Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

Содержание
  1. Проблемы сбора и накопления ТКО
  2. Зачем нужен региональный оператор по обращению с отходами?
  3. Изменения закона с 1 января 2019 года
  4. Какой мусор вывозит региональный оператор?
  5. Классификация отходов
  6. Организация работы с региональным оператором
  7. А если соглашение уже есть, но не с регоператором?
  8. Чего нужно опасаться?
  9. Если не заключил договор с региональным оператором?
  10. Тем, кто вывозит ТКО самостоятельно на свалку
  11. Кто убирает мусор в городе
  12. Вокруг контейнеров
  13. На придомовой территории
  14. В частном секторе
  15. В лесополосе
  16. На детских и спортивных площадках
  17. Возле магазинов
  18. Общественная нагрузка в помощь администрации
  19. Кто будет вывозить московский мусор
  20. Как рынок отнесся к проекту территориальной схемы
  21. Деньги в мусоре
  22. Влиятельные конкуренты
  23. Пьющие сотрудники
  24. Раздельный сбор
  25. Свалки в лесу
  26. Мусоросжигательные заводы
  27. Куда жаловаться на управляющую компанию?
  28. Куда обращаться?
  29. Необходимые документы и доказательства
  30. Сроки, в которые должны отреагировать на жалобу
  31. Рассмотрение дела в суде
  32. На каких основаниях могут отказать и что делать в таком случае?
  33. Реализация реформы
  34. Регион Москва и Московская область: особенности
  35. Регион Санкт-Петербург и Ленинградская область: особенности
  36. Предварительные итоги и проблемы реформы
  37. Заключение

Проблемы сбора и накопления ТКО

Вопрос о совершенствовании системы сбора, а также разделении накопления ТКО назрел давно.

Экологи не только в России, но и за рубежом обращают внимание на необходимость таких действий во избежание катастрофы. Как пример, демонстрируют бедные африканские страны (Сьерра-Лионе), в которых отсутствие грамотной утилизации обычных батареек привело к резкому росту типичных и серьезных заболеваний.

Как выяснилось, не только элементы питания, но и бытовая техника, синтетическая одежда и другие ТКО – это источник попадания в почву, воду и воздух большого количества веществ, опасных для здоровья человека, а также животного и растительного мира.

Но убедить население, чтобы такие отходы утилизировались грамотно, тяжело. Более того, нет инфраструктуры, которая облегчала бы процедуру раздельного накопления ТКО. Это не стимулирует массы. А небольшое количество энтузиастов, готовых тратить время и средства для утилизации неработающей бытовой техники или вышедших из строя элементов питания, не решает проблему.

Для справки! Статистика, собранная Росприроднадзором, указывает, что до 2018 года в стране накоплено около 40 млрд т отходов! А в 2018 году их было утилизировано и переработано всего 2,5 млрд т. Остальные продолжают разрушительный процесс.

Выход – постепенный переход на раздельное накопление ТКО. Это достигается следующими мероприятиями:

  1. Выдача необходимых нормативно-правовых актов, отработка механизмов их соблюдения;
  2. Налаживание современного перерабатывающего производства;
  3. Популяризация, приучение и принуждение населения к раздельному накоплению мусора.

Необходимо не только организовать (построить, закупить оборудование, запустить в работу) предприятия переработки вторичного сырья, наладить его сбор. Неотъемлемая часть решения проблемы – сознательность самих граждан. Но поскольку ожидать массового энтузиазма не приходится, требуются принудительные меры через административную и материальную ответственность.

Зачем нужен региональный оператор по обращению с отходами?

Работа регионального оператора в теории направлена на решение всех проблем в сфере обращения с ТКО.
Как это будет работать в действительности, мы все скоро узнаем =)

Региональный оператор по обращению с ТКО в этой схеме отвечает за организацию сбора и вывоза мусора от населения. На такие фирмы ложиться обязанность перегружать, сортировать и перерабатывать отходы, заниматься их утилизацией.

На такие организации, которые являются ключевыми звеньями во всей схеме, ложится ответственность за весь цикл существования ТКО. При этом захоронение, утилизация и другие операции с мусором должны проводиться легальными способами. Для этого выделяются и оборудуются специальные места.

Для справки! Ежегодно в России скапливается около 60 млн т ТКО. Из них только 22-24 млн т – это органические отходы.

Наличие 5,5 тысяч объектов, на которых размещаются отходы, позволяет разместить до 2 млрд т отходов. На первый взгляд, вполне хватает для ТКО. Однако проблемы в следующем:

  1. Кроме мусора от населения нужно собирать и утилизировать отходы производственного сектора;
  2. Стоимость сбора и вывоза мусора не позволяет организациям по причине нерентабельности заниматься распределением ТКО;
  3. Наличием на рынке подобных услуг большого количества разрозненных игроков, демпинга с их стороны, отсутствием грамотной переработки и утилизации.

Население не сильно переживает, как и куда вывозиться их мусор. Даже наличие разных баков для ТКО и органики не означает, что они не повезутся в одно место, на единый полигон ТКО. Поэтому и было решено на законодательном уровне изменить правила игры на рынке таких услуг.

Региональные операторы – это субъекты хозяйственной деятельности. У них может быть разная организационно-правовая форма. На вопрос о том, кому подчиняется региональный оператор по вывозу мусора, можно ответить, что учредителям и руководству предприятия. А вот контроль над их деятельностью осуществляют разные государственные органы, куда можно подавать жалобы.

Изменения закона с 1 января 2019 года

Закон о региональном операторе по вывозу мусора был принят еще в 1998 году. Реформа, о которой заговорили последние несколько лет, отобразились на этом нормативном-правовом акте. В частности, в него внесены изменения и .

Для справки! Полное название ФЗ о региональном операторе по вывозу ТКО – .

Изменения коснулись следующих сфер:

  1. Распределение рынка сбора, переработки и утилизации мусора – вместо множества мелких компаний выбор в пользу крупного регионального оператора по обращению с отходами;
  2. Назначение или выбор оператора проводится через организацию и проведение конкурса;
  3. Установление тарифов, которые делают рентабельным грамотное обращение с отходами;

В результате, в платежках плата за мусор включается в оплату коммунальных услуг вместо общедомовых. Ее размер повышается до 110-140 р. из расчета на одного жильца. Уже в середине января 2019 года свыше 80% регионов внедрили новые правила по вывозу мусора. Остальные сделают это до 2020 года. Это не касается Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым на переходной период отводится 3 года.

Какой мусор вывозит региональный оператор?

Региональный оператор обязан вывозить только твердые коммунальные отходы (ТКО).

Под ТКО понимаются те отходы, которые поступают от жильцов многоквартирных и частных домов. Кроме остатков пищи сюда включаются упаковки и тара от продуктов питания, пакеты, бытовая техника, старая и поломанная мебель. К ТКО относят такие же отходы, которые образуются в ходе деятельности субъектов хозяйственной деятельности – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Не являются ТКО, которые формально можно к ним отнести, но они способны:

  1. Нанести вред здоровью и жизни людей;
  2. Сделать неработоспособной технику по приему мусора.

Поэтому батарейки, отходы с высокой температурой, устройства с содержанием ртути и других опасных веществ к ТКО не относятся, региональным оператором не принимаются. Это касается также снега и льда – их вывозом владелец или пользователь помещений и территории занимается самостоятельно или отдельно.

Региональный оператор вывозит собранный мусор в места, которые отмечены на соответствующей территориальной схеме. На ней отмечены данные о населении, его численности, учитываемые и прогнозируемые объемы отходов, схемы и маршруты вывоза ТКО из городов и других населенных пунктов. Кроме того, такие схемы содержат данные о лицензированных полигонах, станциях перегрузки мусора, его сортировки. Намечены на них и планируемые к постройке производства по переработке ТКО.

Классификация отходов

В контексте вышесказанного необходимо учитывать, что региональный оператор по вывозу мусора не работает с опасными веществами. Законодатель все отходы классифицировал на 5 категорий, а именно:

1 класс — чрезвычайно опасные

В него собраны наиболее опасные для людей и окружающей среды вещества, включая ртуть.


2 класс — высокоопасные

Отходы нефтяной промышленности, включая предметы с содержанием кислоты (аккумуляторные батареи и другие).


3 класс — умеренно опасные

Масла и краски, фильтры и другие отработанные изделия, которые пропитаны химическими соединениями, включая лакокрасочные стройматериалы.


4 класс — малоопасные

Остатки бумажной продукции и стройматериалов, другие предметы с небольшим содержанием нефтепродуктов, включая автомобильную резину, щебень, известь и т.п.


5 класс — практически неопасные

Все отходы, которые не наносят вреда окружающей среде, а также жизни и здоровью человека.

Для справки! Чтобы собирать, хранить, перевозить и обрабатывать отходы первых четырех классов, требуется специальная лицензия.

Региональный оператор как раз занимается сбором, перевозкой, переработкой и утилизацией 5 класса отходов. Это не только пищевые отходы, мусор после уборки помещений и территории, но и остатки черных металлов, затвердевший цемент, зола после сжигания дерева и соломы, фасовочный картон, бумага без полиграфии и т.п. При наличии дополнительных возможностей, оформленной лицензии он может заниматься сбором, переработкой и утилизацией других, более опасных отходов.

Организация работы с региональным оператором

Чтобы наладить сбор и вывоз ТКО с многоквартирных или частных домов, необходимо подписать договор на вывоз мусора с региональным оператором. Аналогично должны поступать субъекты хозяйственной деятельности.

Для собственников квартир процедура упрощается тем, что такое соглашение заключается с оператором:

  1. Управляющей компанией (УК);
  2. Товариществом собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищным кооперативом (ЖК).

То есть, от имени владельцев квартир переговоры ведет и подписывает документы ответственное лицо одной из указанных организаций, которая обслуживает многоэтажный дом.

А вот жители частного сектора вынуждены индивидуально обращаться и заключать подобные соглашения.

Важно знать! Подписание договора на вывоз мусора с региональным оператором – это не право, а обязанность владельцев жилой и коммерческой недвижимости.

Указанная обязанность закреплена законодательно не только Законом об отходах производства и потребления. Соответствующие нормы предусмотрены , а также актами Правительства РФ (постановления , ).

А если соглашение уже есть, но не с регоператором?

Его следует расторгнуть. Но есть исключения.

Ранее заключенные соглашения с фирмами, которые занимаются вывозом ТКО, стали недействительны с 01.01.2019. То есть, местные компании выводятся с рынка этих услуг. Если собственники жилья или руководители субъектов хозяйственной деятельности продолжают с ними сотрудничество, они рискуют дважды оплатить вывоз мусора.

По закону (№458-ФЗ от 29.12.2014), услуга оплачивается только региональному оператору. Однако это справедливо при наличии соответствующего соглашения, которое оператор заключает с исполкомом субъекта РФ. Обе стороны обязали это сделать до 01.01.2019 и как указано выше, это реализовано на 80%. Для остальных субъектов действуют переходной период в 1 год, а в исключительных случаях – 3 года.

Для справки! Перечень региональных операторов по обращению с отходами можно уточнить на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации или у нас на сайте — https://vyvoz.org/blog/regionalnye-operatory/perechen-regionalnyh-operatorov.

Если с территории начался вывоз ТКО, организованный региональным оператором, на граждан и организации, которые здесь находятся, ложиться обязанность оплачивать его услуги. Тот факт, что они перечислили деньги местной фирме, которая занималась сбором и вывозом мусора, не снимает эту обязанность. Но есть и исключение.

Граждане и предприятия могут и дальше сотрудничать с организацией, не являющейся региональным оператором. Необходимое условие – она является муниципальным предприятием, у которой спецтехника оснащена в соответствии с предъявляемыми Законодателем требованиями, а также подключена к ГЛОНАСС. К ним обращаются и в том случае, если региональный оператор не определен.

Чего нужно опасаться?

Организацию, указанную в квитанции, необходимо проверять на наличие лицензии по обращению с отходами.

Как и в остальных сферах, которые связаны с деньгами, вывоз мусора не исключает мошенников. Выгодные предложения от сомнительных организаций (или их представителей) рекомендуется проверять на законность их деятельности.

Во-первых, она обязательно лицензируется (). Рассматривать такие предложения нужно с проверки наличия лицензии. По Закону о защите прав потребителей последние имеют право требовать это документ, проверять его действительность, уточнять орган, который выдал разрешение.

Во-вторых, за последствия недобросовестного вывоза и утилизации мусора нести материальную ответственность придется, в том числе, и владельцу квартиры, дома, руководству субъекта хозяйственной деятельности.

На практике это означает, что если мусор был вывезен в соседний двор, об этом стало известно, собственники дома будут не только оштрафованы. Их заставят оплатить сбор и вывоз этих ТКО. А тарифы на разовые услуги у операторов выше.

Если не заключил договор с региональным оператором?

Теоретически собственники квартир или домов могут заявить, что они не нуждаются в услугах регионального оператора, договор с ним заключать не будут. Если нет соответствующего соглашения с муниципальным предприятием, тогда может возникнуть вопрос о том, куда исчезает мусор этих хозяйств.

Этот вопрос может поставить сам региональный оператор, подав иск в суд с требованием взыскать плату за фактически оказанные услуги. Суд обратит внимание ответчика на следующее:

  1. Он обязан организовать вывоз ТКО по закону ();
  2. По нормам накопления ТБО один человек образует 200-280 кг отходов в год;
  3. Планируется ужесточение ответственности за отсутствие организованного вывоза мусора.

Ситуация усложнится, если оператор сможет доказать (есть факты), что ответчик выбрасывал отходы в соседний двор или по его вине образовалась несанкционированная свалка. Кроме штрафа и других выплат, направленных на оплату по устранению таких свалок, ответчика обяжут оплатить услуги компании за прошедший период.

Апеллирование к тому, что создано безотходное производство, требует неопровержимых доказательств. Как правило, на практике такое хозяйство является мифом. Рекомендуется просмотреть список региональных операторов по обращению с ТКО и выбрать подходящую организацию.

Тем, кто вывозит ТКО самостоятельно на свалку

Ответчик может заявить в суде, что вывозит мусор на полигон самостоятельно. Такое может быть, но есть несколько особенностей:

  1. Это нерентабельно, затраты по времени и на бензин, чистку салона автомобиля существенно выше по сравнению с услугами регионального оператора;
  2. На такую деятельность, как указано выше, нужна лицензия.

Ответчику поставят вопросы о том, куда именно попадают продукты отходов его жизнедеятельности. Велика вероятность, что он пользуется стихийными несанкционированными свалками. А это создает риск для окружающей среды, жизни и здоровья граждан. В результате судья, руководствуясь законами и собственными убеждениями, наконец, думая о здоровье не только своих родных и близких, но и всего общества, удовлетворит иск.

Кто убирает мусор в городе

Безответственное отношение к окружающей среде становится причиной ее стремительного загрязнения. Ежегодно, особенно в начале весны после таяния снега, между муниципалитетом и жителями городов разгораются настоящие «мусорные войны». Они хотят разобраться, кто уполномочен согласно закону, убирать разные виды мусора: бытовой, строительный, ТКО.

Пока стороны перекладывают ответственность друг на друга, продолжают появляться стихийные мусорники, отходы не вывозятся, накапливаются и создают антисанитарные условия для проживания.

На кого же возлагаются обязанности по своевременной и регулярной расчистке местности?

Вокруг контейнеров

Для централизованного сбора пустой тары, пищевых остатков и ветоши во дворах многоэтажек установлены металлические баки. К сожалению, не все мусоросборочные емкости оснащены крышками, поэтому картиной, когда собаки или птицы треплют выброшенные людьми пакеты, никого не удивить. Поддерживать контейнерные площадки в чистоте не входит в обязанности организаций, с которыми имеется договор о транспортировке отходов на санкционированные городские свалки и полигоны.

Кто должен регулярно убирать накопившийся мусор вокруг контейнеров? Полноценная уборка ложится на плечи дворников, если в договоре с управляющей компанией не оговорено, что она обязана дополнительно предоставить эту услугу.

На придомовой территории

Согласно действующему законодательству, дворы и местность вокруг многоквартирных домов является совместным имуществом проживающих в них собственников. Ее площадь четко обозначена в документации кадастрового учета. Обязанности по расчистке, благоустройству и озеленению берет на себя УК, с которой заключен договор. Платить за предоставленные подрядчиком услуги обязуются жильцы. Сумма ежемесячной выплаты прописана в квитанциях на оплату ЖКУ.

Перечень работ, которые будет выполнять хозяйствующая компания, составляется на основании действующих законодательных норм и правил. Способ организации процесса согласовывается на общем собрании собственников квартир в многоэтажных домах. О решении в письменном виде сообщается подрядчику.

Нередко споры возникают в том случае, когда пытаются разобраться, кто должен вывозить крупногабаритный и строительный мусор. Не следует оставлять отходы данного вида около контейнеров, за загрязнение окружающей среды можно получить штраф.

Чтобы избежать неприятностей, остатки от ремонта, старую мебель и технику поручают вывезти специализированным организациям, имеющим в распоряжении необходимую спецтехнику и штат квалифицированных работников.

В частном секторе

Многих домовладельцев интересует, кто должен устранять мусорные завалы в частном секторе. Здесь глобальной проблемой стоит признать наплевательское отношение жителей частных домов к состоянию прилегающей территории. Их не волнует экологическая обстановка, отходы часто выбрасываются за пределы двора. Образуются стихийные свалки в неположенных местах, где остатки человеческой жизнедеятельности складируются, гниют, растаскиваются животными. Довольно часто ненужный хлам или листву просто сжигают во дворе (за что может быть наложен крупный административный штраф).

Обитатели деревни уполномочены самостоятельно вывозить ТБО на санкционированные свалки или оформлять договора со специализированными компаниями. Однако многие хозяева хотят сэкономить и не спешат устанавливать контейнера возле домов. В результате человеческой халатности за своевременной расчисткой уличного пространства приходится следить муниципалитету.

К объектам частного сектора можно отнести садоводческие объединения, дачные поселки, гаражные кооперативы. Вопросом организации уборочных мероприятий здесь занимаются выбранные председатели. Они могут попросить помощи у мусоровывозящей фирмы на разовой или абонентской основе, распределив оговоренную согласно действующим тарифам плату за услуги на всех участников.

В лесополосе

Кто на самом деле должен следить за порядком и убирать оставленный человеком мусор в лесу? В разгар весенне-летнего периода, когда в близлежащих лесопосадках начинается сезон пикников, проблема становится особо серьезной. Отдыхающие жгут костры, готовят пищу, приносят с собой одноразовую посуду. Редкие сознательные граждане захватывают с собой на отдых мусорные мешки, чтобы забрать стеклянную и пластиковую тару, а затем довозят их до мусоросборочного пункта. Большинство все же предпочитает бросить все оставшееся от застолья в лесу, продемонстрировав безразличное отношение к природе.

Ответственность за уборку лесопосадок несут люди. Сегодня создаются добровольные группы, которые берутся за расчистку территорий, не брезгуя выгребать остатки пластика и стекла, оставленного другими. В глобальных масштабах за чистоту леса отвечают органы, управляющие лесным фондом, либо лесной арендатор.

На детских и спортивных площадках

Родители дошкольников крайне обеспокоены состоянием песочниц. Кроме того, переполненные урны возле лавочек, пустые бутылки и прочие отходы загрязняют территорию, предназначенную для детских игр. Кроме того, бессовестные владельцы домашних питомцев часто используют песок в качестве туалета. Контакт грязью и тем более фекалиями небезопасен для малышей. Как найти тех, кто должен постоянно убирать общественный мусор, опустошать урны на детской площадке?

Привести в порядок объект придется управляющей организации, на земле которой он расположен.

Для уборки городских игровых площадок ранее средства выделялись из бюджета. Сегодня работа по их очистке переложена на плечи ближайшей территориально УК. Поскольку в тарифах на содержание общедомового имущества подобной главы расходов не предусмотрено, управляющим компаниям приходится проводить работы практически за свой счет. Это объясняет, почему состояние мест столь критично.

Возле магазинов

Следить за чистотой на пешеходных дорожках, своевременно очищать урны, перекидывать снег и разбивать намерзший лед около входа в торговую точку обязуются ее владельцы или арендаторы. Они сами решают, кто по графику должен собирать мусор на улице или после ремонта: сотрудники своими силами транспортируют ТБО на свалки или руководители заключают договорное соглашение на обслуживание мусоровывозящей организацией.

Уборке подлежит прилегающая к основному зданию зона. Если речь идет о торговых центрах, где площади сдаются в аренду большому количеству предпринимателей, то вопрос с вывозом решает арендодатель, а стоимость услуги закладывается в сумму арендной платы.

Общественная нагрузка в помощь администрации

Муниципалитет не способен собственными силами справиться с уборкой загрязнений, появившихся после таяния снега. Представителям власти требуется помощь населения, чтобы взять ситуацию под контроль. Поэтому для тотальной чистки городских скверов, парков, территорий образовательных и медицинских учреждений, а также других муниципальных объектов, принято организовывать субботники. К мероприятиям по санитарной уборке города привлечены сотрудники предприятий, ученики старших классов, студенты, работники торговой сферы. Участие проходит на добровольно-принудительной основе в нерабочее время.

За скопление залежей на прилегающей к определенному объекту территории ответственному за вывоз ТБО органу управления будет вынесено предупреждение. Если оно не возымеет действия, то административно-техническая инспекция могут потребовать взыскания штрафа. Наказуемо и сжигание, например, опавших листьев, в результате горения которых в воздух выделяются опасные для здоровья человека смолы. Избежать наказания позволит только соблюдение требований по поддержанию чистоты в городе и за его чертой.

Кто будет вывозить московский мусор

Столица может уже в 2020 году присоединиться к мусорной реформе, начав передавать вывоз отходов одному региональному оператору, указано в проекте территориальной схемы, хотя изначально у Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя была отсрочка до 2022 года.

Региональный оператор, выбранный на конкурсе, получит право вывозить столичный мусор по утвержденному тарифу и под обязательство вкладываться в инфраструктуру по сбору, хранению, переработке и захоронению ТКО. Предельный тариф на вывоз мусора для него составит в 2020 году 5,13 тыс. руб. за тонну (с НДС), к 2029 году вырастет до 5,5 тыс. руб., говорится в документе.

На вес мусора: как в мире устроена переработка отходов
Фотогалерея

С 2014 года весь мусор в Москве собирают и утилизируют пять операторов, с которыми заключены 15-летние госконтракты. Самые крупные из них — «Хартия» бизнесмена и сына генпрокурора Игоря Чайки, которая занимается вывозом отходов из Северо-Восточного и Восточного округов (сумма контрактов — 42,6 млрд руб.) и оператор «МКМ-Логистика», который вывозит отходы из Юго-Западного и Западного округов (40,1 млрд руб.). В июле 2019 года акционеры компании «Эколайн», которая обслуживает Центральный и Северный округа (25,6 млрд руб.), приобрели «МКМ-Логистику». Кроме того, северо-запад Москвы обслуживает компания «Спецтранс» (12,4 млрд руб.), а Восточный и Зеленоградский округа — «МСК-НТ» (21,4 млрд руб.). Эти пять компаний продолжат свою работу на весь срок контрактов, после их завершения (в 2029 году) вывоз отходов из этих административных округов Москвы перейдет к единому региональному оператору.

Присоединение Москвы к реформе предполагает появление отдельной строчки в платежном документе за коммунальные услуги за вывоз отходов, а также раздельный сбор мусора. В 2020 году на долю оператора придется вывоз 4,7 млн т смешанных отходов и 853 тыс. т раздельно собранных. К 2029 году это будет 5,8 млн и 1,9 млн т в год соответственно.

Московские власти предложили передать вывоз мусора единому оператору
Единому оператору, выигравшему конкурс, достанется вывоз отходов нежилых помещений и бизнеса. В проекте территориальной схемы предполагается значительный рост платы за эти услуги для бизнеса (для жителей многоквартирных домов изменения не предусмотрены). В частности, в документе указано, что торговым центрам, рынкам и кладбищам придется платить за вывоз отходов с каждого квадратного метра общей, а не торговой площади, в отличие от универмагов или продовольственных магазинов. Сейчас торговые центры платят за вывоз мусора по факту, то есть по объему вывезенных ТКО, говорит директор по ретейлу компании CBRE Марина Малахатько. По ее словам, плата за вывоз твердых бытовых отходов сейчас составляет около 0,5% бюджета эксплуатации торговых центров. «Я не понимаю, как и зачем нужно привязывать физический объем вывозимого мусора к общей площади торгового центра, это выглядит по меньшей мере странно», — признается она.

Как рынок отнесся к проекту территориальной схемы

Среди опрошенных РБК участников рынка вывоза отходов Москвы и крупных региональных операторов проект территориальной схемы столицы видели только в компании «Хартия». По словам первого заместителя гендиректора «Хартии» Михаила Минчакова, компания ознакомилась с документом и замечаний к нему не посылала. «Мы будем работать по той схеме, которая будет принята», — отметил он.

Глава комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России Альбина Дударева заявила РБК, что московская мэрия не доводила до Общественной палаты содержание проекта. «Они документ не показывали ни нам, как общественности, ни компаниям отрасли. И замечаний до 1 декабря по этой причине мы прислать не успели», — сказала она. По мнению Дударевой, новая территориальная схема не дает полной информации, где конкретно и в каком количестве будут размещены московские отходы, какая их часть будет захоронена, а какая переработана. «Это нервирует и будоражит людей, вызывая недоверие к властям. Протесты граждан и неопределенность с тарифами приводят к тому, что инвесторы не хотят вкладывать средства в этот рынок», — отмечает она.

Деньги в мусоре

Мусор — перспективный бизнес и к тому же вечный, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах технологической цепочки: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость. Вывозим мусор — получаем маржу 10–15 %, сортируем — ещё 15 %, перерабатываем — плюс ещё столько же. Самая высокая конкуренция идёт на рынке логистики, и с проведением каждого нового муниципального конкурса она возрастает, приводя на рынок новых игроков, а реальная потребность страны в сортировочных комплексах, заводах по переработке и качественных полигонах. В России до сих пор нет заводов полного цикла.

Сегодня в сфере обращения с отходами работают компании разного уровня и с разными подходами. Кто-то эксплуатирует инфраструктуру, доставшуюся ещё с советских времён, не вкладывая средств в модернизацию и не развивая новые направления – это фатальный для нашей экологии подход. Россия задыхается от мусора. И Московский регион является, пожалуй, одним из самых проблемных. Необходимы именно комплексные решения проблемы: нужно строить новые современные объекты инфраструктуры в соответствие с европейскими стандартами, в то же время необходимо обновлять контейнерный парк, площадки и автотранспорт.

Влиятельные конкуренты

Российская модель управления коммунальным сектором отличается от европейской. В Европе муниципалитет самостоятельно отвечает за качество коммунальных услуг, собирает деньги с населения и на условиях конкурса нанимает подрядчиков. У нас за это отвечают управляющие компании, которые являются связующим звеном между жильцами и предприятиями коммунального сектора, — то есть договариваются со всеми напрямую, без какого-либо участия государства.

В итоге у глав муниципального управления практически нет рычагов воздействия на компании, оказывающие услуги по вывозу мусора. Чтобы мэру заставить какую-нибудь компанию работать хорошо, ему нужно пройти через непростую процедуру: создать дворовую инспекцию, вместе с местным участковым провести проверку, доказать, что услугу оказывают некачественно, оштрафовать или подать на компанию в суд. Сейчас Москва пытается изменить систему в сторону европейской модели, отказаться от института управляющих компаний и взять на себя право проводить конкурсы подряда.

Пьющие сотрудники

Коммунальная отрасль традиционно страдает от нехватки квалифицированных кадров, а без подготовки профессиональных кадров, сложно представить себе ее дальнейшее успешное развитие. Есть и острейшая проблема престижа профессии. С советских времен в головах у людей убеждение, что в дворники идут неудачники, пьяницы, лимитчики, а теперь еще и гастарбайтеры. Когда я пришёл в компанию, мне пришлось проводить аудит персонала и полностью менять кадровую политику. Мы изменили принцип оплаты труда так, чтобы сотрудники понимали, за что именно их поощряют и за что наказывают. Можно по-разному оценивать работу сотрудников, например, исходя из того, сколько те проехали и перевезли, а не из того, насколько качественно они оказали услугу. Поэтому мы прежде всего, сформулировали в чём именно заключается наша услуга, а затем перевели это понимание в систему мотивации сотрудников. Мы ведь не обычная грузовая компания и нам клиенты платят не за то, что наши машины проехали 100 км с каким-то грузом. Нам платят за качественную и своевременно оказанную услугу, то есть за поддержание чистоты, у которой есть измеримые параметры — всё должно быть сделано вовремя, быстро и аккуратно.

Когда люди идут на работу, мусора уже не должно быть. В любом цивилизованном городе уборка происходит в короткий период времени, с 5:30 до 6:30 утра. Считается, что если не вывозить мусор в течение трёх дней, то это приведёт к экологической катастрофе. Город можно легко уничтожить, парализовав систему выделения отходов. Так, например, однажды случилось в Неаполе. Владельцы мусорного полигона и логистическая компания никак не могли договориться о цене, в результате чего система вывоза мусора была парализована на месяц, и за это время Неаполь превратился в свалку. Город восстанавливали целый год.

Раздельный сбор

В советское время никто не ценил ни человеческих, ни тем более природных ресурсов, поэтому при градостроительстве специальные свалки не планировались. Скидывать мусор в лес, в овраг рядом с городом считалось совершенно нормальным. Были эксперименты со сбором металлолома и макулатуры, но это была скорее мода, нежели показатель эффективной работы с отходами. Привычка думать о том, что и как ты выбрасываешь, у нас не сформировалась.

Европейцы воспринимают мусор как сырьё и понимают, что переработка отходов — это сложный и дорогой процесс. Для сравнения: средняя российская семья сейчас платит за удаление отходов порядка 600 рублей в год, а средняя австрийская — 500 евро. И здесь нужно учитывать, что у них это — стоимость вывоза уже отсортированного мусора. Если компания-перевозчик обнаружит в контейнере для стекла бумагу или пищевые отходы, то будет выписан штраф. Не разделять мусор в Европе — это дорого и просто неприлично. Россия может прийти к этому эволюционным путём, но нужно соблюдение нескольких условий. Во-первых, должна повыситься стоимость вывоза мусора. Во-вторых, должна появиться конкуренция среди компаний, занимающихся мусором.

Свалки в лесу

Москва производит от 6 до 10 миллионов тонн мусора в год и это только бытовые отходы, а к ним ещё добавьте медицинские, биологические, строительные — и всё это нужно где-то хранить. Как жителю Москвы, мне, конечно, может быть безразлично, куда вывозят мусор — главное, чтобы его не было в моём дворе, но как человеку, часто бывающему в Подмосковье, мне это уже важно, потому что именно здесь он и оказывается. У половины существующих мусорных полигонов в Московской области давно истек срок эксплуатации, продолжает расти количество несанкционированных свалок. Как раньше, так и сейчас мусорные свалки появляются самопроизвольно – без плана и соответствующих разрешительных документов.

Спросите любого российского мэра, какая у них главная головная боль, и они ответят, что это свалки. Зачастую мусор просто вывозят за пределы города и вываливают, где придётся. Мы, например, однажды взялись закрывать в нескольких регионах несанкционированные свалки — оказалось, что их даже сосчитать сложно. Под одним Барнаулом насчитали порядка шестидесяти действующих объектов, ни один из которых не имеет лицензии. А сколько мы ещё не нашли!

Как-то раз одни ребята организовали свалку прямо в жилом микрорайоне Астрахани, а жильцы обвинили нас, потому что мы вывозили мусор с этой территории. Правоохранительные органы не захотели этим заниматься — нам пришлось самим организовывать слежку, выяснять, кто за этим стоит. В результате они через полгода просто взяли и уехали — нашли, наверно, новое место. В мусорном бизнесе теневой сектор очень велик. Компании заключают договор на вывоз мусора, а куда его высыпают — никого не интересует. Чаще всего либо в лес, либо на давно закрытые полигоны.

Мусоросжигательные заводы

Сжигание мусора не уничтожает отходы, а лишь снижает их объём в ущерб безопасности. Из одной тонны отходов получается 300 килограммов золы, при этом сами отходы имеют четвёртый-пятый класс опасности, а зола — второй: она ядовита и требует специального хранилища. Опаснее неё только радиоактивные и химические отходы. 60 % себестоимости современного мусоросжигательного завода приходится на очистку выбросов в атмосферу. В центре Вены расположен завод, у которого в знак доказательства безопасности выбросов на трубе живёт аист.

По поводу выбросов московских мусоросжигательных заводов есть одна скандально-анекдотическая история. Мэр Лужков хотел доказать журналистам и экологам, что построенный им завод безопасен, но во время интервью из заводских труб повалил едко-розовый фенольный дым. Не растерявшись, мэр объяснил: «Не бойтесь, здесь такая роза ветров, что весь дым уносит за пределы Москвы».

Я даже не хочу думать, куда отвозят золу из московских заводов, потому что известно, что никаких специальных хранилищ у нас для этого не строили. Но куда-то она ведь девается! Столичные заводы сжигают порядка 12 % всех бытовых отходов города, что в результате даёт не менее 300 тысяч тонн золы.

Куда жаловаться на управляющую компанию?

Мусор обязаны вывозить в тёплое время года ежедневно, а когда температура понижается до -5 – раз в три дня. Однако не редко права жителей ближайших домов нарушаются, и мусор остаётся гнить в баках.

Сперва необходимо позвонить по номеру телефона, который указан в квитанциях об оплате, и сообщить о сложившейся ситуации работниках УК. Если коммунальщики проигнорировали жалобу, и ничего не изменилось, то необходимо позвонить в надзорные органы и рассказать о халатном отношении.

Куда обращаться?

Важно действовать последовательно. Если происходит регулярный несвоевременный вывоз отходов, площадка остаётся неубранной, то нужно обратиться в:

  1. УК или ТСЖ.
  2. К региональному оператору.
  3. В местную администрацию.

Если обращения не дали результатов, далее следует обращаться в Жилинспекцию и Роспотребнадзор. Предпоследняя инстанция – прокуратура. Последняя организация – суд.

Необходимые документы и доказательства

В качестве доказательств можно предоставить фото и видео материал неубранного мусора.

Составляется акт о ненадлежащей уборке, в котором описываются нарушения сроков уборки или иные претензии жильцов. Для составление необходимо пригласить представителей домоуправления. Далее составляется жалоба на имя ругоководителя управляющей компании, в ней необходимо укаазть:

  1. Наименование организации, в которую направляется претензия, и ФИО, паспортные данные и адрес заявителя.
  2. Далее излагается суть претензии, с отсылкой на законодательные акты.
  3. В конце нужно описать требования, которые необходиомо исполнить.
  4. Поставить дату и подпись с расшифровкой.

Коллективная жалоба от жильцов МКД будет иметь больший вес в любой из инстанций.

Отправить можно при помощи личного визита в УК, по почте с уведомлением или на сайт УК. Главное, чтобы заявление было зарегистрировано.

Сроки, в которые должны отреагировать на жалобу

Жалоба обязана быть рассмотрена в течение 5 дней, это регулируется .

Рассмотрение дела в суде

Судебная инстанция является последней в цепочке жалоб, если никакие средства не помогает, пишите исковое заявление в суд. Необходимо будет уплатить госпошлину, и дождаться судебного разбирательства.

Для составление грамотного заявления для суда лучше обратиться к юристу.

Суд выслушивает обе стороны и их возражения, после чего выносит свой вердикт. Чаще всего до судебного разбирательства не доходит, так как органы местного самоуправления организовывают сбор, транспортировку и утилизацию ТБО.

Для бесперебойного функционирования домофона, лифта, необходимо соблюдать правила его эксплуатации и обеспечивать регулярное техническое обслуживание.

На каких основаниях могут отказать и что делать в таком случае?

При отсутствии доказательств, что санитарные нормы не исполняются, суд имеет право отказать в проведении заседания. Если оплата вывоза мусора не была осуществлена, то нарушений правил нет. Также отказать могут, если:

  1. Заявление было подано на рассмотрение в неверный порядок производства или же уже находится на рассмотрении в другом судебном порядке.
  2. Оно направлено на защиту тех лиц, которые на неё право не имеют.
  3. Данное заявление оспаривает проблемы, которые не касаются прав и интересов заявителя.
  4. Решение по заявлению уже было вынесено.

После жильцы имеют право обратиться в суд повторно. Если заявление было отклонено в районом или региональном суде, то необходимо обращаться в Верховный суд, но только в случае стопроцентной уверенности в своей правоте.

Нужно всегда оставаться грамотными и знать не только собственные права, но и уважать чужие. Количество мусора растёт с каждым годом, а мест и средств по его утилизации не становится больше.

До сих пор нет чёткой стратегии, следуя которой мусороперерабатывающая отрасль могла бы выйти на новый уровень. Люди всё ещё нуждаются в тщательной и грамотной проработке схем получения вторичного сырья и утилизации отходов, которые невозможно использовать повторно.

Реализация реформы

К реализации норм нового законопроекта приступили 70 субъектов РФ с начал прошлого, 2019 года. В 9 регионах принято решение об отсрочке до 2020-2022 года. Причинами тому стали:

  • отсутствие регионального оператора и возможности его выбора;
  • отсутствие необходимых предприятий для переработки мусора;
  • отсутствие возможностей для формирования новых современных полигонов.

В городах федерального значения отсутствует возможность обустройства новых современных полигонов. Поэтому здесь реформа начнёт своё действие позже – с января 2022 года. Пока эти города плавно переходят на раздельный сбор мусора. Однако эти положения не касаются близлежащих областей.

Регион Москва и Московская область: особенности

К 2022 году планируется построить и оборудовать 4 новых мусороперерабатывающих полигона в Московской области. С этого момента ТБО из Москвы будут вывозить туда. Сейчас «московский» мусор складируется в Ярославской области.

Мусорная реформа в Московской области, в отличие от Москвы, начала своё действие с января прошлого, 2019 года. Как показала практика, регион совершенно не был готов к нововведениям в этой сфере. Область должны была перейти полностью на раздельный сбор мусора, для чего были оборудованы мусорные площадки и закуплены разноцветные баки.

На сегодняшний день, в области работает 7 региональных операторов. За 2019 год объём перерабатываемого мусора увеличился с 7% до 20% от общего объёма привозимого. Дополнительно строится ещё 4 полигона с заводами по переработке мусора. Это позволит значительно увеличить объёмы переработки.

Но существует ряд проблем:

  • население крайне недовольно тарифами на ТБО;
  • строительство новых полигонов также вызвало крайнее недовольство;
  • рекультивация ранее работавших полигонов и свалок также доставляет жителям близлежащих населённых пунктов неудобства.

Поэтому власти предприняли меры поддержки. Те собственники помещений, которые живут вблизи полигонов, получили 70% скидки по тарифам на ТБО.

Регион Санкт-Петербург и Ленинградская область: особенности

Аналогичная ситуация с мусорной реформой в Ленинградской области. Регион оказался не готов к нововведениям, проходят митинги. Существуют явные проблемы с вывозом мусора с площадок. Собственники помещений не хотят платить.

Кроме того, выбранные региональные операторы не справляются со своими задачами. То есть, новый тариф за ТБО включён в платёжные документы с января 2019 года, а по факту контейнеров для раздельного сбора мусора нет до сих пор во многих населённых пунктах области.

Предварительные итоги и проблемы реформы

Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.

Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.

Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.

Заключение

Перемены в «мусорных делах» России необходимы. Нельзя допускать образование стихийных свалок, их нужно ликвидировать. Ориентируясь на Европу нужно организовать раздельный сбор мусора, оборудовать современной техникой перерабатывающие заводы.

Источники

  • https://vyvoz.org/blog/regionalnyj-operator-po-vyvozu-musora/
  • https://musor.moscow/blog/kto-dolzhen-ubirat-musor/
  • https://www.rbc.ru/business/16/12/2019/5df3a7379a7947639f728830
  • https://www.the-village.ru/business/how/164481-kuda-devaetsya-gorodskoy-musor
  • https://pravovoi.center/zpp/nekachestvennyj-uslugi-zhkh/soderzhanie-mkd/uborka-i-vyvoz-musora.html
  • https://urist-bogatyr.ru/article-item/musornaya-reforma-v-rossii/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: