Никах в исламе

Содержание
  1. Брачные традиции и обычаи в исламском мире
  2. Идеальная жена для мусульманина
  3. Сватовство
  4. Заключение брака по законам шариата
  5. Необходимо ли согласие родителей?
  6. Ночь хны
  7. Свадебный наряд в Исламе
  8. Духовные рекомендации ислама
  9. Первая брачная ночь
  10. Обязательства жены и мужа
  11. Обязательные условия мусульманского брака
  12. 1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.
  13. 2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.
  14. 3. Присутствие опекуна со стороны невесты.
  15. 4. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
  16. Требования, предъявляемые к свидетелям
  17. 5. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
  18. 6. Публичное оглашение брачного союза.
  19. 7. Отсутствие ихрама (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.
  20. 8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).
  21. 9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.
  22. 10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания или других препятствий медицинского характера[30].
  23. Традиции брака
  24. Обряд в мечети
  25. Сборы
  26. Церемония
  27. Временный брак
  28. Суть никаха-мут’а
  29. Мут’а в Иране
  30. Бывают ли гражданские браки в исламе?
  31. Фиктивное замужество
  32. Кольца
  33. Отличие брака в исламе от официального
  34. Заключаются ли родственные браки в мусульманских странах?
  35. Банкет по-мусульмански
  36. Случаи самых ранних браков
  37. Никах с христианкой
  38. Отношение к межнациональным семьям
  39. Отношение государства к религиозному браку
  40. Легализация свидетельства о браке в Израиле
  41. Развод в исламе

Брачные традиции и обычаи в исламском мире

Союз мужчины и женщины в исламе так же естественен и необходим как воздух и вода. Для полноценного бытия и продления человечества.

Всевышний создал для мужчины женщину и призвал их жить в мире и взаимопомощи крепкой семьей. Вот и в наши времена брак — важное и обязательное дело. Готовятся к нему еще с рождения ребенка.

Существует ряд брачных традиций и обычаев:

  1. для девочки обязательно подготавливают приданное. Предметы домашнего быта. Например, 40 подушек и одеял, вышитых невестой собственноручно;
  2. за дочь родители просят у жениха калым. Сумма выкупа определяется родителями. Но если невеста не оправдает ожидания жениха, он при разводе может потребовать вернуть часть калыма;
  3. процесс бракосочетания называется — никях. Проводят его имам, попечители невесты, трое свидетелей и сами вступающие в брак. Невеста трижды отвечает, согласна ли она на замужество и требует махр. Это подарок жениха невесте, который в случае развода остается с ней;
  4. после совершения никяха молодой муж забирает жену в свой дом.

В исламской религии существует два основных течения — сунниты и шииты. Все началось очень давно, после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Начался спор, кому же дальше будет принадлежать духовная и политическая власть в Халифате.

Одни выступали за передачу власти по родственной линии (шииты), а другие выступали за выбор халифов и следование суннам (сунниты).

Подавляющее большинство было за второй вариант, пока в религию не вмешалась политика – в середине прошлого века внутренних конфликтов не было. Представители разных течений столетиями жили мирно и женились между собой.

Единственное отличие относительно института брака — это существование у шиитов временного брака.

Девушкам часто советуют в виде махара просить что-то ценное, чтоб в случае развода они были материально обеспеченные.

Идеальная жена для мусульманина


Мусульманские мужчины крайне ответственно подходят к выбору будущей жены. Для них важно, чтобы девушка:

  • была здорова и благочестива;
  • получила высоконравственное воспитание;
  • хорошо разбиралась в вопросах исламской религии.

Желательно, чтобы она была еще красива и богата. Однако правоверные чтят предостережения Пророка о том, что неправильно делать внешнюю привлекательность женщины и уровень ее достатка главными критериями. Пророк предупреждал, что внешняя красота может в будущем пагубно сказаться на душевных качествах, а богатство – стать причиной непокорности.

Критерии выбора будущей жены основаны на целях создания семьи, ведь брак заключается для:

  • создания гармоничного союза любящих людей;
  • рождения и правильного воспитание детей.

С этой точки зрения, параметры, которыми мусульманские мужчины руководствуются при выборе спутницы жизни, выглядят вполне логичными.

Сватовство

Как и у многих народностей, свадьба у мусульман начинается со сватовства. Чаще всего, современные парни сами знакомятся с девушками, выбирая себе пару, а его семья уже одобряет или не одобряет данный союз. Однако есть и такие семьи, в которых поисками невесты занимается мать или сестра молодого человека. Когда выбор будет сделан, жених с членами своей семьи приходит знакомиться с невестой, поднося ей подарки. Через 7 дней после такого визита девушка должна дать согласие на брак или отказать парню, вернув ему все подарки.

Если невеста дает положительный ответ, к ней снова приходят с визитом родственники жениха. В этот день ей на безымянный палец надевает кольцо замужняя родственница парня, показывая тем самым, что теперь эта девушка станет в скором времени женой. Семья невесты готовит праздничный обед, главным блюдом которого является национальная шурпа.

После сватовства происходит сбор представителей от каждого рода для обсуждения деталей свадьбы: от даты и места ее проведения до количества гостей и меню. Согласно традициям и обычаям мусульман за все платит сторона жениха, как и в случае турецкой свадьбы. Обычно такое мероприятие обходится от 5 000$, не включая подарки невесте и ее родственникам. Поэтому, хоть в мусульманских странах разрешено многоженство, не все мужчины решаются на него, ведь надо не только заплатить за свадьбу, но и достойно содержать свою жену и общих детей.

Молодожены могут видеться перед свадьбой только в присутствии других людей. Им нельзя держаться за руки и прикасаться друг к другу, они могут общаться, но только на важные темы. Девушка должна быть надета в закрытое платье, чтобы жених мог видеть только ее лицо и кисти рук, судя по которым парень и его родственники складывают свое мнение о ее внешности и здоровье.

Заключение брака по законам шариата

Шариат — «список правил» для каждого мусульманина. И по его законам брак вступает в силу после совершения никяха. Муж и жена имеют свои обязанности, которые тоже прописаны в законах шариата и являются обязательными для выполнения.

Необходимо ли согласие родителей?

Для девушки согласие родителей обязательно – отца или мужчины по линии отца, который должен выдать ее замуж.

Если к девушке сватается молодой человек порядочный и религиозный, опекун спрашивает у невесты, согласна ли она на брак, и если она отвечает утвердительно, обязан разрешить союз.

Бывает, без особых причин опекун сам не соглашается выдавать девушку замуж, если такое повторяется трижды, автоматически его место занимает другой мужчина по линии отца.

Если девушка не согласна на брак, насильно принудить ее не могут. Это — грех. Такая семья сразу обречена на страдание и муки, а это противоречит религии ислама.

Мужчина не нуждается в одобрении и согласии своих родителей на брак. Он рождается свободным и сам решает свое будущее. Главное, чтоб муж был способен обеспечить своей жене и детям достойный быт и достаток.
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Ночь хны


Исламская женщина имеет право выходить замуж неоднократно, но ночь хны бывает лишь однажды, за 1-2 дня до первого никаха. Она символизирует расставание девушки с отчим домом и незамужними подругами, а также означает начало новой жизни в статусе жены, замужней дамы. По сути, «ночь хны» – это девичник.

По традиции собравшиеся женщины поют печальные песни, а невеста – плачет. Принято считать, что чем больше пролито слез в эту ночь, тем удачнее и счастливее будет предстоящее супружество. В прежние времена вступление в брак действительно давало повод для рыданий, ведь молодая женщина надолго (иногда и навсегда) разлучалась с родными. Она переживала по поводу переезда в семью жениха, с которым могла быть даже незнакома.

Сейчас многое изменилось. Невесты уже не грустят, а откровенно радуются, поет и танцует. Нередко «ночь хны» проходит в ресторане под веселую музыку, проводятся конкурсы для невесты и ее подружек.

Традиционный мусульманский ритуал открывается «зажжением хны». Мать жениха вносит красивый поднос с хной и горящими свечами. Это символизирует горячую взаимную любовь будущих молодоженов. На мероприятии присутствуют подруги и родственницы невесты – нарядные, с красивыми прическами. Виновница торжества, как и полагается, одета в роскошное платье красного цвета, а голова ее покрыта изящной красной вуалью. Гости поют песни и танцуют.

Будущая свекровь вкладывает в ладонь невесты сына золотую монету и крепко ее зажимает. В этот момент девушка должна загадать желание. Руку окрашивают хной и надевают на нее специальный красный мешочек.

Затем узорами из смеси хны украшаются все присутствующие женщины. Витиеватый рисунок наносят, как правило, на кисти рук. Считается, что это способствует счастливому замужеству и долгой семейной жизни. Незамужние юные девушки предпочитают небольшой орнамент, нередко нанося краску только на кончики пальцев – так они подчеркивают свою скромность и невинность. Женщины постарше и те, у кого уже есть семья, богато расписывают ладони, кисти, а иногда и ступни.

Свадебный наряд в Исламе

Современная исламская свадьба не предписывает какого-то единого стандарта в свадебных нарядах, и они во многом зависят от вкуса невесты и от модных трендов. От западных свадебных нарядов современный мусульманский свадебный наряд отличает то правило, что платье молодой должно быть закрытым, и только кисти рук могут оставаться на виду, а также ступни и лицо. Ткани, из которой сшито свадебное платье, уделяется серьезное значение: ткани могут быть красивыми, но неброскими, непрозрачными, а сам наряд должен быть скроен так, чтобы не обтягивал фигуру невесты, закрывая ее ноги, плечи, шею, грудь и руки. Наряд невесты зависит от того, насколько строги правила и законы Шариата в стране: в некоторых странах есть требования, по которым невеста должна надеть на мусульманскую свадьбу перчатки, чтобы закрыть кисти рук и накинуть вуаль на лицо.

Духовные рекомендации ислама

Обряд никаха может происходить на любом языке. Главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали смысл сказанного и происходящего.

В начале церемонии мулла оглашает проповедь:

  • о значении брачного союза и взаимной ответственности супругов друг перед другом;
  • о важности достойного воспитания потомства.

Традиционно родственник невесты во время обряда спрашивает ее согласия на заключение брака. При этом молчание невесты не означает, что она возражает. Духовные традиции допускают, что являясь девственницей, будущая жена может просто постесняться выразить свое «да» вслух.

Если женщина не хочет вступать в брак, никто не вправе принуждать ее к этому. Это касается как родственников, так и самого жениха или представителей духовенства. Принуждение к браку считается в исламе большим грехом. Когда жених и невеста выражают обоюдное согласие, имам или мулла сообщает о том, что брак заключен. После этого читаются выдержки из Корана и возносятся молитвы о счастье и благополучии молодой семьи.

Важно! В соответствии с духовной традицией, никах рекомендуется завершать праздником, на который созывают много гостей и подают обильные угощения.

Венчание для мусульман – не просто красивый обычай. В соответствии с завещаниями Пророка, мужчины, имеющие возможность и желание жениться, должны сделать это. Понятие «возможность» включает:

  • нормальное физическое и психическое здоровье;
  • осознание моральной ответственности за семью и готовность принять ее;
  • необходимый уровень материальной обеспеченности;
  • грамотность в вопросах религии.

Мусульмане не без оснований считают, что соблюдение этих правил является непременным условием для счастья и гармонии в браке.

Первая брачная ночь

Так же, как организация и проведение свадебных ритуалов, первая брачная ночь тоже имеет свои традиции и обычаи:

  1. прежде чем насладиться близостью друг друга молодожены должны прочитать две молитвы, в которых просят Аллаха подарить им счастливую и долгую семейную жизнь;
  2. далее, открывая лицо жены, новоиспеченный муж кладет свою ладонь ей на лоб и просит Всевышнего уберечь супругу и их потомство от зла, и чтобы жена была покорной и богобоязненной;
  3. до начала первой брачной ночи в дом молодоженов должны привезти некоторые вещи невесты и ее приданое;
  4. если муж и жена ранее не были знакомы, то интимная близость в первую ночь не обязательна. Сначала они должны ближе познакомиться и привыкнуть друг к другу;
  5. молодой муж должен быть внимателен и неспешен по отношению к чувствам жены. А молодая, в свою очередь, не должна быть холодной;
  6. если женщина выходит замуж в первый раз — она должна быть девственницей. Интересно, что если муж усомнился в порядочности новоиспеченной жены, но не имеет веских доказательств, предъявлять ей претензии или унижать ее запрещается и считается грехом.
В исламе подготовка к интиму очень важна. Красивое одеяние, фрукты, предварительные ласки — обязательны. Строго запрещено совокупляться, уподобляясь птицам.

Обязательства жены и мужа

Брак в исламе строится на взаимном доверии, уважении и ответственности по отношению друг к другу. Для того чтобы помочь мусульманам построить и сохранить крепкий брак, в религии существует четкое разделения обязательств и прав между супругами.

Так, глава семьи обязуется полностью обеспечивать необходимые потребности жены такие как:

  • хороший и комфортный дом;
  • одежда;
  • питание;
  • другие необходимые потребности женщины и детей;
  • хорошее отношение и помощь ее родителям;
  • уважение ее мнения.

Муж полностью устраивает жизнь и обеспечивает потребности семьи, а жена со своей стороны следит за бытом, уютом внутри дома и за воспитанием детей.

В обязанности жены входит:

  • следить за порядком в доме;
  • воспитывать детей;
  • создавать уют и комфорт в семье;
  • поддерживать и уважать мужа;
  • не покидать дом без дозволения мужа;
  • не впускать домой неприятных для главы семейства людей.

Таким образом, обязанности по устройству семейного быта строго распределены между супругами.

Обязательные условия мусульманского брака

1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.

К числу первых относится близкое родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения (зачатие ребенка) в законном браке или вне его. Исходя из этого, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т. д.

К числу препятствий второго рода относятся следующие: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном периоде (три месяца) или траурном периоде по причине смерти мужа (четыре месяца и десять дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или восемь месяцев.

Сказано в Священном Коране:

«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы[1], кроме того, что уже произошло [то есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это [женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней] является развратом, скверным путем и вызывает гнев [Божий].

Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных[2] и матерей ваших жен.

[Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены]. [Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, супруг родных внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей], кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим [может простить вам ошибки, совершенные ранее] и Всемилостивым» (Св. Коран, 4:22–24).

Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр[3] (свадебный подарок) остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. В этой ситуации выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, который обычно выплачивается невестам. За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж — три месяца. Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака[4].

2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.

Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые[5].

3. Присутствие опекуна со стороны невесты.

Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна [либо с его устного или письменного согласия]»[6].

Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения (интимная связь), то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор [который они не могут самостоятельно разрешить], то правитель является опекуном для тех, у кого его нет[7]«[8]. Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя»[9].

На основе этих хадисов, а также учитывая некоторые другие аргументы подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен».

А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.

Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:

«Если муж развелся с женой [если даны все три максимально возможных в одной семье развода, что занимает не один месяц и дает семейной чете возможность все внимательно обдумать и взвесить], то они [теперь бывшие муж и жена] уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она [по своему желанию и выбору] не выйдет замуж за другого» (см. Св. Коран, 2:230

*

«Если вы [мужья] дали развод своим женам [один развод или два] и наступил срок [когда жены уже могут выйти замуж за другого мужчину, то есть разводный период подошел к концу], то пусть они [родственники жены] не препятствуют [новому] замужеству с бывшим мужем [желающим жениться, со всеми процедурами: проведением бракосочетания и передачей дорогого свадебного подарка (махра)], если они [уже бывшие муж и жена, ведь разводный срок закончился] благочестиво пришли к обоюдному согласию [если имеют серьезные намерения стать на всю последующую жизнь любящими друг друга и уважающими мужем и женою]» (см. Св. Коран, 2:232

*

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти [дней]. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами» (см. Св. Коран, 2:234).

Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова (разведенная женщина), выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун [она может принять решение без его участия], и у девственницы [при выдаче замуж] отец ее [или кто-либо другой из опекунов] получает [от нее] согласие на брак. Согласие девственницы [может быть выражено] ее молчанием»[10].

В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание»[11]. Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить свое согласие на брак как молчанием, так и словом. Молчание — лишь признак кротости и скромности.

Суждение, явившееся срединным мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон — брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права».

4. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.

Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля[12]. Данное условие основывается на словах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна [либо с его устного или письменного согласия] и двух свидетелей»[13]. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж (выходят замуж), не объявляя об этом [то есть скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, принятых в их обществе]»[14].

Требования, предъявляемые к свидетелям

1. Обладание здравым рассудком. Различные формы психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.

2. Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает по достижении начала полового созревания.

3. Минимальное число свидетелей — два человека.

4. Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.

5. Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля».

6. Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.

7. Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.

8. Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания.

5. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.

Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.

Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.

Однажды девушка [которая ранее не была замужней] пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и рассказала о том, что ее отец насильно [против ее воли] выдал ее замуж. Пророк предоставил ей право самостоятельно выбрать [остаться ли с этим мужем или засчитать брак по принуждению недействительным]»

6. Публичное оглашение брачного союза.

На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т. д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен и голос [то есть публичное объявление о нем]»[17]. Традиции объявления о том, что данные люди стали мужем и женою, разнятся, у разных народов разные. То, каким способом будет объявлено о браке, не принципиально, главное — суть и результат.

7. Отсутствие ихрама (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться сам или женить кого-либо»[19]. Однако по мнению богословов-ханафитов данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому — хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама»[20].

Запрет все-таки представляется более близким к истине, так как в том же самом своде хадисов имама Муслима приводится хадис от Маймуны, в котором говорится, что «Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама»[21]. Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим», употребленном в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама[22] или что это происходило в один из запретных месяцев[23].

8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).

Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. В Коране сказано:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара! И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то из этого [тратят дарованное вами на ваши же семейные нужды], то вкушайте как приятную, здоровую пищу [то есть нет греха на вас принять это]» (Св. Коран, 4:4).

Во время бракосочетания наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).

Замечу, что в Исламе нет такого понятия, как калым, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть махр. Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.

Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности.

Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречат исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.

Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием заключения брака, условием, без оговоренности которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязанность передачи махра закрепляется за супругом автоматически. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями.

9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.

Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин брак недействителен.

Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает канонической действительности брака. Присутствия двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака[29].

10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания или других препятствий медицинского характера[30].

Соблюдение данного условия обязательно только согласно маликитскому мазхабу.

Традиции брака

Брак в исламе рассматривается как религиозное обязательство, договор между парой и Аллахом. Единственное требование для мусульманских свадеб – это заключение брачного контракта. Традиции брака различаются в зависимости от культуры, исламской общины. Поскольку в Исламе нет официального духовенства, любой мусульманин, который понимает исламскую традицию, может совершить свадьбу.

Брак-контракт включает в себя более формальное заявление с указанием денежной суммы, которую жених предоставит невесте. Сегодня многие пары используют кольцо, поэтому жених представляет его во время церемонии. Подарок принадлежит невесте для использования, как ей заблагорассудится. Махр (именно так в исламе называется этот дар) считается защитой невесты и гарантией свободы в браке.

Брак-договор подписывается на церемонии Никах, в которой жених или его представитель предлагают невесте перед (по меньшей мере двумя) свидетелями Махр и его условия. Жених и невеста подтверждают свое согласие, произнося слово «кабул» («Я принимаю» на арабском) три раза.

Никах, о котором уже упоминалось выше, – церемония бракосочетания, на которой присутствуют гости, родственники и друзья. Это праздник, поэтому жених и невеста должны быть одеты в традиционную свадебную одежду.

Церемония начинается с молитвы, которую произносит мулла. Его цель – пообщаться с женихом и невестой, убедиться, что их желание вступить в брак является искренним, и что невесту устраивает размер выкупа. После этого он даёт молодоженам советы и делится опытом, наставляя их. После наставлений родители невесты кормят из ложки жениха мёдом и прочими угощениями, то же самое делают и родители жениха с невестой. Это своего рода принятие их в семью.

Только по окончании всех ритуалов гостей угощают праздничными блюдами. Алкоголя на таких церемония нет, его употребление в этот день считается грехом.

Обряд в мечети


Обряд бракосочетания желательно запланировать на пятничный вечер. Обычно мусульмане совершают никах за несколько дней до светской процедуры регистрации брака.

Сборы

Начинается все с того, что каждый из будущих супругов, будучи еще дома, полностью омывает тело и надевает торжественные наряды. При этом платье невесты – длинное, закрытое и не облегающее, а головной убор (фата или платок) полностью покрывает волосы. По этой причине мусульманские невесты избавлены от необходимости проводить долгие часы в парикмахерской накануне церемонии.

Что же касается костюма жениха, современные мужчины не придают ему особое значение, часто выбирая обычную «двойку». В последнее время появилась тенденция заказывать особый сюртук, под который подбираются классические брюки и туфли.

В родительском доме возносится молитва, молодые просят и получают благословение отца и матери, после чего жених и невеста, каждый в сопровождении своих родителей, отправляются на церемонию. Традиционно обряд никаха проходит в мечети, но не запрещено обвенчаться и дома, куда специально приглашается представитель духовенства.

Церемония

Церемония начинается с проповеди, которую читает мулла или имам.

Далее:

  • следуют молитвы о счастье и благополучии новой семьи;
  • озвучивается махр, который девушка часто получает тут же;
  • жених молится о благе для будущей жены и ее защите от злых сил.

Получив обоюдное согласие от молодоженов, мулла объявляет о заключении брака, после чего супруги обмениваются обручальными кольцами. По окончании церемонии им выдают особое свидетельство.

Временный брак

Временный брак или Мута относится к браку, в котором мужчина и женщина без каких-либо ограничений, по обоюдному желанию, наряду с упоминанием конкретного приданого и продолжительности брака, заключают брачный контракт. Пары разделяются, когда заканчивается время этого контракта. Дозволен он у шиитов, но у суннитов запрещен.

Сегодня он используется в различных ситуациях. Пара, которая уже обручена, может использовать ее, чтобы свободно общаться друг с другом, проводить время вместе на условиях, установленными женщиной и ее семьей. Мута по контракту в течение определенного периода времени защищает женщину.

Тот факт, что для заключения такого брака не нужны свидетели, обеспечивает ему еще большую популярность. Единственное необходимое условие – заплатить женщине ту сумму, на которую она будет согласна. Не смотря на контракт, временный брак не защищает детей, рожденных от таких связей, что порождает множество проблем.

Мута возможна и для женатых мужчин, т.е. женатые могут брать себе женщин в жены временно при живой законной супруге. Понятно, что об официальном заключении такого брака в ЗАГСе и речи быть не может. Это лишь договор между мужчиной и женщиной, который никак не регулируется государством. С точки зрения права он – простое сожительство двух людей.

Суть никаха-мут’а

Временный брак есть форма договора между мужчиной и женщиной, в соответствии с которым они будут жить вместе на протяжении определённого срока. Женщина за это будет получать денежное вознаграждение от мужа (махр). Как только срок действия никаха-мут’а завершается, пара расходится либо продлевает договор.

Из истории ислама известно, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) лишь два раза в ходе военных походов позволял совершать временные браки. И полный запрет на них был установлен самим Заключительным посланником Всевышнего (с.г.в.): «Я позволил вам заключать никах-мут’а, однако, поистине, наш Создатель запретил его до наступления Судного дня» (хадис приводят Муслим, Ахмад и аль-Байхакы). Также со слов Али ибн Абу Талиба (р.а.) передаётся, что Пророк (с.г.в.) поставил под запрет заключение временных браков в день Хайбара. (Бухари, Муслим, Тирмизи, ибн Маджа).

Шииты-джафариты считают эти хадисы недостоверными и опираются на фрагмент аята суры «Ан-Ниса» как разрешение на никахи-мут’а:

«…а за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое)…» (4:24)

Однако суннитские и некоторые шиитские учёные категорически не согласны с такой трактовкой, поскольку она противоречит другим аятам Священного Корана. Например, в суре «Верующие» запретность вступления в половую связь с кем-либо, помимо жён и наложниц, выражена в прямой форме:

«…которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жён или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (23:5-7)

Мут’а в Иране

Ранее было отмечено, что дозволенным никах-мут’а считают шииты, придерживающиеся джафаритского мазхаба. Эта богословско-правоведческая школа доминирует в Иране. В последние несколько лет в стране идёт активное обсуждение того, как эффективно бороться с проституцией. Некоторые иранские богословы предлагают использовать для этого положение о никахе-мут’а в отношении всех представительниц «древнейшей профессии». На их взгляд, временный брак позволит немного улучшить ситуацию с проституцией в стране, потому как он обладает некоторыми отличительными от обычной торговли телом особенностями.

Речь идёт, прежде всего, о таком положении, как идда – это срок, в течение которого женщина не может выходить замуж после развода либо гибели мужа. Он составляет 4 месяца и 10 дней. В этот временной промежуток должно выясниться, является ли женщина беременной, или нет. Реализация положения об идде в рамках временного брака, по мнению иранских богословов, позволит сократить максимально возможное число вступления в половую связь женщины до 3-4 в течение года.

Однако такая инициатива представляет собой типичный пример подмены понятий, когда предлагают бороться не с причиной проблемы, а с её последствиями, либо – что ещё хуже – побочными эффектами. В подобной риторике полностью вымывается вся суть ислама, направленная на преобразование мира в лучшую сторону, а не на легализацию однозначно негативного явления, сущность которого – прелюбодеяние (зина).

Бывают ли гражданские браки в исламе?

Любые отношения мужчины и женщины без совершения священного обряда бракосочетания считаются большим грехом. Мужчина не имеет права прикасаться и оставаться наедине с девушкой вне брака. Если он увлечен и желает женщину, то должен жениться.

Фиктивное замужество

Бывают случаи, когда для получения гражданства в другой стране заключается фиктивный брак. Его еще называют — светским.

Мужчина и женщина регистрируют брак в государственных учреждениях без обряда никяха. С одной стороны, такой брак в глазах религии не был совершен, а с другой стороны, само проведение фиктивного брака может совпасть с требованиями никяха, и союз будет заключен по религиозным нормам.

Например, если регистрировать фиктивное замужество будет имам в присутствии трех свидетелей, и отдавать девушку будет мужчина по стороне отца. В исламе любой фиктивный брак или супружество с целью получения выгоды считается греховным и недействительным.

Создание семьи — это большая ответственность. Аллах для этого и создал мужчине женщину, чтоб они жили рука об руку, производили на свет наследников, для продолжения человеческого рода и роста общины.

Кольца

Важно! В соответствии с правилами шариата, обручальные кольца мусульман должны быть только серебряными, без драгоценных камней. Для мужчин это условие обязательно и сегодня, а вот женщинам разрешено золото.

Ювелирные фирмы предлагают разнообразные варианты свадебных колец для никаха, главным украшением которых являются слова и фразы, восхваляющие Аллаха. Они могут быть начертаны как на внутренней, так и на внешней поверхности украшения. На женских колечках все чаще сверкают небольшие, «скромные» бриллианты.

Отличие брака в исламе от официального

Никах и регистрация брака не одно и то же. Гражданский, т.е. официальный брак, который оформлен в соответствии с действующим законодательством с точки зрения ислама является дополнением.

Именно поэтому не все пары официально регистрируют свои отношения. Это вызывает трудности, например, в подтверждении отцовства детей, рожденных в браке. Получение свидетельства о регистрации облегчает жизнь в современном обществе. Это избавляет от множества трудностей от оформления свидетельства о рождении ребенка до процедур наследования, прописки и установления собственности.

В некоторых странах, например, в Италии законными считаются оба способа заключения брака: официальная регистрация и венчание в церкви. Однако в России все немного иначе.

Заключаются ли родственные браки в мусульманских странах?

В Коране четко описывается, какие женщины запрещены мужчинам:

  1. родные сестры;
  2. тетки по линии отца или матери.

Таким образом, вступать в брак с двоюродной сестрой со стороны религии разрешается. Тем не менее, в некоторых хадисах родственные браки не желательны.

Это может плохо отразиться на будущем потомстве и родственных связях. В настоящее время среди мусульман считаются неприемлемыми браки с родственниками до седьмого колена. Проще, если прапрабабушки или прапрадедушки были родными или двоюродными братьями или сестрами — брак запрещается.

Банкет по-мусульмански

После обряда бракосочетания молодожены и их гости отправляются на праздничный ужин. Свадебные столы накрывают обильно и разнообразно. Для создания особой атмосферы торжества на мероприятие приглашаются музыканты. Люди от души веселятся и танцуют.

На свадебный банкет разрешено приглашать друзей и родственников, независимо от вероисповедания. Перед началом застолья гости одаривают молодоженов. В качестве подарков преподносят преимущественно деньги, специальные золотые монеты и дорогие украшения.

Согласно мусульманской традиции, на столе не должно быть алкоголя и свинины. Зато приветствуются сладости, фрукты, соки и популярные газированные напитки. По окончании праздничного ужина новоиспеченные муж и жена уезжают домой.

Случаи самых ранних браков

В исламе нет четкого возраста, по достижению которого девушка может выходить замуж. Все зависит от ее полового и психологического состояния.

Бывает, девушка уже в 13 лет полностью сформирована, готова к репродуктивным функциям и ведению семейного быта, в таком случае родители могут с ее согласия выдать дочку замуж.

К сожалению, есть родители, которые относятся к своим дочерям как к товару. Они могут насильно заставить их согласиться на брак еще в юном возрасте за старого и неприятного мужчину. И по причине отсутствия четких ограничений в религии девочки не могут постоять за свои права. Усложняется все тем, что дети обязаны слушаться родителей и выполнять их волю. Непослушание — грех.

В современном мире люди понимают, что из раннего брака счастливой и крепкой семьи не получится, а создание заведомо несчастливой семьи противоречит исламским понятиям и нормам брака. Это заранее является большим грехом.

Никах с христианкой

Ислам не запрещает мусульманским мужчинам жениться на христианках и иудейках. При этом женщина не обязана менять веру, а принуждать ее к этому считается грехом. Тем не менее, желательно, чтобы в будущем члены семьи придерживались одной религии. Это позволит избежать многих разногласий при совместной жизни, в том числе и в вопросах воспитания детей.

Никах с девушкой иной веры проводится с соблюдением всех традиций, но при этом есть ряд особенностей:

  • свидетелями со стороны невесты должны быть мусульмане, так как присутствие представителей иных религий при обряде недопустимо;
  • девушка должна быть одета в соответствии с исламскими правилами;
  • при совершении никаха невеста произносит особую молитву – шахаду – и получает второе (мусульманское) имя.
Интересно! Исламским женщинам разрешено выходить замуж только за мусульман. Создавать семью с представителями других конфессий они могут лишь в том случае, если будущий муж примет ислам.

Отношение к межнациональным семьям

Если бракосочетающиеся оба мусульмане, или мужчина мусульманин, а женщина христианка или иудейка, то ничего запретного в этом нет.

Но среди родственников всегда найдутся несогласные, которые могут попытаться разрушить семью. По шариату такой брак возможен и допустим, а любые действия несогласных, способствующие разрыву или ссорам внутри семьи, расцениваются как грех.

Отношение государства к религиозному браку

Религиозный обряд не имеет юридической силы с 1917 года, когда на законодательном уровне церковь была отделена от государства. Цель этого законопроекта заключалась в ограничении влияния церкви на личную жизнь людей. До этого браки, заключенные по местным или религиозным традициям, считались законными, другой процедуры не существовало.

Тем не менее есть исключение: религиозный брак может признаваться официально в том случае, если он был заключен между гражданами других государств, которые заключили брак на родине, в стране, где подобная форма заключения брака считается законной.

Легализация свидетельства о браке в Израиле

В Израиле заключить брак можно только через раввинат, то есть это религиозное бракосочетание, возможное только между людьми еврейского происхождения.

Для заключения брака с представителями других национальностей необходимо выезжать за границу и регистрировать свой брак там, а потом долгим и нудным способом легализовывать свой брак в Израиле. Часто на весь этот процесс уходит до 5 лет.

Мало того, есть ряд обязательных процедур, например, до подтверждения брака новоиспеченный супруг либо супруга не могут приехать в Израиль без соответствующего вызова.

Есть маленькая лазейка, браки израильтян, заключенные на Кипре, признаются, но, тем не менее, требуют дополнительной легализации. Проходит она конечно быстрее и проще, чем в остальных случаях.

Стоит обратиться за помощью в соответствующую юридическую компанию, так можно сэкономить не только время, но и деньги.

Развод в исламе

В Коране четко описаны не только условия заключения брака, но и условия развода. Так, если мужчина хочет развестись с женщиной, он должен все сделать по правилам. Есть три развода.

Принято считать, что достаточно трижды сказать при двух свидетелях «Я развожусь», и брак будет закончен. Это практикуется, но является неправильным, согласно Корану.

Существует 3 развода:

  1. если в семье, что-то не складывается, мужчина просит двух поверенных, по одному с каждой стороны, проанализировать их брак со стороны. Если поверенные, переговорив с супругами в отдельности и между собой, приходят к решению о необходимости развода, мужчина произносит 1 раз «Я развожусь». После чего женщина должна оставаться в доме мужчины 3 менструальных цикла, и, если мужчина не решит вернуть жену, то они становятся разведенными;
  2. бывает, проходит время, и бывшие супруги решили сойтись снова, тогда они информируют о своем решении поверенных и снова женятся. И если, как и в первый раз, они решают разойтись, то повторяют все действия из предыдущего случая;
  3. вот пожили они отдельно и опять решили жить вместе. История повторяется с одним отличием, если муж решает развестись, то это окончательный развод, жена может уйти сразу, без сроков, и становится больше недоступной для бывшего мужа.

Женщина в исламе не может дать развод мужчине. Считается, что представительницы слабого пола излишне эмоциональные и импульсивные в этом вопросе. Но если муж не справляется со своими обязанностями или плохо относится к жене, она может обратиться за помощью к имаму, и тот уже решит, стоит им разводиться, или нет.

Источники

  • https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/v-islame.html
  • https://wedus.online/tradisii/venchanie/musulmanskoe.html
  • https://svadebka.ws/article/musulmanskaya-svadba/
  • https://medinaschool.org/library/semya/semejnaya-zhizn/svadba-musulman
  • https://umma.ru/obyazatelnye-usloviya-musulmanskogo-braka/
  • https://zakonguru.com/semejnoje/grazhdanskij/religiya/brak-v-islame.html
  • https://Islam.global/semya/semeynaya-zhizn/vremennyy-brak-v-islame/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: