Как проходит приватизация в России – этапы и последствия

Содержание
  1. Понятие приватизации
  2. Сущность приватизации
  3. Задачи приватизации
  4. Законная составляющая
  5. Разгосударствление и приватизация собственности
  6. Причины и источники приватизации в России
  7. Приватизационный чек эпохи приватизации в России
  8. Кто имеет право
  9. С чего все начинается
  10. Как происходит приватизация квартиры для малоимущих, поэтапный разбор
  11. Процедура приватизации квартиры: собираем необходимую документацию
  12. О согласиях и отказах
  13. Технический паспорт
  14. Бумага, подтверждающая право проживания
  15. Выписка из ЕГРП
  16. Свидетельство о заключении брака
  17. Сведения из домовой книги
  18. Выписка о неучастии (форма №2)
  19. Коммунальные платежи
  20. Документ, удостоверяющий личность
  21. Подтвержденные сведения о вносе государственной пошлины
  22. Акционирование и ваучерная приватизация: цели и последствия
  23. Этапы приватизации в России
  24. Особенности приватизации в России
  25. Залоговые аукционы
  26. Сроки
  27. Стоимость
  28. Результаты, особенности и проблемы приватизации в России
  29. О плюсах и минусах: стоит ли соглашаться на процедуру
  30. Отношения населения
  31. Последствия приватизации
  32. Когда могут отказать

Понятие приватизации

Приватизация – это инструмент государственной власти, позволяющий легализовать перевод государственного имущества в частное.

Этот процесс представляет собой полную или частичную передачу муниципального или государственного имущества в частные руки. Для того, чтобы приватизация осуществилась необходимо две стороны, одной из которых является государство. Стоит различать разгосударствление и приватизацию.

Под разгосударствлением понимается процесс упразднения монополии власти. Оно необходимо для формирования многоукладной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим легально передать право собственности в частные руки. Обратный разгосударствлению процесс – национализация.

Приватизация не является гарантом экономического прогресса. Она необходима для формирования конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики. Но на экономический рост будут влиять эффективность управления, а не вид собственности. Например, в России переход к рыночным отношениям и частному имуществу не привел к ожидаемому результату. Это было связано с тем, что у субъектов экономики отсутствовали навыки управления в принципиально новых условиях хозяйствования.

Экономический спад в середине семидесятых годов в мире показал, что действующая система экономических отношений не является эффективной. Приватизацию стали проводить многие страны с высокоразвитой экономикой, например, Великобритания. В ней была разработана программа постепенного перевода предприятий государственного сектора в частный. Переход предполагал продажу акций, долей, участие в паях. В России приватизация носила стихийный характер, поэтому она не смогла принести ожидаемого результата. Процесс перевода государственной собственности в частные руки в России еще не завершен. Сегодня большая часть крупных предприятий работает по принципу объединения частной и государственной собственности.

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с монополиями на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Законная составляющая

Вся деятельность по преобразованию форм собственности в России регулируется Федеральным законом №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно составленным актам, процедура может происходить исключительно на добровольной основе с лицом, достигшим совершеннолетнего возраста, и только один раз в жизни. В том случае, когда в деле фигурируют несовершеннолетние граждане, в силу вступают иные условия. В частности, приватизационный процесс может осуществиться дважды: первый – до восемнадцати лет (под опекой родителей), второй – уже после и самостоятельно.

Среди площадей, которые не могут быть присвоены, выделяют:

  • городские кооператив-квартиры;
  • помещения, входящие в категорию колхозного строительства;
  • общежития;
  • здания, относящиеся к территории воинских частей;
  • места, находящиеся в аварийном состоянии.

Кроме того, данная процедура не может проводиться в отношении школ, больниц, муниципальных детских садов.

Разгосударствление и приватизация собственности

Желание сделать экономику России рыночной привело к демонополизации имущества.

Разгосударствление – уменьшение доли госимущества в общем объеме. Ранее функционировала командно-административное ведение хозяйственной деятельности. Оно предполагало высокую долю (до 95%) производственного и ресурсообразующего госимущества.

Приватизация – переход государственной собственности в частную. Она ставила перед собой основные задачи:

  • уравнять между собой все формы собственности;
  • устранить монополию производства;
  • уравнивание достатка всех жителей страны;
  • выделение собственников как отдельного класса;
  • развитие фондового рынка.

Помимо целей в документах указаны и способы их достижения:

  • продажа ликвидированных и неликвидированных предприятий посредством конкурса;
  • продажа на аукционе;
  • выделение и продажа акций;
  • выкуп сданной в аренду собственности.

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря». Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики – частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

Обычно при проведении сделок использовался симбиоз доступных ресурсов. Но особенно выгодным вариантом было использование собственных средств предприятия. А займы, кредиты брались в последнюю очередь.

Приватизационный чек эпохи приватизации в России

Ваучерная приватизация отличалась парадоксальностью, путаницей, непоследовательностью. Участники процесса не наделялись равными правами: работники предприятий получали некоторые льготы при приобретении акций, у не занятых в производстве подобные преференции отсутствовали.

Когда летом 1992 года ввели ваучеры (приватизационные чеки), они бесплатно раздавались населению и могли быть пущены на долю акций различных предприятий или инвестированы в чековые инвестиционные фонды. Несмотря на это, большинство населения ваучерами не пользовалось.

Номинальная стоимость приватизационного чека составляла 10 000 рублей. Имущество государственных предприятий оценили в 1400 миллиардов рублей. Но реальная стоимость ваучера, его «жизненная» цена оказалась на уровне двух бутылок водки. Население не понимало, что делать с полученными чеками, поэтому их продавали скупщикам. Таким образом, большинство российских граждан в приватизации не участвовало.

Планировалось, что результатом ваучерной приватизации станет образование крепкого среднего класса, итогом оказалось лишь большее расслоение общества.

Кто имеет право

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, каждый гражданин может воспользоваться привилигией на преобразование имущества социального найма в частную собственность лишь одноразово. Что касается юридической стороны вопроса, законы и подзаконные акты требуют согласия всех лиц, проживающих на конкретной территории.

Важно: в то время как субъекты недвижимости ограничиваются одной возможностью принять участие в практическом присвоении, дома и квартиры – объекты могут быть задействованы в подобном процессе неоднократно.

С чего все начинается

Первый шаг потенциального собственника – определение статуса конкретного помещения. Оно не должно попадать под следующие категории:

  • обладать заповедным и природоохранным значением;

  • располагаться в военных поселениях (городках и поселках);

  • принадлежать к классу общежитий.

Ну, и, разумеется, оно не может пребывать в аварийном состоянии (проверить данное обстоятельство можно на официальном портале «Реформа ЖКХ»).

Как происходит приватизация квартиры для малоимущих, поэтапный разбор

Что касается граждан, относящихся к данной категории, то, как показывает практика, они затевают мероприятия по преобразованию формы собственности лишь с целью извлечения дополнительной прибыли. Здесь действуют следующая схема: лицо, в социальном найме которого пребывает жилплощадь, подготавливает все требуемые выписки и становится собственником. Далее, получив неограниченные права на недвижимость, оно организует сделку купли-продажи и передает «квадратные метры» покупателю по приемлемой стоимости. Следующий шаг – приобрести имущество по меньшим расценкам. Разница цен – и есть та самая выгода, ради которой затеваются подобные «махинации».

Если же говорить о минусах, то они вполне очевидны – повышение платы за коммунальные услуги, поскольку отныне она будет включать счета за содержание приобретения. Кроме того, возрастает налоговый вычет.

Процедура приватизации квартиры: собираем необходимую документацию

Отечественное присвоение подразумевает процесс передачи площади, находящейся в собственности государства, частным лицам. Осуществляемый с начала 1990-х годов, он обычно связывается с Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом. Изначально законодательство Советского Союза не разрешало полноценного владения жильем, однако перестройка в корне переменила ситуацию.

Среди ключевых отличий приватизационных мероприятий:

  • однократность – воспользоваться правом можно лишь раз в жизни;

  • добровольность – никто не может заставить вас заниматься трудоемкими юридическими вопросами.

Согласно официальным статистическим данным, на 2015 год в личную собственность перешло 79% от общего числа помещений. Что касается документов, необходимых для проведения процедуры, то здесь выделяют:

  • паспорта (всех лиц, зарегистрированных не территории);

  • жилищные ордеры;

  • договоры социального найма;

  • сведения из домовой книги;

  • техпаспорт.

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные справки и выписки.

О согласиях и отказах

Нотариально заверенное заявление потенциального собственника-отказника – еще один бланк, который может потребоваться для решения приватизационных вопросов. Без него ни одна инстанция не сможет организовать процесс преобразования формы достояния, перевода его в статус частного.

Технический паспорт

Его получение – обязательный этап. Первичный документ выдается в БТИ. Адреса ближайших к вам бюро можно найти на официальном портале –www.bti.ru. Размер госпошлины составляет 1200 рублей, оплата производится в любом банковском отделении.

Бумага, подтверждающая право проживания

 

Другое название – ордер социального найма. Подобная отчетность должна храниться у потенциальных собственников. В случае утери требуется немедленно обратиться в местную администрацию для восстановления (вторые копии-экземпляры хранятся в архиве, а потому восстановить их не составит труда).

 

Выписка из ЕГРП

Еще одна важная составляющая, без которой невозможно проведение практического присвоения. Заказать ее вы можете, обратившись в Российский реестр лично либо заполнив специальную форму на официальном портале ведомства. Последний способ, разумеется, менее трудоемкий и более удобный.

Свидетельство о заключении брака

Оно потребуется только замужним гражданам. Те, кто разведен или свободен, подобную информацию могут не предоставлять.

Сведения из домовой книги

В последнее время по социальным сетям прокатилась волна слухов, согласно которым документ больше не требуются. Да, действительно, материал, ранее хранившийся в огромных книжках, постепенно будет переводиться в электронный формат, однако данный процесс еще не завершен. Именно поэтому нужную бумагу вы можете оформить в следующих местах: ЖЭК, УК, ТСЖ или МФЦ.

Выписка о неучастии (форма №2)

Заказать ее вы можете в любом отделении Многофункционального центра. Из альтернативных способов получения – личное обращение в паспортный стол или онлайн-запрос через портал Госуслуги.

Коммунальные платежи

Завершить все приватизационные мероприятия без погашения имеющихся задолженностей по коммуналке невозможно. Точные и достоверные счеты вы можете запросить в обслуживающих организациях – УК, ТСЖ.

Документ, удостоверяющий личность

В данном случае это паспорт гражданина Российской Федерации. Его должны предоставить все лица, проживающие на территории.

Подтвержденные сведения о вносе государственной пошлины

 

Госпошлина оплачивается в кассе любого банка, платежные реквизиты уточняются на официальном сайте Росреестра. Размер составляет две тысячи рублей.

 

Акционирование и ваучерная приватизация: цели и последствия

Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

  • 1. массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
  • 2. формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • 3. обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
  • 4. создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
  • 5. содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • 6. создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
  • 7. расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялась в следующих условиях:

a) избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;

b) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;

c) в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;

d) в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;

e) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:

  • 1. массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
  • 2. форсирование приватизации по времени осуществлялось подсчетом включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
  • 3. отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном – путем продажи по минимальным ценам.

Процесс приватизации в России качественно отличался от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. [7;34] Программа предусматривала 4 способа приватизации:

  • 1. аукцион,
  • 2. коммерческий конкурс,
  • 3. аренду с правом выкупа,
  • 4. акционирование.

Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» рассматривал приватизацию не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смену собственника, создание нового носителя отношений собственности.

В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел 4 возможности:

  • 1. использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
  • 2. участвовать в чековом аукционе;
  • 3. купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
  • 4. продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Разработанная модель чековой приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой набором льгот, предоставляемых работникам предприятий.

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1426 млрд. руб., т.е. около 20%. [7;34] Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.

Оценивая качественные и количественные итоги первого этапа приватизации, сделаем выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике.

Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий (табл. 1, табл.2). К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствовало о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы.

Решена главная задача – устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

Таблица 1. Число частных и приватизированных предприятий в России, 1991 – 1994 гг.

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г.
Все частные или приватизированные 250000 550018 873509 891462
Приватизированные в течение года 46815 42185 23000
Всего приватизированных к концу года 46815 89000 112000
Крупных и средних предприятий,

Приватизированных к концу года

18 8509 16462 15658 на 1.07.1994 г.
Малых вновь созданных предприятий к концу года 250000 502203 784509 779462

Таблица 2.

Процесс приватизации и структура собственности в России по состоянию на 01.07.1994г.

Одним из негативных результатов первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем директората и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества только формально являлся совладельцем акционерного капитала.

Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации до перераспределения собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода края собственности в руки эффективных собственников, в период с 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. [7;35] Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.

Поскольку в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства.

В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизация, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.

Приватизация на ее первом этапе проведения не стала в целом препятствием для продолжавшегося спада производства, в том числе в отраслях, связанных с удовлетворением повседневного потребительского спроса.

Превращение государственных предприятий в открытые акционерные общества с учетом сложившейся в ходе чековой приватизации структуры акционерного капитала, привело к небывалому повышению роли руководства предприятий, получившего возможность распоряжаться в собственных интересах не принадлежащим ему огромным капиталом. Аналогичные проблемы возникли и в государственном секторе экономики. Снижение возможностей государства как собственника имущества, закрепленного за государственными предприятиями, стала причиной того, что выгодным видом деятельности оказалось выкачивание сосредоточенных в них ресурсов представителями менеджмента и частным сектором.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г, иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн. долл. [7;35]

Такой малый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

Итак, в результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались:

  • – акционерный сектор экономики;
  • – рынки ценных бумаг;
  • – система инвестиционных фондов и других финансовых структур.

Но самый главный результат – это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении – в измерении, где все проблемы решает капитал. И власть капитала впервые была продемонстрирована и де-юре, и де-факто, когда большинство населения осталось с носом, т.е. граждане выкупили у государства этот ваучер, положили его под подушку и лишь немногие вложили его в дело. Следует учесть, что номинал ваучера имел чисто условное значение. Реальная денежная цена ваучера зависела не только от балансовой стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих приватизации, которые выставлялись на продажу за приватизационные чеки, сколько от денежного спроса на ваучеры, определявшегося ожидаемым доходом от акций, которые можно было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры о том, что продажа ваучера даст человеку стартовый капитал для начала собственного дела, так и остались разговорами.

Как известно, для вложения ваучеров были разработаны чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). После шумных рекламных компаний этих фондов выяснилось, что самые крепкие и крупные из них в состоянии заплатить лишь мизерные дивиденды, а большинство ничего не смогли заплатить. Немалое число фондов разорилось.

Реально существовала лишь одна сфера более или менее надежного применения ваучера – покупка акций своего предприятия по закрытой подписке.

Тем не менее, даже самое эффективное использование ваучера не обеспечивало приобретение значительных пакетов ценных бумаг. Одновременное занижение цены ваучера и цены приобретаемых акций представляло собой благоприятное поле для спекулятивной игры, для массовой скупки ваучеров, а затем и приобретенных на них акций и концентрации этих акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.

То, что можно было приобрести на один ваучер, – величина ничтожная. Но ведь это – отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991 г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.

Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако его занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство – 35%, автотранспорт – 42%, торговля (оптовая и розничная) – около 50%, общественное питание – 55%, бытовое обслуживание – 21%.

Этапы приватизации в России

Демонополизация носила поэтапный характер. Зародился начальный этап мероприятия в 1992 году, закончился в 1994 году. Он характеризовался следующими особенностями:

  • очень быстрым скачком в проведении демонополизации (уже 75% различных компаний перешли в индивидуальное управление в 1994 году);
  • системой внедрения в обществе приватизационных чеков.

Привело это к тому, что половина госимущества была отдана частным лицам безвозмездно. Первый этап демонополизации не принес государственной казне практически никаких доходов.

1995 год ознаменовался началом второго этапа, продолжающегося до сегодняшнего дня. В механизм демонополизации нормативными актами внеслись существенные изменения. Основное отличие от первого этапа состояло в том, что теперь нельзя безвозмездно передавать государственное имущество Российской Федерации индивидуальным лицам, можно только продать его по рыночным тарифам. Цель, которую предусматривала программа приватизации 11 июня 1992 года, – стремление к повышению работоспособности организаций, путем сосредоточения внимания на социальном секторе.

По законодательству предприятия любого размера осуществляли переход в другую форму собственности разными способами. Работники могли купить свои небольшие предприятия. Либо такие малые компании подвергались разгосударствлению на торгах. Для смены формы собственности большим предприятиям нужно было пройти процедуру акционирования до начала мероприятия. Средние предприятия выбирали сами механизм смены формы собственности.

Программа демонополизации расставляла приоритеты, соблюдаемые всеми государственными и муниципальными органами власти. Она запрещала им вводить собственные границы. Государственные органы могли запретить разгосударствление переводом компаний в акционерные общества открытого типа со 100-процентной принадлежностью акций государству либо сделав его зависимым от денег государства.

Для проведения данного мероприятия создавалась рабочая комиссия для решения данного вопроса приватизируемых компаний. В каждой запланированной единице она создавалась своя и управляла ее движимым и недвижимым госимуществом. Если активы насчитывали не более 1 млн рублей, то оно считалось «малым», и демонополизация проходила через конкурс или аукцион. Посредством аукциона приватизировались арендованная собственность ликвидируемых или действующих предприятий, объекты нежилого фонда и незавершенного строительства жилья. Вопросы с фирмами, имеющими задолженность, решались президентом. Решения излагались в специальных указах.

Большинство госучреждений обязывали переводить приватизацией в акционерные общества открытого типа (АООТ). При этом выделялись аспекты демонополизации:

  • акции закреплялись за государством, муниципалитетом;
  • тарифы стоимости акции снижались, если речь шла о продаже служащим компаний;
  • обремененные арендой фирмы обязались выкупить движимое и недвижимое имущество в соответствии с ценами договоров;
  • акции обязывались реализовывать строго на ваучерном или денежном аукционе;
  • реализация акций через конкурс (приватизационный и другие).

Неаукционные конкурсы в период до 1995 года не были влиятельными. Ограниченно и жестко использовалась приватизация посредством аукционов. Хотя можно было предусмотреть, что при ограничении предприятия действовать только через аукционы это помешает организациям участвовать во многих прибыльных сделках и приносить пользу государству. Аукционный метод существенно ограничивал возможность переговоров и с иностранными партнерами, не способствуя повышению инвестиционной привлекательности ни компаний, ни страны.

Результат разгосударствления теми методами и положениями, которые были предложены, показал, что государство должно участвовать в регулировании всех моментов, которые регулируют отношения с госимуществом. Нужно находить компромисс интересов между обществом и страной.

Особенности приватизации в России

России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий – продажей на аукционах; крупных – преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошёл передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остаётся ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определённых негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у “теневиков”. Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то её можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации $1998$ г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи предприятий, массовая скупка акций перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путём увеличения объёмов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений “новых” собственников со “старыми” управленцами могут способствовать жёсткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

Залоговые аукционы

Для увеличения доходов прибыль от приватизации в 1995 году появляется посредством залоговых аукционов. Происходило это при помощи выдачи кредитов под залог акций государства некоторых больших фирм. Правительство отказалось выполнить свои обязательства, не вернуло кредиты, и контрольные пакеты акций стали принадлежать кредитным организациям. Размер суммы, получаемой правительством, колебался в пределах 1,85% прибыльного бюджета страны.

Залоговые аукционы породили класс общества – олигархи, которые сумели извлечь выгоду из возникшей ситуации.

После разгосударствления «Связьинвест», «Норильский никель» и других большинство людей взволновало множество скандалов и криминальных дел, связанных с темными махинациями по переходу госимущества к ненадежным собственникам. Ведь их целью было получение быстрой прибыли, а не долгосрочное развитие и укрепление компании.

Мероприятие получило негативную критику поскольку:

  • федеральная собственность продавалась по заниженным тарифам, а конкурсы были сфальсифицированы;
  • возникло недоверие у большинства жителей страны к разгосударствлению, вызванное нечестными итогами конкурсов.

Сроки

Рассмотрев порядок и пошаговую инструкцию процедуры приватизации квартиры, перейдем к не менее интересующему вопросу – об установленной длительности. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, оформление не может занимать больше двух месяцев с момента обращения в государственные структуры.

Также, предлагаем кратко охарактеризовать последствия приватизационных процессов:

  • Появление частных форм собственности сделало возможным переход от социализма к капитализму.

  • Возник социальный класс так называемых «олигархов» – общественной элиты, владеющей большими недвижимыми активами (чаще всего они доставались им за сравнительно небольшие суммы).

  • Преобразование типа владений скомпрометировало себя в глазах многих граждан. Анатолий Чубайс, один из главных агитаторов подобных процессов, до сих пор имеет самый низкий политический рейтинг.

  • Согласно социологическим опросам, свыше 80% россиян считают процедуру-приватизации нечестной, жаждут пересмотра ее итогов.

Стоимость

Сама практика считается бесплатной, вы обязаны оплатить лишь госпошлину и сопутствующие расходы на оформление документов. Как правило, все укладывается в сумму до десяти тысяч рублей.

Результаты, особенности и проблемы приватизации в России

Основная задача разгосударствления – переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.

Эксперты считают, что приватизация нанесла тяжелый удар экономике России. Многие активы перешли в частные руки по сниженным ценам, что не позволило государственному бюджету получить желаемый доход. Барьеры входа на рынок были очень низкими, что спровоцировало невнимание к перспективам экономического развития. Низкая стоимость продажи имущества привела к тому, что инвестиции в предприятия стали нецелесообразными. Следствием этого стало отсутствие строительства промышленных объектов как таковых за последние двадцать лет. Так же произошло ограничение притока иностранных инвестиций, так как большая часть активов была продана внутренним покупателям.

В России сегодня больше миллиардеров, чем в любой другой стране. При этом производство намного уступает даже развивающимся странам по темпам роста и объему выпуска. Основная проблема заключалась в отсутствии стратегии у государства. Сегодняшнее положение так же показывает, что государство мало заинтересовано в управлении своими активами. В ходе приватизации государство самоустранилось от экономической жизни общества, в надежде, что частный сектор повлияет на развитие экономики самостоятельно.

Но существуют и положительные результаты приватизации, среди которых:

  1. Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  2. Создание нового класса собственников, имеющих политическое и социальное влияние.
  3. Формирование фондового рынка
  4. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций.
  5. Перераспределение имущества обошлось без глубоких социальных потрясений.
Таким образом, приватизация в России привела к обогащению небольшой группы людей. Отсутствие стратегии приватизации лишило государство существенных доходов. Население осталось недовольно итогами разгосударствления, что снизило доверие к политической власти.

О плюсах и минусах: стоит ли соглашаться на процедуру

Приватизационные мероприятия отличаются длительностью и трудоемкостью – в погоне за заветным документом собственника придется обойти ни одну инстанцию, собрать целый пакет бумаг, справок и выписок. Однако, несмотря на все сложности, существует и одно неоспоримое преимущество – возможность получить «квадратные метры» совершенно бесплатно! Единственные расходы которые придется понести, связаны исключительно с оформлением необходимой документации.

Отношения населения

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около $80%$ россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около $90%$ россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно, и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны $72%$ предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в $2005$ году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов $1993$ года, более половины респондентов ($50–55%$) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным $1993$ года, $74%$) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной.

Последствия приватизации

Последствиями процесса приватизации в России стали:

  1. Смена политической системы страны: с социализма на капитализм.
  2. Страна столкнулась с ярко выраженной проблемой олигархии. Ее члены завладели собственностью за несоответствующие реальной стоимости деньги.
  3. 80% российских граждан считают процесс нелегитимным, нечестным, подлежащим пересмотру.
  4. Приватизация оказала негативное влияние на производство в легкой и обрабатывающей промышленностях, сокращение и разрушение хозяйства.

К основным итогам приватизации относят появление института частной собственности, когда владельцы напрямую заинтересованы в результате, повышении эффективности работы своих предприятий. Очевидно проявились механизмы и стимулы рынка. Государство перестало дотировать многочисленные предприятия. Политические свободы легли на экономическую базу.

Однако современное общество до сих пор не разобралось с проблемой легитимности приватизационной собственности и результатами сделок. Также до сих пор нет уверенности в том, что процесс был экономически оправданным. Существует мнение, что главным итогом приватизационного процесса стало еще большее обнищание народа.

Правильная и естественная приватизация в России того времени проведена быть не могла по нескольким причинам: она осуществлялась незамедлительно, требовала достаточное количество подготовленных специалистов, проводилась в условиях недостатка государственных средств. В ходе процесса органы государственного правления утратили право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

Когда могут отказать

Приватизационный отказ – весьма частое явление в юридической практике. Как правило, оно происходит из-за:

  • некорректного оформления бумаг;

  • несоответствия статуса жилья (например, комната в общежитии или площадь в военном городке);

  • индивидуальные проблемы (нежелание одного из жильцов предоставлять необходимую документацию).

Заранее позаботившись обо всех нюансах, вы сможете оформить приватизацию квартиры без каких-либо проблем.

Источники
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/privatizaciya_gossobstvennosti_v_rossii_rezultaty_osobennosti_i_problemy/
  • https://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/privatizaciya.html
  • https://ria.ru/20110530/381713462.html
  • https://privatizacia.info/v-rossii/
  • https://wiki.fenix.help/istoriya-rossii/privatizatsiya-v-rossii
  • http://tv-gubernia.ru/articles/kak_privatizirovat_kvartiru_poryadok_etapy_i_poshagovaya_instrukciya_po_privatizacii/
  • https://bstudy.net/725620/ekonomika/osobennost_privatizatsii_rossii_etapa
  • https://vuzlit.ru/2049328/etapy_privatizatsii_rossii
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/politika_gosudarstva/privatizaciya_v_rossii/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c321bee03ed1900aa155eb6/kratkaia-istoriia-privatizacii-v-rossii-5ce5963104e7d900b36c50c0

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: