Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину: закон

Содержание
  1. Проверка документов:обязанности и права гражданина
  2. Основания для проверки документов сотрудником полиции
  3. Штраф за неповиновение сотруднику полиции
  4. Вправе ли полицейский требовать от граждан покинуть определенное место?
  5. Должен ли полицейский предъявить вам свое удостоверение при обращении?
  6. Что еще нужно знать о полиции
  7. Беспристрастность действий сотрудников полиции
  8. Открытость и публичность действий полиции
  9. Общественное доверие и поддержка граждан страны
  10. Может ли сотрудник полиции проверить документы у любого встретившегося ему гражданина?
  11. Как вести себя, если вас задержали?
  12. Как должны вести себя сотрудники полиции при общении с гражданами?
  13. В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять меры ограничивающие права и свобода гражданина?
  14. Какой документ, удостоверяющий личность, можно предъявить?
  15. Если инспектор не хочет повторно представляться
  16. Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?
  17. А что если сотрудник полиции всячески препятствует ведению съемки его неправомерных действий?
  18. Разъяснить причину применения ограничивающих мер
  19. Каков срок административного задержания?
  20. В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?
  21. Да, конечно, гражданин имеет полное право фиксировать действия сотрудников полиции на камеру.
  22. Ждать полицию или уезжать?
  23. Предпринять сопутствующие меры
  24. Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?
  25. Обязан ли гражданин носить с собой паспорт?
  26. Обязан ли полицейский представиться, если к нему обратился гражданин?
  27. Что делать, если сотрудник полиции не предъявляет документы?
  28. Заключение

Проверка документов:обязанности и права гражданина

«Гражданин, предъявите документы» — эту популярную в советских кинофильмах фразу нередко можно услышать и в реальной жизни.
Попробуем разобраться, в каких случаях полицейский вправе проверить документы и какие права при этом имеет обычный гражданин.

Просто так, без какого-либо основания, сотрудники полиции проверять документы прохожих права не имеют.

Основания для проверки документов сотрудником полиции

Основания для проверки документов детально регламентируются законодательством и, прежде всего, Федеральным законом «О полиции».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в следующих случаях:

  1. имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
  2. имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;
  3. имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  4. имеются основания для их задержания в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Нужно признать, что в России, как, впрочем, и в любой другой стране мира, в каждый отдельно взятый момент времени большое количество людей находится в розыске в связи с совершенным преступлением.

Поэтому якобы имеющаяся схожесть гражданина по признакам внешности с разыскиваемым лицом превращается в своего рода универсальную «отмычку» для проверки документов.

Штраф за неповиновение сотруднику полиции

При этом законные требования находящихся на службе сотрудников полиции обязательны к исполнению.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влечет, согласно ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Впоследствии при желании законность подобных требований можно оспорить, однако шансы того, что Фемида окажется на вашей стороне, прямо скажем, невелики.

Вправе ли полицейский требовать от граждан покинуть определенное место?

Вправе, но только если:

  1. данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
  2. необходимо сохранить следы преступления;
  3. для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;
  4. при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

Должен ли полицейский предъявить вам свое удостоверение при обращении?

Да. Это его обязанность. Однако сотрудник полиции обязан показывать свои бумаги только в том случае, если вы их у него попросите — он не должен подходя к вам держать перед собой раскрытое удостоверение.

Так же сотрудник полиции при обращении должен сообщить вам ФИО и занимаемую им должность. После этого он обязан назвать вам причину обращения и, если она веская или предполагает применение к гражданину каких либо мер, предоставить бумаги, эти причины или меры поясняющие и подтверждающие.

В некоторых случаях сотрудник не обязан предварительно показывать свои документы. Возникают такие случаи в особых ситуациях, когда сотрудник полиции не может обратиться к гражданину без риска. Например, при оперативном задержании. Стоит отметить, что все эти меры согласованы судом и полностью законны. Однако обычным гражданам с такими мерами, как правило, сталкиваться не приходится.

Что еще нужно знать о полиции

Помимо положений, обозначенных выше, деятельность полиции регулируется дополнительным множеством различных определений.

Данная государственная структура ведет свою деятельность в точном соответствии с законодательными актами нашего государства. Именно поэтому, любое ограничение прав или свобод граждан России, а также их интересов не может допускаться, за исключением тех случаев, которые, опять-таки, обозначены в законодательстве. К слову, то же касается:

  • объединений общественного характера;
  • различных иных организаций и учреждений.
Мало того, что полицейский должен обращаться к гражданам по правилам, он также обязан придерживаться множества иных указаний и рекомендаций

Представители полиции не имеют права на то, чтобы заниматься подстрекательством граждан, их склонением к совершению противоправных действий абсолютно в любой форме:

  • как прямой;
  • так и косвенной.

Кроме того, у представителей данной структуры отсутствует право на оправдание совершаемых действий или наоборот, бездействия, за счет интересов службы, а также:

  • экономической выгоды;
  • требований незаконного характера или приказов, поступающих от вышестоящих должностных лиц;
  • прочие обстоятельства аналогичного характера.

Меры государственного принуждения могут применяться полицейскими в исключительных случаях, то есть таких, которые оговорены все тем же Федеральным законодательством страны.

Действия должностных лиц, являющихся сотрудниками полиции, контролируются со стороны Федерального органа исполнительной власти внутренних дел страны.

Действия сотрудников полиции подлежат государственному контролю

Беспристрастность действий сотрудников полиции

Полиция обязана осуществлять протекцию прав, свобод и интересов не только российских граждан, но также и людей в целом, независимо от таких принадлежащих им характеристик, как:

  • пол;
  • раса;
  • национальность;
  • язык;
  • происхождение;
  • положение в обществе и должностное положение;
  • место проживания;
  • имущество, коим он владеет;
  • религиозных предпочтений;
  • убеждений;
  • членства в объединениях общественного характера и тому подобных обстоятельств.

При этом, представители интересующего нас органа не имеют право состоять в политических партиях, и как-либо их поддерживать, в частности и с материальной точки зрения, а также принимать какое-либо участие в деятельности, которую они ведут. Все эти запреты существуют для того, чтобы сохранить обсуждаемую нами беспристрастность. Таким образом сотрудник полиции не связывается решениями политических партий.

Кроме того, распространяется данное обязательство и на членство в общественных объединениях и религиозных организациях.

Уважительное отношение к гражданам, независимо от их принадлежности к той или иной национальности, расе, религии и т.д. — первичная обязанность полицейского, который в любых вопросах должен оставаться беспристрастным

В обязательном порядке сотрудник интересующей нас системы обязан уважительно относиться к национальности и традициям различных граждан, при этом учитывая их индивидуальные социокультурные особенности. Таким образом, он будет способствовать согласию между различными национальностями и конфессиями.

Как находясь на службе во время рабочего дня, так и вне ее, в свободное время, гражданин, занимающий пост в полиции, не имеет права ставить под сомнение свою беспристрастность, и подтверждать заинтересованность какими-либо действиями, так как это может нанести непоправимый ущерб авторитету и образу всей структуры.

Открытость и публичность действий полиции

Деятельность представителей правоохранительных органов должна оставаться для общества открытой, в той степени, которая обозначена требованиями законодательства нашей страны в области:

  • уголовного судопроизводства;
  • дел, связанных с нарушениями административной категории;
  • деятельности оперативного и розыскного характера;
  • защиты тайн, охраняемых законом и государством;
  • защиты прав граждан, учреждений и образований любого другого рода.

Посему, российские граждане, и организации, имеют право на получение правдивой информации относительно деятельности, ведущейся полицией, а также информации, которая напрямую связана с ними, и может затрагивать их права. В данном случае исключение составят только те сведения, которые ограничиваются на законодательном уровне.

Правом граждан нашей страны также является беспрепятственное получение информации от полиции

Полиция отвечает также за постоянное информирование о своей деятельности органов государственного и муниципального уровня, путем использования следующих каналов связи:

  • сети интернет;
  • средств массовой информации;
  • отчетов, предоставляемыми не реже раза в год должностными лицами, работающими в полиции, представителям государственных властных структур.

Что касается сроков и частоты предоставления отчетности, а также должностных лиц, которые ответственны за проведение данного мероприятия, определяется непосредственно на уровне Федерации.

Согласно букве закона, действующего на территории нашей страны, полиция должна предоставлять данные о собственной деятельности также членам СМИ, после того, как последние отправят официальный запрос из редакции, а также посредством:

  • отправления статистических данных;
  • справочных материалов;
  • проведения конференций для прессы.

К слову, не каждый журналист имеет право на освещение деятельности представителей данного государственного органа. Такое право имеют только аккредитованные сотрудники средств массовой информации.

Далеко не каждый сотрудник СМИ может освещать деятельность полиции

Общественное доверие и поддержка граждан страны

Осуществляя свою основную деятельность, сотрудники полиции должны обеспечивать не только порядок, но также и:

  • формирование доверия населения по отношению к их действиям;
  • получение поддержки от гражданских представителей государства.

Потому, каждое действие сотрудника рассматриваемого органа должно быть понятно людям, если не само по себе, то впоследствии предоставления соответствующих обоснований.

Если же представитель обозначенной службы нарушит права, интересы или свободу людей, тогда на плечи уполномоченных сотрудников той же структуры ложиться задача по нивелированию данного ущерба путем восстановления нарушенных явлений.

Так, если, например, полиция обнародовала сведения, которые опорочили бы достоинство гражданина и навредили его деловой репутации, и не оказались соответствующими судебным постановлениям, результатам расследования и т.д., тогда тот же орган, что их обнародовал, должен заняться и опровержением. При этом, обозначив оное в той же форме, в которой изначально данные были оглашены.

Основная задача полиции — защита граждан Российской Федерации

Может ли сотрудник полиции проверить документы у любого встретившегося ему гражданина?

Нет. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ “О полиции” такое право возникает у полицейского только если:

  • есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;
  • есть данные, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;
  • есть основания для задержания гражданина.

В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ “О полиции” к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:

  1. Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  2. Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;
  3. Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  4. Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;
  5. Допустившие нарушение правил комендантского часа;
  6. Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;
  7. Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;
  8. В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если вы к указанным категориям граждан не относитесь, то и проверять ваши документы у полицейского нет никаких оснований. Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 “Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности” полиция обязана обращать особое внимание на:

  • лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;
  • проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;
  • группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;
  • занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.

Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.

Как вести себя, если вас задержали?

Если вы считаете, что вас задержали необоснованно, будьте спокойны и сдержаны, полностью перепишите все данные служебного удостоверения задержавшего вас сотрудника, а также тех лиц, которые отказались отпустить вас при доставлении в дежурную часть отделения.

По возможности установите и запишите данные свидетелей, которые могут подтвердить необоснованность вашего задержания, потребуйте возможности связаться со своими родственниками или адвокатом.

Если есть возможность, сообщите о неправомерных действиях полицейского по телефону “02”, где ваш звонок будет записан не только оператором, но и на электронный носитель.

Имейте в виду, что, если вас обвиняют в совершении административного правонарушения или уголовного преступления, дело по которому подлежит рассмотрению мировым судьей, то в качестве вашего защитника по вашей письменной доверенности, оформленной на обычном листе бумаги, может быть допущен не обязательно адвокат, а любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Если у вас есть доказательства невиновности, о которых полиция не знает или не хочет на них обращать внимание, прежде, чем поставить подпись в документе, напишите свои ходатайства (“прошу вызвать и допросить такого-то, затребовать и приобщить такой-то документ, осмотреть такое-то помещение” и т.д.).

Если же вы реально виновны, сосредоточьте внимание на смягчающих вашу вину обстоятельствах и положительных данных о вашей личности. В этом случае, отрицая свою вину, вы с большой долей вероятности ухудшите свое собственное положение.

Как должны вести себя сотрудники полиции при общении с гражданами?

Большой вопрос вызывает то, как сотрудники полиции вообще должны себя вести. На самом деле есть отдельное постановление, описывающее вид и характер общения между сотрудниками полиции и простыми гражданами, действующими как в случае обращения полицейского к гражданину, так и при обращении гражданина к полицейскому. Описано оно в части пятой «Закона о полиции» и гласит следующее:

  • Сотрудники полиции должен уважать права других граждан;
  • Общение должно проводиться без унижения чести и достоинства, диалог должен быть уважительным;
  • Сотрудники полиции должны действовать только в рамках своих полномочий;
  • Сотрудники полиции должны оказывать всю необходимую посильную помощь;
  • Личная информация граждан, переданная сотрудникам полиции в ходе выполнения их обязанностей, не должна разглашаться.
Стоит отметить, что это правило распространяется не только на полицейских, но и на любые правоохранительные органы. От граждан, общающихся с полицейскими, ожидается то же самое.

В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять меры ограничивающие права и свобода гражданина?

Законодатель определяет следующие основания для применения сотрудником полиции физической силы, в том числе и боевые приемы:

  • 1) в целях пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • 2) в целях доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • 3) в целях преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Какой документ, удостоверяющий личность, можно предъявить?

Основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Однако в ряде случаев удостоверение личности допускается и по другим документам, к которым, в частности, относятся:

  • военный билет для военнослужащих;
  • справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание;
  • временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта и др.

Как правило, для удостоверения личности гражданину достаточно иметь при себе ксерокопию указанного документа.

Вряд ли целесообразно вступать в спор с полицейским о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины.

Нужно осознать, что данное мероприятие осуществляется в правовом поле и направлено, прежде всего, на охрану общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В подавляющем большинстве случаев после проверки документов гражданина сразу же отпускают.

Если инспектор не хочет повторно представляться

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.

Можно также напомнить инспектору, что представляться и демонстрировать документы, подтверждающие причастность к строевым подразделениям Госавтоинспекции, — его обязанность. Делать это инспектор должен без дополнительных напоминаний, когда подходит к водителю.

Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории РФ. При этом он обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в РФ, наличие соответствующих отметок (даты – штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы РФ (п. 238).

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию (п. 239).

Вместе с тем, в соответствии с п. 34, 35 “Наставления по организации деятельности МВД РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства”, утвержденного МВД РФ и ФМС 12.10.09 N 758/240, сотрудник МВД вправе доставить лицо без регистрации только в одно-единственное место – орган ФМС. Доставление иностранного гражданина, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД – исключительная компетенция сотрудника ФМС.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не было, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, вам надо постараться объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону “02” дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, вы вправе простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

А что если сотрудник полиции всячески препятствует ведению съемки его неправомерных действий?

В этом случае действия сотрудника полиции попадают под административную ответственность, которая предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ «самоуправство» диспозиция данной статьи гласит, что самоуправство – это самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

При этом бывают случаи, когда сотрудник полиции может выхватить телефон и разбить его, забрать флеш-карту, которая содержит материалы, записанные на камеру в целях прекращения вами видеосъемки, то в этом случае действия сотрудника полиции попадают под уголовную ответственность, которая предусмотрена ст. 330 УК РФ, которая гласит, что самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред. Квалифицирующий признак в данном случае это причинения существенного вреда гражданину. Существенный вред как последствие самоуправства оценивается в каждом конкретном случае самоуправства с учетом размеров материального ущерба, с учетом значительности, ценности нарушенных прав и законных интересов других лиц, общества и государства.

Разъяснить причину применения ограничивающих мер

Данный шаг, идущий под номером три, хоть и является логичным продолжением первых двух, но вовсе не обязателен к выполнению, так как далеко не в каждом случае простая остановка граждан оканчивается ограничением прав и свобод.

Тем не менее, если простое обращение превратилось в задержание, то тогда полицейский также должен следовать определенному порядку, который будет заключаться:

  • в разъяснении причины, по которой ограничиваются законные права и свободы гражданина;
  • в разъяснении прав и обязанностей, возникающих впервые в связи с задержанием и вышеупомянутым ограничением.
При условии, что представитель правопорядка позволит себе вольность, и обратится не по делу, может серьезно пострадать репутация структуры

Каков срок административного задержания?

Срок административного задержания не должен превышать более 3-х часов. Но в определенных случаях срок административного задержания может составлять более 3-х часов, а именно 48 часов, это вытекает из положений ст. 27.5 КоАП РФ. При этом ст. 22 Конституции РФ гласит, что лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

В каких случаях лицо может быть подвергнуто задержанию на срок 48 часов

  • Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
  • Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило: перед их применением сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

Правило: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Правило: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

Правило: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Правило: (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

Правило: “деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан” (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).

Резиновые палки Газовые средства Средства ограничения подвижности Специальные окрашивающие и маркирующие средства Электрошоковые устройства Служебные животные Средства принудительной остановки транспорта Средства сковывания движения Водометы
1) отражение нападения на гражданина или полицейского Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
2) пресечение преступления или административного правонарушения Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
3) пресечение сопротивления, оказываемого сотруднику Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
4) задержание застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
5) задержание лица, которое может оказать вооруженное сопротивление Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
6) доставление в полицию, конвоирование и охрана задержанных и заключенных Нет Нет Да Нет Нет Да Нет Нет Нет
7) освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий и помещений Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
8) пресечение массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да
9) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование полицейского об остановке Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Нет Нет
10) выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Нет Нет
11) защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан Да Нет Нет Да Нет Да Да Нет Да

За невыполнение законных требований полицейского гражданин несет ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ и может быть арестован на срок от 1 до 15 суток. В то же время при применении насилия в отношении представителя власти наступает ответственность по ст. 318 УК РФ, предусматривающая до 5 лет лишения свободы, а причинении полицейскому легкого вреда здоровью – до 10 лишения свободы.

Да, конечно, гражданин имеет полное право фиксировать действия сотрудников полиции на камеру.

  • Согласно ст. 8 Федерального закона «О полиции» действует принцип гласности и открытости, который означает, что деятельность полиции является открытой для общества.
  • В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Согласно ст. 152.1 ГК РФ не требуется согласия на съемку, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.
  • О возможности вести съемку нам говорит Федеральный закон “О противодействии коррупции” от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Так, согласно ст. 3 Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на таком принципе как публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
  • В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Основным принципом обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
  • Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», в частности пункт 3 устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Ждать полицию или уезжать?

Мошенники наверняка не будут мирно наблюдать, как вы звоните в полицию. Если вы понимаете, что вашей жизни или здоровью угрожает опасность («полицейские» стучат по автомобилю, пытаются выбить стекла, вытащить вас из салона и т.д.), лучше покинуть место остановки, но сделать это нужно грамотно. Отъезжаете на безопасное расстояние (например, в ближайший двор) и снова вызываете полицию. Камера телефона или видеорегистратор при этом все еще должны оставаться включенными.

К вам могут направить другой экипаж ДПС, которому поручат разобраться в произошедшем. Сотрудник ГИБДД запишет ваши объяснения, вы ознакомитесь с протоколом и, если все в порядке, подписываете и получаете копию. Через некоторое время вас вызовут в отделение для дальнейшего разбирательства.

Есть другой вариант — подаете жалобу на инспектора вышестоящему должностному лицу. Ссылайтесь на нарушение упомянутого пункта 45 Административного регламента ГИБДД. Желательно подкрепить заявление фото-, аудио- и видеоматериалами. Тогда после проведения служебной проверки у руководства инспектора ГИБДД будут основания привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Предпринять сопутствующие меры

Если полномочия полицейского достаточны для того, чтобы принять необходимые меры, и помочь обратившемуся к нему человеку, то в этом случае он обязан осуществить все, что зависит от него, для разрешения данного вопроса, при этом действуя, разумеется, исключительно в рамках закона.

При условии, что полномочий недостаточно, полицейский должен разъяснить обратившемуся к нему лицу, к кому ему следует обратиться (имеется ввиду также сотрудник полиции, компетентный относительно содержания заявления гражданина).

Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

Да. Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, “вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации”.

Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.

Обязан ли гражданин носить с собой паспорт?

Но при отсутствии удостоверяющего документа и при наличии, изложенных выше оснований, сотрудник полиции получает право на доставление гражданина в отдел полиции для установления личности.

Если гражданин по какой-либо причине при проверке документов оказался без паспорта, то ему следует попытаться объяснить случившееся и предложить другой документ, помогающий установить личность, например, водительское удостоверение. Однако следует помнить, что водительское удостоверение не заменяет паспорт и решение о том, достаточно ли его для установления личности будет принимать проверяющий.

В случае доставления законопослушного гражданина в отдел для установления личности срок такого задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ не должен превышать три часа.

Если же полицейскими допущены какие-либо нарушения при проверке документов, то граждане имеют право обжаловать их действия в прокуратуру или службу собственной безопасности МВД России.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом со стороны сотрудников полиции.

Обязан ли полицейский представиться, если к нему обратился гражданин?

Да, и не просто назвать свои должность, звание, фамилию, но также внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3).

Что делать, если сотрудник полиции не предъявляет документы?

Если остановивший вас сотрудник полиции либо не показал по требованию удостоверение, либо ведет себя неподобающим образом, то вы имеете полное право подать на него жалобу. В этом случае стоит подать на него жалобу. Для этого узнайте его ФИО и номер отделения, за которым он закреплен. Если в отделении вашу жалобу не приняли, то обратитесь в прокуратуру.

Бывает и так, что сотрудник не только не показывает документы, но и не представляется. В этом случае вы можете вызвать полицию. Разобраться в ситуации должен уже второй полицейский. Весьма вероятно, что первый «сотрудник полиции» — мошенник.

Заключение

Полиция призвана защищать обычных граждан России и гостей страны от преступников, имеющих злые намерения. Разумеется, преступник все еще остается человеком, и потому, даже при его задержании сотрудники рассматриваемой структуры обязаны соблюдать некоторые его права и свободы, но не те из них, временное игнорирование которых при необходимости допускается Федеральным законодательством. При обращении к гражданину сотрудники полиции обязаны соблюдать особенный протокол действий, созданный для того, чтобы общение с ними оказалось эффективным для обоих участников коммуникации.

В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции.

Источники

  • https://sibadvokat.ru/statiy/predjavite-dokumenty-vas-ostanovil-policejskij
  • https://rg.ru/2011/08/18/police.html
  • https://dtp.help/dolzhen-li-sotrudnik-politsii-predyavlyat-udostoverenie.html
  • https://yr-expert.com/obyazannosti-sotrudnika-policzii-pri-obrashhenii-k-grazhdaninu/
  • https://www.9111.ru/questions/7777777771184123/
  • https://www.zr.ru/content/articles/925698-inspektor-ne-predstavilsya-emu/?page=2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: