Коренные малочисленные народы Севера: описание, культура и интересные факты

Коренные малочисленные народы Севера (Сибири)

Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.

Выделение

Определение жителей Севера, Сибири в особую группу берет начало в период прихода советской власти. Тогда удалось насчитать около пятидесяти отдельных групп. Как правило, народы Севера занимались оленеводством, а их кочевой образ жизни значительно отличался от видения новой власти.

Шло время, и эта категория продолжала оставаться на особых правах.

Говоря о жителях Сибири, подразумевали малые народы Севера. Что касается языка, то до сих пор некоторым языковым группам так и не удалось обнаружить близких родственников. Советское правительство принимало отдельные законопроекты по экономическому и социальному развитию народов, но из-за вмешательства властей там активно распространялся алкоголизм и другие социальные проблемы.

К 80-м годам оказалось, что коренные малочисленные народы Севера не забыли свой язык, сохранили свою культуру и стремление приумножать и использовать знания своих предков. Они целиком зависят от своих животных и сумели сохранить древний уклад жизни в гармонии с природой.

История

Самыми первыми жителями сибирских просторов считаются племена самодийцев, которые расселились на севере. Они занимались ловлей рыбы и разведением оленей. На юге от них проживали манси, которые в основном трудились на охоте и вели преимущественно кочевой образ жизни. Именно ценные шкурки животных были их основной валютой, за которую они покупали товары или использовали их в качестве откупного перед родственниками своих жен.

В верховьях реки Обь расселились тюркские племена. Главными их занятиями считаются кочевое скотоводство, добыча руды и кузнечество. Западнее Байкала расселились буряты, которые также добывали железную руду и делали изделия из этого металла.

Обширные земли от Охотского моря до Енисея занимали тунгусские племена. В основном они занимались оленеводством, выловом рыбы и охотой, некоторые занимались ремесленничеством.

К концу XVII столетия наиболее развитыми из всех оказались якутский и бурятский народы, а татары даже смогли организовать государство.

Коренные народы Севера

Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.

Народы севера России. Кто они?

Само понятие «народы Севера» крайне запутано. Все понимают, что самые разные аспекты учитываются в нем. Это этнос, и география, и демография, и культура, и даже образ жизни. Но вот сказать совершенно точно, какие именно народы включаются в это понятие, не так-то просто.
Когда речь идет об юридических документах или публикаций среди научного сообщества, появляются дополнения – «малочисленные», «коренные».
Для этнографа этот список существует во вполне определенных рамках. И мы встречаем в нем коми, якутов, карелов, даже русских старожилов Сибири, которых коренными народами официально не называют, и тем более малочисленными. Но они живут на северных землях испокон веков, занимаются теми же видами издревле знакомого природопользования и числом становятся все меньше.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» причисляет к таковым тех, кто проживает на территориях своих предков, сохраняет образ жизни, хозяйствование и промыслы.

Коренные этносы севера России

Мы же, говоря о коренных народах Европейского Севера России, будем говорить о
коренных этносах
Карелы,
Коми, среди которых ижемцы, пермяки, зюздинцы, язьвинцы, зыряне, морт, войтыр – и все с приставкой «коми-».
и коренных малочисленных народах
Ненцы,
Кереки,
саамы,
вепсы.
Все они населяли и сейчас живут на европейском Севере России.

Как появились этносы севера?

Север – земля тяжелая для жизни, а потому и заселение его происходило довольно поздно. Лишь III-II тысячелетия до н.э. стало временем, когда здесь заселилось постоянное население.
Известно, что местные скоро научились каменные орудия шлифовать, из древесных стволов лодки долбить, луки и стрелы изготавливать. Появилась у них и посуда из глины, покрытая орнаментами, когда и гончарного круга-то не было.
Сегодня лишь петроглифы служат явным подтверждением, что места эти обитаемы были, даже о занятиях населения, быте его рассказывают. Сохранились эти скальные рисунки из прошлого на побережье Белого моря.
Может это странным покажется, но с далеких пор Европейский Север был территорией межрасового смешения. И доказывает это ранненеолитический могильник острова Олений, что в Онежском озере. Изучили его погребения (а их почти две сотни) и обнаружили, что люди в них разным расам принадлежат: европеоидной и монголоидной. У их потомков сохранились и следы смешения – облик-то европеоидный, а налет монголоидности все же имеется.
По мнению ученого люда, племена, что в древности эти земли заселяли, говорить должны были на самодийских языках, что родственны языку современных ненцев. Языки финно-угорской группы проникли сюда позже.
Предки наших современников-саамов не сразу заговорили на нынешнем языке, родным для них был самодийский. А вот современные ненцы свой самодийский сохранили.
К концу I – началу II тысячелетия н.э. образовалось племенное обединение, называемое пермяне. Именно они стали предками современных коми-зырян и коми-пермяков со своими языками, отнесенными к финно-угорским.
Письменные источники VI столетия упоминают о народности, что «сидит на Белом озере». Когда-то начальная русская летопись XI века назвала этот народ «весь». Их современные потомки зовут вепсами.
А история древних карел оказалась куда богаче событиями. Обитали они на Карельском перешейке в IX столетии, торговали с Великим Новгородом, оттуда и христианство приняли. В XVI веке область, где обитали они в Российское государство вошла, а в 1617-ом стала уездом Швеции. Но сами корелы вернулись на российские земли, не пожелали под шведским королем ходить, да так и остались жить на карельской, ярославской и тверской землях.
Словене пришли сюда позднее, к веку VII-XI, и теперь русских здесь большинство.
Много воды с тех пор утекло. И языки многие забыты. Какие-то из них энтузиасты пытаются сохранять, даже восстанавливать, но говорит стар и млад преимущественно на русском, а родной свой если и учат, то как иностранный.
Как живется северным народам?
Суровая земля им досталась: лесотундра, тундра, тайга. С давних времен не случайно селились люди у воды: берег залива, озеро или речка. По воде все товары нужные завозились. Навигация здесь короткая, только и хватает времени, чтобы запастись необходимым на долгую зиму. Потому как в другое время есть единственное средство – вертолет, чтобы попасть в селение или из него выбраться.
А занятия себе находят на зверофермах, разводя песцов и норок, в пошивочных мастерских, за пошивом одежды разной, и национальной тоже) из меха оленей. Есть и магазин, и даже почта, и дома рубленные. Однако все это – дань городской цивилизации.
Потому что не здесь, не в поселении основа их национального существования, их самобытности, а в окружающих лесах и тундре. Не особенно много людей работает здесь. Но как раз именно они семьями живут с оленьими стадами в тундре, заглядывая в поселок в свой пустующий дом несколько раз в году. Они проводят за охотой весь сезон, добираясь пешим ходом, на оленях или собачьих упряжках от урочища к урочищу. Они в путину живут вдалеке от дома, на самых удобных для рыбной ловли местах.
В этих самых местах и идет самая настоящая жизнь так шла она столетия назад, с той лишь разницей, что у современного оленевода, охотника и рыболова найдутся и приметы современности: радиостанция или хотя бы радиоприемник, лодочные моторы и бензиновые примусы.

Где живут северные народы

Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей. Поэтому и жилища у них приспособлены под кочевой образ жизни. Коми, ханты, ненцы, энцы живут в чумах, а чукчи, коряки, эвенки, юкагиры в ярангах. Эти жилища имеют много общего и различаются только формой: чум треугольный и высокий, а яранга округлая и более приземистая. И чумы, и яранги — это, по сути дела, палатки, которые легко устанавливаются и так же легко переносятся с места на место. Их изготавливают из длинных прямых брёвен, обтягивают брезентом и тёплыми шкурами. В куполе оставляют отверстие, через которое выходит дым от очага. Вход в жилище завешивают шкурой.

Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера

Собак спасает от мороза толстый подшёрсток

Чумы, яранги: что находится внутри?

Сердцем северного жилища является очаг, который используют для обогрева воздуха и приготовления пищи. Температура в чуме не опускается ниже 15-20 градусов Цельсия. Летом пол застилают циновками, а зимой оленьими шкурами. Помещение освещают жировым светильником, который даёт достаточно тепла и света. Никакой мебели здесь нет, разве что низенький столик, да лавка. Оленеводы и их семьи спят на шкурах, которые раскладываются на ночь, а утром их убирают в сторону.

Жители Крайнего Севера рядом с чумом

Что едят оленеводы

У ненцев есть особые предпочтения в еде. Они питаются, в основном, рыбой и олениной. Рыбу варят, жарят, тушат, запекают, готовят из неё строганину. Мясо едят в сыром и термически обработанном виде. Когда забивают оленя, пьют свежую кровь, наполняя организм недостающими витаминами и микроэлементами. Молоко в пищу не употребляют, как и приготовленные из него блюда. Многие блюда едят без соли. Пьют очень горячий чай.

Интерьер яранги, типичный для районов Севера

Сани, на которых оленеводы перевозят свой нехитрый скарб

Как моются северяне

На растапливание снега и подогрев талой воды требуется почти четыре часа, а в Тундре раздобыть дрова очень сложно, поскольку местная растительность представлена редкими чахлыми карликовыми деревцами. Топлива хватает лишь для того, чтобы нагреть воздух в яранге и приготовить чаю. Поэтому зимой оленеводы «моются» очень экзотическим способом: они садятся у костра и натирают кожу оленьим или тюленьим жиром, а когда тот плавится и смешивается с грязью, снимают его специальными костяными скребками.

Коренные народы севера в традиционной одежде

На Крайнем Севере не обойтись без четвероногих помощников

Как ходят в туалет на Севере

У жителей далёкой холодной Тундры нет туалетов. Они справляют нужду на улице, выкапывая в земле или в снегу небольшую ямку. Длинная тёплая малица, сшитая из оленьих шкур, прекрасно защищает ноги и прочие оголённые части тела от ледяного ветра и мороза. Прежде, чем присесть над лункой, люди внимательно оглядываются по сторонам: нет ли поблизости оленей. Бедным животным не хватает соли, поэтому они с жадностью поедают жёлтый снег. Чаще всего они наперегонки бегут за снежным «лакомством», и если не прогнать их громким криком, могут запросто сбить человека с ног.

Когда народы севера справляют нужду в тундре, то опасаются не хищников, а оленей

Животным не хватает соли и они с жадностью поедают жёлтый снег

Как рожают детей

Жёны оленеводов рожают дома, справляются без врачей и акушерок. Во время родов им помогают ближайшие родственницы. Мужья в это время поддерживают в огонь в очаге, топят снег, обеспечивают семью запасами тканей и меха. В роддом женщина едет только в том случае, если кочевье находится рядом с обычным населённым пунктом. При тяжёлых родах в тундру может вылететь на вертолёте врач, который при необходимости заберёт роженицу в медицинский пункт.

Жёны оленеводов рожают дома, вдали от цивилизации

Эта женщина прожила в районе Крайнего Севера всю жизнь

Жёны оленеводов рожают столько раз, сколько им пошлёт главная женская богиня, хозяйка яранги и покровительница материнства Мях-Пухче. Вместо памперсов для новорожденных малышей используют особенный вид мха. Если, упаси Боже, ребёнок рождается мёртвым, оленеводы говорят, что его не пустили на этот свет умершие предки, которые ведают переходом в мир живых.

Как лечатся от болезней

Если кто-то из домочадцев заболел, жители тундры не торопятся в больницу. До ближайшего медицинского учреждения, как минимум 100-150 километров, поэтому они предпочитают лечиться горячим чаем и травяными настойками. Фурункулёз они лечат компрессами из сырого курдюка оленя, при нарывах применяют мездру заячьей или беличьей шкурки, при язвенных стоматитах смазывают слизистую раствором медвежьей желчи, больные уши обрабатывают кровью дятла. От головной боли до красноты пощипывают кожу головы или натирают до крови медной монетой. При лечении многих хронических заболеваний практикуется кровопускание. Некоторые северяне используют иглотерапию.

Русский север: какие малые народы здесь живут

На территории России проживает множество прелюбопытнейших коренных народов Сибири, о которых жители центральных регионов мало что знают. При этом их обычаи и верования настолько интересны, что могли бы стать темой не одной серии приключенческих книг или фильмов

Эвенки (тунгусы)

Эвенки проживают в Приамурье, на берегах Енисея и занимают обширные степи вплоть до Охотского моря. Есть эвенки и на северо-востоке Китая. Говорят представители этой народности на нескольких языках: русском, эвенкийском, бурятском, хамниганском, якутском и китайском. Первые упоминания об эвенках встречаются в V веке. Предками тунгусов была народность увань, представители которой пришли из Китая и расселились в Забайкалье.

Как и большинство народов Севера, эвенки — скотоводы и кочевники. Они разводят оленей и часто мигрируют за своими стадами в поисках новых пастбищ. Эвенки — одна из официально признанных наций в Китае. В РФ сейчас проживает около 40 тысяч представителей этой народности. Из известных эвенков стоит упомянуть прославленный княжеский род Гантимуровых, героев-снайперов Великой Отечественной Ивана Кульбертинова и Семена Номоконова, писателей Николая Оёгира и АлитетаНемтушкина.

Тунгусы были и остаются опытными охотниками. Они великолепно знают повадки животных и выслеживают их со 100%-ной точностью. К тому же все, как один, — меткие стрелки. В давние времена они охотились с самострелами и луками; сейчас используют огнестрельное оружие. В сезон мужчины-эвенки устраивают целые засады на рыбу, поскольку почти никогда не рыбачат в одиночку, только большими группами. Живут эвенки в чумах, крытых шкурами оленей и других пушных зверей.

Описания обычаев эвенков оставил Александр Радишев. Он писал, что у этого народа принято угощать пришлых лучшим, что только есть в доме, и одновременно готовить оружие для того, кто замыслит ответить злом на такое гостеприимство. Эвенки, как и родственные им нанайцы, орочи, удэгейцы, сибо, маньчжуры и хамниганы, по большей части — язычники. Их верования имеют много общего с религиозными представлениями жителей Древнего Египта.

Эвенки верят, что после смерти души попадают в другой мир, где ведут обычную земную жизнь: охотятся, строят жилища, женятся. Шаманы эвенков совершают все религиозные служения, принося духам (богам) жертвы и прося у них милости. Весь видимый мир и заодно верховное божество тунгусы называют Буга или Бува. Оно может принимать обличье самки оленя или старой, сгорбленной женщины. Помимо Буги, у тунгусов существует целый сомн богов (Сэвеки, Харги, Баха, Дябдар и пр.), выполняющих ту или иную функцию в этом мире.

Вепсы

Вепсами называется финно-угорская народность, занимающая территории Ленинградской и Вологодской областей, а также Карелию. Это одна из малочисленных народностей современной России (всего около 6000 представителей). В непосредственном родстве с ней находятся балтийские финны. До Октябрьской революции она официально назывался чудью.

Вепсы имеют свой язык и письменность. В отношении верований большинство представителей народности сейчас придерживается православия. В древности (до X века) вепсы были язычниками. После христианизации Руси их древнейшие верования смешались с христианскими, в результате чего образовался уникальный симбиоз.

Вепсы, среди прочего, верят, что во время сотворения мира Дьявол мешал Богу и всячески ему пакостил. Творец не выдержал такого неуважения и сбросил Нечистого в самое глубокое болото на земле. В результате падения Дьявола с неба в болоте появилась глубокая дыра, через которую на землю и полезла разная нечисть. Кроме верховного бога у вепсов существует целый пантеон божеств: боги грома, радуги, любви и пр.

Шорцы

Насчитается около 14 тысяч шорцев. Это тюркоязычная народность, имеющая свой язык, шорский. В Российской империи было принято считать шорцев православными. Но на самом деле это не так. Даже сейчас шорцы активно практикуют шаманизм, верят в духов и свято чтут культ предков.

По представлениям шорцев, весь мир разделен на 3 ипостаси. Первая — материальный мир, в котором мы все обитаем. Вторая — мир злых духов. Третья — земля Ульгеня. Она состоит из 9-ти небес. На высшем обитает верховное божество Ульгень. Он сотворил наш видимый мир вместе со своим злым братом Эрликом. Ульгень и Эрлик являются двумя противоположными божествами, подобно Тору и Локи в скандинавской мифологии.

У шорцев, как и у всех коренных народов севера России, богатый фольклор. В него входят не только всевозможные обрядовые песни, но и героические поэмы, сказки, поговорки, любовные песни и охотничьи сказания. Также шорцы имеют свои музыкальные инструменты (например, комус, который вырезался из ствола кедра). Родственные шорцам народы — киргизы, алтайцы, чулымцы, хакасы и телеуты — имеют не менее богатую и интересную культуру, которая также заслуживает внимания.

Чукчи

На огромной территории северо-востока Азии проживают чукчи – береговые и тундровые. Береговые охотятся на морских животных, тундровые – разводят оленей.

Чулымцы

Основное занятие чулымцев – рыболовство, испокон веков они селились по берегам водоёмов, и название своё получили от реки Чулым. Читать далее

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера) — народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Почему исчезают народы севера

Коренные народы как правило малочисленны. Им сложно сохранять самобытность. Пока живо их традиционное хозяйство, жив и народ. Есть у них своя интеллигенция. И уделяют они немалое внимание сохранению национальной культуры… из своих уютных комфортных городских условий. Все больше отделяются они от той земли, на которой жили и трудились предки.

Источники

  • https://www.syl.ru/article/292608/korennyie-malochislennyie-narodyi-severa-opisanie-kultura-i-interesnyie-faktyi
  • https://karatu.ru/korennye-narody-evropejskogo-severa-rossii/
  • https://www.biletik.aero/handbook/blog/kak-olenevody-kraynego-severa-vyzhivayut-bez-dusha-tualeta-i-prochikh-blag-tsivilizatsii/
  • https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/russkii-sever-kakie-malye-narody-zdes-jivut-5ee3f6cf2802463bcd50f309
  • https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/bogdanov/page2.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: