Использование земель не по их целевому назначению

Содержание
  1. Виды наделов по целевому использованию
  2. Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?
  3. Как доказать факт незаконного владения ЗУ?
  4. Пошаговая инструкция
  5. Проверка
  6. Нецелевое использование земельного участка: ответственность
  7. Наказание за последующее нарушение
  8. Ответственность за использование ЗУ без документов
  9. Незарегистрированные постройки
  10. Порча земли
  11. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ
  12. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
  13. Когда могут отобрать участок за неиспользование
  14. Штрафные санкции
  15. Изъятие участка у арендатора за неиспользование
  16. Изъятие участка у собственника за неиспользование
  17. Основания изъятия при нецелевом использовании участка
  18. Основания изъятия при не использовании земли
  19. Законы о изъятии земли за неиспользование
  20. Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором
  21. Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд
  22. Как могут изъять земельный участок под недостроем
  23. Как доказать невиновность
  24. Выводы

Виды наделов по целевому использованию

Любые земельные территории РФ имеют свои характерные особенности и разделены законом на определенные категории, которые имеют свое непосредственное предназначение для использования.

На основании установленных законодательных норм, по своему целевому предназначению территории разделены на семь видов, подразумевающие под собой земли:

  • Сельскохозяйственного значения.

    Территории характеризуются плодородными почвами и предназначаются для выращивания сельскохозяйственной продукции. Используются сельскохозяйственные угодья под размещение садоводческих культур, пастбища, участки на которых производится сенокос. Часть земель занимают дороги, часть коммуникации, а часть находится под водными объектами, защитными лесополосами, сельскохозяйственными сооружениями или хранилищами.

  • Специального и промышленного назначения.

    Используются земли промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, военными объектами, а также объектами инфраструктуры самых различных направлений и сфер деятельности.

  • Населенных пунктов.

    Территория, находящаяся в пределах населенного пункта. Земли используются под строительство жилых зданий, организацию ЛПХ, социальное строительство.

  • Особо охраняемых земельных территорий.

    Земли, которые имеют природоохранное, оздоровительное и историческое значение.

    Используются для размещения парков, заповедников, природоохранных зон. На них строятся дома и базы отдыха, объекты санаторно-курортного типа, культурно-развлекательные сооружения.

  • Водного и лесного фонда.

    Земли, на которых расположены реки, озера, водные объекты и гидротехнические сооружения.

    А также территории, занятые лесами, а также предназначенные для выращивания зеленых насаждений. На таких территориях могут располагаться болота, лесные дороги, места вырубки, просеки.

  • Земли запаса.

    Эта категория земель принадлежит государственным органам власти и не предоставляется гражданским или юридическим лицам до перевода земельных угодий в другую категорию.

Внимание! Законодательство предусматривает предоставление практически всех видов земель в аренду, а также содержит определенную законодательную базу для желающих получить участок во владение. Выделение территорий зависит от определенных условий, оснований и целей использования земли.
Узнайте, что означает термин «право постоянного бессрочного пользования землей» и есть ли возможность его получить!

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона , от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

ЗК РФ, Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
  • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременно производить платежи за землю;
  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
  • выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения
  • промышленного назначения.

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со настоящего Кодекса.
  • Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  • Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

    Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.

    Пошаговая инструкция

    Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

    • сведения о заявителе;
    • сведения о месте расположения участка заявителя;
    • сведения о нарушителе;
    • перечень допущенных нарушений;
    • просьба о проведении административной проверки.

    Проверка

    На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

    Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

    Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

    Нецелевое использование земельного участка: ответственность

    После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи и .

    По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

    1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
    3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

    Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

    По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

    По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

    Наказание за последующее нарушение

    Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

    • при повторном нарушении регламента;
    • при игнорировании предписания.

    Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

    Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

    1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
    3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

    В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

    За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

    Ответственность за использование ЗУ без документов

    Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как самозахват земель, которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда правоустанавливающие документы были утеряны владельцем.

    Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

    • обращением в администрацию;
    • через суд.

    Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

    1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
    3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

    КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

    Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

    влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Примечания:

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

    Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

    • 5-10 тысяч – гражданам;
    • 20-50 тысяч – руководителям;
    • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).
    Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

    Незарегистрированные постройки

    Согласитесь, далеко не каждому придет в голову регистрировать беседку или вольер для собаки. Но, зачастую, эти и многие другие сооружения на участке, с точки зрения закона, являются объектами недвижимости, которые должны быть зарегистрированы в Росреестре, и за которые необходимо платить налог.

    У многих на участках остались постройки, которые были возведены много лет назад, из того, что было, и уже давно не используются по назначению. Так вот, стоящая в дальнем углу участка, на импровизированном фундаменте, груда из гвоздей и палок, тоже должна быть зарегистрирована в Росреестре и обложена налогом. В противном случае придется платить штрафы.

    Порча земли

    Нарушение санитарных норм при строительстве бань и уличных туалетов, свалка отходов на участке, несогласованное выкапывание котлована и т.д. — все это будет считаться нанесением ущерба верхнему плодородному слою земли.

    За эти действия, в соответствии со статьей 8.6 Кодекса об административных правонарушениях, для граждан предусмотрен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Кроме того, будет вынесено предписание об устранении нарушений и рекультивации земли. За его игнорирование, статьей 8.7 Кодекса об административных правонарушениях, гражданину грозит штраф от 20 000 до 50 000 рублей.

    Как видите, существует множество ограничений, которые должен соблюдать любой владелец земельного участка, если ему не нужны проблемы с законом.

    Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ

    Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

    В отношении правонарушений, установленных , привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:

    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок ();
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы по делам об административных правонарушениях в связи с:
    • нецелевым использованием земельного участка;
    • неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;
    • невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению ().

    Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

    Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?

    В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:

    Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:

    • оплатить назначенный штраф;
    • устранить выявленное нарушение.

    Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.

    Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:

    • оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка;
    • начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;
    • исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
    Даже если вы устраните нарушения любым способом, оплатить штраф все равно придется!

    И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.

    В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

    Срок на подачу жалобы достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя ().

    Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

    Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

    • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
    • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя.

    Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

    Также суд вправе признать нарушение малозначительным , что послужит основанием для снижения размера штрафа.

    Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

    Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям ().

    При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания ().

    В результате обжалования судом может быть принято решение:

    • об отмене постановления о привлечении к административной ответственности;
    • о снижении размера штрафа за правонарушение.
    Земельно-имущественные споры, земельный контроль и надзор

    Когда могут отобрать участок за неиспользование

    Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

    Кроме прочего использование ЗУ допускается только соответственно с установленным целевым назначением, которое указано в «Свидетельстве о собственности» и в кадастровой документации.

    Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

    Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

    Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

    Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

    Неиспользуемые наделы переходят в категорию бесхозных, что определяет право хозяйствующего субъекта на их возвращение в муниципальную собственность.

    Штрафные санкции

    Административная ответственность – предупреждение за нарушение, которое допускает землепользователь. Рассматривается административной комиссией или специализированной уполномоченной инспекцией по охране земель и природопользованию.

    Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

    • физическим лицам 10-20 т. р.;
    • должностным лицам 20-50 т. р.;
    • предприятиям (организациям) 100-200 т. р.

    Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

    В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

    • Физическим лицам – 0,5-1% общей кадастровой стоимости (см. Справка о кадастровой стоимости объекта), но не меньше чем 10 т.р.
    • Должностным лицам – 1-1,5% общей КС, но не меньше чем 20 т.р.
    • Предприятиям (организациям) -1,5-2% общей КС, но не меньше чем 100 т. р.

    При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

    • физическим лицам – 0,3-0,5%, но не менее 3 т. р.;
    • должностным – 0,5-1,5%, но не менее 50 т. р.;
    • юридическим – 2-10%, но не менее 200 т. р.

    Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

    • физическим лицам – 1-1,5%, но не менее 20 т. р.;
    • должностным – 1,5-2%, но не менее 50 т. р.;
    • юридическим – 3-5%, но не менее 400 т. р.

    Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

    • физическим лицам 20-50 т. р.;
    • должностным лицам 50-100 т. р.;
    • предприятиям (организациям) 400-700 т. р.
    При несвоевременной уплате штрафа взимаются дополнительные средства, которые поступают в местный бюджет.

    Изъятие участка у арендатора за неиспользование

    Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

    Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

    Гражданский кодекс оглашает, что выходить за пределы положений, регламентирующие земельные отношения арендатора, недопустимо.

    Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

    Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

    Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

    • добровольного соглашения;
    • административного решения, если арендодатель – муниципалитет;
    • выписки из решения суда.

    Изъятие участка у собственника за неиспользование

    Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

    Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

    Такое отношение к земельному ресурсу считается недобросовестным деянием и пресекается со стороны хозяйствующего субъекта.

    То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

    Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

    Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

    На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

    Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

    Если владелец проигнорировал претензионное предупреждение, муниципалитет обращается в суд для оформления процедуры изъятия на законных основаниях.

    Основания изъятия при нецелевом использовании участка

    В таких случаях, администрация старается сделать акцент на самовольном несанкционированном распоряжении земельным фондом.

    Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

    Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.

    Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

    Обнаружение факта нецелевого использования требует применения таких действий, которые предписаны для того или иного вида имущественного права на землю.

    Для арендаторов прекращение использования ЗУ опирается на расторжение договора аренды, а для собственников – на получение судебного распоряжения, допускающего изъятие в фонд местного органа власти.

    Основания изъятия при не использовании земли

    Гражданское законодательство предусматривает более чёткие юридические положения процедуры аннулирования прав на землю на условиях использования не по назначению.

    Иногда к этому прецеденту прибегают в тех случаях, когда территория даже визуально определяется как не использующаяся. Процедура отчуждения надела затрудняется, если собственник выплачивает земельный налог.

    При не использовании надела целесообразно делать акцент на её бесхозности, добиваясь признания этого статуса. После чего процедура упрощается.

    Но если собственник беспрецедентно не обрабатывает территорию, но выплачивает налог, следует исходить из установленных законодательством сроков, которые составляют 3 года.

    Орган власти вмешивается, если на протяжении трёх лет:

    • участок не обрабатывался;
    • строительство не начато (см. Документы на строительство дома
    • нет других признаков проведения работ.

    Алгоритм действий опирается на вид права, на основании которого недобросовестный гражданин владеет наделом.

    Кроме арендуемых объектов, остальные отчуждаются в пользу хозяйствующего субъекта только на основании решения суда.

    Для этого следует представить суду:

    • акт об отсутствии проведённых работ;
    • доказательства, что они не проводились на протяжении трёх лет;
    • подтверждения о предупреждении;
    • выписки об уплате налога.

    От администрации требуется подтверждение досудебной процедуры. Она заключается в представлении документации о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

    Законы о изъятии земли за неиспользование

    К нормам законодательства, регламентирующим обозначенную процедуру, относятся:

    • статьи 243, 284, 286 Гражданского кодекса РФ;
    • статьи 7,8,41,42,51, ЗК РФ.
    • статья 8.8 КоАП РФ, в ред. ФЗ от 08.03.15 г., № 41-ФЗ.

    А так же Закон об обороте земель сельхоз назначения, принятый 24.07.04 г, № 101 (ст.6).

    На основании этих же источников права допускается опротестование незаконных действий органов власти при экспроприации земель, расположенных на территории Субъекта РФ.

    Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором

    В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:

    1. использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования
    2. неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется , по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
    3. неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.

    Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд

    1. Согласно и , изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.
    2. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
    3. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

    Как могут изъять земельный участок под недостроем

    В соответствии с для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.

    Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.

    В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

    Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

    Как доказать невиновность

    В тот момент, когда к человеку приходит представители администрации для составления акта о нарушении, необходимо в кратчайшие сроки исправить ситуацию: убрать сорную траву, организовать площадку для нужной застройки и прочее. Для этого необходимо обратиться в земельный отдел до того момента, когда вынесется предписание. Если изменения уже внесены, то необходимо обжаловать решение в суде.

    В суд необходимо предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, доказательную базу, которая подтверждает исправление нарушения, а также нужно оплатить государственную пошлину. После предоставления данного пакета документов необходимо ждать решения суда.

    Выводы

    1. От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
    2. Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
    3. Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.
    Источники

    • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/netselevoe.html
    • https://urist.expert/zemelnyj-uchastok/kategorii/razreshennoe-ispolzovanie/netselevoe-ispolzovanie.html
    • https://www.klerk.ru/buh/articles/491626/
    • https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-8-8-koap-rf-chto-delat/
    • https://myestate.club/prava/izyatie-zemelnogo-uchastka.html
    • https://zembaron.ru/oformlenie/izyatie-zemelnogo-uchastka/
    • https://vsenaslednikam.ru/ispolzovanie-zemli-ne-po-naznacheniyu.html

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: