Новый текст Конституции РФ с поправками 2020

Содержание
  1. Суть новой Конституции России
  2. Инициативы президента РФ
  3. Новая Конституция РФ не будет принята 22 апреля
  4. Текст новой редакции Конституции о государственном языке
  5. Внесение законопроекта в Госдуму
  6. Хронология
  7. Одобрение законопроекта
  8. Судебная власть
  9. Положения новой Конституции о культуре и национальной политике
  10. Поправки, предложенные к первому чтению
  11. Обзор изменений и поправок в новую Конституцию РФ 2020
  12. Кто может предложить изменить Конституцию?
  13. Как повлияют поправки на конституционный строй РФ
  14. Конституционная поправка о незыблемости границ России
  15. Местное самоуправление
  16. Социальные гарантии
  17. Первое чтение, предложения новых поправок в законопроект
  18. Когда проводится всенародное голосование?
  19. Культурное наследие
  20. Новая Конституция РФ о Боге, исторической преемственности и правде
  21. О Прокуратуре
  22. Для чего нужны поправки в Конституцию в 2020 году
  23. Регламент и процедура голосования

Суть новой Конституции России

В ходе обсуждения новых изменений в Конституции РФ, в её текст было внесено 206 поправок. Больше всего они затронули третью главу, закрепляющие положения федеративного устройства России. Существенно изменили четвёртую главу «Президент РФ» и пятую «Федеральное Собрание РФ». Новая редакция Конституции скорректировала функции и полномочия правительства, судебной власти, прокуратуры.

Новая Конституция РФ 2020 существенно изменила структуру власти в стране. Больше прав и полномочий получили депутаты, как выразители дум и чаяний народа. Не забывайте об этом, когда придёт время выборов нового состава Госдумы. За кого проголосуем, то и получим, в результате.

Но главное, если говорить в чём суть новой Конституции Российской Федерации, на мой взгляд, не это. Основной закон декларирует приоритет российских внутренних законов над международным правом. Это главное для дальнейшего развития и становления новой России. Она стряхнула с плеч своё недавнее колониальное прошлое. Полную зависимость от того, что подумает и скажет дядюшка Сэм из-за бугра. Конечно, одной поправкой в Конституции не переделать нашу, в основном, прозападную элиту. Но заслонка открыта. Свежая вода потекла по стране, чтобы очистить авгиевы конюшни.

Инициативы президента РФ

15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию заявил о необходимости внести ряд изменений в действующую Конституцию РФ. В частности, глава государства предложил установить приоритет российской конституции над требованиями международного законодательства, закрепить в основном законе роль и статус Госсовета, расширить полномочия Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда, ограничить число президентских сроков, закрепить в основном законе ряд мер социальной поддержки населения и др.

При этом Владимир Путин подчеркнул, что поправки в конституцию не должны затрагивать ее фундаментальных основ, и предложил утвердить их парламентом через принятие соответствующих конституционных законов, после чего провести общероссийское голосование по всему пакету предложенных изменений. По результатам волеизъявления граждан президент примет окончательное решение о подписании поправок в основной закон.

В тот же день, 15 января, для сбора предложений о поправках в Конституцию РФ распоряжением президента была образована рабочая группа. В нее вошли законодатели, эксперты, общественные и культурные деятели – всего 75 человек. Возглавили группу три сопредседателя: глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.

Новая Конституция РФ не будет принята 22 апреля

Суть новой редакции Конституции РФ 2020 ещё в её социальной ориентированности. Старые и новые статьи наполнены конкретным содержанием. В них зафиксированы конкретные обязательства власти перед народом. Только ради одной новой статьи в Конституции, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, стоило ратовать за изменения в Основном законе.

Датой общероссийского голосования за новые изменения в Конституции России выбран день 22 апреля 2020 года. Это среда, она объявлена нерабочим днём. Голосование будет организовано с 8 до 20 часов по местному времени.

Из-за пандемии коронавируса президент России Владимир Путин принял решение о переносе сроков всенародного референдума по изменениям в Конституции Российской Федерации. Новая дата голосования за и или против поправок не определена. Она будет объявлена президентом, когда схлынет эпидемия ковод-19 в России. Скорее всего, референдум по изменениям в Основном законе страны состоится ближе к осени.

Народное одобрение или неодобрение принятых поправок новой Конституции РФ станет решающим. Это принципиальный момент, на что многократно указывал Владимир Путин.

Текст новой редакции Конституции о государственном языке

Новое положение о государственном языке России изложено в статье 68:

  1. «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
  2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
  3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Внесение законопроекта в Госдуму

20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект №885214-7 “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти” (с марта 2020 года – “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”), предусматривающий изменение ряда статей Конституции РФ.

В общей сложности корректировке подлежали 22 статьи глав 3-8 (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное собрание”, “Правительство РФ”, “Судебная власть и прокуратура”, “Местное самоуправление”). Поправки не затрагивают главы 1-2 (“Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”) и 9 (“Конституционные поправки и пересмотр конституции”) основного закона.

Хронология

  • 15 января – Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок.
  • 20 января – законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
  • 23 января – Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
  • 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
  • 11 февраля. Кремль объявит дополнительный выходной для голосования по Конституции.
  • 4 марта – предложение принять законопроект во втором чтении с учетом новых поправок.
  • 10 марта – законопроект принят Госдумой во втором чтении.
  • 10 марта – внесение текста законопроекта к третьему чтению.
  • 11 марта – принятие закона Госдумой и его направление в Совет Федерации.

По результатам работы были приняты два важных решения:

  1. Обнуление президентских сроков действующего Президента. Это означает, что после принятия поправок к Конституции РФ и при согласии Конституционного суда РФ нынешний Президент будет иметь возможность вновь дважды избираться на свой пост, согласно действующему законодательству, но без учета его предыдущих президентских сроков. При этом данная поправка не означает отмену ограничения по количеству президентских сроков.
  2. В Конституции РФ появится упоминание бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». При этом РФ все так же останется светским государством. Упоминание бога в Конституции не означает наличия официальной государственной религии.

Одобрение законопроекта

11 марта 2020 года депутаты Государственной думы приняли в третьем, окончательном чтении законопроект о поправке в конституцию. За него проголосовали 383 парламентария, 43 воздержались. В тот же день документ одобрили члены Совета Федерации: за – 160 сенаторов, против – один, трое воздержались.

13 марта законодательные собрания всех 85 регионов России приняли решение поддержать изменения в Конституцию РФ. 14 марта закон подписал президент РФ Владимир Путин, в тот же день документ поступил в Конституционный суд.

16 марта Конституционный суд РФ опубликовал свое заключение, согласно которому предложенные поправки в основной закон не противоречат неизменяемым статьям конституции (главы 1, 2, 9).

Судебная власть

– Статья 118

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам

– Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

– Статья 125

Сокращение численности судей КС РФ

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 1911 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Часть 4 излагается в следующей редакции:

Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан – конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах “а” и “б” части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов – конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах “а” и “б” части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.

Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации, либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Положения новой Конституции о культуре и национальной политике

Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Закреплено оно четвёртым пунктом в той же новой 68 статье Конституции Российской Федерации. Стать 69 содержит существенные дополнения организации национальной и культурной политике в стране:

  1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
  2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
  3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Поправки, предложенные к первому чтению

Согласно предложенным поправкам в статью 81 (глава 4, “Президент РФ”), главой государства может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, проживающий в России не менее 25 лет, не имевший и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство (требование 25-летнего ценза оседлости не касается жителей Крыма и Севастополя, в 2014 году вошедших в состав России по итогам референдума). Согласно действующей редакции основного закона, президентом может избираться гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Кроме того, поправки снимали действующее ограничение на занятие поста президента более двух сроков подряд.

Также президент наделялся полномочиями вносить в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей Конституционного и Верховного судов. В настоящее время решение о прекращение полномочий членов КС может принять только сам суд, а полномочия судей ВС прекращаются либо в связи с истечением срока их пребывания в должности (шесть лет), либо досрочно по решению Высшей квалификационной коллегии судей. Глава государства получил право не подписывать принятые обеими палатами парламента законы, если по его запросу КС признает их не соответствующими Конституции РФ. В настоящее время президент также может отклонить принятые парламентариями законы, но Госдума и Совфед могут преодолеть его вето, повторно поддержав отклоненный закон квалифицированным большинством голосов (две трети депутатов и сенаторов соответственно).

В Конституцию РФ также было внесено положение о Государственном совете, состав которого формирует президент. К ведению Госсовета отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ, а также приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус и полномочия Госсовета должен определить специальный федеральный закон.

Государственная дума, согласно предложенным изменениям, получила полномочия не просто согласовывать, а утверждать кандидатуры премьер-министра и членов правительства, после чего они будут назначаться на должности президентом. При этом глава государства не сможет отклонять утвержденные Думой кандидатуры.

Руководителей федеральных органов власти, ведающих вопросами обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, юстиции, предлагается назначать после консультаций с Совфедом. Кроме того, верхняя палата парламента получит право участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, прекращать по представлению главы государства полномочия судей КС, ВС, а также кассационных и апелляционных судов.

Состав Конституционного суда, согласно поправкам, было предложено сократить с 19 до 11 судей. При этом КС наделяется полномочиями проверять по запросу президента принятые Госдумой законопроекты еще до их подписания главой государства.

Президентский законопроект также закрепляет приоритет российской конституции над решениями межгосударственных органов, членами которых является РФ.

В основной закон также был включен ряд социальных обязательств государства, в частности, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, индексации социальных пособий и пенсий и др.

Обзор изменений и поправок в новую Конституцию РФ 2020

Для меня отношение к новой редакции Конституции Российской Федерации стало своего рода лакмусовой бумажкой или опознавательным сигналом «свой» или «чужой». В любом благом деле можно наковырять чего позапашистее. А скрытых смыслов сколько разглядеть. Но за деревьями, наступивших в стране перемен, не видеть леса может только человек недалёкий или не наш человек.

Изменения будут внесены в 22 статьи с третьей по восьмую главы Конституции России. Поправки не затрагивают фундаментальных основ Закона. Они не предусматривают изменения преамбулы, первой главы – об основах конституционного строя и второй – о правах и свободах человека.

Кто может предложить изменить Конституцию?

Все, кто может предложить внести в Конституцию РФ поправки, перечислены в ст. 134:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ (это областные, краевые и прочие региональные думы);
  • группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Конституционная поправка о незыблемости границ России

В статье 67 Конституции России прописано новое правило, которое не допускает призывы и действия по отчуждению территорий России. Исключение сделано для уточнения границы со странами-соседями. Изложить это предполагается в следующей редакции:

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Местное самоуправление

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом;

Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в порядке, установленном федеральным законом

Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Статья 132

Ко второму чтению в думском комитете по госстроительству и законодательству решили изложить в новой редакции. Действующее положение статьи 132-й, в частности, часть 1, к полномочиям органов местного самоуправления также относят охрану общественного порядка. Одобренная 28 февраля поправка подобного уже не предусматривает.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Статью 132 о местном самоуправлении Путин предложил дополнить новой частью, согласно которой в Конституции появляется понятие публичной власти.

– Статья 133

Поправка в статью 133, предложенная в январе, предлагает компенсацию государственной властью дополнительных расходов органам местного самоуправления, возникших лишь из-за решений госвласти, “имеющих государственное значение”. Ранее госвласть должна была компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы от любых ее решений.

“Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами”.

Социальные гарантии

Одной из первых предлагаемых поправок президент обозначил закрепление минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума, чтобы “при любой ситуации на всей территории страны исполнялись социальные обязательства государства”. Кроме того, поправки отдельно гарантируют защиту достоинства граждан и уважение человека труда, а также обеспечивают реализацию принципов социального партнерства в сфере трудовых отношений. Одной из наиболее востребованных и поддерживаемых поправок стала индексация пенсий не реже одного раза в год и иных социальных пособий в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, важными поправками стали статьи 72 и 132 о доступной и качественной медицине, которая теперь находится “в совместном ведении РФ и субъектов” на всех уровнях власти: федеральных, региональных и местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить доступность медпомощи на своей территории.

Первое чтение, предложения новых поправок в законопроект

23 января 2020 года Госдума единогласно приняла в первом чтении внесенный президентом законопроект (за проголосовали 432 депутата). После первого чтения в думский комитет по госстроительству и законодательству поступило 391, а в рабочую группу – более 1 тыс. предложений о дополнительных поправках в основной закон.

В частности, Павел Крашенинников, председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев и ряд других парламентариев предложили увеличить число назначаемых президентом РФ членов Совета Федерации до 30 человек (ныне – до 10% общего числа сенаторов, то есть до 17 человек). При этом семь из них могут назначаться пожизненно из числа бывших президентов РФ, а также граждан, “имеющих выдающиеся заслуги” перед страной. Член рабочей группы, председатель Тульской облдумы Сергей Харитонов предложил закрепить в конституции создание особых, не входящих в субъекты РФ “федеральных территорий”, которые в силу своей специфики требуют управления из центра.

Среди других предложений – закрепление в конституции положения об особой роли русского народа в создании российской государственности, включение понятия семьи как “союза мужчины и женщины”, упоминание Бога, предоставление Госдуме права прекращать полномочия членов кабинета министров и др.

Перед вторым чтением законопроекта 10 марта 2020 года в документ было внесено 170 поправок. В общей сложности была скорректирована 41 статья 3-8 глав основного закона. Также они дополнялись пятью новыми статьями. 1-2 и 9 главы по-прежнему оставались неизменными.

В глава 3 (“Федеративное устройство”) были включены положения о недопустимости нарушения суверенитета и территориальной целостности РФ, а также о правопреемстве Российской Федерации по отношению к СССР. Статья 67 дополнена положением об особых федеральных территориях, не входящих в состав субъектов РФ. Организация публичной власти в них будет установлена отдельным федеральным законом. По словам Павла Крашенинникова, эта норма коснется в первую очередь военных городков и закрытых административно-территориальных образований. По мнению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, федеральными территориями должны стать озеро Байкал и космодром Восточный.

Статья 68, закрепляющая статус русского языка как государственного, была дополнена положением о том, что он признается языком “государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации”. Согласно поправкам в статью 69, государство берет на себя обязательство защищать этнокультурное и языковое многообразие народов и этнических общностей РФ. Кроме того, Россия гарантирует защиту интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

В статью 72 был включен пункт о защите “института брака как союза мужчины и женщины”, а также о создании федеральными и местными властями “условий для достойного воспитания детей в семье” и “для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях”.

Президенту РФ, членам правительства, сенаторам, депутатам Госдумы, высшим должностным лицам субъектов РФ, прокурорам, уполномоченному по правам человека, руководителям федеральных госорганов, судьям запрещено иметь вклады, а также хранить ценности в зарубежных банках. Также в число лиц, которым нельзя иметь иностранного гражданства, включены прокуроры и уполномоченный по правам человека в РФ.

Согласно новым поправкам в статьи 83 и 110, российский президент фактически становился во главе исполнительной власти, так как на него было возложено “общее руководство” правительством РФ.

При формировании нового правительства в случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатуры премьер-министра президент получил право не распускать нижнюю палату парламента (статья 111). В соответствии с действующим законодательством, глава государства в таком случае обязан распустить Думу и назначить новые парламентские выборы. В новой редакции основного закона, президент также может назначать вице-премьеров и министров правительства без согласия Госдумы, если депутаты трижды проголосуют против предложенных премьером кандидатур на эти посты.

Полностью изменился порядок назначения и освобождения от должности генпрокурора и его заместителей. В соответствии с поправками, эти полномочия переходят от Совета Федерации к президенту РФ, который производит назначения и отставки руководства Генпрокуратуры “после консультаций с верхней палатой парламента” (статья 83). В настоящее время президент представляет кандидатуры генпрокурора и его замов на утверждение Совфеду, а также вносит в верхнюю палату парламента предложения об их отставке.

Изменилась и процедура назначения руководителей Счетной палаты РФ: право на внесение в Совет Федерации и Госдуму кандидатур на эти посты получил глава государства (статья 83). Сейчас кандидатов на пост председателя Счетной палаты предлагает Госдума, его заместителя – Совет Федерации. После согласования с президентом нижняя и верхняя палаты парламента производят соответствующие назначения.

Кроме того, конституция была дополнена положениями, усложняющими процедуру привлечения к уголовной ответственности экс-президента РФ. Согласно поправкам в статью 93, бывших глав государств можно будет лишать неприкосновенности только по процедуре, предусмотренной для отрешения от должности действующего президента (она предполагает участие Верховного и Конституционного судов, поддержку такого решения квалифицированным большинством обеих палат парламента). В настоящее время, согласно федеральному закону от 12 февраля 2001 года, для снятия с бывших руководителей страны неприкосновенности необходимы представление председателя Следственного комитета РФ и согласие простого большинства депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ.

Изменения в статью 95 предполагают, что президент РФ, прекративший свои полномочия, становится пожизненным сенатором (он может отказаться от этого статуса). До 30 человек увеличивается президентская квот в Совете Федерации.

Конституционный суд получил право выносить постановления о неисполнении решений иностранных или международных судов и арбитражей в отношении РФ, если они противоречат “основам публичного правопорядка Российской Федерации” (статья 125).

Также в конституцию была внесена поправка, позволяющая представителям госвласти участвовать в формировании органов местного самоуправления и назначении их должностных лиц. Соответствующий порядок должен быть установлен федеральным законом.

Среди других предложенных изменений – положение о ежегодной индексации пенсий, государственная поддержка культуры, запрет на “умаление значения подвига народа при защите Отечества” и др. Также поправкой в статью 70 предусматривается возможность “пребывания отдельных федеральных органов государственной власти” в иных городах РФ, кроме Москвы.

Помимо изменений в основной закон (статья 1 законопроекта), ко второму чтению были также детально разработаны порядок общероссийского голосования по поправкам (статья 2) и процедура вступления в силу законопроекта №885214-7 в целом (статья 3).

Когда проводится всенародное голосование?

Про это написано в ст. 135 Конституции РФ. Первое, что там указано, — не могут быть пересмотрены Госдумой и Советом Федерации положения глав 1, 2 и 9. Это самые важные главы. Конечно, важны все, но некоторые — важнее:

  • Глава 1 — Основы конституционного строя.
  • Глава 2 — Права и свободы человека и гражданина.
  • Глава 9 — Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Первые две главы закрепляют самые фундаментальные положения о нашей стране. Именно в них закреплено, что Россия — это правовое демократическое государство, что у нас действует принцип разделения властей, провозглашены основные права и свободы граждан России.

С главой 9 тоже должно быть всё понятно. Она про порядок изменения Конституции и давать возможность менять эту главу в обычном порядке было бы, по меньшей мере, странно.

При поступлении предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 процедура следующая.

  • Такое предложение должны сперва поддержать 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
  • Если такое квалифицированное большинство голосов в поддержку предложения удалось собрать, то созывается Конституционное Собрание.
  • Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой.

Культурное наследие

Важным блоком предлагаемых изменений стало сохранение культурного и исторического наследия России, а также защита суверенитета и территориальной целостности. Так, согласно статьи 67, действия по отчуждению части российской территории, а также подобные призывы не допускаются. Кроме того, основной закон гарантирует поддержку соотечественникам за рубежом и защиту их прав.
Отдельно в контексте 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, намеренного искажения фактов и переосмысления ее итогов в Конституцию включили поправку о защите российской истории.
“Российская Федерация чтит память защитников отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите отечества не допускается”, – говорится в статье 67.1 поправки к конституции.
Отдельно в поправках отмечается защита “культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ” и сохранение их этнокультурного и языкового многообразия. Согласно тексту поправок, культура охраняется государством и является “уникальным наследием ее многонационального народа”. Однако государственным языком, согласно утвержденным поправкам, на всей территории страны является русский как язык государствообразующего народа.
 

Новая Конституция РФ о Боге, исторической преемственности и правде

В новой редакции Конституции России предлагается новая статья 671. В неё будет содержаться упоминание о Боге и зафиксирована историческая преемственность РФ:

  1. «1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
  2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
  3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

О Прокуратуре

Статья 129 излагается в следующей редакции:

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Для чего нужны поправки в Конституцию в 2020 году

На первый взгляд, всё выглядит вполне пристойно, и всё же, кое-что настораживает. По словам государственных деятелей, в тексте Конституции изменились некоторые формулировки, для «лучшей организации публичной власти», и усилении контроля за органами местного самоуправления. Однако мы знаем, что организация референдума для утверждения поправок дело затратное.

4 поправка усиливает роль Госсовета и вместо совещательного органа, эта структура становится исполнительной. Предполагается часть полномочий президента отдать Госсовету и народу это представляют как невиданную щедрость президента. Однако, предпочитают замалчивать факт, что именно президент является главой Госсовета, как и Совета Безопасности.

6 пункт предполагает, что отныне назначать начальников силовых ведомств и прокуроров будет непосредственно президент, после консультаций с Советом Федераций. Сторонники поправки призывают вспомнить скандальную судью Хахалеву, которую никто не может уволить. А если эти полномочия получит президент, таких инцидентов станет меньше. На деле, такой контроль над силовиками позволит назначать на места лояльных к власти людей, и через них оказывать давление, в том числе и на оппозицию.

7 пункт о требованиях к кандидату в президенты РФ. Это перекликается со вторым пунктом об иностранном гражданстве кандидата. Однако если в случае с силовиками и чиновниками речь идёт о недопустимости второго гражданства (вида на жительство) на момент назначения/избрания, то в случае с президентством, второе гражданство недопустимо и в прошлом. Зачем? Это существенно сужает круг кандидатов на эту должность. Как мы знаем, ребёнок, родившийся на территории некоторых стран, автоматически получает гражданство этой страны. В будущем, если этот повзрослевший ребёнок захочет стать президентом, для него это будет невозможно, каким бы талантливым политиком он не был.

Помимо этого, в Конституции предлагается заменить строку, касающуюся сроков президентства. Сейчас главный закон страны запрещает занимать пост главы державы два срока подряд, в поправке же слово «подряд» хотят убрать. Валентина Терешкова предложила обнулить президентские сроки Владимира Путина, после принятия поправок и обновления Конституции, что обеспечит фактически пожизненное правление нынешнему президенту.

9 пункт сам по себе нарушает конституцию. Сейчас исполнительная и судебная власть работают в тандеме, но независимо друг от друга. С принятием поправки исполнительная власть подчиняет себе судебную, что лишает смысла, вообще, судебную систему.

10 пункт закрепляет понятие «брака», как союза мужчины и женщины. Это в принципе одобряет большинство граждан, которые с ужасом смотрят на однополые браки в Европе. Упоминание о Боге некоторых коробит и есть от чего. Фактически это означает, что лишь верующий православный может претендовать в будущем на пост главы государства. Представители других конфессий, или атеисты, наверняка будут чувствовать себя несколько неуютно. А если обратить внимание на поправку, которая признаёт русский народ «государствообразующим народом», то и вовсе становится непонятно, как теперь жить другим коренным народам, имеющим другие национальности, если они теперь официально люди второго сорта?

Одна из «заманух» – это закрепление в Конституции заботы о гражданах, в виде обеспечения ежегодной индексации зарплат и пенсий. Это пустая поправка, так как эта же индексация прописана в Трудовом кодексе и в законе о пенсионном обеспечении, но людям её представляют как очень нужную. Правда при этом забывают, что тот самый коэффициент, который используют при индексации, устанавливает государство. И именно государство может установить нулевой коэффициент, а то и вовсе отрицательный.

Вишенкой на торте стал сам порядок «одобрения народа». Если ранее внесение поправок в Конституцию возможно было лишь путём референдума, то теперь его заменили Всероссийским голосованием. Некоторые не улавливают разницы, а она есть. Референдум считается состоявшимся, если на него явятся не менее 50% зарегистрированных избирателей. Далее, идёт подсчёт голосов и решение принимается простым большинством. В нынешней ситуации с «Всероссийским голосованием», не имеет значения, сколько избирателей придут на участок. Даже если придёт 5% избирателей, дальнейшую судьбу страны будет решать вот это самое «большинство».

Регламент и процедура голосования

В день, когда будет назначено голосование, гражданину следует явиться на свой избирательный участок. Места, где они находятся, можно узнать в региональных СМИ или в интернете. Также можно ожидать, что ближе к дате голосования будут расклеены объявления с указанием, где находятся участки, и жители каких территорий смогут на них голосовать без открепительных документов.

В день голосования необходимо явиться в помещение избирательного участка, имея при себе один из следующих документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Военный билет.
  3. Временное удостоверение личности – для тех, кто восстанавливает паспорт после утраты или же находится в процессе его обмена по возрасту.
  4. Загранпаспорт РФ – для находящихся за рубежом и голосующих на развёрнутых там участках.
  5. Для лиц, до сих пор не обменявших советский паспорт на российский, можно голосовать по паспорту СССР – но при условии, что в нем есть вкладыш о гражданстве, или стоит отметка о прописке в любом населённом пункте России по состоянию на 28 ноября 1991 года.

Явившись на пункт для голосования, гражданин должен предъявить документ членам комиссии. После того как те проверят списки и убедятся, что избиратель в них значится, ему будет выдан бланк для голосования. С ним необходимо:

  • пройти в кабину для голосования (закон гарантирует, что волеизъявление избирателя является тайным, и никто не вправе знать, какой вариант на голосовании был выбран);
  • проставить отметку в бланке;
  • опустить бюллетень в урну.
Источники

  • https://proshuslovo.ru/den-za-dnem/novaya-konstituciya-rf-2020.html
  • https://tass.ru/info/8619459
  • https://zakonguru.com/izmeneniya/konstitutsia-rf.html
  • https://www.interfax.ru/russia/697710
  • https://zen.yandex.ru/media/legalsense/konstituciia–ne-dogma-ee-mojno-izmenit-obiazatelen-li-dlia-etogo-referendum-5e29feb243863f00acd807e8
  • https://ria.ru/20200704/1573876533.html
  • https://www.9111.ru/questions/777777777899401/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: