресурсов, ведения землеустройства и мониторинга указанных земель; (В редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

12) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 26.06.2007 № 118-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов утверждает: (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;

2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

3) порядок возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами; (Пункт введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 234-ФЗ)

4) программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации. (Пункт введен – Федеральный закон от 13.07.2020 № 194-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(Наименование в редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право: (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

1) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2) участвовать в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и принимать региональные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов;

3) в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

4) участвовать в регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами органов местного самоуправления по выделению средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

5) регулировать порядок передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам;

6) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

7) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 26.06.2007 № 118-ФЗ)

8) создавать на общественных началах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

9) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

10) наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

11) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

12) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(Наименование в редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе:

1) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

3) осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов; (В редакции Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ)

4) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

5) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

6) устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; (Пункт введен – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ)

7) создавать на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов. (Пункт введен – Федеральный закон от 13.07.2015 № 256-ФЗ)

Статья 71. Учет лиц, относящихся к малочисленным народам

1. Уполномоченный орган осуществляет учет лиц, относящихся к малочисленным народам, и формирует список лиц, относящихся к малочисленным народам (далее – список).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к малочисленным народам, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и не вправе требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности.

2. Порядок ведения списка, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с ведением списка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с уполномоченным органом определяется Правительством Российской Федерации.

3. Учет лиц, относящихся к малочисленным народам, осуществляется на основе сведений, представляемых лицами, относящимися к малочисленным народам (далее – заявители), общинами малочисленных народов, а также федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. В список вносятся следующие сведения о лицах, относящихся к малочисленным народам:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата и место рождения;

3) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес, по которому лицо, относящееся к малочисленному народу, зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);

4) адрес регистрации по месту пребывания (при наличии);

5) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

6) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

7) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

8) наименование малочисленного народа;

9) сведения о ведении либо неведении традиционного образа жизни, осуществлении либо неосуществлении традиционной хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности, а также о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;

Определение и историческая справка

Права коренных народов принадлежат тем, кто, будучи коренными народами, определяется как коренные жители земель, которые были завоеваны и колонизированы чужаками.

Спорный вопрос о том, кто именно принадлежит к коренным народам, можно широко понять применительно к колониализму. Когда мы говорим о коренных народах, мы говорим о тех доколониальных обществах, которые сталкиваются с особой угрозой этого явления оккупации, и об отношениях, которые эти общества имеют с колониальными державами. Точное определение того, кто является коренным народом, и, как следствие, состояние правообладателей варьируется. Быть слишком инклюзивным считается так же плохо, как и не включать.

В контексте современных коренных народов европейских колониальных держав признание прав коренных народов можно проследить по крайней мере до периода Возрождения . Наряду с оправданием колониализма высшей целью как для колонистов, так и для колонизаторов, некоторые голоса выражали озабоченность по поводу обращения с коренными народами и его влияния на их общества. В Испанской империи корона учредила Общий суд индейцев в Мексике и Перу , юрисдикция которого распространяется на дела коренных народов и направлена ​​на защиту индейцев от жестокого обращения. Доступ индейцев к суду был обеспечен за счет небольшого налога, который платили за юридических помощников.

Проблема прав коренных народов также связана с другими уровнями борьбы людей. Из-за тесной взаимосвязи между культурным и экономическим положением коренных народов и их окружающей средой вопросы прав коренных народов связаны с озабоченностью по поводу изменения окружающей среды и устойчивого развития . По мнению ученых и организаций, таких как Фонд тропических лесов , борьба за коренные народы имеет важное значение для решения проблемы сокращения выбросов углерода и снижения угрозы как культурному, так и биологическому разнообразию в целом.

Сущность права коренных народов

Коренные народы – это люди, которые населяли конкретную земельную территорию перед тем, как ее захватили колонизаторы, а также те, кто считает себя отличающимся от остальных членов общества, управляющими этой территорией.

Специальный Докладчик Подкомиссии ООН по Предотвращению Дискриминации и Защите Меньшинств дал такое определение коренным народам. Коренные народы – это народы, которые обладают неразрывной исторической связью с землей, на территории которой они издавна проживали. Они считают себя отличными от колонизаторов по воле судьбы превалирующих на данных территориях или на отделенных ее частицах.

Коренные народы, составляют на этот момент меньшую часть общества, поэтому стремятся сохранить и передать последующим поколениям наследственные земли и собственную этническую уникальность, как базис будущего существования в образе коренного населения, согласно культурным особенностям, социальным институтам и правовым системам.

Декларация по правам коренных народов

Декларация о правах коренных народов является документом, который был принят 13. 09. 2007 года на шестьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеей ООН.

Этот документ задекларировал права коренных народов на:

  • сохранность и развитие собственных институтов и собственной культуры;
  • достойную жизнь;
  • развитие народа в направлении, которое народ самостоятельно считает соответственным его стремлениям и потребностям.

В документе утверждено право коренных народов на самостоятельное определение и, как следствие этого права, ведется речь о свободе установления коренными народами собственного политического статуса, свободном осуществлении собственного социального, экономического и культурного развития.

Проект данного документа был в разработке на протяжении двадцати лет. Более интенсивные обсуждения коснулись вопросов ресурсов, земли, индивидуальных и групповых прав.

Рабочая группа по коренным народам образовалась в 1982 году по решению Экономического и Социального Совета ООН, перед ней устанавливалась цель выработки стандартов в сфере человеческих прав применимо по отношению к коренным народам.

Рабочая группа в 1985 году начала подготовку проекта декларации по правам коренных народов. По прошествии восьми лет, в 1993 году, Рабочая группа закончила работу над проектным текстом декларации. Подкомиссии ООН предотвращения дискриминации и защиты меньшинств утвердили проектный текст в 1994 году, передав его на рассмотрение в Комиссию ООН по правам человека.

Доработкой проекта декларации занялась Рабочая группа, которая была учреждена при этой Комиссии. В июне 2006 года Декларацию утвердил Совет ООН, а в сентябре 2007 года Декларацию утвердила Генеральная Ассамблея. За принятие Декларации голосовали 143 государства. Четыре из них выступили против (Канада, США, Новая Зеландия, Австралия). Одиннадцать государств воздержались от голосования:

  • Бангладеш;
  • Азербайджан;
  • Бурунди;
  • Бутан;
  • Кения;
  • Грузия;
  • Колумбия;
  • Российская Федерация;
  • Нигерия;
  • Украина;
  • Самоа.

Декларация по правам коренных народов представляется заявлением абсолютного характера по отношению к правам коренных народов. Декларация, как и большая часть иных деклараций ООН, не представляется обязательным в юридическом плане документом. Этот документ необходимо рассматривать в образе отражения консенсуса мнений разнообразных государств по движению по определённому курсу, следованию конкретным принципам в развитии норм права в отношении к коренным народам и конкретным представителям данных народов.

Права коренных народов подлежали рассмотрению и в иных документальных актах ООН, в их числе Конвенция № 169 Международной организации труда и Конвенции о биологическом разнообразии.

История принятия документа

Проект этого документа находился в работе на протяжении 20 лет. Наиболее интенсивные обсуждения касались вопросов земли, ресурсов, групповых и индивидуальных прав.

Рабочая группа по коренным народам была создана в 1982 году решением Экономического и Социального Совета ООН, перед ней была поставлена цель выработать стандарты в области прав человека применительно к коренным народам. Рабочая группа в 1985 году начала готовить проект декларации о правах коренных народов. Через 8 лет, в 1993 году, Рабочая группа завершила работу над текстом проекта декларации. Подкомиссии ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств утвердила текст проекта в 1994 году и передала его на рассмотрение в Комиссию ООН по правам человека. Доработкой проекта декларации занималась Рабочая группа, учреждённая при этой Комиссии. В июне 2006 года Декларацию принял Совет ООН, а в сентябре 2007 года Декларация была утверждена Генеральной Ассамблеей. За принятие Декларации проголосовали 143 государства. Четыре — против (США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. 11 стран воздержались — Азербайджан, Бангладеш, Бутан, Бурунди, Грузия, Кения, Колумбия, Нигерия, Российская Федерация, Самоа, Украина.

Правовой статус документа

Декларация о правах коренных народов является заявлением всеобъемлющего характера относительно прав коренных народов. Эта декларация, как и большинство других деклараций ООН, не является юридически обязательным документом. Данный документ следует рассматривать как отражение консенсуса мнений различных государств двигаться в определённом направлении и следовать определённым принципам в плане развития правовых норм по отношению к коренным народам и отдельным представителям этих народов.

Права коренных народов в других документах ООН

Права коренных народов рассматриваются также и в других документах ООН, в том числе в Конвенции № 169 Международной организации труда и Конвенции о биологическом разнообразии (статья 8j)

Источники

  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/13778
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/Indigenous_rights
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravo_korennyh_narodov/
  • https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: