Малый и средний бизнес в России: что мы о нем знаем?

Содержание
  1. Что такое малое и среднее предпринимательство?
  2. Сколько в стране предприятий малого и среднего бизнеса?
  3. Чем занимается малый и средний бизнес?
  4. Сколько россиян работает в малом и среднем бизнесе?
  5. Основные цели реестра
  6. Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП
  7. Периодичность обновления сведений Единого реестра
  8. Дополнение и изменение сведений субъектами МСП
  9. Для чего нужен реестр МСП
  10. Кто относится к субъектам МСП
  11. Как формируется реестр
  12. Льготы для компаний и ИП из реестра субъектов МСП
  13. Льготы для компаний и ИП, пострадавших от коронавируса
  14. Внесение в реестр участников программы партнерства
  15. Подтверждение статуса
  16. Особенности компаний
  17. Законодательное регулирование
  18. Как предпринимателю попасть в реестр самому
  19. Минимальный объем закупок у МСП
  20. Кто должен закупаться у МСП
  21. Как проводится закупка
  22. Способы проведения закупки
  23. На каких площадках можно осуществлять закупки
  24. Сроки оплаты
  25. Обеспечение контракта

Что такое малое и среднее предпринимательство?

Сможете ли вы четко определить, кто они — представители малого и среднего предпринимательства (МСП)? А между тем есть четкие критерии, кто именно к ним относится.

  • Средняя численность работников за год не должна превышать: 15 человек — для микропредприятий, 100 человек — для малых предприятий, 101–250 человек — для средних предприятий. При этом здесь учитываются все сотрудники — и из филиалов, и те, кто работает по совместительству или по гражданско-правовому договору.
  • Годовая выручка должна оставаться в : 120 млн рублей — для микропредприятий, 800 млн рублей — для малых, 2 млрд рублей — для средних.
  • Для юридических лиц есть и более специфичные ограничения. Так, суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов в их уставном капитале должна быть не больше 25%, а доля участия иностранных юридических лиц и/или компаний, не относящихся к МСП, не должна превышать 49%.

Впрочем, если компания выйдет за какие-то из этих пределов, это еще не значит, что она сразу же сменит статус в глазах государства. Для этого нужно, чтобы значения отличались от заданных законодательством хотя бы три года подряд.

Сколько в стране предприятий малого и среднего бизнеса?

В России наблюдается заметное расхождение в подходе разных ведомств к оценке общего числа субъектов МСП и количества работающих в этой сфере человек. Так, информацию можно отследить по трем главным источникам — Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), ее же статистика по регистрации индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП ) и юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Росстат. Данные последнего, например, по индивидуальным предпринимателям (ИП) за 2009–2016 годы в среднем ниже показателей ФНС на 1,1 млн единиц в год, отмечают специалисты РАНХиГС. То есть очевидно, что какую-то часть ИП одно ведомство учитывает, а другое нет.

Также есть и тонкости классификации субъектов МСП. Росстат, например, относит к предприятиям и делит на малые и средние только юридических лиц, а ИП учитывает отдельно. Единый реестр в этом смысле более гибкий и отображает индивидуальных предпринимателей в том числе и по “размеру” — микро-, малые или средние.

В РАНХиГС объясняют рассхождение тем, что Росстат, как правило, использует метод досчета, то есть выборочно обследует участников рынка, а затем распространяет полученные выводы на всю их совокупность. В то время как Единый реестр учитывает ИП, которые сдали одновременно все документы — справку о численности занятых и отчетность в рамках используемого режима налогообложения. Кстати, о том, как его выбрать, мы рассказывали отдельно. А ЕГРИП, в свою очередь, содержит сведения в том числе и о ИП с безнадежной задолженностью, а также о тех, кто фактически не работает и отчетность не сдает.

Но данные в Едином реестре есть только с 2016 года, так что для долгосрочного анализа в любом случае подходят только наблюдения Росстата. При этом еще нужно учитывать, что с 2008 года критерии МСП изменились: к ним стали относить более крупные организации плюс выделили категорию микропредприятий.

Чем занимается малый и средний бизнес?

Согласно данным Росстата, в 2018 году 929 тыс. малых и средних предприятий, а это примерно 34,8% от их общего числа, занимались торговлей. Популярностью у них также пользовались операции с недвижимым имуществом (7,7%), деятельность в сфере транспортировки и хранения (6,5%), строительство (12,7%) и обрабатывающие производства (8,5%). Среди малых предприятий в торговле работали 34,8%, в сфере операций с недвижимостью — 7,8%, в строительстве — 12,7%, в обрабатывающих производствах — 8,4%.

А вот интересы средних предприятий уже сильно отличались — среди них оказалось больше фирм, которые заняты в обрабатывающих производствах (25,6%) и сельском хозяйстве (12,5%). Объяснение простое — эти отрасли требует большой компетенции и большего размера организации, чтобы оно могло оставаться эффективным и конкурентным.

В случае с индивидуальными предпринимателями в торговле заняты оказались около половины из них — 43,8%, траснпортировкой — еще 12%, а 5,7% — операциями с недвижимостью. То есть ИП предпочитают отрасли, которые, как объяснили в РАНХиГС, отличаются высокой оборачиваемостью средств и отсутствием необходимости иметь большой капитал.

Сколько россиян работает в малом и среднем бизнесе?

По данным Единого реестра, на 10 июня 2020 года в секторе МСП работали примерно 15,3 млн человек, из них 7,4 млн (48,4%) — на микропредприятиях, 6,2 млн (40,5%) — на малых, около 1,7 млн (11,1%) — на средних. Но в эти данные не включены те ИП, что не привлекали наемных работников в принципе. А вот Росстат, наоборот, учитывает вообще всех, кто принимает участие в предпринимательской деятельности, — и самих владельцев ИП, и их сотрудников, и помогающих членов семьи, и т.п. В итоге, по его статистике, в 2018 году к малому и среднему бизнесу имели отношение 19,3 млн человек, или примерно 26,7% от общего числа всех работающих россиян.

В целом, как видно, основные показатели деятельности МСП как минимум с 2016 года сохраняются примерно на одном уровне. Сменить эту тенденцию и способствовать росту должна была в числе прочего соответсвующая национальная программа,  но теперь в планы властей вмешалась пандемия нового коронавируса. Остается следить за статистикой, чтобы понять, как российский малый и средний бизнес с ней справится

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

  • непредставлением организацией (предпринимателем) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • отсрочкой до 01.07.2017 отнесения к субъектам МСП акционерных обществ, отвечающих условиям по предельной доле участия других организаций в их капитале (пп. «а» п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 12 Закона № 265‑ФЗ[5]). Согласно Письму ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/[email protected] сведения о таких акционерных обществах будут включены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании Единого реестра;
  • мораторием до 01.08.2016 на условия для отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП (п. 10 ст. 10 Закона № 408‑ФЗ[6]). Статьей 5 и п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ[7] в состав субъектов МСП с 23.06.2016 включены потребительские кооперативы всех видов, а не только сельскохозяйственные, как было в прежней редакции ч. 1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, вступившей в силу 01.01.2016. Сформированный 01.08.2016 Единый реестр содержит информацию только о сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Сведения об иных МСП (за исключением сведений о вновь созданных таких кооперативах) будут внесены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании реестра (ст. 11, п. 1 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом сведения о вновь созданных потребительских кооперативах (всех видов) будут вноситься в Единый реестр 10‑го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании потребительского кооператива (ст. 5, п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, – наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 – 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Для чего нужен реестр МСП

В реестре можно быстро проверить и подтвердить статус субъекта МСП. Загрузить информацию можно с компьютера, планшета или телефона.

Например, компания хочет участвовать в госзакупках для малого бизнеса: в них обычно есть льготы и платят в таких закупках быстрее. Для участия нужно подтвердить свой статус.

Раньше компании пришлось бы отправлять заказчику сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год, отчет о финансовых результатах с отметкой налоговой, выписку из ЕГРЮЛ для информации о структуре уставного капитала. Теперь инициатор закупки должен сам найти сведения о потенциальном поставщике в реестре.

Постановление от 24.11.2020 № 1909

Кроме участия в госзакупках малый и средний бизнес пользуется другими льготами и поддержкой государства: может применять пониженные тарифы страховых взносов с выплат работникам, использовать упрощенные формы бухгалтерской отчетности и другие.

Компаниям стало легче найти или проверить контрагентов. Для этого есть функция расширенного поиска.

Допустим, ИП хочет оценить рынок и найти конкурентов — небольшие мебельные компании. Он воспользовался расширенным поиском на сайте реестра. В форме выбрал категорию субъекта — «Малое предприятие» и вид производимой продукции — «Мебель»:

В результатах поиска — список компаний. В нем — основные данные, регион и дата внесения компаний в реестр. По каждому элементу доступна расширенная информация.

Кто относится к субъектам МСП

Субъекты МСП — ИП, АО, ООО, потребительские кооперативы, хозяйственные партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для этого они должны соответствовать критериям:

  • по суммарному доходу;
  • по среднесписочной численности работников;
  • по доле участия других компаний в своем капитале.

По этим критериям субъекты МСП делятся на три категории: микро-, малые и средние предприятия.

Суммарный доход по всем видам деятельности. Доход рассчитывается по данным налогового учета без НДС. Суммируются доходы от всех видов деятельности за предшествующий год.

Вот какие значения установлены для каждого вида предприятий:

Вид предприятия Значение
Микропредприятия До 120 млн рублей
Малые предприятия До 800 млн рублей
Средние предприятия До 2 млрд рублей

Представим, что у компании из реестра малого и среднего предпринимательства два вида деятельности:

  1. Производство кухонных досок из дерева приносит 600 000 ₽ в год.
  2. Перепродажа товаров для дома на маркетплейсах и в розничных магазинах — 800 000 ₽ в год.

Доход по декларации по итогам года — 1,4 млн рублей. Компания попадает в Единый реестр субъектов МСП как микропредприятие.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год рассчитывается по методике Росстата. Учитывают всех сотрудников, которые работают по трудовому договору, даже если сейчас они не на рабочем месте. Это сотрудники в командировке, отпуске, на больничном, работающие на полставки, на удаленке.

Не учитываются: работники, которые работают по совместительству, договорам ГПХ; собственники компании, с которыми не заключен трудовой договор; военнослужащие.

Компании и ИП в реестре не должны превышать значения по среднесписочной численности:

Вид предприятия Значение
Микропредприятия до 15 человек
Малые предприятия 16—100 человек
Средние предприятия 101—250 человек

Участие других компаний в уставном капитале субъекта МСП. Этот критерий относится к бизнесу с несколькими собственниками, например ООО или АО:

  1. Минимум 51% уставного капитала ООО принадлежит физлицам или организациям, которые есть в реестре МСП.
  2. Доля государства, регионов или НКО не превышает 25%.

По 209-ФЗ есть исключения из этих правил.

Как формируется реестр

Информация в реестре обновляется автоматически. Она поступает из разных источников:

  • налоговой;
  • ЕГРЮЛ;
  • ЕГРИП;
  • биржи ценных бумаг;
  • Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • ругих ведомств;
  • компаний в добровольном порядке.

Вот что обновляется:

  • общие сведения: название или ФИО, местонахождения;
  • данные по вновь зарегистрированным юрлицам и ИП;
  • производимая продукция;
  • участие в закупках товаров, работ, услуг;
  • лицензии.

Например, если у ИП изменилась прописка, то не надо подавать об этом сведения специально. Информация обновится сама.

Чтобы оставаться в реестре, достаточно вовремя сдавать отчетность: налоговую декларацию и сведения о среднесписочной численности сотрудников. Срок — до 1 июля текущего год

Компании и ИП автоматически удаляются из единого реестра малого предпринимательства в таких случаях:

  • прекратили деятельность в установленном порядке — закрыли ИП или ООО;
  • не предоставили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год. Исключение — предприниматель не нанимал сотрудников;
  • не сдали налоговую отчетность в установленные сроки;
  • перестали соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП.

Бывает, что компанию исключили из реестра, а она продолжает заключать контракты и пользуется льготами для малого бизнеса. Такое случается, если опоздали сдать декларацию или ошиблись в документах. Иногда ошибается и налоговая. Перед тем как продлить и заключить контракт, лучше удостовериться, что партнер все еще числится в реестре.

Льготы для компаний и ИП из реестра субъектов МСП

Компании и ИП из Единого реестра малого и среднего предпринимательства могут пользоваться льготами при участии в госзакупках, арендовать государственное и муниципальное имущество по сниженным ставкам, получать выгодные кредиты на развитие бизнеса.

Льготные кредиты. В программе участвуют 99 банков. Они выдают кредиты для бизнеса по ставке от 8,5% годовых. Для сравнения, по обычным условиям банки дают кредит на развитие бизнеса по ставкам от 11% годовых

Доступ субъектов МСП к крупнейшим закупщикам. Для бизнеса из реестра обязаны закупать товары и услуги почти 2000 госзаказчиков.

Сниженные ставки по аренде государственного и муниципального имущества. Например, в Москве возможно получить в аренду нежилое помещение по льготной ставке от 4750 ₽ за м² в год. Арендаторы определяются по итогам торгов. Договор возможно заключить на 10 лет

Поддержка сельскохозяйственной кооперации. Для сельхозпроизводителей доступны гранты на развитие до 6 млн рублей, есть гранты на развитие собственной фермы до 30 млн рублей. Ставки по кредитам для аграриев — от 1—5% годовых.

Льготы для компаний и ИП, пострадавших от коронавируса

Для пострадавших от коронавируса отраслей предусмотрена специальная поддержка от государства.

Это компании из таких сфер бизнеса, как транспорт, культура, гостиничный бизнес, общественное питание. Пострадавшие от коронавируса отрасли также определяются по реестру.

Вот основные меры поддержки субъектов МСП:

  1. Продлены сроки уплаты налогов и страховых взносов.
  2. Продлены 15 видов лицензий и разрешений.
  3. Приостановлен прием заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов.

Внесение в реестр участников программы партнерства

С 1 августа 2016 года компании не предоставляют в налоговый орган документы, подтверждающие статус МСП. Информация вносится в автоматическом режиме вместе со сведениями, поданными в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, и в итоговой налоговой отчетности. Часть информации попадает в справочник на основании данных от бирж, органов власти и ведомственных учреждений. Реестровую запись формируют в первый год после создания и начала финансово-хозяйственной деятельности. Предпринимателю на патентной системе налогообложения (ПСН) автоматически присваивается статус микропредприятия.

Если отчеты требует территориальная налоговая, МСП обязаны отчитаться и предоставить формы в территориальную ИФНС. Если отчетность в налоговый орган не предоставлялась, предприятие не включают (если подан запрос) или исключают из ЕРСМП. Вот как проверить реестр МСП по ИНН или по списку ИНН:

Сведения обновляются ежегодно 10 августа с учетом информации по состоянию на 1 июля. Кроме того, ежемесячно 10 числа меняется информация о новых компаниях или тех, что прекратили деятельность. Информация, которая периодически обновляется:

  • о новых компаниях;
  • о предприятиях, которые прекратили деятельность или не предоставили отчетность (лишились статуса);
  • о государственных контрактах и тендерах.

МСП принимают участие в программах партнерства, которые создаются для проведения государственных заказов. В госзакупках сфера МСП — это преференции при заключении контрактов, получении финансовых льгот, оплате договоров (сокращенные сроки оплаты). Участники закупок утверждают документацию по программам партнерства самостоятельно. В таких документах описывается порядок формирования реестра участников программы партнерства из числа малого бизнеса.

Заказчики ведут реестры самостоятельно и размещают их на официальных сайтах. Организации устанавливают определенные критерии для участников: отсутствие процедур банкротства, недоимок по налогам, судимости у руководителя компании и прочее. Компании из реестра программы партнерства участвуют в закупках заказчика на добровольной основе.

Подтверждение статуса

Подтверждение статуса МСП требуется для получения налоговых льгот, участия в государственных закупках, оформления субсидий и т.д. Если ваша компания соответствует критериям из ст. 4 209-ФЗ, вы получите такой статус.

Для участия в закупках вам понадобится специальная декларация, подтверждающая принадлежность к МСП. Она входит в пакет документов к заявке по конкретному тендеру. Форма декларации не унифицирована, составьте ее на фирменном бланке.

Другой вариант — выписка МСП по ИНН для подтверждения статуса. Зайдите на портал, введите ИНН, ОГРН, ОГРНИП или наименование, а затем скачайте и распечатайте выписку. Выписка подписана усиленной цифровой подписью, поэтому документ имеет юридическую силу. Налоговые органы не выдают справки о принадлежности к МСП.

Особенности компаний

Особенности для малых организаций таковы:

  1. Льготный статус определяется на основании дохода, а не выручки. Лимит определяется исходя из всех доходов по налоговому учету и составляет 800 млн руб. для малого бизнеса, 120 млн руб. — для микропредприятий.
  2. Существует лимит по количеству работников. У микропредприятий максимальная среднесписочная численность 15 человек, у малых — 100 человек.
  3. Имеет значение доля участия других учреждений различных форм собственности в уставном капитале. Для государства, муниципалитета, общественных организаций и фондов допускается 25% такого участия. Иностранные организации (не малые и средние субъекты) участвуют максимум до 49%.

Когда выручка и численность превышают установленные лимиты, малые предприятия теряют льготный статус, но не сразу. Они остаются в ЕРМСП еще 3 года. В ст. 4 209-ФЗ указано, почему исключают из реестра МСП — если организация или ИП превысит указанные лимиты для субъектов малого предпринимательства.

Законодательное регулирование

Понятие и механизмы поддержки деятельности малого и среднего бизнеса определяются Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007.

Финансово-хозяйственную деятельность таких субъектов регламентирует Конституция, федеральные законы и подзаконные акты, нормативные документы исполнительных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований.

Участие МСП в государственных закупках регулирует Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011 и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013.

Права на ведение упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011.

Правительство России принимает постановления по вопросам финансирования МСП. На уровне субъектов выпускаются региональные законы, предоставляющие льготы малому бизнесу.

Как предпринимателю попасть в реестр самому

Самому попасть в реестр субъектов МСП невозможно. База обновляется автоматически.

В реестр можно внести дополнительную информацию, коррективы или подать заявление об ошибке. Для этого есть сервис «Вас нет в реестре или данные некорректны».

В предложенной форме нужно описать, какие сведения неверны. Система формирует заявление. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Налоговая обязана рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней.

Минимальный объем закупок у МСП

На основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны приобретать у представителей МСП товары, работы и услуги на сумму не менее 15% от совокупного годового объема закупок. При определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства в расчет СГОЗ не включаются:

  1. Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Услуги по предоставлению кредитов.
  3. Услуги по закупкам у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  4. Работы по использованию атомной энергии.
  5. Закупки, предполагающие закрытые способы определения поставщиков.

За несоблюдение действующего законодательства заказчиком по ст. 7.30 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение норм о размещении заказа у МСП. По ч. 11 указанной статьи штраф для должностного лица за несоблюдение нормативов установлен в размере 50 тыс. р.

Для участников закупок по 223-ФЗ прописаны отдельные требования в отношении объема закупок по Постановлению Правительства от 2014 года №1352. Стоимость заказов для МСП по итогам года должна составлять не менее 18% от общей стоимости договоров за год. При этом объем закупок у МСП по результатам торгов с их исключительным участием составляет не менее 15%.

В п. 7 Положения вышеуказанного Постановления Правительства прописан список тендеров, которые не учитываются в расчетах. Отдельно стоит отметить заказчиков, приобретающих инновационную и высокотехнологичную продукцию у поставщиков из МСП.

С 2020 года вступают в силу изменения, по которым объем закупок у МСП должен быть увеличен. Минимальный годовой объем закупок после внесения изменений в Постановление Правительства №1352 должен составлять 20% вместо 18%, которые действовали ранее. Минимальный объем договоров, подписанный по результатам закупок, к которым допущены только МСП, возрос с 15 до 18%.

Заказчики по 223-ФЗ должны утвердить перечни товаров, работ и услуг, которые они будут приобретать посредством тендеров для исключительного участия МСП. Товары, работы и услуги из перечня закупаются у других категорий участников в исключительных случаях, которые прописаны в п. 21 ПП №1352. На основании ОКПД2 в перечень включается информация следующего рода: наименование, код, категории и подкатегории. Документ подлежит публикации на сайте заказчика и в ЕИС.

В случае если предметом сделки является продукция из перечня, а НМЦК не превышает значения в 200 млн р., то провести тендер среди МСП является обязанностью заказчика. При цене 200-400 млн р. тендеры проводятся по желанию заказчика.

Кто должен закупаться у МСП

Закупаться у МСП обязаны представители государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельные юрлица, которые закупают товары, работы и услуги в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В рамках закупок по 44-ФЗ заказчики должны учитывать ограничение: НМЦК не должна превышать 20 млн р.

Как проводится закупка

Закупки, которые проводятся заказчиками только среди МСП, имеют некоторые отличительные черты. Так, в закупочном извещении заказчики указывают на тот факт, что в данной закупке могут принять участие только представители малого и среднего бизнеса. При поиске закупок в ЕИС можно установить соответствующий фильтр и поиск укажет на закупки только для МСП.

Способы проведения закупки

На основании п. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО могут проводиться в виде:

  1. Открытый конкурса.
  2. Конкурса с ограниченным участием.
  3. Двухэтапного конкурса.
  4. Электронного аукциона.
  5. Запроса котировок и предложений.
При этом ограничения по закупаемым товарам, работам и услугам у МСП не предусмотрены. Заказчики вправе приобретать у них любые товары, работы и услуги.

Заказчик по 223-ФЗ при выборе одной из форм закупок, участниками которых являются МСП, должны учитывать следующие положения:

  1. Электронный конкурс или аукцион проводится при НМЦК более 30 млн р. с учетом минимального срока приема заявок в 15 дней; если начальная цена контракта не превышает 30 млн р., то минимальные сроки составляют 7 дней. Если аукцион проходит с НМЦК менее 7 млн р., то сроки приема заявок установлены как 4 рабочих дня.
  2. Электронный запрос котировок и запрос предложений проводятся при цене менее 15 млн р. Сроки приема заявок при этом установлены как 5 рабочих дней.

На каких площадках можно осуществлять закупки

Правительством был утвержден перечень площадок, на которых заказчики могут выбирать участников закупки в электронном формате.

На сегодняшний день осуществлять закупки у МСП в электронном виде как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ можно на ограниченном перечне площадок, которые были закреплены в Распоряжении Правительства от 2018 года №1447-р. Перечень операторов электронной площадки по ч. 3 ст. 24.1 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 223-ФЗ:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «ТЭК Торг».
  4. АО «Российский аукционный дом».
  5. АО «ЭТС».
  6. ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС-тендер».
  8. ООО «ЭТП-ГПБ».

Для закрытых закупок используется отдельная площадка – ЗАО «АСТ государственного оборонного заказа».

С 1 октября 2018 года в 223-ФЗ вступили изменения, по которому для конкурентных закупок у МСП должны использоваться только перечисленные выше площадки, тогда как при других закупках заказчики по 223-ФЗ вправе не ориентироваться на установленный Правительством перечень и могут выбирать площадку для торгов самостоятельно. Речь в нововведениях идет о конкурентных закупках с участием МСП через конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений. При закупках у единственного поставщика представители МСП могут не ориентироваться на установленные ограничения.

Участники конкурентной закупки в электронной форме должны предварительно пройти аккредитацию в ЕИС по правилам, утвержденным в 44-ФЗ. Субъекты малого предпринимательства получают аккредитацию на ЭТП по ч. 18 ст. 3.4 223-ФЗ. После аккредитации в ЕИС субъекты закупки автоматически получат доступ в личный кабинет на всех торговых площадках. Срок действия такой регистрации составляет три года. В ЕИС также должен появиться единый реестр участников закупок.

В 2019 году ЭТП могут взимать плату с победителя закупки. При подписании контракта с участием МСП и СОНКО по ст. 30 44-ФЗ предельная величина такой платы составляет 1% от установленной НМЦК или более 2000 р.

Плата осуществляется путем перечисления денег на банковский счет оператора ЭТП. Взимание платы оператором с лица, которое не победило в конкурсе, недопустимо. Возможно списание со спецсчета, на котором было заблокировано обеспечение заявки.

Сроки оплаты

Договоры по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП подписываются с помощью функционала электронной площадки посредством электронной подписи.

Заказчики обязаны оплатить исполненный контракт с МСП в течение 15 дней после подписания акта приема-передачи. Это следует из ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Тогда как другие участники закупки могут рассчитывать на оплату выполненных услуг в течение 30 дней после завершения работ по контракту и их приемки заказчиком.

По результатам последних поправок в Постановление Правительства №1352 от 2014 года были изменены сроки оплаты для заказчиков по 223-ФЗ. Они составляют 15 календарных дней вместо 30 (то есть срок стал такой же, как и по 44-ФЗ). Заказчик должен изменить свою внутреннюю документацию с учетом последних поправок (они вступят в силу с января 2020 года).

Несоблюдение указанных сроков грозит заказчику ответственностью по нормам КоАП. Первичное нарушение должностными лицами грозит им штрафом в размере 30-50 тыс. р., повторное правонарушение может привести к их дисквалификации на период 1-2 года.

Обеспечение контракта

В настоящее время по 44-ФЗ предусмотрено три формы обеспечения:

  1. Обеспечение заявки.
  2. Обеспечение контракта.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств.

На основании ч. 16 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах в пределах 20 млн р. не может превышать 0,5-1% от НМЦК.

В 2019 году все участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны применять спецсчета. В закупках по 223-ФЗ, в которых не участвуют МСП, спецсчета не требуются.

Банк имеет право открыть специальный счет участникам закупок после заключения соглашений о взаимодействии с операторами электронной площадки.

Банки начисляют проценты за пользование денежными средствами, которые находятся на спецсчете, в том числе пока они блокируются в целях обеспечения заявок. Открыть спецсчет можно только в ограниченном перечне банков, в частности, в ПАО «Сбербанк», «Банк ВТБ», АО «Альфа Банк», АО «Газпромбанк», АО Райффайзенбанк» и пр.

Обеспечение заявки вносится участником на открытый им спецсчет.

В закупках с преимуществами участия для МСП и СОНКО размер обеспечения нужно рассчитать, отталкиваясь от цены контракта, а не начальной максимальной цены. Размер обеспечения устанавливается заказчиком индивидуально, но он не может быть менее предусмотренного контрактом авансирования.

Поставщиком не обеспечивается контракт в том случае, если он сможет подтвердить свою добросовестность альтернативным способом. Для этого им предоставляются сведения из реестра контрактов, в котором требуется подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявления победителем были исполнены три контракта без неустоек. Суммарно размер всех договоренностей не должен быть менее НМЦК по заключаемому соглашению.

Для представителей МСП и СОНКО сроки возврата обеспечения не превышают 15 дней с даты исполнения договоренностей по государственному контракту, тогда как при стандартном договоре обеспечение нужно вернуть в течение не более 30 дней. Данные сроки применяются в случаях, если договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1, 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Если обеспечение вносится в виде гарантии, то срок ее действия должен превышать срок контракта на месяц.

Источники

  • https://tass.ru/ekonomika/8819341
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/451409/
  • https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/reestr-smsp/
  • https://ZnayBiz.ru/forma/ooo/about/msp-rasshifrovka.html
  • https://pravo.team/zakupki/msp.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: