Особенности госзакупок: права и обязанности поставщика по закону Республики Казахстан

Порядок осуществления централизованных государственных закупок

Порядок осуществления централизованных государственных закупок регулируется статьей 8 Закона:

1. Централизованные государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок.

2. Уполномоченный орган определяет перечни ТРУ, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами.

3. Единый организатор осуществляет централизованные государственные закупки:

1) по перечню ТРУ, определяемому уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных/аукционных комиссий;

2) по перечню ТРУ, определяемому уполномоченным органом, путем объединения однородных ТРУ в один лот независимо от места их поставки (выполнения, оказания);

3) по заявкам заказчиков на приобретение ТРУ, не включенных в перечни ТРУ, определяемым уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных/аукционных комиссий. Данный подпункт применяется при условии согласия единого организатора государственных закупок с проведением таких государственных закупок.

В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 3 статьи 8 Закона, председателем конкурсной комиссии определяется аким соответствующей административно-территориальной единицы либо первый руководитель заказчика в порядке, определенном Правилами осуществления государственных закупок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 8 Закона.

В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 3 статьи 8 Закона, председателем конкурсной комиссии определяется первый руководитель единого организатора государственных закупок либо его заместитель.

4. В случае организации и проведения государственных закупок по материально-техническому обеспечению деятельности центральных исполнительных органов единым организатором государственных закупок председатель конкурсной/аукционной комиссии определяется первым руководителем центрального исполнительного органа, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2) пункта 3 статьи 8 Закона.

5. Порядок осуществления государственных закупок единым организатором государствен-ных закупок определяется Правилами осуществления государственных закупок.

Перечень ТРУ, по которым государственные закупки осуществляются единым организатором государственных закупок, утвержден приказом Министра финансов РК от 29 декабря 2018 года № 1127 (далее – Приказ 1127).

С 1 мая 2019 года вступил в силу приказ первого заместителя Премьер-министра РК – Министра финансов РК от 28 февраля 2019 года № 157 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 1127 “Об определении перечней товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок”».

В соответствии с Приказом 1127 государственные закупки осуществляются единым организатором государственных закупок с разделением значения бюджета:

  • республиканского значения по утвержденному перечню ТРУ согласно приложению 1 к Приказу 1127;
  • областного, города республиканского значения и столицы по утвержденному Перечню ТРУ согласно приложению 2 к Приказу 1127;
  • районного и городов областного значения по утвержденному перечню ТРУ согласно приложению 3 к Приказу 1127;
  • района области, города областного значения, района в городе областного значения по утвержденному перечню ТРУ согласно приложению 4 к Приказу 1127.

Полностью приводить перечень в статье нет необходимости, но можно отметить, что речь идет о таких крупных закупках, например, республиканского значения, как:

  • автомобильные транспортные средства, механические транспортные средства;
  • вертолеты;
  • рабочие станции, персональные компьютеры, моноблоки, мониторы, экраны, процессоры, ноутбуки, многофункциональные устройства, принтеры, сканеры (при превышении суммы, выделенной на проведение конкурса/аукциона, 20000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (далее – МРПна текущую дату установленный порог составляет 50 500 000 тенге
  • мебель (при превышении суммы, выделенной на проведение конкурса/аукциона, 1000-кратного размера МРП

Поправки, которые вступили в силу с 1 мая 2019 года:

  • мебель, где администраторами бюджетных программ выступают центральные исполнительные и иные центральные государственные органы (при превышении суммы, выделенной на проведение конкурса/аукциона, 5000-кратного размера МРП).

Разделение ТРУ на лоты по их однородным видам

Заказчики при составлении годового плана обязаны разделять ТРУ на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев приобретения:

  • работ, услуг, предусматривающих комплекс взаимосвязанных работ, услуг;
  • ТРУ по перечню, утвержденному уполномоченным органом.

Приказом первого заместителя Премьер-министра РК – Министра финансов РК от 1 марта 2019 года № 159 утвержден перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется.

В данный перечень вошли такие товары, как хозяйственные, канцелярские и многие другие, которые теперь не требуют разделения по однородным видам и по месту их поставки.

Централизованные закупки по заявке заказчика

Заказчики самостоятельно могут определить перечень ТРУ, которые предполагают провести через единого организатора.

При этом заказчик согласовывает с единым организатором возможность проведения государственных закупок с его непосредственным участием, и только после согласия последнего утверждается конкурсная/аукционная комиссия и проводятся государственные закупки.

Субъекты государственных закупок должны учитывать определенные особенности в самом порядке осуществления государственных закупок, которые определяются и регулируются Правилами осуществления государственных закупок (далее – Правила).

Процесс государственных закупок включает в себя:

1) разработку и утверждение годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок);

2) выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках;

3) исполнение договора о государственных закупках.

Данный процесс – стандартный для всех субъектов, участвующих в государственных закупках, однако в настоящей статье сделаем акценты на различия между стандартным процессом осуществления государственных закупок и процессом проведения централизованных государственных закупок единым организатором.

Заказчики осуществляют планирование государственных закупок, основываясь на статье 5 Закона и пунктах 5–19 Правил.

Заказчики после утверждения годового плана закупок (предварительного плана закупок) либо внесения изменений в годовой план закупок в течение 10 рабочих дней со дня утверждения направляют единому организатору информацию о планируемых государственных закупках ТРУ.

Порядок определения единого организатора государственных закупок установлен в статье 8 Закона. Выше мы рассмотрели условия, при которых заказчик либо обязан проводить государственные закупки через единого организатора, либо имеет право по согласованию с единым оператором провести через последнего государственные закупки (подпункты 1)–3) пункта 3 статьи 8 Закона).

Особенности государственных закупок, проводимых единым организатором

Рассмотрим основные особенности проведения государственных закупок единым организатором, которые осуществляются следующими способами:

  • конкурс (открытый конкурс, конкурс с предварительным квалификационным отбором, конкурс с использованием двухэтапных процедур);
  • аукцион.

Рассмотрим только основные моменты в этапах осуществления государственных закупок способом конкурса и аукциона, проводимых через единого организатора:

– заказчики направляют единому организатору пункты годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) для выполнения процедур организации и проведения государственных закупок способом конкурса/аукциона посредством веб-портала;

– заказчики для организации и проведения государственных закупок способом конкурса/аукциона предоставляют единому организатору задание на организацию и проведение государственных закупок способом конкурса/аукциона;

– задание направляется единому организатору на русском и казахском языках.

Совместно с заданием направляют техническую спецификацию и проект договора о государственных закупках. При организации государственных закупок работ, требующих проектно-сметную документацию, вместо технической спецификации конкурсная/аукционная документация должна содержать проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Закон РК от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»).

Данные документы должны быть утверждены первым руководителем заказчика, либо лицом, исполняющим его обязанности, либо ответственным секретарем или иным осуществляющим полномочия ответственного секретаря должностным лицом.

Электронные аукционы

На сегодняшний день в системе тендеров и закупок bicotender.ru содержится более полумиллиона действующих заявок от казахстанских заказчиков, большая часть из которых – это тендеры из следующих областей: медицина и фармакология, легкая промышленность и химия, транспорт, недвижимость, строительство и архитектура. Стоит отметить, что это отрасли, в которых проводится больше всего закупок и на территории России.

Кроме того, с 1 июля 2012 года государственные закупки, осуществляемые способом конкурса госструктурами, проводятся в электронном формате, то есть тендеры проходят в режиме «онлайн». Данные нововведения действую согласно ратификации Казахстаном Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, которое было подписано в рамках Единого экономического пространства Россией, Белоруссией и Казахстаном (подробнее о закупках в станах, входящих в Единое экономическое пространство, читайте на нашем сайте). Сегодня мы кратко рассмотрим ключевые моменты такого юридического понятия, как «поставщик» в Республике Казахстан (далее – РК).

Запрос ценовых предложений (ЗЦП)

Потенциальный поставщик указывает цену и фактом подачи заявки соглашается с проектом договора и технической спецификацией.

Если несколько поставщиков предложили одинаковую цену, победителем становится тот, чье предложение поступило ранее. В цену за единицу включены все расходы.

Процедура участия

Ознакомление с проектом договора и технической спецификацией, отправка ценового предложения.
Протокол итогов формируется автоматически порталом государственных закупок.

Открытый конкурс

Для участия потенциальный поставщик должен предоставить пакет документов в соответствии с требованиями конкурсной документации. В отличие от ЗЦП он не обязан соглашаться с технической спецификацией заказчика, у него есть право предложить аналогичные ТРУ с отличающимися характеристиками (при условии, что они будут лучше).

Если ценовые предложения равны, победителя выбирают в зависимости от большего показателя уплаченных налогов. При равенстве и в этом случае приоритет у участника, подавшего заявку ранее других.

Процедура участия

1. Обсуждение. Участники могут задать вопросы заказчику по конкурсной документации, технической спецификации и другим требованиям (например, наличие лицензии). Результат — «Протокол обсуждения» с ответами заказчика на заданные вопросы. При выявлении ошибок в составлении документации/требованиях со стороны заказчика тендер могут изменить или отменить.
2. Прием заявок. Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере: загружают необходимую документацию и указывают цену.
3. Допуск. Заказчик проверяет предоставленную документацию потенциальных поставщиков. При выявлении несоответствий участники получают возможность исправить свой пакет документов — загрузить недостающие. Дозагрузка не предоставляется в случае: отсутствия обеспечения заявки, выявления факта предоставления заведомо ложной информации, а также если поставщик попал под действие Статьи 6 Закона «О государственных закупках».
4. Подведение итогов. Победитель определяется по наименьшей цене из тех, кто был допущен по результату предыдущего этапа.

В некоторых закупках для участия необходимо пройти предварительный квалификационный отбор и быть включенным в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков. В соответствии с Правилами осуществления государственных закупок, отбор действует на 7 категорий закупок.

Через товарные биржи

Закупки осуществляются в соответствии с Законом РК «О товарных биржах» по перечню биржевых товаров, предварительно утвержденным государством.

До 1 октября 2020 действует специальный порядок, принятый на основании Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики». Проведение закупок при специальном порядке включает другие требования.

Также есть конкурсы, где могут участвовать только определенные типы поставщиков: товаропроизводители, организации инвалидов. При государственном социальном заказе — общественные фонды и неправительственные организации.

Закон о госзакупках

Госзакупки в Казахстане регулирует закон «О государственных закупках» от 21.07.2007 г. № 303-III. В соответствии с ним под государственными закупками понимается приобретение заказчиками на платной основе товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, а также гражданским законодательством РК, за исключением услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам либо у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг, в рамках выполнения государственного задания, а также внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц. Российское законодательство не дает определение понятию «государственные закупки», но раскрывает понятие «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд заказчика».

Важным для нас является и понятие «заказчики», под которым понимаются госорганы, госучреждения, а также госпредприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, осуществляющие приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с законом о госзакупках, а также гражданским законодательством РК.

Стоит отметить, что национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица, Национальный Банк Республики Казахстан, его ведомства и юридические лица, в отношении которых он является учредителем (уполномоченным органом) либо акционером не являются заказчиком.

В законодательстве под поставщиком понимается физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законами РК), временное объединение юридических лиц (консорциум), выступающее в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках. Однако для физических лиц установлено исключение. Если физическое лицо, не является субъектом предпринимательской деятельности, то может выступать поставщиком в государственных закупках с применением особого порядка в случаях приобретения жилища, принадлежащего на праве частной собственности физическому лицу, не являющемуся субъектом предпринимательской деятельности.

Закон «О государственных закупках»: общие сведения

Осуществление закупок проводится не просто так, а согласно с определенными правилами. Со времен принятия 4 декабря 2015 года закон несколько раз видоизменялся, но, по мнению экспертов, существенных перемен не произошло. Проект регламентирует все, что связано с торговыми отношениями в сфере приобретения товаров или услуг, выгодных для государства.

Учитывая изменения с января 2020 года, Закон «О госзакупках» РК регламентирует:

  • приобретение услуг согласно трудовым договорам, а также связанным с расходами на командировки;
  • приобретение товаров и услуг согласно государственному заданию;
  • внесение вкладов;
  • приобретения холдингов, компаний, Нацбанка и других государственных структур;
  • покупки военных товаров;
  • приобретение услуг и товаров для воплощения инвестиционных проектов.
Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c3eb768a3352000adce126d/centralizovannye-gosudarstvennye-zakupki-provodimye-edinym-organizatorom-5d0781b01ede530d6122087a
  • https://www.bicotender.ru/articles/supplier-Kazakhstan.html
  • https://tenderplus.kz/blog/goszakupki-rk-sposoby-zakupok-i-protsedury-uchastiya
  • https://www.nur.kz/1860486-zakon-o-gosudarstvennyh-zakupkah-rk-obzor-i-poasnenia.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: