Какие новшества учесть при закупках в 2021 году

Содержание
  1. Изменения в ФЗ-44
  2. Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ”О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в Закон № 44-ФЗ
  3. Электронный запрос котировок
  4. При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.
  5. Новый порядок заключения контракта с ЕП
  6. Закрытый конкурс
  7. У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган
  8. Планирование
  9. Как изменятся правила опубликования извещения
  10. В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок.
  11. Перевод суммы на спецсчет
  12. Дополнительные требования к участникам закупок
  13. Какие бывают тендеры
  14. Как сократятся сроки заключения контракта
  15. Возможные изменения в 2021 году
  16. Банковская гарантия
  17. Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе
  18. Открытый двухэтапный конкурс
  19. Как изменились закупки с января 2021 года
  20. Ключевые условия заключения контракта с ЕП
  21. Как проходит оплата поставщикам
  22. Что участник закупки должен будет включить в заявку
  23. Конкурс на стройку
  24. Особенности конкурса на стройку
  25. Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.
  26. Подведомственность
  27. Контроль в закупках
  28. Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо
  29. Разрешение спорных моментов
  30. Что изменится в рассмотрении заявок
  31. Краткое содержание закона
  32. Порядок подачи обращения о согласовании контракта
  33. Признание конкурса несостоявшимся
  34. В каких случаях проводятся экстренные закупки
  35. Появилось больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла
  36. Где осуществляются закупки
  37. Изменения в применении Национального режима
  38. Сроки согласования
  39. Вступление в силу
  40. Расторжение соглашения
  41. Минимальная доля закупок
  42. Выводы

Изменения в ФЗ-44

С 1 апреля 2020 г. заработала новая редакция Закона № 44-ФЗ. При этом поправки носят скорее технический характер. Для заказчиков и участников закупок ничего не меняется.

Так, упорядочат перечень данных, которые контролирует Казначейство. Ведомство будет следить за:

  • непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения, утвержденным и доведенным до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.

Для контроля через ЕИС ведомство сопоставит:

  • извещения об осуществлении закупок и информацию в планах-графиках;
  • протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и информацию в извещениях;
  • условия проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, и информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ”О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в Закон № 44-ФЗ

Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.

Электронный запрос котировок

Закупать с помощью электронного запроса котировок можно будет больше и быстрее.

Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб.

При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений.

Новый порядок заключения контракта с ЕП

С 01.07.2020 года действует новый порядок заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания определения поставщика не состоявшимся

в случаях:

  • подана одна заявка
  • признан соответствующим требованиям документации только один участник
  • не подано ни одной такой заявки

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган

Обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Как изменятся правила опубликования извещения

У участника будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.

В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок.

При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.

Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.

Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Дополнительные требования к участникам закупок

С 9 июля 2020 года внесены изменения в постановление номер 99.
Дополнительные требования устанавливаются:

  • для федеральных нужд при цене контракта 10 000 000 руб.
  • для нужд субъектов российской федерации и муниципальных нужд с НМЦК 5 000 000 руб.

Опыт участников в текущей редакции оцениваться за последние 5 лет. (было 3 года)

Изменениям предусмотренным корректировка размера стоимости контрактов для подтверждения опыта.(как правило это увлечение с 20% до 30% от цены контракта)

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Как сократятся сроки заключения контракта

Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.

Возможные изменения в 2021 году

26.01.2021 правительство внесло в Госдуму оптимизационный законопроект на 364 листах. По сути, переписали большую часть закона о контрактной системе. Планируется, что последняя редакция закона о закупках 44-ФЗ заработает поэтапно начиная с 01.04.2021.

Инициатива правительства Изменения в 44-ФЗ Скачать законопроект
Комплексное совершенствование порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способов такого определения, осуществляемых процедур

Сократят количество способов определения поставщика ‎до 3 — конкурс, аукцион, запрос котировок. Порядок проведения этих способов определения поставщика излагается единообразно и с применением единой терминологии.

Исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы ‎с ограниченным участием, запросы предложений.

Запрос котировок разрешат проводить при НМЦК до 3 млн рублей. А годовой объем закупок этим способом ограничат 50% от СГОЗ. Есть условия, при которых эти ограничения можно не учитывать. Например, при закупках заказчиком, который работает на территории иностранного государства.

Еще для запроса котировок установили правило о необходимости требовать обеспечение заявки, если НМЦК превышает 1 млн рублей. Сейчас оно предусмотрено только для конкурсов и аукционов.

Скачать законопроект №1100997-7 из КонсультантПлюс

Установят единые требования к содержанию извещения, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков, срокам ‎их размещения, предоставления, разъяснения их положений, внесения в них изменений и единые требования к составу и содержанию заявок ‎на участие в закупках.

Исключают необходимость дополнительного составления заказчиком документации в открытой конкурентной закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке только в извещение, которое формируется ‎в электронной форме в ЕИС ‎по единым формам электронных документов.

Закупочная документация потребуется только для закрытых конкурентных процедур.

Изменять извещение о любой закупке будут за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.

Установят общий срок для отмены открытых и закрытых электронных закупок — не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Сейчас срок зависит от способа.

Вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков для закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание (в т. ч. разработку, изготовление и испытания) космических материалов и космических технологий, на создание (в т. ч. разработку, изготовление и испытания), модернизацию, поставку, ремонт, обслуживание, использование (эксплуатацию), утилизацию космической техники и для закупок федеральными органами исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в области госохраны, в сфере деятельности войск Росгвардии, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

Сокращаются и унифицируются сроки процедур ‎(в т. ч. рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков.

Например, заявка на участие в электронном аукционе не будет делиться на части, и ее рассмотрят не позже 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.

Еще решили сократить срок заключения контракта по итогам электронного запроса котировок. Заказчик отправит победителю контракт в течение 3 часов с момента размещения итогового протокола. На его подписание и внесение обеспечения будет 1 рабочий день. Протокол разногласий нельзя будет оформить.

Что касается аукционов, то чтобы исключить ситуации чрезмерно длительного периода торгов, устанавливается предельный максимальный срок таких торгов — не более 3 часов с момента их начала. А ставки участники будут делать в течение 4 минут с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Унифицируются случаи признания, что определение поставщика не состоялось, и последствия такого признания.

Для ускорения закупок необязательно будет проводить дополнительную процедуру (запрос предложений), если нет заявок на участие в закупке.

Оптимизируют порядок проведения совместных конкурсов и аукционов в части установления дополнительной возможности ‎их проведения одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе различных субъектов России. Такие меры позволят проводить совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Учитывая устоявшийся порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, для уменьшения административной нагрузки на заказчиков исключают подзаконный акт, который устанавливает порядок их проведения, и установят исчерпывающие требования к такому порядку в самом законе о контрактной системе.

Для уменьшения административной нагрузки на заказчиков исключат подзаконные акты, которые устанавливают ‎порядок предоставления преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при их участии в закупках, и установят исчерпывающие требования к таким порядкам в 44-ФЗ. Перечни товаров в закупках, которые устанавливают преимущества, по-прежнему будет утверждать правительство.

Чтобы обеспечить возможность участия таких учреждений, предприятий и организаций в закупках по 44-ФЗ, установят запрет на смешивание заказчиками в одной закупке товаров, работ, услуг из перечня, в закупках которых предоставляются преимущества таким учреждениям, предприятиям и организациям, и не включенных в такой перечень.

Сократят срок взаимодействия между банками и электронными площадками до часа, что в том числе позволят начать электронный аукцион на строительство объектов капитального строительства через 2 часа (вместо 4 часов, как сейчас).

Предусмотрят положение о блокировании банком (путем взаимодействия с электронной площадкой) денег в качестве обеспечения заявки на спецсчете участника закупки при подаче заявки (а не после окончания срока подачи заявок). Это позволит участнику закупки, если не хватает денег на спецсчете, успеть пополнить счет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке и еще раз отправить заявку.

Предусмотрят правило, по которому на деньги, которые заблокированы по 44-ФЗ, ‎не обратят взыскание по обязательствам участника закупки.

Установят основание для отклонения заказчиком заявки, если участник предоставит в качестве обеспечения банковскую гарантию, которая не соответствует требованиям.

Участникам, которым присвоен второй номер и последующие, придется заключить контракт, если победитель уклонился от заключения контракта. При условии, что они не отозвали заявки.

Такой подход увеличит возможность заказчика заключить контракт со следующим участником без повторного проведения торгов.

Совершенствуют случаи закупок у единственного поставщика, в частности изменят п. 6 и п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Дополнят список случаев закупок у единственного поставщика закупкой товаров, работ, услуг, включенных в утверждаемый руководителем Министерства обороны перечень, для выполнения спецзадач по аналогии с положениями пунктов 40, 41 и 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Закон о контрактной системе дополнят случаями, которые устанавливают право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком в закупках материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, в закупках здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка по результатам торгов, проведение которых обязательно по земельному законодательству, исполнительному производству и по федеральному закону №127-ФЗ от 26.10.2002 о банкротстве.

Проводить конкурентные тендеры в этих случаях не нужно, так как реализация товаров, объектов производится по действующему законодательству — путем проведения торгов.

Предусмотрят гармонизацию положений 44-ФЗ и федерального закона №127-ФЗ от 04.06.2018 о мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств. Это означает, что установят основания для отклонения соответствующих заявок.
Новые правила для гарантий Банковские гарантии заменят независимыми. Предоставлять их смогут, например, региональные гарантийные организации. Такие организации или банки должны выполнять обязательства по гарантиям, даже если исключены из специальных перечней. А еще их не освободят от ответственности за неисполнение условий выданных гарантий.
Введение «универсальной стоимостной предквалификации»

Предусмотрят возможность допуска к участию ‎в госзакупках стоимостью больше 20 млн рублей только участников, у которых есть успешный опыт исполнения любого контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ, независимо ‎от предмета закупки, в объеме не меньше 20% от НМЦК. Это положение действует, если не применялись доптребования к участникам закупки (спецпредквалификация).

Оптимизация и упрощение закупок по проектированию и строительству объектов капитального строительства

Уточнят п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ нормой о включении в описание объекта закупки сметы ‎на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Совершенствование порядка исполнения контракта

Введут определение этапа исполнения контракта.

Случаи изменения существенных условий контракта, которые предусмотрены пп. «а», «б», «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, уточнят. Заказчики будут пользоваться ими независимо ‎от включения информации о возможности применения таких случаев ‎в документацию о закупке или контракт.

Предусмотрели формирование и подписание документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в электронной форме с помощью ЕИС.

Расторгать контракты, которые заключены по итогам электронных процедур, предлагают в электронной форме, используя электронный документооборот в ЕИС. Это позволит сократить срок расторжения и обеспечит фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.

Оптимизация процедуры обжалования и внесения в РНП

Начнут подавать жалобы в электронной форме в контрольный орган в сфере закупок через ЕИС. Введут требование, что участник закупки, который обжалует положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, должен соответствовать требованию об «универсальной стоимостной предквалификации».

Так, если обжалуют закупку с НМЦК свыше ‎20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного выполненного госконтракта, независимо от предмета такого контракта, не менее ‎20% от НМЦК закупки, ‎на которую подается жалоба.

Документооборот между заказчиком и ФАС при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков переведут ‎в электронную форму с использованием ЕИС.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе

Заключение контракта потребуется согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Как изменились закупки с января 2021 года

Собрали в таблицу все изменения в 44-ФЗ, вступающие в силу в январе 2021 года, с комментариями и ссылками на нормативные акты.

Когда вступает в силу изменение Что изменилось Нормативно-правовой акт
01.01.2021

Нормы о том, что закон о контрактной системе не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования, утратили силу.

Разработали инструкцию для вступления в силу поправок в контрактное законодательство (новая редакция ч. 2 44-ФЗ).

Ввели новые обязанности членов комиссии по закупкам по ч. 8 ст. 31 44-ФЗ. Они обязаны проверять участника закупки на наличие ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица по ст. 19.28 КоАП. Эти данные по логике постановления правительства №917 от 18.07.2019 заказчики получают от электронных площадок, но есть комиссии, которые проверяют самостоятельно в реестре генпрокуратуры.

Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020
Вступили в силу положения о минимальной доле закупки отечественных товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Подробнее: «Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Постановление правительства №2013 от 03.12.2020
Постановление правительства №2014 от 03.12.2020
Обязательно применяйте типовые условия контрактов на проведение проектных и изыскательских работ. Приказ Минстроя №10/пр от 14.01.2020
Утвердили методику оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки. Приказ Госкорпорации «Роскосмос» №339 от 04.12.2020
Изменили перечень медизделий из ПВХ, в закупках которых действуют ограничения допуска иностранных товаров. Постановление правительства №2238 от 23.12.2020
Продолжают применяться старые удостоверения на медизделия из ПВХ. Подробнее: «Как проверить регистрационные удостоверения на медизделия: пошаговая инструкция».

Постановление Правительства №2238 от 23.12.2020

Минфин рекомендовал заказчикам уточнить реквизиты счетов в госконтрактах из-за системы казначейских платежей.

Письмо Минфина №09-01-09/112993 от 22.12.2020

07.01.2021 Обязательно применяйте обновленный типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.

Приказ Минтруда №508н от 24.08.2020

11.01.2021 На портале поставщиков обновился регламент проведения закупок малого объема. Приказ Тендерного комитета №70-01-176/20 от 01.12.2020
12.01.2021 Вступили в силу новые правила определения страны происхождения отдельных видов товаров на территории государства — члена ЕАЭС для госзакупок.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии №105 от 23.11.2020

19.01.2021 Казначейство опубликовало приказ, который утверждает порядок формирования идентификатора госконтракта на 2021 год. В письме №07-04-05/22-870 от 20.01.2021 ведомство указало, что приказ находится на регистрации в Минюсте, но заказчики вправе его применять. Приказ Казначейства №4н от 11.01.2021
Казначейство опубликовало приказ, который утверждает регламент проверки на соответствие фактически поставленных товаров указанным в госконтракте. Приказ Казначейства №5н от 11.01.2021
Казначейство опубликовало приказ Минфина, который утверждает порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по госконтракту при казначейском сопровождении. Приказ Минфина №334н от 30.12.2020
22.01.2021 ФАС изменила план проверок заказчиков в 2021 году.

Приказ ФАС №27/21 от 22.01.2021

23.01.2021 Обязательно применяйте 3 новых типовых контракта в сфере пожарной безопасности. Подробнее: «Утвердили 3 типовых контракта для обеспечения пожарной безопасности». Приказ МЧС №756 от 12.10.2020
Изменили правила формирования ИКЗ. Подробнее: «Как формировать ИКЗ по новым правилам: пошаговая инструкция». Приказ Минфина №294н от 02.12.2020
26.01.2021 Изменили информационную карту типового контракта на поставку продуктов питания. Приказ Минсельхоза №605 от 12.10.2020
27.01.2021 Разрешили устанавливать повышенные авансы в некоторых госзакупках в 2021 году.

Постановление правительства №39 от 23.01.2021

Ключевые условия заключения контракта с ЕП

Контракт с единственным поставщиком заключается:

  • на условиях, предусмотренных извещением, документацией о закупке
  • по цене, не превышающей НМЦК, а также ценового предложения участника (при наличии, например была подана одна заявка)
  • в порядке, предусмотренном 44-ФЗ для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Что участник закупки должен будет включить в заявку

Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.

Конкурс на стройку

С 01.09.2020 г. строительные закупки исключаются из обязательного аукционного перечня (249-ФЗ от 31.07.2020 г.)

Заказчики смогут проводить строительные закупки как аукционом, так и конкурсом.

Из аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р, исключены:

  • здания и работы по возведению зданий
  • сооружения и строительные работы в области гражданского строительства
  • работы строительные специализированные (кроме кода 43.13)

открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и в описание объекта закупки включена проектная документация (п.8 ч.1 ст.ЗЗ 44-ФЗ)

Особенности конкурса на стройку

  • В извещении и документации не указывается дата и время рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, дата подачи окончательных предложений (процедура направления не проводится)
  • Заказчик не устанавливает критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
  • В первой части заявки достаточно представить только согласие с использованием программно аппаратных средств ЭП.

Из этого следует- когда есть документация о закупке в которой отражена проектная документация, то заказчик лишь получает согласие от участника закупки.

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

Подведомственность

Обращение направляется если закупка проводится для:

  • федеральных нужд, либо закрытый способ закупок

в ФАС России, либо его территориальный орган

  • обеспечения нужд субъекта РФ

в региональный орган контроля в сфере закупок (например: Региональное Министерство финансов)

  • обеспечения муниципальных нужд

в муниципальный орган контроля в сфере закупок

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо

Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:

  • закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
  • запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
  • запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один — протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Краткое содержание закона

  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.

Порядок подачи обращения о согласовании контракта

Заказчик направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании не позднее чем через 5 рабочих дней с даты:

  1. размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся
  2. подписания протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся (если такой протокол не подлежит размещению в ЕИС)

Признание конкурса несостоявшимся

Закупка признается несостоявшейся

в случаях, если:

  • не подано ни одной заявки
  • все заявки отклонены

В этом случае заказчик вносит изменения в план-график и может провести закупку повторно (при необходимости)

В каких случаях проводятся экстренные закупки

Неконкурентным способом они будут проводиться, если:

  • закупку для государственных или муниципальных нужд определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с эпидемией коронавирусной инфекции, который одобрен президентом, правительством (его председателем);
  • конкретную закупку определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупка проводится для федеральных нужд у едпоставщика, определенного поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с эпидемией коронавирусной инфекции, который одобрен президентом, правительством (его председателем);
  • закупка проводится за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов.

С 11 мая вступило в силу постановление правительства №630 от 30.04.2020. В нем предусмотрено право для главных распорядителей средств федерального бюджета и подведомственных им получателей средств федбюджета предусматривать в 2020 году в госконтрактах о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) авансовые платежи в размере до 50%, но не более лимитов бюджетных обязательств.

Появилось больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла

Помимо случаев, установленных правительством, контракт жизненного цикла можно заключить при закупке новых машин и оборудования.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Изменения в применении Национального режима

С 05.08.2020 г. изменился порядок подтверждения соответствия товаров установленным запретам по Постановлению Правительства РФ № 616

Для подтверждения соответствия товара нужно представлять в составе заявки одновременно:

  • выписку из реестра с указанием номера записи
  • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 719

Исключение:

выписку из реестра до 01.06.2021 г. можно не предоставлять в рамках закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (если товары не входят в перечень). Достаточно представить декларацию о стране происхождения товара

Сроки согласования

Обращение направляется в течение 5 рабочих дней с даты опубликования протокола.
Далее, у контрольного органа есть 10 рабочих дней на рассмотрение обращения. Если оно не соответствует требованиям, тогда заказчику отправляется уведомление о несоответствии в течение 2 рабочих дней и дается право на устранении несоответствия в течение 2 рабочих дней.

Если в течение этого времени устранены нарушения, то контрольный орган возвращается к рассмотрению обращения и принимает решение о соответствии обращения для заключения контракта.
После того как контрольным органом вынесено решение о соответствии контракта возможно заключение контракта, но не ранее 10 дней со дня размещения протокола и не позднее 20 дней со дня получения решения о согласовании.

Вступление в силу

С 1 января 2020 г. нужно указывать в заявках страну происхождения.

С 8 января 2020 г. изменились правила для контрактов жизненного цикла.

С 1 июля 2020 г. заработает большая часть новшеств:

  • запрос котировок в электронной форме будут проводить по новым правилам;
  • начнут проводить электронные малые закупки;
  • по-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Минимальная доля закупок

Изменения касающиеся национального режима в части доли закупок.

С 11.08.2020 г.:

  • ст.14 44-ФЗ – предусмотрено установление минимальной доли закупок у отечественных производителей
  • ст.30.1 44-ФЗ – при установлении минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и Перечня товаров, определенных Правительством

По итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом:

  1. Составляет отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях соблюдения минимальной доли закупок.
  2. Размещает отчет в ЕИС или направляет его в Минпромторг России, если отчет не подлежит размещению (по закупкам, неподлежащим размещению в ЕИС.)

Если объем закупок не соответствует минимальной доле, заказчик вместе с отчетом готовит обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок и размещает обоснование в ЕИС или направляет его в Минпромторг.

Правительство РФ определяет:

  1. требования к содержанию и форме отчета, порядок его подготовки и размещения
  2. требования к содержанию обоснования невозможности достижения минимальной доли закупок, порядок его подготовки и размещения
  3. порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения заказчиком минимальной доли закупок

Выводы

По новым правилам участник обязан указать в заявке страну происхождения товара независимо от того, применяются ли правила нацрежима. Эта информация понадобится и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

Закон 44-ФЗ — масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц).

Источники

  • https://www.klerk.ru/buh/articles/500176/
  • https://44fzrf.ru/izmeneniya-44-fz-2020-god/
  • https://zakupki-gov-ru.com/izmeneniya-zakonodatelstva-v-sfere-zakupok-oktyabr-2020/
  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/pamyatka-kak-goszakupki-budut-menyatsya-v-2019-i-2020-godu

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: