Основные функции и цели приватизации – роль приватизации в экономике страны

Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • Коммерческие компании;
  • Домохозяйства;
  • Люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • На сокращение государственного сектора;
  • На перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • Промышленные предприятия;
  • Сельскохозяйственные предприятия;
  • Земля;
  • Жилой фонд.

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • Не менее 2-х участников процесса;
  • Один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учётом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

  • Безвозмездно;
  • За оплату.

Приватизация символизирует переход от социального строя к капитализму.

Законодательство

Базовым нормативным правовым актом для приватизации жилого фонда является Закон РФ № 1541-1, в котором зафиксированы условия и принципы данной программы.

Для возмездного переоформления прав на объекты государственного имущества применяются нормы Федерального закона № 178-ФЗ.

Платная и бесплатная приватизация земельных участков проводится в соответствие с нормами Земельного кодекса РФ.

Безвозмездное переоформление прав на землю допускается только для отдельных категорий граждан и участков (например, для многодетных семей или наделов под строительство частных домов).

Экономическое содержание процесса, плюсы и минусы

В странах, где преобладает государственная собственность, нет прямой заинтересованности в рациональном использовании ресурсов и приумножении капитала. Они уступают частному капиталу в конкурентной борьбе. Системы, основанные на частной собственности, развиваются быстрее и эффективнее.

Приватизация является инструментом проведения экономической реформы. Командная экономика меняется на рыночную. В конечном итоге создается эффективная экономическая система. Происходит сокращение государственной собственности и осуществляется переход экономики от планово-административной к рыночной. Объектами приватизации бывают:

  • земля;
  • промышленные и сельскохозяйственные предприятия;
  • жилье.

Критерии оценки положительного итога:

  • повышение эффективности экономики;
  • увеличение доходов государства;
  • здоровая конкуренция;
  • снижение контроля государства за производством;
  • модернизация предприятий;
  • регулирование экономики с помощью экономических методов.

Возможные минусы:

  • классовое расслоение общества на богатых и бедных;
  • богатство сосредотачивается в руках «олигархов», количество которых не превышает 1% от общества в целом;
  • появление безработицы.

История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Приватизация в Россия

Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • Создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • Создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • Распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • Формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • Продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • Фактическая – 25 рублей;
  • Номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 г. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 г.

Запрещены к приватизации:

  • Трубопроводы;
  • Автомобильные дороги общего пользования;
  • Шельф;
  • Недра;
  • Лесной фонд;
  • Телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 г. произошел второй этап приватизации. Он проведён перед выборами президента 1996 г.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • Торговля: оптовая, а также розничная;
  • Предприятия легкой промышленности;
  • Сфера строительства;
  • Предприятия пищевой промышленности;
  • Общественного питания;
  • И переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 г. представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками. Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты. Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

Результаты приватизации в России 1990-х.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.
Таблица 4. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО В РОССИИ 1993–2002 ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
Таблица 4. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО В РОССИИ 1993–2002 ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
Годы
1993 1996 1999 2002
Число приватизированных предприятий, всего 42 924 4 997 1 536 2 557
Из них, в %
– государственная собственность 16,45 18,57 6,77 3,36
– собственность субъектов РФ 22,18 14,31 19,40 8,84
– муниципальная собственность 61,37 67,12 73,83 87,78
Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:
– акционирование; 31,10 22,50 12,00 3,40
– продажа на аукционе и коммерческом конкурсе; 38,00 42,10 74,60 61,40
– выкуп арендованного имущества; 29,50 32,10 8,30 32,90
– прочие 1,40 3,30 5,10 2,30

Таким образом, результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.

С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация командной экономики стала в России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе состояние на разделе государственной собственности.

Приватизация в зарубежных странах.

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.

Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Приватизированные фирмы Дата продажи Способ продажи Чистый доход бюджета от продажи, млн. ф.ст.
«Бритиш телеком» Ноябрь 1984. Фиксированная цена, продано 50,2% акций 3,693
«Кэйбл энд Уайрлес» Октябрь 1981 Фиксированная цена, продано 49,4% акций 182
Декабрь 1983 Цена по договоренности, продано 22,3% акций 263
Декабрь 1985 Фиксированная цена, продано 22,7% акций 580
«Бритиш газ» Декабрь 1986 Фиксированная цена, продано 100% акций 7,750
«Бритиш петролеум» Октябрь 1987 Рыночная цена, продано 100% акций 7,200

Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.

В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.

Активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.

В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.

Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только Европе, поскольку в странах других регионов не было крупного государственного сектора.

Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.

В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.

Если в развитых странах в покупке прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.

По данным Всемирного банка, к началу 1990-х национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Следует подчеркнуть, что там, где проводилась приватизация, она привела к сокращению государственной собственности, но не к полной ее ликвидации.

Право на участие имеют

Для приватизации жилых помещений состав участников следует из анализа Закона № 1541-1 и определяется с учетом следующих особенностей:

  • принять участие может каждый гражданин РФ;
  • право на обращение имеют граждане, проживающие в квартирах на условиях соцнайма;
  • не имеют право на обращение жильцы, ранее использовавшие указанную возможность.

Иностранные граждане не имеют право принять участие в приватизационной программе.

Роль приватизации

Приватизация, ее формы, цели и признаки, зафиксированы в нормативных правовых актах.

Передача государственных и муниципальных объектов в частную собственность позволяет стимулировать экономику страны, так как оборот земельных участков и объектов капитального строительства является основой любых экономических отношений.

Для граждан приобретение жилья на безвозмездной основе позволяет существенно повысить уровень благосостояния, так как недвижимость характеризуется высокой стоимостью и постоянно растет в цене.

При этом, получение права собственности предоставляет практически не ограниченную возможность распоряжаться недвижимостью по собственному усмотрению владельца.

Цель и задачи приватизации

Цель приватизации — повышение эффективности существующей экономической системы.

Задачи:

  • передача основной доли имущества в частный сектор;
  • уменьшение доли государственного и муниципального имущества;
  • децентрализация управленческих структур;
  • создание малых и средних собственников;
  • предоставление гражданам возможности создать свой бизнес;
  • увеличение экономического эффекта от производства;
  • увеличение налоговых отчислений;
  • рост государственного бюджета.

Жилья

Переоформление прав на жилые объекты позволяет новым собственникам самостоятельно распоряжаться имуществом:

  • отчуждать по возмездным и безвозмездным сделкам неограниченному кругу лиц;
  • передавать квартиру по наследству, в том числе путем оформления завещания;
  • использовать жилплощадь в качестве способа обеспечения обязательств путем установления залога.

Одновременно приобретение права собственности порождает ряд обязанностей (уплата налогов, взносов на капремонт и т.д.).

Гаража

Оформление прав на гараж, построенный на муниципальной земле, позволяет обеспечить собственнику защиту от несанкционированного сноса объекта.

Если такое решение будет принято местными органами власти, собственник имеет право требовать выплату компенсации либо переноса объекта в натуре за счет средств администрации.

Земельного участка

В силу не возобновляемых свойств почвы, земельный участок является одним из наиболее привлекательных объектов недвижимости, как для граждан, так и для юридических лиц.

Хотя владение землей не является исключительным способом для возведения здания, именно собственность на участок существенно упрощает получение необходимых разрешений и согласований.

Кроме этого, ряд земель предоставляется с особым целевым назначением – для ведения сельского хозяйства, для строительства частных домов и т.д. Такое целевое назначение существенно ограничивает землю в обороте, поскольку изменение вида разрешенного пользования или категории земли не допускается.

Государственного и муниципального имущества

Субъектам предпринимательской деятельности и гражданам доступна возможность выкупа объектов государственного и муниципального имущества в рамках Федерального закона № 178-ФЗ.

Основные задачи, которые ставит государство при реализации данной программы, заключаются в пополнении средств бюджета за счет приватизационных сделок.

Продажа таких активов осуществляется на принципах открытости после составления прогнозных планов приватизации. Тем не менее, бюрократические проволочки и коррупция существенно ограничивают возможность беспрепятственного доступа к приобретению имущества, что не способствует цели приватизации.

Основные функции приватизации

Приватизация осуществляет две функции, которые перечислены на рисунке 1.

Основной проблемой преобладания государственной собственности является отсутствие эффективного руководителя, который заинтересован в рациональном использовании и преумножении капитала. При частной собственности владелец заинтересован в повышении ее эффективности, поскольку получает доход от максимизации прибыли. Для государственной собственности характерен ослабленный личный интерес при ее защите и при повышении производственной эффективности. В связи с этим, проведение реформ экономической системы при условии преобладания государственной собственности не дает ожидаемых экономических и социальных результатов.

Государственная собственность отличается эффективностью в естественных монополиях и инфраструктуре. Другие сферы материального производства, находящиеся в собственности государства, не могут противостоять частному капиталу в конкурентной борьбе. Именно поэтому приватизация необходима на определенном этапе развития общества.

Формы и способы приватизации

Формы и способы определяет государство. Для этого создаются специальные структуры, например, комитет по управлению имуществом. Принимаются решения о том, какие способы необходимо выбрать в зависимости от состояния экономики в стране, политических и социальных факторов.

Формы:

  • прямая продажа предприятий в частные руки;
  • выкуп акций предприятий менеджерами;
  • продажа акций служащим и рабочим предприятия;
  • продажа акций населению.

Конкурсные торги и аукционы при прямой продаже позволяют стать владельцем предприятия юридическому или физическому лицу. Этот способ выгоден для государства, т.к. дает хорошую прибыль. Но он доступен очень ограниченной части населения.

Выкуп акций может происходить как за наличные, так и с помощью кредитов банка, страховых фондов. При этом способе новые собственники фактически берут кредит под залог имущества выкупаемого предприятия. Расплачиваются доходами от приобретенной собственности.

Покупка акций работникам предприятия — это эффективное средство повышения заинтересованности работника в результатах своего труда. Преимущество продажи акций населению состоит в открытости и доступности, т.к. цена одной акции доступна населению.

Мировой опыт имеет более 20 способов передачи государственной собственности.

Основные способы приватизации:

  • продажа государственных объектов через аукционы или по конкурсу;
  • аренда на определенный период с последующим выкупом;
  • выкуп собственности на льготных условиях;
  • акционирование;
  • создание финансово-промышленных групп с правом самостоятельного хозяйствования;
  • безвозмездная передача имущества.

Крупные предприятия не всегда переходят в частную собственность полностью. Иногда выкупается только часть. В результате государство и частный бизнес совместно управляют предприятием.

Аренда чаще используется для убыточных предприятий, где арендатор без участия собственника нанимает свой персонал, контролирует процесс, вкладывает средства и в конечном итоге делает его рентабельным.

Безвозмездная передача имущества может осуществляться в виде передачи жилья в собственность, как это было сделано в России в 1992 году.

Проведение приватизации в РФ и ее последствия

Приватизация в России начала осуществляться в России с начала 1990-х годов.

О начале правительство заявило официально в 1990 году. Процесс назывался «500 дней» и включал 20 законодательных проектов. Первый закон вышел 24 декабря 1990 года и назывался «О собственности в РСФСР». В законе перечислены объекты для продажи или передачи в собственность.

К объектам относятся:

  • предприятия, цеха, участки;
  • здания, оборудование;
  • нематериальные активы предприятий в виде лицензий, патентов;
  • доли, акции государства, коммерческих банков, совместных предприятий и пр.

Определен перечень имущества, которое:

  • запрещалось приватизировать;
  • приватизировалось в особом порядке,
  • имело ограничение к приватизации;
  • подлежало передаче в собственность в обязательном порядке.
Пример

Например, не подлежали продаже объекты муниципальной собственности — учреждения культуры, образования. Оставались в собственности государства стратегические оборонные предприятия, дороги общего пользования, леса, недра.

Правительство намеревалось провести передачу собственности в ускоренные сроки. Этому способствовали Указы Президента:

  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 декабря 1991 года.
  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 января 1992 года.

Выделяют два периода приватизации: ваучерный с 1992 по 1994 годы и денежный с 1994 по 1997 год.

Этапы проведения:

  1. Передача жилья. Квартиры, в которых жили граждане, стали собственностью. Их можно было покупать и продавать.
  2. Выпуск ваучеров (чеков), которыми можно было оплачивать выкупаемое имущество.
  3. Выкуп арендованного имущества мелкими собственниками (кафе, столовые, парикмахерские и пр.).
  4. Денежный этап: продажа предприятий и акций за деньги.
  5. Проведение залоговых аукционов: государство отдавало в залог под кредитные обязательства пакеты акций крупных предприятий без права возврата. Аукционы должны были наполнить бюджет страны. Предприятия получили новые названия: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Появилось понятие — частный предприниматель.

Правительство намеревалось реализовать следующие задачи:

  1. Оздоровить финансовое положение, пополнить бюджет страны.
  2. Сформировать слой частных собственников для развития рыночной экономики.
  3. Повысить эффективность предприятий, обеспечить финансовыми средствами.
  4. Создать конкурентную среду.
  5. Привлечь иностранных инвесторов.
  6. Обеспечить социальную защиту населения, поднять благосостояние народа.
  7. Перестроить структуру экономики.

В результате приватизации в стране произошла смена общественного строя. Итоги приватизации критикуются учеными-экономистами.

Минусы проведенной приватизации:

  1. Слишком короткие сроки, с 1992 по 1997 год. Это сильно отличалось от мирового опыта. Переходный период был сокращен. Процессы требовали более длительного времени. Ускоренные темпы привели к спаду производства.
  2. Продажа имущества шла по заниженным ценам. В результате большую часть собственности выкупили приближенные к государственному аппарату чиновники. В народе происходящие процессы стали называть «прихватизацией».
  3. Государство недополучило в результате миллиарды долларов. Доходы от приватизации ниже, чем в других странах, например, по сравнению с Китаем — в 10 раз.
  4. Капитал сосредоточился в руках небольшой группы акционеров. Не был сформирован средний бизнес, на котором стоит фундамент успешной экономики.
  5. Помимо предприятий приватизировали собственность совхозов, колхозов, земля. Все это было сделано негласно.
  6. Налаженное общенародное хозяйство распалось на отдельных собственников. Разрушилась система взаимоотношений в стране. Нарушились научно-технические и другие связи. Количество ученых в стране сократилось. Многие уехали на запад.
  7. Приватизированные предприятия, которые были убыточны, не получили государственной поддержки.
  8. Ваучеры, розданные населению, фактически не имели цены, хотя она была объявлена в 10000 руб. Глава Госкомимущества Анатолий Чубайс, руководивший передачей собственности, утверждал, что на ваучер можно было купить две машины «Волга». Реальная стоимость была низкой. Население не знало, что делать с ваучером. В результате их скупали спекулянты. Поэтому большинство граждан не участвовало в передаче собственности.
  9. В результате проведения залоговых аукционов крупные, дающие хорошую прибыль промышленные предприятия, были проданы в руки узкого круга лиц, названных позже «олигархами». Им выдавались денежные займы, кредиты, которые не были возвращены государству, т.е., они купили собственность на деньги государства.
  10. В обществе за счет расслоения населения повысилась социальная напряженность. В тяжелом положении оказались работники бюджетной сферы. Началась безработица. Снизилось доверие к власти.

Приватизация вызывала негативное отношение у населения. Большая часть справедливо считает, что сделки по продаже собственности были в большинстве своем незаконными. Многие считают, что приватизацию следовало проводить иначе, что необходимо пересмотреть ее итоги.

Плюсы приватизации:

  1. В стране создана частная собственность. Появились собственники жилья.
  2. Ликвидирована монополия государственной власти.
  3. Получил развитие фондовый рынок.
  4. сформировались производители российских товаров.
  5. В экономику России вошли иностранные инвестиции.
  6. Спустя десятилетия в стране сформировалась рыночная экономика.

Документы

В состав документации, которую нужно представить в уполномоченный муниципальный орган для начала приватизации, входят:

  • заявление по установленной форме от всех граждан, желающих принять участие в приватизации;
  • документы, подтверждающие законность владения жильем на условиях соцнайма;
  • поквартирная карточка на весь состав семьи нанимателей или выписка из домовой книги;
  • справка о неучастии в приватизации;
  • справка об отсутствии долгов по коммунальным услугам;
  • техническая документация на квартиру.

Одновременно граждане должны представить паспорта и свидетельства о рождении детей.

Согласие участников

Ключевое значение для начала процедуры переоформления прав на жилье имеет согласие всех нанимателей на приватизацию.

Дело в том, что Закон РФ № 1541-1 устанавливает добровольный характер участия в приватизационной сделке для каждого гражданина.

Если хотя бы один их жильцов будет возражать против приватизации, жилье не будет оформлено в собственность.

Решением этой проблемы может стать оформление нотариального отказа от участия в приватизации в пользу других нанимателей.

Сроки и стоимость

Процедура оформления права собственности в процессе приватизации не может превышать два месяца с момента представления документов в муниципальные органы.

Помимо этого, еще от 7 до 9 дней уйдет на государственную регистрацию приватизационного договора, которая будет проводиться в органах Росреестра по заявлению граждан.

Не смотря на безвозмездный характер приватизации, на стадии регистрационных действий гражданам придется заплатить госпошлину в размере 2000 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

Помимо этого, в стоимость приватизации будет входить оплата услуг кадастрового инженера по изготовлению технической документации на объект недвижимости.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Плюсы приватизации

Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.

Некоторые плюсы приватизации:

  • Бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
  • Бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал
  • Создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
  • Экономическое пространство для формирования конкуренции.

Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 г. Принят закон Государственной Думой в 2001 г. 30 ноября.

Закон 2006 г. федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.

Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Источники

  • https://vsdelke.ru/ekonterminy/privatizaciya.html
  • https://zen.yandex.ru/media/finance/chto-takoe-privatizaciia-privatizaciia-jilia-i-kvartiry-5a1dd552a936f498c225aa07
  • https://wiki.fenix.help/yekonomika/tseli-privatizatsii
  • https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/PRIVATIZATSIYA.html
  • http://prosud24.ru/celi-privatizacii/
  • https://isfic.info/kommers/pred56.htm
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_funkcii_privatizacii/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: