Некоторые аспекты охраны и использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения

Содержание
  1. Статья 79 ЗК РФ. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
  2. Комментарий к Статье 79 ЗК РФ
  3. Другой комментарий к Ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации
  4. Понятие статуса и общая характеристика наделов
  5. Кто может претендовать на эти угодья?
  6. Субъекты и объекты прав на земельные участки
  7. Кто является собственником?
  8. Можно ли получить в частную собственность?
  9. Регулирование оборота
  10. Использование сельхозземель
  11. Фонд перераспределения
  12. Право собственности на сельхозземли
  13. Предоставление
  14. Изъятие
  15. Что можно и нельзя строить на с/х земле
  16. Лазейки в законе и предприимчивость (не рекомендуем!)
  17. Понятие и состав особо ценных земель
  18. Правовой режим особо ценных земель
  19. Категория особо ценных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения
  20. Сохранение особо ценных земель
  21. Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация
  22. Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
  23. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья
  24. Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Статья 79 ЗК РФ. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Новая редакция Ст. 79 ЗК РФ

1. Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

2. Утратил силу с 5 января 2005 г.

3. Утратил силу с 5 января 2005 г.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

6. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Комментарий к Статье 79 ЗК РФ

В п. 1 комментируемой статьи раскрывается состав сельскохозяйственных угодий, включающий пять подвидов разрешенного использования. Законодатель в данном случае не проявил какой-либо оригинальности и возвел в ранг нормы расшифровку экспликации земель из стандартного проекта землеустройства (перераспределения) реорганизуемого колхоза (совхоза) 1992 – 1995 гг., изменив только первоначальный порядок следования подвидов (пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища, лесные площади, кустарники, болота, под водой, нарушенные земли).

Комментируемая статья, несмотря на свой заголовок, на самом деле не раскрывает все особенности использования сельскохозяйственных угодий, используя в п. 1 юридически бессодержательное выражение “приоритет в использовании”, а в п. 4, говоря об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях, предусматривает, что они могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Пункт 4 ст. 79 наделяет субъекты РФ правом составления перечней особо ценных угодий, использование которых для других целей не допускается. На самом деле речь в данном случае идет не просто об угодьях, а о конкретных земельных участках не обязательно с определенными на местности границами, так как при выделе земельных участков в счет земельных долей кадастровыми инженерами используется в основном картометрический способ определения местоположения границ. Перечень особо ценных земельных участков утверждается главой субъекта РФ и опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Правовой режим особо ценных угодий заключается прежде всего в невозможности изменения вида разрешенного использования. Однако до настоящего времени федеральным законодателем и не разработаны и не рекомендованы для повсеместного применения принципы хозяйственного использования особо ценных угодий, возможности использования пашни, например, для сенокосов или пастбищ, ответственность за неиспользование таких угодий. Вне всякого сомнения, правило пункта 4 ст. 79 ЗК только частично разрешило вопрос об особо ценных угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Правило пункта 5 комментируемой статьи – порядок использования земельных долей – и вовсе выходит за рамки особенностей использования сельскохозяйственных угодий. Оборот земельных долей не связан непосредственно с “использованием” сельскохозяйственных угодий, он имеет самостоятельный характер. В процессе этого оборота происходит всего лишь смена собственника долей <632>. С точки зрения законодательной техники, обособленность оборота земельных долей также подчеркивается включением правил о них в отдельную главу III (ст. ст. 12, 12.1, 13, 13.1, 14) Закона N 101-ФЗ.
——————————–
<632> См.: Столяров В.М. Организационно-экономический механизм консолидации и организации использования земельных долей (на примере Владимирской области). Дис. … канд. экон. наук. М., 2013. С. 39 – 46.

Другой комментарий к Ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье перечислены виды сельскохозяйственных угодий, но не дано определений ни пашни, ни сенокосов и других видов угодий. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни – земли, используемые для посевов и паров; залежи; многолетние насаждения – земли, занятые плодово-ягодными насаждениями, виноградниками, тутовыми насаждениями, чаем, хмелем и др.; сенокосы – земли, используемые в основном для получения сена; пастбища – земли, предназначенные для пастьбы скота*(21).

Учитывая экономическое значение использования сельскохозяйственных угодий, эти земли имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Комментируемая статья развивает содержание принципа приоритета ценных и особо охраняемых земель, который закреплен в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ (см. комментарий).

Суть правовых мер, которые являются средствами обеспечения соблюдения указанного выше принципа, заключается в том, что особо ценные продуктивные угодья и сельскохозяйственные угодья с кадастровой стоимостью, существенно превышающей среднерайонный уровень, могут быть на основании законодательства субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается*(22).Например, в Московской области действует Закон Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области”. Согласно ст. 5 этого Закона сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране и приоритетному использованию для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей.

2. Особое значение имеет вопрос об использовании, как сказано в п. 5 комментируемой статьи, земельных долей. Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” закрепил определение понятия “земельная доля” (ст. 15). Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности в соответствии со ст. 14 названного Закона. Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения уведомляются о проведении общего собрания не позднее чем за 30 дней до дня его проведения в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.

Аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, совершаются или участниками долевой собственности, или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками. Если согласия участников на совершение сделки не достигнуто, то часть участников, выразивших свое несогласие, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей и распорядиться выделенным участком по своему усмотрению.

Согласно ст. 13 названного Закона участник или участники долевой собственности на земельный участок вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает следующих требований.

В соответствии со ст. 4 названного Закона минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют установленным требованиям.

Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства предельного минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Однако это требование не распространяется, во-первых, на случаи выдела земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ, и, во-вторых, на случаи, когда формируются земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 названного Закона.

Образование выделяемого земельного участка осуществляется на основании решения общего собрания.

В случае если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности вправе выделить в счет своей земельной доли участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

В случае если в течение 30 дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности от них не поступят возражения относительно местоположения выделяемого земельного участка, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом РФ. В случае недостижения согласованного решения споры рассматриваются в суде.

Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании решения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, на основании решения муниципального образования. Общее собрание участников вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на этот земельный участок.

Урегулирован порядок совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок. Согласно ст. 12 названного Закона к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок, применяются правила ГК. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а также ст. 13 и 14 Закона.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление. Он может также либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

Согласно ст. 18 Закона свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае если участник долевой собственности на земельный участок продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Указанные сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально.

Понятие статуса и общая характеристика наделов

Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.

Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:

  1. поля для выращивания агрокультур;
  2. дороги;
  3. лесопосадки;
  4. пруды;
  5. постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

  1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли могут быть использованы:

  • для фермерского бизнеса;
  • для личного подсобного хозяйства;
  • постройки дачи
  • животноводства;
  • сенокошения и выпаса скота;
  • научных исследований;
  • садоводческой деятельности.

Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства. Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (как рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ?).

Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.

Важно! Для земель сельскохозяйственного назначения есть предусмотрен ряд ограничений. В основном их приобретают фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, которые планируют их использовать исключительно для агрохозяйственных целей.

Кто может претендовать на эти угодья?

Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды.

Субъекты и объекты прав на земельные участки

Субъектами права собственности на земельные наделы могут быть физлица, сельскохозяйственные компании, кооперативы, образовательные и НИО, некоторые виды общественных объединений при условии, что их деятельность будет связана с сельскохозяйственным производством.

Права на землю могут быть ограничены. Например, физлицам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более установленных предельных норм либо использовать их способами, противоречащими назначению. Иностранцам запрещено покупать и продавать участки земель сельскохозяйственной категории.

Объектом права собственности может быть только обособленный участок земли или часть этого надела (). У участка должен быть свой кадастровый номер, а также все правоустанавливающие документы. Если земля не оформлена, то для начала нужно пройти процедуру постановки ее на кадастровый учет.

Справка. К сельскохозяйственным участкам относятся плодородные пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники, которые подлежат особой охране.

Кто является собственником?

Собственником участка может быть физическое или юридическое лицо либо государство. В соответствии со собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые законные действия (не противоречащие назначению земли).

Можно ли получить в частную собственность?

Если земля находится в собственности государства, то она может быть куплена гражданином или сельскохозяйственной компанией, фермерами, членами кооператива и другими организациями. Если участок еще не поставлен на кадастровый учет, то:

  1. В местные органы власти нужно подать заявление о предварительном согласовании предоставления земли.
  2. Провести межевание и сформировать пакет документов для регистрации.
  3. Затем подать еще одно заявление и заключить договор купли-продажи.

Если не будет желающих выкупить участок на открытых торгах, то в течение месяца сделка будет оформлена и останется только зарегистрировать права собственника в Росреестре. Выкупить сельскохозяйственную землю можно став участником открытого аукциона. Например, это может сделать ее добросовестный арендатор (согласно ).

Земельный участок, выделенный в счет долей, находящихся в муниципальной собственности, может быть продан тем фермерам, которые ее использует без проведения торгов в течение полугода с момента регистрации права на участок. При этом цена устанавливается в размере не более 15% кадастровой стоимости земельного надела.

Регулирование оборота

Важно! Главное правило для всех собственников этой категории земель: целевое использование. Это требование закреплено и ЗК РФ.

Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку. О том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы подробно рассказывали в этой статье.

Не допускается:

  • образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
  • покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
  • неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.

У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» .

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Изъятие

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Что можно и нельзя строить на с/х земле

В интернете можно встретить мнения, что сельскохозяйственные земли можно использовать под ЛПХ с постройкой дома или садоводство. Это не совсем так: их можно использовать, но при переводе в другую категорию.

“Для сельскохозяйственного производства”– это вид разрешенного использования земельных участков категории “земли сельскохозяйственного назначения СХ2”. Есть несколько законодательных актов, которые регулируют правовой режим таких участков. Это: Земельный кодекс РФ (п.1 ст. 85, п.6. ст. 87, ст.78), Градостроительный кодекс РФ и ФЗ 217 “О ведении гражданами садоводства”.

В частности:

  • Статья 23 ФЗ № 217 дает право образовывать садовые и огородные земельные участки из земель с/х назначения. Обращаем внимание, не использовать эти земли под сад и огород, а образовывать — проводить юридическое оформление по изменению статуса.
  • Статья 7 ФЗ № 172 перечисляет случаи, когда такой перевод возможен. Там не идет речь про отдельные садовые участки и огороды. Смысл заключается в изменении черты города, когда, допустим, создают Садоводство им. Ленина в рамках какого-либо города.

Вот тутможно прочитать официальные комментарии Росреестра.

Что можно построить на таких участках? Объекты, которые необходимы для осуществления с/х деятельности:

  • производственные объекты, но только в рамках выпуска с/х продукции;
  • хозяйственные постройки: склады, хранилища, ангары;
  • гаражи, да, и их можно, если там будет храниться техника;
  • объекты для временного пребывания людей, например, для отдыха рабочих;
  • теплицы для выращивания с/х продукции.
  • или иные постройки, обеспечивающие сельскохозяйственную деятельность, такие как дом пасечника, дом рыбака, дом охотника и т.д.

Важно! Тема строительства жилого дома на земельном участке крайне важна. Поэтому в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ) планируется внести изменения. В частности в состав имущества фермерского хозяйства его прежних видов, будет входить жилой дом (дополнение в пункт 1 статьи 6 ФЗ 74-ФЗ).

Правда дом должен быть один и со строгими параметрами: количество этажей – не более 3, общая площадь – не более 500 м2, назначение – для проживания членов фермерского хозяйства

В случае строительства зданий и капитальных строений (капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, мастерская, гараж и т.д.) разрешённый вид использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство.

Не капитальные строения и сооружения (бытовка, сарай, навес и др.), а также объекты, которые могут быть отнесены к постройкам вспомогательного использования возводятся без получения разрешений на строительство (п. 3 ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). Оформление таких построек в регистрационной палате является добровольным.

Лазейки в законе и предприимчивость (не рекомендуем!)

Обойти закон сложно, но нет невозможного. Некоторые предприимчивые граждане ставят дом, а фундамент делают небольшим или вовсе прячут под горы глины или земли. В результате в ходе проверки надзорными органами такой объект представляется как временная постройка.

Прокатит это или нет, зависит от конкретного инспектора и судов. Обычно при проверках сложно доказать, что объект — капитальный жилой дом, ведь никто инспектора не впустит внутрь определять наличие печки и других аспектов.

Еще вариант — изучить законодательство, регулирующие порядок проведения надзорных проверок, судебную практику, и просто при каждой проверке отменять решения по процессуальным или материальным основаниям.

В любом случае, ни один из таких вариантов мы не советуем использовать. Почему? Потому что это куча проблем, траты времени и денег. Проще не испытывать удачу, а купить участок с правильным юридическим оформлением.

Подводя итоги, ещё раз делаем акцент: само по себе строительство на земельном участке, предоставленном для ведения сельского хозяйства, не запрещается, но любое строительство должно быть произведено с соблюдением норм градостроительного законодательства.

Поселки проекта «Мой гектар» имеют разные разрешенные виды пользования земли. Есть поселки под ИЖС, есть земли сельхоз назначения. Каждому заинтересованному можно подобрать интересный для него проект. В результате клиенты не получают вместе с землей кучу проблем и особое внимание надзорных органов.

Как вариант, можно изменить категорию земель или вид разрешенного использования, если мы говорим, про «земли населенных пунктов».

Понятие и состав особо ценных земель

Данные земли представляют собой исключительный класс государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения. К данной категории, согласно земельному законодательству, относятся следующие территориальные объекты:

  • ландшафты типичного характера;
  • особо редкие ландшафты;
  • культурные и исторические ландшафты;
  • уникальные биологические комплексы, которые включают растительность и животные организмы;
  • территории, которые используются при выполнении международных обязательств и условий международных договоров;
  • редчайшие геологические образования;
  • земельные территории, которые используются для проведения научных и исследовательских работ и находятся в собственности соответствующих учреждений.

Правовой режим особо ценных земель

Режим особо ценных земель, установленный земельным законодательством, предусматривает принятие пользователями, собственниками, арендаторами и владельцами необходимых мер по охране природных, культурных и исторических объектов на территориях, в пределах которых они локализируются.

Особо ценные земли, в пределах которых находятся биологические виды животных и растений, которые занесены в государственные или муниципальные Красные книги, подлежат изъятию для охраны и воспроизводства природных компонентов.

Законодательство предусматривает возможность создания специальных питомников или зоопарков для разведения редких видов.

Ценные природные и культурные комплексы могут разрушаться или транспортироваться при условии наличия соответствующего разрешения государственных или муниципальных органов. Любые исследовательские, мелиоративные или строительные работы, которые несут потенциальный риск объектам особо ценных территорий, должны согласовываться с компетентными учреждениями.

Земельные территории включают в себя такие участки, точный правовой статус которых не определяется из-за отсутствия соответствующего пункта в классификациях или подтверждающей законодательной базы. Такие участки земли могут признаваться территориями с особой ценностью и быть объектов установления особого охранного режима.

Категория особо ценных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные территории отличаются наличием особой целевой специализации, поэтому законодательством исключаются любые варианты нарушения правового режима и целевого предназначения. Однако данная категория также включает в себя особый класс – особо ценные земли в составе территорий сельскохозяйственного предназначения, которые имеют следующий состав:

  • ценные виды почвы и черноземов, которые отличаются повышенными плодородными свойствами;
  • территории опытных полей, которые используются для научных экспертиз и исследований;
  • территории, которые находятся в пользовании государственных и муниципальных агротехнологических предприятий;
  • торфяные залежи, которые расположены на значительной глубине или же находятся в осушенном состоянии;
  • участки, которые находятся в распоряжении научно-исследовательских и образовательных заведений;
  • территории, которые имеют значительное культурное и историческое значение для народов страны;
  • земли природно-заповедного, рекреационного значения, которые предусматривают особый природоохранный режим.

Отнесение таких территорий к классу особо ценных в составе сельскохозяйственных земель осуществляется на основании их природных качеств и плодородных свойств, а также с учетом возможности их применения для удовлетворения социальных и культурных потребностей населения. Стоит обратить внимание, что почва повышенного качества относится к особо ценным лишь при условии включения ее в состав сельскохозяйственных территорий.

Особо ценные земли в составе сельскохозяйственных территорий могут быть исключены из пользования на основании земельного законодательства и при условии согласования данного процесса с Правительством РФ.

Территории, которые представляют особую ценность в составе сельскохозяйственных участков, могут находиться в государственной, муниципальной собственности или же быть в распоряжении частных физических и юридических лиц. Земельное законодательство предусматривает возможность изъятия земельных участков из собственности, владения или пользования только при соблюдении законной процедуры.

Безвозмездное принудительное изъятие особо ценных категорий земель из состава сельскохозяйственных участков невозможно, так как осуществляется лишь на основании договора, при условии выплаты материального возмещения и утраченной выгоды, а также в форме выкупа для удовлетворения общественных потребностей.

Сохранение особо ценных земель

Земельное законодательство констатирует приоритет сохранения особо ценных земель, который полностью запрещает и исключает возможность изменения целевой специализации данных территорий. Сохранению земель особой ценности подлежат следующие виды территорий:

  • земли повышенной ценности, которые находятся в составе территорий сельскохозяйственного предназначения;
  • территории, которые включают в себя защитные лесные насаждения;
  • участки, на которых находятся уникальные природные комплексы;
  • земельные территории, в пределах которых находятся народные объекты культурного наследия.

Передовыми целями мер по сохранению земель повышенной ценности являются:

  • предотвращение возможного загрязнения химическими, техногенными или биологическими факторами, структурной деградации, снижения плодородных свойств и качеств почвы, порчи и уничтожения земельных территорий;
  • ликвидация всевозможных вредоносных факторов, а также последствий их воздействия;
  • обеспечение и контроль соблюдения правил целевого предназначения и порядка использования территорий с особой ценностью;
  • восстановление плодородных свойств на ценных территориях, которые включены в состав земель сельскохозяйственного предназначения.

Таким образом, процесс сохранения и защиты территорий с повышенной ценностью заключается в активной деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также физических и юридических лиц, которая направлена на сохранение земли, природных объектов и культурно-исторических комплексов. В данном случае земельные участки рассматриваются не только как основной природный ресурс государства, компонент окружающей среды, но и объект важного социального и культурного значения.

Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий осуществляется с целью получения достоверного результата при оценке общей территории государства. Данная оценка сельхозугодий включает определение основных параметров (продуктивность, оценочные затраты, показатели кадастровой стоимости, цена произведенной продукции).

Кадастровая оценка сельхозугодий проводится перед заключением любых сделок, объектами которых являются данные территории. Такая процедура является обязательным условием для установления конкретного правового режима:

1. Аренда. Договор аренды земель сельскохозяйственного предназначения может заключаться на срок не более 49 лет, а минимальный срок устанавливается законодательством в зависимости от целевой специализации участка. Земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам на основании заявления. При поступлении нескольких заявлений предоставление в аренду определенной территории осуществляется на конкурсной основе.

2. Перевод сельскохозяйственных угодий в иные эксплуатационные категории возможен при наличии серьезных оснований, среди которых:

  • консервация;
  • изменение границ населенных пунктов;
  • соблюдение условий международных договоров;
  • строительство и эксплуатация культурных и социальных объектов;
  • принятие мер по обеспечению государственной безопасности;
  • содержание объектов культурного наследия страны;
  • добыча особо ценных полезных ископаемых;
  • строительство объектов связи, транспорта и коммуникаций;
  • включение территорий в состав лесного или водного фонда.

3. Продажа сельскохозяйственных угодий возможна в пользу частных лиц или же государственных и муниципальных учреждений, которые пользуются преимущественным правом приобретения таких земель.

Продажа сельскохозяйственных угодий возможна при условии извещения исполнительных государственных и муниципальных органов о предстоящей продаже с указанием точной цены, размера, места расположения и срока, в течение которого будет заключена сделка.

Срок расчета для таких процедур не должен превышать более 90 дней.

Если муниципальные и государственные органы не изъявили намерений по приобретению участка, то владелец имеет право самостоятельно продать недвижимость третьим лицам на любых условиях.

4. Приватизация сельскохозяйственных угодий, которые находятся в государственных или муниципальных активах, возможна в законном порядке, который устанавливается земельным законодательством. Осуществление приватизации стало возможно с момента действия соответствующих законов.

Приватизации не подлежат территории государственной или муниципальной собственности, которые используются в качестве оленьих пастбищ регионов Крайнего Севера, а также отгонные пастбища. Важным условием проведения процедуры приватизации является сохранение целевого назначения.

Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Правовой порядок эксплуатации земельных долей, которые были определены после приватизации угодий сельскохозяйственного назначения, согласно с земельным законодательством, не вписывается в рамки стандартного использования сельскохозяйственных территорий. Оборот земельных долей не связывается непосредственно со сферой эксплуатации, так как основывается исключительно на применении принципа правовой собственности.

В процессе оборота долей сельскохозяйственных угодий осуществляется смена собственника.

В государственную регистрацию прав собственности долей земельных угодий включается государственная кадастровая оценка угодий в сельском хозяйстве и их долей. Права на такие участки регистрируются на основании поданных заявлений от участников собственности в долях, а также уполномоченного лица от имени общего собрания долевой собственности.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отличаются от стандартных угодий сельского хозяйства тем, что такие разновидности относятся к группе территорий, использование которых в иных целях не допускается законодательством.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не определяется строгой законодательной нормой, так как правовая система позволяет составлять такие списки субъектам государства. После составления списка хозяйственных угодий, данный перечень должен окончательно утверждаться главой конкретного субъекта страны.

Процедура составления такого документа предусматривает предварительную публикацию содержания списка в местных средствах массовой информации, которые существуют на территории конкретного муниципального субъекта.

Субъектами, которые составляют перечни сельскохозяйственных угодий специального предназначения, могут быть:

  • опытно-производственные подразделения научных организаций;
  • учебно-опытные подразделения образовательных организаций.

Сельскохозяйственные угодья, которые имеют значительную хозяйственную ценность, являются не просто территориями для выполнения фермерских или огородных работ, а представляют собой определенные земельные участки, которые могут характеризоваться неопределенными границами. Такая ситуация возникает в силу особого принципа раздела зон, потому что при межевании территорий кадастровыми специалистами за счет земельных долей применяется картометрический метод разграничения места расположения земельных границ.

Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Проблема ухудшения качества и экологического состояния сельскохозяйственных угодий предусматривает разработку определенных мер и способов для охраны и восстановления таких территорий. В соответствии с законодательными актами:

  • улучшение состояния земель и их охрана является важной функцией государственных земельных структур;
  • охрана земель направлена на контроль рационального использования, защиту и восстановление почвы.

Системы охраны и защиты территорий состоит из конкретных правовых и организационных мероприятий, которые оказывают всестороннее благоприятное воздействие на земли, способствуют устранению негативных факторов, пагубно сказывающихся на качестве почвы.

Источники

  • http://ZKodeksRF.ru/gl-14/st-79-zk-rf
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/selhoz/pravovoj-rezhim.html
  • https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/selskohozyajstvennogo-naznacheniya
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/kak-i-chto-mojno-stroit-na-selhoz-zemle–otvechaet-iurist-5e412034c5354652dd8b8378
  • https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobo-cennye-zemli.html
  • https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobennosti-ispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-ugodij.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: