Как рассчитать СГОЗ по 44 ФЗ о госзакупках?

Что это такое?

СГОЗ — это совокупный объем закупок по 44 ФЗ. Согласно 3 статье Федерального закона 44, совокупный объем закупок утверждается в планах и графиках на будущий финансовый год. По СГОЗ утверждается общий объем денежных средств, обеспеченных для осуществления закупок на будущий год. Объем утверждается по представленным положениям и условиям Федерального закона номер 44, в него также включаются все контракты, заключенные или принятые в предыдущем году, но по плану оплачиваемые в последующем финансовом году.

Что включается в СГОЗ по 44 ФЗ? Согласно Федеральному закону номер 44, в совокупный годовой объем закупок входят товары, услуги и работы, контракты заключенные или принятые поставщиком и заказчиком в наступившем финансовом году и оплачены в нем же, либо заключены в предыдущем финансовом году, но оплачены в последующем.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Из каких сумм состоит СГОЗ?

  • из прошлогодних контрактов, но оплата по ним будет производиться в текущем году;
  • из контрактов текущего года и оплатой их в этом же текущем году;
  • из контрактов, заключенных в текущем году на несколько лет, но учитывается только оплата за них в текущем году.

Таким образом, совокупный годовой объем получится, если сложить все эти виды контрактов за прошедший, текущий и будущий года.

По размеру СГОЗ можно понять, кто вправе осуществить конкретную процедуру. Если суммарная цифра не превышает 100 млн. рублей, и у заказчика нет контрактной службы, то заказчик назначает уполномоченное лицо (контрактного управляющего), ответственного за заключение и выполнение обязательств по контракту. Если объем закупок более 100 млн. рублей, то заказчик обязан сформировать контрактную службу.

Обязательными являются следующие условия: у работников контрактной службы должно быть хотя бы дополнительное образование в области закупок, а должность контрактного управляющего может занимать либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Какие суммы не включаются в СГОЗ?

Согласно ст.30 44-ФЗ не входят в совокупный годовой объем закупок:

  • соглашения для обеспечения обороны и безопасности государства;
  • услуги по предоставлению кредитов;
  • контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые проведены в рамках п.25-25.3 ч.1 ст.93 44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения исполнителей, не включающих СМП и СОНКО;
  • договора в области атомной энергетики;
  • процедуры с закрытым характером определения поставщиков.

Не включаются в совокупный объем по 44-ФЗ платежи по контрактам и договорам, заключенным по Федеральному закону № 223-ФЗ и действовавшему до 2014 г. Федеральному закону № 94-ФЗ.

Понятие СГОЗ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Под совокупным годовым объемом закупок понимается тот объём финансовых средств, который государственный или муниципальный заказчик планирует потратить на оплату имеющихся у него незакрытых контрактов. Если говорить о том, из чего формируется этот финансовый показатель, то следует понимать, что это, в первую очередь, денежные средства, которые планируется израсходовать на оплату контрактов в текущем году.

На основании Письма Министерства финансов №24-01-09/37707, которое было сформировано 16 июня 2017 года, для расчета денежного показателя должны быть учтены следующие параметры:

  • контракты и договоры, а также иные соглашения, которые были заключены в предыдущих годах бухгалтерского и финансового учетов, но будут оплачиваться только в текущем году
  • контракты и договоры, которые заключены и подлежат оплате в текущем финансовом году
  • с 1 января 2019 года в СГОЗ необходимо включить также и контракты, которые подписываются с единственным поставщиком по пунктам 25-25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Однако в данном случае действует правило, согласно которому, в СГОЗ включаются только те закупки у единственного поставщика, которые признаны несостоявшимися по итогам конкурентных процедур среди организаций СМП и СОНКО.
При осуществлении закупок по 223 Федеральному закону говорить о совокупном годовом объеме закупок не представляется возможным. Это объясняется тем фактом, что в указанном законе нет понятия, посвящённого совокупному годовому объёму закупок.

Однако по аналогии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» под этим показателем понимается объём финансовых затрат на удовлетворение нужд отдельных видов заказчиков в конкретном финансовом году.

Что включается в совокупный годовой объем госзакупок

В п. 16 ст. 3 44-ФЗ указано, что такое совокупный годовой объем закупок — утвержденный на финансовый год общий объем финансового обеспечения для госзакупок в рамках 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в этом финансовом году.

16.06.2017 Минфин в письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что входит в СГОЗ по 44-ФЗ — суммы контрактов, которые заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем, и суммы сделок, заключенные, исполняемые и оплачиваемые в текущем финансовом году.

Необходимо включать в СГОЗ и деньги на оплату контракта при заказе у единственного поставщика на сумму не выше 300 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в совокупное годовое количество госзаказов входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. СГОЗ для СМП по 44 ФЗ на 2020 год — 15% от совокупного объема всех закупок. Это указано в ч. 1 ст. 30 закона о контрактной системе.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняется в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем. Форма для расчета СГОЗ по 44 ФЗ на 2020 год законодательно не утверждена. Этот показатель отражается в форме для плана-графика, в строке «Всего для осуществления госзакупок».

ВАЖНО!
Совокупное годовое количество госзаказов изменяется в течение года. Это влияет на то, какие госзакупки и в каком объеме проводят. Рекомендуем узнавать примерно раз в квартал, не поменялся ли этот показатель, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Как считать СГОЗ государственным и муниципальным заказчикам по 44-ФЗ

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до госзаказчиков на проведение закупок, прописываются и утверждаются ежегодно в бюджетных сметах (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Ответственными за разработку и ведение таких смет назначаются работники финансовых и бухгалтерских подразделений государственных и муниципальных заказчиков.

СГОЗ рассчитывают контрактные управляющие или сотрудники контрактных служб госзаказчиков. Расчет производится строго на основании подписанной руководством бюджетной сметы. Совокупный объем закупок на год исчисляется путем суммирования всех денежных средств, выделенных по кодам видов расходов (КВР) с 200 по 245, 323, а также с 411 по 414.

Пример расчета СГОЗ для казенного учреждения

Для расчета СГОЗ казенного учреждения нужно сложить суммы по кодам видов расходов 244 и 242. Он составит 13 760 627,00 руб.

Наименование показателя

Код по бюджетной классификации Российской Федерации

Сумма на год

раздел

подраздел

целевая статья

вид расходов

Увеличение стоимости материальных запасов

01

13

1110490059

244

1 405 570,00

Фонд оплаты труда учреждений

01

13

1110490059

111

52 828 200,00

Прочие выплаты

01

13

1110490059

112

82 900,00

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

01

13

1110490059

119

15 954 100,00

Услуги связи

01

13

1110490059

242

2 746 187,00

Работы, услуги по содержанию имущества

01

13

1110490059

242

1 505 400,00

Услуги связи

01

13

1110490059

244

82 000,00

Коммунальные услуги

01

13

1110490059

244

8 021 470,00

Итого по коду БК (по коду раздела)

01

82 625 827,00

Итого:

82 625 827,00

Расчет СГОЗ для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения ведут свою деятельность на основе ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности. Планирование закупок и расчет СГОЗ также осуществляются в строгом соответствии с ПФХД.

По аналогии с госзаказчиками, план финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении составляет ответственный работник бухгалтерии, финансового или планово-экономического отдела (п. 2 раздел 1 требований к ПФХД, утв. Приказом Минфина РФ № 81н от 28.07.2010).

Расчет совокупного объема закупок по 44-ФЗ производится контрактным управляющим, сотрудником контрактной службы путем суммирования доведенных до учреждения бюджетных средств, запланированных на оплату товаров, работ и услуг для нужд такого заказчика в текущем году.

При этом в отдельной графе плана финансово-хозяйственной деятельности прописываются суммы, запланированные на закупки по 223-ФЗ.

ВАЖНО!
Такое финансирование не учитывается при исчислении СГОЗ по нормам федеральной контрактной системы.

Пример определения СГОЗ для бюджетного учреждения

Для расчета СГОЗ бюджетного учреждения нужно взять только сумму выплат на закупки товаров (работ, услуг) на 2020 г. по 44-ФЗ. Она составит 5 500 000 руб.

Расчет СГОЗ для унитарных предприятий

Бюджет на отчетный период унитарных предприятий также утверждается в плане или программе финансово-хозяйственной деятельности.

Для вычисления специалист должен обратиться в бухгалтерию за данными об объемах финансирования и рассчитать совокупный объем заказов на год на основании сведений из ПФХД о денежных средствах, отведенных на оплату контрактов по 44-ФЗ.

Если предприятие также ведет закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ, то суммы, запланированные на осуществление таких заказов, необходимо вычесть из общего объема финансирования по ПФХД.

Как рассчитать совокупный годовой объем закупок?

Правила применения СГОЗ удобнее объяснить на примере. Представим, что у ООО «Образцово-показательная организация»:

  • в 2020 г. заключено 10 контрактов на общую сумму 10 млн. рублей, из них пять, чья совокупная стоимость составляет 7 млн., будут оплачены в 2020 г., а пять, на сумму 3 млн., подлежат оплате в 2021 году;
  • с 2019 остались открытыми и неоплаченными 5 контрактов, которые в сумме составляют 5 млн. рублей.

СГОЗ 2020 г. будет состоять из суммы 5 контрактов текущего года, оплата которых также предстоит в текущем году, и 5 контрактов за 2019 г.:

Сумма СГОЗ = 7 млн. руб. + 5 млн. руб. = 12 млн. рублей.

Оставшиеся 5 контрактов с совокупной ценой 3 млн. руб., хоть и подписаны в текущем периоде, перейдут в 2021 г.

Расчет для СМП и СОНКО

По 44-ФЗ заказчик обязан проводить закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% от СГОЗ. Это требование указано в ч.1 ст.30. По количеству процедур у СМП и СОНКО заказчик отчитывается ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.

С 2019 года в этом отчете произошли важные изменения. Теперь в расчет идут все процедуры, предназначенные для СМП и СОНКО, даже если закупка признана несостоявшейся (подана единственная заявка, только одна заявка признана соответствующей). Информация автоматически попадает в отчет из реестра заключенных контрактов, который ведет заказчик. Для использования этой функции при открытии контракта в ЕИС организатору торгов следует поставить галочку в графе, где говорится о том, что поставщик/исполнитель относится к числу СМП и СОНКО.

Обратимся снова к примеру с «Образцово-показательной организацией»:

СГОЗ = 12 млн. руб. Допустим, сумма договоров, которые не могут быть включены в совокупный годовой объем при формировании нормы закупок у СМП и СОНКО, составляет 3 млн. руб. Следовательно, необходимый объем закупок у СМП и СОНКО составит:

(12 000 000 – 3 000 000) / 100 × 15 = 1 350 000 рублей.

Расчет предельного объема закупок по результатам электронного запроса котировок

Предельный разрешенный объем контрактов, которые можно заключить по результатам такой процедуры, формируется с применением полного размера СГОЗ:

12 000 000 / 100 × 10 = 1 200 000 рублей.

Проведение котировок допускается, если размер НМЦК не выходит за пределы 500 000 рублей, а совокупный объем соглашений, заключенных по результатам этой процедуры, не должен превышать 10% от СГОЗ и быть больше 100 млн. рублей одновременно.

Эти же правила действуют и для обычного запроса котировок.

Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика

Все организаторы торгов вправе заключать соглашения без проведения конкурентных процедур, и составлять они должны не более 300 тыс. руб. по одному контракту. А сумма их не может быть больше 2 млн. руб., либо 5% от СГОЗ, но не выходить за пределы 50 млн. рублей (п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Разрешенная сумма договоров для заказчика из примера с «Образцово-показательной организацией» составит:

12 000 000 / 100 × 5 = 600 000 рублей.

Если заказчик относится к категории учреждений, которым позволено заключать контракты согласно п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ, бюджет таких сделок зависит от величины совокупного годового объема. Контракт должен быть не более 600 тыс. руб., а суммарный годовой показатель – не более 5 млн. руб., либо не более 50% от СГОЗ и не превышать 30 млн. руб. Для «Образцово-показательной организации» расчет будет таким:

12 000 000 / 100 × 50 = 6 000 000 рублей.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Что не учитывается в СГОЗ и не влияет на проведение расчетов

При подсчете СГОЗ есть некоторые показатели, которые учитывать нельзя. К ним относятся:

  • закупочные мероприятия, направленные на удовлетворение оборонных нужд, а также нужд безопасности государства;
  • закупки, направленные на предоставление различного вида кредитов
  • процедуры, направленные на различные виды применения атомной энергии
  • контракты, заключаемые с единственным поставщиком, кроме указанных выше пунктов 4 и 5 статьи 93 указанного нормативного акта федерального значения;
  • процедуры конкурентных закупок закрытого типа (закрытые конкурсы и аукционы в электронной форме).

Источники

  • https://lawlinks.ru/raschet-sgoz-po-44-fz/
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kak-rasschitat-sgoz/
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/sovokupnyj-godovoj-obem-zakupok-po-44-fz.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/sovokupnyj-godovoj-obem.html
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/sovokupnyy-godovoy-obem-zakupok
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-schitat-sgoz-poshagovaya-instruktsiya

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: