Односторонний отказ от исполнения контракта

Содержание
  1. Одностороннее расторжение договора. Односторонний отказ от договора. Односторонний отказ от исполнения договора. Односторонний отказ от исполнения обязательств по договору. Уведомление. Соглашение о расторжении договора.
  2. Правовое регулирование и особенности процедуры
  3. Виды расторжения
  4. Причины одностороннего отказа
  5. Основания для расторжения контракта поставщиком по Гражданскому кодексу РФ без суда
  6. Основания и процедура
  7. Закон разделяет расторжение договора (ст.450-453 ГК РФ) и отказ от исполнения обязательства (ст.310 ГК РФ). Несмотря на идентичность правовых последствий расторжения договора и отказа от исполнения обязательства, возникшего из договора, основания и порядок совершения необходимых действий отличается.
  8. Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке
  9. Односторонний отказ по инициативе заказчика
  10. Одностороннее расторжение по инициативе поставщика
  11. При каких условиях поставщик может расторгнуть контракт по своей инициативе?
  12. Порядок расторжения контракта заказчиком
  13. Ответственность поставщика
  14. Ответственность заказчика за нарушение порядка расторжения
  15. Порядок расторжения контракта поставщиком
  16. Порядок расторжения контракта поставщиком без суда
  17. В каких случаях придется обращаться в суд для расторжения контракта по инициативе поставщика?
  18. Какие выплаты можно получить с заказчика, если поставщик расторг контракт?
  19. Возможна ли отмена решения

Одностороннее расторжение договора. Односторонний отказ от договора. Односторонний отказ от исполнения договора. Односторонний отказ от исполнения обязательств по договору. Уведомление. Соглашение о расторжении договора.

Расторжение договора это одна из огромных, неисчерпаемых своим разнообразием возникающих ситуаций тема. Материалов по ней достаточно. Однако это никак не уменьшает количества заинтересованных лиц в профессиональных суждениях и помощи по теме расторжения договора. Этот вывод подтверждает принятие 6 мая 2014 Постановления Пленума ВАС РФ «О последствиях расторжения договора». Подробно свои комментарии на проект этого акта я приводил в другом нашем материале.

Так же логично, что относимость норм о расторжении договора к любому договору позволяет применять их к таковым только наличия в отдельных случаях соответствующих специальных норм (например, ст. 328, 405, 523, 781 ГК РФ). Это означает, что если нет в соответствующей главе конкретного вида гражданско-правового договора оснований или порядка его расторжения, то обязательно будут применять общие нормы.

Именно для того, что помнить и верно применять эти общие нормы, избавиться от ряда заблуждений, связанных с расторжением договора, я подготовил с помощью своих коллег материал.

Правовое регулирование и особенности процедуры

Процесс проведения закупки для государственных и муниципальных нужд состоит из нескольких этапов: начиная с проведения тендера и определения победителя, заканчивая исполнением сторонами своих обязательств. Но сам факт подписания государственного контракта еще не означает его добросовестного исполнения поставщиком или заказчиком.

Односторонний отказ от расторжения договора опирается на положения 44-ФЗ о контрактной системе и на нормы Гражданского кодекса, в частности, на ст. 523 ГК. Процедура отказа заказчика от исполнения контракта по 44-ФЗ проводится при наличии оснований, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

На основании положений ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено по судебному решению, по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Получение судебного решения для расторжения договора – процедура длительная и дорогостоящая, достигнуть соглашения по отказу от договора на практике бывает очень непросто, поэтому односторонний отказ в некоторых случаях станет оптимальным решением. При этом законодательство ограничивает право сторон на односторонний отказ от договора: для этого необходимы веские основания.

Последствия одностороннего расторжения контракта весьма негативны для обеих сторон: заказчик не получает нужные ему товар, работу или услугу, что обесценивает всю длительную и сложную закупочную процедуру. Поставщик утрачивает внесенное им обеспечение исполнения контракта, получает неустойку и может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Процедура расторжения государственного контракта никак не будет отличаться в зависимости от способа выбора поставщика, на основании которого он был подписан. Это утверждение применимо ко всем конкурентным процедурам: конкурсу, аукциону, запросу предложений и котировок.

Что касается возможности или невозможности расторжения контракта с единственным поставщиком (который заключен по нормам ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), то по этому вопросу у контролирующих инстанций не сложилось единой позиции. В письме Казначейства от 2015 года №05-07-05/11 специалисты пришли к выводу, что такой контракт может быть расторгнут на основаниях, которые перечислены в Гражданском кодексе. В Минэкономразвития по рассматриваемому вопросу позиция иная. Здесь считают, что контракт на сумму до 300 тыс. р. (на момент формирования письма действовал лимит в 100 тыс. р. для закупок у единственного поставщика) не допускается расторгнуть в одностороннем порядке, так как данные о таких контрактах не попадают в реестр. Такая позиция содержится в письме от 2016 года №Д28и-886.

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Основания для расторжения контракта поставщиком по Гражданскому кодексу РФ без суда

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ для поставщика предусмотрены два случая, когда возможно направить заказчику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты поставленного товара;
  • заказчик неоднократно не исполнял своих обязательств по выборке товара.

Такие нарушения своих обязательств по контракту со стороны заказчика будут считаться существенными, что в соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ дает право поставщику отказаться от исполнения своих обязательств по контракту.

Обратите внимание! Под неоднократным нарушением понимается просрочка в оплате или невыборка товара 2 или более раз.

Прежде чем прибегать к столь кардинальным мерам по расторжению контракта, рекомендуем предварительно фиксировать нарушения заказчиком своих обязательств в письменном виде. Сделать это можно путем направления заказчику письменного требования погасить задолженность или осуществить выборку товара. Когда таких уведомлений-требований будет 2 и более можно заявлять об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Фиксация нарушений со стороны государственного заказчика поможет доказать законность и обоснованность решения поставщика о расторжении контракта в случае судебного разбирательства.

Основания и процедура

Рассмотрим процедуру и основания одностороннего отказа от исполнения контракта поподробнее.

В 44-ФЗ, положения о одностороннем отказе от исполнения контракта изложены в пунктах 8 … 26 статьи 95. Эта статья предусматривает нижеперечисленные основания расторжения контракта:

Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе, при наличии двух условий одновременно:

  1. Имеются основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
  2. В контракте предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контакта.

Закон разделяет расторжение договора (ст.450-453 ГК РФ) и отказ от исполнения обязательства (ст.310 ГК РФ). Несмотря на идентичность правовых последствий расторжения договора и отказа от исполнения обязательства, возникшего из договора, основания и порядок совершения необходимых действий отличается.

Отличия в правовом регулировании основания и порядка расторжения договора и отказа от исполнения обязательства приводят к тому, что:

1) Заблуждающаяся в толковании условия договора или норм закона сторона выберет ошибочный путь для своих действий, в том числе изберет неверный способ защиты гражданских прав. Следствием такого явится как отказ в защите прав, так и несение убытков. Это также будет сопровождаться ненужным использованием имеющихся временных и материальных ресурсов.

2) Заблуждающаяся сторона не получит желаемого правового эффекта. Следствие – договор, например, будет продолжать действовать и контрагент по договору сможет требовать исполнения обязательства, возмещения убытков или изберет иные варианты воздействия.

Тут напомню о том, что толкование условий договора осуществляется с помощью статьи 431 ГК РФ. Если в результате грамматического толкования не удается выяснить, понять содержание условий договора, то подлежит выяснению действительная воля сторон соглашения с учетом цели договора. Соответственно, цель договора должна быть определяемой или определенной заранее.

Показательно Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13057/09 по делу N А40-87811/08-147-655 (также именуемое дело Двуречье). В нем высшая судебная инстанция посчитала, что воля сторон с учетом цели договора при включении в него условия об одностороннем расторжении договора была направлена на отказ от обязательства. Поэтому был признаны правомерным действия по одностороннему расторжению договора.

Масла, хотя нет, керосина в огонь добавило Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 №16 «О свободе договора и ее пределах». Например, пункт 11. При разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора …. толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.

Прекрасный ход, на мой взгляд. Остается только собрать и сохранить доказательства, указывающие по чьей инициативе в договоре, появилось то или иное условие.

Кстати, при толковании условий стоит также разделять от признания права на односторонний отказ от обязательства вариант «сторона вправе потребовать в одностороннем порядке расторжения договора». Он так же ошибочен.

Итак, к данному моменту времени можно и нужно признать, что ожидаемый правовой эффект от действия стороны возможен только при корректном и верном избрании варианта поведения (расторжение договора или отказ от обязательства).

Следовательно, расторжение договора и отказ от обязательства это не одно и то же.

Например, если заключенный договор содержит право стороны договора на отказ от обязательства, а она заявляет о расторжении договора, то ее ожидает разочарование.

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

При каких условиях поставщик может расторгнуть контракт по своей инициативе?

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность расторжения контракта, если обе стороны согласны, либо есть решение суда, а также, когда имеются основания для одностороннего отказа от исполнения контракта по правилам Гражданского кодекса РФ как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Обратите внимание! Условие о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке должно быть предусмотрено в контракте. При этом закон обуславливает наличие права поставщика на расторжение указанием в контракте на аналогичное право у заказчика. То есть достаточно, чтобы контракт содержал пункт, где говорится о праве государственного заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.

Пример условия контракта: «9.7. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств».

Подобное условие может находиться в разделе «Изменение и расторжение контракта» или «Дополнительные условия».

Таким образом, для расторжения контракта со стороны поставщика должны быть соблюдены 2 условия:

  • в контракте предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения своих обязательств, причем не обязательно для поставщика, достаточно будет на указание такого права для заказчика;
  • в процессе реализации контракта возникли обстоятельства, которые дают поставщику право расторгнуть контракт в соответствии с положениями гражданского законодательства. О таких обстоятельствах можно узнать из следующего раздела.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения договора со стороны заказчика предполагает прохождение следующих действий:

  1. Принятие решения о расторжении контракта. При этом заказчику необходимо оформить официальный документ, где будет указано: кем принято данное решение, на каких основаниях (какие договорные или законодательные условия были нарушены поставщиком), информация о заказчике и закупочной комиссии, на каком основании допускается остановить процедуру расторжения, в какой срок решение вступает в силу и пр. Законодательством не утверждена форма решения об одностороннем отказе, поэтому оно готовится в произвольном формате. Образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ можно посмотреть.
  2. Сведения о принятом решении заказчик в обязательном порядке размещает в ЕИС в течение 3 рабочих дней на основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Информирование исполнителя. Отправить поставщику уведомление нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения заказчиком. Заказчик должен использовать для уведомления способы, которые бы позволили ему зафиксировать факт получения уведомления. На практике заказчики используют одновременно два способа уведомления: направляют в адрес поставщика заказное письмо и обеспечивают отправку по электронной почте. Дата уведомления исполнителя будет совпадать с датой получения документа о принятом заказчиком решении о расторжении контракта в одностороннем порядке. Если уведомление поставщику вручить не удалось, например, он отсутствует по указанному адресу, то поставщик считается должным образом уведомленным по истечении 30 дней с даты размещения сведений в ЕИС.
  4. Исполнителю отводится 10 дней на устранение недостатков, на которые указал заказчик в своем письме. Сроки начинают отсчитываться со следующего дня за датой вручения уведомления (по нормам ГК). Если последний день срока попал на выходной, то он переносится на первый рабочий день исходя из положений ст. 191, 193 Гражданского кодекса.
  5. Расторжение государственного контракта или отмена решения. В первом случае сведения размещают в ЕИС в течение трех дней по п. 12 ст. 95 44-ФЗ. Никакие дополнительные документы для установления даты расторжения контракта готовить не нужно (например, акт о признании государственного контракта расторгнутым). Заказчику достаточно расторгнуть контракт с учетом всех установленных требований. Этот вывод можно сделать из положений ч. 13 ст. 95 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-540. Окончательное решение о расторжении контракта допускается размещать только после истечения десятидневных сроков с даты уведомления поставщика. Если в указанные сроки исполнитель исправит нарушения и компенсирует заказчику затраты на экспертизу, то заказчик обязан свернуть процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке. В этом случае контракт продолжит реализоваться на оговоренных условиях.
  6. Информация о расторжении передается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней после вступления решения в силу по ч. 3 ст. 103 44-ФЗ.
  7. Заказчик передает сведения о допущенных поставщиком нарушениях в антимонопольную службу (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ). На это заказчику отводится не более 3 дней с момента расторжения контракта. На основании данной информации ФАС принимает решение о включении информации о поставщике в РНП. Передача сведений в ФАС является обязанностью заказчика, и в случае ее невыполнения ему грозит ответственность по КоАП.

После расторжения контракта заказчик может подписать контракт с участником, который стал вторым. Новая сделка может быть подписана без проведения повторных торгов и подписывается со вторым участником, если тот согласен исполнить условия контракта и предоставить обеспечение. В данном случае на второго участника не возлагается обязанность подписать контракт, он может сделать это по своему усмотрению.

После расторжения госконтракта, в котором отмечалась недопоставка, либо в случае, когда контракт исполнен частично, заказчик может докупить недопоставленные товары, работы и услуги через запрос предложений (упрощенную процедуру закупки) на основании ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Для того чтобы у заказчика появилась возможность подписания нового контракта в ускоренном режиме, необходимо, чтобы победителя внесли в РНП.

Если, по мнению поставщика, его права были нарушены (например, заказчик инициировал расторжение контракта без веских оснований, им был нарушен порядок расторжения, не обеспечено уведомление и пр.), то он может пожаловаться на незаконные действия заказчика в ФАС в течение 5 дней после принятия решения о расторжении. Если антимонопольная служба обнаружит факты допущенных нарушений заказчиком, то она аннулирует решение поставщика.

Порядок расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке при расторжении инвестиционного контракта следующий:

  1. Представитель государственной власти уведомляет заказчика о расторжении инвестиционного контракта с поставщиком. Уведомление поступает по почте заказным письмом с извещением о вручении.
  2. Заказчик расторгает контракт в течение 3 дней после получения уведомления по общим правилам.

Ответственность поставщика

Если антимонопольная служба посчитает, что действия поставщика при исполнении контракта сопровождались с существенными нарушениями, то информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков. Сведения о компании будут находиться в реестре в течение 2 лет. В этот период нарушитель не сможет принимать участие в закупках, так как подавляющее большинство заказчиков ограничивают компании из реестра в участии в торгах.

Стоит отметить, что решение включать или не включать сведения о компании в РНП принимает ФАС в индивидуальном порядке, и это не происходит автоматически. Расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе заказчика не всегда является основанием для включения поставщика в данный реестр.

Если обеспечение исполнения контракта при одностороннем расторжении было внесено в виде денежных средств, то при неисполнении условий контракта поставщику грозит ответственность в виде удержания суммы обеспечения заказчиком. Условия такого удержания оговариваются в государственном контракте.

Если обеспечение имело форму банковской гарантии, то заказчик обращается в банк для получения выплаты по гарантийному случаю. В дальнейшем поставщик должен выплатить банку сумму компенсации.

В случае если контракт предусматривал авансирование, то необходимость возврата аванса зависит от того, отработал ли сумму аванса поставщик или нет.

Заказчик вправе взыскать с поставщика неустойку и пени независимо от того, закончились ли сроки действия контракта или нет. Окончание таких сроков не снимает с поставщика ответственности за нарушения на основании п. 4 ст. 425 ГК.

Ответственность заказчика за нарушение порядка расторжения

Заказчику необходимо четко придерживаться процедуры расторжения контракта.

На основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ можно сделать вывод, что заказчик считается исполнившим свою обязанность о расторжении контракта, если он одновременно исполнил три действия: опубликовал уведомление в ЕИС, отправил заказное письмо поставщику и использовал еще один способ отправки решения по своему усмотрению. Арбитражная практика указывает, что уведомление участника только посредством заказного письма является нарушением, например, по Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2017 года №Ф01-814/17 по делу А29-396/2016.

За неисполнение своей обязанности по уведомлению поставщика заказчику грозит ответственность в виде административного штрафа. Так, по ч. 3 ст. 7.30 КоАП за неразмещение сведений в ЕИС должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 50 тыс. р., юридическому лицу – до 500 тыс. р.

Но Верховный суд указал, что контракт можно расторгнуть на законных основаниях и без публикации решения в ЕИС. В Обзоре судебной практики от 2017 года (п. 16) ВС сделал выводы, что для расторжения контракта достаточно доказать факт вручения заказного письма поставщику, в частности, предоставив уведомление о вручении письма. Для этого необязательно действовать в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.

Также поставщик может добиться отмены решения о расторжении договора в ФАС при нарушении заказчиком установленного порядка.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Одностороннее расторжение госконтракта по инициативе поставщика осуществляется по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение о расторжении договора.
  2. В течение 3 дней уведомляется заказчик о принятом решении.
  3. Поставщик отказывается исполнять госконтракт или отменяет принятое решение через 10 дней после надлежащего уведомления.
В течение 10 дней после получения уведомления от поставщика заказчик может устранить нарушения, но если этого не произошло, то контракт автоматически расторгается.

Поставщик может обратиться в судебные инстанции для возмещения ему убытков от недобросовестных действий заказчика.

Порядок расторжения контракта поставщиком без суда

Итак, контракт проверили и нашли там право на односторонний отказ, заказчик не исполняет своих обязательств по оплате или выборке товара уже несколько раз. Теперь необходимо правильно и в соответствии с законом оформить расторжение контракта.

  1. Решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту – так правильно должен называться документ, который следует направить заказчику, если вы решили завершить с ним правовые отношения.
  2. Указанное решение, подписанное руководителем компании или иным уполномоченным на это лицом, нужно направить государственному заказчику не позднее 3 рабочих дней. Как правильно направить решение? Во-первых, посмотрите в контракте официальный адрес государственного заказчика, по данному адресу необходимо направить решение. Если есть в контракте ссылка на электронный адрес заказчика или вы вели переписку по определенному электронному адресу с представителем заказчика, то также можно направить решение в электронном виде по указанным адресам электронной почты. Закон выделяет следующие способы доставки решения:
    — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресу из контракта – обязательно— телеграммой, факсом, по электронной почте или иными способами, которые позволят зафиксировать факт доставки решения представителю заказчика – дополнительно.Только подобные действия могут свидетельствовать о том, что поставщик добросовестно выполнил свои обязательства по уведомлению заказчика о расторжении контракта. Дата надлежащего уведомления – дата получения поставщиком документа-подтверждения вручения заказчику решения об одностороннем отказе.
  1. С указанной выше даты, когда поставщик получил бумагу о вручении заказчику решения, необходимо отсчитать 10 дней, и после этого срока решение вступает в силу, контракт признается расторгнутым. Так, например, поставщик направил заказчику заказное письмо с решением об одностороннем отказе от контракта 01 ноября 2018 года. А 15 ноября 2018 года поставщику вернулось уведомление о вручении заказчику письма. Вот с 15 ноября мы и начинаем отсчет 10 дней. Таким образом, 26 ноября 2018 года решение вступает в силу и контракт с этого дня расторгнут.

Обратите внимание! Поставщик должен будет отменить свое решение, если заказчик до момента вступления в силу решения сможет устранить нарушения условий контракта, которые и послужили основанием для принятия такого решения.

В каких случаях придется обращаться в суд для расторжения контракта по инициативе поставщика?

В соответствии с положениями гражданского законодательства в некоторых случаях без судебного разбирательства не обойтись. Если отсутствуют основания для одностороннего отказа (то есть когда контракт можно расторгнуть без суда), то необходимо руководствоваться статьей 450 Гражданского кодекса РФ, которая позволяет расторгнуть договор через суд в следующих случаях:

  • заказчик существенным образом нарушил условия контракта;
  • при существенном изменении обстоятельств;
  • в иных случаях, предусмотренных контрактом.

Существенным нарушением обязательств со стороны заказчика может быть отказ от оплаты поставленного товара. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) отмечено, что из буквального толкования текста правовой нормы не следует, что в случае несвоевременной оплаты покупателем переданного в соответствии с договором купли-продажи товара продавец не имеет права требовать расторжения такого договора на основании подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ. В такой ситуации поставщик может потребовать вернуть поставленный товар, как неосновательное обогащение, на основании статей 1102 и 1104 Гражданского кодекса РФ или оплатить поставленный товар.

Аналогичный вывод сделан и в Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.10.2019 N Ф03-4183/2019 по делу N А73-4529/2019, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.11.2018 N Ф05-17596/2018 по делу N А40-125876/2017.

Стоит помнить, что не любое нарушение обязательств по договору может быть существенным. Верховный Суд РФ отметил, что ссылающаяся на существенное нарушение договора сторона должна представить суду доказательства такого нарушения: неполучение доходов, возможное несение дополнительных расходов или наступление других последствий, существенно отражающихся на интересах стороны. Сам же факт наличия такого нарушения, в силу ст. 450 ГК РФ, не может служить основанием для расторжения договора (Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2001 N 18-В01-12).

Невыплата аванса заказчиком также может стать существенным нарушением обязательств, что позволяет поставщику в судебном порядке расторгнуть договор. Президиум ВАС РФ указал на такую возможность при условии, что возникновение обязательств по договору обусловлено выплатой аванса (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.09.1996 N 779/96).

Во втором случае под существенным изменением обстоятельств понимается такая ситуация, когда соблюдаются сразу 4 условия:

  • при заключении соглашения заказчик и поставщик считали, что такого изменения не произойдет;
  • поставщик не мог повлиять на причины, вызвавшие изменение обстоятельств, после их возникновения;
  • поставщик лишится того, что должен был получить при заключении договора, если его положения останутся неизменными;
  • существо договора или обычаи не предполагают несения риска изменения обстоятельств контрагентом, заявляющим о расторжении договора.

Расторжение контракта через суд возможно только после того, как заинтересованная сторона направит контрагенту, нарушившему свои обязательства, предложение расторгнуть договор по соглашению сторон. В случае отсутствия ответа или отказа от заключения такого соглашения, можно обращаться в суд с исковым заявлением о расторжении контракта.

Какие выплаты можно получить с заказчика, если поставщик расторг контракт?

По общему правилу в случае нарушения прав поставщик имеет право на возмещение убытков согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ. Но отношения поставщика с государственным заказчиком регулируются специальным нормативным актом – Законом о контрактной системе, который содержит специальные правила по взысканию убытков при одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Под убытками в данном случае понимается и реальный ущерб (то есть реально произведенные траты, связанные с исполнение своих обязательств по договору), и упущенная выгода (то есть та прибыль, которую могла бы получить сторона, если бы его право нарушено не было).

Так, согласно части 23 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае одностороннего отказа от исполнения контракта сторона имеет право на взыскание убытков только в виде реального ущерба. А на взыскание упущенной выгоды рассчитывать не приходится. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2019 года №Ф05-7217/2019 по делу №А40-219736/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2017 года №Ф10-5665/2016 по делу №А83-849/2016).

В качестве расходов, произведенных поставщиком для исполнения обязательств по контракту, можно заявить ко взысканию, например, затраты на приобретения товара, его перевозку, хранение и т.д., а также расходы на оформление банковской гарантии.

Обратите внимание! Ограничение по взысканию убытков в виде реального ущерба распространяется только на случаи одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту, то есть когда поставщик расторг контракт без суда. Если же право на односторонний отказ у поставщика отсутствует и пришлось прибегать к помощи суда, то ко взысканию можно заявлять не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Кроме того, законом предусмотрены штрафные санкции за нарушение обязательств как поставщиком, так и государственным заказчиком. Так, за просрочку в исполнение своих обязательств заказчик должен будет уплатить поставщику пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченной в сроки суммы, пеня уплачивается за каждый день просрочки (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе). А также штрафные санкции за нарушение обязательств, которые не связаны с просрочкой. Размер штрафа должен быть прописан в контракте. Порядок установления штрафных санкций определяется Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Так, в зависимости от цены контракта штраф за каждый факт неисполнения обязательств заказчиком может составлять от 1000 рублей до 100 000 рублей.

Для возмещения убытков и штрафных санкций с государственного заказчика необходимо направить ему претензию. Если в добровольном порядке возмещение не будет произведено, то потребуется судебное разбирательство.

Возможна ли отмена решения

Отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта допустимо, но только единожды.

Если в течение 10 дней после получения уведомления о расторжении контракта исполнитель исправил нарушения, компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы, то заказчик имеет право остановить процедуру отказа от госконтракта и может продолжить сотрудничество.

В данном случае нужно составить письменное решение об отмене и разместить его в ЕИС.

Таким образом, односторонний отказ является оперативным способом расторжения госконтракта. Он позволяет заказчику и поставщику отстоять свои интересы и законные права при нарушении одной из сторон договорных условий. При этом сторона, потерпевшая от недобросовестных действий второй стороны, вправе затребовать компенсации убытков и возмещения ущерба. При расторжении госконтракта в одностороннем порядке заказчику следует придерживаться строгого алгоритма действий. Он в обязательном порядке уведомляет поставщика о своем решении, а у того есть 10 дней на устранение недостатков. При несоблюдении установленного порядка заказчику грозит административная ответственность в виде штрафов.

Источники

  • https://vitvet.com/articles/articles46/
  • https://pravo.team/zakupki/44/odnostoronniy-otkaz.html
  • https://goskontract.ru/kontrakt/odnostoronny-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta-44-fz
  • http://trdat.ru/rastorzhenie-kontrakta-po-iniciative-postavshhika-v-ramkax-44-fz/
  • https://44fzrf.ru/odnostoronniy-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/odnostoronnij-otkaz-2.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: