Кто назначает референдум в РФ: правовые основы в современной России

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Тут интересен пункт 1. Изменения в Конституцию референдум сам по себе принимать не может, только через Конституционное собрание. Если вопрос противоречит действующей Конституции – все, нельзя. Конституционный суд не пропустит. Очень ценю усилия людей, которые пытаются организовать референдумы, но многие их предложения не пройдут по этой причине. А самые впечатляющий – пункт 5.

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со Конституции Российской Федерации…

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

10) отнесенные Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.(п. 10 введен Федеральным конституционным от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

Что из пятого пункта для нас следует? Добиться отрешения от должности кого-либо из представителей власти через референдум невозможно. И это еще не все. Самое большое чудо – подпункт 10, специально принятый в 2008 году. Что относится к компетенции Российской Федерации?

Статья 71 Конституции

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности <13>;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Вот так! Законы референдум менять не может. Хочется верить, может высказывать свою волю, а потом Госдума с Советом Федерации ее оформляют в виде законов. Регулирование прав человека невозможно – по-моему, любой юридический вопрос так или иначе связан с правами людей. Тут на усмотрение Центризбиркома и Конституционного суда. Федеральная госсобственность – табу. Повлиять на очередной этап приватизации или порядок использования Фонда национального благосостояния мы не сможем. На Центробанк через референдум тоже управы не найти. Не нравятся высокие налоги или распределение бюджетных средств? Мало ли, кому что не нравится. В общем, на референдум не могут выноситься вопросы, противоречащие статье 6 Закона о референдуме.

Это далеко не все, что есть интересного в Законе о референдуме и в других наших законах. И какие же вопросы может решать всенародный референдум? Почти никакие, особенно если власть не хочет их решать. Наверно можно спросить, с какой стороны разбивать яйцо или как лучше огурцы солить… Поэтому получается, что право народа на референдум в Конституции есть, а на деле его как бы и нет. Хотя даже в этом ужасе можно пытаться искать какие-то варианты. Как сделать, чтобы референдум обладал реальной властью?

Чем отличается референдум от плебисцита

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) “О референдуме Российской Федерации” Статья 1:

«Референдум Российской Федерации (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Например, принятие поправок в Конституцию.

Закон “О референдуме Российской Федерации”. Изображение взято из Яндекс.Картинки

«Плебисцит» переводится с латинского как «постановление простого народа». Предполагается, что плебисцит – это голосование по локальным вопросам. Например, переход на летнее время в отдельных региона, объединение территорий регионов. Референдум тоже может быть проведен по локальным вопросам, а вот плебисцит по вопросам государственного значения – нет.

Хотя это лишь мнение отдельных авторов. В некоторых странах понятие плебисцит и референдум являются синонимами. Например, во Франции Наполеон Бонапарт стал императором, как раз в результате «плебисцита».

О референдуме в СССР

Конституция 1936 года СССР содержит пункт: «Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР: … д) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Однако, впервые воспользовались этим правом на референдум только спустя 55 лет.

Бланк для голосования на референдуме СССР 17 марта 1991 года. Изображение взято из Яндекс.Картинки

17 марта 1991 года было проведено всесоюзное голосование по вопросу сохранения Советского Союза. Но даже несмотря на более 75% поддержавших, в декабре СССР все-таки прекратил свое существование.

На том же референдуме была утвержден пост «Президент Российской Федерации», на который в июне того же года выбрали Бориса Ельцина.

Вот такие агитационные материалы выпускали в предверии референдума 17 марта 1991 года.

1993 год

В 1993 году было проведено два референдума. 25 апреля 1993 года голосование по 4 вопросам, которые должны были завершить противостояние Президента России и Верховного Совета. Совет был распущен указом Президента, а дальнейшие события с участием бронетехники в Москве поставили точку лучше, чем референдум.

В известный ныне «День Конституции», 12 декабря 1993 года, было проведено голосование о принятии нового главного закона государства. Этой Конституцией мы и пользуемся по сегодняшний день.

25 апреля 1993 год – бюллетень для голосования на всероссийском референдуме по 4 вопросам.

Закон о референдуме

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» был принят в 1995 году. Он закрепил понятие референдум РФ, определил условия и процедуру проведения.

Локальные референдумы

В регионах Российской федерации референдумы проводятся по мере необходимости. Так, появился Пермский край в результате принятого решения об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. А так же другие: Камчатский, Забайкальский и Красноярский края, Иркутская область.

Бюллетень для голосования на городском референдуме г.Южно-Сахалинск, 20 октября 1996 года.

Какие вопросы могут выноситься на референдум?

Российское законодательство содержит значительное число требований и ограничений в отношении вопросов, которые можно выносить на референдум. Эти требования и ограничения можно разделить на три группы.

Первая группа ограничений связана с компетенцией соответствующего уровня. На общероссийский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ или федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

К этой же группе ограничений можно отнести и требование, согласно которому вопросы референдума не должны ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Кроме того, вопрос, выносимый на общероссийский референдум, не должен противоречить Конституции РФ, вопрос, выносимый на референдум субъекта РФ, не должен противоречить федеральному законодательству, а вопрос, выносимый на местный референдум, не должен противоречить ни федеральному законодательству, ни законодательству соответствующего субъекта РФ.

Вторая группа требований относится к формулировке вопроса. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Третья группа ограничений – это перечень конкретных вопросов, которые не могут выноситься на референдум.

Для регионального и местного референдумов это следующие вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  4. о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Для общероссийского референдума действуют аналогичные запреты (в отношении федеральных органов власти, федерального бюджета и финансовых обязательств Российской Федерации), но добавляются еще несколько дополнительных.

Не могут быть вынесены на референдум вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  3. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  4. об амнистии и помиловании.

Большинство этих ограничений оправданны. Как отмечалось в разделе 2.1.2, референдум не должен подменять выборы и с его помощью не должен торпедироваться принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Очевидна также недопустимость использования референдума для ущемления прав меньшинств, а также вмешательства с его помощью в компетенцию другого уровня, как более высокого, так и более низкого.

Что касается требования об однозначности ответа на вопрос референдума и определенности правовых последствий принятого решения, то в этом должны быть заинтересованы и инициаторы референдума – если они действительно заинтересованы в решении определенного вопроса, а не пытаются использовать кампанию референдума в целях саморекламы.

Однако из перечня требований становится понятно, что решить, удовлетворяет ли вопрос референдума этим требованиям, не всегда просто и во многих случаях такое решение не будет очевидным. Поэтому важнейшее значение имеет процедура проверки вопроса на его соответствие предусмотренным законом требованиям.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» предусматривает двойную проверку вопроса, выносимого на общероссийский референдум. Сразу же после того, как первая региональная подгруппа инициативной группы обращается в избирательную комиссию субъекта РФ с ходатайством о своей регистрации, последняя уведомляет об этом Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна решить, соответствует вопрос требованиям закона или нет. Признание того, что вопрос требованиям закона не соответствует, означает запрет на регистрацию всех региональных подгрупп данной инициативной группы. Это решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Однако если вопрос будет признан соответствующим требованиям закона, ему предстоит еще одна проверка – уже после того, как инициативная группа соберет подписи и количество этих подписей будет признано достаточным. Теперь проверку будет осуществлять Конституционный Суд РФ. Он должен решить (в какой срок, в законе не установлено), соответствует ли инициатива проведения референдума по предложенному вопросу Конституции РФ.

По всей видимости, Конституционный Суд должен проверить, относится ли вопрос к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, не противоречит ли он Конституции РФ, не ограничивает ли он, отменяет или умаляет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, – т. е. частично то же самое, что проверяла ранее Центральная избирательная комиссия РФ. Решение Конституционного Суда, как известно, окончательное и обжалованию не подлежит.

Иной порядок проверки вопросов предусмотрен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для регионального и местного референдумов. Проверка проводится один раз – после обращения инициативной группы в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о своей регистрации.

Однако проверку в данном случае проводит не избирательная комиссия, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (для регионального референдума) или представительный орган муниципального образования (для местного референдума). Если соответствующий представительный орган решит, что вопрос, выносимый на референдум, не соответствует требованиям закона, избирательная комиссия отказывает в регистрации инициативной группы. Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствующий суд.

В некоторых региональных законах установлена более детальная процедура проверки вопроса, выносимого на референдум. Так, «Кодекс о референдумах в Костромской области» предусматривает проведение лингвистической экспертизы формулировки вопроса, которую должна провести группа специалистов, формируемая соответствующей комиссией референдума. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой, не отвечает установленным законом требованиям, комиссия или представительный орган муниципального образования может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основного содержания вопроса. При этом право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о вынесении на референдум проекта закона или иного нормативного правового акта. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» этот вопрос замалчивает, не отвечая на него ни да, ни нет. Правоприменительная практика также пока не дала на него ответа. Поэтому возможны две точки зрения. Согласно одной, порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов исчерпывающим образом определен статьей 105 Конституции РФ, поэтому они не могут приниматься иным способом, в том числе путем референдума.

Согласно иной точке зрения, статья 3 Конституции РФ (которая имеет приоритет перед статьей 105), определяющая референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, подразумевает, что народ может непосредственно принимать и законы. Тем более что федеральный конституционный закон не содержит прямого запрета, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такую возможность предусматривает.

Что касается вынесения проекта нормативного акта на региональный или местный референдум, то такая возможность в законе закреплена. Однако федеральный закон не регулирует исчерпывающим образом связанные с этим проблемы, поэтому им должно быть уделено дополнительное внимание в законах субъектов Федерации.

Так, в пункте 9 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится: «Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта».

Очевидно, что в бюллетене невозможно воспроизвести текст большого нормативного акта, однако необходимо определить, в каких случаях должен воспроизводиться текст, а в каких – указываться наименование. Если этот вопрос не будет урегулирован в законе субъекта РФ, его придется решать соответствующей избирательной комиссии.

Порядок организации и проведения референдума

Рассмотрим порядок организации и проведения референдумов на примере референдума Российской Федерации. Названный порядок включает в себя следующие обобщенные стадии: возбуждение инициативы проведения референдума; назначение референдума, подготовка и проведение акта подведение итогов референдума.

Инициатива проведения референдума. Право возбуждения вопроса о проведении референдума принадлежит: а) не менее чем двум миллионам российских граждан, имеющим право на участие в указанном референдуме (на один субъект Федерации должно приходиться не более 10% требуемого числа подписей граждан); б) Конституционному Собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ. При этом должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум, или представлен полный текст закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого к принятию на референдуме.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме. Главная задача инициативной группы заключается в сборе необходимого количества подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума.

Правом создания инициативной группы обладают граждане, имеющие право на участие во всероссийском референдуме, а также общероссийские общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, то в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан. Видимо, законодатель имеет в виду необходимость избрания в состав инициативной группы граждан, проживающих за рубежом.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации. При отсутствии и этого органа инициативную группу регистрирует высшее должностное лицо субъекта Федерации.

В ходатайстве о регистрации указываются: 1) формулировка вопроса (вопросов), текст законопроекта, выносимые на референдум;

2) субъекты Федерации, на территории которых предполагается сбор подписей, а также иностранные государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там российских граждан; 3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

Если сбор подписей предполагается проводить за пределами страны, то в ходатайстве о регистрации инициативной группы дополнительно указываются вышеназванные данные членов инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на зарубежной территории.

К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации группы, выдает ей регистрационное свидетельство, действительное в течение трех месяцев, и извещает о своем решении Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Если инициативная группа предполагает собирать подписи граждан за рубежом, то извещение об этом направляется и в Министерство иностранных дел РФ.

В случае отказа в регистрации инициативной группы ей выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Федерации. Основанием отказа в регистрации группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ.

3. Проводится сбор подписей. Сбор подписей осуществляется после регистрации инициативной группы. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов подписи собираются за каждый из предлагаемых вопросов в отдельности. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства граждан. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума области, не может превышать более чем на 15% их требуемое число, указанное выше.

Подписи вносятся в подписные листы, которые должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданам текст этого законопроекта по первому их требованию. Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и уполномоченным представителем инициативной группы с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан по каждому субъекту Федерации и число подписей граждан, собранных за рубежом, а также общее число подписей, о чем составляет итоговый протокол инициативной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Федерации, вместе с итоговым протоколом передаются инициативной группой в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого собирались подписи.

Избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и подписью одного члена комиссии. Инициаторам сбора подписей выдается письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени приема.

Подписные листы, собранные за рубежом, нумеруются и брошюруются по каждому иностранному государству в отдельности. Они удостоверяются соответствующими консульскими учреждениями Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются в Центральную избирательную комиссию.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Порядок возбуждения вопроса о проведении референдума Российской Федерации Конституционным Собранием РФ должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время еще не принят. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение месяца направляет Президенту свое решение по существу вопроса, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения конституционных требований инициаторами референдума Президент назначает всероссийский референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Данная временная рамка, во-первых, обеспечивает надлежащий уровень подготовки референдума, а, во-вторых, препятствует затягиванию связанных с референдумом мероприятий.

В случае отрицательного решения Конституционного Суда процедура референдума прекращается.

Таким образом, Президент обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако не может назначить его по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

Подготовка и проведение акта голосования. Подготовку и проведение всероссийского референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия (Центральная комиссия референдума), избирательные комиссии субъектов Федерации (комиссии субъектов Федерации по проведению референдума), территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения. Так, участковые комиссии составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому, устанавливают результаты голосования по своим участкам.

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение законодательства, руководит нижестоящими комиссиями, издает инструкции и иные акты по вопросам применения законодательства о референдуме, устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, извлеченных из ящиков для голосования.

Центральная комиссия референдума признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Центральная комиссия референдума может признать итоги голосования в отдельных субъектах Федерации недействительными, если нарушения, допущенные при голосовании, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников референдума. В этом случае Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующим комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления о признании итогов голосования по отдельным субъектам недействительными.

Решение референдума и итоги голосования в целом по Российской Федерации официально публикуются (обнародуются) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения его результатов.

Решение референдума вступает в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

Кто может инициировать

Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:

  • совершеннолетним;
  • полностью дееспособным.

Как только гражданин увидел потребность в проведении всенародного голосования, он должен создать инициативную группу. Она должна отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О референдуме». Главное из них – количество участников группы. Ниже представлена таблица, на которой схематически изображен состав группы и ее численность.

Таблица. Состав инициативной группы и её численность

Уровень Группа
1 Общая группа – требования к количеству не предъявляются
2 Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая

При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.

Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:

  • двадцать человек для регионального референдума;
  • десять человек для муниципального референдума.

Кроме того, инициатива может исходить от:

  • конституционного собрания;
  • органов госвласти федерального уровня.
 

Что происходит дальше

Если инициатору голосования удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.

  • назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на голосование. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
  • происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на голосование, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
  • после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;

Заседание избирательной комиссии региона

  • после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное голосование проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;

Для проведения референдума необходимо собрать подписи

  • когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
  • предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
  • если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;

Заседание Центризбиркома РФ

  • Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
  • если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
  • Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.
 

Агитация

Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).

Встречи с гражданами в период агитации

Кто несет расходы

Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение голосования финансируется из Федерального бюджета.

7 референдумов, изменивших Европу

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.

Справка. Как и в ходе выборов, голосование проводят в приспособленном для этого помещении. Оно обязательно должно быть оборудовано закрытыми кабинами. Для выражения своего волеизъявления гражданам предоставляют бюллетень.

Он должен содержать следующие реквизиты:

  • вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
  • графы «за» и «против»;
  • подробное описание правил заполнения бюллетеня.

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.

Бюллетень референдума 1993 года

Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.

Голосование на референдуме

По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.

По завершении голосования проводят подсчет голосов

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.


Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/pragmatic/kakie-voprosy-mojno-vynosit-na-referendum-5df4a14b9515ee00b1ad1e75
  • https://zen.yandex.ru/media/familyhistory/istoriia-referendumov-rossii-vse-li-oni-byli-udachnymi-5e774af84a6a9a79fd73c80d
  • https://isfic.info/elekt/vasr47.htm
  • https://isfic.info/konst/kokot120.htm
  • https://yr-expert.com/kto-naznachaet-referendum-v-rf-pravovye-osnovy/
  • https://tass.ru/info/5440292

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: