Как правильно: без НДС или НДС не облагается?

Перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения НДС (п. ст. 146 НК РФ)

В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

Примечание к пп. 1 (п. 3 ст. 39 НК РФ):

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

8.2) передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”. Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией – собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018”, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2020 года включительно.

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом “О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя”, имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

17) передача на безвозмездной основе:

в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA “Формула-1”, объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии “Формула-1”, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”;

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

Элементы НДС

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ. Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 20%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 20/120. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 20%.

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

Что такое вычет по НДС?

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть, предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

  1. Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
    То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.
  2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
  3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
  4. До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
  5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
  6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
  7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
  8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)
    Подозрительными, по мнению ВАС, являются:
  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые связаны с получением налоговой выгоды.
    Это и такие, вполне безобидные, на первый взгляд, условия, как: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; разовый характер операции; использование посредников при сделках; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика.
    Опираясь на это постановление, налоговые инспекторы поступали очень просто – отказывали в получении вычета по НДС, просто перечисляя эти условия. Рвение своих сотрудников пришлось сдерживать самой ФНС, т.к. количество «недостойных» получения налоговой выгоды просто зашкаливало. В письме от 24.05.11 г. № СА-4-9/8250 ФНС отмечает, что «… в практике налогового контроля имеют место случаи, когда налоговый орган, избегая ясности в квалификации обстоятельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, ограничиваясь ссылками на пункты 1, 5, 6, 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 делает выводы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. При этом иные обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что хозяйственная операция совершена, не учитываются».
  1. Дополнительными условиями для получения налогового вычета по НДС могут быть еще целый ряд требований налоговых органов к оформлению документов (типичны обвинения в неполноте, недостоверности, противоречивости указанных сведений); к рентабельности деятельности плательщика НДС; попытка переквалификации договоров и т.д. Если вы уверены в своей правоте, во всех этих случаях стоит, по меньшей мере, опротестовывать решения налоговиков об отказе в получении налогового вычета по НДС в вышестоящем налоговом органе.

НДС при экспорте

Как мы уже говорили, при экспорте товаров их реализация облагается по ставке 0%. Право на такую ставку компания должна обосновать, подтвердив факт экспорта документально. Для этого вместе с декларацией по НДС в налоговую инспекцию надо подать пакет документов (копии экспортного контракта, таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможни).

На то, чтобы подать эти документы, плательщику НДС дается 180 дней со дня помещения товаров под таможенные процедуры экспорта. Если в этот срок нужные документы не будут собраны, то НДС надо будет заплатить по ставке 10% или 20%.

НДС при импорте

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

НДС при УСН

Хотя упрощенцы не являются плательщиками НДС, но вопросы, связанные с этим налогом, тем не менее, в их деятельности возникают.

Прежде всего, почему налогоплательщики на ОСНО не хотят работать с поставщиками на УСН? Ответ здесь такой – поставщик на УСН не может выставить покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, из-за чего покупатель на ОСНО не сможет применить налоговый вычет на сумму входного НДС. Выход здесь возможен в снижении продажной цены, ведь в отличие от поставщиков на общей системе налогообложения, упрощенцы не должны начислять НДС при реализации.

Иногда упрощенцы все-таки выписывают покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, что обязывает их уплатить этот НДС и сдать декларацию. Судьба такой счет-фактуры может оказаться спорной. Инспекции часто отказывают покупателям в получении налогового вычета, ссылаясь на то, что упрощенцы не являются плательщиками НДС (при этом НДС-то ими реально уплачен). Правда, большинство судов в таких спорах поддерживает право покупателей на вычет НДС.

Если же наоборот – упрощенец покупает товар у поставщика, работающего на ОСНО, то он оплачивает НДС, на который не может получить вычет. Зато, согласно статье 346.16 НК РФ, налогоплательщик на упрощенной системе может учесть входной НДС в своих расходах. Касается это, правда, только плательщиков УСН Доходы минус расходы, т.к. на УСН Доходы никакие расходы не учитывают.

Какие товары и услуги облагаются НДС?

Критерии освобождения от НДС в Налоговом кодексе РФ встречаются в нескольких статьях. 346.11, например, определяет особые условия для предприятий, применяющих упрощённую систему налогообложения. 145-я утверждает льготы, если доход за последний квартал оказался меньше 2 000 000 рублей.

В 149-й рассказывается о не подлежащих начислению НДС операциях: от оказания медицинских услуг до продажи эмбрионов крупного рогатого скота.

Ещё один вариант – освобождение от НДС по объекту налогообложения. Его условия изложены в статье 146.

В определённом списке объектов налогообложения несколько категорий:

  • Действия с участием второй стороны на территории нашей страны:
  1. передача права собственности на товары и результаты выполненных работ;
  2. оказание услуг
  3. реализация работ, товаров, услуг для прекращения возникшего между сторонами долга;
  4. передача прав собственности на товары, работы, услуги без взимания платы.
  • Операции без участия второй стороны, проводимые для внутренних потребностей предприятия:
  1. строительно-монтажные работы на предприятии, проводимые своими силами – без привлечения подрядчиков;
  2. другие операции для внутренних потребностей, если они не фиксировались в перечне понесённых расходов при расчёте налога на прибыль.
  • Ввоз импортных товарно-материальных ценностей.
Свободным от обложения НДС будет объект предпринимательской деятельности, который как минимум не попадает в этот перечень.

Какие товары и услуги не облагаются НДС?

Согласно п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ НДС не начисляется в следующих случаях:

  1. жилых домов и объектов сферы ЖКХ;
  2. учреждений социально-культурной направленности (детские сады, санатории и др.);
  3. объектов инфраструктуры (дорог, электросетей, подстанций и др.).:
  4. операции, финансируемые за счёт бюджетных субсидий;
  5. предоставление права проезда по платным федеральным автомагистралям;
  6. выполнение работ (услуг) для сокращения уровня безработицы в регионах согласно предписаниям органов исполнительной власти РФ;
  7. реализация на территории страны имущества, составляющего государственную или муниципальную казну;
  8. передача основных средств органам власти, а также находящимся в их ведении учреждениям и унитарным предприятиям, без взимания платы.
  9. передача денег и недвижимости в пользу НКО по закону № 275-ФЗ от 30.12.2006;
  10. безвозмездная передача имущества из государственной или муниципальной казны в собственность НКО, оказание услуг по передаче..

В этом перечне также есть ссылка на п. 3 ст. 39, где также указаны освобождённые от начисления налога действия:

  • операции с валютой;
  • исполнение концессионных соглашений;
  • наследование или изъятие имущества;
  • передача другим лицам бесхозных вещей, животных, находок, клада;
  • ряд других операций.

Свои коррективы в закон о налогах и сборах вносят и происходящие в стране спортивные события мирового масштаба. В 2017 году в статье 146 был упразднён подпункт об Олимпийских играх в Сочи, но при этом с 1 января вступил в силу другой – подп.13 п. 2 ст. 146 – об операциях, связанных с организацией Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Как освободиться от НДС по объекту налогообложения?

Таким образом, для освобождения от НДС по объекту налогообложения нужно, чтобы проводимые операции не были названы в пункте 1 статьи 146 и/или упоминались там же в пункте 2. Например, исходя из предписаний пункта 1, этот платёж начисляется на действия по реализации на территории России либо на ввоз товаров из-за рубежа.

Следовательно, продажа товаров за рубежом к случаям, которые нужно указывать в декларации, не относится. С другой стороны, предприятие может принять решение реализовать находящийся у него на балансе земельный участок.

Это будет соответствовать подп. 6 п. 2 ст. 146, а значит также относиться к свободным от обложения НДС операциям.

Для субъекта бизнеса это означает увеличение выручки за счёт отсутствия налога и возможность не отражать подобные операции в подаваемых в налоговую службу формах отчётности. В любом случае, нужно быть готовым подтвердить свободу сделки от обложения таким платежом документально.

Плюсы и минусы освобождения от НДС

Те плательщики, которые имеют право не уплачивать налог на добавленную стоимость, имеют несколько преимуществ, уменьшающих их обязанности:

  • ИП и организации имеют право не производить выплату НДС по операциям, осуществляемым на территории РФ;
  • нет необходимости сдавать декларацию на НДС;
  • не надо заполнять книгу покупок.
Обратите внимание!

НДС не исключается на реализацию подакцизных товаров.

Минусы неуплаты НДС включают дополнительные документы и ряд условий:

  • входной НДС включается в общую стоимость товаров/работ/услуг;
  • если налог к вычету был принят ранее, а на момент освобождения товары не реализованы, то придется восстановить НДС;
  • счет-фактуры выставляются с пометкой «Без НДС налога»;
  • обязательно заполнять книгу продаж;
  • исключается право на вычет по п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 170 НК РФ;
  • за периоды/кварталы, когда компания являлась налоговым агентом по торговле подакцизными изделиями или передавала счёт-фактуры с указанием налога, придется подать декларации и уплачивать НДС в установленной форме.

При ввозе продукции на территорию РФ освобождение от НДС не действует, что подразумевает его полную уплату, как и в случае реализации подакцизных товаров.

Кто имеет право на освобождение от НДС

Право на освобождение от НДС в 2018 году имеют следующие участники/организации:

  • предприятия и ИП в соответствии со ст. 145 НК РФ;
  • участники проекта «Сколково» – ст. 145.1 НК РФ;
  • если осуществляется реализации отдельных товаров/услуг – ст. 149 НК РФ.

По статье 145 НК РФ

Какие условия должны быть соблюдены для снятия обязательств по НДС платежам:

  • если за последние 3 месяца сумма дохода составила не более 2 млн руб.;
  • товары/услуги реализованы на территории РФ, без ввоза из иных государств;
  • документы по реализации права были предоставлены в полном объеме в установленный законом срок – 20 число месяца, с которого наступает право на освобождение от налога.
Обратите внимание!

С 1.01.2019 года в ст. 145 НК РФ внесены изменения, которые касаются ИП и предприятий на едином с/х налоге, имеющих право на освобождение НДС при соблюдении некоторых условий.

При каких условиях, организации на сельскохозяйственной системе налогообложения (единый с/х налог) могут реализовать право на освобождение от НДС после 1 января 2019 года:

  • переход на единый с/х налог и реализация права на освобождение от НДС осуществляется в одном календарном году;
  • при отсутствии первого пункта заменяемое условие – сумма дохода за предшествующий период без учета налоговой ставки не превысила:
  • 100 млн руб. – 2018 год;
  • 90 млн руб. – 2019 год;
  • 80 млн руб. – 2020 год;
  • 70 млн руб. – 2021 год;
  • 60 млн руб. – 2022 и последующие годы.

Основные аспекты, которые влияют на налог и освобождение от него – масштаб бизнеса, численность, вид деятельности и сумма выручки. Обязательное условие, при котором можно реализовать свое право на льготу – уведомление налоговых органов.

По статье 149 НК РФ

Согласно ст. 149 НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождаются ИП и предприятия по производимым операциям. То есть в учет принимается не сфера деятельности, а исключительно действия (операции), к которым относятся:

  • реализация отечественной и зарубежной медицинской продукции/услуг, которая попадает в утвержденный перечень по пп. 1 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ;
  • продажа ценных бумаг и долей в уставном капитале организаций;
  • реализация исключительного права на интеллектуальную собственность на основании лицензии, изобретения, программы ЭВМ и прочее;
  • совершение банковских операций, а также займы под проценты и прочее.

При перевозке пассажиров ж/д транспортом пригородного направления, освобождение от НДС не применяется до 01.01.2030 года. Согласно ФЗ от 06.04.2015 N 83-ФЗ, данные услуги имеют налоговую ставку 0%.

Если для плательщика выгоднее получать налоговый вычет, то можно отказаться от освобождения от НДС. Для отказа/приостановки следует подать в ИФНС заявление (образец можно получить через форму консультации у юристов компании).

В отношении каких сделок применяется отказ от освобождения по уплате НДС в 2018 году:

  • всех производимых предпринимателем операций;
  • отдельных – например, по акцизным товарам;
  • по одной сделке.

Срок отказа по одному заявлению – минимум 1 год. Уведомление по реализации права на освобождение от НДС не требуется.

Как получить право по ст. 145 НК РФ

Законодательство допускает применение освобождения от НДС с первого числа любого месяца. Чтобы воспользоваться привилегией, достаточно уведомить об этом свою ИФНС, но не позднее 20-го числа месяца, с которого наступает право.

Обратите внимание!

Уведомление подается по утвержденной форме (МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342).

Также требуется предоставить пакет следующих документов:

  • для юр лиц – выписка из бухгалтерского баланса;
  • для ИП – выписка из книги доходов/расходов и хоз. операций;
  • выписка из книги продаж.

Единой формы для выписок не предусмотрено, что допускает передачу документов в произвольном виде, но с четким указанием выручки за 3 предыдущих месяца.

Срок освобождения от НДС

Вопрос многих налогоплательщиков – на какой срок действует освобождение от НДС в 2018 году. Наши юристы отвечают – действие по освобождению длится на протяжении 12 месяцев с начала подачи соответствующего уведомления в налоговую инспекцию.

При нарушении правил (высокая выручка, торговля подакцизными товарами), налог уплачивается в полном объеме с подачей декларации за весь период, без учета даты нарушений условий.

Также в случае нарушения установленных правил взимаются пени, рассчитать которые можно при помощи калькулятора на сайте ИФНС. Пени необходимо внести до подачи декларации, что позволит избежать штрафных санкций за неуплату НДС.

Применение освобождения от НДС

Освобождение налогоплательщика от НДС носит уведомительный характер. Это дает право уведомить инспекцию о своем праве, но не ждать разрешительной документации. Простыми словами – ответственность за подачу заведомо ложных документов возлагается на плательщика, который может быть привлечен к ответственности в случае выявления ошибок и неточностей при проверке бумаг налоговой инспекцией.

Обратите внимание!

Отказаться от освобождения от НДС нельзя в течение 12 месяцев.

По истечении 1 года применения льгот на налог, в инспекцию следует предоставить:

  • подтверждающие сумму выручки документы – за каждый из 3-х последовательных месяца не более 2 млн руб.;
  • уведомление о том, что предприниматель отказывается от освобождения или желает воспользоваться продлением периода на последующий отчетный год (12 месяцев).

Следует также учитывать, что законодательство включает некоторые условия, при наличии которых, плательщик утрачивает право на освобождение от уплаты НДС. Данные случаи указаны в п. 5 ст. 145 НК РФ:

  • размер выручки за любые 3 месяца подряд более 2 млн руб.;
  • реализуются подакцизные товары.

В последнем случае можно воспользоваться правом только на не подакцизную продукцию, уплачивая налог на те группы товаров, которые исключены из списка льготных.

Возмещаем НДС

Налоговый Кодекс РФ предусматривает и возможность возмещения этого налога. Существует несколько условий, при которых плательщик НДС может воспользоваться этим правом.

Так, он может подтвердить право на такое возмещение при применении ставки НДС 0%, если он занимался реализацией товаров, работ и услуг, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Еще одна причина возмещения этого налога — если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысила сумму НДС, то эта разница должна быть возвращена плательщику НДС на основании поданной им декларации. При этом следует учитывать, что зачет НДС осуществляется с федеральными налогами.

Также НДС может быть возвращен по банковской гарантии (так называемый заявительный порядок).

Право на применение этого возмещения имеют те налогоплательщики, которые предоставили не только налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС, но и действующую банковскую гарантию. Это право закреплено ст. 176.1 НК РФ.

Наконец, в заявительном же порядке возмещается НДС крупным налогоплательщикам. К ним относятся те организации, у которых совокупная сумма уплаченных налогов и акцизов (без учета сумм налогов за перемещение товара через границу РФ и в качестве налогового агента) составила не менее 10 млрд. руб. за 3 календарных года.

Однако следует помнить, что возмещение НДС в любом случае не является простой процедурой. Налоговые органы тщательно рассматривают все документы, относящиеся к его исчислению и уплате.

Составляем акт без ошибок!

Акт приемки выполненных работ—это документ, заключающийся между заказчиком и исполнителем. В нем отображаются виды выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Составление документа обязательно, если нужно подтвердить факт выполненных исполнителем работ. Организация обычно самостоятельно разрабатывает удобную для себя форму акта. Образец можно скачать здесь.

В любом случае, в этом документе обязательно указать следующую информацию:

  • номер документа и дата его составления;
  • номер договора, на основании которого проводились работы;
  • сроки выполнения работ и объемы их выполнения;
  • общая стоимость работ с учетом НДС;
  • номер счета заказчика для оплаты произведенных работ;
  • полное название контрагентов согласно учредительным документам;
  • печати и подписи обеих сторон.

Такой акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой—у исполнителя. По нему заказчик производит оплату, а исполнитель получает подтверждение происхождения денежных средств на своем счете, в том числе и сумму НДС.

Кто освобождается от уплаты НДС?

Также от уплаты НДС освобождаются и в других ситуациях. Так, необходимость в уплате данного налога отсутствует, если организация или ИП относится к сфере малого бизнеса, и при этом используется упрощенная система обложения. В этом случае возникает необходимость уплаты налога по проработанным схемам «Доход», либо «Доход минус расход», и выплата НДС не требуется. Кроме того, НДС не нужно платить тем организациям, что работают с режимом налогообложения сельхозпроизводителя.

ВАЖНО

Стоит знать, что список условий для освобождения от НДС, а также перечень услуг и товаров, подлежащих освобождению, время от времени пересматривается, и периодически в этой сфере возникают нововведения. Освобождение является регламентированным явлением, и компании, освобожденные от налога, подлежат надзору и контролю.

Расчет налога на добавленную стоимость

Расчет НДС осуществляется довольно легко, для этой цели имеется формула НБ × Нст / 100,

Где НБ является общей суммой, то есть, налоговой базой, а ставка может приравниваться к 10 или 18 процентам.

Выделяя налог из общей суммы, можно применить такую формулу: С / 1,18 × 0,18 (или × 0,10)

С / 1,10—ставка 10%,

С — общая сумма с НДС.

Если нужно найти сумму вместе с налогом без его вычисления в предварительном порядке, можно применить формулу С = НБ × 1,18 (или 1,10)

НБ —общая сумма без налога, база.

Возможные ошибки при расчете

В любой расчет может закрасться ошибка, однако математические неточности – это не главная проблемная сфера для НДС. Они происходят редко, и если говорить об ошибках в формировании и выплате, то здесь в первую очередь необходимо отметить другие факторы.

К сведению

Иногда по ошибке или намеренно пользуются заниженной процентной ставкой в ситуации, когда правомерно было бы использовать основную. Иногда опаздывают с начислением и выплатой НДС, или не учитывают частичную оплату, уже полученную за услугу или товар. Иногда вычет НДС проводят без его перечисления поставщику, а еще часто возникают ошибки из-за того, что в работу поступают неправильно оформленные и заполненные счет-фактуры.

Так как НДС на услуги и операции является одним из важнейших, и штрафы при нарушениях и неуплате налога могут возникнуть весьма серьезные, стоит уделять необходимое внимание расчетам, и нанимать для выполнения бухгалтерских работ только компетентных специалистов, способных уверенно справляться со всеми нюансами вопроса.

Бухгалтерские проводки

Налог на добавленную стоимость и правильное оформление бумаг, с ним связанных, отводится к задачам, которые должен решать в основном бухгалтер. Современные системы значительно упрощают эту деятельность, а под НДС имеется два пункта. В первую очередь используется счет 19, где можно открывать субсчета – графа отводится под НДС по приобретаемым ценностям.Также имеется счет 68 под названием Расчеты по налогам, где под НДС отводится субсчет.

Дополнительная информация

Используя специализированные инструменты бухучета, можно успешно проводить исчисления налога на добавленную стоимость, прилагая минимум усилий, и избегая нарушения правил.

Нюансы

Как и при решении любых других задач, при работе с НДС на услуги и операции могут возникнуть свои сложности и нюансы. Однако внимательное отношение к вопросу позволит исключить неприятности. Стоит знать, что ошибки и неточности в данном направлении деятельности могут привести к штрафам в серьезных размерах, это касается также ситуации, когда компания пытается присвоить себе льготы, на которые не имеет прав. России четко регламентирует эту ситуацию, указывая на право штрафа от налогового органа, который может составить порядка 20 процентов от долга, с начислением пени за просрочку в погашении.

К сведению

Законодательство закрепляет право плательщика использовать любые законные средства для снижения уровня налогов, и при наличии истинных прав можно оформить налоговые льготы, также в минимизации этих расходов помогают налоговые вычеты. Существует немало законных вариантов снизить затраты на выплаты государству, и при грамотном использовании таких решений удается добиться значимого результата – опыт и грамотность бухгалтеров и других специалистов в этом отношении бесценны.

Законодательство касаемо НДС на услуги и операции регулярно обновляется, его пересматривают, вводят новые пункты. Рассматривая последние из нововведений, необходимо отметить, что с 2017 года все налогоплательщики должны сдавать декларацию по этому налогу, предоставляя её в электронном виде. Декларация также претерпела определенные изменения, и теперь она является более подробным документом, детализировалась на книгу продаж и покупок, появился и журнал для учета счет-фактур. Однако это не усложняет процесс составления такого документа, поскольку автоматизированные системы будут формировать все необходимое самостоятельно.

Дополнительная информация

НДС – это довольно сложный налог, который имеет множество нюансов облажения, с которыми приходится иметь дело на практике постоянно. В каждой бухгалтерии ежедневно приходится сталкиваться с этим явлением, с необходимостью следования ему, составления соответствующих документов. На практике специалисты справляются с этим легко, опыт и знания позволяют добиваться результатов даже в сложных ситуациях. Опытный бухгалтер всегда найдет возможность минимизировать затраты на налоги, подобрать оптимальный вариант выхода при необходимости экономить, и он сделает это официальным путем, с полным пониманием той ответственности, которая на него возлагается.

Работая в сфере оказания услуг, освобожденных от выплат НДС, стоит периодически проверять закрепленные законодательством списки, а при частичной работе с такими услугами – детализировать и разделять их в документах, выплачивая по тем из них, которые налогом облагаются.

Источники

  • https://taxslov.ru/3/n3_32.htm
  • https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/nds
  • https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/osvobozhdenie/besposhlinnye-obekty.html
  • https://pravoved.ru/journal/osvobozhdenie-ot-nds/
  • https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/obekt/uplata.html
  • https://potrebitel-expert.ru/torgovlya/kakie-uslugi-i-operatsii-ne-oblagayutsya-nds/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: