Кто объявляет амнистию в РФ: кем назначается и осуществляется решение?

Что такое амнистия?

В соответствии со ст. 84 УК РФ, амнистия, как государственное решение, объявляется Государственной Думой Российской Федерации, то есть, законодательным органом. По своей сути это освобождение широкого круга лиц от уголовной ответственности полностью или частично.

Основные черты амнистии по УК РФ и практике правоприменения.

Объявляется не в отношении каких-то конкретных лиц, а в отношении осужденных по “легким” статьям УК РФ, беременных женщин, несовершеннолетних и т.д..

Объявляется Госдумой РФ на основании отдельного постановления, его проект сначала вносится на рассмотрение.

Может быть объявлена в разных формах: освобождение от наказания полностью, смягчения наказания, освобождения от дополнительного наказания, снятия судимости, замены наказания более мягким видом.

Не объявляется для лиц, совершивших тяжкие преступления.

Объявляется к определенной памятной дате.

Таким образом, амнистия – это государственное решение, оформляемое законодательным актом, по которому осужденные за легкой и средней тяжести преступления получают послабления при отбывании наказания. Планируется ли амнистия по уголовным делам в России? Разберемся далее в статье. Много зависит от периодичности и наличия памятных дат в году.

Задачи и цели

Часто амнистия приурочивается к национальным или международным праздникам.

Применение амнистии преследует несколько задач:

  • акт гуманности по отношению к заключенным людям;
  • уменьшение количества содержащихся в тюрьмах граждан, сокращение расходов на содержание;
  • возможность достигнуть определенных политических целей.

Целью амнистии является возможное устранение некоторых недостатков правовой и уголовной систем. Это акт милосердия государства по отношению к лицам, оступившимся на жизненном пути.

История амнистирования

Начиная с 1856 года в России было проведено 43 случая так называемого “помилования” государством. Последний случай произошел в 2015 году в честь 70-летнего юбилей Победы в Великой Отечественной войне.

Каждый случай амнистирования был приурочен к какому-либо важному для государства событию — коронации, юбилея события или праздника, победы в войне и так далее.

Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире. Однако, существует ряд стран, считающих “помилование” ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие.

В одних странах амнистия происходит часто, а в других — только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки чаще всего освобождают граждан, осужденных за политические преступления.

Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. 24 апреля 2015:

Амнистии в России

В России последний раз она объявлялась в 2015 году – шесть лет назад. При этом обычно амнистия объявляется каждые 3-4 года. В 2020 году многие ждали принятие постановления об амнистии, приуроченного в 75-летию Победы, но пандемия внесла корректировки в эти планы. Предложения и проекты постановлений еще находятся на рассмотрении в Государственной Думе РФ, но их принятие маловероятно.

Будет ли объявлена амнистия по уголовным делам? Последние новости на сегодня: в 2021 году ожидать такого решения от властей не стоит. Новостей по этой теме нет. Хотя предложения от общественных деятелей и законодателей поступают периодически, а с момента объявления последней амнистии прошло 5 лет, конкретных планов нет.

Чем регулируется?

Кем назначается амнистия? Решение об амнистии принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ, это относится к её компетенции.

Проведение амнистии регулируется двумя статьями — статье 103-ей Конституции РФ и статье 84-ой Уголовного кодекса.

УК РФ подробно описывает проведение самой процедуры, а Конституция указывает, что решение о проведении амнистии возложено на Государственную Думу.

Акт об амнистии не является официальной мерой, поэтому может быть изменен в любое время соответствующими инстанциями.

Правовая природа меры также не определена, поэтому акт об амнистировании носит двойственный характер и принадлежит сразу и уголовному, и государственному праву.

Решение о том, подлежит ли тот или иной гражданин амнистированию, принадлежит следующим инстанциям:

  • судебному органу;
  • уполномоченному сотруднику прокуратуры;
  • органам предварительного следствия.

Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования.

Уголовный кодекс. Глава 13. Статья 84. Амнистия (действующая редакция)

  1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
  2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Определение и особенности амнистии

Амнистия – это мера смягчения наказания для лиц, совершивших преступление, которую одобрили органы государственной власти.

Статья 84 УК РФ говорит, что благодаря амнистии лица, которые ранее были осуждены за совершение какого-либо преступления, могут быть:

  • освобождены от наказания;
  • еще не осужденные лица могут быть также освобождены от уголовной ответственности;
  • могут смягчить наказание;
  • сократить срок;
  • освободить от дополнительного наказания;
  • снять судимость.

Чем помилование отличается о амнистии? У амнистии всегда массовый характер, размер амнистии напрямую зависит от того, сколько людей попало под установленные категории, которые были включены в специальный нормативный документ.

Этим она существенно отличается от помилования, которое направлено на смягчение наказания или сокращения срока только лишь для отдельных лиц.

Кроме того, отличие данных терминов заключается в том, что помилование может быть совершено без всякого повода для обращения каждого конкретного заключенного к властям.

Амнистия же, напротив, всегда приурочена к определенным событиям или праздникам, значимым для страны.

Примечательно, что на выход по амнистии вправе рассчитывать не все, а только лишь некоторые категории осужденных, включая тех, кто получил условный срок, но еще не находится за решеткой. Также амнистированию подлежат и граждане, находящиеся под следствием.

Таким образом, в первую очередь амнистируют и освободят от ответственности следующие категорий заключенных:

  • несовершеннолетних;
  • пожилых людей;
  • женщин;
  • людей с первой судимостью;
  • тех, кто отбывает наказание по статье легкого типа (например, амнистия положена лицам, лишенным прав за пьянку);
  • заключенных или осужденных, страдающими онкологическими заболеваниями;
  • людей, страдающих туберкулезом (последняя стадия);
  • заключенных женщин, которых посадили в тюрьму в период беременности на любом сроке;
  • ветеранов Великой Отечественной войны;
  • людей с ограниченными возможностями (1 или 2 группа);
  • отцы или матери, у которых есть несовершеннолетние дети.

Таким образом, вышеприведенный список помогает понять, подлежит ли каждый конкретный заключенный амнистии или же нет.

Как правило, органы власти больше ценят права окружающих людей, чем права заключенного, поэтому по амнистии на свободу никогда не выпустят заключенного, осужденного за тяжкие преступления — убийство или же изнасилование.

Так, не подлежат амнистированию следующие лица:

  • у кого пожизненный срок осуждения за особо тяжкие преступления;
  • насильники и убийцы несовершеннолетних;
  • рецидивисты-уголовники;
  • участники разбойных нападений;
  • грабители разбойных нападений со взломом квартир;
  • заключенные, совершившие кражу или торговлю людьми;
  • мошенники особо крупных размеров;
  • террористы;
  • серийные убийцы и маньяки.

Преступления, которые намеренно и злостно был совершены против государства или мирных граждан, должны быть строго наказуемы.

Основные цели амнистии

Конечно же, основная причина проведения уголовной амнистии – это проявление гуманности органов власти и общества в целом к людям, которые «оступились», в надежде, что последние осознают всю тяжесть преступления и адаптируются как законопослушные граждане.

Другие цели амнистии:

  1. Уменьшение нагрузки на тюрьмы. В результате переполненности тюрем возникают сложности в работе системы исполнения наказания. Для того, чтобы разгрузить учреждения, приходится освобождать значительное число граждан.
  2. Популистская. Власти желают получить одобрение общества — самих заключенных и их близких.

Порядок вынесения акта амнистии

Акт амнистии – это документ, в котором указываются все условия амнистии. Обычно он распространяется только на преступления, совершенные до момента его подписания. Какие условия указывают в акте? Существует несколько видов указаний:

  • освобождение от уголовного наказания за конкретное преступление;
  • избавление от отбывания наказания;
  • уменьшение срока;
  • замена наказания на более мягкое;
  • избавление от дополнительного наказания;
  • снятие судимости.

Чтобы эти условия вступили в силу, Госдума издает постановление, где указывается, какие именно категории граждан попадают под амнистию по уголовным делам, а также что именно она будет из себя представлять. Данному постановлению предшествует глубокий уголовно правовой анализ преступлений, раскрытых и находящихся в производстве следствия и суда.

Каковы цели амнистии осужденных?

Амнистия по уголовным делам может преследовать несколько целей:

  • Во-первых, это проявление милосердия.
  • Во-вторых, на решение могут повлиять экономические мотивы – необходимость уменьшить количество отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
  • В-третьих, амнистия может осуществляться по политическим причинам. Например, если после нее прекратятся вооруженные столкновения.

Кого закон позволяет освободить по амнистии?

В настоящее время амнистия представляет собой прощение от государства за совершенные преступления осужденных людей, которые отбывают наказание. Сейчас процедура амнистии происходит для тех лиц, которые были осуждены судом за совершение различных преступлений. Чаще всего под амнистию попадают категории лиц, которые были осуждены за нетяжелые или неосторожные преступления. Также амнистия применятся к некоторым категориям осужденных женщин и несовершеннолетних.

Амнистия по уголовным делам часто применяется по отношению к:

  1. несовершеннолетним,
  2. лицам женского пола,
  3. беременным женщинам,
  4. инвалидам,
  5. лицам, совершившим преступления небольшой тяжести,
  6. имеющим заслуги перед страной,
  7. лицам, достигшим преклонного возраста.

Существуют также некоторые особенности. Вышеперечисленные лица амнистируются на общих основаниях, когда акт амнистии издается, например, к памятным или юбилейным датам для государства.

Если акт об амнистии включает круг осужденных за участие в конкретных событиях, обычно поводом служат похожие события. Кроме того, возможна антинационалистическая амнистия, когда освобождают лиц определенной национальности для сглаживания напряженности.

Кто не подлежит освобождению?

Существует также определенные категории граждан, которые не могут быть амнистированы ни при каких обстоятельствах. К этим категориям относятся следующие лица:

  1. Лица, осужденные за проведение террористических актов.
  2. Граждане, страдающие от наркотической или алкогольной зависимости.
  3. Лица, осужденные за опасные для общества преступления — изнасилования, убийства и так далее.
  4. Граждане, вступившие в половой акт (добровольно или насильственно) с лицами, не достигшими своего совершеннолетнего возраста.
  5. Люди, срок заключения которых превышает восемь лет.
  6. Личности, осужденные повторно.
  7. Граждане, осужденные за совокупность преступлений, хотя одно из которых является тяжким.
  8. Граждане, осужденные к пожизненному заключению.
  9. Лица, совершившие должностные или экономические преступления, а также деяния, угрожающие безопасности государства.
  10. Лица, попавшие раннее под амнистию, но совершившие преступление повторно.

Есть ли ограничения в вопросе амнистия по уголовным делам?

Существует ряд тяжелых нарушений закона, которые не подлежат прощению.

Сюда входит: терроризм, пренебрежение половой неприкосновенностью несовершеннолетних, преступления, совершенные повторно, а также наличие отягчающих обстоятельств или вредных привычек – алкогольной или наркотической зависимости.

Кто, как и когда объявляет амнистию?

Кто объявляет амнистию в РФ? Закон об амнистии должна принять Государственная Дума. Они принимают постановление об объявлении амнистии, а также постановление о порядке его применения.

Эти документы содержат в себе взаимосвязанные положения, поэтому применение лишь одного постановления без другого просто невозможно.

Постановление об объявлении амнистии содержит перечень лиц, к которым применятся амнистия, условия ее применения, и лица, которые не могут рассчитывать на амнистирование.

Кроме того, в этом документе указываются органы, которые ответственны за исполнение амнистии, разъясняются некоторые термины и положения первого документа. В его преамбуле указывается причина объявления амнистии — принцип гуманизма.

Постановление об объявлении амнистии подписывает Председатель Государственной Думы и его публикуют на протяжении 3-х суток после принятия. Постановление об амнистии подлежит обязательному исполнению в течении полугода.

Амнистия – это бессрочный акт, в ее сферу действия попадают все лица, которые совершили преступления до момента вступления данного акта в силу, вне зависимости от времени привлечения таких граждан к уголовной ответственности.

Если в срок исполнения амнистии истекли сроки давности, то применяют положения статьи 78 или статьи 83 УК РФ как льготные, а не положения акта об амнистии.

Так как акт об амнистии бессрочен, то бывают случаи, когда виновное лицо подпадает под действие сразу нескольких актов об амнистии. В таком случае следует руководствоваться принципом справедливости, а не положениями статьи 10 УК РФ.

При наличии конкурирующих положений применяют предписания того положения об амнистии, у которого момент вступления в силу наиболее близок ко времени совершения преступления.

Если положение об амнистии вступило в силу до начала судебного разбирательства, то в таком случае прекращается уголовное дело, находящееся в производстве органа предварительного следствия или суда.

Если положение об амнистии вступило в силу непосредственно в ходе судебного разбирательства, но обвиняемый не желает прекращать уголовное преследование, то суд в обычном порядке продолжает рассмотрение дела до его разрешения.

В случае обвинительного приговора (при наличии основания для применения амнистии) суд должен освободить осужденного от наказания (часть 8 статьи 302 УПК РФ).

Лицо, которое по амнистии освободили от уголовной ответственности, при этом не освобождается от своей обязанности возместить весь вред, который он причинил противоправными действиями.

Кто осуществляет амнистию?

Сегодня порядок применения амнистии является основанием для судебного органа издать постановление об освобождении некоторых осужденных, которые попадают под определенную статью, касающуюся амнистии. Следует учесть, что само выявление таких лиц может занять немало времени, так как водить такие решения нужно будет на местах тем органам правосудия, в чьем ведении находятся исправительное учреждения.

Те осужденные, которых интересует вопрос, как освободиться по амнистии, должны сопровождаться инспектором уголовно-исправительной инспекции, который выявляет по личному делу подходит ли осужденный под критерии объявленной амнистии. Для попадания под амнистию осужденному необходимо перестать действовать преступно до момента, как примется определенный акт, любое преступление совершенное после объявления амнистии, но до ее применения будет считаться новым и непопадающим под прощение.

Условия объявления амнистии

Решение об объявлении амнистии могут принять соответствующие органы власти только лишь в условиях стабильной низкой криминогенной ситуации, а также при отсутствии шанса ее ухудшения.

Для этого по всей Российской Федерации должна быть стабильная экономическая и внутриполитическая обстановка. При этом не должны планировать сокращать количество правоохранительного персонала.

Безусловно, ожидаемой амнистии 2020 года в России по уголовным делам может и не быть по нескольким вышеприведенным причинам. Главной причиной является угроза нестабильной криминогенной обстановки, либо же ее резкое ухудшение.

Правовые последствия амнистии

  • освобождение от основного и дополнительного наказания или же от уголовной ответственности;
  • сокращаются сроки наказания, а само оно может быть заменено более мягким видом санкций;
  • производится освобождение от дополнительного наказания;
  • снимается судимость.

В соответствии с Конституцией РФ амнистии издают в виде постановлений Государственной Думы. Обычно, их приурочивают к знаменательным датам. В постановлении об амнистии обязательно указываются категории лиц, к которым она может быть применена, а также устанавливаются виды смягчения участи обвиняемых или осуждённых, касающиеся тех или других категорий граждан.

Акт об амнистии издается по разным причинам, например, он может:

  • облегчать участь лиц, которые совершили относительно нетяжкие преступления, страдающих заболеваниями, женщин, несовершеннолетних и т.д.;
  • преследовать социально-политические (идеологические) цели;
  • преследовать цели национального примирения или же цели мира и согласия;
  • осуществляться в социально-экономических целях;
  • при помощи амнистии решается проблема перенаселения в местах лишения свободы и т.п.

Амнистия может быть распространена на неопределённый в индивидуальном порядке круг лиц. Например, на всех отбывающих наказание женщин; на мужчин от 60 лет и старше; на людей, совершивших преступления по неосторожности; на тех, кому дали срок до 5 лет, и др.

Освобождение по амнистии от уголовной ответственности:

  • касается лиц, совершивших преступления до того, как постановление вступило в законную силу;
  • если уголовное дело ещё не рассматривалось в суде, оно должно быть прекращено;
  • относится к делам, по которым до времени вступления в законную силу в судах были вынесены соответствующие приговоры.

Последние амнистии состоялись в 2010 (приурочена к 65-летию победы), 2013 (июль — по экономическим преступлениям, декабрь — приурочена к 20-летию Конституции), 2015 (в честь 70-летия победы) годах.

Порядок применения к осужденному акта об амнистии

Амнистия применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности — досудебной, судебной, стадии исполнения судебного решения.
Применение акта об амнистии в зависимости от такой стадии возложено на органы дознания и органы предварительного следствия, суды, исправительные учреждения и следственные изоляторы, уголовно-исполнительные инспекции, судебных приставов-исполнителей.
Порядок применения отдельного акта об амнистии в каждом конкретном случае регламентируется Государственной Думой ФС РФ в соответствующих постановлениях. При этом основной особенностью применения амнистии является то, что постановления об амнистии и постановления о порядке применения амнистии одновременно вступают в законную силу и не могут быть применены раздельно.
Амнистия применяется к преступлениям, совершенным до ее вступления в законную силу.
Применение амнистии может быть закреплено по признаку половой принадлежности, по возрасту (например, несовершеннолетние, мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), по медицинскому критерию (инвалиды определенных групп, лица, страдающие определенными заболеваниями, например онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы (Постановление ГД N 6576-6 ГД)), по наличию государственных наград и др.
Государственная Дума ФС РФ, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи и освобождая тех или иных лиц от уголовной ответственности и наказания за совершенные ими преступные деяния, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из цели обеспечения их баланса, не допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан»).
Такая позиция Конституционного Суда РФ становится еще более значимой, если учесть, что специальный закон об общих условиях принятия и применения амнистии в РФ отсутствует.
С учетом изложенного при объявлении амнистии Государственная Дума ФС РФ обязана следовать общеправовым принципам, обязательным в демократическом обществе, но в то же время она уполномочена включать в число амнистированных строго определенный круг лиц и определять для них такие последствия, которые сочтет целесообразными в конкретный исторический период времени, исходя в том числе из того, что Конституция РФ не гарантирует право быть амнистированным каждому, кто совершил преступление.
Так, некоторые постановления ГД ФС РФ содержат положения о том, что она не применяется к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в связи с актом об амнистии и вновь совершившим преступление (пп. 5 п. 9 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 19.04.2006 «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Государственной Думы в России»). Однако указания на то, к каким судимостям — погашенным или действующим надлежит применять указанное положение, постановления ГД ФС РФ о порядке применения амнистии, как правило, не содержат, что послужило основанием для обращения граждан в Конституционный Суд РФ за соответствующими разъяснениями.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ законодатель был вправе не распространить амнистию на лиц, совершивших умышленные преступления, если ранее они уже освобождались от наказания в соответствии с актом об амнистии, независимо от того, сохраняется у них судимость или она в соответствии с ч. ч. 2, 6 ст. 86 УК РФ была погашена либо снята. Этим конституционные права осужденных и лиц, привлекаемых к ответственности, не нарушаются, поскольку Конституция РФ не гарантирует каждому, кто совершил преступление, право быть амнистированным (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 596-О «По запросу Ачинского городского суда Красноярского края о проверке конституционности подпункта 5 пункта 9 Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Государственной Думы в России»).
Есть и другие примеры амнистии с прямо противоположными положениями, что наглядно демонстрирует дискреционные полномочия законодателя.
Так, пп. 5 п. 13 Постановления ГД N 6576-6 ГД содержит аналогичный запрет на применение амнистии к лицам, освободившимся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершившим умышленные преступления.
Вместе с тем пп. 1 п. 16 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД о порядке применения этой амнистии разъясняет, что при применении этого акта не учитываются судимости, снятые или погашенные в установленном законом порядке. Лица, у которых снята или погашена судимость, считаются впервые совершившими преступление.
Обязательным условием применения некоторых амнистий является необходимость возмещения причиненного преступлением ущерба (п. 5 Постановления Государственной Думы от 02.07.2013 N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»).
В связи с этим необходимо понимать следующее. Часть 1 ст. 73 УПК РФ обязывает следователя, дознавателя к точному установлению размера такого ущерба, который подлежит доказыванию, в том числе для определения предмета заявленного гражданского иска.
Вместе с тем потерпевший может быть не согласен с установленной в ходе предварительного расследования суммой ущерба, что по смыслу взаимосвязанных положений п. 4 ч. 1 ст. 73, ст. ст. 171, 172, 175 УПК РФ обязывает следователя проверить доводы потерпевшего и в случае необходимости изменить предъявленное обвинение.
Защите прав потерпевшего в рассматриваемом контексте посвящено Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2016 N 4-О «По жалобе гражданина Шефлера Юрия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 Постановления Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии», в котором указано, что, решая вопрос о возможности применения акта об амнистии, публичный орган уголовного преследования должен исходить из суммы причиненного преступлением ущерба, установленной им и включенной в официальное обвинение, которое, имея под собой доказательственную базу в отношении конкретного деяния, делает амнистию, обусловленную возмещением убытков, юридически оправданной, а стороны же, не согласные с оценкой указанным органом степени возмещения ущерба, вправе оспорить принятое им решение в порядке ст. 125 УПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 307 ГК РФ применительно к системе уголовных правоотношений основанием возникновения обязательств по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим является причинение им вреда в результате совершения преступления.
Вместе с тем совершение некоторых преступлений (например, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ) или покушения на преступление может не причинить ущерба гражданам, организациям либо государству, а значит, не породить обязательств у виновного по возмещению причиненного преступлением ущерба.
Отсутствие таких обязательств, как разъяснил Верховный Суд РФ, не препятствует применению акта об амнистии при наличии иных условий (Обзор судебной практики по применению Федерального закона от 29.11.2012 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»).
На основании п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 254 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого прекращается следователем, дознавателем или судом вследствие акта об амнистии, если в нем предусмотрено прекращение находящихся в производстве уголовных дел. При этом ч. 2 ст. 27 УПК РФ обязывает выяснять мнение подозреваемого или обвиняемого и запрещает применение амнистии в случае таких возражений, при наличии которых производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Верховным Судом РФ отменено постановление президиума краевого суда в части прекращения уголовного дела вследствие акта об амнистии, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе, поскольку, отменяя приговор суда первой инстанции и прекращая производство по уголовному делу, президиум не выяснил мнение осужденной, чем существенно нарушил уголовно-процессуальный закон (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 16.02.2016 N 58-УД15-14).
Однако не всегда ходатайство о применении амнистии заявляется стороной защиты, что повлекло обращение с вопросом к Верховному Суду РФ о разъяснении алгоритма действий суда в такой ситуации.
Отвечая на этот вопрос, Президиум Верховного Суда РФ указал, что исходя из взаимосвязанных положений п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 27, п. 1 ст. 254, п. 1 ч. 2 ст. 389.17 УПК РФ непрекращение уголовного дела судом вследствие акта об амнистии, если обвиняемый против этого не возражал, признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену или изменение обвинительного приговора (Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и от 24 апреля 2015 г. N 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.07.2015)).
Президиум Верховного Суда РФ также отметил, что даже при отсутствии ходатайства сторон суд обязан разъяснить обвиняемому возможность прекращения уголовного дела в соответствии с актом об амнистии и выяснить отношение к этому обвиняемого, после чего в зависимости от наличия или отсутствия возражений обвиняемого продолжить производство по делу в обычном порядке либо прекратить его.
При этом необходимо отметить, что решение о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии, являясь нереабилитирующим основанием, не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность обвиняемого в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 N 18-П «По делу о проверке конституционности статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова»).
Московским городским судом оставлено без изменения постановление районного суда о прекращении уголовного дела по ч. 2 ст. 159 УК РФ на основании пп. 1 п. 6 Постановления ГД N 6576-6 ГД. В Апелляционном постановлении указано, что суд обоснованно поставил перед сторонами на обсуждение вопрос о возможности применения амнистии, на что осужденная возразила, и рассмотрение дела было продолжено. Однако далее подсудимая самостоятельно заявила ходатайство о применении амнистии, и после повторного разъяснения последствий принятия такого решения суд первой инстанции вынес указанное постановление (Апелляционное постановление Московского городского суда от 28.09.2016 N 10-15166/2016).
Если амнистией предусмотрено освобождение от наказания, то в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ суд постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от него осужденного вследствие издания акта амнистии, для чего получение согласия последнего действующим уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.
В случае когда осужденный отбывает наказание, применение акта об амнистии возлагается на органы, осуществляющие его исполнение, или суд, но по представлению этих органов.
Так, например, в соответствии с п. 3 ч. 1 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» применение амнистии в отношении условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, возложено на суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за поведением осужденных.
В соответствии с п. 5 ч. 1 указанного Постановления ГД ФС РФ применение амнистии в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа возложено непосредственно на судебных приставов-исполнителей.
Применение акта об амнистии разрешается судом в порядке, предусмотренном ст. 399 УПК РФ. Если исполнение постановления об амнистии возложено на другие учреждения и органы, то судам следует отказывать в приеме соответствующих заявлений и разъяснять лицам их право обратиться к должностным лицам, уполномоченным применить акт об амнистии (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики по применению Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»).
При прекращении производства по уголовному делу в связи с применением амнистии право на защиту в гражданском судопроизводстве прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате преступления, сохраняется во всяком случае (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2003 N 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец») с обеспечением реализации права на компенсацию причиненного ущерба в том же объеме, в каком предоставляется потерпевшим по делам, по которым амнистия не подлежит применению или применяется после вынесения приговора (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 11-О «По жалобе гражданина Озерова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав подпунктом «д» пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», пунктом 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «О порядке применения Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и частью четвертой статьи 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).
На обеспечение указанного права направлена ч. 4 ст. 213 УПК РФ, закрепляющая обязанность следователя вручить либо направить копию постановления о прекращении уголовного дела по п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику с разъяснением потерпевшему, гражданскому истцу права предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.
Если имеется несколько нереабилитирующих оснований для прекращения уголовного дела, например истечение сроков давности и издание акта об амнистии, то возможность выбора основания принадлежит лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, на что прямо указано в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности».
Порядок обжалования решений органов, правомочных применять акт об амнистии, закреплен УПК РФ только для органов предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ) и суда (главы 45.1, 47.1, 48.1 УПК РФ). Механизм обжалования решения, например, начальника исправительного учреждения об отказе в применении амнистии отсутствует.
Однако, как указал Конституционный Суд РФ, при наличии пробела в вопросах процедуры судебного обжалования решения должностного лица исправительного учреждения или следственного изолятора должны применяться впредь до принятия нормативного правового акта, регулирующего эти вопросы, непосредственно ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а значит, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 18.09.2014 N 1828-О «По жалобе гражданки Зубилевич Алеси Игоревны на нарушение ее конституционных прав статьей 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» и Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2562-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии»).
Таким образом, какой-либо специальный механизм судебного обжалования таких решений уполномоченных органов, за исключением органов предварительного расследования и суда, не предусмотрен.
Однако УПК РФ содержит механизм обжалования, который может быть применен в случае возникновения такого спора, — ст. 125 УПК РФ.
Именно этим способом восстановления нарушенного права пользуются лица, считающие, что постановление об амнистии к ним не применено незаконно, и подаваемые ими в порядке ст. 125 УПК РФ жалобы судами рассматриваются по существу (Апелляционное постановление Московского городского суда от 03.08.2017 по делу N 10-12804/2017, Апелляционное постановление Московского городского суда от 08.02.2016 по делу N 10-***/2016, Постановление Московского городского суда от 24.06.2015 N 4у/2-3166/2015, п. 70 Обзора апелляционной и кассационной практики по уголовным делам Пермского краевого суда за второе полугодие 2015 г. (утв. Президиумом Пермского краевого суда 18.03.2016), Обзор апелляционной практики Брянского областного суда по уголовным делам за 1-е полугодие 2016 года» (утв. Президиумом Брянского областного суда 14.09.2016)).

Различия между помилованием и амнистией

Нужно осознавать, что есть понятия, которыми являются амнистия и помилование: сходства и различия, прежде всего, выделяющиеся в том, как их принимают, а также рассматривают. Амнистия – дело случая и принятия соответствующего постановления в отношении широкого круга лиц, касается множества осужденных, либо же отбывших срок, а также подозреваемых и заключенных, причем используется в связи с желанием государства через постановление, принимаемое на Государственной думе (например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

Осужденный не может инициировать в отношении своего дела данное постановление, как не может повлиять на включение определенных критериев в окончательно принятый акт.

А помилование является особым индивидуальным прошением осужденного, касающееся напрямую смягчения его наказания, пересмотра дела, либо же окончания срока его отбывания, что должно быть обусловлено многими фактами, подтверждающими исправление заключенного. В данном процессе решение принимается президентом РФ. Право на подачу такого прошения имеет каждый, и инициировать его реализацию можно на любой стадии отбывания наказания.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания указа Президента РФ. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица, осужденного за совершение преступления (т. е. в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Как правильно подать ходатайство на освобождение по амнистии

Несмотря на то, что пока ещё отсутствует информация о запланированном на ближайшее время смягчении участи заключённых, да и поводов для объявления амнистии пока нет, в Государственную Думу может быть внесен соответствующий проект в любой момент.

Если объявят амнистию, то данная процедура будет применяться к гражданину следующим образом:

  1. Специальной комиссией рассматривается дело заключённого и определяется, попадает ли он под выпущенный акт.
  2. Суд вынесет решение о применении амнистии. Документы будут поданы учреждением, в котором осужденный отбывает срок заключения.
  3. В завершение процедуры начальник колонии издаст соответствующий приказ.

Самому правонарушителю писать заявление не нужно: процессом его досрочного освобождения будет заниматься начальник колонии. В случае необходимости можно будет обратиться и к адвокату.

Правда, нужно учитывать то, что практика иногда расходится с теорией и тогда заключённым и их родственникам приходится прибегать к помощи СМИ, чтобы добиться справедливого решения. В соответствии с законодательством, осуждённые должны быть освобождены в случае амнистии в течение 6 месяцев, но к этому времени у некоторых из них и так срок наказания может уже закончится. Если это — ваш случай, то примите следующие меры:

  1. Направьте ходатайство начальнику колонии и судебным органам (к ним удастся обратиться через специальную часть). Текст может быть коротким: «Прошу применить по отношению ко мне акт амнистии и освободить без лишнего промедления».
  2. В соответствии с законодательством, вы должны получить ответ в течение 3-10 дней. Но что делать, если никакой реакции не последовало? При игнорировании такого ходатайства можно смело обратиться в прокуратуру и пожаловаться на бездействие.

Если в России и вправду будет объявлена уголовная амнистия (хоть о ней ничего и не говорится в последних новостях), то не стоит рассчитывать на расторопность тюремного начальства. Дело в том, что в РФ отсутствует единая уголовная политика: прокуратура настаивается на ужесточении сроков заключения, судьи усердно выносят приговоры, а бюджет, выделяемый на нужды тюрем, не становится больше. По этой же причине действия по применению амнистии могут запаздывать и тогда людям приходится значительно дольше оставаться в местах лишения свободы.

Отношение общественности

В обществе к процессу объявления амнистии относятся по-разному. Некоторые считают, что государство обязано проявлять гуманизм к людям, которые уже понесли наказание и раскались.

Особенно амнистия оправдана в тех случаях, если заключенные ранее служили на благо родины или же совершили преступление случайно либо с целью самозащиты.

Другие же настаивают на том, что осужденный преступник обязан в полной мере понести наказание. Ведь законодатель определил справедливый уровень ответственности, а значит его необходимо придерживаться.

Конечно, с одной стороны их можно понять, поскольку многие боятся того, что выпущенные на свободу преступники будут повторно совершать ужасные преступления. Это и есть основной проблемой, которая возникает в результате объявления амнистии.

Как правило, ранее заключенным гражданам бывает очень трудно адаптироваться в обществе. Так, невозможность найти друзей, работу, создать семью часто приводят к полнейшему обескураживанию человека.

Практика показывает, что человек, который вышел на свободу благодаря амнистии, может снова вернуться к нормальной жизни только в том случае, если он проявит силу воли и ему окажут поддержку.

В противном же случае он снова начнет злоупотреблять алкоголем или, того хуже, возвратится к преступной деятельности.

Согласно прогнозам специалистов, в случае объявления правительством амнистии, на свободе могут оказаться около 100 000 человек, ранее осужденных по легким статьям.

Однако точно узнать, какие категории заключенных освободят, можно только лишь после вступления в силу соответствующего закона.

Почему не объявляют амнистию

Будет ли амнистия в 2021 году и по каким статьям Уголовного кодекса РФ? Скорее всего, нет. Хотя Владимир Путин на заседании Совета по правам человека 10.12.2020г. призвал не забывать об амнистии как инструменте гуманизации, но никаких конкретных поручений не дал. При этом последнее предложение СПЧ об амнистии к 75-летию Победы принято им не было. Также он не одобрил инициативу одного из членов СПЧ о расширении амнистии и объявлении ее в отношении всех осужденных с заканчивающимся сроком отбытия наказания вне зависимости от статьи, по которой они осуждены.

Амнистия, судя по высказываниям законодателей, вызывает вопросы в порядке ее применения. Пандемия – это только повод не объявлять ее. Настоящая причина в том, что объявление ее по одним и тем же статьям нецелесообразно и фактически является декриминализацией. Кроме того, так как день отбытия наказания в СИЗО приравнен к дню лишения свободы, наказание уже фактически значительно смягчено. Однако, судя по всему, полный отказ от этого института не произойдет, но он будет реформирован. К такому выводу приводит анализ высказываний президента и законодателей.

Новостей об амнистии по так называемому «проекту Путина» (в связи с коронавирусом) и проекту ЛДПР (к 30-летию ГКЧП) нет. В 2020 году наиболее вероятная дата, если все таки амнистия будет применяться в существующем виде, 27 апреля (115-летие со дня учреждений Государственной Думы). Если постановление будет принято, оно будет опубликовано в “Российской газете”.

Источники

  • https://zakonmedia.ru/budet-li-amnistija-v-2021-godu-i-po-kakim-statjam-ugolovnogo-kodeksa-v-rossii/
  • https://ugkod.com/osvobozhdenie/kto-obyavlyaet-amnistiyu.html
  • https://UgKK.ru/uk/obyavlenie-amnistii.html
  • https://katsaylidi.ru/article/amnistiya-po-ugolovnyim-delam
  • https://fsin-pismo-gid.ru/blog-advokata/amnistiya-v-ugolovnom-prave
  • https://pravo163.ru/amnistiya-ponyatie-i-poryaddok-primeneniya/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: