Какие объекты и договора подлежат обязательной государственной регистрации?

Содержание
  1. Понятие государственной регистрации сделок
  2. Значение регистрации
  3. Нормы, указывающие на необходимость государственной регистрации прав на имущество
  4. Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости (действующая редакция)
  5. Комментарий к ст. 131 ГК РФ
  6. Особенности государственной регистрации недвижимости
  7. Объекты для госрегистрации — классификация
  8. Какие объекты недвижимости подлежат государственной регистрации?
  9. Сделки, не нуждающиеся в регистрации
  10. Временные объекты
  11. Объекты вспомогательного назначения
  12. Принципы государственной регистрации прав на недвижимость
  13. Кем осуществляется регистрация?
  14. Документы, необходимые для регистрации
  15. Цели и задачи регистрации недвижимости
  16. Отчуждение
  17. Сделки, по которым не переходят права
  18. Дополнительные сделки
  19. Требования к собственникам
  20. Как зарегистрировать недвижимость
  21. Основания для отказа в государственной регистрации прав

Понятие государственной регистрации сделок

Государственная регистрация сделок – это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.

Процедура госрегистрации доказывает, что право на самом деле существует.

Права на имущество появляются в силу юридического аспекта проводимой сделки, состоящего из:

  • соглашения между продавцом и покупателем;
  • акта госрегистрации прав.

На основании осуществленной процедуры покупатели недвижимости реализуют по собственной инициативе право распоряжаться зарегистрированным имуществом в регламентированном законодательством порядке.

Значение регистрации

Договор будет состоявшимся после его регистрации. В случаях, когда положение п. 3 ст. 433 ГК РФ не выполняется, то это приведет к незаключенности сделки. Даже если документ заверен нотариусом по всем нормам, но при отсутствии регистрации, он не будет иметь юридическую значимость.

Госрегистрация считается подтверждением прав на недвижимость, оспорить которые можно только в судебном порядке. Объект будет зарегистрированным с момента внесения записей в Единый государственный реестр прав. Государственной регистрации подлежат следующие сделки.

Нормы, указывающие на необходимость государственной регистрации прав на имущество

Обязательность процесса госрегистрации регламентируется следующими статьями Кодекса:

  • 164;
  • 223;
  • 433;
  • другими статьями, которые содержатся в 1-й и во 2-й частях Кодекса.

Порядок процесса и причины для отказа определяются:

  • Правилами ведения ЕГРП;
  • Законом о регистрации недвижимости;
  • иными актами.

Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости (действующая редакция)

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. – Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к ст. 131 ГК РФ

1. Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него (перехода прав на него, сделок с ним и обременений недвижимого имущества). Целью такой регистрации является установление прочной системы оборота недвижимости. Мировой опыт убедительно показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Цель такого регулирования заключается в том, чтобы обеспечить стабильность в гражданских отношениях. Требование об отражении изменений вещно-правового положения участников в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово “государственная” означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Таким органом в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, который закрепил объединение двух систем (государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества) и предусмотрел создание Единого государственного реестра недвижимости – свода достоверных сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и правообладателях.

В п. 1 комментируемой статьи содержится неисчерпывающий перечень прав, подлежащих государственной регистрации. В нем говорится о том, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. Помимо перечисленных конкретных прав, в нем также говорится об иных правах в случаях, предусмотренных ГК и иными законами. Проблема заключается в том, что нет четкого понимания, какие права являются “иными вещными правами”.

Государственная регистрация ограничений (обременений), подлежащих государственной регистрации, предусмотрена в п. 1 комментируемой статьи ГК РФ, ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости. К ним относятся, в частности: ипотека, аренда, сервитут, доверительное управление, арест и другие запрещения на совершение действий с недвижимостью (ч. 6 ст. 1 названного Закона, п. 61 Порядка ведения ЕГРН).

В данном случае для осуществления государственной регистрации подаются заявления о регистрации ограничения права, обременения имущества. Исключение составляет аренда, для регистрации которой представляется заявление о государственной регистрации договора аренды, а не ограничения (обременения) (ч. 1 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 отмечено следующее.

“Положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом как противоречащий нормам ГК РФ.

Включение сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации, условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам ГК. Такое условие является ничтожным в силу требований ст. ст. 168 и 180 ГК. Поэтому регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации такого договора”.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о возможности осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. В качестве примера можно привести государственный кадастровый учет недвижимого имущества, под которым понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

3. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав, а государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, выражающего содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Право считается зарегистрированным и, соответственно, возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю. Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно не получать, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи оно выдается “по ходатайству правообладателя”.

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права. Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве. Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

В п. 3 ст. 131 ГК РФ указывается на то, что регистрируется как переход прав на недвижимость, так и сделки с ней, однако нет ни слова о том, в каких случаях осуществляется регистрация сделок с недвижимостью. Таким образом, государственная регистрация признается обязательной лишь для тех сделок, в отношении которых требование о государственной регистрации прямо установлено законом. Это положение отражено и в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

4. В п. 4 комментируемой статьи установлен принцип информационной открытости регистрирующих органов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Причем информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Как следует из п. 1 ст. 62 Закона о государственной регистрации недвижимости, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее – запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

5. Согласно п. 6 комментируемой статьи порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В частности, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласно ст. 9 указанного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим подобную регистрацию, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Перечень оснований приостановления государственной регистрации прав, указанный в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, весьма обширен, однако надо обратить внимание на то, что речь идет именно о приостановлении, а не об отказе в регистрации. Таким образом, если причины, по которым государственная регистрация приостановлена, не будут устранены в срок приостановления, в регистрации будет отказано.

Особенности государственной регистрации недвижимости

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Объекты для госрегистрации — классификация

Имущество, подлежащее регистрации, можно условно разделить на пять групп. Рассмотрим каждую их них подробно:

  1. Права собственности. К этой категории относятся права на различные формы владении, в том числе государственную, общую, частную и иные виды.
  2. Вещные права. Особенность в том, что лица, не относящиеся к категории хозяев, имеют меньшие возможности. Вещное право дает возможность владения, управления и пожизненного наследования имущества. Такие права несут абсолютный характер, что подразумевает возможность их осуществления без привлечения 3-их лиц. Интересно, что даже при получении права владения недвижимостью иным лицом, вещное право остается в силе. Вот почему его регистрация является обязательной.
  3. Ограничения прав. Рассматривая, какие объекты подлежат государственной регистрации, важно отметить обременения на права по отношению к имуществу. Здесь речь идет об ипотечном кредитовании, сервитутах, арендном соглашении, а также иных сделках, имеющих индивидуальные особенности. По сути, сервитут подразумевает ограничение вещного права. Что касается ипотечного кредита, здесь речь идет об обременении на залоговое имущество (до полной выплаты заемщиком задолженности по займу).
  4. Операции с недвижимостью. Не секрет, что право собственности не возникает на ровном месте. Оно появляется после оформления различных договоров, а именно обмена, покупки и продажи, передачи имущества в дар, реконструкции и так далее. При проведении сделок с имуществом регистрация прав производится на базе бумаг, которые подтверждают право применения ЗУ для возведения постройки, а также с помощью проекта или его описания. В первую очередь это касается незавершенных сооружений.

Отдельного внимания заслуживают операции, которые произведены до начала действия закона о регистрации. Так, с учетом статьи 6 (пункта 2) права на недвижимость, появившиеся до начала действия Закона, считаются теми, что имеют силу. Основанием является желание собственников (правообладателей). Если сделка регистрируется уже после вступления в силу упомянутого закона, необходимо «работать» с теми правами на объект, которые появились до вступления в силу нормативного документа.

  1. Непосредственно физические объекты (их рассмотрим ниже).

Кроме госрегистрации, может проводиться специальная работа по учету некоторых видов имущества. В большинстве случаев необходим учет в кадастре, а также техучет. В этом случае производится фиксация сведений о земельном участке, сооружении или иной недвижимости. При этом нельзя объединять под одну «гребенку» разные виды учета (правовой и технический).

Какие объекты недвижимости подлежат государственной регистрации?

В этом разделе подробно рассмотрим имущество, которое подлежит регистрации и включается в пятую группу классификации (рассмотрена выше). В нее входит следующая недвижимость:

  • Участки недр и земельные наделы.
  • Леса, насаждения.
  • Сооружения, а также их элементы. Сюда же относятся элементы инфраструктуры (транспортной, инженерной).
  • Здания и их составляющие.
  • Нежилые объекты, а также компании (те, что позиционируются как имущественные комплексы).
  • Жилые здания, имеющие помещения, предназначенные для проживания и технического характера. В этот же пункт необходимо включать дачные домики на участках, где предусмотрено право регистрации и проживания в них.
  • Квартиры и их составляющие, а также служебные и прочие помещения.
  • Комнаты.
  • Садовые домики, гаражи, а также иные постройки, имеющие потребительское назначение.
  • Жилые постройки, в которых нельзя проживать, а также хозпостройки на садовых участках.
  • Незавершенные объекты, а также кондоминиумы.
  • Прочие сооружения, которые относятся к категории недвижимости и должны быть поставлены на учет.

Сделки, не нуждающиеся в регистрации

Какой договор не подлежит государственной регистрации? Регистрировать сделки нужно только тогда, когда это прямо предписывается законодательством. Учитывая изложенные выше обстоятельства, данный перечень достаточно широк.

В первую очередь не требуют прохождения такой процедуры сделки с движимыми вещами. Они имеют совершенно другой статус и не нуждаются в усиленном регулировании.

К следующей категории относятся те сделки с недвижимостью, которые никогда не требовали внесения записей о них в единый реестр. Это арендные договоры со сроком меньше года либо на неопределенный четко период, коммерческого найма, доверительного управления, ссуды.

С определенного времени не нуждаются в регистрации и сделки покупки и продажи жилья, предприятий, дарения недвижимого имущества, его отчуждения на условиях ренты.

Следует отметить, что это далеко не полный перечень, учитывая принцип свободы для заключения сторонами любых договоров.

Решая вопрос о том, нужно ли при заключении сделки посещать регистрирующие органы, стоит руководствоваться нормами гражданского законодательства. Если оно содержит прямое указание на необходимость фиксации, тогда сделка не будет считаться легитимной без ее осуществления.

Временные объекты

Сразу отметим, что регистрации не требуют временные объекты, к примеру, небольшие торговые точки или павильоны, находящиеся на остановках. Особенность в том, что земельные наделы для таких сооружений отводятся на конкретный период. Сами объекты изготавливаются с применением легких материалов, которые при необходимости можно легко разобрать (как правило, это сэндвич-панели). Использование таких конструкций свидетельствует о том, что конструкцию можно демонтировать и переместить на иное место. При этом функционально объект никак не пострадает.

Оформлять техпаспорт на объект, который не относится к недвижимости, для закрепления этого статуса бессмысленно, ведь по законодательству наличие такого документа не позволяет говорить о статусе имущества. Иными словами, если на объект оформлен техпаспорт, это еще не подтверждает необходимость регистрации сооружения.

Объекты вспомогательного назначения

Кроме того, регистрация права собственности не требуется по отношению к сооружениям, которые имеют вспомогательный характер. Задача таких объектов заключается в дополнении главного здания, расширение его функциональности. Такая постройка не имеет самостоятельной функции, поэтому в ее регистрации также нет нужды. В качестве примера можно привести ж/б забор, построенный вокруг какого-либо объекта или блочный пункт возле газопровода. В указанных выше случаях основные здания подлежат регистрации, в вот вспомогательные постройки — нет.

При этом собственник вправе использовать такие объекты с учетом функционального назначения при проведении коммерческой деятельности по отдельности от основной вещи. Интересно, что вспомогательное сооружение может относиться к капитальным, но регистрировать его все равно не требуется. Кроме того, наличие техпаспорта и постановка на учет в кадастре еще не подтверждает тот факт, что объект является самостоятельным.

Стоит учесть, что некоторые объекты такого рода все-таки подлежат регистрации. Речь идет о сооружениях, права на которые должны быть зарегистрированы с учетом «дачной амнистии». Это актуально, если объект расположен на ЗУ в саду или на даче. В виде примеров можно привести баню, погреб, хозпостройку или иное сооружение.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Кем осуществляется регистрация?

Основным органом, который согласно законодательству наделен правом производить регистрационные действия, является Федеральная служба гос регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр). Для того, чтобы получить данную услугу, нужно обратиться в соответствующий орган Росреестра с заявлением и списком необходимых документов.

Подать заявление и документы на регистрацию можно как лично, так и посредством почтовой или электронной связи. Кроме того, в отдельных случаях может быть предоставлена услуга выезда на дом или доставка в регистрирующий орган по запросу клиента. Для ветеранов ВОВ или инвалидов, например, она предоставляется бесплатно.

Однако, обратиться за регистрацией своих прав или договора можно не только в Росреестр и его подразделения. Такую услугу также предоставляют многофункциональные центры.

Они обладают правом предоставления услуг Росреестра, в том числе, и регистрации прав и сделок на недвижимое имущество. Они работают по принципу единого окна и тесно взаимодействуют с Росреестром. Подавать свое заявление в МФЦ также можно различными способами.

Документы, необходимые для регистрации

Регистрирующий орган может приступить к выполнению своей работы, только получив заявления от сторон сделки или представляющих их лиц. Помимо самого заявления необходимо представить подтверждающие документы. Их перечень варьируется в зависимости от ситуации, но о его примерных составляющих можно уточнить в органах Росреестра или на их сайтах. В основном требуется предоставить следующие документы:

  • заявление (от одного лица или каждой из сторон сделки);
  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • документы-основания (договор, акт приема-передачи и др.);
  • об оплате госпошлины.

Если за регистрацией прав (сделок) обращаются не сами участники, а их представители, то необходимо прикладывать доверенности. Услуги представителей подобного рода достаточно популярны. Опытный юрист знает все правовые нюансы заключения, оформления и фиксации сделок. Он может подсказать алгоритм действий для совершения законной сделки, правильно оценить поступки другой стороны и представленные ей документы.

Квалифицированный специалист может оказать любую помощь: от устной консультации до полного сопровождения сделки. Кроме того, многим просто не хочется самостоятельно заниматься регистрацией, тратить свое время на хождение по разным органам и инстанциям.

Дополнительно могут потребоваться согласие супруга на совершение сделок с общим имуществом, разрешение органов опеки, представителей несовершеннолетних.

Для организаций также необходимо представлять учредительные документы, подтверждение полномочий лиц, подписавших договор и заявление.

Все документы, кроме заявления, должны предоставляться в подлиннике и копиях. Если их размер больше одной страницы, то необходимо его прошить и заверить штампом (печатью) выдавшего органа (организации).

Цели и задачи регистрации недвижимости

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Отчуждение

Государственной регистрации подлежат сделки по отчуждению. Этот вариант юридических действий заключается в передаче недвижимости в собственность. Что подлежит обязательной государственной регистрации? Это относится к:

  1. Соглашению купли-продажи объектов и их частей, долей, а также к документам по выкупу жилья, заложенного держащим залог.
  2. Договору по обмену жилых объектов и их частей.
  3. Соглашению по дарению объекта, включая пожертвование.
  4. Сделке ренты с передачей объектов под выплату ренты. Это договора о содержании с иждивенцем.
  5. Договорам по аренде и выкупу.
  6. Договорам продажи предприятия.

При выполнении любой подобной процедуры нужно выполнить следующие процедуры: регистрацию сделки (подтверждается штампом в договоре) и регистрацию прав собственности человека, который их обретает (выдача свидетельства и закрепление 2 штампа в договоре).

Сделки, по которым не переходят права

Государственной регистрации подлежат сделки, при которых нет перехода прав. Это процедуры по ограничению прав. Соглашения заключаются для возможности передачи недвижимости в залог или пользование. Это касается:

  1. Договоров аренды – во временное пользование передаются объекты, сооружения, нежилые помещения, земли на срок от 1 года.
  2. Договоров по аренде предприятий как имущественных комплексов.
  3. Договоров субаренды.
  4. Сделок по залогу объектов.
  5. Договоров по долевому строительству.

Сделка по ограничению является действительной после постановки штампа. Залогом считается особая сделка, при которой не происходит по отчуждению. Если имущество передано в залог, то это не значит, что права собственника на этом прекращены. При уклонении должником от обязанностей, все заложенное становится владением залогодержателя при составлении новой сделки, к примеру, заключении соглашения по покупке залога.

Дополнительные сделки

Государственной регистрации в РФ подлежат и другие сделки. Они будут заключенными с постановки штампа. К ним можно составлять дополнительные соглашения, если это требуется. Эти документы предполагают вероятность изменения правоотношения по ранее заключенным процедурам:

  • Уступительные требования по договорам, ранее зарегистрированным. К ним относят соглашения по долевому строительству.
  • Долговой перевод по сделкам.
  • Перенаем – переход прав и обязанностей на основе договора аренды.
  • Соглашение по поводу изменений в договоре.
  • Отказ от принятия дара.

В п. 1 ст. 452 ГК РФ сказано, что оформление соглашения, включающего сведения об изменениях или расторжении, происходит в такой форме, как и сам договор.

Требования к собственникам

Государственной регистрации подлежат сделки с участием собственников:

  1. Граждан РФ.
  2. Лиц без гражданства и иностранцы.
  3. Юридические лица.
  4. Иностранные государства.
  5. Международные компании.
  6. РФ и ее субъекты.
  7. Муниципальные образования.

В сделках должны участвовать органы, которые выполняют регистрацию. Только после этого есть право на недвижимость. Оспаривание проводится только в суде.

Как зарегистрировать недвижимость

Сделка, подлежащая обязательной государственной регистрации, должна быть правильно заключена. По ст. 13 ФЗ об оформлении недвижимости процедура проводится на основе следующих этапов:

  1. Подача документации в регистрационную службу. Это может быть территориальное подразделение. Потребуется заявление, паспорт, заверенная доверенность (если оформление происходит доверенным лицом). Перечень документов может изменяться на основе условий регистрации и прочих параметров.
  2. Проверка законности и выполнение правовой экспертизы документов.
  3. Определение факта отсутствия противоречий между зарегистрированными и заявленными правами, а также оснований, из-за которых регистрация была бы прекращена.
  4. Данные вносятся в ЕГРП. В этом ресурсе есть информация о правах на недвижимость.
  5. Оформление правоустанавливающей документации и предоставление удостоверений, свидетельствовавших, что регистрация была выполнена.

Регистрация недвижимости обычно осуществляется в течение месяца. Следует учитывать, что может быть отказ от государственной регистрации по причине:

  1. Предоставления ложной информации.
  2. Неправильного оформления документов и предоставления не всех документов.
  3. Появления сомнений в подлинности документации.
  4. Наличия запрета относительно объекта.

Отказ обжалуется в арбитражном суде. Для проведения процедуры нужно оплатить госпошлину. Этот платеж обязательный. Ее размер утверждается НК РФ и равен 1000 и 1500 рублей для физических и юридических лиц. В зависимости от типа недвижимости сумма пошлины может быть разной.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

Отказ в госрегистрации может быть произведен на основе следующих причин:

  • удостоверение притязаний на объект не подлежит госрегистрации;
  • заявление на госрегистрацию было подано ненадлежащим лицом;
  • документы, предоставленные для осуществления процедуры, не соответствуют законодательным требованиям;
  • правовой акт госоргана или органа местной администрации в установленном порядке признали утратившим силу;
  • гражданин, который предоставил документ, удостоверяющий право на собственность, не наделен полномочиями по распоряжению данным недвижимым объектом;
  • лицо, обладающее неполными правами на объект, подало документ без ссылки на данные ограничения;
  • документ на недвижимость, устанавливающий права на него у определенного лица, удостоверяет отсутствие у заявителя таковых прав;
  • правообладатель не предоставил требуемые документы ранее появившегося права;
  • не были предоставлены документы, требуемые для госрегистрации;
  • выявлено несоответствие между предъявленными и уже имеющимися правами на объект.
Источники

  • https://advokat-malov.ru/sdelki-i-sroki/gosudarstvennaya-registraciya-sdelok.html
  • https://FB.ru/article/335456/chto-podlejit-obyazatelnoy-gosudarstvennoy-registratsii-gosudarstvennoy-registratsii-podlejat
  • https://www.zakonrf.info/gk/131/
  • https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/gosudarstvennaya-registraciya-nedvizhimosti.html
  • https://stroimprosto-msk.ru/stati/kakie-obekty-podlezhat-gosudarstvennoj-registracii-i-chto-registrirovat-ne-nuzhno/
  • https://PravoZhil.com/oformlenie/dogovor/gosudarstvennaya-registratsii-dogovorov.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: