Ликвидация юридического лица в 2021 году

Содержание
  1. Реорганизация
  2. Решение
  3. Оформление
  4. Уведомление кредиторов
  5. Сдача документов в налоговый орган
  6. Виды ликвидации юридических лиц
  7. Отличие ликвидации от реорганизации
  8. Принятие решения о ликвидации юридического лица
  9. Основания для принудительной ликвидации коммерческой организации
  10. Причины ликвидации юридического лица
  11. Способы и порядок ликвидации юридического лица
  12. Процедура добровольной ликвидации юридического лица
  13. Ликвидация путем смены директора и учредителя
  14. Сроки регистрации ликвидации юридического лица
  15. Официальное объявление о ликвидации юридического лица
  16. Как закрыть юридическое лицо в 2021 году?
  17. Особенности добровольного закрытия юридического лица
  18. Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости
  19. Необходимые документы
  20. Порядок ликвидации юридического лица в 2021 году
  21. Очередность удовлетворения интересов кредиторов при ликвидации компании
  22. Госпошлина при подаче уведомления о ликвидации юридического лица
  23. Составление промежуточного ликвидационного баланса
  24. Возникновение юридического лица
  25. Ликвидация недействующего юридического лица
  26. Банкротство
  27. Дополнительные способы ликвидации юридического лица
  28. Возможные проблемы
  29. Инвентаризация
  30. Прекращение юридического лица путем ликвидации
  31. Продажа готового бизнеса или альтернативная ликвидация компании
  32. Уведомление каждого кредитора лично
  33. Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица
  34. Основания для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица
  35. Этапы ликвидации юридического лица в 2021 году
  36. Инвентаризация
  37. Представительства и филиалы юридического лица. Дочерние и зависимые общества
  38. Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
  39. Погашение требований кредиторов. Очередность
  40. Выявление дебиторской задолженности
  41. Выводы

Реорганизация

Реорганизация (ст. 5–60 Гражданского Кодекса РФ) – это слияние нескольких юридических лиц, присоединение одного к другому, разделение одного на несколько новых, выделение одного юридического лица из состава другого и преобразование в новое.

Причин для этого может быть масса: смена учредителей, разногласия между ними, тактический ход для более успешного продвижения бизнеса, попытки поправить материальное положение организации и др.

Такая форма прекращения деятельности юридического лица влечет за собой переход его прав и обязанностей к вновь образованным юридическим лицам.

То есть, по сути, организация так и продолжает вести свою деятельность, но уже в другом виде – после присоединения к ней одной или нескольких подобных организаций, после выделения из ее состава новой, разделения ее на несколько новых организаций или преобразования в другое юридическое лицо (например, из ООО в ОАО).

При выделении из одного юридического лица другого происходит переход части прав и обязанностей к вновь образованному.

Во всех остальных случаях прекращается деятельность как минимум одного юридического лица, но прекращения прав и обязанностей не происходит – они переходят ко вновь созданным.

Решение

Решение о реорганизации, как правило, принимается добровольно учредителями или иным уполномоченным на то органом.

Чаще всего это общее собрание организации.

Добровольная реорганизация при слиянии, присоединении или преобразовании в некоторых случаях может быть проведена лишь с согласия антимонопольных органов.

А вот реорганизация путем выделения и разделения может быть проведена и принудительно, например по решению суда или другого компетентного государственного органа.

Оформление

В первом случае подобная реорганизация оформляется передаточным актом, при разделении или выделении – разделительным балансом.

В этих документах должен содержаться подробный перечень переходящих прав и обязанностей.

При этом необходимо письменно уведомить всех кредиторов организации, так как именно их интересы затрагиваются более всего.

Последние же вправе требовать исполнения всех обязательств перед ними со стороны организации, а также возмещения убытков, если таковые возникнут.

Можно считать, что реорганизация состоялась с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В случае же с присоединением одного юридического лица к другому – с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного.

Итак, после того как принято решение о реорганизации, его необходимо подготовить в письменном виде для того, чтобы предоставить в налоговую инспекцию.

Она представляет собой уведомление ФНС о предстоящей процедуре.

Оба эти документа предоставляются в налоговый орган в течение трех дней с момента принятия решения. На их рассмотрение налоговой отводится ещё три дня.

После этого вы получаете свидетельство о том, что в Единый государственный реестр юридических лиц (в котором обязательно зарегистрирована ваша организация) внесены соответствующие изменения и ваша фирма находится в процессе реорганизации.

Уведомление кредиторов

Следующий этап – уведомление кредиторов (обязательно в письменной форме.

Оно должно произойти через пять дней с момента подачи документов в налоговую инспекцию.

Сдача документов в налоговый орган

Для завершения процедуры необходимо собрать пакет документов и предоставить их в налоговый орган.

Будут необходимы, если речь идет не о присоединении, следующие документы:

  • учредительные документы;
  • договор между участниками;
  • разделительный баланс или передаточный акт;
  • заявление о проведении реорганизации (по форме 12001
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

При присоединении понадобится следующий пакет документов:

  • заявление о завершении деятельности присоединяемого юридического лица (по форме 16003
  • передаточный акт;
  • договор о присоединении;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Через шесть дней можно получить в налоговом органе ваши учредительные документы с отметкой, свидетельство о регистрации и выписку из ЕГРЮЛ.

Виды ликвидации юридических лиц

Под процедурой прекращения деятельности юрлица понимают процесс его закрытия, после которого ни обязанности, ни права ликвидированной компании не переходят к третьим лицам. Ликвидировать организацию можно по решению суда, а также добровольно, т. е. по решению учредителей (учредителя).

Процедура закрытия компании возможна в добровольном и принудительном порядках. Учредители компании (единственный участник фирмы) принимают решение о прекращении деятельности предприятия.

Принудительная ликвидация организации происходит в тех случаях, когда в суд предоставляется исковое заявление и доказательства нарушения деятельности юрлица, которые противоречат законодательству РФ.

Отличие ликвидации от реорганизации

Ликвидация компании не подразумевает передачу ее прав другому владельцу, все документы фирмы упраздняются, и она закрывается безвозвратно.

Реорганизация юридического лица имеет несколько иные правовые особенности.

Реорганизация фирмы не предусматривает ее полное закрытие, фирма может получить второй шанс на существование с учетом следующих обстоятельств:

  • Слияние. Две небольших фирмы объединяются в одну большую, при полном закрытии первой и второй при условии их объединения.
  • Присоединение. Фактически, присоединение представляет собой первый этап слияния, однако, при присоединении две фирмы могут и не объединятся, даже если ведут одинаковую предпринимательскую деятельность. Прибыль делится с учетом качества работы каждый из них.
  • Разделение. Ситуация, когда компания решает стать небольшой сетью фирм и рассосредоточиться в пределах города, региона, страны.
  • Выделение. Успешная фирма создает дочернюю компанию, права которой находятся у руководителей обеих фирм.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган.

Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации.

Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Основания для принудительной ликвидации коммерческой организации

Согласно Гражданскому кодексу РФ пункту 3 статье 62 деятельность коммерческих компаний может быть прекращена по инициативе уполномоченного органа. Так, подать исковое заявление в суд имею право органы власти, к примеру, налоговая, местный орган управления.

Основными причинами закрытия организации являются:

  • признание государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • осуществления юридическим лицом коммерческой деятельности без надлежащего разрешения, то есть лицензии;
  • отсутствие обязательного членства в СРО;
  • ведется деятельность, которая запрещена законами РФ либо имеются другие неоднократные или грубые нарушения;
  • невозможность достижения целей;
  • иные случаи.

Причины ликвидации юридического лица

Для начала выясним, что несет в себе это понятие. Согласно статье 61 Гражданского кодекса РФ, понятие ликвидации юридического лица предполагает полное прекращение его деятельности. При этом ни права, ни обязанности другой компании оно передать не может.

Происходит ликвидация по решению учредителей или из-за отсутствия у фирмы возможности отвечать по своим долгам, а также из-за сопутствующих этому рисков. Причины ликвидации юридического лица в добровольном порядке бывают разные:

  • юрлицо создавалось на ограниченный срок, который завершился;
  • цель организации достигнута;
  • учредители утратили интерес к своему предприятию.

При этом его финансовое состояние может быть вполне благополучным. Принудительная же ликвидация юридического лица налоговым органом, напротив, возможна при наличии серьезных проблем:

  • более одного года отсутствует хозяйственная деятельность: нет движения средств по банковским счетам, не сдается отчетность;
  • более полугода в ЕГРЮЛ содержится информация о недостоверных сведениях, предоставленных организацией;
  • хозяйственная деятельность ведется с грубым нарушением законодательства (трудового, лицензионного и так далее);
  • нет возможности оплатить процедуру добровольной ликвидации и возложить расходы на учредителей.

Утрата платежеспособности, влекущая за собой банкротство, — самая очевидная причина ликвидации. Но законодательство позволяет госоргану обратиться к организации с иском и в следующих ситуациях:

  1. С опозданием выявлены нарушения закона при создании компании (при условии, что их нельзя устранить). Например, учредители предоставили чужой паспорт или при реорганизации не составили разделительный баланс.
  2. Вид деятельности фирмы требует лицензии или допуска СРО, но они отсутствуют.
  3. Вид деятельности законодательно запрещен на территории РФ.
  4. Фактическая деятельность противоречит целям, зафиксированным в уставе (применимо к общественным организациям и фондам).

А поскольку различаются причины, формы ликвидации юридического лица тоже могут быть разными. И выбор наиболее подходящей позволит предпринимателю достичь своей цели с минимальными денежными и временными затратами.

Способы и порядок ликвидации юридического лица

У каждого из них есть свои особенности и последствия. На начальном этапе владельцу бизнеса важно сделать правильный выбор. Ориентироваться стоит на основания ликвидации юридического лица и его финансовое положение.

Причина

Финансовое состояние

Путь

Отсутствие у владельцев желания продолжать деятельность

Стабильное, долгов нет

Добровольное закрытие

Невозможность отвечать по своим обязательствам

Долги перед бюджетом и контрагентами

Банкротство

Желание заняться иной деятельностью и выручить деньги

Отсутствие долгов, большие обороты

Продажа путем смены учредителя

Ведение деятельности с нарушением законодательства

Не влияет

Принудительная

Процедура принудительной ликвидации юридического лица всегда начинается с решения суда. А инициатором банкротства может стать как сам владелец, так и его кредиторы. Поэтому оно также не всегда проходит добровольно. Соответственно, в благоприятных условиях учредителям стоит рассмотреть добровольное закрытие или альтернативную продажу юридического лица.

Процедура добровольной ликвидации юридического лица

Владелец решает закрыть компанию, которая не приносит убытков. Единственный учредитель берет эту ответственность на себя. Если их несколько, то необходимо утвердить кандидатуру ликвидатора. Ему предстоит выполнить следующие действия:

  1. Заполнить форму заявления о ликвидации юридического лица Р15001, заверить ее у нотариуса и подать в налоговый орган. Это нужно для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что процесс закрытия запущен.
  2. Разместить соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации», которое позволит контрагентам узнать о грядущих изменениях.
  3. Провести анализ имеющегося имущества и произвести окончательные расчеты с дебиторами и кредиторами, включая налоговую и внебюджетные фонды.
  4. Составить промежуточный ликвидационный баланс и представить его в ИФНС.
  5. Передать владельцам оставшееся имущество.
  6. Составить окончательный ликвидационный баланс и передать его в налоговый орган.
  7. Дождаться, пока в ЕГРЮЛ внесут запись об исключении компании из реестра.

Важно, чтобы налоговая отчетность при ликвидации юридического лица была в полном порядке. Уже с первого уведомления о намерении прекратить деятельность предприятие привлекает к себе внимание органа. Поэтому нужно проследить не только за отсутствием долгов перед бюджетом, но и за тем, чтобы декларации были сданы своевременно.

Ликвидация путем смены директора и учредителя

В этом случае исключения из ЕГРЮЛ не будет. Компания продолжит существовать, изменятся только регистрационные данные.

Госорган следует уведомлять путем подачи заявления о государственной регистрации изменений:
  • вносимых в учредительные документы организации — по форме Р13001,
  • не связанных с учредительными документами (уставом) — по форме Р14001.

Основанием для таких изменений, как правило, являются договор купли-продажи фирмы и прилагаемый к нему акт приема-передачи. Однако можно пойти и иным путем:

  • новый учредитель вступит в число участников организации;
  • он внесет дополнительный вклад в уставный капитал;
  • старые учредители напишут заявление о выходе из общества;
  • фирма выплатит им причитающуюся сумму;
  • новые учредители закончат процедуру оформления самостоятельно.

В этом случае возможны налоговые проверки. И все риски — на прежних владельцах. Ведь покупатель несет ответственность за деятельность компании с момента внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ. За нарушения, совершенные до этой даты, будет отвечать предыдущий хозяин.

Процесс ликвидации юридического лица через банкротство

Если два предыдущих способа реализовываются по желанию владельцев, то этот — следствие безвыходного положения. Ликвидация фирм с долгами осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Инициировать ее может как хозяин фирмы, так и его кредиторы. В любом случае начинается процесс с подачи уведомления о своем намерении на портале ЕФРСФДЮЛ (Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц). Через 15 дней после его размещения можно подавать иск в Арбитражный суд.

Этапы ликвидации юридического лица в этом случае будут следующие:

  1. Рассмотрение обоснованности заявления. Критериями выступают сумма неисполняемого долга (если он превышает 300 000 рублей) и просрочка (должна быть более трех месяцев).
  2. Если два вышеназванных условия соблюдены, вводится процедура наблюдения. На данном этапе еще есть возможность избежать закрытия фирмы. Для этого временный управляющий должен найти способ восстановить платежеспособность фирмы.
  3. Если расчет с кредиторами невозможен, суд вводит процедуру конкурсного производства. Это уже так называемое начало конца. Конкурсный управляющий реализует имущество с торгов, признает недействительными подозрительные сделки, возвращая в конкурсную массу незаконно выведенные деньги и недвижимость. За счет вырученных средств погашаются долги перед кредиторами в предусмотренной законом очередности.
  4. Минимум через 30 и максимум через 60 дней после завершения конкурсного производства Арбитражный суд направляет в ФНС определение. На его основании налоговым органом вносится запись о ликвидации юридического лица.

Компания несет в этом случае значительные потери. Имущество реализуется по ценам, намного ниже его рыночной стоимости. Кроме того, руководитель и учредители могут понести ответственность, если будет установлена их вина в доведении фирмы до банкротства.

Сроки регистрации ликвидации юридического лица

В статье 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» о ликвидации юридического лица говорится следующее:

  • сроки ликвидации устанавливают участники или орган, принявший такое решение;
  • срок не должен быть больше одного года;
  • продлить еще максимум на шесть месяцев его можно только в судебном порядке.

Порядок

Средняя продолжительность

Добровольный

4–6 месяцев

Альтернативный (продажа)

4–6 недель

Банкротство

6–12 месяцев

Кроме того, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если компания не ведет деятельность на протяжении 12 месяцев, ее автоматически исключают из ЕГРЮЛ. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • непредоставление отчетности в течение указанного срока;
  • отсутствие движений по счетам;
  • непоступление претензий от кредиторов в течение трех месяцев со дня публикации решения о намерении исключить юрлицо из реестра.

Так что при отсутствии возможности проведения официальной ликвидации юридических лиц (например, ООО) или ИП можно «забыть» о компании на год. Но при условии, что это не обернется финансовыми санкциями.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации.

Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании.

Как закрыть юридическое лицо в 2021 году?

Для упразднения компании следует:

  • выбрать способ ликвидации. К примеру, возможно пройти процесс закрытия ООО, АО, НКО и других организационно-правовых форм юридического лица самостоятельно или обратиться в юридическую компанию;
  • принять решение о ликвидации;
  • назначить ликвидатора (ликвидационную комиссию);
  • уведомить регистрирующий орган о закрытии организации;
  • оповестить контрагентов и сотрудников;
  • подать отчетность о работниках в фонды;
  • утвердить промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ);
  • погасить задолженность перед кредиторами;
  • утвердить окончательный ЛБ;
  • распределить имущество;
  • подготовить документы для регистрации ликвидации юрлица и предоставить их в регистрирующий орган;
  • получить лист записи ЕГРЮЛ.

Особенности добровольного закрытия юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица в большинстве случаев имеет два основания:

  • руководитель и члены акционерного общества приняли о решении о том, что их деятельность нерентабельна, невыгодна;
  • цель, поставленная руководителями компании перед ее открытием достигнута и дальнейшая работа фирмы не имеет смысла.

Уведомление о ликвидации юридического лица налоговой службы является основанием для создания комиссии, которая возьмет на себя обязательство ведения процедуры упразднения.

Добровольное и безвозвратное закрытие компании возможно только при следящих обстоятельствах:

  • предпринимательская деятельность фирмы не противоречит российскому законодательству;
  • упраздняемая компания не имеет долгов ни перед кредитором, ни в налоговом органе;
  • все сделки закрываемой фирмы завершены, партнеры и учредители не имеют возражений против ликвидации предприятия.

Главное отличие добровольного упразднения компании от принудительного заключается в том, что в первом случае может быть изменен руководящий состав и фирма может продолжить свое существование под другим названием или в иной сфере предпринимательской деятельности.

Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания.

Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие.

Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства на срок от двух до трёх месяцев.

Необходимые документы

На всем протяжении этой непростой процедуры вам потребуются следующие документы:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о регистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • регистрационные номера из фондов;
  • копии паспортов и свидетельств о присвоении ИНН всех членов ликвидационной комиссии или ликвидатора, генерального директора и главного бухгалтера;
  • уведомление по форме Р15001
  • уведомление по форме Р15002
  • уведомление по форме Р15003
  • решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • промежуточный ликвидационный баланс с отметкой налоговой инспекции;
  • заявление о ликвидации юридического лица;
  • справка о персонифицированном учете из ПФ;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Порядок ликвидации юридического лица в 2021 году

Процедура закрытия юридических лиц регламентируются законодательством РФ:

  • Гражданским кодексом;
  • ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Трудовым кодексом;
  • ФЗ «Об акционерных обществах», а также «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • ФЗ «О производственных кооперативах» и другими законодательными актами.

Очередность удовлетворения интересов кредиторов при ликвидации компании

Главный этап процедуры упразднения компании – удовлетворение интересов кредиторов. Это происходит в следующем порядке:

  • выплаты лицам, которые так или иначе взаимодействовали с закрываемой фирмой и понесли от нее какие-либо убытки;
  • выплаты работникам, которые заключали с закрываемой компанией трудовой договор;
  • выплаты во внебюджетные и бюджетные фонды;
  • выплаты кредиторам, финансовым организациям.

Госпошлина при подаче уведомления о ликвидации юридического лица

С 1 января 2019 года юридические лица при регистрации ликвидации ООО, АО, ЗАО, НКО, ОАО, ПАО и других организационно-правовых форм хозяйствующего субъекта могут без уплаты госпошлины провести эту процедуру. Для этого необходимо подготовить о подать в регистрирующий орган пакет документов в электронной форме. А также допускается направление документации электронного вида через многофункциональные центры (МФЦ), нотариуса.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланc. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утверждённой Правительством РФ. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Возникновение юридического лица

Наука гражданского права традиционно выделяет четыре способа (порядка) образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок. В соответствии с ним юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. В таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Однако, исходя из правил ст. 51 Гражданского кодекса, в современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим;

2) нормативно-явочный порядок. В данном случае для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы: организации создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. При этом регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Подобный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

3) разрешительный порядок. Он предполагает, что создание организации должно быть разрешено тем или иным компетентным органом. В таком порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала

4) договорно-правовой порядок. Его выделяет цивилистическая школа МГУ им. М. В. Ломоносова. Для него характерны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования юридических лиц, и заключение учредителями специального договора гражданско-правого характера.

Правовой основой деятельности юридического лица в России являются как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и локальные акты юридического лица (учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам). Так, юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредительный договор – это гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он заключается только в письменной форме (простой или нотариальной) и, как правило, вступает в силу с момента его заключения. Нужно отличать учредительный договор от устава организации. Так, последний не заключается, а утверждается учредителями. К тому же устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Однако, как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Содержание учредительных документов в общем виде определяется в ст. 52 Гражданского кодекса, а для отдельных видов юридических лиц – в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных правовых актах.

Порядок государственной регистрации юридического лица. Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица, и принимает соответствующее решение. После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан, но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено). Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется нормами ГК (ст. 51) и Закона о государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», таким органом является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). В соответствии с законодательством о налогах и сборах за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина.

Единый государственный реестр юридических лиц. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Он ведется на бумажных и электронных носителях. Записи в государственный реестр вносятся на основании документов, представленных заявителями. При этом каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения в государственный реестр. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют лишь паспортных данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков: они могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: а) выписки из государственного реестра; б) копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; в) справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, или по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Для государственной регистрации юридического лица при его создании в регистрирующий орган представляются следующие сведения:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с российским законодательством;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка их реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса учредителя – иностранного юридического лица;

5) документ об уплате государственной пошлины. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация юридического лица с включением данных о ней в открытый для всеобщего ознакомления единый государственный реестр юридических лиц удостоверяет полную организационную упорядоченность юридического лица. Более того, она свидетельствует о завершении формирования самостоятельного субъекта гражданского права, поскольку по закону юридическое лицо считается созданным именно с момента его государственной регистрации.

Ликвидация недействующего юридического лица

Ликвидации в отношении юридического лица по инициативе налогового органа является самым простым с точки зрения учредителя и директора. Так, если коммерческая организация более года не ведет деятельности, не сдает отчетности, не имеет движения средств по счетам и не имеет задолженности – налоговый орган просто принимает решение об исключении юридического лица из реестра. То есть ликвидирует организацию самостоятельно.

Банкротство

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что данный способ закрытия юридического лица применяется только тогда, когда организация больше не может исполнять обязательства в пользу кредиторов.

Можно выделить два основных признака банкротства, без которых о данной процедуре не может идти речи. Первый из них – сумма задолженности должна быть не меньше трехсот тысяч, а второй – юридическое лицо не может исполнить обязательство в течение трех месяцев подряд.

Если данные критерии соблюдены, то можно смело приступать к процедуре банкротства. Важно, что она не всегда ведет к ликвидации, порой, есть возможность санации, то есть оздоровления организации. Однако если все же помочь компании нельзя, то тогда банкротство неразрывно связано с ликвидаций юридического лица.

Согласно закону можно выделить несколько шагов, которые как в случаи с ликвидацией должны соблюдаться в строгой последовательности.

  1. Подача заявления о проведение процедуры банкротства. Его могут предоставлять либо должники, либо уполномоченные органы, либо кредиторы. Помимо заявления необходимо перечень следующих документов:
    • выписка из Государственного реестра;
    • реестр, который будет включать в себя требования кредиторов;
    • все бухгалтерские балансы;
    • документы о создании юридического лица.
  2. После подачи заявления по истечению месяца назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет процесс наблюдения за делами организации, которая продолжает работать в прежнем режиме. Сроки этого этапа могут дойти до семи месяцев, в зависимости от объема работы. По итогу управляющий направляет отчет в суд, который и принимает решение о дальнейшей судьбе юридического лица. Возможны несколько вариантов:
    • мировое соглашение между должником и кредиторами;
    • конкурсное производство, то есть продажа имущества с целью улучшить положение дел;
    • финансовое оздоровление, подразумевающее различные льготы и помощь кредиторов.
  3. Применение одной из возможных процедур. Чаще всего это финансовое оздоровление, которое может длиться не больше двух лет. Если выбор падает на конкурсное производство, то здесь сроки начинают идти от шести месяц и более.

Главным отличием банкротства, как способа прекратить деятельность юридического лица, является его продолжительность. Признание организации несостоятельной может занять несколько лет.

Однако возможен и сокращенный вариант, когда компании соглашается на добровольную реорганизацию. Что же касается стандартной процедуры признания лица несостоятельным, то если после проведения всех мероприятий положение дел в компании не стало лучше, то ее в итоге признают банкротом.

Дополнительные способы ликвидации юридического лица

Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица.

Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению.

При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит.

Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными обязательствами.

Возможные проблемы

С самого начала процедуры ликвидации юридического лица следует быть готовым, что не все пройдет гладко, если браться за дело самостоятельно. Отсутствие опыта часто приводит к неверному выбору способа ликвидации и, как следствие, к денежным потерям. Например, налоговая проверка при ликвидации юридического лица без должной к ней подготовки чревата значительными штрафами.

Безответственный подход к выбору исполнителя приведет к тому же результату. Есть риск, что некомпетентный ликвидатор допустит ошибку и скроется, забрав с собой документы, доказывающие его вину. Тогда владельца ждут еще более крупные неприятности.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Прекращение юридического лица путем ликвидации

Итак, прекращение юридического лица с помощью его ликвидации подразумевает полное прекращение его деятельности. При этом никакие права и обязанности ликвидируемого не могут передаваться иным юридическим лицам.

Абсолютно любое юридическое лицо может ликвидироваться:

  • по собственному желанию;
  • в принудительном порядке.

По собственному желанию юридическое лицо может быть ликвидировано, исходя из принятого решения всех его членов. Иногда ликвидация юридического лица происходит, исходя из решения того органа, который имеет на это право. Например, юридическое лицо может быть подвержено ликвидации из-за того, что уже закончился тот срок, на который данное юридическое лицо было сформировано и открыто. К тому же, причиной ликвидации по собственному желанию может быть и полное достижение всех целей, которые изначально ставились перед конкретным юридическим лицом.

Стоит отметить, что ликвидация в принудительном порядке имеет место быть только тогда, если такое решение выносит суд, который признает недействительной регистрацию конкретного юридического лица, или же устанавливает факт, что то или иное юридическое лицо работает без соответствующей лицензии. К тому же, причиной ликвидации в принудительном порядке может стать и незаконная деятельность конкретного юридического лица.

Стоит отметить, что юридическое лицо, которое осуществляет коммерческую деятельность, может быть ликвидировано в принудительном порядке в том случае, если оно будет признано банкротом.

Все члены юридического лица или же те органы, которые принимают конкретные решения о ликвидации конкретного лица, практически всегда назначают ликвидационную комиссию. К тому же, формулируют соответствующий порядок, сроки и условия проведения ликвидации конкретного юридического лица.

Ликвидационная комиссия публикует в соответствующих органах новость о предстоящей ликвидации того или иного юридического лица. Вместе с новостью о ликвидации указываются и все сроки, правила, условия проведения этой ликвидации. Стоит отметить, что срок ликвидации должен быть не менее двух месяцев с того дня, когда было размешено объявление о предстоящей ликвидации конкретного юридического лица. Та комиссия, которая занимается ликвидацией юридического лица, принимает некие меры для того, чтобы найти всех кредиторов и погасить дебиторскую задолженность. К тому же, данная комиссия напоминает кредиторам о ликвидации в письменном виде. После того, как закончился срок предъявления всех необходимых требований кредиторам сразу формируется промежуточный баланс ликвидации. Стоит отметить, что создает его именно ликвидационная комиссия. В данном балансе содержится вся информация о видах имущества юридического лица, которое поддается ликвидации. К тому же, данный баланс содержит в себе не только список требований, предъявленных кредиторами, но и все итоги их рассмотрения. Данный баланс формируется и закрепляется всеми членами конкретного юридического лица или же тем органом, который изначально принял свое решение о ликвидации данного юридического лица.

Стоит отметить, что выплата финансовых средств конкретным кредиторам того юридического лица, которое поддается ликвидации, осуществляется с помощью ликвидационной комиссии, ибо именно она помогает разобраться во всех тонкостях данного процесса

Продажа готового бизнеса или альтернативная ликвидация компании

Есть люди, которые в силу разных причин готовы купить организацию, которая существует давно, а не создавать новую. Например, покупают организации для участия в тендерах, или для взятия на организацию в лизинг какого-нибудь имущества. Такая практика есть и ничего противозаконного тут нет.

Другое дело, если организация имеет долги перед бюджетом ли контрагентами. В таком случае всем предельно ясно, что никакой покупатель не будет рассматривать приобретение такой организации. В этом случае так называемая альтернативная ликвидация осуществляется путем мнимой продажи компании так называемому номинальному директору. Эта схема является противозаконной и за нее грозит уголовная ответственность, поэтому настоятельно не рекомендуем пользоваться такой схемой: в итоге и от долга не избавитесь, и судимость получите.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально.

Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется на основании следующих документов:

  1. Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утверждённой Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/[email protected]
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
  4. Документы, установленные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Данный перечень является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов: справки об отсутствии задолженности из налогового органа, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и так далее, является незаконным. В то же время, подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заявитель тем самым подтверждает, что все расчеты с кредиторами завершены и порядок ликвидации был соблюден.

В случае если нет оснований для отказа в государственной регистрации, налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести в Единый государственный реестр юридического лица запись о ликвидации данной организации и выдать представителям ликвидированной компании свидетельство по установленной форме, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Основания для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица

Существует несколько оснований для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица:

  • Несоблюдение срока, установленного в законе, для подачи требований кредиторов. Иными словами регистрирующий (налоговый) орган откажет в регистрации в случае, если заявление об этом будет подано до истечения двухмесячного срока со дня опубликования объявления о ликвидации.
  • Если не погашены все долги ликвидируемой организации.

Этапы ликвидации юридического лица в 2021 году

Выделим следующие шаги при закрытии юридических лиц:

  1. Принятие решения.
  2. Составление протокола (решения).
  3. Назначение лица, которое будет ответственным за процесс ликвидации − ликвидатор или ликвидационная комиссия.
  4. Уведомление регистрирующего органа.
  5. Уведомление сотрудников.
  6. Публикация в СМИ сообщения о закрытии и сроках предъявления претензий со стороны кредиторов.
  7. Уведомление кредиторов и погашение долгов перед ними.
  8. Проведение (возможно) выездной налоговой проверки.
  9. Подача отчетности.
  10. Составление промежуточного ликвидационного баланса и подача уведомления о нем;
  11. Составление и утверждение окончательного ЛБ.
  12. Распределение имущества.
  13. Подача документов в регистрационный орган.
  14. Получение листа записи ЕГРЮЛ о регистрации ликвидации.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Представительства и филиалы юридического лица. Дочерние и зависимые общества

Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юридического лица, в то время как под представлением интересов юридического лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.

Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 Гражданского кодекса). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106 Гражданского кодекса). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля). Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юридического лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, например, дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.

Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого общества.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Очередность погашения требований соблюдается вне зависимости от того, хватит ли денег на всех кредиторов или нет.

Если денежных средств на счетах ликвидируемой компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РФ. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации.

В случае если меры по продаже имущества не помогли, и денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В случае удовлетворения такого заявления, дальнейшая ликвидация компании будет проходить по правилам, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Если же суд отказал в открытии процедуры банкротства, за отсутствием денежных средств для сопровождения процедуры, то дальнейших действий ликвидации предприятия законодатель не предусмотрел.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников.

С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними.

Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Выводы

Ликвидация бизнеса — не редкость в современных условиях предпринимательской деятельности.

Чтобы не возникало ситуаций, при которых предприятие становится неплатежеспособным и финансово неустойчивым, чтобы избежать судебных процессов относительно его банкротства, большое внимание стоит уделять антикризисному управлению, которое нацелено на выявление предпосылок банкротства и «проблемных зон» предприятия.

Своевременный мониторинг позволяет руководству предприятия предпринять оперативные меры по предотвращению таких негативных ситуаций.

Источники

  • https://legalmap.ru/articles/gp/reg/prekrashchenie-yurlitsa/
  • https://urstart.ru/protsedura-likvidatsii-yuridicheskogo-litsa/
  • https://advokat-malov.ru/yur.-lica/likvidaciya-yuridicheskogo-lica.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/likvidatsiya_yuridicheskogo_litsa.html
  • https://www.pravda.ru/navigator/likvidatsija-juridicheskikh-lits.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0
  • https://be5.biz/pravo/g018/5.html
  • https://katsaylidi.ru/blog/sposoby-likvidatsii-yuridicheskogo-litsa/
  • http://votbankrot.ru/predpriyatie/likvidaciya/prekrashhenie-deyatelnosti-kakoj-sposob.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prekraschenie_yuridicheskogo_lica_i_prekraschenie_ego_deyatelnosti_ponyatiya_sootnoshenie/
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/464213/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: