Функции, спрос и понятие предложения денег

Что такое деньги?

Деньги – это не просто знаки стоимости, которые могут выпускаться в различных количествах; они, с одной стороны, представляют собой право на получение определенной доли национального дохода и национального богатства, а с другой – свидетельствуют о вкладе в его создание. Чтобы деньги мог ли быть носителями такого права, оно должно быть подкреплено общественным признанием того, что было получено в результате деятельности, которая способствовала созданию национального продукта и национального богатства. Иными словами, каждому праву на получение доли национального богатства должна противостоять ответственность по внесению вклада в его создание. Любые несоответствия прав и обязанностей при исполнении общественно значимых функций неизбежно приводят к деформации в их выполнении.

Современное понятие денег исходит из теорий, которые возникли в XVII–XVIII веках. В первую очередь, это принадлежит металлической, номиналистической и количественным теориям денег. Разделение металлической и номиналистической теории связано с тем, какую из функций денег авторы считали главной. Количественная же связана с количеством денег в обращении.

Функции денег

Существует 5 функций денег. Рассмотрим эти функции:

  1. Мера стоимости – определение стоимости вещей при помощи установленных цен.
  2. Средство обращения– это такая функция, в которой деньги выступают посредником в обмене двух товаров
  3. Средство накопление
  4. Средство платежа
  5. Мировые деньги–служат всеобщим платежным и покупательским средством

Многие недостатки современной политики денежных властей проистекают из ошибочной посылки о том, что основная функция денег – средство обмена, а все остальные функции побочные или второстепенные. С этим связано и широко распространенное заблуждение насчет того, что деньги возникли из простого обмена товарами и имеют товарную природу. Нет, все функции денег взаимосвязаны (неисполнение или неадекватное исполнение одной из них приводит к неисполнению всех остальных). И возникли деньги не из обмена товарами, а из–за потребности в становлении кредитных отношений (между производителями и потребителями товаров и услуг), без которых невозможно никакое экономическое развитие и которые сегодня не могут эффективно осуществляться без посредничества коммерческих банков. Последнее обстоятельство означает, что современная форма денег не может существовать без наличия необходимого количества самостоятельных банков.

Принципы политики денежных властей

Во–первых, мероприятия по борьбе с инфляцией должны предусматривать обеспечение условий для выполнения современной формой денег, представленной главным образом денежными обязательствами коммерческих банков, всех функций денег.

Во–вторых, необходимо установить такие взаимоотношения между центральными и коммерческими банками, при которых именно последние, являясь основным связующим звеном между производителями и потребителями, в процессе реализации кредитной политики определяли бы требуемые для развития экономики количественные параметры денежной массы. При этом ЦБ должен осуществлять, с одной стороны, адекватный контроль качества кредитной политики коммерческих банков путем повышения экономической ответственности их руководителей и собственников, с другой – не допускать ликвидации обязательств коммерческих банков перед кредиторами и вкладчиками в случае банкротства банков и отзыва лицензий.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Денежный рынок — это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесное значение количества денег и равновесная ставка процента. Равновесное взаимодействие спроса и предложения денег обеспечивают специальные денежно-кредитные институты.

Предложение денег. Вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег, образует предложение денег. Предложение денег в экономике регулируется в основном Центральным банком, а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и крупных коммерческих финансовых структур.

Денежная база (H) — это наличные деньги плюс резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке.

Кривая предложения денег отражает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки (при неизменной денежной базе). Различают кратко- и долгосрочную кривую предложения денег. Для агрегата M1 краткосрочная кривая предложения денег является вертикальной линией, так как денежный мультипликатор стабилен и не зависит от процентной ставки. Для других агрегатов (M2, M3) она представлена наклонной линией.

Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком.

Кривая предложения имеет вертикальный вид тогда, когда Центральный банк реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денег в обращении независимо от колебания процентной ставки. Она представлена на рис. 25.1, а: по оси абсцисс откладывается величина предложения денег (Ms), а по оси ординат — процентная ставка (r). Такая ситуация характерна для жесткой монетарной пиитики, направленной на сдерживание инфляции. Для этого пользуются такие инструменты, как изменение нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Кривая предложения денег имеет горизонтальный вид тогда, когда целью монетарной политики является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента (рис. 25.1, б). Достигается это путем фиксации учетной ставки Центрального банка и привязки к ней ставок коммерческих банков, а также операций на открытом рынке. Такая политика называется мягкой (гибкой) монетарной политикой. Обычно она используется в тех случаях, когда изменение спроса на деньги вызывается, например, ростом скорости обращения денег. В этом случае удается избежать кризиса неплатежей.

Кривая предложения денег имеет наклонный вид тогда, когда Центральный банк допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и соответственно номинальной ставки процента (рис. 25.1, в). Как правило, это имеет место, когда ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытом рынке. Данная комбинированная политика обычно применяется, когда изменения спроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП.

Предложение денег может характеризоваться двумя переменными: номинальным количеством денег в стране или реальным. Последние называют еще реальными кассовыми остатками (Mp). Они характеризуют покупательную способность денег, т.е. отношение номинальной массы денег (Mн) к уровню цен: Mp = Mн / Р.

Предположение о полном контроле Центрального банка за предложением денег игнорирует роль банковской системы. На практике, предложение денег зависит не только от его политики, но и от поведения домохозяйств и политики крупных коммерческих банков. Последние способны создавать деньги, как и Центральный банк. Эти возможности ограничены величиной обязательных банковских резервов: минимальных резервных покрытий в виде беспроцентных вкладов в Центральный банк, резерва наличных денег в кассе банка, доли наличных денег в общей сумме кредитов банка.

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

Ms — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k – кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

H = C + R,

Ms = C + D,

m = Ms / H, откуда Ms = m x H.

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

D = d x H.

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

К = k х Н.

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход. Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа. В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги Md и преобразуем формулу (1).

Получим: Md = (Р х Q) / V.

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Если предположить, что все сделки учитываются в величине номинального валового национального продукта (Y), то получим, что Y = Р х Q.

Отсюда МV = Y и Md = Y/V.

В данном случае величина спроса на деньги зависит от следующих факторов: уровня реального объема производства и скорости обращения денег.

Модификация количественной теории денег была предложена представителями Кембриджской школы. Кембриджское уравнение имеет следующий вид:

М = k х P х Y, тогда Md = М/Р = k х Y,
где Y — размер реального дохода.

Коэффициент k представляет собой ту часть денежных средств (доходов), которая для удобства держится в виде наличных денег.

Люди желают поддерживать постоянную покупательную способность реальных кассовых остатков. Спрос на запасы реальных денежных средств пропорционален доходу. Для этого уровень цен должен меняться прямо пропорционально номинальной величине денежного предложения.

В условиях долгосрочного равновесия деньги являются нейтральными: номинальные изменения денежного предложения не влияют на реальные экономические переменные (производство, занятость, размещение ресурсов). В этом заключается принцип классической дихотомии. В его рамках происходит теоретическое разграничение реальных и номинальных переменных. К первым относятся количественные — реальный объем ВНП, реальная заработная плата, реальная ставка процента, ко вторым — уровень цен, номинальная заработная плата.

Количественная теория денег получила развитие в работах М. Фридмена, представителя современного монетаризма. Он рассматривал спрос на деньги отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у него “портфеля ресурсов” — денег и других активов:

Md = Pf(Rb, Re, р, h, у, u),
где Md — величина спроса на деньги; Р — абсолютный уровень цен; Rb — номинальная норма процента по облигациям; Re — рыночная стоимость дохода по акциям; р — темп изменения уровня, в %; у — общий объем богатства; u — величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений; h — отношение между человеческим богатством (трудом) и всеми другими формами богатства.

Монетаристами также разработаны “портфельные” теории спроса на деньги. В них спрос на деньги рассматривается в связи с задачей оптимизации портфеля активов экономических субъектов. С их точки зрения, население стоит перед выбором разных активов и спрос на деньги связан с единственным мотивом предпочтения ликвидности. Экономические субъекты формируют такой состав портфеля всех своих активов, который позволяет максимально удовлетворить их полезность от владения имуществом при определенном риске. В результате спрос на деньги как на имущество порожден не спекулятивным мотивом, а мотивом предпочтения ликвидности. В портфельных теориях делается акцент на функции денег как средства накопления или образования имущества.

Кейнсианский подход к спросу на деньги. В теории денег М.Кейнса главная роль отводится ставке процента. Он исходил из того, что деньги — один из видов богатства в структуре портфеля активов экономических агентов. Теория спроса на деньги Кейнса получила название теории предпочтения ликвидности, поскольку, согласно данной теории, часть портфеля активов, которую экономические субъекты желают иметь в виде денег, зависит от их оценки свойства ликвидности. Кейнс в отличие от представителей классической школы, которые главное внимание уделяли трансакционному спросу на деньги, рассматривал и другие мотивы.

Согласно кейнсианской теории предпочтения ликвидности, существуют три главных побудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства (портфеля активов) в форме денег.

  1. Трансакционный мотив. Часть богатства находится держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.
  2. Мотив предосторожности связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме, чтобы реализовать преимущества неожиданных возможностей или удовлетворить неожиданные потребности.
  3. Спекулятивный мотив вызван желанием избежать потерь капитала, связанных с хранением его в виде ценных бумаг в периоды снижения их курсовой стоимости.

В теории предпочтения ликвидности важное внимание уделяется ставке процента, которая определяет сумму процента, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег в течение определенного периода.

Различают реальную и номинальную ставки процента. Реальная, ставка процента (r) представляет собой доход от активов, которые можно хранить в качестве альтернативы деньгам. Реальная ставка процента — это “цена”, которую приходится платить за обладание частью богатства в форме не приносящих дохода денег, а не в виде альтернативных активов, приносящих владельцу процент.

Основные различия между неоклассиками и кейнсианством в трактовке роли денег в экономике сводятся к следующему. Кейнсианцы отводят деньгам второстепенную роль, монетаристы считают, что именно денежное обращение определяет уровень производства, занятости и цен.

По-разному они трактуют характер обращения денежной массы. Неоклассики считают, что скорость (V) стабильна. Но если скорость обращения денег (V) стабильна, то из количественного уравнения обмена (М x Y = V) действительно следует, что между количеством денег и ВНП существует непосредственная зависимость.

Кейнсианцы же считают, что изменение предложения денег изменяет сначала уровень процентной ставки, затем инвестиционный спрос и только через мультипликатор вызывает изменение номинального ВНП. Неоклассики считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (M).

В отличие от неоклассиков кейнсианцы полагают, что наращивание денежного предложения чревато многими негативными последствиями. Если предложение денег растет, то спрос на них падает, сокращается и цена кредита, т.е. процентная ставка, и она перестает реагировать на рост предложения денег. В результате экономика попадает в “ликвидную ловушку” и функциональные зависимости между основными макроэкономическими параметрами нарушаются. Поэтому в отличие от неоклассиков кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают не денежную, а фискальную политику.

В рыночной экономике обычно имеет место инфляция. Темп инфляции представляет собой дополнительную альтернативную стоимость хранения денег. Это обусловлено тем, что инфляция подрывает полезность денег как средства сбережения, а потому увеличивает желание экономических агентов хранить неликвидные активы, например недвижимость или запасы товаров, цены на которые растут тем быстрее, чем выше темпы инфляции в стране.

Ввиду этого спрос на деньги находится под влиянием как реальной ставки процента, так и ожидаемого темпа инфляции. Представим функцию спроса на деньги следующим образом:

(2)

где Y — номинальный национальный доход; r — реальная ставка процента; p — ожидаемый темп инфляции.

Реальная ставка процента и ожидаемый темп инфляции являются альтернативными стоимостями не приносящих дохода денег. Следовательно, их сумма составляет общую альтернативную стоимость денег в виде номинальной нормы процента. Это можно выразить следующим уравнением:

r + p = i.

Поэтому формулу (2) можно переписать в виде:

Md = f(Y,i),
где i — номинальная норма процента.

Трансакционный мотив и мотив предосторожности формируют прямую функциональную зависимость между увеличением номинального дохода и увеличением спроса на деньги. Спекулятивный мотив вызывает увеличение спроса на деньги при снижении ставки процента, и наоборот.

Рассмотрим кривую спроса на деньги, представленную на графике (рис. 25.2). Отложим на вертикальной оси номинальную ставку процента, а на горизонтальной оси — количество денег в обращении. Функциональная зависимость данных переменных выражается кривыми Md1 и Md2, соответствующими различным уровням номинального национального дохода.

Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона, так как по мере уменьшения ставки процента спрос на деньги возрастает (при определенном уровне номинального национального дохода). При снижении ставки процента происходит скольжение вдоль кривой спроса на деньги Md1 из точки A в точку B. С увеличением уровня номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса на деньги из положения Md1 в положение Md2.

Равновесие на рынке денег. Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложение денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег. Равновесие на денежном рынке означает равенство количества денег, которое экономические агенты хотят иметь в портфеле своих активов, количеству денег, предлагаемому Центральным банком (банковской системой) в условиях проведения данной кредитно-денежной политики.

Денежный рынок практически всегда стремится к равновесию, так как на нем действует множество посредников, практически мгновенно реагирующих на факторы, вызывающие нарушение равновесия.

Процесс установления равновесия на рынке денег можно представить графически (рис. 25.3). Рассмотрим его действие на примере ограничительной кредитно-денежной политики, проводимой Центральным банком.

Кривая предложения денег Ms показывает количество предлагаемых денег при каждом значении ставки процента. На графике рис. 25.3 кривая Ms имеет вертикальный вид, что предполагает проведение Центральным банком политики поддержания денежной массы на неизменном уровне независимо от изменения ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона и представлена кривой Md.

Равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения денег — E. В данной точке получены равновесные значения M* (на оси абсцисс) и i* (на оси ординат), выражающие соответствие количества денег, которое экономические субъекты хотят иметь, количеству денег, предоставляемому банковской системой при равновесной ставке процента. Таким образом, при заданном предложении денег, равном M*, равновесие достигается при значении процента, равном i*.

Предположим, что процентная ставка поднимется выше равновесного уровня (i1 > i*). Это будет означать увеличение альтернативной стоимости хранения денег. Спрос на деньги упадет до M1.

Экономическим субъектам станет выгоднее держать свои денежные средства в альтернативных активах, и они захотят вкладывать их, например, в покупку государственных облигаций. Возникнет излишек денег, от которого экономические агенты попытаются избавиться. При этом банковская система будет избавляться от излишних денег, скупая государственные ценные бумаги, цены на которые поднимутся. Действие рыночных механизмов в конечном счете приведет к тому, что спрос и предложение денег не установятся на исходном равновесном уровне. При этом процентная ставка снизится с уровня i1 до уровня i*.

Если процентная ставка опустится ниже равновесного уровня (i2 < i*) до уровня то альтернативная стоимость хранения денег уменьшится, следовательно, возрастет спрос на деньги, которых будет не хватать. Экономические субъекты (коммерческие банки, население) для увеличения своих денежных средств начнут продавать свои государственные ценные бумаги и одновременно закрывать свои срочные депозиты. В ответ на это коммерческие банки начнут предлагать более высокий процент по срочным вкладам. Избыток на рынке государственных облигаций вызовет понижение их рыночного курса и повышение их доходности. Начнет развертываться обратный процесс, который завершится восстановлением равновесия на прежнем уровне при ставке процента i*.

В обоих рассмотренных случаях нарушение равновесия соответствовало на графике точкам A (в первом случае) и B (во втором случае).

Нарушение равновесия на денежном рынке может возникнуть и в результате изменений в спросе на деньги или предложения денег. Графически это будет означать соответствующий сдвиг кривых Md и Ms.

Рассмотрим, как изменение спроса и предложения денег влияет на изменение равновесного состояния на денежном рынке. Пусть изменилось предложение денег при неизменном уровне спроса на них (рис. 25.4).

Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке E1. Если количество денег в обращении уменьшится, то кривая предложения денег переместится из положения Ms1, в положение Ms2.

При заданном уровне резервов банки не способны предложить количество денег в размере M1, которое желают иметь экономические субъекты при исходной ставке процента. В этой ситуации коммерческие банки будут стремиться пополнить свои резервы за счет продажи государственных ценных бумаг. Они также повысят требования для получения кредита, что приведет к росту процентной ставки. В ответ на это экономические субъекты начнут большее предпочтение отдавать не деньгам, а другим, альтернативным (более доходным) активам.

В конечном счете произойдет сдвиг кривой предложения и установится новый равновесный уровень в точке E2 на пересечении кривых Md и Ms2. Мы получим новое равновесное состояние, когда количество денег, которое желают иметь экономические субъекты, будет соответствовать количеству денег, предложенному банковской системой. Этому новому равновесному состоянию будут соответствовать новое равновесное значение количества денег M2 (M2 < M1) и новая равновесная ставка процента i2 (i2 > i1). При обратном процессе логика рассуждения аналогичная.

Теперь рассмотрим, что произойдет при изменении спроса на деньги, вызванного увеличением номинального национального дохода, при неизменном уровне предложения денег (рис. 25.5).

Начальное равновесие на денежном рынке характеризуется состоянием в точке E1. При процентной ставке i1 увеличение номинального национального дохода увеличит спрос на деньги, что выразится в сдвиге кривой спроса на деньги из положенияMd1 в положение Md2. Увеличение спросу на деньги будет стимулировать экономических субъектов продавать ценные бумаги, а также брать деньги в ссуду. Это вызовет понижение рыночной цены государственных ценных бумаг и повышение ставки процента. В условиях фиксированного предложения денег состояние равновесия E2 достижимо тогда, когда процентная ставка повысится до уровня i2. При этом величина спроса на деньги соответствует величине предложения денег.

В общем случае спрос на деньги может увеличиться в результате позитивных изменений в национальной экономике: роста номинального национального дохода, изменений в производительных силах, ожиданиях, банковском законодательстве и др. Графически это отразится в сдвиге кривой спроса вправо.

У экономических агентов будет изменяться структура портфеля активов в сторону наличных денег. Это приведет к увеличению продаж ценных бумаг и необходимости изыскивать кредитные ресурсы. Поскольку предложение денег ограничено, то реальными результатами этого в краткосрочном периоде будут рост процентных ставок и снижение курса государственных ценных бумаг.

Если кривая предложения денег имеет наклонный вид, то увеличение спроса на деньги окажет первоначальное влияние на норму процента. По мере того как фактическая норма процента станет превышать норму, намеченную Центральным банком, последний будет снижать норму обязательных резервов или покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Эти действия приведут к росту избыточных резервов коммерческих банков и, следовательно, к увеличению кредитования. Количество денежной массы в экономике будет увеличиваться до тех пор, пока не образуется новое равновесие при новой равновесной величине ссудного процента.

Предложение денег

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Главными факторами, влияющие на предложение, так же как и на спрос, являются цена и неценовые факторы. Неценовыми факторами являются: цены на ресурсы (их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение и наоборот), технология (ее совершенствование снижает цену на ресурсы), налоги и дотации (повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение), цены на другие товары (производители могут сократить производство товаров, если увеличится спрос на их товары заменители).

Спрос на деньги

Спрос на деньги определяется необходимым количеством денег в обращении, а денежная масса отражает предложение денег в экономике. То есть спрос на деньги характеризует потребность экономики в деньгах, а предложение – фактическое формирование денежной массы, обслуживающей экономику. Спрос и предложение в идеальной (равновесной) экономике должны быть равны, в реальной – сопоставимы, а регулируемое сближение этих параметров может осуществляться (регулироваться) инструментами денежно–кредитной политики. Такими инструментами являются: ставка рефинансирования, расчетные кредиты, депозиты до одной недели, валютный СВОП, двухнедельные депозиты, прямое РЕПО и т.д.

Для регулирования товарного обращения следует знать необходимое количество денег. Отправным пунктом для исчисления необходимого количества денег является сумма цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, например, года. Следовательно, чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

Современная кредитно-банковская система. Создание денег банковской системой

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны не лежать без движения, а аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и исправляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики.

Важнейшим элементом рыночной экономии является рынок денежно-кредитных ресурсов. Ведущая роль последнего означает усиление роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством.

Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) — сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссуды и называется нормой процента.

Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотного капитала, фонда развития производства предприятий.

Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он необходим прежде всего как эластичный механизм перелива капитала (перераспределения денежных ресурсов) между отдельными предприятиями, отраслями и территориями. В этом качестве кредит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция активно используется государством в регулировании производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществления инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит позволяет ввести в обращение кредитные деньги (банкноты) и осуществлять кредитные операции (безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и сократить издержки обращения. В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.

По способу кредитования различают натуральный и денежный кредиты. Объектами натурального кредита могут быть сырье, ресурсы, инвестиционные, потребительские товары. Объектами денежного кредита являются денежный капитал, денежные платежные средства, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства. По сроку кредитования различают следующие виды кредита:

  • краткосрочный, при котором ссуда выдается на срок до 1 года;
  • среднесрочный со сроком от 2 до 5 лет;
  • долгосрочный — от 6 до 10 лет;
  • долгосрочный специальный — от 20 до 40 лет.

По характеру предоставления кредит может быть межгосударственный, государственный, банковский, коммерческий, потребительский, ипотечный.

Межгосударственный (международный) кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он имеет либо товарную, либо денежную (валютную) форму. Кредиторами и заемщиками могут быть международные организации (Всемирный банк, МВФ), правительства, банки, корпорации.

Государственный кредит предполагает предоставление государством населению и предпринимателям денежных ссуд. Источником средств государственного кредита являются облигации государственных займов.

Банковский кредит — это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями различного типа хозяйствующим субъектам (фирмам, частным предпринимателям, населению) в виде денежных ссуд. Объектом банковского кредитования является денежный капитал. Это наиболее развитая и универсальная форма кредита.

Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними хозяйствующими субъектами другим в форме продажи товаров с отсрочкой платежа. Объектом коммерческого кредитования является товарный капитал.

Потребительский кредит — это кредит, предоставляемый частным лицам для различных целей на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный процент. Потребительский кредит может выступать в форме или продажи товаров с отсрочкой платежа через розничную торговлю, или предоставления банковской ссуды.

Ипотечный кредит — это кредит, предоставляемый в форме ипотеки, т.е. денежной ссуды, выдаваемой специальными банками и учреждениями частным лицам под залог недвижимости (земли, жилых зданий, строений). Источником этого кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые ипотечными банками.

В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг, форфейтинг, траст.

Лизинг — это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.

Его применение основано на разделении функций собственности и пользования, когда право собственности на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им определенное время до полной оплаты стоимости этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10 лет. Обычно компании сдают технику в аренду не самостоятельно, а через лизинговые фирмы. В качестве лизинговых компаний выступают различные организации: банки или их филиалы, подразделения промышленных корпораций.

Факторинг — это перекупка или пepeпpoдaжа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает “дебиторские счета” предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.

Форфейтинг — это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1—5 лет.

Траст — это операции по управлению капиталом клиентов.

Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые компании, население, различные общественные организации.

Кредитная система — это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности. Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупности так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.

В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы РФ занимает Центральный банк Российской Федерации, Он является государственным учреждением и находится в исключительной федеральной собственности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии. Он выполняет следующие функции:

  • эмиссия национальных денежных знаков, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ; регулирование величины предложения денег;
  • общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
  • предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора в последней инстанции;
  • выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управление счетами правительства, расчетно-кассовое обслуживание государственных институтов и учреждений; осуществление зарубежных финансовых операций;
  • регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных методов воздействия на активы банков: политика учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов;
  • регламентация валютного обращения в стране и контроль за валютными операциями экономических субъектов.

Второй уровень банковской системы — это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; прием вкладов на выдачу кредитов; посредничество в платежах; купля-продажа ценных бумаг; размещение государственных займов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. В качестве инвесторов коммерческие банки могут вкладывать деньги в облигации и другие ценные бумаги.

Банк — кредитно-денежный институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные и пассивные операции, С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.

Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также корреспондентских счетов.

Банковский процент является своеобразной ценой кредита. Его величина зависит от соотношения спроса и предложения на денежном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждой кредитной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. По степени риска устанавливается размер той части процента, которая является как бы платой за риск. Риски различаются в зависимости от вида банков.

Для инновационного банка характерными будут повышенные риски, обусловленные кредитованием венчурного (рискового) капитала. Здесь не последнее значение имеют гарантии со стороны государства, использование залогового права на недвижимость. У коммерческих банков может возникнуть риск несбалансированной ликвидности, т.е. возможности банка выполнять свои обязательства своевременно. Этот вид риска может возникнуть при кредитовании организаций, имеющих неустойчивые финансы, при распределении нескольких счетов одного и того же клиента в разных банках.

Базисными для всей системы процентных ставок являются: учетный процент Центробанка, ставка по казначейским векселям, межбанковские ставки по однодневным ссудам. Их изменения зависят от общего состояния экономики, темпа инфляции, направлений проводимой денежно-кредитной политики.

Банковская деятельность приносит банкам прибыль. Банковская прибыль определяется как разность между суммой процентов, взимаемых с заемщиков, и суммой процентов, выплачиваемых вкладчикам. Помимо банковской прибыли в доходы банка включаются также прибыль от биржевых операций, доходы от инвестиций, комиссионные вознаграждения.

Особое место в кредитной системе занимал Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ. Ядром кредитной инфраструктуры является банковская система. Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна.

Помимо банковской системы в структуру кредитной системы включены небанковские кредитно-финансовые институты. Они представлены такими государственными структурами, как Фонд содействия занятости. Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, дорожные и экологические фонды, ломбард.

В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками, сосредотачивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на сферу денежного обращения.

Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора. Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.

Нормы обязательных резервов (r) устанавливаются в процентах от объема депозитов. Их величина различается в зависимости от видов вкладов. Например, по срочным вкладам r ниже, чем по вкладам до востребования. На основе установленной нормы обязательных резервов определяется их величина. Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервные требования используются Центральным банком для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы.

Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами. Соотношение между величинами обязательных резервов, избыточных резервов, объемом депозитов и нормой обязательных резервов можно представить в виде следующих равенств:

Величина обязательных резервов = Объем депозитов х Норма обязательных резервов;

Величина избыточных резервов = Суммарная величина резервов – Величина обязательных резервов.

Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег, представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной норме обязательных резервов:

b = 1 / r.

Максимальное количество денег или дополнительное предложение денег, которое может быть создано системой коммерческих банков на основе появления нового депозитного вклада (D), определяется по формуле:

М= b х D,

Деятельность банков направлена на получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход. Поэтому практически все свои избыточные резервы банки используют для предоставления ссуд или приобретения ценных бумаг. Коммерческая банковская система может предоставлять кредиты, т.е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы. Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдельный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отношению к своим избыточным резервам. Резервы, которые теряет отдельный банк, не теряет банковская системы в целом. Резервы, потерянные банком A, приобретаются банком Б. Те резервы, что утратил Б, получил B и т.д.

Каждый отдельный банк может безопасно ссужать лишь сумму, равную его избыточным резервам, но ссуда системы коммерческих банков может в несколько раз превышать избыточные резервы.

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, что одно из предприятий продало свои товары государству, получив в оплату за них 100 тыс. руб. Предприятие положило эти 100 тыс. руб. в коммерческий банк (1). Тогда при норме банковского резерва, установленного Центральным банком на уровне 20% банк может выдать ссуду другому предприятию (или иному юридическому лицу) в размере избыточного резерва: 80 тыс. руб. = 100 тыс. руб. – 20 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 100 тыс. до 180 тыс. руб., 80 тыс. руб. — это деньги, созданные 1.

В дальнейшем заемщик, получивший 80 тыс. руб., покупает товары у другого предприятия, которое кладет полученную сумму денег на депозит, предположим, во 2-м банке (2), который, в свою очередь, при норме банковского резерва в 20% представит кредит следующему предприятию в размере избыточного резерва, т.е. 60 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 180 тыс. до 244 тыс. руб., 64 тыс. руб. — это деньги, созданные 2. Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального кредита не станет равна нулю.

Можно вычислить объем денег, добавленных в обращение, применив формулу банковского мультипликатора. В нашем примере он равняется (b) = 1/0,2 = 5.

Таким образом, при норме резервных требований 20% первоначальный вклад 100 тыс. руб. посредством механизма создания денег банковской системой привел к увеличению количества денег в обращении до 500 тыс. руб.

Описанный выше процесс создания банками денег получил название кредитно-банковской мультипликации. Данный механизм следует рассматривать как идеальную схему, действующую при условии, что все предприятия все полученные деньги вносят в банки, никто не изымает своих вкладов, а банки выдают кредиты с учетом установленной нормы обязательных резервов.

Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Предположим, что предприятие изымает деньги для покупки товара за границей. Изъятие 100 тыс. руб. в нашем примере приведет к потенциальному сокращению количества денег в обращении на 500 тыс. руб.

Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть использована коммерческими банками для кредитных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов. Центральный банк может изменять величину предложения денег в экономике.

Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.

Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами). В современной практике рыночного хозяйствования основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом рынке — это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Отметим, что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков. Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.

Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бумаг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем самым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (уменьшить количество денег в обращении).

Для этого он начинает активно продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населению. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.

Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на свои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Центральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, уменьшая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.

Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Продажа же населению облигаций на 1000 тыс. руб. при норме обязательных резервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1000 тыс. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.

В обоих рассмотренных выше случаях получается одинаковый конечный результат — при продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.

В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.

Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег.

Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недостаток денежных средств в обращении, В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.

Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.

С одной стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого банка увеличивает и фактические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1000 тыс. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1000 тыс. руб. увеличивает фактические резервы банковской системы на 1000 тыс. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.

В обоих случаях получается одинаковый конечный результат — при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появлению 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.

Таким образом, покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк увеличивает предложение денег.

Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО), В этом случае он, например, продает государственные облигации с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа.

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредитно-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Источники

  • https://idaten.ru/economic/spros-i-predlozhenie-deneg
  • https://studme.org/62544/ekonomika/predlozhenie_deneg_stavka_protsenta
  • https://be5.biz/ekonomika/e018/25.html
  • https://studref.com/478333/ekonomika/predlozhenie_deneg

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: