Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации как некоммерческие организации

Содержание
  1. Община малочисленных народов. Что это?
  2. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации как некоммерческие организации
  3. Статья на тему “Община малочисленных народов РФ”
  4. Комментарии к ст. 123.16 ГК РФ
  5. Понятие общины коренных малочисленных народов РФ
  6. Признаки и виды общины коренных малочисленных народов РФ
  7. Территория и исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов
  8. Учреждение общины коренных малочисленных народов РФ
  9. Признаками обособления данной формы некоммерческих организаций явились:
  10. Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.
  11. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации.
  12. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:
  13. Что получает заказчик регистрации общины коренных малочисленных народов РФтоварищества собственников жилья после регистрации:

Община малочисленных народов. Что это?

Община малочисленных народов — некоммерческая организация, создаваемая в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов. Учредителями не могут быть юридические лица, а также органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются учредительный договор и устав.

Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации как некоммерческие организации

ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций – община коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Ст. 69 Конституции РФ установила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений. В п. 4 ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях сказано, что особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

В развитие этих положений Конституции РФ и Закона о некоммерческих организациях были приняты следующие правовые акты: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”, Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”. При этом основополагающим является Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ, в котором гарантии прав коренных малочисленных народов излагаются наиболее полно.
Согласно ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
В свою очередь, определение коренных малочисленных народов дано в ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, согласно которой коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы (Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 установлен такой Перечень).
Необходимость особого правового статуса для коренных малочисленных народов Российской Федерации обусловлена, прежде всего, тем, что такие народы, помимо того, что они малочисленны, проживают в экстремальных климатических условиях, оказывающих негативное воздействие на организм людей. Трудовая деятельность этих народов в традиционных и практически единственно возможных для них областях хозяйствования существенно и постоянно затрудняется сокращением находящихся в их распоряжении и являющихся источником их существования природных ресурсов. Воздействие подобных негативных факторов может привести к их полному вымиранию. В связи с этим необходимо принятие специальных правовых актов, предусматривающих дополнительные меры их правовой защиты.
Для таких народов характерны такие понятия, как традиционный образ жизни, то есть исторически сложившийся способ жизнеобеспечения, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, и исконная среда обитания – исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.

Создание же такой организационно-правовой формы юридических лиц, как община коренных малочисленных народов, обусловлено необходимостью представлять их интересы, а также выступать в гражданском обороте. Неофициально подобные организации существовали и ранее. Однако они не могли зарегистрироваться в качестве юридических лиц, так как органы, осуществляющие государственную регистрацию, отказывались регистрировать общины малочисленных народов на том основании, что гражданским законодательством не предусмотрены такие организационно-правовые формы юридических лиц.
Следует отметить, что о праве создавать общины коренных малочисленных народов говорится и в Законе о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, и в других правовых актах. Так, в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” сказано, что общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).
Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются:
учредительный договор;
устав.

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Однако в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ сказано, что с момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. При этом созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.
Представляется, что формулировка Закона о некоммерческих организациях является более четкой, поскольку прямо связывает момент создания общины с ее государственной регистрацией. Органом, осуществляющим государственную регистрацию общин коренных малочисленных народов, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель общины коренных малочисленных народов – достижение общественно полезных целей. В частности, такой общественно полезной целью, как отмечено в указанном выше определении, является защита их исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Как и в отношении других некоммерческих организаций, в данном случае действует правило, согласно которому община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Такая предпринимательская деятельность в основном связана с их традиционными занятиями – охота, оленеводство, рыбная ловля и др. В связи с этим очевидна необходимость придания общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы.

Определенной спецификой обладает процедура прекращения общины коренных малочисленных народов и судьба ее имущества после прекращения. По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Что касается общины малочисленных народов, то ее члены имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ). Таким образом, процедура похожа на процедуру прекращения хозяйственных обществ и товариществ, когда их участники имеют право на получение части имущества. Наличие подобного правила, очевидно, обусловлено тем, что в собственности общины малочисленных народов может находиться имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ). При этом порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

Статья на тему “Община малочисленных народов РФ”

«Община коренных малочисленных народов РФ».

Статья 123.16 Община коренных малочисленных народов Российской Федерации:

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее – община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

(является не коммерческой организацией)

Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом.

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, если иное не установлено законом.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” сказано, что общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются:

учредительный договор;

устав.

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:

наименование общины;

местонахождение;

основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

4. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

5. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

Статья 9. Учредительное собрание общины малочисленных народов

Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Устав общины малочисленных народов

1. Устав общины малочисленных народов должен определять:

вид общины, предмет и цели ее деятельности;

состав учредителей;

наименование и местонахождение;

источники формирования имущества общины и порядок его использования;

порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;

порядок возмещения убытков;

условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

порядок реорганизации и ликвидации общины;

права и обязанности членов общины;

порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.

Устав общины малочисленных народов может содержать описание символики общины малочисленных народов.

В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству.

2. Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Членство в общине малочисленных народов

1. Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.

В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.

При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.

Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь.

2. Принадлежность к общине малочисленных народов лиц, относящихся к малочисленным народам, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод человека и гражданина, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

участие в принятии решений общины;

участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;

получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;

выход из общины;

другие права, предусмотренные уставом общины.

2. Члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

Статья 13. Обязанности членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов обязаны:

соблюдать устав общины;

рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры;

исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов.

3. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

Статья 14. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов

1. Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

В уставе общины малочисленных народов может быть предусмотрен созыв общего собрания (схода) членов общины по требованию не менее одной трети ее членов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов.

2. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится:

принятие устава общины;

избрание правления (совета) общины и его председателя;

принятие новых членов;

исключение из общины;

определение основных направлений деятельности общины;

избрание ревизионной комиссии;

принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины;

утверждение решений председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.

Статья 15. Правление (совет) общины малочисленных народов

1. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.

Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов.

Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины.

2. Правление (совет) общины малочисленных народов вправе:

рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину;

определять количество работников, привлекаемых общиной малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

утверждать решение председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов правлению (совету) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 16. Полномочия председателя правления (совета) общины малочисленных народов

Председатель правления (совета) общины малочисленных народов:

организует работу правления (совета) общины;

в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины;

в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины;

представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 17. Имущество общин малочисленных народов

1. В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;

финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);

добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

3. Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

4. Общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 19. Деятельность общин малочисленных народов в сфере образования и культуры

1. В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов.

Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договоров общин малочисленных народов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений.

Статья 20. Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

2. Общины малочисленных народов – члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) общин малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова “союз” или “ассоциация”.

Статья 21. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов.

2. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

3. Государственная регистрация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Имущество общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 22. Ликвидация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

2. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае:

выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины;

прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;

неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

3. При ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

4. Ликвидация общины малочисленных народов считается завершенной, а община малочисленных народов – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Споры о ликвидации общин малочисленных народов решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин

малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В случае, если община малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в порядке и в срок, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Общины малочисленных народов вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, ущемляющие права общин малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Статья 24. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Комментарии к ст. 123.16 ГК РФ

1. Изначально общины коренных малочисленных народов не были предусмотрены Гражданским кодексом как самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц. В ФЗ “О некоммерческих организациях” отдельная статья об общинах коренных малочисленных народов (ст. 6.1) появилась в 2007 г. Помимо определения, в данную статью были включены положения о праве общины осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана, а также о праве членов при выходе из общины, а также при ее ликвидации получить часть имущества или компенсацию его стоимости. В остальном ФЗ “О некоммерческих организациях” отсылает к специальному законодательству: ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, ФЗ от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”. В субъектах РФ также были приняты законы, устанавливающие особенности статуса и деятельности общин.

Из определения, содержащегося в п. 1 комментируемой статьи, можно выделить следующие признаки общины коренных малочисленных народов:

– добровольность объединения;

– члены – только граждане (физические лица), относящиеся к коренным малочисленным народам РФ. К таковым относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Конкретные народы, относящиеся к данной категории, определены в Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”;

– принцип объединения: кровнородственный и (или) территориально-соседский;

– цель создания: защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Особенности управления, формирования имущества, прекращения общины установлены специальными законами.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право члена общины коренных малочисленных народов на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации. Однако порядка реализации данного права не определяет, отсылая к специальным законам. Согласно ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” при ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей в имуществе общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины. Положений о компенсации стоимости доли или выделе имущества в натуре при выходе из общины указанный выше Закон не содержит.

3. Ни ФЗ “О некоммерческих организациях”, ни специальные законы не предусматривали возможность реорганизации общины в форме преобразования. Согласно п. 3 комментируемой статьи допускается преобразование общины коренных малочисленных народов по решению ее членов в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. Реальная возможность такого преобразования, учитывая особенности статуса общин малочисленных народов, представляется проблематичной.

4. В п. 4 устанавливается, что положения Кодекса о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов РФ, если иное не установлено законом. Соответственно, иные положения ГК РФ применяются в общем режиме.

Понятие общины коренных малочисленных народов РФ

Одной из обязанностей государства является защита всех граждан, которые проживают на его территории. Учитывая тот факт, что в России существует огромное количество народностей с разнообразием культурных и языковых традиций, государство охраняет аутентичность народов России и способствует развитию их самосознания.

Как показывает статистика, в России проживает около 40 народностей, численность которых едва ли превышает 30 тыс. человек. Защита подобных малочисленных народов является основной вехой государственной политики. Именно поэтому в 1990 году была организована общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов РФ».

Понятие общины коренных малочисленных народов Российской Федерации часто упоминается в нормативной документации.

По сути, это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов, которые живут в нашей стране.

Благодаря этой структуре, коренные народы имеют возможность придерживаться своего традиционного быта, всячески развивать и приумножать свои культурные особенности.

Территориально малочисленные коренные народы сосредоточены в северной части страны, Сибири и Дальнем Востоке. После того, как в советские годы численность коренных народностей резко пошла на убыль, государство занялось их охраной.

Большая часть представителей этих народностей живут в пределах мест компактного проживания и занимаются традиционными ремеслами.

Ст.69 Конституции РФ предусматривает, что права коренных народов с небольшой численностью представителей соблюдаются в полном объеме. Вопросам защиты малых народностей посвящены многие нормативные акты, которые регулируют политику государства в отношении граждан.

Общины коренных народов являются общественными структурами, которые не ставят себе за цель получение прибыли, и существуют на благотворительные взносы, добровольные пожертвования от граждан и государственную финансовую поддержку.

Признаки и виды общины коренных малочисленных народов РФ

Коренные народности России классифицируются в зависимости от языковой группы, и численности представителей.

В общем, среди коренных народностей выделяют следующие основные группы:

  • Народы Северной России;
  • Дальневосточные народности;
  • Алтайские народности;
  • Западно- и восточносибирские аутентичные общины.

Коренные народы проживают в традиционных местах своего скопления. Государство гарантирует им некую степень автономности и возможность поддержания особых для них устоев быта. Кроме того, малые народности занимаются традиционными видами деятельности (рыболовство, животноводство, сельское хозяйство).

В соответствии с действующими законодательными нормативами, к коренным малочисленным народам относят все народности, численность представителей которых не превышает 40 тыс. человек. При этом стоит отметить, что коренные народы распределены по территории Сибири и Дальнего Востока неравномерно.

Территория и исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов

Территории, где традиционно расселены малые народности, официально утверждены Правительством России. При этом, государство гарантирует, что коренные представители малых народов получат полную возможность вести культурный быт и заниматься теми видами деятельности, которые считаются традиционными для них.

В частности, перечень традиционных видов занятий для малых народов включает:

  • Кочевое животноводство (разведение оленей, яков и лошадей) и переработка продуктов животноводческого комплекса;
  • Охота на пушных зверей и изготовление меховых изделий;
  • Растениеводство, в частности земледелие, выращивание сельхоз культур, лекарственных растений и ягод;
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация продукции лесного происхождения);
  • Народные ремесла и художественные промыслы (вышивка, плетение из трав и кожи, обработка меха, костей и прочих материалов).

Как показывает статистика, значительное большинство коренного населения Сибири и Дальнего Востока традиционно селятся в тех местах, в которых ранее проживали их предки. Поэтому на карте страны можно встретить целые населенные пункты, в которых абсолютное большинство населения принадлежит к коренным народностям.

Учреждение общины коренных малочисленных народов РФ

В соответствии с действующим законодательством, община, которая объединяет малые народы и ставит перед собой цель защитить их аутентичность, должна быть общественной структурой некоммерческого назначения.

Стоит отметить, что учредить подобную структуру может любой желающий, однако за некоторыми исключениями:

  • Подданные иностранных государств и лица без гражданства;
  • Юридические лица;
  • Органы государственной и муниципальной власти.

Кроме того, в качестве учредителей не могут выступать также иностранные коммерческие и некоммерческие организации, но при этом они могут осуществлять финансирование общины путем добровольных взносов и пожертвований.

Создаваемая община в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в органах государственной власти.

Стоит отметить, что для того, чтобы процесс регистрации прошел без особых сложностей, должны быть соблюдены следующие правила:

  • Численность участников общины должна быть более 2-х человек;
  • Все участники организации должны подписать уставную документацию;
  • Община должна иметь официальное наименование, с указанием местонахождения и основного вида хозяйствования.

Признаками обособления данной формы некоммерческих организаций явились:

  • субъектный состав – лица, относящиеся к коренным малочисленным народам РФ
  • кровнородственный (семья, род) и (или) территориально-соседский принципы объединения
  • цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов,

  1. не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ
  2. и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.
  • Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.
  • Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее 3.

Учредителями общин малочисленных народов не могут выступать

  • иностранные граждане и лица без гражданства
  • юридические лица
  • органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются (п. 3 ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов”):

  • учредительный договор
  • устав

В учредительных документах должны быть определены:

  • наименование общины
  • местонахождение
  • основные виды хозяйствования

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации.

После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

  • Регламентировано обязательное содержание устава общины малочисленных народов.
    Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов РФ.
  • Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет.Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.
  • В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.
  • Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

(ст. 12 Федерального закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов”)

  • участие в принятии решений общины
  • участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы
  • получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации
  • выход из общины
  • другие права, предусмотренные уставом общины.

 Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов

  • Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.
  • Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.
  • Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.
  • Что получает заказчик регистрации общины коренных малочисленных народов РФтоварищества собственников жилья после регистрации:

    • Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации
    • Свидетельство о регистрации юридического лица при создании на основании решения о государственной регистрации, принятое Минюстом России (его территориальным органом)
    • Свидетельство о постановке на налоговый учет
    • Выписка из Единого реестра юридических лиц
    • Устав некоммерческой организации
    • Печать (на обычной оснастке)
    Источники

    • https://buhgalter.academic.ru/1447/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2
    • https://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=465
    • https://infourok.ru/statya-na-temu-obschina-malochislennih-narodov-rf-2778055.html
    • https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-I/Glava-4/paragraph-6/Statya-123.16/
    • https://advokat-malov.ru/yur.-lica/obshhina-korennyh-malochislennyh-narodov-rf.html
    • https://www.nalog2000.ru/reg_nko/obwiny_korennyh_malochislennyh_narodov_rf.php

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: