Как осуществляется приемка товаров по 44-ФЗ в 2021 году?

Содержание
  1. Как осуществляется приемка товаров по 44-ФЗ
  2. Акт приемки товара и нормативная основа его существования
  3. Что изменится в 2021 году
  4. Комиссии заказчика
  5. Как еще подготовиться заказчику?
  6. Утвердили новые формы для приемки программного обеспечения
  7. Как принять товар: инструкция для заказчика
  8. Порядок приемки товара
  9. Этапы приемки товаров по 44-ФЗ
  10. Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ
  11. Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ
  12. Как привлечь сторонних экспертов?
  13. Экспертиза силами заказчика
  14. Оформление результатов экспертизы
  15. Как составить акт приемки товаров, работ, услуг
  16. Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?
  17. Образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2019 года
  18. Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика
  19. Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ
  20. Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ
  21. Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации
  22. Отдельные нюансы
  23. Пример из судебной практики

Как осуществляется приемка товаров по 44-ФЗ

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Приемка товаров по 44-ФЗ считается самым важным этапом при исполнении контрактов. От того, насколько юридически точно и грамотно проведена приемка, во многом зависит необходимость последующей защиты прав заказчика. А потребоваться она может, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствует заявленным в контракте характеристикам.

Чтобы не возникло проблем и негативных последствий, приемка товаров по 44-ФЗ должна осуществляться с учетом всех юридических тонкостей.

Акт приемки товара и нормативная основа его существования

Акт приемки товара является тем документом, который подтверждает факт передачи определенного имущества от поставщика к заказчику. Однако этот документ нельзя путать с актом экспертизы поставленного товара – данный документ обязан установить соответствие поставленного товара тем техническим, а также физическим и химическим свойствам, которые установлены в качестве требований к такому товару. Акт приемки товара – это документ, который подтверждает только факт передачи товара.

Последние изменения, которые были внесены в положения статьи 94, обязывают государственного и муниципального заказчика составлять акт приемки товара, отражая в этом документе информацию о том, была ли проведена первичная экспертиза поставленного товара, и в каком виде она была проведена.

Такая экспертиза должна отразить, в первую очередь, соответствует ли поставленный товар условиям контракта.

Что изменится в 2021 году

07.12.2020 Минфин на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которое утверждает особенности исполнения в 2021 году госконтрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом проекте указано, что получателям денег из бюджета при подписании ими контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые оплачиваются (частично или полностью) в текущем финансовом году, придется прописать такие положения:

  • о приемке исполнения госконтракта не позже 15 декабря текущего финансового года;
  • об оплате обязательств не позже, чем за 5 рабочих дней до окончания текущего финансового года.

Эти требования о сроках планируют не распространять на госконтракты, которые подлежат заключению при соблюдении требований по п. 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства №1496 от 09.12.2017. В этом пункте указано, что получатели денег из федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств не вправе принимать после 1 декабря текущего финансового года бюджетные обязательства на основании госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые предусматривают сроки оплаты или выплаты аванса, превышающие месяц после этой даты.

Еще в проекте указано, что сроки приемки не затронут платежные и иные документы, которые подтверждают принятие денежных обязательств, по которым предоставляются в Казначейство не позже, чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года.

Комиссии заказчика

Со стороны государства контролю исполнения контракта уделяется особое внимание. Для этого в учреждениях бюджетной сферы законодательно установлены определенные процедуры, обязательные для исполнения. В настоящее время в самих учреждениях соблюдение процедуры исполнения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контролируется соответствующими комиссиями.

Так согласно пункту 25 Инструкции по применению единого плана счетов, (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна действовать комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

А в части 13 статьи 34 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе зафиксировано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. По решению заказчика для приемки поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта) создается приемочная комиссия не менее чем из пяти человек.

Хронологически работа этих комиссий происходит так. Сначала приемочная комиссия проверяет точность исполнения условий контракта поставщиком, в случае выполнения им всех требований товар приходуется на склад или подписываются акты приемки оказанных услуг (выполненных работ). Как правило, заказчик и поставщик подписывают документ о приемке в бумажной форме, а далее заказчик сканирует такой документ и только после этого размещает его в ЕИС. Затем комиссия по поступлению и выбытию активов рассматривает документы на поступившие товары (оборудование, материальные запасы и т.п.) и принимает решение о принятии их к бухгалтерскому учету. Далее документы поступают в бухгалтерию, где хозяйственные операции фиксируются установленным порядком в регистрах учета. При хорошей организации документооборота с момента приемки исполнения контракта до поступления документов в бухгалтерию проходит от одного до нескольких рабочих дней.

Как еще подготовиться заказчику?

Введение обязательной для исполнения нормы, как правило, закрепляется установлением административной ответственности за ее неисполнение.

Так согласно Федеральному закону от 27.12.2019 № 448-ФЗ с 1 июля вступит в силу статья 6.34. «Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных» КоАП РФ, которая предусматривает административные наказания за соответствующие нарушения в виде штрафов для должностных лиц (от 5 до 10 тыс. руб.) и юридических лиц (от 50 до 100 тыс. руб.). Вполне возможно, что административное наказание будет установлено и для тех поставщиков и заказчиков, которые уклоняются от электронного актирования приемки исполнения контрактов.

Поэтому, чтобы избежать неприятностей, заказчикам лучше заблаговременно провести соответствующую работу с персоналом, а так же с членами комиссий. Для этого в ближайшее время целесообразно издать локальный правовой акт (приказ, распоряжение), которым:

1. Установить сотрудников, ответственных за взаимодействие с ФГИС и с ЕИС в части передачи электронных документов.

2. Дать указание отделу кадров о внесении соответствующих обязанностей в должностные инструкции работников.

3. Плановому отделу и бухгалтерии установить источники оплаты расходов по оформлению электронных подписей и предусмотреть их в бюджетной смете (плане ФХД).

4. Дать указание закупщикам о внесении в планы-графики расходов на закупку необходимого оборудования и программного обеспечения, затрат на обучение персонала.

5. Поручить программистам обеспечение бесперебойного доступа к ФГИС и ЕИС, а так же функционирование соответствующего оборудования.

Своевременно проведя все подготовительные мероприятия, заказчик сможет продолжить свою финансово-хозяйственную деятельность во втором полугодии 2020 года без перебоев.

Утвердили новые формы для приемки программного обеспечения

18.10.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа Казначейства, который утверждает формы и порядок подтверждения поставки товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, направления информации о недостатках, которые выявили, и подтверждения их устранения в рамках централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета.

В централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты заключения госконтракта определена точная дата поставки. Или не позже чем за 5 (пять) рабочих дней до даты поставки, согласованной в порядке, который предусмотрен контрактом, путем направления уведомления, подписанного уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Если недостатков нет, то в централизованных закупках федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения подтверждают Казначейству не позже 5 (пяти) рабочих дней с даты поставки товаров, окончания выполнения работ (отдельного этапа выполнения работ), оказания услуг (отдельного этапа оказания услуг).

Если недостатки выявили, то в централизованных закупках по истечении срока федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения направляют в Казначейство информацию не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их выявления.

Казначейство уведомляет федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения об устранении недостатков по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг в централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их устранения путем направления уведомления, которое подписано уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Как принять товар: инструкция для заказчика

В п. 1 ч. 13 ст. 34 указано, что порядок и срок приемки товара по 44-ФЗ — это обязательные условия контракта. Пропишите их, ориентируясь на технологическую сложность поставляемого, количество и другие параметры.

Есть заказчики, которые разрабатывают и утверждают отдельное положение о приемке, в котором прописаны принципы и правила проведения приемки, формы необходимых актов и порядок создания приемочной комиссии. Проведите процедуру по правилам, которые предусмотрели в контракте. Вот пример инструкции для приемки товара:

  1. Подготовьте помещение для приемки, проезд и проход к нему.
  2. Отправьте представителя, который уполномочен принять товар, или приемочную комиссию.
  3. Получите продукцию в день, который установлен контрактом.
  4. Проверьте соответствие количества мест товара сведениям накладной и состояние упаковки.
  5. Подпишите товарную накладную, которая подтверждает получение определенного количества мест товара.
  6. Сохраните товар или результаты работ (услуг) при приемке.
  7. Пригласите поставщика или его представителей на осмотр и проверку товара или результатов работ (услуг) (при необходимости).
  8. Проверьте количество, качество, комплектность и другие характеристики в сроки, которые установлены контрактом.
  9. Проведите внутреннюю экспертизу поставленной продукции.
  10. Оформите акт о приемке или об отказе в приемке.

Если в ходе приемки отказались от поставляемого товара или его части, обеспечьте сохранность такого товара, пока поставщик его не заберет (п. 1 ст. 514 ГК).

Предпримите необходимые меры, чтобы обеспечить приемку товара (п. 1 ст. 513 ГК).

Если в документацию включили требование об обеспечении гарантийных обязательств, то акт о приемке оформите после того, как поставщик предоставит такое обеспечение по 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется во всех случаях, когда происходит поставка, вне зависимости от того, идет речь о полной поставке товара либо о частичной – требуется проводить процедуру в отношении каждого предоставленного товара. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями современного действующего законодательства минимум в два этапа:

  • на первом этапе происходит определение того, насколько соответствует поставленный товар условиям контракта в части наименований (приемочная комиссия, которая присутствует при поставке товара на склад государственного или муниципального заказчика, оценивает фактически поставленный товар на предмет его соответствия ведомости поставки, выступающей в качестве приложения к контракту);
  • на втором этапе государственный или муниципальный заказчик проводит процедуру экспертизы поставленного товара в части его соответствия обозначенным в техническом задании к контракту требованиям с технической, физической или химической точек зрения. Для проведения такой экспертизы могут быть привлечены эксперты из внешних экспертных организаций либо обладающие специальными профильными знаниями сотрудники тех подразделений, которые заинтересованы в проведении закупки.

В рамках приемки поставленного товара происходит осуществление экспертизы. Данное требование содержится в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

На основании положений указанной статьи на заказчика ложится обязанность создать специальную приемочную комиссию из числа своих сотрудников. В том случае, если штат заказчика достаточно крупный по размерам и имеется разделение на различные подразделения, то в каждом таком подразделении создается своя приемочная комиссия, которая обязана принимать тот товар, инициатором закупки которого стало именно такое подразделение.

В число членов такой комиссии должны входить люди либо работающие по профилю, либо имеющие профильное образование. Если штат небольшой либо нет разделения на подразделения, создается единая приемочная комиссия, в которой должен быть минимум один сотрудник, имеющий профильное образование либо работающий по профильной специальности по отношению к проводимой закупке.

В случае установления специальных требований к проводимой экспертизе закупаемого товара (например, если речь идет о технически сложном товаре или о товаре, для выявления соответствия которого требованиям контракта потребуются специальные физические или химические исследования, проводимые только в лабораторных условиях) потребуется привлечение внешних экспертов или экспертных организаций.

Комиссия, которая принимает поставленный товар, создается и утверждается на основании специального приказа. На основании сложившейся практики можно сказать о том, что число членов такой комиссии не может быть четным (так как в случае разделения голосов о том, следует ли принять товар или нет, не будет решающего большинства).

Кроме того, в такую комиссию не могут входить сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие, а также лица, которые могут быть косвенным образом заинтересованы в приемке результатов исполнения контракта даже в том случае, если такие результаты не соответствуют действительности (например, родственники сотрудников организации-поставщика).

Отдельного внимания заслуживает момент порядка приемки товара в случаях, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.

Если по контракту допущена просрочка поставки, то в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы срок такой просрочки исчисляется со дня, следующего за последним днем поставки, по день, когда товар был поставлен в полном объеме. Если заказчик провел экспертизу поставленного товара своими силами или с привлечением сторонних экспертных организаций и установил, что товар соответствует требованиям контракта, то недопустимо считать дни просрочки до даты получения экспертного заключения, так как это прямым образом нарушает права исполнителя.

В том же случае, если по результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленный товар не соответствует заявленным физическим, химическим или техническим свойствам, которые зафиксированы в требованиях, сформулированных в обязательных приложениях к контракту, то срок просрочки исполнения обязательств будет считаться вплоть до дня полного исправления допущенных ошибок со стороны исполнителя в части реализации с его стороны условий контракта.

Этапы приемки товаров по 44-ФЗ

Итак, чтобы принять товар, необходимо:

1. Сформировать комиссию (этот этап не является обязательным)

Если покупатель хочет создать приемочную комиссию, то в качестве ее участников нужно привлекать сотрудников, имеющих профессиональные компетенции в области предмета контракта, а также представителей поставщика (подрядчика, исполнителя). Допускается создавать единую комиссию для приемки товаров по всем контрактам или для каждой поставки отдельную.

Возможна и не комиссионная приемка товаров, работ и услуг. В таком случае ее проводит сотрудник, имеющий такие полномочия (в соответствии с должностной инструкцией или специально изданным приказом о приемке товаров по ФЗ № 44).

2. Проверить, все ли предоставлены сопроводительные документы

Полный перечень необходимых документов содержится в контракте. Обычно требуются счета, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, технические и гарантийные паспорта, сертификаты, различные инструкции и т. п.

Если заказчик устанавливает, что каких-либо документов недостает, то комиссия (или уполномоченный сотрудник) составляет акт рекламации, где указывает, какие именно документы не предоставлены и в какой срок их нужно прислать.

3. Принять товар по количеству, ассортименту и комплектности

Приемку товаров по контракту 44-ФЗ нужно проводить по адресу поставки, основываясь на данных, указанных в сопроводительных документах (товарных накладных, УПД, актах и т. п.). При этом возможны два результата процедуры:

  • Товар поставлен в количестве, ассортименте и комплектности, соответствующими прописанным в контракте. В таком случае осуществляется переход приемки на следующий этап после подписания сопроводительных документов уполномоченным представителем заказчика.
  • Выявляется несоответствие количества, ассортимента и комплектности поставленного товара указанным в контракте. При этом составляется акт рекламации (претензия) и передается лично в руки представителю поставщика (подрядчика, исполнителя) или направляется в его адрес заказным письмом. Унифицированной формы претензии не существует, она составляется организацией или может быть свободной, однако в ней обязательно нужно указывать:

    – на каком основании предъявляется претензия (пример текста: «В соответствии с контрактом Ваша компания обязалась поставить товар со следующими характеристиками…»);

    – в чем суть претензии (например, несоответствие требованиям по качеству, недостача, наличие повреждений…);

    – какие требования выставляет заказчик (пример текста: «Предлагаем в течение недели поставить (заменить, выполнить, оказать) …»).

4. Проверить результаты, предусмотренные контрактом, в части их соответствия условиям контракта (провести экспертизу)

В случае самостоятельного проведения экспертизы заказчиком необходимо назначение сотрудников, которые будут полномочны проводить экспертизу результатов, предусмотренных в контракте. Чтобы они могли проверить поставленные товары, у них должны быть достаточные для этого знания, опыт и квалификация.

Оценивать соответствие поставки условиям контракта можно с помощью выборочной (частичной) или сплошной проверки.

Сплошная проверка предполагает оценку каждой единицы товара. В ходе выборочной же производится отбор нескольких экземпляров из поставленной партии, и после их проверки результаты распространяются на всю поставку.

Оформление результатов экспертизы осуществляется в форме заключения.

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 6 ст. 94 44-ФЗ для приемки товара покупателем возможно создание приемочной комиссии. Единственное требование к ней – состав в количестве не менее 5 человек. И это необязательно должны быть только работники покупателя.

Однако, если в контракте указано, что заказчик должен обязательно применять Инструкцию по приемке, необходимо соблюдение еще одного требования к приемочной комиссии – в ее составе должны быть лица, имеющие компетенции в вопросах качества и комплектности принимаемого товара. В таком случае при формировании комиссии по приемке товара по ФЗ № 44 принимается во внимание род деятельности, образование, стаж работы кандидатов.

Для создания приемочной комиссии требуется утверждение положения о ее работе и издание приказа о ее формировании.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Законом установлена обязанность провести экспертизу при помощи экспертной организации при приемке, когда товар закупается у единственного поставщика. Из этого правила есть исключения, они указаны в ч.4 ст. 94 ФЗ-44.

Если экспертиза проводится в экспертной организации, то по её результатам должно быть составлено заключение, подписанное экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.

В заключении эксперта могут быть отражены предложения по устранению нарушений, допущенных при исполнении контракта, и сроках их устранения, если такие нарушения не помешают приемке товара, работ или услуг.

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

  • размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

  • годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Как составить акт приемки товаров, работ, услуг

Исполненные обязательства (общие или отдельных этапов) фиксируются в документе, который и называют актом приемки товара, работ, услуг. Его составляют, чтобы задокументировать факт перехода продукции, результатов услуг, работ. Принимает как один сотрудник заказчика, так и специально сформированная для этого комиссия минимум из 5 человек. В последнем случае акт выполненных работ по договору оказания услуг подписывает каждый участник.

В итоге товарно-материальные ценности либо принимают, либо составляют мотивированный отказ, в котором указывают моменты, которые требуется исправить. Учитываются предложения, разработанные в ходе внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 №44-ФЗ).

В ч. 8 ст. 94 44-ФЗ указано, что заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта при выявлении несоответствия условиям контракта, если такие несоответствия не препятствуют приемке и устранены поставщиком.

Строгой формы для этого акта 44-ФЗ не предполагает, поэтому его составляют в произвольном виде. Акт обязательно включает такую информацию:

  1. Список поставленной продукции.
  2. Стоимость товарно-материальных ценностей.
  3. Бумаги, которые составлены в результате внутренней экспертизы.
  4. Решение заказчика с учетом экспертных замечаний.
  5. Обоснование выявленных недочетов (при наличии).
  6. Подписи заказчика или членов комиссии.

Если нет этого акта, то должностное лицо оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 9 ст. 7.32 КоАП. Такое же взыскание ждет заказчика, если он не отправит поставщику мотивированный отказ.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара. Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии. А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

  • поставленный товар и его стоимость;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • список выявленных недостатков;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2019 года

Акт об оказании услуг

г. Москва 18 октября 2019 года

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь №1», далее именуемое «Заказчик», в лице главного врача Контрактного Петра Денисовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Сигма», далее именуемое «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании протокола общего собрания участников №1 от 2 февраля 2015 года и в соответствии с Уставом, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. В соответствии с государственным контрактом на оказание услуг №54/19 от 19 июля 2019 года (далее — Контракт), Исполнитель оказал, а Заказчик принял следующие услуги: анализ продовольственного рынка г. Москвы.

2. В соответствии с Контрактом, Исполнитель передал, а Заказчик принял отчет о результатах анализа рынка на 20 (двадцати) листах.

3. В целях оказания услуг по Договору Исполнитель совершил следующие действия:

  • подготовил программу маркетингового исследования;
  • изучил и систематизировал данные о ценах;
  • подготовил отчет о результатах анализа рынка на 20 листах.

4. Услуги оказаны в срок с 22 июля по 18 октября 2019 года (включительно).

5. Услуги оказаны на сумму 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

6. Стороны взаимных претензий не имеют.

7. Акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Заказчик: Исполнитель:

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь №1»

Адрес: г. Киров, пер. Ягодный, д. 15

Телефон: +7 (8322) 456-43-21

Электронная почта: [email protected]

ОГРН 1104300001234

ИНН 4345123450, КПП 434501001

л/с 40702810012347654321

в ГРКЦ по г. Киров

К/с 30101810400000000678

БИК 044304678

Генеральный директор

_______________ /Контрактный П.Д./

Общество с ограниченной ответственностью «Сигма»

Адрес: г. Москва, ул. Андреева, д. 7

Телефон: +7 (495) 321-12-34

Электронная почта: [email protected]

ОГРН 1213141512597

ИНН 7701234567 КПП 770101001

Р/с 40701810101987612543

в АКБ «Янтарный» (ПАО)

К/с 30101810121110198765

БИК 044514765

Генеральный директор

_______________ /Петров И.И./

 

Как осуществить приемку товаров по 44-ФЗ: инструкция для заказчика

П. 1 ч. 13 ст. 34 гласит, что порядок и срок приемки товара, работ, услуг по 44-ФЗ являются обязательными условиями контракта. Поэтому при их определении следует учитывать технологическую сложность объекта договора, объем поставки и другие характеристики.

Некоторые покупатели практикуют разработку и утверждение отдельного положения приемки товаров по 44-ФЗ, включая в него принципы и правила ее проведения, формы документов и порядок создания приемочной комиссии. Принимать товар нужно в строгом соответствии с правилами, прописанными в контракте.

Итак, инструкция по приемке товара по 44-ФЗ, образец:

  1. Подготовка помещения для приемки, освобождение проезда и прохода к нему.
  2. Отправка ответственного за приемку товара по 44-ФЗ или приемочной комиссии.
  3. Получение товара в день, указанный в договоре.
  4. Проверка соответствия поставки указанным в накладной сведениям и состояния упаковки.
  5. Подписание товарной накладной в качестве подтверждения, что получено определенное количество мест товара.
  6. Сохранение товара или результатов работ/услуг при приемке.
  7. Приглашение поставщика/исполнителя или его представителей осмотреть и проверить продукцию или результаты работ/услуг, если это требуется.
  8. Проверка количества, качественных характеристик, комплектности и других параметров в установленные контрактом сроки.
  9. Проведение внутренней экспертизы поставленного товара.
  10. Оформление акта о приемке или об отказе от приемки товара по 44-ФЗ.

Если вы отказываетесь принимать поставленную продукцию или ее часть, то ее нужно обязательно сохранить до возврата поставщику (п. 1 ст. 514 Гражданского кодекса РФ).

Также вам нужно подготовить все необходимое, чтобы можно было принять товар (п. 1 ст. 513 Гражданского кодекса РФ).

При наличии в документации требования к поставщику обеспечить гарантийные обязательства оформлять акт следует только после предоставления такого обеспечения по 44-ФЗ в порядке и в сроки, прописанные в контракте (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 94 ФЗ-44 в целях приемки товара заказчик может создать приемочную комиссию. Закон содержит только одно требование к такой комиссии – в неё должно входить не меньше 5 человек. При этом в законе нет требований о том, чтобы в комиссию входили только сотрудники заказчика.

Вместе с тем, если условиями контракта предусмотрено обязательное применение Инструкций по приемке, то необходимо соблюсти еще одно требование к приемочной комиссии – в комиссию должны входить сотрудники, которые компетентны в вопросах качества и комплектности подлежащего приемке товара. В этом случае учитывается род работы, образование, опыт трудовой деятельности таких сотрудников.

При создании приемочной комиссии заказчику необходимо утвердить положение о работе приемочной комиссии и издать приказ о её формировании.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ

В 44-ФЗ четко прописано, в каком порядке должна осуществляться приемка, в том числе и в какие сроки. Однако бывает, что заказчик их нарушает и не подписывает своевременно бумаги.

Если покупатель отказывается подписывать приемочные документы, нарушая сроки приемки товара по 44-ФЗ, то в первую очередь необходимо узнать у него, какие на это есть причины. Если он считает, что контракт исполнен с нарушением условий, то должен отправить исполнителю мотивированный отказ принимать товар. Форма такого отказа свободная, но он обязательно должен содержать перечень выявленных несоответствий, препятствующих приемке. Доставка отказа поставщику должна быть осуществлена не позднее окончания установленного срока приемки результата исполнения контракта.

После получения такого документа поставщик решает, возможно ли удовлетворение требований покупателя и устранение обнаруженных несоответствий. Однако заказчик может не направить мотивированный отказ в приемке. В таком случае следует написать ему претензию. Так же нужно поступить и при несогласии с заключениями заказчика о нарушениях. Форма претензии свободная. В ней необходимо изложить все обстоятельства и факты.

Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации

Стоит помнить о необходимости применения специальных нормативно-правовых актов, регулирующих работу данного вида транспорта, при приемке товара (ч. 3 ст. 513 ГК РФ). Так, например, при поставке товара с помощью железнодорожного транспорта, также необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность провести проверку товара на соответствие сведениям, которые отражены в сопроводительных документах и принять товар с соблюдением правил, установленных законами и нормативно-правовыми актами.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

Пример из судебной практики

Предприниматель обратилась в суд с иском к компании о взыскании денежных средств за поставленный некачественный товар. Истец получила товар (конфеты), и при его дальнейшей реализации к ней стали поступать жалобы от покупателей на его качество. В течение 6 дней после получения товара предприниматель обратилась с претензией к поставщику. Компания претензию не удовлетворила. Несмотря на представленное истцом заключение эксперта, суд отказал в исковых требованиях. В суде было установлено, что товар находился в пути более 20 суток и доставлен получателю со значительной просрочкой в доставке. А покупатель в нарушение требований закона приняла товар без проверки его качества и количества, а также в железнодорожной накладной отсутствует отметка, в каком состоянии выдан контейнер.

Суд отметил, что представленные доказательства не исключают, что качество кондитерских изделий ухудшилось вследствие несоблюдения необходимых условий их хранения в период транспортировки либо нахождения товара на складе истца (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу №А17-174/10 от 30 июня 2004 года).

Источники

  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/priemka-tovarov-po-44-fz/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/akt-priemki.html
  • https://goskontract.ru/kontrakt/kak-prinyat-tovar-po-goskontraktu-i-ne-narushit-zakon
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/495140/
  • https://ruporu.ru/priemka-tovara-po-44-fz-instrukcziya-k-primeneniyu/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/964994.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: