- Что регламентирует
- Суть закона
- Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 (ред. от 15.05.2019) “Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд”
- Участие в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ( ПП 791 )
- Что регулирует Постановление Правительства №791
- На кого и что распространяется
- Как применяется Постановление Правительства 791 об установлении запрета, разъяснение
- Запрет на допуск товаров легкой промышленности: теперь не только для федеральных закупок
- Минпромторг распространил запрет закупок легпрома из-за рубежа на региональный и муниципальный уровни
- В каком случае закупка продукции иностранного происхождения возможна
Что регламентирует
Документ запрещает приобретать товары, относящиеся к легкой промышленности, у иностранных продавцов. В законе сказано, что недопустимо не только приобретать их, но и брать в прокат/аренду. Документ действует, начиная с 1 сентября 2014 года. С тех пор как он вступил в силу, от заказчиков требуется указание в закупочных документах факта запрета на предложение позиций иностранного производства.
В документе закреплено 2 базовых требования при приобретении товаров легкой промышленности в целях обеспечения нужд государственного и муниципального характера:
- запрет на использование иностранных изделий;
- установление вспомогательных требований.
За все время действия закона в него не раз вносились изменения. Последние правки привели к тому, что продукция, изготовленная в странах ЕАЭС, была приравнена к товарам российского производства. Это касается изделий из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии. Запреты распространяются не только на объекты легкой промышленности, но и на транспортные средства, программное обеспечение, мебельные конструкции.
Суть закона
До тех пор, как было отменено действие Постановления №791 от 11 августа 2014 года, государственные заказчики не могли осуществлять закупки у иностранцев за исключением стран ЕАЭС. В установлен перечень дополнительных требований ко всем участникам:
- сырье и материалы также должны браться из ЕАЭС;
- покупка допустима только в том случае, если производство на территории РФ отсутствует.
В документе содержится 2 перечня товаров, которые недопустимо закупать. Первый список выглядит так:
- ткани и материалы;
- полотна вязаного типа, трикотажное сырье;
- готовые позиции из текстиля;
- ковровые изделия;
- канаты и веревки;
- нетканые полотна и все, что из них произведено;
- одежда из кожи;
- белье;
- специальные костюмы – униформа;
- позиции из махры;
- чулочно-трикотажные товары;
- галантерея;
- обувь;
- резиновая продукция;
- товары из пластика;
- услуги по прокату.
Что касается списка товаров иностранного производства, запрещенных к приобретению, он является более коротким и простым. В него входят:
- ткани;
- белье;
- кухонный текстиль;
- покрывала и пледы;
- одеяла;
- коврики;
- услуги по прокату.
В обоих случаях речь идет о прокате предметов одежды и текстильных изделий.
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 (ред. от 15.05.2019) “Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд”
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. N 791
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА
НА ДОПУСК ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ
ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, И (ИЛИ) УСЛУГ ПО ПРОКАТУ
ТАКИХ ТОВАРОВ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД, НУЖД СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что:
осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно – товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует;
дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство – член Евразийского экономического союза (далее – материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;
подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.
2. В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.
3. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разработать и утвердить до 1 сентября 2014 г. правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров;
провести консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств – членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма подтверждения отсутствия производства товаров, материалов или полуфабрикатов на территориях этих государств.
4(1). Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему постановлению, в рамках реализации:
программы приграничного сотрудничества “Карелия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Карелия” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества “Коларктик”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Коларктик” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества “Россия – Латвия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Латвия” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества “Россия – Литва”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Литва” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества “Россия – Польша”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Польша” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества “Россия – Эстония”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Эстония” на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы трансграничного сотрудничества “Интеррег. Регион Балтийского моря”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества “Интеррег. Регион Балтийского моря” на период 2014 – 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.
Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором – девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 269 “Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 15, ст. 1786);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1389 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 269” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7944).
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2014 г. N 791
ПЕРЕЧЕНЬ
ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА), И УСЛУГ ПО ПРОКАТУ ТАКИХ ТОВАРОВ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
Наименование товара и услуги |
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Ткани текстильные |
13.2 |
Полотна трикотажные или вязаные |
13.91 |
Изделия текстильные готовые (кроме одежды) |
13.92 |
Ковры и ковровые изделия |
13.93 |
Канаты, веревки, шпагат и сети |
13.94 |
Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды) |
13.95 |
Изделия текстильные технического назначения прочие |
13.96 |
Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки |
13.99 |
Одежда из кожи |
14.11 |
Спецодежда |
14.12 |
Одежда верхняя прочая |
14.13 |
Белье нательное |
14.14 |
Одежда прочая и аксессуары |
14.19 |
Изделия меховые |
14.20 |
Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные |
14.31 |
Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие |
14.39 |
Кожа дубленая и выделанная; меха выделанные и окрашенные |
15.11 |
Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь |
15.12 |
Обувь |
15.2 |
Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины |
22.19.73 |
Изделия пластмассовые прочие |
22.29.29 |
Услуги по прокату бытовых бельевых изделий |
77.29.14 |
Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви |
77.29.15 |
Одежда защитная огнестойкая |
32.99.11.140 |
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2014 г. N 791
ПЕРЕЧЕНЬ
ТОВАРОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА), И УСЛУГ ПО ПРОКАТУ ТАКИХ ТОВАРОВ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
Наименование товара и услуги |
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Ткани текстильные |
13.2 |
Изделия текстильные готовые (кроме одежды) |
13.92 |
Ковры и ковровые изделия |
13.93 |
Изделия текстильные технического назначения прочие |
13.96 |
Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки |
13.99 |
Спецодежда |
14.12 |
Одежда верхняя прочая |
14.13 |
Одежда защитная огнестойкая |
32.99.11.140 |
Услуги по прокату бытовых бельевых изделий |
77.29.14 |
Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви |
77.29.15 |
Участие в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ( ПП 791 )
Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее ПП 791 ) было введено с целью ограничения допуска на российский рынок импортной текстильной продукции и обуви. Вступило данное ПП в силу в полном объеме еще 1 сентября 2014 г. Позднее оно было дополнено Постановлениями Правительства от 17 февраля 2016 г. № 108 и от 26.10.2017 г. №1299. Рассмотрим подробнее данное ПП в действующей редакции. Под его юрисдикцию попали товары из всех стран, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и, естественно, России. Постановление правительства 791.
Что регулирует Постановление Правительства №791
Постановление Правительства №791 от 2014 года устанавливает запрет на покупку продукции легкой промышленности иностранного производства. Законодательно запрещается как закупка самих импортных товаров, так и услуг по их прокату.
Данный документ действует с 1 сентября 2014 года. С момента его вступления в законную силу заказчики обязаны прописывать в закупочной документации запрет на предложение иностранных товаров.
Он закрепляет 2 требования в случае закупки продукции легкой промышленности для государственных и муниципальных нужд. Это запрет на иностранные изделия и установление дополнительных требований для участников закупки.
Запреты, которые устанавливаются документом, являются наиболее радикальными и простыми для применения. Они полностью запрещают закупку из указанного в нем перечня. Помимо легкой промышленности, такие запреты распространяются на автомобили, программное обеспечение, мебель и пр.
На кого и что распространяется
Данный запрет распространяется на заказчиков, относящихся к федеральному уровню. К ним относятся:
- казенные учреждения, представляющие интересы государства;
- федеральные органы власти;
- фонды внебюджетного характера.
Приложение №1 распространяется только на те товары, которые включены в список. Приложение №2 распространено на заказчиков регионального и муниципального значения. Им нельзя приобретать белье, огнестойкие предметы одежды, текстильные изделия, ковры, ткани, а также пользоваться услугами по прокату.
Запрета на использование так называемых «смешанных лотов» в документе не содержится. Речь ведется о ситуации, когда одновременно происходит закупка товаров, входящих и не входящих в список. Однако заказчик обязан обосновать необходимость осуществления подобных действий и указать на взаимосвязь между позициями. Если запрет им не будет прописан, есть риск наложения штрафа, согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КОАП РФ. Размер его составляет 3000 р.
О запрете допуска иностранных товаров к участию в закупках:
Как применяется Постановление Правительства 791 об установлении запрета, разъяснение
Согласно нормам рассматриваемого документа, осуществление сделок между отечественными субъектами и иностранными предприятиями в отношении некоторых целей и товаров недопустимо, если только они не произведены в государствах ЕАЭС. Действие данной законодательной нормы не распространено на учреждения бюджетного характера.
В качестве вспомогательного требования, предъявляемого к участникам закупки, выступает использование в процессе изготовления товаров и услуг сырьевых ресурсов из ЕАЭС. Требование недействительно, если на территориях этих стран отсутствует производство таких позиций. При этом федеральные нужды включают в себя всевозможные закупки, осуществляемые за счет государственного бюджета.
Запрет на допуск товаров легкой промышленности: теперь не только для федеральных закупок
Минпромторг распространил запрет закупок легпрома из-за рубежа на региональный и муниципальный уровни
В каком случае закупка продукции иностранного происхождения возможна
Закупки перечисленных в Постановлении Правительства №791 товаров допускается при отсутствии производства подобного рода на территории ЕАЭС. Но заказчику необходимо предварительно получить заключение в Минпромторге, в котором будет прописано указание на отсутствие производства подобного рода на российской территории или на территории стран-государств ЕАЭС.
К такому заявлению прилагаются сведения об эксплуатационных характеристиках продукции. На основании рассмотрения поступившего заявления Минпромторг выдает заключение либо принимает решение об отказе в выдаче. Если заказчику предоставили отрицательный вердикт, то это означает, что данная продукция производится в ЕАЭС и заказчик обязан отклонять все заявки на участие с иностранными товарами.
Таким образом, Постановление Правительства №791 предусматривает запрет на закупку товаров легкой промышленности иностранного производства. Заказчик обязан отклонять все заявки на участие с предложениями товаров, которые не были произведены в ЕАЭС. Сведения о преимуществах для российских производителей и запрет на допуск импортных товаров в обязательном порядке должны отображаться в документах о проведении закупок. В постановлении содержится два перечня: один для федеральных заказчиков, другой – для региональных и муниципальных.
- https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/zakonodatelstvo/postanovlenie-791-ot-11-08-2014.html
- https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-11082014-n-791/
- https://44fzrf.ru/postanovlenie-pravitelstva-791/
- https://zakonguru.com/goszakupki/44/postanovlenie-791.html
- http://www.tendery.ru/forum/viewtopic.php?p=2447244