​​ФЗ о водоснабжении и водоотведении: основные положения и суть закона

Содержание
  1. (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 289-ФЗ, от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 07.05.2013 № 103-ФЗ, от 23.07.2013 № 244-ФЗ, от 28.12.2013 № 411-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 13.07.2015 № 221-ФЗ, от 03.11.2015 № 307-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ, от 03.07.2016 № 355-ФЗ, от 19.12.2016 № 458-ФЗ, от 29.07.2017 № 225-ФЗ, от 29.07.2017 № 273-ФЗ, от 03.07.2018 № 177-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 25.12.2018 № 480-ФЗ, от 01.04.2020 № 84-ФЗ)
  2. Суть 416 ФЗ
  3. Основные положения закона о водоснабжении и водоотведении
  4. Описание закона
  5. Цели и принципы закона
  6. Какая роль отведена исполнительной власти в плане водоснабжения
  7. Редакция закона
  8. Цели изменений
  9. Новое в требованиях к водоотведению
  10. Новое в требованиях к водоснабжению
  11. Договорные отношения
  12. Что включает в себя контроль состава и свойств сточных вод в 2020 году?
  13. Кто отвечает за каждый этап контроля водоотведения?
  14. Требования к абонентам:
  15. Периодичность контроля водоотведения
  16. Что изменилось в водоотведении в 2020 году?
  17. Штрафы для водопользователей
  18. Из чего складывается водоотведение?
  19. Как оплачивается и рассчитывается?
  20. Водоотведение на общедомовые нужды (ОДН)

(В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 289-ФЗ, от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 07.05.2013 № 103-ФЗ, от 23.07.2013 № 244-ФЗ, от 28.12.2013 № 411-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 13.07.2015 № 221-ФЗ, от 03.11.2015 № 307-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ, от 03.07.2016 № 355-ФЗ, от 19.12.2016 № 458-ФЗ, от 29.07.2017 № 225-ФЗ, от 29.07.2017 № 273-ФЗ, от 03.07.2018 № 177-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 25.12.2018 № 480-ФЗ, от 01.04.2020 № 84-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

2. Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

3. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также – установленные требования).

31. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. (Часть введена – Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

4. Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ “О теплоснабжении” (далее – Федеральный закон “О теплоснабжении”), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

5. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

6. Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) абонент – физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

2) водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

3) водоподготовка – обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды;

4) водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

5) водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

6) гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 318-ФЗ; от 28.11.2015 № 357-ФЗ; от 03.07.2016 № 355-ФЗ)

7) горячая вода – вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой;

8) инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также – инвестиционная программа), – программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

9) канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

10) качество и безопасность воды (далее – качество воды) – совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру;

11) коммерческий учет воды и сточных вод (далее также – коммерческий учет) – определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее – приборы учета) или расчетным способом;

111) локальное очистное сооружение – сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации); (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

12) нецентрализованная система горячего водоснабжения – сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно;

13) нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;

131) нормативы состава сточных вод – устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации); (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

14) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения – инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

15) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 177-ФЗ)

16) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем; (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 177-ФЗ)

17) орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – орган регулирования тарифов) – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

18) питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции;

181) показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также – показатели надежности, качества, энергетической эффективности) – показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов; (Пункт введен – Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ)

19) предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – предельные индексы) – индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ)

20) приготовление горячей воды – нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой;

21) производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее – производственная программа), – программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения;

22) состав и свойства сточных вод – совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах;

23) сточные воды централизованной системы водоотведения (далее – сточные воды) – принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

24) техническая вода – вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции;

25) техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения – оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

251) транзитная организация – организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); (Пункт введен – Федеральный закон от 01.04.2020 № 84-ФЗ)

26) транспортировка воды (сточных вод) – перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

27) централизованная система горячего водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее – открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее – закрытая система горячего водоснабжения);

28) централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

281) централизованная система водоотведения поселения или городского округа – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа; (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ)

29) централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Статья 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения

1. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

2. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;

3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;

6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;

8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Глава 2. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:

1) утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 318-ФЗ)

2) утверждение правил горячего водоснабжения, типового договора горячего водоснабжения, типового договора по транспортировке горячей воды, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 318-ФЗ)

21) утверждение правил организации коммерческого учета воды, сточных вод; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)

22) утверждение порядка разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)

3) утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды;

4) утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

5) утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;

6) утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) утверждение правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правил ведения учета инвестированного капитала;

8) утверждение правил расчета нормы доходности инвестированного капитала;

9) утверждение стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;

10) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

11) утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких инвестиционных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ)

12) утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких производственных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких производственных программ и по.

Суть 416 ФЗ

Федеральный закон «О водоотведении и водоснабжении» был принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Закон регулирует правоотношения в области водоотведения и водоснабжения и контролирует качество поставляемой воды.

Краткое содержание ФЗ 416 «О водоотведении и водоснабжении»:

  • Глава 1 — описывает общие положения;
  • Глава 2 — перечисляет полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти и федеральной власти и органов местного самоуправления в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 3 — описывает порядок подачи холодного/горячего водоснабжения и организации водоотведения;
  • Глава 4 — Контролирует качество горячей и питьевой воды, и обеспечивает безопасность жителей РФ в многоквартирных домах и частных жилищных строениях с центральной системой водоснабжения и водоотведения;
  • Глава 5 — Обеспечивает охрану окружающей среды в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 6 — Регулирует тарифы в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 7 — Описывает организацию планирования и развития центральных систем водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 8 — Описывает заключительные положения.

Последние изменения Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи.

Основные положения закона о водоснабжении и водоотведении

Ниже перечислены статьи, в которых содержатся основные положения закона и их краткое описание:

Ст 1

Предмет регулирования настоящего ФЗ — отношения в области водоотведения и водоснабжения. Дополнительные предметы регулирования:

  • Забор воды и сброс вод в канализацию;
  • Обязательные требования к безопасности и качеству поставляемой воды;
  • Отношения в области горячего водоснабжения;
  • Особенности подачи водоснабжения оборонных объектов. Регламент по подаче воды в эти зоны устанавливается исключительно Правительством Российской Федерации.

Статья 7

Описывает основные правила при подаче горячего/холодного водоснабжения. Подача воды и ее водоотведение осуществляется на основании ранее заключенного договора. При использовании водоснабжения из нецентрализованной системы, оформляется соглашение с лицами, которые эксплуатируют подобные системы.

Статья 23

Ст 23 описывает методы контроля качества питьевой воды. Организация, которая занимается подачей холодной/горячей воды, обязана предоставлять пользователям воду, соответствующую требованиям. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны сделать все для того, чтобы помочь организовать подачу качественной питьевой воды. Если вода подается в жилищные помещения посредством централизованной системы водоснабжения, а норматив качества воды не превышает допустимой ошибки при определении специальным устройством, эта вода считается пригодной для использования.

Компания, которая занимается предоставлением водоснабжения, в случае получения технического задания должна в течение 90 дней разработать план действия для достижения качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. План действий должен быть предварительно включен в инвестиционную программу.

Статья 32

В ст 32 описываются методы и способы контроля тарифов при оказании услуги организацией по водоснабжению и водоотведению. Один из главных методов определения считается путем экономически обоснованных доходов. Дополнительно рассчитываются расходы, необходимые для участия в производственных и инвестиционных программах.

Статья 40

Ст 40 описывает методы составления инвестиционных программ. Для разработки инвестиционной программы потребуется специальное техническое задание, которое утверждается органом местного самоуправления.

Описание закона

Федеральный закон №416 от 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» отражает понятия, применяемые в рассматриваемой сфере. Данный акт определяет водоснабжение как производство работ, направленных на подготовку и транспортировку, подачу ресурса. Указанные правила касаются как питьевой, так и технической воды. Положения закона применимы на территории всей страны.

Действующая редакция устанавливает, что пользоваться ресурсами могут не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, лица без гражданской принадлежности. Перечисленные категории в автоматическом порядке получают статус абонента, если потребляют воду.

Абонентами выступают лица, которые оформили соглашение о поставке ресурса. Ст.2 рассматриваемого акта отражает понятие водоотведения. Его следует понимать как процесс обработки жидкости, которая обеспечивает оптимальное качество воды питьевого и технического типа. Данная процедура имеет определенные сложности, связанные с тем, что снабжение и отведение воды реализуется на водопроводных сетях.

Цели и принципы закона

Закон № 416 от 07.12.2011 года отражает перечень целей, которые достигаются при использовании данного акта.

К ним относятся:

  • работа, связанная с повышением энергетической эффективности, присущей для водопроводной сети;
  • организация охраны здоровья и жизни граждан посредством снабжения водой с высоким качеством (данная цель касается, как горячего, так и холодного водоснабжения);
  • поддержка принципа доступности получения ресурсов;
  • проведение своевременного осмотра и производство ремонта центрального водоснабжения.

Кроме того, можно выделить несколько принципов, на которых основывается система водоснабжения и водоотведения. К ним относится установление приоритетности по обеспечению граждан водными ресурсами, обеспечение единства в техническом плане, достижение и соблюдение баланса экономических интересов. Помимо этого, к принципам относится открытость деятельности компаний, осуществляющих мероприятия в сфере водоснабжения.

Какая роль отведена исполнительной власти в плане водоснабжения

Органы исполнительной власти несут обязанность по обеспечению на территории всей страны достойного уровня проживания граждан. Глава 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» отражает основные полномочия исполнительных органов в данной сфере.

К числу функций Правительства страны отнесены:

  • утверждение правил, в соответствии с которыми организуется деятельность предприятий и сетей в сфере водоснабжения;
  • установление правил для коммерческого учета ресурсов, поставляемых населению;
  • реализация качественной деятельности по контролю и даче оценки в области использования водных ресурсов;
  • установление правил регулирования тарифов, применяемых при начислении оплаты;
  • расчет норм для определения доходности капитала;
  • утверждение стандартов, которым должно соответствовать водоотведение и водоснабжение.

В рассматриваемой сфере более широкими полномочиями наделено Правительство. Для органов исполнительной власти регионов определены более простые обязательства, которые связаны с особенностью конкретного субъекта.

Редакция закона

Нормативный акт вступил в законную силу 07.12.2011 года. И на сегодняшний день существует именно указанная редакция. Однако в 2017 году был издан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Также указанное законодательство редактируется за счет иных нормативно-правовых актов. Последние изменения произошли 25.12.2018 года.

Что было введено:

  • Существенно была расширена 4 часть статьи 35. В основания включения в план ежегодной проверки, является истечения с момента: регистрации юридического лица, с момента окончания проведения последней проверки, с проведения последней проверки органами регулирования тарифов;
  • Часть 4.1 статьи 35 также содержит дополнительные сведения: при осуществлении государственного контроля, по-другому надзора, в сфере регулирования тарифов, иные плановые проверки не проводятся.

Цели изменений

В первую очередь следует определить, какие цели ставит указанный законодательный акт. Данные моменты также прописаны в его статьях. К ним относятся:

  • Повышение эффективности водопроводных сетей;
  • Осуществление защиты здоровья и жизней граждан, проживающих на территории России. Поэтому к качеству, как холодной, так и горячей воды предъявляются особые требования;
  • Реализация такого определения, как доступность;
  • Регулярный осмотр и ремонт централизованных систем.

В таком случае, для чего вводятся изменения, касающиеся ежегодных проверок? Именно для обеспечения данных основных принципов законодательной системы. Также основным приоритетом нормативного акта остается обеспечение население доступной и качественной водой.

Новое в требованиях к водоотведению

Новые требования были установлены Постановлением правительства под номером 1134 от 03.11.2016 года. Данный нормативный акт немного смягчил параметры, которые применяются к составу и свойствам сточных вод, отводящихся в центральную систему.

Мягкие требования коснулись содержания сульфатов, меди, мышьяка, алюминия, железа и иных элементов. Полностью исключены моменты, касающиеся индекса токсичности и минерализации.

Однако не все так просто. Указанные требования могут применяться в смягченной форме, только если юридическое лицо заключит специальный договор, по которому данные моменты могут быть увеличены. Для этого потребуется соблюдение определенных условий:

  • Очистительные системы должны быть в состоянии выдержать большую нагрузку;
  • Общее качество очистки не должно ухудшаться.
Важно! Данные факты в обязательном порядке должны подтверждаться результатами экспертизы.

Новое в требованиях к водоснабжению

Также Постановление правительства от ноября 2016 года коснулось вопроса водоотведения. Было принято решение увеличить минимальные нормы водообеспечения при предоставлении жидкости населению. Использовавшиеся ранее нормы были рассчитаны скорее на экстренные случаи. Подобные методы не позволяли обеспечивать жителям комфортную жизнь на протяжении длительного времени.

Уточняются моменты, касающиеся самовольного пользования центральной системой. До этого они также применялись, но расшифровки данного понятия не было. Теперь под самовольным подключением понимается пользование системами ХВС и водоотведения без заключения соответствующего соглашения.

Договорные отношения

Введены и новые формы договоров, которые заключаются между сторонами для обеспечения водой и обслуживания. Одно из новшеств — это появление возможности по внесению предоплаты. Ранее данная мера не предусматривалась.

Как можно понять, закон работает на благо граждан. Его задачей по-прежнему остается обеспечение населения качественной водой по разумной цене. Также нормативный акт регулирует и устанавливает обязанности по надзору за данным типом предоставляемых услуг.

Что включает в себя контроль состава и свойств сточных вод в 2020 году?

После того как Правила №728 вступили в силу, контроль сточных вод включает в себя следующие этапы:

  • Проведение отбора проб сточных вод;
  • Дальнейший анализ отобранных проб сточных вод;
  • Визуальный контроль (если точнее, то под этим подразумевается проверка объектов на соблюдение требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения).

Обратим внимание, визуальный контроль – этап новый. Выполняется в соответствии с Правилами №644 и Правилами №728 по веществам, отходам, сточным водам, по которым проверка на соответствие требованиям о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и далее его анализа. Такая процедура проводится, если запрещенные сбросы в ЦСВ визуально можно обнаружить. Данные вещества есть в перечне приложения №4 к Правилам №644.

Фактические показатели сточных вод определяются с помощью специального оборудования для отбора проб, которое устанавливает организация, осуществляющая водоотведение.

Кто отвечает за каждый этап контроля водоотведения?

  • Визуальный контроль проводит организация по водоотведению;
  • Согласно специальным требованиям, отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией или же организацией по водоотведению;
  • Также аккредитованная лаборатория проводит анализ уже отобранных проб.

Требования к абонентам:

  1. Предоставить возможность провести визуальный контроль и отбор проб сточных вод;
  2. Обеспечить свободный доступ к воде для проведения контроля;
  3. Дать организации по водоотведению свободный доступ к канализации;
  4. Обеспечить места для отбора проб сточных вод и установить специальные указатели, которые будут идентифицировать контрольные канализационные колодца (они не должны мешать установке оборудования);
  5. В процессе осуществления визуального контроля должен присутствовать абонент или его представитель.

Периодичность контроля водоотведения

Контроль бывает плановым и внеплановым. Давайте рассмотрим его отличия.

Плановый контроль проводится не чаще чем 1 раз в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. Исключение – абоненты, объекты которых производят сбросы объемом меньше 30 кубометров в сутки в целом (если сточные воды отводятся в канализацию). Периодичность планового контроля в таком случае не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

Что касается внепланового контроля – он проводится в обязательном порядке в том случае, если:

  • Произошла авария, либо ЦСВ или ее элементы вышли из строя;
  • При государственном экологическом надзоре были выявлены нарушения и получены предписания об их устранении;
  • Водный объект был загрязнен ЦСВ в месте выпуска в него сточных вод.

Что изменилось в водоотведении в 2020 году?

Известно, что до 3 июня 2020 года действующими считались Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525.

Теперь на смену ранее действующим пришли новые правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728.

Основное отличие новых правил от уже устаревших: ранее абоненты делились на две категории:

  • Абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС загрязняющих веществ (ЗВ), или же иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ;
  • Абоненты, для объектов которых нормативы допустимых сбросов в ЦСВ не устанавливаются.

Теперь контролю подлежат состав и свойства сточных вод, сбрасываемые всеми абонентами в канализации, абонентов не делят на категории “с НДС” и “без НДС”. Ранее контроль проводился в соответствии со специальной программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывалась согласно Правилам №525. В данную программу входил перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов (по категориям абонентов).

Предельно допустимые сбросы в водные объекты

В новых же Правилах №728 больше нет разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод. Таким образом, НДС для абонентов, имеющих объекты, которые осуществляют сбросы в ЦСВ не устанавливаются. Программу контроля состава и свойств сточных вод разрабатывать и согласовывать не нужно.

Обязательными критериями соответствия сточных вод теперь являются:

  • Фактические показатели состава и свойств сточных вод, которые входят в Декларацию о составе и свойствах сточных вод

и/или

  • Нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойства сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Таким образом, для абонентов ЦСВ преобразованы требования к параллельному отбору проб, установлены требования к «визуальному осмотру». Старые Правила № 525 окончательно отменены. Кроме того, упразднены Правила взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. Весомые изменения коснулись и Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Штрафы для водопользователей

Размер штрафов для водопользователей зависит от состава нарушения. Загрязнение вод может грозить водопользователю даже уголовной ответственностью. Штрафы не коснутся Вас лишь в том случае, если Вы соблюдаете нормы экологического законодательства и имеете всю необходимую предприятию разрешительную документацию. Специалисты ЭкоПромЦентра помогут Вам в любом вопросе водопользования!

На момент написания материала продолжают вносится изменения. Для абонентов с водоотведением менее 30 кубометров в сутки, плата составляет 20 000 руб./мес. Кроме того, планируется введение новой услуги касаемо платы за экологический ущерб сетям водоотведения. Нужно учесть, что необходимо дождаться окончательных результатов изменений для полного понимания того, как предстоит отчитываться водопользователям.

Из чего складывается водоотведение?

Процесс отведение использованной воды, состоит из:

  • отвода бытовых стоков из жилых и нежилых помещений по централизованным канализационным сетям;
  • транспортировки стоков к очистным сооружениям;
  • очистки и обеззараживания с последующим использованием в технических целях или спуском в природные водоемы.

Водоотведением из дома выводятся все нечистоты, затем они очищаются, а только потом собираются в канализации и транспортируются.

Как оплачивается и рассчитывается?


Плата зависит от количества потребленной воды по счетчику или по нормативу (если нет счетчика). Для расчета берется объем холодной и горячей воды. В канализацию должно уйти то же количество кубометров.
Для расчета потребленной воды, которая должна быть отведена, берутся показания водосчетчиков.

ВОДООТВЕДЕНИЕ = (ГВС + ХВС) × ТАРИФ

Водоотведение на общедомовые нужды (ОДН)

Жители многоквартирных домов должны оплачивать также общедомовые нужды. Если в доме установлен общий счетчик по водоотведению, то можно измерить разницу по его показаниям и отводу воды от квартир, поданных по счетчикам индивидуального учета.

Если есть отклонения, то это и будет ОДН. ОДН распределяются на каждую квартиру пропорционально ее площади в общем объеме помещений дома.

Если прибор общий счетчик в доме не установлен, то за ОДН жильцы оплачивать не должны, т.к., нормативы здесь не установлены, поэтому и не существует порядка расчета.

Источники

  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/34455
  • https://lawlinks.ru/416-fz-o-vodosnabzhenii-i-vodootvedenii/
  • https://zkhrf.ru/zakony-zhkh/fz-416
  • https://zakonoved.su/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD.html
  • https://ecopromcentr.ru/vodootvedenie-2020/
  • https://zen.yandex.ru/media/pozakony/chto-takoe-vodootvedenie-v-kommunalnyh-platejah-5efb78387716483f5c429f03

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: