Контрактная служба: положение по ФЗ-44

Нормативная основа

Так, основные общие вопросы функционирования контрактной службы находятся в ведении положений статьи 38 указанного Федерального закона за номером 44-ФЗ. В частности, данная статья говорит о том, в каких случаях должна создаваться контрактная служба, а также по каким направлениям закупочной деятельности должна функционировать данная служба, в том числе что входит в перечень ее основных прав и обязанностей.

При создании контрактной службы необходимо утвердить положение о данном подразделении. Это необходимо для того, чтобы отразить информацию о правилах и порядке функционирования контрактной службы определенного заказчика.

Для того чтобы сделать положение максимально соответствующим действующим нормам законодательства в сфере закупок, можно воспользоваться Типовым положением о контрактной службе, которое было разработано и утверждено Приказом Минэкономразвития №631, принятым 29 октября 2013 года.

Кроме того, в части своей работы контрактная служба руководствуется непосредственно положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной службе», а также нормами Гражданского Кодекса в той их части, в которой они могут осуществлять регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок.

Приказ Минфина России от 31.07.2020 № 158н

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 июля 2020 г. № 158н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ (РЕГЛАМЕНТА)
О КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЕ

В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; 2019, № 18, ст. 2195) и подпунктом 5.2.29(6) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 “О Министерстве финансов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2017, № 17, ст. 2569), приказываю:

1. Утвердить Типовое положение (регламент) о контрактной службе согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 “Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2013 г., регистрационный № 30456), приказа Минэкономразвития России от 26 мая 2014 г. № 294 “О внесении изменений в Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 631” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2014 г., регистрационный № 33225) и приказа Минэкономразвития России от 24 октября 2016 г. № 674 “О внесении изменений в Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 631 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2016 г., регистрационный № 44351).

И.о. Министра
Л.В.ГОРНИН

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 31.07.2020 № 158н

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (РЕГЛАМЕНТ) О КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЕ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое положение (регламент) о контрактной службе (далее – Положение) устанавливает общие правила организации деятельности контрактной службы, основные полномочия контрактной службы _______________ <1> (далее – Заказчик), руководителя и работников контрактной службы при осуществлении Заказчиком деятельности, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон).
——————————–
<1> Указывается наименование заказчика.

1.2. Контрактная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также _______________ <2>.
——————————–
<2> Указывается положение (регламент) о контрактной службе, разработанный и утвержденный Заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона.

1.3. Контрактная служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями (службами) Заказчика.

II. Организация деятельности контрактной службы

2.1. Функции и полномочия контрактной службы возлагаются на _______________ <3>.
——————————–
<3> Указывается один из следующих вариантов:
наименование структурного подразделения – если контрактная служба создается в виде отдельного структурного подразделения Заказчика;
“работников Заказчика, выполняющих функции и полномочия контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, состав которых утверждается Заказчиком” – если контрактная служба создается путем утверждения Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

2.2. Структура и штатная численность контрактной службы определяются руководителем Заказчика и не может составлять менее двух человек.
2.3. Контрактную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом руководителя Заказчика, уполномоченного лица, исполняющего его обязанности, либо уполномоченного руководителем лица.
2.4. Руководитель контрактной службы распределяет определенные разделом III Положения функции и полномочия между работниками контрактной службы.
2.5. Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок <4>.
——————————–
<4> Часть 6 статьи 38 Федерального закона (Собрание законодательства 2013, № 14, ст. 1652).

2.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации действия (бездействие) должностного лица контрактной службы могут быть обжалованы в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Федерального закона, в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

III. Функции и полномочия контрактной службы

3. Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:
3.1. При планировании закупок:
3.1.1. разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений в план-график;
3.1.2. размещает в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) план-график и внесенные в него изменения;
3.1.3. организует обязательное общественное обсуждение закупок в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона;
3.1.4. разрабатывает требования к закупаемым Заказчиком, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций Заказчика, его территориальных органов (подразделений) и подведомственных им казенных учреждений на основании правовых актов о нормировании в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
3.1.5. организует в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3.2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
3.2.1. обеспечивает проведение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, установленных статьей 84 Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций;
3.2.2. осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, в том числе в электронной форме:
3.2.2.1. определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг, максимальное значение цены контракта;
3.2.2.2. осуществляет описание объекта закупки;
3.2.2.3. указывает в извещении об осуществлении закупки информацию, предусмотренную статьей 42 Федерального закона, в том числе информацию:
об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Федерального закона;
об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии со статьей 30 Федерального закона (при необходимости);
о преимуществах, предоставляемых в соответствии со статьями 28, 29 Федерального закона;
3.2.3. осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе разъяснений положений документации о закупке;
3.2.4. осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке;
3.2.5. осуществляет оформление и размещение в единой информационной системе протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3.2.6. осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по осуществлению закупок;
3.2.7. осуществляет привлечение экспертов, экспертных организаций в случаях, установленных статьей 41 Федерального закона.
3.3. При заключении контрактов:
3.3.1. осуществляет размещение проекта контракта (контракта) в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы;
3.3.2. осуществляет рассмотрение протокола разногласий при наличии разногласий по проекту контракта;
3.3.3. осуществляет рассмотрение банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта;
3.3.4. организует проверку поступления денежных средств от участника закупки, с которым заключается контракт, на счет Заказчика, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
3.3.5. осуществляет подготовку и направление в контрольный орган в сфере закупок предусмотренного частью 6 статьи 93 Федерального закона обращения Заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3.3.6. осуществляет подготовку и направление в контрольный орган в сфере закупок уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, установленных частью 2 статьи 93 Федерального закона;
3.3.7. осуществляет обеспечение хранения протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, заявок на участие в конкурсе, конкурсной документации, изменений, внесенных в конкурсную документацию, разъяснений положений конкурсной документации и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе в соответствии со статьей 53 Федерального закона, а также протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов закрытого аукциона, заявок на участие в закрытом аукционе, документации о закрытом аукционе, изменений, внесенных в документацию о закрытом аукционе, и разъяснений документации о закрытом аукционе в соответствии со статьей 90 Федерального закона;
3.3.8. обеспечивает заключение контракта с участником закупки, в том числе с которым заключается контракт в случае уклонения победителя определения (поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта;
3.3.9. направляет информацию о заключенных контрактах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
3.4. При исполнении, изменении, расторжении контракта:
3.4.1. осуществляет рассмотрение банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения гарантийного обязательства;
3.4.2. обеспечивает исполнение условий контракта в части выплаты аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
3.4.3. обеспечивает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, в том числе:
3.4.3.1. обеспечивает проведение силами Заказчика или с привлечением экспертов, экспертных организаций экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3.4.3.2. обеспечивает подготовку решения Заказчика о создании приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта;
3.4.3.3. осуществляет оформление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта;
3.4.4. обеспечивает исполнение условий контракта в части оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3.4.5. направляет информацию об исполнении контрактов, о внесении изменений в заключенные контракты в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками;
3.4.6. взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона, применении мер ответственности в случае нарушения условий контракта, в том числе направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта;
3.4.7. направляет в порядке, предусмотренном статьей 104 Федерального закона, в контрольный орган в сфере закупок информацию о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов в целях включения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3.4.8. обеспечивает исполнение условий контракта в части возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, в сроки, установленные частью 27 статьи 34 Федерального закона;
3.4.9. обеспечивает одностороннее расторжение контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона.
3.5. осуществляет иные функции и полномочия, предусмотренные Федеральным законом, в том числе:
3.5.1. осуществляет подготовку и направление в контрольный орган в сфере закупок информации и документов, свидетельствующих об уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта, в целях включения такой информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3.5.2. составляет и размещает в единой информационной системе отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
3.5.3. принимает участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) Заказчика, уполномоченного органа (учреждения) в случае если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для Заказчика осуществляется таким органом (учреждением), специализированной организацией (в случае ее привлечения), комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, а также осуществляет подготовку материалов в рамках претензионно-исковой работы;
3.5.5. при централизации закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона осуществляет предусмотренные Федеральным законом и Положением полномочия, не переданные соответствующему уполномоченному органу (учреждению) на осуществление определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчика.

Изменения основных требований в новом положении о контрактной службе 2021 г

Как и в предыдущей версии положения, предусмотрено создание контрактной службы двумя путями.

Можно создать отдельное структурное подразделение, а можно пойти путём создания «виртуальной» контрактной службы. В таком случае приказом утверждают состав работников службы, которые останутся на тех же штатных должностях, что и ранее, но на них будут возложены дополнительные обязанности.

По старому положению руководителем контрактной службы, если она создавалась как структурное подразделение, мог быть только руководитель или заместитель руководителя. Теперь эти полномочия могут быть переданы любому работнику.

У такого решения есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, такая модель более гибкая и позволяет назначить на эту должность наиболее квалифицированного работника. С другой стороны, внутренняя персональная ответственность руководителя среднего звена может оказаться ниже, чем у топ-менеджера, поэтому в организации закупок могут возникать недочеты и небрежности.

Второе существенное изменение в деятельности контрактной службы – новый подход к разработке технического задания. Если ранее в функции службы входила только организация разработки ТЗ, то теперь за это полностью должны отвечать лица, которые входят в состав контрактной службы. Таким образом, технических специалистов и других работников, которые обладают специальными познаниями, необходимыми для составления техзадания, придется так или иначе включать в состав контрактной службы. При этом нужно соблюсти требование о наличии у них образования в сфере закупок, возможно, отправить на обучение.

Вопросы взаимодействия с другими подразделениями теперь отданы на откуп самим заказчикам. Разработка порядка взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями не обязательна, как раньше. Однако, делать это все равно рекомендуется.

По новому положению функции проверки соответствия участников закупки требованиям ст. 31 Закона 44-ФЗ полностью переданы комиссии по закупкам. Контрактная служба этим не занимается. А вот подготовка обращений для согласования заключения контракта с единственным поставщиком теперь задача исключительно службы.

По новым требованиям контрактная служба осуществляет функции, связанные с нормированием (ст. 19 44-ФЗ), разрабатывает требования к закупаемым работам и услугам. Ранее к этому можно было привлекать работников, не включённых в состав КС.

Ранее типовым положением было предусмотрено условие об организации оплаты ТРУ, теперь же служба должна обеспечить исполнения условий контракта в части оплаты (оплаты отдельных этапов), в том числе в части выплаты аванса, если такое условие есть в контракте (п. 3.4.2 ).

Теперь именно контрактная служба размещает все сведения о закупках в ЕИС, а также направляет сведения для включения в реестр контрактов, как о том, что они были заключены (п. 3.3.9), так и об их исполнении (п. 3.4.5).

Контрактная служба взаимодействует с поставщиками и исполнителями по вопросам изменения и расторжения контракта, направляет требования об уплате неустоек. Если раньше данные функции необязательно было передавать КС, то теперь работника, на которого фактически возложена эта работа, придётся включить в состав службы.

В целом, в новом положении охвачен более широкий перечень функций, связанных с закупочной деятельностью заказчика на всех этапах закупки. Нужно понимать, что эти функции нужно будет распределить между работниками контрактной службы.

Изменения, указанные выше, нужно будет учесть при обновлении Положения о контрактной службе заказчика. Напомним, что иметь такое положение или регламент по закону обязательно.

Что необходимо сделать по новым правилам положения о контрактной службе

При создании контрактной службы как отдельного подразделения, нужно распределить весь функционал между сотрудниками. Обязательно включить в функционал контрактной службы разработку и размещение плана-графика.

Фактически, придётся собрать в одном отделе как технических или других профильных специалистов, так и юристов, экономистов, бухгалтеров, IT-специалистов. После начала действия нового положения многим заказчикам придется пересмотреть состав КС и включить туда работников, которые обычно разрабатывают ТЗ, ведут претензионную работу и обеспечить их обучение как специалистов по госзакупкам.

Так как далеко не все заказчики могут выделить отдельных работников соответствующего профиля именно для госзакупок, то создание «виртуальной» контрактной службы и распределение функций КС между сотрудниками других подразделений для многих будет оптимальным выходом.

Для утверждения нового положения и обновления состава КС заказчик должен издать соответствующий внутренний документ (приказ, распоряжение). В нем желательно подтвердить полномочия руководителя службы и, если необходимо, назначить нового руководителя.

Если контрактная служба – отдельное подразделение, следует это отразить в приказе. Если такого подразделения нет и не планируется – утвердить персональный состав контрактной службы. Этим же приказом можно утвердить само Положение.

Чтобы распределить функционал КС между работниками, оптимально составить полный перечень обязанностей и функций, которые передаются контрактной службе заказчика, а далее формулировки из этого перечня прописать в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Предпочтительнее также разработать документ о внутреннем взаимодействии контрактной службы с другими подразделениями, а также изменить должностные инструкции даже тех работников, кто в КС не входит таким образом, чтобы у них не было возможности препятствовать работе службы.

Если на работника возлагаются обязанности по размещению сведений в ЕИС, у него должна быть своя ЭЦП. т.к.ответственным за действия по размещению будет признано именно то лицо, чьей ЭЦП документ подписан, а не то, которое формально должно было его размещать. Функции, связанные с работой на электронных площадках и информационных ресурсах (регистрация, общение с техподдержкой, размещение информации и.т.п.) можно также расписать как в Положении о КС, так и в должностных инструкциях.

Кроме того, поскольку в полномочия контрактной службы входит оформление и размещение в ЕИС протоколов, нужно предусмотреть возможность отдельного работника КС присутствовать при работе закупочной комиссии, либо включить его в состав такой комиссии.

Понятие контрактной службы по 44-ФЗ

Контрактная служба – это подразделение внутри организации, являющейся государственным или муниципальным заказчиком, целью функционирования которого является осуществление различных видов закупок, направленных на удовлетворение нужд такого заказчика, а также на его полноценное функционирование.

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик в зависимости от его уровня совокупного годового объема закупок принимает решение о введении должности контрактного управляющего (либо возложении соответствующих обязанностей на сотрудников разных подразделений в пределах их полномочий) либо о создании самостоятельного подразделения, которое будет называться контрактной службой или отделом организации закупок.

Принятие решения о создании контрактной службы заказчиком должно быть осуществлено в том случае, если совокупный годовой объем закупок, просчитанный на основании плана-графика, превышает сто миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 38 указанного федерального закона на сегодняшний день заказчик может не создавать контрактную службу в виде специального подразделения, объединив в рамках данного отдела сотрудников различных отделов, которые в силу своего образования или имеющихся у него должностных обязанностей могут осуществлять взаимосвязанную деятельность в части проведения различных закупочных мероприятий.

Процедура создания

Контрактная служба в рамках государственного или муниципального заказчика создается на основании специально издаваемого приказа. Таким же образом вводится и должность контрактного управляющего. Однако следует помнить о том, что для полноценной работы последнего потребуется ввести соответствующую должность в штатное расписание, так как, в противном случае, будет происходить наложение дополнительных обязанностей на тех сотрудников, которые выполняют работу по осуществлению закупок.

Сложившаяся практика в сфере госзакупок говорит о том, что в настоящее время количество выполняемой работы при реализации закупочных мероприятий очень велико, что негативным образом сказывается на приеме на работу в контрактную службу или на должность контрактного управляющего совместителей, так как в этом случае будет явное нарушение действующего трудового законодательства.

Вне зависимости от того, идет ли речь о создании самой контрактной службы или о введении должности контрактного управляющего, действия государственного заказчика должны выглядеть следующим образом:

  • издание приказа о введении должности контрактного управляющего или отдела организации закупок. На этом этапе заказчик на основании своего совокупного годового объема закупок принимает решение о необходимости введения отдельных должностей или создания специального отдела;
  • внесение изменений в существующее штатное расписание с его обоснованием. В качестве такого обоснования следует рассматривать, в первую очередь, необходимость соблюдения действующего законодательства в сфере закупок;
  • следующим этапом становится издание положения об отделе закупок (в случае если речь идет о самостоятельных должностных лицах, потребуется утверждение их должностных инструкций).

Приказ о создании

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

Для чего нужен приказ

Закупочный отдел в учреждении создается либо посредством формирования отдельного подразделения в структуре учреждения, либо путем утверждения постоянного состава работников, ведущих деятельность по закупкам организации-заказчика. Для закрепления такого состава в учреждении и издается внутренний указ.

На локальном уровне деятельность отдела регулирует положение о контрактной службе, приказ же необходим для того, чтобы обозначить факт формирования закупочного отдела.

Таким образом, если заказчик создает в своем учреждении КС, первоначальным документом, утверждающим состав отдела, его формат и руководителя, выступает указ о его создании. Положение также утверждается распорядительной документацией и является неотъемлемой частью такого распоряжения. В нем закрепляется порядок функционирования отдела закупок и прописываются:

  • права, должностные и функциональные обязанности членов;
  • ключевые функции и полномочия;
  • порядок формирования;
  • регламент действий в различных ситуациях и взаимодействий с различными сотрудниками и структурными подразделениями при планировании закупок;
  • ответственность работников.

Положение о КС определяет суть работы подразделения, приказ же выступает основным документом заказчика, подтверждающим комплектование КС.

Как составить

Закупочный отдел создается на предприятии в соответствии со ст. 38 44-ФЗ. Для того чтобы грамотно составить распоряжение об учреждении КС, ответственному специалисту рекомендуется следовать инструкции:

  1. Распоряжение составляется на фирменном бланке организации с указанием полного (краткого) наименования заказчика, его ИНН, КПП и ОГРН.
  2. Далее обозначается название регистра — приказ, а также его исходящие реквизиты — номер, дата и предмет распоряжения.
  3. В текстовой части документа руководитель приказывает создать КС либо в виде отдельного структурного подразделения, либо путем утверждения постоянного состава работников.
  4. В обязательном порядке назначается руководитель отдела, его заместитель и перечисляются все члены.
  5. Отдельным пунктом утверждается положение.
  6. Далее указывается ответственный за исполнение распоряжения и дата вступления документа в силу.

Распоряжение подписывается руководителем и заверяется печатью заказчика (в случае ее использования). Также в документе все члены подразделения ставят отметку о том, что они ознакомлены с вышеуказанными пунктами.

Приказ о расформировании контрактной службы разрабатывается, если у организации-заказчика возникла необходимость распустить действующий состав отдела. Такое распоряжение издается руководителем по аналогии с первоначальным указом о создании подразделения. В текстовой части указывается следующее: «Признать утратившим силу Приказ № ___ от ______ г. “О создании контрактной службы”». Отдельным пунктом необходимо признать утратившим силу Положение о КС.

Приказ о контрактной службе: образец

Численность и состав

В соответствии с Типовым положением о контрактной службе ее состав не может быть менее двух человек. Конкретную численность заказчик обязан определить самостоятельно исходя из того, каков его годовой объем закупок, а также какой объем работы предстоит выполнять всем сотрудникам.

Все сотрудники контрактной службы должны быть должностными лицами государственного или муниципального заказчика, с которыми официальным образом оформлены трудовые правоотношения.

Если в состав данного подразделения входят должностные лица, у которых расширен круг их полномочий и должностных обязанностей, потребуется заключить специальное дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будет отражена информация о том, каким образом происходит расширение обязанностей сотрудника, а также какие материальные надбавки за это ему будут положены.

Контрактная служба состоит:

  • из руководителя. Если данное подразделение не выделяется в качестве самостоятельного, то возглавить его может только руководитель организации-заказчика либо один из его заместителей. Если отдел организации закупок выводится в качестве самостоятельного подразделения, то вводится должность руководителя такого подразделения;
  • из его заместителей или старших сотрудников. На этих сотрудников возлагается обязанность по координации работы контрактной службы в период отсутствия непосредственного руководителя. Если руководитель на месте, то данные сотрудники занимаются выполнением своих непосредственных должностных обязанностей;
  • из сотрудников отдела организации закупок. Они занимаются непосредственной деятельностью по обеспечению интересов заказчика при проведении различного рода закупочных мероприятий.

Основные функции контрактной службы

Прописать функции контрактной службы можно, отдельно выделив следующие этапы закупок:

  • планирования (п. 3.1 типового положения);
  • определения поставщиков (п. 3.2.), включая подготовку и размещение извещений, разъяснений, извещений об отмене определения поставщика, оформление и размещение в ЕИС протоколов, а также организационно-техническое обеспечение и привлечение экспертов;
  • заключения контрактов (п. 3.3.), в том числе размещение в ЕИС, рассмотрение протоколов разногласий, направление уведомления о заключении контракта, хранение протоколов, заявок, иной документации;
  • исполнения, изменения и расторжения контрактов (п. 3.4.), включая приемку товаров и услуг, подготовку решения о создании приемочной комиссии, оформление документа о приемке товара, взаимодействие с контрагентом, обеспечение одностороннего расторжения контракта.

Кроме того, можно включить в положение и другие функции, даже если их могут выполнять работники, не включенные в состав контрактной службы.

Требования к образованию сотрудников

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все сотрудники отдела организации закупок или лица, которые занимают должности контрактных управляющих, даже если речь идет о наделении таких лиц дополнительными должностными обязанностями, должны пройти либо специальные курсы профессиональной переподготовки, либо иметь средне-специальное или высшее образование по профилю функционирования Федерального закона №44-ФЗ. В противном случае, их деятельность на указанных должностях будет являться неправомерной. Если заказчик назначил лиц, которые не имеют такого специального образования, то он обязан осуществить их профессиональную подготовку или переподготовку по профилю функционирования указанного нормативного акта с получением соответствующего документа об образовании.

Должностная инструкция: основные функции подразделения

Должностная инструкция отдела организации закупок – это Положение о его работе, которое отражает все основные нюансы, необходимые к разрешению указанным подразделением. Именно в данном документе формируется перечень тех вопросов, решение которых становится главной целью функционирования такого подразделения.

В рамках положения фиксируются основные обязанности сотрудников данного подразделения, а также дается указание на то, какие меры ответственности могут быть применены к таким сотрудникам.

К числу основных функций подразделения относятся:

  • определение тех потребностей заказчика, которые должны быть отражены в плане-графике проводимых закупок;
  • составление указанного плана-графика и его корректировка в зависимости от изменения потребностей;
  • выбор конкретного типа закупочных мероприятий при проведении необходимых закупок, а также проверка представленного обоснования начальной максимальной цены контракта;
  • организация работы закупочных комиссий, в том числе в части организации технического обеспечения их функционирования;
  • обеспечение сохранности всех поданных заявок до момента их вскрытия, а после такового – до момента подписания протоколов с итогами проведенной закупки;
  • организация отчетной работы по проведенным закупкам, исполненным контрактам, неисполнению заключенных контрактов и договоров и внесению таких исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков;
  • консультации с потенциальными исполнителями по контрактам до момента заключения таковых посредством использования специальных сервисов обработки обращений в рамках функционирования Единой информационной системы и электронных торговых площадок;
  • проверки предоставленного обеспечения исполнения контрактов в виде залогов денежных средств (в части перечисления таковых на указанные счета заказчика) и в виде банковских гарантий (в части правомерности предоставления таких гарантий, в том числе при проверке кредитного учреждения, выдавшего такую гарантию).

Указанные функции не являются исчерпывающими, так как их перечень очень широк и основывается на Федеральном законе №44-ФЗ и принятых в его исполнение иных нормативных актов.

Ответственность контрактной службы

Говоря об ответственности, которая возлагается на контрактную службу, следует понимать, что речь идет, в первую очередь, о мерах ответственности, которые назначаются в адрес тех должностных лиц, допустивших какие-либо нарушения действующего законодательства в сфере закупок.

Все санкции, которые могут быть применены к должностным лицам, делятся на три типа:

  • дисциплинарные (выносятся на основании положений трудового законодательства Российской Федерации и действующего в организации коллективного трудового договора). Решение о назначении таковых санкций принимаются работодателем по итогам проведенных специальных внутренних проверок своих сотрудников по выявленным фактам нарушений законодательства в сфере закупок;
  • административные (назначаются на основании положений соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях). Вынесение решения о применении таких мер ответственности к должностным лицам, нарушившим положения действующего законодательства, лежит только на специально уполномоченных контролирующих органах
  • уголовные, которые назначаются только в том случае, если государству был причинен существенный ущерб. Назначение санкций данного типа возможно только в отношении физических лиц, если была доказана умышленность их действий с целью получения собственной выгоды. Вынести решение о том, какие именно меры уголовного воздействия применить к лицам, существенным образом нарушившим закон, может только суд после тщательного изучения всех представленных ему материалов по конкретному делу.

Одновременно могут быть применены и дисциплинарные, и административные или уголовные меры воздействия. Однако в каждом конкретном случае вопрос о применении тех или иных санкций рассматривается отдельно.

Источники

  • https://rg.ru/2013/12/04/kontrakt-dok.html
  • https://www.xn—44-ydd8d.xn--p1ai/documenty/prikaz_minfin/prikaz_minfin_ot_31_07_2020_n_158n.html
  • https://www.akbiz.ru/publications/goszakupki/kak-rabotat-s-novym-polozheniem-o-kontraktnoi-sluzhbe-v-2021-gody-reglament
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontraktnaa-sluzba-2.html
  • http://advokativlev.ru/vopros-otvet/obrazets-prikaza-o-sozdanii-kontraktnoy-slujbyi-i-polojeniya-o-kontraktnoy-slujbe-po-44-fz/
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-sostavit-prikaz-o-sozdanii-kontraktnoy-sluzhby
  • https://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/141/96/39533/39793/63822.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: