Основные положения Федерального закона № 44-ФЗ: краткое содержание, принципы и цели

Содержание
  1. Что определяет закон
  2. Классификация заказчиков
  3. Государственные и муниципальные заказчики
  4. Бюджетные учреждения
  5. Унитарные предприятия
  6. Автономные учреждения
  7. Лица, получающие инвестиции из бюджета
  8. Сфера применения 44-ФЗ
  9. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ
  10. Где найти сведения об участниках закупок?
  11. Кто такой участник госзакупок и как им стать? Пошаговый алгоритм
  12. Приказ о создании
  13. Процедура создания
  14. Как проводятся закупки
  15. Планирование
  16. Определение НМЦК
  17. Публикация извещения о тендере
  18. Численность и состав
  19. Предоставление отчетности
  20. Национальный режим при осуществлении госзакупок
  21. Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?
  22. Контроль в закупках
  23. Понятие заказчика
  24. Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)
  25. Смена заказчика
  26. Как проходит оплата поставщикам
  27. Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ
  28. Требования к образованию сотрудников
  29. Принципы контрактной системы
  30. Где осуществляются закупки
  31. Должностная инструкция: основные функции подразделения
  32. Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона
  33. Уголовная ответственность
  34. Выводы

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Классификация заказчиков

В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ приводится указание на типы заказчиков в рамках контрактной системы закупок. Такими заказчиками могут выступать:

  1. Государственные заказчики.
  2. Муниципальные заказчики.
  3. Бюджетные учреждения.
  4. Юридические лица, в адрес которых перечислялись инвестиции из средств бюджета.
  5. Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  6. Автономные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики

Определение государственных заказчиков по 44-ФЗ приведено в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Здесь подчеркивается, что это учреждение или орган, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ. Они уполномочены принимать бюджетные обязательства на основании Бюджетного кодекса. Их деятельность финансируется из средств федерального и регионального бюджетов.

Под государственными заказчиками понимаются:

  1. Государственный орган власти (федеральный или региональный).
  2. ГК Росатом.
  3. ГК Роскосмос.
  4. Орган госуправления внебюджетным фондом.
  5. Государственное казенное учреждение, которое действует от имени РФ или субъекта РФ.

Такое учреждение должно принимать бюджетные обязательства от имени РФ или российского региона.

По п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимают муниципальные органы или казенные учреждения, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства по нормам БК. Спецификой данного заказчика является возможность действовать от имени муниципального образования и осуществлять закупки.

Государственные и муниципальные заказчики не отличаются между собой с позиции применения ими норм 44-ФЗ при закупках: они должны применять принципы контрактной системы при планировании закупок, выборе поставщика, подписании контракта и его исполнении и пр. Разница между данными категориями заказчиков заключается только в источнике финансирования закупок: государственные заказчики в данных целях применяют средства федерального бюджета, муниципальные – местного бюджета (бюджета муниципального образования).

Государственные и муниципальные заказчики должны проводить все виды закупок на поставку товаров, работ и оказание услуг по требованиям, установленным в 44-ФЗ. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 1 44-ФЗ. Так, законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ не регулирует отношения, которые возникают по вопросам:

  1. Оказания услуг международными организациями, которые созданы по международным договоренностям с участием РФ, а также международными организациями, с которыми у РФ подписан договор.
  2. Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц под государственной защитой по ФЗ-119 от 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства», а также по ФЗ-45 от 1995 года «О государственной защите судей».

Государственные и муниципальные заказчики должны придерживаться принципов контрактной системы без каких-либо существенных ограничений. Они не вправе применять в своей практике положения 223-ФЗ, даже если выполнят все требования данного закона в части документального оформления процесса закупок.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения выступают заказчиками по 44-ФЗ по нормам ч. 1 ст. 15 44-ФЗ.

Бюджетные учреждения проводят закупки в рамках законодательства о контрактной системе, если источником их финансирования выступают субсидии из бюджетной системы РФ. Исключения из указанного правила содержатся в ст. 15 ч. 2, 3 44-ФЗ.

Если бюджетное учреждение разработает и разместит в ЕИС до конца года Положение о закупках по нормам 223-ФЗ, то оно вправе не учитывать требования законодательства о контрактной системе. В числе таких закупок:

  1. Закупки, которые проводятся за счет средств, полученных в дар, через пожертвования, гранты, завещание, за счет грантов от иностранных организаций, которые имеют право работать на российской территории.
  2. Закупки, в которых бюджетное учреждение выступает исполнителем.
  3. Закупки, которые проводятся за счет доходов от деятельности, приносящей доход (за исключением тех закупок, которые финансируются из средств ФОМС).

Таким образом, бюджетным учреждениям в отношении некоторых закупок предоставлено право выбора: проводить их с использованием норм 44-ФЗ или по правилам 223-ФЗ. В случае выбора 223-ФЗ заказчик не вправе изменить свое решение до конца года. Порядок перехода на 223-ФЗ будет следующим:

  1. Заказчик разрабатывает Положение о закупках по 223-ФЗ.
  2. Его утверждает руководитель заказчика и оформляет свое решение в виде приказа.
  3. Положение о закупках размещается в ЕИС.
Обычно заказчики заинтересованы в переходе на закупки по правилам 223-ФЗ, так как в рамках данного закона установлены более лояльные требования к процессу проведения закупок в части планирования, выбора поставщика, исполнения контракта и пр.

При проведении закупок по 223-ФЗ заказчикам нет необходимости формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

Унитарные предприятия

В зависимости от учредителя различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они могут являться заказчиками в рамках контрактной системы по нормам ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки по требованиям законодательства о контрактной системе за исключением:

  1. Закупок, которые происходят по нормам 223-ФЗ, при условии принятия такими заказчиками Положения о закупках по требованиям этого закона.
  2. Закупок, которые имеют существенное значение для прав и интересов граждан, обороноспособности, согласованные с Правительством, осуществляемые без субсидий из федерального бюджета. Это закупки из средств, полученных в дар, пожертвований, по завещанию, грантов и прочие закупки на внебюджетные средства, которые применяют без привлечения бюджетных средств.

Автономные учреждения

Автономные учреждения осуществляют государственные закупки в порядке, который предусмотрен правилами законодательства о контрактной системе, если они осуществляют закупки из средств бюджетной системы в целях производства капитальных вложений в объекты государственной собственности (по п. 4 ст. 15 44-ФЗ). Также они могут выступать участниками закупок, если государственные и муниципальные заказчики передали таким учреждениям собственные полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе по договорам и соглашениям (на основе ч. 6 ст. 15 44-ФЗ).

Особенностью применения положений 44-ФЗ в отношении заказчиков является то, что на них не распространяются требования закона относительно исполнения, корректировки и расторжения контракта.

Автономные учреждения должны опираться на положения 44-ФЗ в части планирования закупочной деятельности, процедуры выбора поставщика, заключения госконтракта, мониторинговых и контрольных мероприятий в сфере госзакупок.

Лица, получающие инвестиции из бюджета

Лица, которых нельзя рассматривать, как государственных и муниципальных заказчиков, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, также могут стать заказчиками по 44-ФЗ. Такую обязанность за ними закрепляет ч. 5 ст. 15 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. Если закупка происходит за счет инвестиций из бюджета.
  2. Если закупка осуществляется в рамках реализации инвестпроекта по строительству, реконструкции и ремонту.

Указанные выше юрлица имеют обязанность применять положения 44-ФЗ, но только в пределах конкретных договоров об участии РФ, российского субъекта или муниципального образования.

Сфера применения 44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в юридическую силу в 2013 году. Главной целью принятия этого закона считалась полная регламентация существующей системы государственных закупок с целью увеличения возможностей для всех субъектов бизнеса и предпринимательства, а также для поставляющих ресурсы государственных организаций и объектов естественных монополий реализовать свой товар.

Применение данного нормативного акта на сегодняшний день осуществляется абсолютно на всех уровнях власти начиная от федерального в лице различных министерств и федеральных ведомств и заканчивая муниципальными учреждениями вплоть до сельских клубов и аналогичных им учреждений.

Для того чтобы использование данного закона осуществлялось на всех уровнях власти одинаково, Министерством экономического развития еще на этапе начала внедрения данного закона и переходного этапа для его использования было создано большое количество писем и разъяснений по толкованию этого закона, направленных на создание основных механизмов, которые позволят в полном объеме соблюдать закрепленные в данном законе принципы его использования.

В самом законе сфера его применения сформулирована в виде статьи 1 и звучит следующим образом: применение закона для планирования всех видов закупок, которые осуществляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, определения поставщика путем проведения целого ряда процедур, предусмотренных законом, и последующего заключения и исполнения контрактов, аудита в сфере осуществления закупок, а также контроля за соблюдением действующего законодательства, которое принято для обеспечения прозрачности данного процесса.

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 1 этого закона, применять его нельзя в случаях, если речь идет о заключении договоров с международными коммерческими и финансовыми организациями, а также для случаев, когда осуществляется приобретение драгоценных металлов для пополнения золото-валютного резерва государства, привлечения к осуществлению защиты или представительских функций юристов и адвокатов на основании действующего Федерального закона «О бесплатной юридической помощи».

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки, контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Где найти сведения об участниках закупок?

Для того, чтобы стать участником закупок, необходимо зарегистрироваться на сайте Единой информационной системы (ЕИС). У этой процедуры есть свои особенности. Все сведения, которые регистрирующее лицо передает системе, отражаются в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).

ЕРУЗ – это общедоступная база сведений об участниках, необходимая для осуществления закупочной деятельности. Это нововведение начало действовать в 2019 г.

Отдельного сайта для ЕРУЗ пока не придумали. Чтобы ознакомиться с реестром, следует зайти на сайт ЕИС и открыть вкладки «Поставщикам» или «Заказчикам»:

Затем в строке «Организации» вы найдете необходимый реестр:

В появившемся окне присутствует система фильтрации для удобства поиска участников. Как видим, отыскать сведения можно введя в поисковую строку номер реестровой записи, наименование (ФИО), ИНН либо ОГРН поставщика:

В расширенном поиске можно указать более подробную информацию для поиска:

  • Тип участника закупки;
  • Статус регистрации;
  • ИНН, ОГРН;
  • Страна регистрации и др.

  • полное и сокращенное название
  • начало и окончание срока регистрации (регистрация активна 3 года);
  • местоположение
  • экономическая деятельность в закодированном виде
  • ИНН, КПП и дата постановки на учет;
  • ОГРН;
  • руководители
  • контакты;
  • список торговых площадок, аккредитовавших участника.

В реестре указываются статус и тип участника. Первая строчка в карточке учреждения — уникальный номер реестровой записи.

Сведения передаются в ЕРУЗ для того, чтобы заказчик мог получить полные сведения о будущем поставщике. Сам поставщик каких-либо преимуществ от процедуры регистрации не имеет, но если информация о нем отсутствует в реестре, он не сможет направлять заявки и участвовать в торгах.

Кто такой участник госзакупок и как им стать? Пошаговый алгоритм

Госзакупки – это еще один способ зарабатывать на продаже товаров, работ или услуг нашему государству. Чтобы в них поучаствовать нужно стать участником закупок. У новичков с этим часто возникают трудности. Неясно, с чего начинать, в каком направлении двигаться и т.д. Кто же вообще такой участник госзакупок?

Участник закупки – это понятие, которое закреплено в ст.3 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Им может стать физическое лицо, самозанятый и индивидуальный предприниматель. Юридическое лицо также может быть участником независимо от его организационно-правовой формы, местонахождения, формы собственности, происхождения капитала, за исключением юридического лица, зарегистрированного в государстве или на территории, предоставляющих льготы при налогообложении, оффшорные зоны. Список таких территорий и государств утвержден п.п. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ.

Первым делом необходимо проанализировать нишу, чтобы просто не тратить свое время. Нужно понимать, в каких товарах, работах, услугах нуждается государство. Если вы оказываете какие-либо услуги или производите продукцию, то анализировать нужно свое направление. Убедитесь, что заказчики нуждаются именно в вас. И если на вашу сферу деятельности есть спрос, тогда без вопросов становитесь участником закупок.

№ 1. Выбор организационно-правовой формы

Если вы планируете участвовать в закупках долго, то делать это лучше всего в статусе индивидуального предпринимателя (ИП), либо ООО (общество с ограниченной ответственностью).

После этого следует заказать печать и выбрать систему налогообложения.

№ 2. Получение ЭЦП (электронной цифровой подписи) и аккредитация на ЭТП (электронной торговой площадке)

Госзакупки регламентируются 44-ФЗ. Согласно этому федеральному закону большая часть торгов проводится в электронной форме на торговых площадках. Чтобы принять в них участие нужно получитьэлектронную цифровую подпись (ЭЦП).

ЭЦП выдается в виде флешки, внутри которой хранится цифровой ключ, дающий лицу определенные полномочия. Заказать электронную подпись можно только в определенных специальных организациях, имеющих аккредитацию Минкомсвязи. Это, так называемые, удостоверяющие центры. Перечень удостоверяющих центров легко найти в интернете.

Получить ЭЦП для участия в закупках придется платно. Цена вопроса – 6-7 тысяч руб. в год. После того, как срок действия закончится, подпись нужно будет обновить.

Для оформления цифрового ключа необходимо направить заявку в удостоверяющий центр и предоставить необходимый перечень документов. Услуга будет исполнена за 2-3 дня.

С 2019 г. все процедуры по закупкам производятся в электронном виде. Торги проходят на восьми федеральных площадках:

  1. АО «ЕЭТП»
  2. РТС-тендер
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ»
  4. АГЗРТ
  5. АО «РАД»
  6. ЭТП НЭП
  7. ЭТП «ГПБ»
  8. ТЭК-Торг

Есть еще одна специализированная площадка для проведения закрытых электронных торгов — АСТ «ГОЗ».

В настоящее времяаккредитация на площадках происходит автоматически сразу же после регистрации в Единой информационной системе (ЕИС).

№ 3. Поиск торгов и изучение документации

Электронные запросы котировок и электронные аукционы для начинающих – самые понятные процедуры. Это быстрые торги, в них не всегда нужно вносить обеспечение заявки, победитель определяется только по цене. Советуем начинать с них.

С помощью функции«Все параметры поиска»на этом сайте можно отыскать нужные закупки по заданным параметрам. Необходимо указать:

  • ценовые рамки заявки;
  • регион поставки
  • ключевые слова извещения;
  • этап закупки;
  • способ определения поставщика;
  • и другие дополнительные параметры.

Чтобы просмотреть полную информацию о проводимой закупке, необходимо нажать на извещение. Затем внимательным образом изучить открывшуюся документацию, чтобы понять, как участвовать в госзакупках и грамотно подготовить заявку. Как правило, в документации добросовестные заказчики подробно информируют поставщика о том, что ему нужно делать для участия в тендере.

Важный момент! Обратите внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств. Также изучите техническое задание и проект договора на наличие обеспечения исполнения контракта, сроков договора, соответствия объема закупки возможностям организации, наличие штрафных санкций за ненадлежащее исполнение.

№ 4. Открытие специального счета

Если вы планируете участвовать в закупках, то придется открывать спецсчет. Он нужен для внесения обеспечения заявки. 44-ФЗ регулирует этот вопрос. Эта мера сравнительно молодая, т.к. появилась в июле 2018 г. Ранее денежные средства вносились поставщиком на счет торговой площадки.

№ 5. Подготовка и подача заявки на участие

Заявка поставщика — это перечень необходимых документов в электронном виде, подготовленный в строгом соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверные сведения.

При электронных процедурах документы направляются заказчику посредством программно-аппаратных средств электронной площадки. Сроки подачи регламентированы законом. Опоздавшие участники к торгам допущены не будут.

Если для закупки требуется обеспечение заявки, то перед ее подачей необходимо перечислить указанную денежную сумму на счет, указанный заказчиком.

№ 6. Подписание контракта

После победы в торгах работа с документами продолжается.

Заказчик должен переслать проект контракта. Например, для электронного аукциона на это дается 5 календарных дней. У победившего участника есть 5 дней, чтобы изучить проект. Уделите внимание следующим пунктам:

  • сроки выполнения обязательств
  • сроки оплаты
  • штрафные санкции за ненадлежащее исполнение.

Если нужно внести изменения, то один раз можно отправить протокол разногласий (ст. 83.2 44-ФЗ).

Приказ о создании

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

Процедура создания

Контрактная служба в рамках государственного или муниципального заказчика создается на основании специально издаваемого приказа. Таким же образом вводится и должность контрактного управляющего. Однако следует помнить о том, что для полноценной работы последнего потребуется ввести соответствующую должность в штатное расписание, так как, в противном случае, будет происходить наложение дополнительных обязанностей на тех сотрудников, которые выполняют работу по осуществлению закупок.

Сложившаяся практика в сфере госзакупок говорит о том, что в настоящее время количество выполняемой работы при реализации закупочных мероприятий очень велико, что негативным образом сказывается на приеме на работу в контрактную службу или на должность контрактного управляющего совместителей, так как в этом случае будет явное нарушение действующего трудового законодательства.

Вне зависимости от того, идет ли речь о создании самой контрактной службы или о введении должности контрактного управляющего, действия государственного заказчика должны выглядеть следующим образом:

  • издание приказа о введении должности контрактного управляющего или отдела организации закупок. На этом этапе заказчик на основании своего совокупного годового объема закупок принимает решение о необходимости введения отдельных должностей или создания специального отдела;
  • внесение изменений в существующее штатное расписание с его обоснованием. В качестве такого обоснования следует рассматривать, в первую очередь, необходимость соблюдения действующего законодательства в сфере закупок;
  • следующим этапом становится издание положения об отделе закупок (в случае если речь идет о самостоятельных должностных лицах, потребуется утверждение их должностных инструкций).

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС. Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Численность и состав

В соответствии с Типовым положением о контрактной службе ее состав не может быть менее двух человек. Конкретную численность заказчик обязан определить самостоятельно исходя из того, каков его годовой объем закупок, а также какой объем работы предстоит выполнять всем сотрудникам.

Все сотрудники контрактной службы должны быть должностными лицами государственного или муниципального заказчика, с которыми официальным образом оформлены трудовые правоотношения.

Контрактная служба состоит:

  • из руководителя. Если данное подразделение не выделяется в качестве самостоятельного, то возглавить его может только руководитель организации-заказчика либо один из его заместителей. Если отдел организации закупок выводится в качестве самостоятельного подразделения, то вводится должность руководителя такого подразделения;
  • из его заместителей или старших сотрудников. На этих сотрудников возлагается обязанность по координации работы контрактной службы в период отсутствия непосредственного руководителя. Если руководитель на месте, то данные сотрудники занимаются выполнением своих непосредственных должностных обязанностей;
  • из сотрудников отдела организации закупок. Они занимаются непосредственной деятельностью по обеспечению интересов заказчика при проведении различного рода закупочных мероприятий.

Предоставление отчетности

Помимо прочего, в обязанности заказчиков входит своевременное представление положенной отчетности. Стоит отметить, что последние законодательные изменения, направленные на упрощение процедуры закупки, сократили число подаваемых отчетных форм.

Ранее контрактный управляющий или другой сотрудник контрактной службы обязаны были предоставлять отчеты по исполнению конкретного этапа госконтракта или всей закупки в целом.

Еще одна упраздненная форма отчетности – обоснование закупки у единственного поставщика. Ранее заказчики должны были обосновывать свой выбор неконкурентной закупки.

Заказчики по-прежнему обязаны направлять сведения в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ и отчитываться по объему закупок среди СМП и СОНКО. Отчетность по закупкам у представителей малого бизнеса предоставляется по нормам ч. 4 ст. 30 44-ФЗ.

Отчетность по объему закупок у представителей малого бизнеса размещается заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Доля товаров, работ и услуг, закупленных у организаций из числа СМП, должна составлять 15% и более от совокупного объема закупок.

Национальный режим при осуществлении госзакупок

Национальный режим, который должен быть реализован при осуществлении государственных закупок на различных уровнях власти, в Федеральном законе №44-ФЗ закреплен в статье 14. На основании положений данной статьи определяется, что при осуществлении госзакупок независимо от того, на каком именно уровне происходят такие закупки, используются принципы национального режима.

Под национальным режимом следует понимать определенные правила, которые должны тщательным образом соблюдаться со стороны и заказчика, и поставщика при проведении различных торгов для приобретения товаров независимо от их назначения.

На основании данных правил заказчик должен отклонять заявки на участие в тех или иных процедурах заключения контракта, а также заявки на непосредственное заключение контракта путем выбора единственного поставщика, если речь идет о предложении потенциального поставщика товара купить у него товар иностранного производства. При этом если товар произведен в странах ЕАЭС, то такая заявка не может быть отклонена, так как с данными странами у Российской Федерации заключены международные договоры об участии в различных торговых сделках.

Исключение из этого правила возможно только в том случае, если ни одна заявка, поданная поставщиками, которые предоставляют товары отечественного производства или произведенные в странах ЕАЭС, не может удовлетворить требования заказчика, указанные в техническом задании к закупке. Чаще всего такая ситуация наблюдается в случае приобретения дорогостоящих лекарств, которые не имеют российских аналогов.

Если заявки были допущены в силу того, что поставщики предлагают аналогичный товар иностранного производства, но с использованием пониженной стоимости, чем изначально указана в документации к закупке, то такая заявка допускается к участию, и в случае выигрыша торгов с этим поставщиком заключается контракт, но с использованием специального понижающего коэффициента на стоимость контракта.

Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?

Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица. Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить:

  1. Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога.
  2. При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и СМП.

Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть:

  • На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП.

Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной.

Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого, т.к. они относятся к субъектам бизнеса.

Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами.

Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов.

Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество.

Большинство исполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация». Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок.

Особенностью является организация бизнеса и размер компании:

  1. Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО.
  2. Относительно НДС для организаций на УСН действуют те же условия, что и для ИП.
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях.

Следующая категория участников — бюджетная организация. Для них есть следующие нюансы:

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
  2. Учреждения уголовно-исполнительной системы пользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК.

В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режим, и многие процедуры им недоступны.

Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИСим нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица.

Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам).

Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств).

Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.

Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Понятие заказчика

С точки зрения 44-ФЗ государственные заказчики – это те или иные государственные органы, которые используют для осуществления своих нужд денежные средства, получаемые из бюджета Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 3, государственным или муниципальным заказчиком может быть любой государственный или муниципальный орган независимо от того, откуда именно он получает свои денежные средства, а также какую организационную форму имеет.

Заказчик, который функционирует в соответствии с положениями данного федерального закона, обязан в полной мере соблюдать бюджетное законодательство, а также своевременно предоставлять отчеты о том, каким образом происходит использование бюджетных средств при осуществлении того или иного вида государственных закупок.

Всю свою деятельность по осуществлению государственных закупок заказчик отражает в Единой информационной системе осуществления закупок.

Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)

Механизм определения поставщика или исполнителя для заключения того или иного контракта, направленного на обеспечение нужд государственных или муниципальных организаций и учреждений, в полном объеме рассмотрен в Главе 3 Федерального закона №44-ФЗ.

По сравнению с действовавшим ранее 94-м законом в отношении возможностей использования различных процедур для определения поставщика у заказчика полномочия не изменились – на основании имеющихся потребностей заказчик вправе в плане-графике указывать все необходимые ему виды процедур. Однако появились требования, которые должны быть учтены каждым заказчиком относительно соотношения проводимых процедур.

Так, например, если речь идет о проведении закупки путем использования неконкурентных процедур (к таковым относятся все закупки, которые осуществляются путем использования механизма закупки у единственного поставщика на основании статьи 93 данного закона), то общий процент таких закупок регулируется в соответствии с тем, о каком именно государственном учреждении идет речь, а также об имеющемся в нем механизме финансирования.

Если же речь идет об использовании конкурентных процедур, например, запросов предложений или котировок, то такие процедуры из-за возможностей заказчика лично влиять на процесс участия тех или иных поставщиков и исполнителей также ограничены в количественном проведении относительно общего числа проводимых закупок.

В том случае, если речь идет об электронном аукционе, законодатель всячески приветствует желание заказчика использовать данный способ определения того, с кем будет заключен контракт.

Для тех организаций, которые занимаются обеспечением безопасности государства или чья сфера деятельности связана с государственной тайной, законодатель также предусмотрел комплекс специальных процедур, на основании которых может быть произведено определение того, с кем может быть заключен контракт. К таким способам относятся закрытые конкурсы и закрытый аукцион.

Данный вид закупок может быть осуществлен только в том случае, если сам заказчик подтвердил свое право на проведение такого вида процедуры, а участники конкурсных процедур были приглашены лично самим заказчиком.

Электронная торговая площадка используется для всех конкурсных процедур, которые осуществляются государственным заказчиком. Она играет роль своеобразного аукционного дома, в котором все заявки рассматривает не только сам заказчик, но и независимый оператор торговой площадки. Кроме того, по правилам, установленным действующим законодательством, общение до момента заключения контракта между заказчиком и потенциальным поставщиком может быть осуществлено только посредством выставления специальных сообщений через электронную торговую площадку. Таким образом, роль ЭТП заключается также и в осуществлении доконтрактного взаимодействия между всеми участниками процедуры.

Электронная торговая площадка, кроме всего прочего, является первым информационным ресурсом, на котором происходит размещение контракта для его последующего заключения.

Смена заказчика

44-ФЗ строго запрещает смену подрядчика по результатам закупки. При этом запрет на смену заказчика в 44-ФЗ не приведен, и в ст. 95 44-ФЗ предусмотрено право сторон на подобную корректировку. Но смена заказчика допускается, только если новая сторона по контракту выступает заказчиком по правилам 44-ФЗ (на основании п. 5-7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). Например, первоначальным заказчиком был государственный орган власти: его допускается сменить, например, на муниципальный. Тогда как смена государственного заказчика на коммерческое юрлицо недопустима.

Стандартная процедура смены заказчика по 44-ФЗ предполагает подписание сторонами дополнительного соглашения. В нем стороны указывают на наименование действующего заказчика и того, к которому переходят обязательства.

Также в составе дополнительного соглашения нужно прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания дополнительного соглашения.
  2. Место подготовки допсоглашения.
  3. Реквизиты госконтракта.
  4. Указание на то, что все остальные условия реализации госконтракта остаются неизменными.

Дополнительное соглашение подписывается обеими сторонами, после чего оно приобретает юридическую силу (первым его подписывает поставщик). Оно выступает неотъемлемой частью госконтракта и должно храниться вместе с ним.

Хотя в контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика получать согласие исполнителя на смену заказчика, но подписание допсоглашения крайне желательно, так как подтвердит факт должного уведомления поставщика об изменении важных условий.

Заключение допсоглашения о смене заказчика допускается только при условии, что этот госконтракт является действующим. Если договор прекратил свое действие, то его изменение не допускается. На основании ч. 6 ст. 95 44-ФЗ при перемене заказчика все права и обязательства старого переходят к новому.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ

44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.

В КоАП не предусмотрено разделение по типу заказчиков при применении наказания. Все заказчики по 44-ФЗ привлекаются к ответственности по единым правилам.

Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.

При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:

  1. Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
  2. Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.
Если заказчиком были нарушены нормы о способе выбора поставщика, то это грозит ему ответственностью в виде штрафа по ст. 7.29 КоАП (например, заказчик провел процедуру в виде запроса котировок при НМЦК более 500 тыс. р. или провел конкурс, хотя товар был представлен в аукционном перечне). Штрафные санкции составляют 30-50 тыс. р. Ответственность по данной статье предусмотрена в случае нарушения порядка согласования закупки с уполномоченным органом.

Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:

  1. По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
  2. В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
  3. При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
  4. Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
  5. Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
  6. Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
  7. Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
  8. Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
  9. За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
  10. Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.

Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:

  1. Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
  2. Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
  3. В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
  4. За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
  5. При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
  6. В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
  7. При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.
Заказчики должны передавать сведения о подписанных контрактах в реестр. Помимо прочего, в отношении поставщиков, действия которых были признаны недобросовестными, заказчики должны передавать сведения в контролирующий орган для включения в РНП. За непередачу или передачу недостоверных сведений о поставщике заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р., согласно ст. 7.31.

44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.

Требования к образованию сотрудников

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все сотрудники отдела организации закупок или лица, которые занимают должности контрактных управляющих, даже если речь идет о наделении таких лиц дополнительными должностными обязанностями, должны пройти либо специальные курсы профессиональной переподготовки, либо иметь средне-специальное или высшее образование по профилю функционирования Федерального закона №44-ФЗ. В противном случае, их деятельность на указанных должностях будет являться неправомерной. Если заказчик назначил лиц, которые не имеют такого специального образования, то он обязан осуществить их профессиональную подготовку или переподготовку по профилю функционирования указанного нормативного акта с получением соответствующего документа об образовании.

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации. Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или исполнителя по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции. Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной ценовой и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его контрактной службы или контрактного управляющего, означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон, а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере, что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным, а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная ответственность. Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Должностная инструкция: основные функции подразделения

Должностная инструкция отдела организации закупок – это Положение о его работе, которое отражает все основные нюансы, необходимые к разрешению указанным подразделением. Именно в данном документе формируется перечень тех вопросов, решение которых становится главной целью функционирования такого подразделения.

В рамках положения фиксируются основные обязанности сотрудников данного подразделения, а также дается указание на то, какие меры ответственности могут быть применены к таким сотрудникам.

К числу основных функций подразделения относятся:

  • определение тех потребностей заказчика, которые должны быть отражены в плане-графике проводимых закупок;
  • составление указанного плана-графика и его корректировка в зависимости от изменения потребностей;
  • выбор конкретного типа закупочных мероприятий при проведении необходимых закупок, а также проверка представленного обоснования начальной максимальной цены контракта;
  • организация работы закупочных комиссий, в том числе в части организации технического обеспечения их функционирования;
  • обеспечение сохранности всех поданных заявок до момента их вскрытия, а после такового – до момента подписания протоколов с итогами проведенной закупки;
  • организация отчетной работы по проведенным закупкам, исполненным контрактам, неисполнению заключенных контрактов и договоров и внесению таких исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков;
  • консультации с потенциальными исполнителями по контрактам до момента заключения таковых посредством использования специальных сервисов обработки обращений в рамках функционирования Единой информационной системы и электронных торговых площадок;
  • проверки предоставленного обеспечения исполнения контрактов в виде залогов денежных средств (в части перечисления таковых на указанные счета заказчика) и в виде банковских гарантий (в части правомерности предоставления таких гарантий, в том числе при проверке кредитного учреждения, выдавшего такую гарантию).

Указанные функции не являются исчерпывающими, так как их перечень очень широк и основывается на Федеральном законе №44-ФЗ и принятых в его исполнение иных нормативных актов.

Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона

Контрактная система является основным понятием, вокруг которого строится работа данного нормативного акта, так как данная система представляет собой объединенную совокупность всех участников процесса обеспечения нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов. Подробное определение этого термина содержится в пункте 1 статьи 3 указанного закона.

В контрактную систему на основании положений данного нормативного акта включены не только собственно заказчик и исполнитель, а также и контролирующие органы всех уровней власти, государственные корпорации и представители естественных монополий, а также операторы электронных торговых площадок, на которых происходит определение поставщика или исполнителя по тому или иному контракту.

При этом не следует путать контрактную систему как совокупность участников осуществляемых государственных закупок и контрактную службу как подразделение государственного или муниципального заказчика, которое отвечает за проведение процедур по закупке, а также за соблюдение установленных правил его осуществления.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает не за нарушение законодательства о закупках, а за совершение преступлений. В числе наиболее распространенных деяний, которые преследуются по нормам УК:

  1. Мошенничество по ст. 159 УК. Наказание за проступок составляет до 10 лет лишения свободы.
  2. Получение взятки по ст. 290 УК. Например, за победу на тендере или содействие в приемке работ. Наказание по данной статье – до 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК для лиц, которые передадут взятку от участника представителю заказчика. Наказание по указанной статье составляют до 7 лет лишения свободы или 30-кратный размер взятки.
  4. Нецелевое расходование бюджетных денег по ст. 285.1 УК. Наказание грозит при сумме нецелевых расходов в размере свыше 1,5 млн р. и составляет вплоть до 5 лет лишения свободы. Если траты составят меньшую сумму, то сторонам грозит административное наказание по ст. 15.14 КоАП в виде штрафа, который составляет 50 тыс. р.

Таким образом, под заказчиком в рамках системы госзакупок подразумевается лицо, которое закупает товары, работы и услуги для государственных нужд, региональных нужд и муниципальных нужд или для конкретного предприятия или учреждения на бюджетные средства. Заказчиком по 44-ФЗ выступает лицо, которое действует в интересах РФ, субъектов и принимает бюджетные обязательства. Перечень юридических лиц, которые должны осуществлять закупки по нормам 44-ФЗ, приведен в пп. 5-7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Выводы

Закон 44-ФЗ — масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который очень сложный.

Источники

  • https://open-torg.ru/44-fz
  • https://pravo.team/zakupki/44/zakazchik.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44
  • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/uchastniki-goszakupok-kto-mozhet-uchastvovat-v-zakupkax-po-44-fz.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontraktnaa-sluzba-2.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: