Оплата работ по контрактам в рамках 44-ФЗ: сроки и нюансы

Содержание
  1. Госконтракт и гражданско-правовой договор
  2. Условия госконтракта по 44-ФЗ
  3. Изменение условий
  4. Ответственность
  5. Процедура исполнения контракта
  6. Оплата работ по 44-ФЗ: сроки и нюансы
  7. Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ
  8. Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: правила и исключения
  9. Формы оплаты в госзакупках
  10. Максимальный период оплаты контракта по 44-ФЗ
  11. Какие нужны документы
  12. Оплата аванса, частями и одним платежом
  13. Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения
  14. Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
  15. Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
  16. Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
  17. Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
  18. Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
  19. Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ
  20. Как рассчитать неустойку по оплате работ
  21. Обзор нарушений по оплате контрактов
  22. Видео инструкция “Изменение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ”

Госконтракт и гражданско-правовой договор

К отличиям этих документов относятся:

  • особый порядок определения сторон контракта
  • наличие ряда обязательных существенных условий
  • государственная гарантия оплаты
  • определенные законом сроки подписания и исполнения.

В обычном гражданском договоре контрагенты выбирают друг друга по своему усмотрению, а выбор исполнителя госконтракта определяется в соответствии с положениями . Кроме того, условия гражданской сделки определяются сторонами, а условия госконтракта должны соответствовать закупочной документации, заявке или окончательному предложению исполнителя.

Условия госконтракта по 44-ФЗ

Контракт должен включать следующие обязательные условия:

  • фиксированная цена на весь срок действия контракта
  • ответственность заказчика и исполнителя за нарушение своих обязательств
  • график исполнения контракта (если срок исполнения больше трех лет и цена контракта превышает 100 миллионов рублей);
  • процедура и сроки оплаты контракта
  • порядок приемки результатов исполнения и оформления акта приемки
  • размер и порядок уменьшения размера оплаты контракта на величину взыскиваемых по закону налогов;
  • срок и порядок возврата обеспечения закупки исполнителю
  • обязанность исполнителя предоставлять сведения о привлекаемых им субподрядчиков, если цена договора с ними составляет более 10% от цены госконтракта.
Последнее условие необходимо только для госконтрактов на сумму свыше миллиарда рублей или для муниципальных контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей.

Вместо фиксированной цены допустимо установить максимальное значение и формулу расчета цены при закупке следующих видов услуг или работ:

  • страхование
  • оценка недвижимости
  • кредитование
  • капитальное строительство
  • поставка топлива.

Важно учесть, что Правительство РФ вправе включать в контракт по конкретной закупке дополнительные условия.

Изменение условий

Условия госконтракта допустимо изменять после подписания документа только по соглашению заказчика и исполнителя в следующих случаях:

  • когда без корректировки условий исполнение контракта невозможно
  • при изменении требований законодательства к условиям действующих контрактов;
  • при урезании бюджета госзаказчика
  • если внесение изменений в контракт предусмотрено закупочной документацией.

В документации о закупке может быть упомянуто, что цена контракта может быть снижена без уменьшения обязательств исполнителя.

При уменьшении или увеличении объема поставок по контракту не более, чем на 10%, цена изменяется пропорционально измененному объему поставок, при этом стоимость единицы товара, услуги или объема работ рассчитывается как отношение первоначальной цены контракта к первоначальному объему товаров, работ или услуг.

Изменение контракта из-за невозможности его исполнения на принятых условиях может потребоваться, когда на очередном этапе исполнения резко возросла стоимость сырья для производства, или существенно изменился стандарт качества закупаемых товаров, работ или услуг.

Ответственность

За нарушение сроков исполнения обязательств по госконтракту исполнитель несет ответственность в виде пени, равной 1/300 от ключевой ставки ЦБ (7,75), применяемой к неуплаченной сумме. При некачественном исполнении обязательств вне зависимости от соблюдения срока исполнитель подвергается штрафу, размер которого определяется условиями закупки и .

Если заказчик не составил документы о приемке товара или услуги надлежащим образом, то он несет административную ответственность в виде штрафа в размере 20000 рублей (). За прием некачественного товара полагается штраф в размере 50000 рублей, за незаконное изменение условий госконтракта штраф для должностных лиц составит 20000 рублей, а для организаций – до 200000 рублей.

Ответственность сторон за нарушение сроков исполнения контракта и перевода средств включается отдельным разделом в проект контракта. В данном разделе необходимо указать размер пеней и штрафов, полагающихся за просрочку, а также дополнительных взысканий, определенных в закупочной документации. Стратегически важные отраслевые учреждения (Росатом, Рособоронзаказ) могут принимать нормативные акты, регламентирующие ответственность сторон в типовых проектах контрактов.

Процедура исполнения контракта

Исполнение госконтракта после его подписания сторонами регулируется Гражданским кодексом, законом 44-ФЗ и включает следующие шаги:

  1. Победитель закупочной процедуры исполняет свои обязательства и извещает об этом заказчика.
  2. Заказчик проводит экспертизу товаров, выполненной работы или предоставленных услуг.
  3. Стороны подписывают акт приемки.
  4. Заказчик перечисляет исполнителю плату, указанную в контракте, и формирует отчет об исполнении контракта.
Важно учесть, что информирование заказчика о каждом существенном этапе исполнения госзаказа является обязанностью исполнителя, а заказчик не имеет права принять товар, работу или услугу без предварительной экспертизы.

Экспертиза может проводиться самим заказчиком или привлекаемой экспертной комиссией. Как правило, экспертная комиссия создается для оценки качества сложной технологической продукции, высококвалифицированной работы или специфических услуг. Порядок экспертизы госзаказов, связанных со стратегическими целями и оборонной промышленностью, регулируется постановлениями соответствующих ведомств и Правительства РФ.

Оплата работ по 44-ФЗ: сроки и нюансы

Из этой статьи вы узнаете:
  • Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ
  • Каковы нарушения заказчиком условий оплаты работ по 44-ФЗ
  • Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ
  • Как рассчитать неустойку по оплате работ

Оплата работ по 44-ФЗ производится в строгом соответствии с нормами в указанном законе, и заказчик не вправе выходить за определенные рамки. В случае нарушений по расчетам исполнитель вправе взыскать неустойку.

Не так часто встречаются ситуации, когда заказчик отказывается осуществлять выплаты за выполненные работы или услуги. Чаще идут на различные уловки, включая в договор незаконные требования или условия. В нашей статье мы подготовили обзор таких ухищрений, а также приведем все положения, касающиеся оплаты работ.

Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ

В пунктах договора, касающихся условий передачи оплаты за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги, необходимо прописать:

  • Валюту. Общероссийский классификатор валют ИСО 4217 003-97 позволяет использовать для расчетов иностранную валюту, но тогда важно зафиксировать порядок ее пересчета в рубли.
  • Форму перевода, то есть наличную или безналичную.
  • Пени и неустойки, которые будут начислены при ненадлежащем исполнении обязательств, в соответствии с Решением ФАС РФ от 12.07.2016 по делу № ВП-348/16, а также с Письмом Министерства экономического развития РФ от 10.03.2016 № ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 № Д28и-2829.
  • Момент расчета по договору, а именно списания средств со счета заказчика или поступление денег на счет исполнителя.

Существуют следующие способы оплаты работ по контракту 44-ФЗ:

  • Единовременный (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ). Такая оплата работ по 44-ФЗ возможна после того, как исполнитель выполнит свои обязательства по договору. Поэтому в тексте соглашения нужно заранее прописать, при помощи какого документа будет подтверждаться данный факт. От даты его подписания будет зависеть срок расчетов с поставщиком. Согласно ч. 7 ст. 94, такую роль может играть товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи, пр.
  • Предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ). Данный формат расчетов предполагает выплату средств участнику контракта до исполнения его обязательств. Аванс бывает полным, что предполагает единовременную передачу всей суммы, либо частичным. Во втором случае окончательный расчет производится после выполнения исполнителем условий договора.

Нужно понимать, что в 44-ФЗ нет жестких норм относительно авансовых платежей. Тем не менее, отдельные нормативные правовые акты могут устанавливать ограничения по использованию предоплаты. Чтобы не допустить ошибки, заказчик должен заранее изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, в котором содержатся особенности исполнения бюджета на соответствующем уровне.

Так, закон устанавливает, что по государственным контрактам на выполнение работ в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта максимальный размер аванса составляет 30 % (п. 42 Постановления № 1551). В договоре нужно указать, будет ли использоваться авансовый способ оплаты работ по 44-ФЗ, размер и сроки передачи средств.

Расчет после отдельных этапов оказания услуг по договору (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Если сторонам соглашения удобнее производить расчет по частям, в тексте документа нужно указать сроки для каждого этапа, размеры платежей, дату завершения всех работ и окончательного расчета с исполнителем.

Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ устанавливает нормы по оплате работ по 44-ФЗ, срокам и порядку перечисления средств. По закону, госзаказчику дается 30 дней на расчет за товар, услуги со дня приемки всего контракта или отдельного этапа.

Если соглашение было заключено после торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то услуги должны быть оплачены в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для ряда сделок 44-ФЗ предусматривает другой порядок оплаты. Так, в ч. 13.1 ст. 34 закона указывается право правительства установить иной порядок расчетов. Однако такие действия допускаются лишь при условии, что они необходимы для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Если говорить о торгах по закону 223-ФЗ, пункт 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 говорит о том, что если закупка проводится среди любых участников, а в качестве исполнителя оказывается выбран субъект малого и среднего предпринимательства, то срок расчетов по договору не должен быть более 30 календарных дней после осуществления официальной приемки работ.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: правила и исключения

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ четко зафиксирован в законодательстве, выходить за установленные рамки запрещено. Однако нередки обстоятельства, когда заказчик не спешит оплачивать или прописывает свои условия по расчету при выполнении контракта.

Такая ситуация происходит, когда заказчик по каким-то причинам не отслеживает изменения в законодательстве или же хочет незаконно обеспечить себе лучшие условия, чем положено. В нашей статье мы расскажем о том, в какой срок должна быть осуществлена оплата, и разберем основные нарушения и решения судов по ним.

Формы оплаты в госзакупках

Существенное условие закупки — форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг по 44 ФЗ. Они, как и порядок приемки ТРУ, оформление результатов, обязательно вносятся в контракт (ч. 13 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Отсутствие в договоре сведений о порядке и времени расчетов между сторонами — признак недействительности соглашения. Проект госконтракта предусматривает один из вариантов расчетов с исполнителем (поставщиком):

  • перечисление аванса;
  • этапами по мере исполнения предмета договора;
  • единовременный расчет после выполнения всех условий.

Стороны вправе предусмотреть:

  • безналичный перевод средств;
  • наличными.

Любое изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ, как важного условия соглашения между заказчиком и поставщиком, регулирует ст. 95 закона № 44-ФЗ.

Максимальный период оплаты контракта по 44-ФЗ

Правила, регулирующие временные рамки расчетов по выполненным договорам, изменились в 2017 году. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках действует с момента вступления в силу № ФЗ-83 от 01.05.2017. После того как бумаги о приемке подписаны заказчиком, на оплату контракта ему дается максимум 30 дней (ч. 13.1 ст. 34 ФЗ-44). Для поддержки МСП и СОНКО время расчета с ними установлено на минимальном уровне — 15 дней (ст. 30 ФЗ-44). Как считать период расчетов по контракту по 44-ФЗ — в календарных или рабочих днях? В зависимости от типа поставщика ТРУ:

  • в календарных днях — 30-дневный интервал для крупных и средних исполнителей;
  • 15-дневный период отсчитывается в рабочих днях, если поставщик товаров, работ и услуг — СМП или СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации).

Не изменился и перечень документов-оснований для проведения расчетов. Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году тоже сохраняются.

Какие нужны документы

Условия госконтракта содержат перечень документов для его завершения. Для обоснованной и своевременной оплаты достаточно правильно и полностью подготовить итоговые документы.

Проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги

Приемка работ и услуг Оформляется, если поставка товара является предметом контракта
Оформляется заключение (п. 5 ст. 94 ФЗ-44) Оформляется и подписывается акт сдачи-приемки завершенных работ, оказанных услуг Оформляется товарная накладная

Оплата аванса, частями и одним платежом

Порядок расчетов (поэтапно, с использованием авансирования или сразу полностью) заранее оговаривается в тексте госконтракта. В таблице покажем условия и ограничения для каждого вида расчетов.

Способ расчета Признаки Действующие ограничения
С использованием аванса

Выплачивается до выполнения и сдачи работ.

ФЗ-44 не устанавливает специальные сроки перечисления аванса.

Доля аванса в общей сумме контракта любая (до 100%).

Аванс и его величина предусмотрены договором.

П. 18 постановления правительства № 1496 устанавливает предельные размеры авансов по контрактам на строительство, реконструкцию и капремонт, на услуги связи и НИОКР, на прочие виды услуг.

Аванс запрещено выплачивать, если при заключении контракта применялись антидемпинговые меры (исполнитель сформировал ценовое предложение значительно ниже НМЦК) — ст. 37 ФЗ-44.

Поэтапно, частями

Условия контракта содержат этапы выполнения работ.

Этапы принимаются и актируются отдельно.

Срок выплаты – 30 дней или 15 рабочих после сдачи этапа.

Сроки вознаграждения отдельно по каждому этапу предусмотрены в условиях договора.
Одним платежом

Договор подписан с условием подписания акта приемки-сдачи ТРУ по окончании договора.

Аванс и этапы не предусмотрены.

Действует общее правило по срокам — ст. 34 ФЗ-44.

Заказчик вправе провести оплату принятых ТРУ раньше.

Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения

Соблюдение сроков и порядка выплат может обезопасить от халатного поведения со стороны плательщика и дать гарантию получения оплаты за выполняемые контрактные обязательства вовремя. За всем этим неуклонно следит закон, в котором оплата контракта по 44-ФЗ является, по сути, конкретным руководством с указанием возможных нюансов, сопровождающих данную процедуру.

Однако, поскольку время не стоит на месте, законы в нашей стране раз за разом претерпевают изменения. Далее подробно расскажем, как теперь производится оплата контракта по 44-ФЗ, какие нововведения коснулись этой области, какие сроки установлены сейчас.

Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ

Такое значимое условие, как сроки оплаты контракта по 44-ФЗ, подвергалось изменениям с 2017 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для любых участников торгов, кроме СМП или СОНКО. Для последних он был сокращен в два раза, то есть – не более 15 рабочих дней.

После внесенных в 2019 году поправок сроки оплаты не изменились, но в законе появилось новое условие. Теперь если другой нормативно-правовой акт устанавливает отличающиеся от 44-ФЗ сроки, оплата должна производится в соответствии с нормами специального НПА. Поэтому заказчикам рекомендуется не торопиться вносить в проект контракта стандартную фразу по оплате, а изучить НПА, относящиеся к предмету соглашения.

Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1205 сократило максимальный срок оплаты поставленных ТРУ с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Данная норма распространяется на торги, в которых:

  • участники входят в перечень, обозначенный в ч. 5 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо являются субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • все исполнители представляют собой субъекты МСП;
  • заказчик требует привлечь к проведению работ субподрядные организации, являющиеся субъектами МСП.

Данное постановление начало действовать 01.01.2020 г. и распространяется на закупки, проводимые после этой даты.

Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ

В предыдущей редакции 44-ФЗ не было ограничений относительно сроков оплаты работ по контракту. Иными словами, организатор торгов самостоятельно выбирал время оплаты, основываясь на собственных пожеланиях. После вступления в силу 83-ФЗ были зафиксированы жесткие сроки оплаты для всех соглашений, инициируемых государственными предприятиями.

Нужно понимать, что сроки оплаты относятся к наиболее важным положениям контракта. В 2020 г. в каждом документе должна содержаться полная сумма выплат, валюта, в которой средства будут переданы, и время, отведенное заказчику на их передачу исполнителю.

1. Закон предполагает несколько подходов к оплате:

  • Единовременная выплата, то есть заказчик производит полный расчет с поставщиком после выполнения условий заключенного соглашения.
  • Авансирование или получение продавцом части суммы до начала исполнения обязательств. Заказчик имеет право самостоятельно установить размер предоплаты с учетом ограничений, зафиксированных в постановлении правительства № 1551. Так, при работах по строительству либо при капитальном ремонте максимальный аванс составляет 30 % от полной суммы соглашения. Чтобы получить оставшуюся часть средств, исполнитель должен выполнить взятые на себя обязательства по договору.
  • Поэтапная оплата – используется, когда договор предполагает определенный график предоставления ТРУ. Поэтапная оплата контракта по 44-ФЗ осуществляется после завершения исполнителем отдельной части работ.

Стороны выбирают один из перечисленных вариантов на основе собственных интересов и особенностей договора. В соглашении обязательно содержится список документов, свидетельствующих о поставке продукции или завершении работ.

Но стоит оговориться, что закон предусматривает возможность отступления от данного правила. Иной срок оплаты услуг по контракту 44-ФЗ возможен в ситуациях, установленных Правительством РФ. Допустим, речь идет о закупках, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

Если, согласно тендерной документации, в роли участников выступают исключительно субъекты малого предпринимательства, в силу вступает ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Это значит, что максимальный срок оплаты составляет 15 рабочих дней с момента исполнения обязательств по договору. Данная норма также действует для некоммерческих социально-ориентированных организаций (СОНКО).

Когда заказчик устанавливает в контракте большие сроки оплаты, чем указаны в законе, его действия считаются нарушением ст. 30 или 34 44-ФЗ и влекут за собой привлечение к ответственности.

За первое нарушение данных статей закона в 2020 г. должностное лицо ожидает штраф 30–50 тысяч рублей. Повторное правонарушение может привести к отстранению от занимаемой должности на 1-2 года. Данные поправки внесены в КоАП после вступления в силу 189-ФЗ. Чтобы защитить свои права, исполнитель должен внимательно ознакомиться с проектом контракта во время подготовки заявки. Если он обнаружит, что заказчик установил сроки оплаты, не отвечающие нормам закона, поставщик имеет право подать жалобу в контролирующие органы.

2. Аванс в госконтракте в 2020 г.

Часть 13 ст. 34 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам установить авансовые платежи при заключении контракта. Нужно понимать, что размер аванса при оплате муниципального контракта по 44-ФЗ ежегодно определяется на правительственном уровне. На 2020 г. данная сумма зафиксирована в Постановлении Правительства РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Чтобы добиться большей эффективности расходования средств бюджетными учреждениями в положения ст. 30 ФЗ была внесена новая норма, согласно которой бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика и предусматривающее авансовые выплаты при заключении контракта на поставку ТРУ, обязано соблюдать требования нормативно-правовых актов. При этом во внимание принимаются акты РФ, субъектов РФ, а также положения муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения между получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Пункт 18 Постановления № 1496 позволяет федеральным бюджетным учреждениям использовать предоплату по договорам на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности РФ. Однако законодательство не должно устанавливать для конкретного случая иное правило. Авансовый платеж составляет:

  • До 30 % от суммы договора, заключенного на сумму до 600 миллионов рублей.
  • До 30 % от суммы договора более чем на 600 миллионов рублей. При этом в договор обязательно включается условие об авансировании после подтверждения поставки ТРУ. Средства переводят в объеме, соответствующем размеру поставки товара, согласно порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином. Общая сумма предоплаты не может составлять свыше 70 % от суммы договора.

Названные выше ограничения действуют только в случае с договорами на строительные работы, реконструкцию и капремонт. Если предметом соглашения является текущий ремонт, данные положения не имеют силы. Подобные ремонтные работы проводятся для обеспечения надлежащего технического состояния зданий, сооружений. Надлежащим техническим состоянием принято называть сохранение параметров устойчивости, надежности, исправности конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, а также соответствие всех перечисленных показателей нормам, установленным техническими регламентами, проектной документацией.

По остальным госконтрактам допускаются авансовые платежи в размере 30 %, 30–80 %, 30–90 % и 100 % от суммы соглашения.

Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ

В первую очередь назначается номер платежного поручения, его дата. Перечисляемая сумма прописывается от руки, как и все следующие за ней цифры.

Далее необходимо внести данные плательщика и организации. Вам потребуются: ИНН, КПП, название компании, номер расчетного счета, наименование кредитной организации, открывшей расчетный счет, и ее БИК.

После этого вписывается информация об исполнителе или получателе. При этом указываются аналогичные сведения, а также ЭТП. Также на данном этапе нужно обозначить операцию «01» и поочередный порядок платежа «5».

Далее указывается назначение платежа, при необходимости можно проставить номер аукциона в электронной форме. Также нужно будет отметить: «без НДС» либо «НДС не облагается».

44-ФЗ устанавливает на 2020 г. такие формы обеспечения, как:

  • заявка на участие;
  • исполнение соглашения – в этом случае может использоваться банковская гарантия либо денежные средства;
  • определение отличительных свойств названных видов обеспечения.

Если ИП или организация собирается выступить в роли исполнителя госконтракта, то им необходимо внести определенную сумму на расчетный счет ЭТП либо предоставить в качестве обеспечения другой вид гарантий.

Размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается заказчиком и может варьироваться в пределах 0,5–5 % от начальной максимальной цены контракта. Прежде чем перечислять денежное обеспечение, важно проверить реквизиты получателя, то есть ЭТП, на которой будут проходить торги. Реквизиты всех действующих электронных площадок выложены на официальном сайте.

Предоставляемая оплата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ является для заказчика гарантией выполнения работ либо того, что при нарушении поставщиком условий соглашения он сможет вернуть понесенные убытки.

Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается на основании требований госконтракта. Данная сумма не может быть меньше авансового платежа при условии, что данный размер был заблаговременно прописан в документах по торгам.

В документации обязательно указываются реквизиты получателя обеспечения исполнения контракта, то есть заказчика. Если данная информация не была внесена либо в ней допущена ошибка, необходимо обратиться к покупателю, чтобы уточнить реквизиты.

Особое внимание рекомендуется уделить оформлению платежного поручения, а именно пункту «Статус плательщика». В этой графе ставят «01», если перечисление обеспечения исполнения контракта входит в бюджетные платежи. Если в поле «101» отметить любую другую цифру, придется также заполнить налоговую строку (поле 104–110).

Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта

Просрочка оплаты заказчиком по контракту 44-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Если заказчик оказался в подобной ситуации в первый раз, его должностное лицо будет оштрафовано на 30–50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по контракту 44-ФЗ может привести к отстранению должностного лица заказчика от работы на 1-2 года.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 началом срока оплаты считается дата подписания бумаг о приемке работ. Данное правило не зависит от особенностей ТРУ.

В качестве примера здесь можно привести решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом торгов в данном случае стал ремонт автомобильной дороги. По условиям соглашения, исполнитель должен был получить средства за работу по такой схеме:

  • оплата этапа – в течение 30 дней после подписания документов о приемке, а именно акта КС-2 и справки КС-3;
  • окончательный расчет не дольше 30 дней с момента введения дороги в эксплуатацию.

Контролеры отметили, что срок оплаты не может отсчитываться с момента сдачи объекта в эксплуатацию.

Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ

Любой договор устанавливает, что стороны соглашения должны обратиться в Арбитражный суд, если не смогли разрешить спор при помощи переговоров. Но нужно понимать, что в этом случае дело может рассматриваться полгода и даже дольше.

Повторное административное правонарушение, связанное с неоплатой обязательств по контракту, может привести к дисквалификации должностного лица на 1-2 года. При таком стечении обстоятельств, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, дело должен разбирать мировой судья.

Не только арбитраж и мировой судья могут принудить недобросовестного заказчика к перечислению оплаты работ по 44-ФЗ на расчетный счет поставщика.

В первую очередь, это может сделать прокуратура. Тогда устанавливается факт отсутствия оплаты, и прокурор выносит постановление об административном правонарушении. После чего в течение трех суток материалы дела направляются в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

На официальном сайте ведомства есть раздел «Новости», где можно ознакомиться с последними случаями, когда прокуратура помогала поставщикам получить оплату работ по 44-ФЗ. Рекомендуется сразу направлять жалобу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения передать ее копии.

Еще одно ведомство, способное повлиять на нерадивого заказчика – УФАС. Данная служба имеет право осуществлять внеплановые проверки и по их результатам возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

Если должностное лицо государственного покупателя единожды отказалось от исполнения своих обязанностей, может быть выписан штраф в пределах 30 000–50 000 рублей.

Споры рассматриваются судом или ФАС, в результате может быть:

  • назначено административное наказание;
  • прекращено производство по делу об административном правонарушении.

И последняя инстанция, которая способна заставить организатора торгов оплатить работы по 44-ФЗ, – это орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. В соответствии с ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, он отслеживает исполнение контракта, а значит, ему тоже можно подать жалобу.

Защитные организации.

Некоторые организации, работающие в сфере защиты прав и интересов предпринимателей, могут ускорить получение оплаты по госконтрактам. Наиболее ярким представителем среди них можно назвать уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей. Его нередко привлекает ФАС в качестве третьего лица, не имеющего собственных требований в рамках спора.

В нашей стране есть предпринимательские организации, которые помогают бизнесменам, имеющим соответствующий членский билет. Если у вас есть необходимый документ, не стоит отказываться от их услуг.

Как рассчитать неустойку по оплате работ

Стороны должны исполнять все указанные в заключенном ими контракте условия. Поставщик обязан в срок оказать услуги, заказчик – вовремя рассчитаться за проделанную работу. Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, ей придется выплатить пострадавшей стороне неустойку.

Для расчета компенсации существуют общие правила. Нужно понимать, что взыскание средств производится за каждый день просрочки.

Пени вычисляют по такой формуле:

П = ЦК × 1/300 ключевой ставки × Д, где:

П – пеня;

ЦК – цена госконтракта;

Д – количество дней просрочки.

Ключевая ставка ЦБ РФ определяется на дату уплаты неустойки. Обязательства считаются просроченными уже на следующий день после срока, указанного в соглашении между сторонами.

Нужно понимать, что не во всех случаях в качестве виновника выступает поставщик. Заказчики могут не соблюдать условия о своевременности расчетов за любые предоставленные услуги. В таком случае неустойка взыскивается за все дни просроченной оплаты. Начисление пеней начинается со дня, следующего за последним днем, отведенным на взаиморасчеты.

Обзор нарушений по оплате контрактов

Номер дела

Ситуация

Заключение контролеров

Решение УФАС по Республике Коми от 27.06.2017 № 04-02/6130

Во время закупки ремонтных работ в качестве участников тендера принимались только СМП/СОНО. По договору срок оплаты составлял 30 дней со дня приемки

Нарушено контрактное законодательство, так как срок оплаты по контракту с СМП/СОНО составляет 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ)

Решение Иркутского УФАС от 09.10.2017 № 1021

Проводился аукцион на поставку, установку водогрейных котлов. Предполагалось два этапа оплаты работ. В течение 10 дней после приемки на основании счета на оплату, предъявленного подрядчиком, подписанных сторонами актов выполненных работ по формам КС-2 и КС-3. С поставщиком рассчитывались из средств бюджета Листвянского муниципального образования.

Оставшуюся сумму необходимо было передать до 31.12.2016 г., в соответствии с предъявленным исполнителем счетом. Оплатить данный блок работ нужно было из средств бюджета Иркутской области. Однако это было возможно лишь при условии, что деньги поступят в бюджет Листвянского МО.

Планирование закупок производится после того, как становится известен объем прав в денежном выражении. Подписание соглашений с исполнителями возможно только по плану-графику, работы оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Без известных лимитов торги проводиться не могут, а значит, условие о наличии средств в бюджете является неправомерным

Решение Курского УФАС от 15.09.2017 № 244/2017

Был объявлен аукцион на осуществление строительства автомобильной дороги. Проект договора предполагал, что исполнитель получит оплату в течение 30 дней после подписания акта приемки. При этом было прописано, что данный срок зависит от даты проведения платежных документов через казначейство

В проекте документа была нарушена ч. 13.1 ст. 34 закона 44-ФЗ

Решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17

Комитет по госзаказу проводил аукцион, предметом которого стал ремонт автодороги. Контракт предусматривал перевод платежей в пределах лимитов бюджетных обязательств. В примечании значилось: лимиты могут корректироваться в соответствии с законом о бюджете и госпрограммой по развитию транспортной сети и дорожного хозяйства. Текущий платеж планировалось перечислить в течение 30 дней после подписания акта КС-2 и справки КС-3. А окончательный расчет – в течение 30 дней после введения объекта в эксплуатацию

Не допускается отсчет срока оплаты с момента ввода объекта в эксплуатацию. В проекте договора с исполнителем есть два разных срока оплаты

Решение Белгородского УФАС от 18.09.2017 № 363-17 Т

Казенное учреждение заключило госконтракт на выполнение подрядных работ и зафиксировало срок оплаты – 30 банковских дней со дня подписания актов по форме № КС-3, КС-2

Установленный промежуток времени превышает максимально допустимый срок оплаты по 44-ФЗ. Отметим, что подобная ситуация не всегда считается нарушением. Дело в том, что участники могут спросить, что заказчик понимает под 30 банковскими днями. Если он сообщит, что речь идет о календарных днях, и скорректирует формулировку в документах, торги не будут прерваны. В конкретном случае запроса не было, и суд счел данную формулировку несоответствующей нормам закона

Решение Марийского УФАС от 16.11.2017 № 02-02/57-17

МОУ «Вятская СОШ» организовала аукцион в электронной форме на проведение капитального ремонта кровли. Был установлен срок оплаты 10 банковских дней после поступления денежных средств на счет заказчика. При этом средства должны были поступить исполнителю до 31.12.2017 г.

Запрещается фиксировать срок оплаты в банковских днях с неправомерным моментом их отсчета. Указанное в договоре условие перечисления средств было признано нарушением

Решение Мурманского УФАС от 14.08.2017 № 06-10/17-225

МКУ «Управление муниципальных закупок» Ковдорского района в 2017 г. проводило тендер на благоустройство одного из дворов в городе Ковдор. Согласно договору, заказчик должен был оплатить работы после погашения подрядчиком неустойки. Также по условиям соглашения заказчик мог удержать штрафы и пени из платежа в бесспорном порядке

Жалоба на заказчика была отклонена, так как он пояснил комиссии УФАС, что указанный порядок действует вместе с 30-дневным сроком оплаты по 44-ФЗ, зафиксированным в проекте соглашения

Предлагаемой участником ценой контракта считается сумма, указанная им в заявке. При этом во внимание не принимают, какую систему налогообложения использует исполнитель, и входит ли в данную сумму НДС. Стоимость не должна изменяться в зависимости от используемого поставщиком режима налогообложения, о чем свидетельствуют многочисленные разъяснения государственных органов. Пункты 8–11 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28И-1889 фиксирует, что контракт заключается по цене, предложенной победителем торгов. И данная сумма может подвергаться изменениям лишь в ситуациях, установленных ст. 95 44-ФЗ.

Если в проекте госконтракта прописано условие «Цена контракта определена по результатам _________ в размере _______, в том числе 20 % НДС», суды встают на сторону заказчика. Ярким примером в данном случае является постановление Арбитражного суда ПФО № Ф06-19373/2017 от 17.04.2017 по делу № А65-15040/2016, определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 по делу № 306-КГ15-7929.

Видео инструкция “Изменение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ”

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrakt.html
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/oplata-rabot-po-44-fz/
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/srok-oplaty-kontrakta-po-44-fz/
  • https://gosuchetnik.ru/goszakupki/v-kakie-sroki-nuzhno-oplatit-kontrakt-po-44-fz
  • https://www.cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/oplata-kontrakta-po-44-fz/
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/oplata-zakazchikom-kontrakta-po-44-fz/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: