Организация и порядок проведение торгов согласно действующему законодательству

Что такое публичные торги

Публичные торги — это, согласно , процедура продажи имущества физического лица, признанного банкротом по решению суда. Они проводятся в виде аукциона, открытого предложения или конкурса.

Приобрести с торгов можно:

  • квартиру/долю, комнату;
  • земельный участок;
  • дом, коттедж, дачу, таунхаус;
  • гараж, машиноместо;
  • коммерческие объекты.

Процедура покупки зависит от организатора торгов.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Комментарий к Ст. 448 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи предусматривается деление торгов (аукционов и конкурсов) на открытые и закрытые. Основанием такого деления служит степень свободы участия в торгах. В то время как в открытых торгах могут участвовать любые лица, в закрытых торгах участвуют только специально приглашенные для этого лица.

Возможность участия в открытых торгах любого лица не означает, что законодательством не могут быть установлены определенные требования, ограничения в отношении лиц, которые могут участвовать в открытых торгах. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в открытых торгах покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Указанные ограничения для покупателей государственного и муниципального имущества означают и ограничения для лиц, которые могут участвовать в открытых приватизационных торгах. Однако такого рода ограничения не превращают приватизационные торги в закрытые. Таким образом, закрепленный в п. 1 ст. 448 ГК РФ признак открытых торгов, согласно которому «в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо», следует понимать в том смысле, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, удовлетворяющее установленным законом требованиям (в случаях, когда они установлены).

Вид торгов (открытые или закрытые) часто устанавливается законом. Например, согласно ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» публичные торги по продаже не востребованной из ломбарда вещи проводятся в форме открытого аукциона.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основные правила, касающиеся извещения о проведении торгов, в том числе правила, предусматривающие сроки, в которые должно быть сделано извещение о проведении торгов, а также требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Извещение является важнейшим и притом обязательным в процедуре торгов правовым актом, фиксирующим основные параметры торгов.

Извещение о проведении торгов не является публичной офертой (как иногда утверждается в литературе), поскольку договор, заключаемый на торгах, не может быть заключен с любым лицом, которое отзовется на оферту, что согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ является существенным признаком публичной оферты.

Извещение является актом, выражающим волю организатора торгов заключить договор путем проведения торгов и фиксирующим основные параметры торгов, включая необходимые характеристики договора.

Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до проведения торгов, если иное не предусмотрено законом.

Извещение, согласно п. 2 комментируемой статьи, должно содержать сведения:

— о времени торгов;

— о месте торгов;

— о форме торгов;

— о предмете торгов;

— о порядке проведения торгов (в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги);

— о начальной цене (для аукционов, а также конкурсов, в которых одним из условий является условие о цене);

— о сроке подписания договора с лицом, выигравшим торги (для торгов, предметом которых является только право на заключение договора).

Указанные обязательные требования к содержанию извещения о проведении торгов являются минимальными для проведения всех торгов.

Организатор торгов вправе указать в извещении о проведении торгов иные сведения помимо обязательных.

Законом могут быть установлены дополнительные требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Комментируемый пункт не устанавливает требований к форме извещения о проведении торгов. Однако характер и значение извещения обусловливают в качестве преобладающей письменную форму извещения о проведении торгов. Мыслима и устная форма извещения о проведении торгов, например в случае, когда собственник вещи, желая продать ее подороже, сам выступает в роли организатора торгов в форме закрытого аукциона и устно по телефону делает извещение о проведении аукциона в отношении каждого из лиц, приглашаемых к участию в аукционе.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет возможность, условия и последствия отказа организатора торгов от проведения торгов.

Комментируемый пункт в качестве общего правила устанавливает возможность организатора открытых торгов, сделавшего извещение, отказаться от проведения открытых торгов. В законе или в извещении о проведении торгов может быть сделано исключение из этого общего правила, т.е. предусмотрена невозможность отказа от проведения торгов. Что касается закрытых торгов, то возможность отказа от их проведения прямо не предусматривается, но косвенно подразумевается, о чем свидетельствует ч. 3 комментируемого пункта, регламентирующая последствия отказа от закрытых торгов.

По общему правилу отказ от проведения открытого аукциона может последовать в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а отказ от проведения открытого конкурса — не позднее чем за 30 дней до его проведения. Законом или извещением о проведении открытых торгов могут быть предусмотрены иные сроки отказа от проведения открытых торгов.

В случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением сроков для отказа от торгов, установленных комментируемым пунктом, иным законом или извещением о проведении торгов, он обязан возместить участникам торгов нанесенный им реальный ущерб. Если же законом или извещением о проведении открытых торгов предусмотрена невозможность отказа от таковых, организатор этих торгов, отказавшийся от их проведения, обязан возместить участникам торгов реальный ущерб независимо от времени отказа от их проведения.

Если организатор закрытых торгов (аукциона или конкурса), в отношении которого отказ от торгов в п. 3 комментируемой статьи не предусмотрен, все же отказался от проведения торгов, то он обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. В п. 4 комментируемой статьи предусматривается внесение участниками торгов задатка и определяется его судьба в зависимости от развития отношений в ходе торгов.

Задаток, вносимый участниками торгов, существенно отличается от задатка, предусмотренного ст. ст. 380, 381 ГК РФ. Поэтому законодатель в п. п. 4 и 5 комментируемой статьи достаточно полно урегулировал связанные с задатком отношения между организатором и участниками торгов, причем настолько, что не возникает практической необходимости в применении к этим отношениям правил о задатке, предусмотренных ст. ст. 380, 381 ГК РФ (коль скоро будет признано, что эти правила распространяются на задаток, вносимый при проведении торгов).

Размер задатка, сроки и порядок его внесения указываются в извещении о проведении торгов.

Задаток подлежит возврату всем участникам торгов, если последние не состоялись.

Если торги состоялись и в результате определен победитель торгов, задаток возвращается участникам, проигравшим торги.

Если с лицом, выигравшим торги, заключен договор, сумма внесенного этим лицом задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору при условии, что заключенный договор предусматривает соответствующие обязательства. При заключении на торгах государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд поставщику возвращается внесенный им задаток, несмотря на то что он выиграл торги, поскольку по договору не возникает обязательства поставщика уплатить денежную сумму контрагенту по договору.

5. Пункт 5 комментируемой статьи регулирует последнюю стадию торгов — заключение договора с лицом, выигравшим торги.

Для уяснения смысла п. 5 необходимо четко различать виды торгов, выделяемые в зависимости от предмета торгов, а именно торги, предметом которых является заключение договора (т.е. торги, в которых состязание между участниками торгов проводится непосредственно за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги), и торги, предметом которых является право на заключение договора (т.е. торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги).

Часть 1 п. 5 сориентирована в основном на торги, предметом которых является заключение договора. В то же время она имеет в определенной мере и общее значение для обоих видов торгов. Часть 2 п. 5 распространяется только на торги, предметом которых является право на заключение договора.

Общее значение ч. 1 п. 5 для обоих указанных видов торгов состоит в том, что необходимость подписания протокола о результатах торгов, а также последствия неподписания протокола о результатах торгов в виде утраты задатка (уплаты двойной суммы задатка) и возмещения убытков распространяются как на торги, предметом которых является заключение договора, так и на торги, предметом которых является право на заключение договора. Предписание ч. 1 п. 5 о том, что протокол о результатах торгов имеет силу договора, касается только торгов, предметом которых является непосредственно заключение договора (но не право на заключение договора).

С учетом сказанного из п. 5 следует, что:

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было заключение договора, имеет силу договора, ради заключения которого проводились торги;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было право на заключение договора, является правовым актом (документом), закрепляющим результаты торгов и подтверждающим право на заключение договора;

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), при уклонении от подписания протокола о результатах торгов утрачивает внесенный им задаток;

— организатор торгов (как торгов, предметом которых было заключение договора, так и торгов, предметом которых было право на заключение договора) при уклонении от подписания протокола о результатах торгов обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей двойную сумму задатка;

— договор по результатам торгов, предметом которых было право на заключение договора, должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении о проведении торгов срока после завершения торгов и оформления (подписания) протокола о результатах торгов. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Из сопоставления ч. ч. 1 и 2 п. 5 следует еще одно (вряд ли оправданное) различие между торгами, предметом которых является заключение договора, и торгами, предметом которых является право на заключение договора. Если в отношении торгов, предметом которых является право на заключение договора, в случае уклонения одной из сторон от заключения договора предусмотрено право другой стороны обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, то в отношении торгов, предметом которых является заключение договора, в случае уклонения одной из сторон от подписания протокола о результатах торгов, имеющего силу договора, право другой стороны обратиться в суд с требованием о понуждении к подписанию протокола (что равносильно принуждению к заключению договора) не предусмотрено.

Пункт 5 комментируемой статьи не дает четкого ответа на вопрос о том, когда считается заключенным договор по результатам торгов, предметом которых было непосредственно заключение договора. Однако, поскольку в таких торгах протокол имеет силу договора, моментом заключения договора следует считать момент подписания протокола о результатах торгов.

Другой комментарий к статье 448 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что порядок проведения торгов может быть двояким: могут проводиться как открытые, так и закрытые аукционы и конкурсы. Они различаются по кругу лиц, которые могут принять участие в торгах: это могут быть любые лица или специально приглашенные на торги.

Закон о конкурсах называет виды конкурсов, посредством которых организатор конкурса осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Они включают: открытые и закрытые конкурсы (в том числе двухэтапные). Наиболее предпочтительным, по смыслу данного закона, является открытый конкурс.

Организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в случаях, если:

– предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;

– технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

Закон о банкротстве предусматривает, что продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Однако в случае, если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (ст. 110).

Законодательством могут быть предусмотрены определенные ограничения действия данной статьи ГК. Так, в процессе приватизации не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

2. В п. 2 комментируемой статьи определяется порядок информирования о проведении торгов. Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором аукциона или конкурса не менее чем за 30 дней до проведения торгов. При открытых торгах информация о их проведении сообщается посредством публикации в периодических изданиях объявления о проведении аукциона или конкурса. При закрытых торгах производится рассылка приглашений в адрес конкретных претендентов, при этом перечень участников, которым рассылаются приглашения, публикуется в открытой печати. Данный пункт предусматривает необходимый перечень сведений, которые должны содержаться в извещении. К таким сведениям относятся: сведения о времени, месте и форме торгов (т.е. проводятся ли торги в форме аукциона или в форме конкурса), их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах (например, путем подачи в соответствующие сроки заявки установленного образца), порядке определения лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Указанный перечень сведений является обязательным, но не исчерпывающим. При проведении отдельных видов аукционов и конкурсов обязательным может быть включение и иной информации.

Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежат следующие сведения:

наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения;

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристики имущества);

способ приватизации;

начальная цена;

форма подачи предложений о цене;

условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);

исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;

срок заключения договора купли-продажи;

порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;

ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества.

При продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются:

порядок определения победителей;

размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;

место и срок подведения итогов;

условия конкурса (при продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе);

форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).

3. Пункт 3 комментируемой статьи регламентирует порядок отказа организатора открытых и закрытых торгов от проведения аукциона или конкурса. Организатор открытого аукциона может отказаться от его проведения в любое время, но не позднее чем за 3 дня до его проведения, отказ от проведения открытого конкурса объявляется не позднее чем за 30 дней до его проведения.

Эта норма является диспозитивной, поскольку в комментируемой статье указывается, что этот порядок действует, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов. Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Иной порядок предусмотрен для возмещения вреда, понесенного участниками закрытого аукциона или закрытого конкурса в случае, когда организатор торгов отказался от их проведения: организатор торгов обязан возместить реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. В п. 4 комментируемой статьи изложены правила внесения задатка, а также его возвращения участникам торгов. Задаток возвращается в двух случаях: а) если торги не состоялись; б) если лица участвовали в торгах, но не выиграли их. Если же лицо выиграло торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному с ним договору. Так, в соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе для участия в аукционе претендент вносит задаток на счет (счета) продавца. Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК. Размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета (счетов) продавца, порядок возвращения задатка и иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора присоединения, публикуются в информационном сообщении о проведении аукциона. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) продавца, является выписка (выписки) со счета (счетов) продавца. Задаток возвращается участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней со дня подведения итогов аукциона. Задаток, внесенный покупателем на счет (счета) продавца, засчитывается в оплату приобретаемого имущества.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает правила подписания протокола о результатах торгов. Протокол о результатах торгов имеет силу договора, а значит, по отношению к нему действуют все положения о заключении договора.

Форма протокола и процедура его подписания не являются единообразными.

Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе устанавливает, что решение продавца об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, составляемым в двух экземплярах, в котором указывается имя (наименование) победителя аукциона и предложенная им цена покупки имущества. Протокол об итогах аукциона направляется победителю аукциона одновременно с уведомлением о признании его победителем.

Подписанный уполномоченным представителем продавца протокол об итогах аукциона является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

В случае уклонения от подписания протокола лицо, выигравшее торги, утрачивает внесенный им задаток, а организатор торгов, уклонившийся от подписания договора, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, то такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. Так, лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона в тот же день подписывают протокол лесного аукциона, который имеет силу договора. В протоколе лесного аукциона указываются: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; размеры платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения (п. 35 Положения о порядке проведения лесных аукционов).

Понятие и виды тендеров

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан. В настоящее время термин «тендер» чаще всего используется в коммерческой практике, в то время как государственные и муниципальные заказчики пользуются понятием «закупки», закрепленным в действующем федеральном законодательстве.

Все проводимые тендеры, как государственные, так и частные, имеют свое разделение по основным видам в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от целей проведения все тендеры делятся на мероприятия по продаже и приобретению какого-либо имущества или работ и услуг, которые оказываются в соответствии с имеющимися потребностями у заказчиков по проводимой тендерной процедуре.

Если речь идет о классификации в соответствии с механизмом проводимой тендерной процедуры, то следует выделить:

  • конкурсы – процедуры, в которых чаще всего закупаются технически сложные товары, работы или услуги. При этом главной целью закупки становится не столько снижение стоимости заключения контракта, сколько получение максимальной выгоды, с точки зрения качественных условий, которые будут реализованы при выполнении контракта;
  • аукцион как закупочная или тендерная процедура направлена, в первую очередь, на то, чтобы снизить цену заключаемого контракта. Отклонения по качеству товара в лучшую сторону допустимы, но для этого потребуется заключение дополнительного соглашения;
  • запросы предложений – это своеобразные процедуры, которые в Гражданском кодексе Российской Федерации в настоящее время не регламентированы. Сложившаяся практика правоприменения показывает, что чаще всего запрос предложений используется в тех случаях, когда заказчику необходимо получить информацию о конкурентном состоянии рынка. Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта. Заказчик анализирует предоставленные предложения по факту предложенных цен и качественных характеристик, и если ни одно из предоставленных предложений его не устраивает, то объявляет закупку или тендер несостоявшимися и отказывается от заключения контракта;
  • запросы котировок также, как и запрос предложений, не регламентирован действующим гражданским законодательством Российской Федерации. При этом такую закупочную процедуру проводят достаточно часто в силу оперативности проводимой процедуры, а также в силу того, что заказчик проводит проверку предоставленных предложений только по цене. Главной целью такой процедуры является только снижение цены, но в отличие от аукциона сама процедура проводится в сокращенные сроки, что делает ее более выгодной по сравнению с аукционом (чаще всего проводится на малые суммы). Сформированные параметры по качеству и количеству товара не изменяются в случае проведенной процедуры, только если не было заключено специальное дополнительное соглашение;
  • конкурентные переговоры как процедура не предусмотрена ни одним нормативным актом, существующим на территории Российской Федерации и регулирующим проводимые закупочные мероприятия. По своей цели это тендерная процедура, в ходе которых заказчик проводит переговоры с потенциальными исполнителями заключаемых контрактов, в которых выбирает наиболее оптимальные для себя условия и в части цены, и в части качественных характеристик того или иного товара или услуг, а также работ.

Кроме того, выделяют также по возможностям участия широкого круга исполнителей закрытые и открытые закупочные и тендерные процедуры.

Где проходят торги?

В России два вида торгов: электронные и неэлектронные. Первые проводят на электронных торговых площадках. Заказчик заранее указывает площадку в закупочной документации.

Есть торги, где поставщики посылают все документы в бумажном конверте. Заказчик проводит вскрытие конвертов и выбирает победителя. Но есть бумажные закупки с использованием электронной коммуникации. Поставщик высылает файлы с паролем по обычной электронной почте. Заказчик получает пароль в момент вскрытия конверта.

Сегодня большая часть закупок проводится в электронном виде. Бумажные закупки чаще всего встречаются в сферах, где есть государственная тайна. То есть там, где надо избежать взломов и утечек.

Кроме того, бумажные закупки могут проходить на локальном рынке, где электронная площадка все равно не сможет обеспечить конкуренцию. Например, в небольшом города на Крайнем Севере.

Еще одна категория — закупки сложного оборудования, в которых хотят участвовать иностранные компании. Например, атомных ускорителей или буровых установок. По закону, иностранные компании с трудом могут получить усиленную квалифицированную подпись в России. Поэтому им трудно принимать участие в закупках на ЭТП. В этом случае заказчик, который заинтересован в расширении конкуренции, предпочитает проводить бумажную закупку, но со связью через электронную почту.

В каких формах проводят торги

Торги (в т. ч. электронные) можно провести в форме (п. 4 ст. 447 ГК РФ):

  • аукциона;
  • конкурса;
  • в иной форме, которую предусматривает закон (например, запрос предложений, котировок и др.).

Как отдельную форму торгов можно выделить публичный конкурс (гл. 57 ГК РФ).

В свою очередь аукционы и конкурсы могут быть (п. 1 ст. 448 ГК РФ):

  • открытыми (когда в них могут участвовать любые лица);
  • закрытыми (когда в них могут участвовать только лица, приглашенные организатором торгов).

Форму проведения торгов определяет собственник реализуемого имущества или обладатель имущественного права (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Исключения составляют случаи, когда закон прямо предписывает, в какой форме можно проводить торги. Тогда организатор не вправе ее изменить. В противном случае есть риск того, что признают недействительным контракт, который будет заключен по результатам проведения торгов.

Так, к примеру, договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, нужно заключать по итогам открытого конкурса. Такое требование установлено в пункте 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Внимание! Не каждая процедура по отбору контрагентов является торгами.

Торги необходимо отличать от публичного предложения делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Процедура отбора оферентов для последующего заключения с одним из них договора не является торгами, и положения статей 447–449 Гражданского кодекса РФ в таком случае не применяются.

Необходимо также иметь в виду следующее. В случае размещения приглашения делать оферты лицо, разместившее приглашение, вправе заключить договор с тем контрагентом, условия которого оно сочтет наилучшими (п. 1 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь при размещении публичной оферты оференту придется заключить контракт с каждым, кто ее акцептует (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

О сложностях квалификации наглядно свидетельствует следующий пример. Компания провела торги на право заключить договор на поставку, которые назвала «приглашение делать оферты». Причем в извещении указала, что процедура ни при каких обстоятельствах не может расцениваться как публичная оферта. Впоследствии она отказалась заключать договор с победителем. Причиной стало неодобрение договора как крупной сделки. Победитель обратился в суд с требованием обязать компанию заключить договор. Суд причислил проведенную процедуру к торгам в смысле статей 447–449 Гражданского кодекса РФ и в удовлетворении иска отказал (постановление ФАС Московского округа от 13 июля 2012 г. по делу № А40-108673/11-52-920, см. также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. № Ф06-25318/2015 по делу № А57-21027/2014).

Кто проводит публичные торги

Для покупателя важно знать, кто продает имущество, от этого зависит его стоимость и размер дисконта. Реализовывать недвижимость могут банки-кредиторы, ФССП, муниципальные органы власти.

ФССП

ФССП — это Федеральная служба судебных приставов. Приставы продают недвижимость, которая взыскана в результате исполнительного делопроизводства при процедуре банкротства. Это могут быть залоговые квартиры или иное жилье банкрота (если оно не единственное). Объектом продажи может быть и другая недвижимость: дача, земельный участок, гараж. Финансовым управляющим проводится оценка имущества, затем оно реализуется через публичные торги.

Банки

Если заемщик не погашает ипотеку или другой кредит, обеспечением по которому выступает недвижимость, банк имеет право подать в суд и взыскать залог через ФССП. Затем имущество выставляется на торги и проводится аукцион на его продажу. Стартовая цена продажи определяется оценочной компанией.

Кредитные организации могут продавать залоговое имущество и без решения суда. Для этого должны быть одновременно выполнены следующие условия:

  • недвижимость выступает обеспечением по кредиту;
  • заемщик неоднократно нарушает требования кредитного договора;
  • заемщик согласен на реализацию объекта недвижимости.

В этом случае недвижимость реализуется без аукциона. Стоимость определяется по соглашению между покупателем и продавцом по согласованию с кредитором.

Муниципальные органы власти

Органы власти могут устраивать аукционы по продаже муниципального имущества, в том числе недвижимости, которая подлежит приватизации, была передана муниципалитету по решению суда или по социальным программам.

Пример На сайте Моссоцгарантия можно приобрести квартиру по сниженной цене, которая реализуется через Департамент столицы. При заключении пожизненной ренты пенсионеры получают прибавку к пенсии, а их квартира после смерти продается на аукционе. Поскольку квартиры пенсионеров, как правило, требуют хорошего ремонта, они выставляются на продажу с хорошей скидкой от рыночной цены.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков, и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом, потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Сформированный пакет документов потребуется приложить к заявке на участие в тендере или закупке.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения, установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

При обращении за квалифицированной ЭЦП потребуется предоставить заявление на предоставление такого документа, оформленное от имени руководителя организации, а также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Квалифицированная подпись будет изготовлена предельно в течение семи дней с момента обращения, но в случае небольшой загруженности специалистов может быть сформирована и передана заказчику в более короткие сроки.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках, а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

С чего начать торги: извещение

Закон регулирует порядок проведения торгов лишь в общих чертах. На основе этих положений организатор разрабатывает документацию о торгах, которая и становится детальным разъяснением порядка их проведения как для участников, так и для самого организатора.

Требования к составу такой документации применительно к отдельным случаям предусматривают специальные законы (например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Основным документом при проведении торгов является извещение.

Обязательные условия

Извещение должно соответствовать содержанию документации о торгах и включать в себя следующую информацию (п. 2, 3 ст. 448 ГК РФ):

  • время проведения торгов;
  • место проведения торгов;
  • форму торгов;
  • предмет торгов;
  • о существующих обременениях продаваемого имущества;
  • порядок проведения торгов (в т. ч. порядок оформления участников торгов, определения победителя торгов);
  • начальную цену;
  • условия договора, заключаемого по результатам торгов.

Также нужно учитывать, что обязательным условием торгов является внесение задатка. Организатор в извещении должен определить размер, порядок и сроки его внесения. Вместо задатка организатор может использовать независимую гарантию (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

После того, как организатор заключит договор с победителем торгов, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Остальным участникам торгов организатор обязан возвратить внесенные суммы.

Так же он должен поступить, если торги не состоялись.

Такие правила установлены в пункте 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Возможные условия

Организатор торгов вправе установить квалификационные требования к участникам.

Так, если для участия в торгах и исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результату аукциона, нужна действующая лицензия или иное специальное разрешение, то участники должны их иметь.

Публикация

Форму, в которой необходимо сделать извещение о проведении торгов, закон не утверждает. В свою очередь, ВАС РФ разъяснил, что надлежащей формой извещения о проведении торгов является опубликование необходимой информации в печати. При этом суд указал, что в случае оспаривания результатов торгов «вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов».

Извещение о проведении торгов организатор должен опубликовать не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Порядок проведения торгов

После того ка проведен арест имущества его передают в специальные организации, которые занимаются его последующей реализацией. Занимается этим судебный пристав-исполнитель. Также возможно участие кредитной организации, допустим если есть какие-то предпочтения по выбору организации-реализатора.

В свою очередь, данная организация занимается проведением торгов арестованного имущества и должна организовать их в течении двух месяцев после передачи. Это один из опорных моментов, который стоит отметить на бумаге.

Как же привлечь к торгам значительные массы потребителей. Все очень просто.

Организация, занимающаяся продажей арестованного имущества должна разместить объявления о предстоящих аукционах в печатных изданиях и интернете.

Такие объявления можно найти на специализированных сайтах, где указываются описание лота и требования к участникам.

После такой рекламной компании организация-реализатор начинает собирать заявки и предварительные взносы со стороны потенциальных участников аукциона. Предварительные сборы не являются отдельной платой и затем входят в бюджет участника торгов.

Такая процедура направлена на то, чтобы претенденты могли доказать серьезность намерений на приобретение арестованного имущества.

После того, как формальные процедуры закончены проводятся непосредственные торги. Они планируются на отдельное число и их порядок проведения заключается в том, что победителем становится лицо, которое в реальном времени предложило наибольшую цену в рамках отдельных торгов. После этого проводится легализация имущества но об этом поговорим немного попозже.

Важные правила реализации конфискованного имущества

Важно понимать, что арестованное имущество привлекает покупателей своей ценой. Чаще всего аукционы проводятся в два этапа. На обоих этапах ответственность за проведения торгов и порядок на них лежит на организации-реализаторе.

На первом этапе стартовая цена, как правило, ниже реальных рыночных. Это обусловлено тем, что низкая стоимость повышает заинтересованность со стороны потребителей, а также тем, что в процессе торгов цена возрастает.

Бывают ситуации, когда первичные торги признаются несостоявшимися. Это происходит в следующих случаях (для записи!):

  • при отсутствии заявок на аукцион либо при наличии лишь одной заявки;
  • в случае, когда на аукцион явился, лишь один участник, и дальнейшее проведение торгов является бессмысленным;
  • если после проведения аукциона победитель не произвел выкуп имущества.

Как правило, после несостоявшихся первичных торгов проводятся повторный аукцион. При этом в соответствии с федеральным законом №229 стартовая стоимость объекта должна быть снижена на 15%. В остальном торги проводятся по тому же принципу, что и первичные.

В случае, если и второй этап обернется неудачей имущество переходит во владения организации-кредитора. Последующая реализация возлагается на нового собственника.

Как правило для банков такое положение вещей не выгодно, ведь новые имущественные объекты несут за собой дополнительные издержки.

Порядок легализации

После проведения торгов и определения победителя наступает процесс непосредственной покупки лота. На заключение договора купли-продажи отводится пять рабочих дней. После этого в течение одного месяца победитель должен оплатить лот в полном объёме.

Затем новый владелец может начинать оформлять права на собственность приобретенного объекта. Выше же упоминалось о том, что задаток при покупке входит в общую сумму покупки имущественной ценности. Однако организаторы имеют полное право удержать данную выплату, если победитель аукциона по каким-либо причинам откажется от выкупа объекта (это также следует отметить на бумаге!).

Важно, чтобы процедура оплаты и легализации была выполнена в установленные сроки. В противном случае могут возникнуть проблемы, которые, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводят.

На этом этапе процесс проведения аукциона по реализации конфискованных имущественных ценностей считается законченным. Ну а продаваемый лот теперь имеет нового владельца.

Торги и аукционы по банкротству суровая правда

Как отказаться от проведения торгов

Закон позволяет организатору торгов отказаться от их проведения, соблюдая при этом определенные сроки.

Так, отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за три дня до даты его проведения, а от конкурса – не позднее чем за 30 дней.

Организатор вправе предусмотреть в извещении особые условия отказа от торгов. Также такие условия может устанавливать закон.

Внимание! Отказ от проведения торгов может стать основанием для имущественных претензий участников.

Если организатор торгов откажется от их проведения и при этом нарушит установленные сроки, то участники могут требовать от него возмещения реального ущерба, который они понесли из-за этого. Причем сделать это они могут независимо от того, в какой срок после направления извещения организатор отказался от торгов. Кроме того, он обязан вернуть участникам внесенные ими суммы задатка (п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Иные последствия отказа закон не предусматривает. Это значит, что заинтересованное лицо не может, например, заявить требование о признании торгов действительными (недействительными), обязании организатора совершить какие-либо действия и др. (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2015 г. № Ф07-6716/2015 по делу № А26-3625/2014).

Каковы последствия несоблюдения порядка проведения торгов

Если руководство решило провести торги, компании необходимо соблюдать правила их проведения (ст. 447–448 ГК РФ). В противном случае возникнет риск, что торги признают недействительными. Это возможно в следующих случаях (ст. 449 ГК РФ):

  • кого-либо необоснованно отстранили от участия в торгах;
  • на торгах неосновательно не приняли высшую предложенную цену;
  • продажу произвели ранее срока, указанного в извещении;
  • допустили иные существенные нарушения порядка проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи;
  • допустили иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их результатам договора. При этом соответствующие расходы, связанные с применением последствий недействительности, распределяются между нарушителями (п. 2, 3 ст. 449 ГК РФ). К ним, в частности, можно отнести затраты организатора торгов на хранение и транспортировку имущества, оплату услуг третьих лиц и др.

Нюансы покупки недвижимости с публичных торгов

Покупка недвижимости с публичных торгов может стать удачным способом инвестирования свободных денежных средств. Вы получаете возможность приобрести квартиру по цене ниже рыночной, сами определяете, сколько вы готовы заплатить.

По данным «Официального сайта о размещении информации о проведении торгов» только 1 из 5 аукционов признается завершенным. Это объясняется тем, что на торгах может быть не заявлено ни одного участника. Покупателям сложно искать предложения — необходимо пересматривать массу информации на разных сайтах. Аукционов по продаже недвижимости в небольших городах проводится немного, придется долго ждать. Кроме того, может не получиться приобрести квартиру в нужном районе и на нужном этаже.

Что необходимо учитывать:

  • до начала аукциона невозможно определить, насколько выгодной будет сделка, сколько будет участников и как они поднимут цену;
  • не всегда есть возможность сделать осмотр недвижимости перед аукционом;
  • если банк продает недвижимость по соглашению сторон с должником, ее стоимость будет не сильно отличаться от рыночной, поэтому выгодность сделки будет минимальна;
  • собственник может попытаться отсудить недвижимость обратно;
  • бывшие собственники могут изрядно помотать нервы, отказываясь выселяться.

Памятка покупателю

  • Чтобы участвовать в публичных торгах, заранее получите сертификат ЭЦП, зарегистрируйтесь на торговой площадке, где будет проходить аукцион;
  • несмотря на то, что банк контролирует чистоту сделки, все равно убедитесь что в квартире нет зарегистрированных граждан, особенно несовершеннолетних;
  • если вы опасаетесь, что не сможете разобраться в аукционной документации, обратитесь за помощью в специализированную консалтинговую компанию.

Заключение

На первый взгляд процедура проведения аукционов по продаже арестованных имущественных ценностей не является чем-то особенным. Главное это соблюдать требования организаторов аукциона и внимательно анализировать ситуацию.

Если у вас возникают какие-то вопросы по поводу организации аукциона, то необходимо связаться с организаторами, которые обязательно вам помогут. В их интересах привлечь, как можно больше потребителей.

Источники

  • https://avaho.ru/articles/ns/instruktsiya-kak-kupit-kvartiru-na-publichnyh-torgah.html
  • http://stGKRF.ru/448
  • https://gkrf24.ru/statia-448-gk
  • https://zakonguru.com/goszakupki/provedenie-tenderov.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b61c5aee9151400a9f492fa/chto-takoe-torgi-v-zakupkah-i-kak-oni-prohodiat-5f22a6e0a6c12b1232b84b92
  • http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/obshhie_pravila/kak_provesti_torgi_chastnoj_organizacii/124-1-0-1814
  • https://e-zaim.ru/konfiskovannoe-imushhestvo-pristavov/glavny-e-pravila-i-poryadok-provedeniya-torgov-arestovannogo-imushhestva

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: