Госдума приняла ряд законов, регулирующих интернет-отрасль

Содержание
  1. Суверенный Интернет: что это?
  2. От каких угроз должен защитить новый закон
  3. Основания для создания закона о независимом интернете
  4. Зачем потребовалось введение законопроекта?
  5. Ограничения просветительской деятельности в интернете
  6. Операторы связи установят оборудование за счет бюджета
  7. Высокие штрафы. Бюджет должен пополняться. Усилилась ответственность.
  8. Цели, которые преследует вступивший в силу закон
  9. Государственные сервисы должны хранить базы в России
  10. Закон о фейковых новостях
  11. Борьба за Власть над умами между Государством и Глобальными Корпорациями
  12. Протесты против принятия законопроекта
  13. Техническая составляющая
  14. Что будут делать при угрозах российскому интернету
  15. Экономическая составляющая
  16. Как повлияет на граждан новый закон
  17. Цель законопроекта
  18. Внешний фактор
  19. Риски госрегулирования обмена трафиком
  20. Вопросы фильтрации трафика
  21. Риск изоляции Рунета
  22. Для проверки будут проводить учения
  23. Запрет публикации мата и гостайны в социальных сетях
  24. Блокировать запрещенный трафик можно будет централизованно
  25. Рассмотрение законопроекта
  26. Зачем приняли этот закон?
  27. Критика ФЗ N90
  28. Грядущие изменения в 2021 году
  29. Есть угрозы отключения интернета?
  30. Другие положения
  31. Какие сайты могут блокировать напрямую
  32. Последствия законопроекта
  33. Оператор не отвечает за сбои связи из-за работы нового оборудования

Суверенный Интернет: что это?

Суть закона о суверенном Интернете в России:

  • за каждой точкой обмена трафиком будет закреплен свой номер автономной системы;
  • интернет-провайдеров обяжут установить инструменты, направленные на борьбу с “опасными” ресурсами — блокировку;
  • каждый канал связи, который станет пересекать границу государства, будет фиксироваться провайдером, а информация о нем — передаваться Правительству;
  • по распоряжению Правительства провайдеров обяжут менять каналы связи так, чтобы точки, через которые происходит обмен трафика, были зарегистрированы в реестре;
  • при возникновении угрозы контролировать Рунет будет Роскомнадзор;
  • также начнут проводиться учения провайдеров, нацеленные на повышение безопасности интернет-серфинга.

1 мая 2019 года Путин подписал закон о суверенном Интернете, но инициаторами этого проекта являются другие знаковые люди:

  • Андрей Клишас — сенатор, прославившийся законом об административной ответственности за оскорбление Конституции и государства в Интернете;
  • Людмила Бокова — член Совета Федерации, которая входит в совет попечителей фонда “Разумный интернет”;
  • Андрей Луговой — депутат Государственной Думы.
Сколько же будет стоить внедрение независимого Интернета? Масштабный проект требует таких же огромных затрат, что также является объектом недовольства общественности. На данный момент на реализацию закона планируется потратить не менее 30 миллиардов рублей. При этом в сети появляются данные о том, что эта сумма может возрасти и до 50 миллиардов.

Такие затраты велики даже для России. Но депутаты оправдывают их тем, что в случае отключения Рунета от Всемирной сети страна понесет гораздо больший урон.

От каких угроз должен защитить новый закон

По существующему закону защита нужна на случай «угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования интернета и связи» в России. Конкретного списка угроз пока нет, потому что закон рамочный. К нему еще будут принимать подзаконные акты: постановления, порядки, регламенты, приказы. Их уже готовят.

Основания для создания закона о независимом интернете

Угроза российскому сегменту интернета обсуждалась еще на совещании Совета безопасности России при участии Владимира Путина в 2014 году. Минкомсвязи в ходе данного совещания выступил с докладом, который сводился к тому, что российский сегмент интернета крайне уязвим для внешних угроз. Обсуждалась возможность как временной изоляции России от внешнего интернета, так и, наоборот, меры предотвращения такой изоляции извне.

2 декабря 2016 года ФСБ России сообщила, что ведомству стало известно о готовящемся кибернападении на ряд крупных банков России с целью дестабилизировать экономику страны. Сотрудникам Федеральной службы безопасности удалось выявить, что техническая база для готовящегося нападения находится на территории Нидерландов, а оборудование принадлежит украинской хостинговой компании «BlazingFast».

29 декабря 2016 года Герман Клименко, советник Президента РФ по интернету, сообщил, что в случае обострения отношений РФ с США и странами ЕС возможно использование отключения РФ от интернета в качестве метода давления и влияния на политику страны. На этом основании советник Президента сделал вывод о необходимости создания средств для предотвращения данного давления.

4 июня 2018 года американская компания GeoTrust в рамках санкций, наложенных США, парализовала работу Общественной палаты РФ, когда заблокировала SSL-сертификат сайта, тем самым сделав его недоступным.

В сентябре 2018 года президент США Дональд Трамп подписал Национальную стратегию кибербезопасности США, один из пунктов которой гласит:

  • Preserve peace and security by strengthening the ability of the United States — in concert with allies and partners — to deter and, if necessary, punish those who use cyber tools for malicious purposes.

Что можно перевести, как:

  • Защищать мир и безопасность путем усиления способности США сообща с союзниками и партнерами значит сдерживать, а если необходимо наказывать тех, кто использует киберинструменты со злым умыслом.

Таким образом, принятая Трампом стратегия позволяет использовать интернет, как оружие, и применять к любой стране, якобы использующей интернет со злым умыслом против США.

В 2019 году американская аналитическая компания NetBlocks провела исследование, в ходе которого посчитала, что в случае внезапного отключения России от всемирной сети страна ежедневно будет терять около 20,4 млрд рублей.

Для защиты от подобного рода угроз законодатель и разработал закон о «суверенном интернете». Россия далеко не первая страна, которая задумывается о защите интересов страны и населения в интернет-пространстве. В Китае функционирует так называемый «Великий китайский файрвол», в США не так давно приняли вышеназванную стратегию кибербезопасности, а в Индии и Казахстане практикуют отключения интернета.

Зачем потребовалось введение законопроекта?

Прежде всего, изменения в действующее законодательство были внесены с учетом риска введения санкций относительно нашего государства и отключения местных провайдеров от иностранных ресурсов.

Еще одна причина введения законопроекта — возможная атака российской сети. Входящий и исходящий трафик будут полностью контролироваться Роскомнадзором. Поэтому в случае реальной угрозы “опасные” ресурсы подвергнутся ограничению. Угрозы, которые могут привести к блокировке ресурсов, пока не уточнены. Рассмотрение потенциальных опасностей пройдет позже, после чего их список будет опубликован в Постановлении Правительства РФ.

Ограничения просветительской деятельности в интернете

Этот законопроект уже принят в первом чтении.

Этим законом могут быть введены серьезные ограничения на блогерскую деятельность как таковую.

Операторы связи установят оборудование за счет бюджета

Чтобы никто не мог отключить интернет в России, операторы связи должны установить у себя какое-то оборудование. Пока оно называется просто «технические средства», без конкретики.

Это оборудование должно сделать так, чтобы трафиком по России можно было управлять централизованно. Это касается не только бесперебойного доступа в случае внешних угроз, но и блокировок запрещенных сайтов. Сейчас их блокируют по сетевым адресам и это не всегда помогает. Потом смогут блокировать с помощью запрета трафика.

Пока непонятно, сколько денег на это понадобится. В финансовом обосновании законопроекта написано, что нисколько. Потом звучали суммы от 20 до 30 млрд рублей.

Как именно устанавливать оборудование для контроля трафика, пока неясно: правительство еще будет формировать эти правила.

Высокие штрафы. Бюджет должен пополняться. Усилилась ответственность.

По ФЗ О сувенирном Интернете придумали ответственность:

  • За неустановку ТСПУ, несоблюдение ТУ/требований к Сетям при использовании ТСПУ: на должностное лицо: 15-30 т.р., ИП 30-50 т.р., ЮЛ 300-500 т.р., повторно до 1 млн. руб.
  • Та же ответственность за неустановку Ревизора.
  • Для IX (точек обмена трафиком) – ответственность в 1.5 раза ниже.
  • Если Оператор пользует IX не из Реестра: ИП:100-300 т.р., ЮЛ: 500-700 т.р., повторное – до 1 млн.руб.
  • Подключение IX Оператора без СОРМ: ИП: 30-50 т.р., ЮЛ:60-300 т.р., или приостановление деятельности.
  • Нарушение правил Маршрутизации: 20-60 т.р.
  • Непредоставление сведений по Сув.Рунету: 5-20 т.р.

С 01.01.2021 года Штрафы за неблокировку Запрет.Инфо повысятся в 2-6 раз. (проект подписан Советом Федерации):

  • на Юрлиц: было 50-100 т.р., стало: 100-500 т. р.;
  • на Должностных: было: 3-5 т. р., стало: 10-30 т..р. При этом на ИП штрафы убрали;
  • также, ввели наказание за повторное нарушение: должностные: 30-50 т.р., Юр. Лица: 300-800 т. р.

Цели, которые преследует вступивший в силу закон

В первую очередь, законодатель планирует создать на территории страны корневые серверы (DNS-серверы), которые позволят поддерживать автономную работу интернета даже в случае попыток отключения страны от всемирной сети. Таким образом, реализация законопроекта должна обеспечить стране защиту от угрозы лишения ее связи.

На Роскомнадзор возлагается обязанность следить за угрозами стабильности внутренних сетей страны, а на операторов связи, в свою очередь, ложится обязанность по установке специального оборудования для предотвращения негативного воздействия этих угроз. Оборудование будет закупаться на средства бюджета. На данный момент выделено 20,8 млрд рублей.

В случае чрезвычайной ситуации (например, войны) Правительство хочет иметь возможность не только поддерживать связь внутри страны, но и в случае необходимости полностью отключить Россию от мирового интернета или отключить интернет в целом. Эксперты отмечают, что технически реализовать такое отключение возможно, но его последствия парализуют работу всех служб страны, а ущерб экономике будет колоссальным.

Государственные сервисы должны хранить базы в России

По новому закону все государственные органы, которые хранят электронные базы или предоставляют какие-то сервисы, при закупках программ и систем должны следить, чтобы в их составе не было баз, которые хранятся не в России. И чтобы для использования этих систем не использовалось какое-то оборудование, находящееся за границей.

Для электронных подписей документов, которые люди отправляют госорганам, тоже нужно использовать российские стандарты.

Закон о фейковых новостях

Именно этот закон послужил тем законотворческим спусковым крючком по обузданию вольницы в интернете. Если точнее, то в марте 2019 года были приняты поправки в КоАП и Закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с этими поправками, появилась ответственность за распространение недостоверной общественно-значимой информации (фейк)

За распространение такой информации в сети интернет предусмотрены штрафы и блокировка ресурса.

Для граждан предусмотрены следующие штрафы:

  • за первое распространение фейка – штраф от 30 до 100 тыс. руб.
  • повторное распространение – штраф от 100 до 300 тыс. руб.
  • если распространение фейка повлекло смерть человека, причинение здоровью или имуществу, массовое нарушение правопорядка – штраф от 300 до 400 тыс. руб.

Борьба за Власть над умами между Государством и Глобальными Корпорациями

Это общемировая тенденция. Госвласть для самосохранения имеет цель: управлять умами граждан. Сейчас умы “живут” в Интернете (по последним опросам, большинство черпает информацию из Интернета, а не из традичионных СМИ (ТВ, радио, бумажная пресса).

Для управления умами сегодня надо управлять онлайн-контентом, который крутится в Интернете. И здесь есть 2 разных подхода:

1) Восточный: Блокировать “Контент” (неважно, что меньшинство смотрит запрещенку, важно – что большинство не может смотреть).

Эта модель предполагает отсутствие свободы выбора. А за неблокировку уже наказываются штрафами.

2) Западный: Штрафы миллионнодолларовые за запрещенку (персональные данные, нацизм).

И здесь уже сами платформы вынуждены ставить Фильтры (пример – Германия). При этом свобода сохраняется, но за неё надо Дорого платить.

Протесты против принятия законопроекта

10 марта 2019 года в Москве на проспекте Сахарова состоялся митинг в поддержку свободного Интернета, организаторами которого выступили активисты незарегистрированной Либертарианской партии, которая в прошлом году проводила массовую акцию против блокировок мессенджера Telegram, а также Общество защиты интернета. По данным полиции, в акции приняло участие около 6,5 тыс. человек, при подсчёте прошедших на митинг через рамки — 15,3 тыс.

Техническая составляющая

По данным неназванных сотрудников операторов связи, подобные системы могут применяться в будущих системах фильтрации трафика (в роли «технических средств противодействия угрозам», ограничивающих доступ к информации из ЕРЗС) Сходные DPI-системы иногда применяются в корпоративных сетях.

В августе-сентябре 2019 года тестирование оборудования производилось на Урале. По состоянию на конец октября 2019 года были приняты не все подзаконные акты, необходимые для реализации проекта.

Что будут делать при угрозах российскому интернету

Сейчас в законе о связи есть Органы власти и до нового закона имели право блокировать любые средства связи или использовать их для своих целей. Например, при природных и техногенных катастрофах. А всем сообщениям, которые касаются жизни людей и национальной безопасности, положено давать приоритет. И все это за счет самих операторов.

То есть при угрозе наводнения, взрыва, эпидемии или войны по телевизору, радио и смс будут транслировать не сериалы, музыку и рекламу, а инструкции и предупреждения для людей.

 Она касается управления сетями связи именно при угрозах интернету. Вот примерный план:

  1. Чтобы вовремя понять, есть ли угроза интернету, Роскомнадзор мониторит, как работает оборудование для защиты трафика по России. Для этого создадут центр мониторинга и управления.
  2. Если выясняется, что появилась угроза, Роскомнадзор берет на себя централизованное управление сетями связи, которые обеспечат бесперебойный интернет в России.
  3. Централизованное управление заключается в том, что Роскомнадзор возьмет под контроль оборудование или будет раздавать операторам указания по специально созданным каналам.

Экономическая составляющая

В рамках программ «Цифровая экономика Российской Федерации» (более 20 миллиардов рублей) и «Информационное общество» (1,842 миллиарда) на реализацию закона в госбюджете на 2019—2021 годы уже заложено 30,8 млрд рублей, включая 20,8 млрд на «закупку IT-систем». Кроме того, по оценке Экспертного совета при правительстве РФ, затраты операторов связи составят 134 млрд рублей.

Законопроект о «суверенном рунете» может замедлить развитие в России интернета вещей, чувствительного к потенциальным задержкам передачи данных. Согласно письму Ассоциации участников рынка интернета вещей (объединяет ведущих операторов связи России), это может негативно сказаться на реализации перспективных проектов «умных городов», а также сказаться на цифровизации транспортной инфраструктуры и промышленном интернете.

Как повлияет на граждан новый закон

Счетная палата в своем критическом отзыве на ФЗ N90 указывала на возможное подорожание услуг связи из-за затрат на покупку, установку и обслуживание оборудования. По нормам вступившего в силу закона операторы должны устанавливать специальное оборудование для защиты сети. Деньги на это будут выделяться из бюджета, а вот затраты на установку и обслуживание оборудования, похоже, лягут на плечи операторов связи, а те, в свою очередь, переложат их на абонентов.

Поскольку на данный момент система не отлажена, а оборудование только начинают устанавливать, возможны отключения и сбои в работе интернета до того момента, пока система не будет полностью налажена.

Можно сделать вывод, что пользователи российского сегмента интернета могут столкнуться с временными проблемами технического характера на начальном этапе реализации закона, а также с увеличением стоимости услуг.

Законодатель твердо заявил, что доступ к информации будет ограничиваться только в случаях, предусмотренных законом, поскольку право на доступ к информации гарантируется Конституцией РФ (ст. 29 п. 4). Напомним, что на данный момент ограничивается доступ к интернет-ресурсам, которые:

  • распространяют экстремистские материалы
  • распространяют порнографические материалы
  • распространяют фейковые новости
  • пропагандируют терроризм
  • пропагандируют акты самоубийства среди несовершеннолетних
  • нарушают закон об авторском праве
  • оскорбляют представителей власти или государственные символы.

Доступ будет ограничиваться к сайтам, нарушающим федеральные законы РФ. Собственно, блокировка таких интернет-ресурсов проводилась и до принятия данного закона, и он не вводит никаких новых оснований для запрета доступа к ресурсам интернета.

Таким образом, закон улучшает сам механизм блокировки и, по заверениям законодателя, никак не воспрепятствует доступу граждан к мировой сети, а, наоборот, позволит обеспечить бесперебойную работу интернета в случае ЧП.

Цель законопроекта

Согласно официальной версии, законопроект предполагает создание независимой инфраструктуры для бесперебойного функционирования интернета в России. Она позволит обеспечить работоспособность сайтов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам интернета Законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями следить за функционированием интернета и сетей связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости. А на операторов связи, обеспечивающих доступ в интернет, возлагается обязанность установки у себя в сети технических средств противодействия таким угрозам.

По информации экспертов ПИР-Центра, стратегия кибербезопасности США не содержит угроз по отключению России от сети и в качестве возможных ответных мер на кибератаки предусматривает санкции. Согласно заявлению официальных властей Сирии, отключение Интернета в 2012 году было осуществлено «террористами, атаковавшими кабели». Согласно другой версии, это произошло из-за случайного действия американской «закладки» в маршрутизаторе, находившемся под контролем правительства страны.

Согласно отзыву комиссии по связи и информационно-телекоммуникационным технологиям РСПП, угроза отключения от зарубежных корневых серверов неактуальна, поскольку соответствующие функции выполняют уже имеющиеся в России копии корневых серверов (из 13 корневых серверов DNS большинство расположено в США, несколько — в Европе и Японии). Кроме того, отключение сети в России по команде из США или какой-либо другой страны невозможно в силу архитектуры DNS-серверов, причём такая попытка будет сопровождаться высокими издержками для самих СШ.

Внешний фактор

Обсуждение необходимости принятия специализированного правового акта, направленного на обеспечение безопасности российского сегмента сети Интернет, велось на протяжении нескольких лет. В 2014 году учения, проведенные Минкомсвязи, показали, что «Рунет уязвим», и обсуждались меры по «минимизации рисков», в том числе и возможность «временного отключения» Рунета от внешнего мира. 29 декабря 2016 года советник президента РФ по интернету Герман Клименко заявил о необходимости разработки защитных сценариев на случай дальнейшего ухудшения внешнеполитических отношений между Россией, США и странами Европейского союза Вероятность отключения России от мирового Интернета он оценил как очень высокую.

Риски госрегулирования обмена трафиком

Среди прочих мер закон предусматривает, что обмен трафиком на территории страны будет осуществляться только через специально одобренные и внесённые в соответствующий реестр точки обмена. Операторы, не исполняющие указания Роскомнадзора или правоохранительных органов, могут быть отключены от точек обмена.

Вопросы фильтрации трафика

Операторы связи, установившие в своей сети «технические средства противодействия угрозам», освобождаются от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией. Если ранее фильтрация осуществлялась самими провайдерами по спискам блокировок Роскомнадзора, то с реализацией закона её будет обеспечивать оборудование, установленное государством.

Риск изоляции Рунета

По мнению ряда экспертов, реализация закона создаст техническую возможность отделения российского сегмента сети от зарубежного, а также блокировки интернета в отдельных регионах. Ранее Совет безопасности России обсуждал необходимость временного отключения России от глобального интернета в случае чрезвычайной ситуации

Для проверки будут проводить учения

Чтобы понять, когда и как использовать оборудование, какие проблемы при этом возникают и как их решать, операторов связи и распространителей информации — то есть соцсети и мессенджеры — обяжут участвовать в учениях. Как их будут проводить, пока непонятно: на этот счет тоже выпустят отдельный документ.

Запрет публикации мата и гостайны в социальных сетях

Новая редакция закона (принята 30.12.2020г.) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает ругаться матом в социальных сетях.

Под матом понимаются всем известные корни слов, начинающиеся на:

  • “х…”
  • “п…”
  • “б…”
  • “е…”
  • и вроде как “м…”.

В соответствии с законом соц.сети обязаны блокировать посты и комментарии с матом в течение суток.

Блокировать запрещенный трафик можно будет централизованно

Когда появится оборудование, при угрозах блокировать смогут без оператора. Эту норму специально прописали в законе: если началось централизованное управление и сайт можно заблокировать с помощью этих технических средств, оператору ничего делать не нужно, мы тут сами. Но для этого нужно переключить рубильник «Централизованное управление». А чтобы его переключить, должны появиться угрозы из списка правительства.

Рассмотрение законопроекта

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин назвал инициативу сенаторов актуальной. Однако, по его словам, некоторые положения законопроекта нужно изучить на предмет «технологической реализуемости в рамках инфраструктурных возможностей российского сегмента сети Интернет».

17 декабря проект правового акта был направлен на экспертизу в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, выступающий в качестве профильного по данному вопросу. После более чем двухмесячного обсуждения и внесения ряда корректировок комитет вынес положительное заключение, рекомендовав концепцию законопроекта к принятию. Обеспечение безопасного функционирования технологических сетей предполагалось возложить на операторов связи и собственников.

Законопроект в целом поддержали Минкомсвязи, Роскомнадзор, Россвязь, ФСО и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, представив каждый свои замечания на него. Счетная палата не поддержала инициативу, отметив риски роста стоимости товаров и услуг в связи с его исполнением.

11 апреля на пленарном заседании Госдума принимает законопроект во втором, основном чтении. За время подготовки была произведена консультация с профильными ведомствами, в результате которых в текст было внесено 27 поправок, направленных на уточнение полномочий госорганов.

16 апреля законопроект был принят Госдумой в третьем чтении 307 голосами «за» из 375 учтенных системой голосов. Отдельные иностранные СМИ заявили, будто бы система голосования учла несколько голосов депутатов, которые не присутствовали на заседании. 22 апреля проект был одобрен в Совете Федерации

1 мая 2019 года законопроект был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и был опубликован как «Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ» на официальном портале. Закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года

Зачем приняли этот закон?

Россия боится, что кто-то сделает так, чтобы в стране были перебои с интернетом. Или его вообще отключат. Эксперты спорят насчет того, может ли такое случиться, но в теории это возможно: за рубежом могут как минимум создать проблемы со связью внутри страны. Некоторые эксперты утверждают, что интернет децентрализованный и отключить Россию просто так не получится, а весь этот закон создан для распила, обогащения и ухудшения жизни в стране. У нас на этот счет нет мнения.

Если пофантазировать, что интернет для России все-таки смогут ограничить, то в первую очередь сложности будут не с доступом к роликам на Ютубе, не к профилям во Вконтакте или подпискам в Инстаграме. Проблема будет даже не в доступе к корпоративной электронной почте или сайтам с разоблачающими статьями про чиновников. Без доступа к интернету случится сбой в работе государственных сервисов, электронных баз и услуг.

Если предположить, что Россия осталась совсем без интернета (мы не знаем, насколько это технически выполнимо, поэтому воображаем самый дурной сценарий):

  1. Перестанут работать приложения банков и банкоматы.
  2. Пенсионерам не смогут начислять пенсии.
  3. Остановятся сделки с недвижимостью и машинами.
  4. Нельзя будет получить пособие и учесть льготу по налогам.
  5. Бизнес не сможет принимать и переводить деньги.
  6. Не получится пробить чек в магазине.
  7. Остановится электронный обмен документами.
  8. Не будут работать госуслуги и МФЦ.
  9. Не выдадут посылку на почте.
  10. Возникнут перебои с мобильной связью.
  11. У армии будут проблемы с командованием и управлением.
  12. Не будет работать электронная оплата чего-либо.
  13. Перестанет нормально работать метро, аэропорты и железная дорога.

Если вдруг такое произойдет, делать что-то будет уже поздно, закупать оборудование — бесполезно, а принимать новые законы и создавать инфраструктуру — долго. Поэтому сейчас решили сделать хоть что-то. Или можно предположить, что группа олигархов решила обогатиться за счет нового масштабного госконтракта: каждый может сделать самостоятельные выводы из этого закона в соответствии с собственным кругозором и интересами.

Критика ФЗ N90

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выступил с критикой закона, указывая на то, что целью закона является обеспечение стабильной работы интернета в случае каких-либо угроз, но как раз централизованная система больше уязвима, так как в случае ЧП послужит единой точкой отказа работы всей сети.

Грядущие изменения в 2021 году

1 января 2021 года вступит в силу положение ФЗ N90, обязывающее государственные органы, органы местного самоуправления, унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения при взаимодействии в электронной форме как между собой, так и с частными организациями и физическими лицами, обеспечить возможность защиты данного способа взаимодействия. Защита передачи данных будет осуществляться в форме криптографической защиты информации, нормы которой установлены ФЗ N162 «О стандартизации в Российской Федерации».

1 января 2021 года также вступит в силу подпункт 3 пункта 8 статьи 56.2 федерального закона «О связи». Данный пункт обязывает владельцев технологических сетей связи, имеющих автономный номер, использовать национальную систему доменных имен и применять технические и программные средства, работающие в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Есть угрозы отключения интернета?

Российское руководство считает, что есть. В пояснительной записке к закону ссылаются на то, что в своей стратегии кибербезопасности США официально заявляет о «сохранении мира силой» (что бы это ни значило). Россию наравне с Ираком и Северной Кореей обвиняют то в хакерских атаках, то во вмешательстве в выборы. По мнению США, все это наносит ущерб компаниям и государствам. А наказания Россия за это вроде бы не понесла — очевидно, люди, которые так пишут, никогда не были в России.

Другие положения

Законом также предусматривается создание национальной системы доменных имен. Положения о системе, порядок ее создания и правила ее использования будет определять Роскомнадзор, который также установит перечень групп доменных имен, составляющих российскую доменную зону. Координацию будет осуществлять специальная некоммерческая организация, одним из учредителей которой будет Россия.

Кроме того, вводятся правила маршрутизации трафика, в соответствии с которыми весь обмен трафиком должен будет вестись через определенные точки обмена, включенные в специальный реестр. Вести его будет также Роскомнадзор, а порядок ведения утвердит кабмин. Для операторов государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем компаний, осуществляющих закупки в соответствии с профильным федеральным законом, вводится “запрет на использование при эксплуатации информационных систем баз данных и технических средств, размещенных за пределами РФ и не входящих в состав таких информационных систем”.

Какие сайты могут блокировать напрямую

В условия блокировок внесли уточнения. Раньше там было написано, что блокировка через оператора, а теперь есть пункт, что при централизованном управлении трафиком блокировки пойдут напрямую.

Если верить закону, само по себе централизованное управление вводиться не должно. Закон не дает Роскомнадзору право просто так взять и включить новые способы блокировок. В обычном режиме все остается как сейчас — так, по крайней мере, предусматривает новый закон.

Последствия законопроекта

Чем грозит суверенный Интернет?

  • Роскомнадзор предоставит операторам связи технические средства, направленные на защиту от угроз Российской сети. Порядок их установки и действия, а также перечень угроз будут позже утверждены Правительством.
  • Операторов связи обяжут проходить обучение, нацеленное на обеспечение безопасной связи в Рунете.
  • При наличии угроз Роскомнадзор сможет самостоятельно управлять сетями общего пользования.
  • Из-за того, что у Роскомнадзора будет полная информация маршрутизации сообщений, он сможет блокировать доступ к любому подозрительному ресурсу, что значительно усложнит обход таких ограничений.

Новый законопроект вызвал немало шумихи. Когда стало известно о рассмотрении этих изменений, в Сети начали появляться петиции против закона о суверенном интернете. Причем инициаторами протестов стали не только обычные пользователи, но и известные люди.

Многотысячные митинги не возымели действия, хотя СМИ уверяют, что рядовых граждан законопроект вообще вряд ли коснется

Причиной для масштабного волнения пользователей стала информация о том, что уже в ноябре Мировой Интернет станет недоступен россиянам. Спешим успокоить, массового отключения от Всемирной сети не произойдет. Закон о суверенном Интернете в 2019 году разработан лишь на случай введения санкций относительно России. Но вероятность подобных ограничений довольно низкая.

А что касается блокировки некоторых интернет-ресурсов – эта крайняя мера станет применяться лишь в исключительных ситуациях. Недоступными окажутся только те сайты, которые представляют серьезную опасность для Рунета. Поэтому волнения среди пользователей практически не имеют оснований.

Оператор не отвечает за сбои связи из-за работы нового оборудования

Обычно оператор связи должен оказывать услуги такого качества, чтобы абоненты могли без проблем получать и отправлять сообщения, звонить, выходить в интернет. Если что-то не так, операторы сами устраняют неполадки, а если абоненту причинили убытки, то надо их возмещать.

Все это не работает, если сбой произойдет из-за проблем с тем самым новым оборудованием, которое должно защищать от угроз. Ни абоненты, ни государство оператора не накажут.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/subsidii/chem-grozit-rossiianam-zakon-o-suverennom-internete-i-zachem-on-nujen-5d0f39bcb34feb00af5df5da
  • https://journal.tinkoff.ru/news/runet/
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/suverennui-internet.html
  • https://zen.yandex.ru/media/fintonkosti/5-zakonov-o-zapretah-i-ogranicheniiah-v-internete-kotorye-kosnutsia-mnogih-6019338a2d3708189cad0a3b
  • https://nag.ru/articles/article/108015/internet-i-zakon-tendentsii-2020-goda.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%C2%AB%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5%C2%BB
  • https://tass.ru/ekonomika/7068960

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: