Начальная максимальная цена контракта НМЦК Проектно-сметный метод

Содержание
  1. НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС
  2. Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
  3. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
  4. Нормативный метод
  5. Тарифный метод
  6. Проектно-сметный метод
  7. Затратный метод
  8. Этапы расчета начальной цены контракта в соответствии с выбранным методом
  9. Приоритетный метод расчета: на чем основан
  10. Источники ценовой информации – откуда их получить
  11. Алгоритм и пример расчета НМЦК
  12. Направление запросов поставщикам
  13. Публикация запросов в Единой информационной системе (далее — ЕИС)
  14. Анализ реестра контрактов ЕИС
  15. Использование данных, которые содержатся в общедоступных источниках информации
  16. Метод сопоставимой рентабельности
  17. Метод распределения прибыли
  18. Откуда брать информацию о ценах?
  19. Как рассчитывается средневзвешенная цена?
  20. Расчет и использование референтной цены.
  21. Как использовать калькулятор
  22. Как использовать калькулятор, если неизвестен объем закупки
  23. Как рассчитать НМЦК по формуле Приказа № 567
  24. Пересчитать цены можно самостоятельно
  25. Другие важные правила.

НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок

Запрос котировок в «бумажной» форме

Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см. Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):

НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):

Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  • список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  • условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  • представленную лицами, включенными в РНП;
  • полученную из анонимных источников;
  • информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  • не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок:

— конкурс — увеличение не более чем на 10%;
— аукцион — увеличение не более чем на 13%;
— запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%;
— закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

  • Разместить запрос в ЕИС;
  • Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;
  • Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  • Провести в случае необходимости корректировку цен;
  • Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Этапы расчета начальной цены контракта в соответствии с выбранным методом

Согласно приказу №567 Минэкономразвития, в процессе ценообразования закупок заказчику следует придерживаться такого алгоритма:

  1. Определяется потребность в товарах и услугах с учетом целевого предназначения закупок.
  2. Устанавливается перечень требований к приобретаемым товарам и услугам, а также требования к условиям поставки товаров и услуг.
  3. Проводится маркетинговое исследование рыночной отрасли с помощью анализа открытых источников информации. Его целями является выявление товаров и услуг, отвечающих требованиям заказчика.
  4. Формируется описание закупочного объекта.
  5. Заказчику следует удостовериться, что в специальных нормативно-правовых актах не содержится ограничений по НМЦК с учетом объекта закупки.
  6. Определяется метод для расчета и обоснования НМЦК.
  7. Производится расчет НМЦК.
  8. Готовится его документальное обоснование.

Таким образом, от НМЦК зависят некоторые ограничения в выборе закупочной процедуры, сроки проведения торгов и прочие условия заключения госконтракта. Заказчик наделен обязанностью рассчитать и обосновать максимальную цену госконтракта. При этом ему следует использовать один из указанных в 44-ФЗ подходов: метод сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, затратный, проектно-сметный методы. Приоритетом обладает первый метод. Для определения НМЦК через метод сопоставимых цен рекомендовано использовать как минимум 3 варианта цен. Если закупаемый товар или услуга являются достаточно специфичными и ни один подход применить не удается, то заказчик должен это обосновать.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным. Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки. Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ.

Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.

Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми.

В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.

Источники ценовой информации – откуда их получить

Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
  • Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
  • При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ).

Алгоритм и пример расчета НМЦК

Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его требованиям. Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.

К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):

Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.

Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:

На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.

К примеру:

Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.

Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Направление запросов поставщикам

П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК. Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».

Публикация запросов в Единой информационной системе (далее — ЕИС)

Образец такого запроса для публикации в ЕИС

З апрос цен № (ред. №01)

Общая информация запроса цен:

Наименование организации, осуществляющей размещение запроса цен

Наименование объекта закупки

Проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика.

Из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг

Место предоставления ценовой информации

Ответственное должностное лицо, осуществляющее сбор ценовой информации

Адрес электронной почты, Номер контактного телефона, Факс

Сроки предоставления ценовой информации:

Дата и время начала предоставления ценовой информации (по местному времени)

Дата и время окончания предоставления ценовой информации (по местному времени)

Предполагаемые сроки проведения закупки

Сведения об объекте закупки / сведения о товарах, работах услугах:

Описание объекта закупки

Сведения, определяющие идентичность или однородность товара, работы, услуги

Требования к условиям исполнения контракта:

Основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки

Порядок оплаты, Размер обеспечения исполнения контракта

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества

Требования к порядку поставки товаров, выполнению работ, оказанию услуг

1 Техническое задание

2 Форма ответа на запрос

Анализ реестра контрактов ЕИС

Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также приложение № 2 Приказа № 567). Цена анализируемых контрактов может быть увеличена в зависимости от способа проведенного заказа: конкурс — стоимость может быть увеличена не более чем на 10 %; аукцион — 13 %; запрос котировок — 17 %; запрос предложений — 17 %; у единственного поставщика — не подлежит корректировке.

Использование данных, которые содержатся в общедоступных источниках информации

К такой информации относится реклама, каталоги, публичные оферты, котировки на биржах и площадках, государственные статистические отчеты и данные иных гос. и муниципальных органов, сведения информационно-ценовых агентств. Заказчику не следует использовать для определения НМЦК информацию: от лиц, состоящих в реестре недобросовестных поставщиков; от анонимных источников; не соответствующую описанию заказа; не содержащую детальный расчет.

Метод сопоставимой рентабельности

Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.

Этот метод в целом идентичен затратному методу, за исключением того, что по результатам сопоставления корректируется (если необходимо) не цена сделки, а прибыль (доход, выручка) от нее. Для расчета используются любые из следующих показателей рыночной рентабельности:

  • продаж. Рассчитывается как отношение прибыли от продаж к полученной выручке;
  • затрат. Отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг);
  • В активов. Отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов.

Также на производстве используются показатели рентабельности коммерческих и управленческих расходов, активов и другие.

Метод распределения прибыли

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок. Он используется, в частности:

  • при невозможности иных методов;
  • при наличии в собственности сторон прав на объекты НМА, оказывающих влияние на уровень рентабельности.

Прибыль распределяют пропорционально:

  • вкладу в совокупную прибыль по анализируемой;
  • распределению между сторонами сделки доходности, полученной на используемый вложенный капитал.

При применении метода распределяется совокупная прибыль либо остаточная прибыль всех сторон сделки.

Важно запомнить

В случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, и если это повлекло занижение сумм уплаченных налогов, предприятие вправе самостоятельно произвести корректировку.

Откуда брать информацию о ценах?

Это может быть любая информация, находящаяся в общем доступе и утвержденная приказом Министерства экономического развития РФ №567 от 2 октября 2013 года. Например, можно отправить запрос поставщикам или в ЕИС. А также допустимо получение информации из реестра контрактов или из результатов анализа.

Как рассчитывается средневзвешенная цена?

В соответствии с п. 5 Порядка средневзвешенная цена определяется на основании всех заключенных заказчиком и исполненных поставщиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета НМЦК, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Минздрав предлагает использовать формулу:

Ц1 х k1 + … + Цn x kn

Ц – цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k – количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

При определении средневзвешенной цены учитываются цены и количество единиц лекарственного препарата по документам о приемке товара, подписанным заказчиком в течение 12 месяцев, предшествующих расчету НМЦК на лекарственные препараты, по контрактам, исполнение по которым завершено.

При этом действуют следующие правила.

Не учитываются цены на лекарственные препараты, закупка которых осуществлялась у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 данного закона.

При закупке многокомпонентных лекарственных препаратов (комбинация из двух или более активных веществ) заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов по исполненным контрактам, за исключением случая, когда контракт на поставку этих препаратов был заключен по итогам конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов.

Заказчик вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов:

с остаточным сроком годности, на 20% и более отличающимся от предусмотренного заказчиком в описании объекта закупки;

по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки;

обращение которых на месяц расчета НМЦК на лекарственные препараты приостановлено в порядке предусмотренном ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Расчет и использование референтной цены.

Референтные цены рассчитываются автоматически с учетом объемов закупки лекарств посредством использования ресурсов ЕГИСЗ[2] по состоянию на 1 мая и 1 ноября (раньше на 1-е число первого месяца каждого квартала) текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок на основании цен единиц лекарственных препаратов без НДС и оптовой надбавки.

Сведения о референтной цене предоставляются в ЕИС посредством взаимодействия между ЕГИСЗ и ЕИС. Пока в ЕИС не размещены соответствующие данные, референтная цена при расчете НМЦК не применяется.

Как использовать калькулятор

Чтобы рассчитать НМЦК по 44 ФЗ в калькуляторе онлайн, понадобится получить минимум три ценовых предложения от потенциальных поставщиков. Для этого заказчики рассылают запросы на коммерческие предложения, в которых описывают, какие ТРУ и в каком объеме планируют закупить. В ответ организации присылают коммерческие предложения с актуальной информацией. Возьмите оттуда:

  • расценки за единицу ТРУ;
  • количество.

Для наглядности рассмотрим пример: заказчик хочет закупить 3 банки краски и 1 кисть для малярных работ. Ему прислали коммерческие предложения:

Поставщик Стоимость за 1 банку краски, рублей Стоимость за 1 кисть, рублей За весь заказ, рублей
№ 1 1000 200 3200
№ 2 1100 150 3450
№ 3 950 175 3025

Считаем с помощью калькулятора.

Шаг 1. Ввести стоимость первого ТРУ. Для этого заполните поля первой строки калькулятора расчета начальной максимальной цены контракта 44 ФЗ. Понадобится последовательно ввести расценки за один и тот же товар от каждого поставщика.

Шаг 2. Если необходимо добавить расценки по дополнительному КП, нажмите на кнопку калькулятора «Добавить поставщика».

Шаг 3. Введите в калькулятор количество ТРУ. В нашем примере — 3 банки краски.

Шаг 4. Чтобы добавить второй ТРУ, нажмите на кнопку калькулятора «Добавить позицию».

Шаг 5. Заполните поля калькулятора так же, как и для первого товара (шаги 1-3).

Шаг 6. Когда все готово, нажмите «Рассчитать». Онлайн-калькулятор НМЦК по 44 ФЗ бесплатно определит НМЦК, по которой проводить закупку, а дополнительно — среднюю стоимость каждой позиции.

ВАЖНО!
Если в КП указаны цены за весь заказ, используйте их. Для этого понадобится заполнить только одну позицию, указав стоимость всего заказа, а количество ТРУ — 1 штука.

Как использовать калькулятор, если неизвестен объем закупки

С 01.07.2019 Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019 разрешил заказчикам проводить закупки, если объем ТРУ неизвестен. А с 01.10.2019 проводят закупки лекарств, зная расценки за единицу или суммарную стоимость единиц лекарств, в рамках этого же Федерального закона.

НМЦК в этом случае рассчитывается немного иначе — требуется определить среднюю стоимость для каждого товара, работы или услуги. Инструкция по работе с калькулятором НМЦК по 44 ФЗ online отличается только тем, что количество ТРУ не вводится. Используйте значение «1», которое установлено по умолчанию.

Вот как это выглядит для примера с краской и кистью.

Шаг 1. Введите расценки за краску. Поле «Количество» не заполняйте, оставьте значение «1»!

Шаг 2. Добавьте позицию и введите расценки за кисть.

Шаг 3. Нажмите «Рассчитать». Используйте значение НМЦК, если объем закупки неизвестен. Объявляйте торги по средней цене за единицу ТРУ.

Как рассчитать НМЦК по формуле Приказа № 567

Вот инструкция, как рассчитать начальную максимальную цену контракта:

  1. Получить сведения о расценках на товар.
  2. Рассчитать их однородность.
  3. Рассчитать НМЦК.
  4. Пересчитать, если прошло больше полугода от даты получения.

Формула для калькулятора расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен указана в п. 3.21 Методических рекомендаций № 567.

Рекомендуем использовать в калькуляторе определения НМЦК по 44 ФЗ минимум три ценовых предложения. Предположим, что закупаем три электрических кухонных плиты. От потенциальных поставщиков получили такие ценовые предложения:

  1. Одна плита в предложении № 1 — 100 000 руб.
  2. Одна плита в предложении № 2 — 150 000 руб.
  3. Одна плита в предложении № 3 — 90 000 руб.

Получаем пример определения начальной максимальной цены контракта: 3/3 × (100 000 + 150 000 + 90 000) = 340 000 руб.

Пересчитать цены можно самостоятельно

В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между невзаимозависимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), которые из за этого не были получены одной из сторон, учитываются для целей расчета налогов.

При этом проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц;
  • НДПИ;
  • НДС (в случае если одной из сторон сделки является организация, не являющаяся плательщиком этого налога или освобожденная от его уплаты.

Предприятие вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от указанной в сделке, если она не соответствует рыночной. В случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, если это повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов, предприятие вправе самостоятельно произвести их корректировку. Ее можно провести по истечении календарного года одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль организаций. А если предприятие не является плательщиком налога на прибыль – в сроки, установленные для представления налоговой декларации по этому налогу.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Сумма недоимки, выявленной по результатам корректировки, должна быть погашена не позднее даты уплаты налога на прибыль. Если недоимка оплачена в указанный срок, то пени не начисляются.

Другие важные правила.

При установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата не учитываются значения:

Оптовые надбавки могут применяться при расчете НМЦК на препараты, начальных цен единиц лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП в случаях, установленных п. 10 Порядка. При этом размер оптовой надбавки для лекарственных препаратов из разных ценовых сегментов определяется по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки при проведении каждой следующей закупки заказчик устанавливает минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК на препараты, по которой не подано заявок на участие в закупке. Если эти действия так и не привели к заключению контракта, при осуществлении следующей закупки в качестве цены единицы лекарственного препарата, начальной цены лекарственного препарата заказчик применяет максимальное значение цены лекарственного препарата по данным государственного реестра.

Подведем итог. Ранее действовавший аналогичный порядок определения НМЦК лекарственных препаратов, который был утвержден Приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 № 871н, утратил силу. Вместе с тем новый порядок практически не отличается от предыдущего. Есть небольшие нововведения: так, при расчете методом сопоставимых рыночных цены обязательно подавать запросы о предоставлении информации и дополнительно использовать общедоступную ценовую информацию.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555).

Источники

  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-po-44fz.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/nmck.html
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen
  • https://premium-vs.ru/raschet-nmck-metodom-sopostavimyh-rynochnyh-cen-primer/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/347555/
  • https://nalog-fns.ru/metod-sopostavimyh-rynochnyh-tsen/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: