Обзор положения о Федеральной службе судебных приставов

Нормативно-правовое регулирование

В настоящее время деятельность судебных приставов регулируется следующими основными нормативными актами:

  1. Гражданским процессуальным кодексом РФ.
  2. Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
  3. ФЗ РФ «О судебных приставах».

В связи со вступлением в силу нового закона о деятельности органов принудительного исполнения во многие нормативные акты, косвенно или напрямую касающиеся данной сферы, будут внесены соответствующие изменения.

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1316

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе судебных приставов.

2. Разрешить иметь в Федеральной службе судебных приставов шесть заместителей директора Службы, в том числе одного первого заместителя. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 29.01.2018 № 34, от 01.01.2020 № 1 -вступает в силу с 1 января 2020 г.)

3. (Утратил силу с 1 января 2020 г. – Указ Президента Российской Федерации от 18.11.2019 № 555)

4. Правительству Российской Федерации:

в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом, а также представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль

13 октября 2004 года

№ 1316

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента

Российской Федерации

от 13 октября 2004 г.

№ 1316

I. Общие положения

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее – государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670)

ФССП России подведомственна Минюсту России.

2. Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – суды); (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 529 – вступает в силу с 6 августа 2014 г.)

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее – акты других органов); (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.09.2011 № 1240)

3) управление территориальными органами ФССП России (далее – территориальные органы);

4) ведение государственного реестра; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670)

5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670)

3. ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

4. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

6. ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, в том числе по решению директора ФССП России – главного судебного пристава Российской Федерации в круглосуточном режиме, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.09.2011 № 1145)

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.09.2011 № 1240, вступает в силу с 1 января 2012 г.)

абзац; (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 11.02.2013 № 131)

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

21) осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2011 № 1240)

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.02.2013 № 131)

51) ведет государственный реестр; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670)

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

7) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.01.2015 № 26)

8) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

9) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

10) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также психологическое обеспечение их работников, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 11.02.2013 № 131; от 21.12.2013 № 940)

11) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

12) осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

14) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.04.2008 № 539)

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

171) осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2008 № 539)

18) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

181) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации, разрабатывает и реализует меры по профилактике коррупции среди работников ФССП России; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 11.02.2013 № 131)

182) осуществляет выдачу предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных актов; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 218)

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

7. ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.09.2011 № 1240)

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ФССП России, а также жилищное строительство;

4) образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

5) заключать гражданско-правовые договоры;

6) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации управление и распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за ФССП России. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 11.02.2013 № 131)

8. ФССП России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

III. Организация деятельности

9. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации (далее – директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов – заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.05.2010 № 552)

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

Назначение на должности высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее – органы принудительного исполнения) и освобождение от таких должностей осуществляются Президентом Российской Федерации. Представления о назначении на такие должности и об освобождении от них (за исключением представлений о назначении на должности директора, его заместителей и об освобождении от этих должностей) вносятся Президенту Российской Федерации Министром юстиции Российской Федерации. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 -вступает в силу с 1 января 2020 г.)

10. Директор:

1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФССП России;

2) организует работу центрального аппарата ФССП России;

3) вносит (представляет) Министру юстиции Российской Федерации:

проект положения о ФССП России;

проект типового положения о территориальном органе; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.05.2010 № 552)

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о назначении на должности высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения и об освобождении от таких должностей; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации и к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.10.2008 № 1517)

предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, для последующего представления в Правительство Российской Федерации; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2008 № 539)

предложения по структуре ФССП России и предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения для последующего внесения Президенту Российской Федерации; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

проект перечня типовых должностей в органах принудительного исполнения и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего внесения Президенту Российской Федерации; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

проект перечня должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего внесения Президенту Российской Федерации; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

предложения о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам органов принудительного исполнения (далее – сотрудники) и классных чинов федеральным государственным гражданским служащим, замещающим в органах принудительного исполнения должности федеральной государственной гражданской службы высшей и главной групп должностей; (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

4) утверждает:

штатное расписание структурных подразделений центрального аппарата ФССП России, структуру и штатное расписание территориальных органов в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

смету расходов на содержание работников ФССП России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФССП России;

положения об образуемых ФССП России координационных, консультативных, экспертных и совещательных органах (советах, комиссиях), в том числе межведомственных, а также составы указанных органов (советов, комиссий); (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № 640 – вступает в силу с 1 января 2020 г.)

Выделение ФССП, как отдельного вида государственной службы

На сегодняшний день в отношении судебных приставов не определен точный правовой статус. С одной стороны, данная категория должностных лиц не относится к обычным чиновникам, так как у них есть право на ношение оружия и использование физической силы, однако, с другой стороны, их также нельзя причислить и к числу полицейских или военнослужащих.

Таким образом, есть некоторая неясность относительно правого положения представителей службы судебных приставов.

Все изменится в январе 2020 года. Теперь деятельность ФССП будет выделена в отдельный вид государственной службы, который будет иметь следующее название – Федеральная государственная гражданская служба в органах принудительного исполнения.

Присвоение званий судебным приставам

В соответствии с ФЗ РФ от 01.10.2019 №328-ФЗ с 1 января 2020 года в отношении судебных приставов для каждой должности будет предусмотрено присвоение специального звания. Для наглядности можно привести примеры некоторых видов:

  1. Младший начальствующий состав – здесь будут использоваться такие звания, как сержант, младший и старший сержанты, старшина, прапорщик и старший прапорщик.
  2. Средний начальствующий состав – младший и старший лейтенанты, капитан и др.
  3. Старший начальствующий состав – майор, подполковник, полковник.
  4. Высший начальствующий состав – генерал-майор, генерал-лейтенант и др.

Последствия

Судебные приставы, получив погоны силовиков, теперь обязаны будут платить из своего кармана за собственные ошибки. Вопросы службы в данном ведомстве регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.

Наложение запрета на двойное гражданство

Помимо повышения правового статуса приставов, в их отношении также начнут действовать дополнительные ограничения и более жесткие требования. Главным образом речь идет о наложении запрета на двойное гражданство.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 01.10.2019 №328-ФЗ гражданин не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения в случае, если он подал документы на приобретение или уже имеет паспорт другого государства.

Таким образом, данная норма исключает возможность наличия двойного гражданства у судебных приставов.

Иные изменения

Кроме того, в 2020 году вступит в силу целый ряд других изменений, касающихся деятельности представителей ФССП. В частности, речь идет о следующих переменах:

  • будет увеличена заработная плата, выплачиваемая судебным приставам (денежное довольствие);
  • изменится порядок пенсионного обеспечения – теперь сотрудники ФССП смогут так же, как и военнослужащие, выходить на пенсию после 20 лет службы;
  • начнет действовать особый механизм государственной защиты данной категории должностных лиц (в случае необходимости);
  • существенно возрастут требования – помимо запрета на двойное гражданство, приставы обязаны будут регулярно проходить тестирование на пристрастие к наркотикам или алкоголю, должны будут в обязательном порядке пройти процедуру дактилоскопии и т. д.
Источники

  • https://zakonguru.com/izmeneniya/sudebnye-pristavi.html
  • https://rg.ru/2004/10/19/pristavy-doc.html
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/21530
  • https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-1316-13102004/
  • https://www.zakonrf.info/zakon-o-sud-pristavah/
  • https://www.9111.ru/questions/777777777788505/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: