Особенности инфляционных процессов в России

Понятие инфляции

Инфляция характеризует превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен, что приводит к появлению денег, не обеспеченных товарами, в результате чего происходит рост цен на эти товары.

Инфляция представляет собой устойчивое непрерывное снижение покупательной способности денег, которое тормозит развитие экономики страны и ведет к снижению доходов и повышению стоимости жизни населения. Данный показатель характеризует состояние всей социально-экономической системы.

В экономике понятие инфляции существует уже длительное время. Принято полагать, что она появилась вместе с возникновением денег, так как имеет неразрывную связь с их функционированием.

Причины инфляции

На практике различают следующие причины инфляции:

1. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт проведения массового кредитования. При этом денежные средства для кредитования берутся не из сбережений, а выдаются от эмиссии необеспеченной валюты. Заметнее всего это происходит в периоды экономического кризиса или военных действий.

2. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу (включение «печатного станка») сверх потребностей товарного оборота.

3. Сокращение реального объёма национального производства, которое при более-менее стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объёму товаров, работ и услуг соответствует прежнее количество денег, то есть, на единицу произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг приходится больше денег.

4. Монополия крупных компаний на установление цены и определение собственных издержек производства, особенно в ресурсо-добывающих отраслях производства и в сырьевых отраслях.

5. Монополия профсоюзов при определении уровня зарплат.

6. Рост налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.

7. Снижение курса национальной валюты (особенно при большом количестве импорта в страну).

1) Внешние причины.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.

2) Внутренние причины.

Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.

Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они “работали” недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.

Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

3) Причина инфляции глазами граждан РФ

Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, как россияне оценивают рост цен за последние месяц-два, в чем видят причины инфляции в стране и что сегодня важнее – рост зарплат и пенсий или снижение инфляции. В ходе проведенного опроса выяснилось, что почти три четверти россиян считают инфляцию в течение последнего месяца-двух очень высокой. Однако большинство граждан России не могут назвать причин высокой инфляции.

Всероссийский опрос был проведен ВЦИОМ 22-23 марта 2008 года. В ходе него было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Согласно представленным социологами данным, очень высокой считают инфляцию в течение последнего месяца-двух 74% опрошенных. При этом 18% респондентов считают, что цены растут умеренно, и 2% – что почти не растут. А 6% россиян вообще затруднились ответить.

Опрос также показал, что чем хуже опрошенные оценивают собственное материальное положение, тем более высокими им представляются темпы роста цен в стране: считают инфляцию очень высокой от 65% хорошо материально обеспеченных респондентов до 72% средне и 85% плохо обеспеченных. Умеренной назвали инфляцию 25% респондентов, материальное положение которых оценивается как хорошее или очень хорошее, 20% респондентов, обладающих средним материальным положением и 10% – плохо обеспеченных.

Стоит отметить, что за последние четыре года в России темпы роста цен, по оценкам граждан, самыми низкими были, как не парадоксально, в 2007 году. Тогда каждый второй (52%) воспринимал инфляцию как очень высокую. Ранее, в 2005-2006 гг., инфляция казалась высокой двум третям опрошенных (62%). По 26% считали рост цен умеренным. При этом 7% в феврале 2006 году считали инфляцию незначительной, а в том же месяц годом ранее такого мнении я придерживались лишь 5%.

Причин высокой инфляции россияне, как правило, назвать не могут (57% опрошенных затрудняются с ответом). Незначительная часть опрошенных винят в инфляции бездействие и безответственность властей и рост мировых цен на нефть и другие энергоносители (по 9-10% опрошенных). Третье место в этом рейтинге занимает неразвитая экономика (6%). Изредка (по 4%) связывают инфляцию с алчностью торговцев и производителей, монополизмом; отсутствием рычагов регулирования рынка.

Между тем, год назад в росте цен в России бездействие и безответственность властей считали виноватыми всего лишь 4%, а в 2006 году этот показатель составлял 13% опрошенных. В 2007 году в росте инфляции винили рост мировых цен на нефть и другие энергоносители 7% респондентов, неразвитую экономику 12%, алчность торговцев и производителей и монополизацию 4%, столько же в качестве причин называли отсутствие рычагов регулирования рынка. Примечательно, что в этом году и в прошлом затруднились ответить, кто же все-таки больше всего виноват в росте цен, по 57% опрошенных.

Между тем, в 2005 и 2007 гг. преобладала точка зрения, что важнее повышение зарплат и пенсий (50 против 39% и 48 против 35% соответственно). В 2006 и 2008 гг. с небольшим перевесом побеждает мнение, что более значима борьба с инфляцией (46 против 41% и 43 против 35%). Примечательно, что чем выше покупательская способность респондентов, тем больше значения в этой альтернативе они придают борьбе с инфляцией.

На вопрос социологов, что на ваш взгляд сегодня важнее – рост зарплат и пенсий или борьба с инфляцией, 43% посчитали, что на данный момент важнее борьба с инфляцией, поэтому значительно повышать зарплаты и пенсии не следует. Еще 35% ответили, что в настоящее время важнее повышение зарплат и пенсий, а не борьба с инфляцией, а 22% затруднились ответить.

Между тем, 33% из тех, кто ответил, что сегодня важнее борьба с инфляцией, едва сводит концы с концами и денег не хватает даже на продукты; у 36% на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения; у 46% денег хватает на продукты и на одежду, а вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для них проблемой и 49% могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако им затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль.

ГЛАВА 2. Анализ инфляционного процесса в РФ

2.1 Экономическая оценка уровня инфляции на энергоносители

В настоящее время инфляции России присущи черты как инфляции спроса, так и инфляции издержек. Другими словами, на инфляционные процессы существенное влияние оказывают как монетарные, так и производственные факторы. В подобной ситуации борьба с инфляцией исключительно монетарными методами вряд ли даст положительный результат, так как подобным способом невозможно устранить ее немонетарные причины. Несомненно, что ограничение объемов денежных средств в обращении способствует устранению причин инфляции спроса, однако это практически не влияет на уровень и динамику цен производителей. В то же время использование для борьбы с инфляцией издержек и потребительской инфляцией таких традиционных для России методов, как регулирование внутренних цен на сырье, энергоносители, продукты первой необходимости, в сложившейся ситуации может дать эффект только в краткосрочной перспективе. Сэкономленные при этом деньги рано или поздно оказываются на потребительских рынках и “перетекают” впроизводство через нерегулируемые цены. Кроме того, на внутренние цены существенно влияет тенденция мирового роста цен, что в условиях открытой экономики является ценовым ожиданиемкак со стороны продавцов, так и со стороны покупателей.

Таблица 2.1 Сопоставление цен на энергоносители.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Нефть
Цена производителей, руб. за 1 т 1546 1504 1929 2065 3426 4812 4434 7075
Цена приобретения для отечественных производителей, руб. за 1 т 4152 2618 2991 4176 4433 6569 5711 10368
Соотношение цен 2,7 1,7 1,6 2,0 1,3 1,4 1,3 1,5
Цена экспортируемой нефти, руб. за 1 т 4928 4701,8 4530,7 5124,3 6271,5 9497,4 10848 11539
Газ природный
Цена производителей, руб. за 1000 м3 88,2 144 187 131 290 330 378 431
Цена приобретения для отечественных производителей, руб. за 1000м3 468 572 819 1008 1193 1436 1582 1856
Соотношение цен, в разах 5,3 4,0 4,4 7,7 4,1 4,4 4,2 4,3
Цена экспортируемого газа, руб. за 1000м3 2418,94 2573,96 2521,29 3121,7 3024,8 4345,8 5608,3 5744,7
Электроэнергия
Цена производителей, за 1000 кВт . ч 191 247 297 332 374 451 536 627
Цена приобретения для отечественных производителей, за 1000 кВт . ч 410 525 713 761 845 914 1016 1009
Соотношение цен, в разах 2,1 2,1 2,4 2,3 2,3 2,0 1,9 1,6
Цена экспортируемой электроэнергии, руб. за 1000 кВт . ч 474,64 523,08 551,07 691,43 702,80 822,39 949,01 832,42

Из анализа динамики цен на энергоносители, представленных в табл.2.1, видно, что цены на производство нефти за последние годы значительно выросли (рис. 2.1).

При этом цены на нефть, реализуемую внутри страны, почти не отличаются от экспортных и растут параллельно. Исключение составили 2001 и 2006 гг., когда под давлением правительства внутренние цены на потребление нефти снизились относительно мировых цен. Но, как видно из рисунка, через 1-2 года ситуация полностью восстановилась. Это подтверждает тот факт, что искусственное сдерживание цен дает эффект только в краткосрочной перспективе и не играет существенной роли в процессе управления инфляцией.

Тенденция сближения внутренних цен с мировыми является более мощным фактором российских инфляционных процессов. Более того, при снижении цен на нефть на мировом рынке цены на бензин и дизтопливо внутри страны опускаются незначительно. Это является следствием государственной налоговой политики, которая предусматривает корректировку налогов на добычу энергоносителей 1 раз в месяц, что с учетом переработки и доставки обусловливает лаг ценового запаздывания в 4-6 месяцев и вносит экономическую нестабильность.

Вернемся к источнику российской производственной инфляции – росту издержек. Рост цен на топливно-сырьевые ресурсы способствует в первую очередь повышению цен на производство электроэнергии и транспортные услуги, что приводит к росту себестоимости товаров и услуг практически всех отечественных производителей.

 Цены на электроэнергию для отечественного производителя даже выше экспортных. Это можно объяснить не только ростом издержек, но и монопольным повышением цен при отсутствии конкуренции. Более высокие внутренние ценына электроэнергию относительно экспортных снижают конкурентоспособность российской экономики и создают благоприятные условия для импорта энергоемких товаров. Кроме того, и без того высокая транспортная составляющая отечественного производства из-за больших расстояний увеличивается еще и в результате неоправданного повышения цен на электроэнергию и топливо.

В отличие от других источников энергии газ внутристраны реализуется по значительно более низким ценам, чем на экспорт. Но и здесь наблюдается устойчивая тенденция к росту. При этом цена на приобретение внутри страны превышает цену производителя более чем в 4 раза. Таким образом, имеются резервы если не снижения, то хотя бы не повышения цен на топливо и электроэнергию, что приостановит внутренние инфляционные процессы. Однако государство запланировало на 2009 год повышение цен для розничных потребителей газа и электроэнергии на 20-25%. Российская инфляционная политика очевидна.

Можно предположить, что в дальнейшем цены на топливо и энергоносители будут продолжать расти вслед за мировыми. Несмотря на то, что по итогам 2008 г. цены на нефть на мировом рынке существенно снизились, это практически не привело к понижению цен на российском топливном рынке. Данный факт не может не сказаться на ценах производства других отраслей экономики и, в конечном итоге, на потребительских ценах.

Известно, что основными факторами инфляции издержек являются рост номинальной заработной платы и цен на сырье и электроэнергию. При этом инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает. Это объясняется тем, что “из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, что ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция, обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек”. Но в сложившейся ситуации инфляция роста издержек вряд ли сможет самостоятельно обусловить свое снижение в связи с вводом в обращение существенной денежноймассы в целях поддержки национальной банковской системы.

2.2 Динамика сопоставления денежной массы и финансовых вложений в экономику

Ограничение денежной массы помогает остановить рост цен, но сокращение количества денег в экономике в данный момент вызовет спад производства из-за нехватки оборотных средств. Следовательно, “сжатие” денежной массы вредно отразится на экономике страны в целом.

Таблица 2.2 Сопоставление денежной массы и финансовых вложений в экономику

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Денежная масс М2, млрд. руб., на начало года 714,6 1154,4 1602,6 2134,5 3212,6 4363,3 6044,7 8995,8
Финансовые вложения организаций, млрд. руб. 1245,0 2429,8 2091,3 3390,5 4867,6 9209,2 14395,0 18779,4
Отношение М2 к финансовым вложениям, % 57,4 47,5 76,6 63,0 66,0 47,4 42,0 47,9

Из табл. 2.2 видно, что темпы роста финансовых вложений в экономику России превышают темпы роста денежной массы. Отчасти это обусловлено постоянным в последние годы профицитом торгового баланса. По сути, рост денежной массы в российской экономике является рублевым отражением валютных финансовых поступлений. Таким образом, на повышение инфляции в большей степени влияет рост финансовых вложений, нежели рост денежной массы, рост которой фактически является следствием роста валютно-финансовых поступлений. Поэтому в сегодняшних условиях рост денежной массы нельзя рассматривать как основную причину роста цен. Но поскольку рост денежного агрегата М2 все же происходит, его необходимо в первую очередь использовать как стимулирующий фактор развития производства и только во вторую очередь — на поддержку банковской ликвидности.

В настоящее время на экономику страны в большей степени отрицательно влияют такие факторы, как несбалансированность народного хозяйства и денежных потоков. Именно этим проблемам следует уделить особое внимание финансовым властям России.

Таблица 2.3 Финансовое вложение в экономику по отраслям

Отрасль 2003 2004 2005 2006 2007
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, млн. руб. % к итогу 12037 17224 23861 35658 44178
0,36 0,35 0,26 0,25 0,24
Рыболовство, рыбоводство, млн. руб. % к итогу 1148 2359 1994 3780 4056
0,03 0,05 0,02 0,03 0,02
Добыча полезных ископаемых, млн. руб. % к итогу 426635 496789 525991 895078 1543540
12,58 10,21 5,71 6,22 8,22
Обрабатывающие производства, млн. руб. % к итогу 1365043 2478648 6478515 10021095 6506511
40,26 50,92 70,35 69,62 34,65
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды, млн. руб. % к итогу 328969 210788 321029 212026 299544
9,70 4,33 3,49 1,47 1,60
Строительство, млн. руб. % к итогу 35884 113905 68211 82351 168657
1,06 2,34 0,74 0,57 0,90
Оптовая и розничная торговля, млн. руб. % к итогу 618193 923544 1093311 1384508 7189713
18,23 18,97 11,87 9,62 38,29
Гостиницы и рестораны, млн. руб. % к итогу 2601 6480 7460 6546 12113
0,08 0,13 0,08 0,05 0,06
Транспорт и связь, млн. руб. % к итогу 213961 171492 287729 1223105 1341352
6,31 3,52 3,12 8,50 7,14
Финансовая деятельность, млн. руб. % к итогу 53505 70648 61726 61826 174563
1,58 1,45 0,67 0,43 0,93
Операции с недвижимостью, млн. руб. % к итогу 134471 367147 325453 436734 1430861
3,97 7,54 3,53 3,03 7,62
Обязательное социальное обеспечение, млн. руб. % к итогу 182669 338 1795 1863 3455
5,39 0,01 0,02 0,01 0,02
Образование, млн. руб. % к итогу 1560 2484 1649 2235 2037
0,05 0,05 0,02 0,02 0,01
Здравоохранение, млн. руб. % к итогу 1528 1598 886 1603 4804
0,04 0,04 0,02 0,01 0,02
Коммунальные услуги, млн. руб. % к итогу 12311 4166 9565 26588 54055
0,36 0,09 0,10 0,17 0,28
Все финансовые вложения, млн. руб. % к итогу 3390515 4867610 9209175 14394996 18779439
100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Из табл. 2.3 видно, что на протяжении последних пяти лет основную долю в общем количестве финансовых вложений составили инвестиции в следующие отрасли:

– обрабатывающие производства;

– оптовая и розничная торговля;

– добыча полезных ископаемых;

– транспорт и связь.

При этом в 2007 г. доля финансовых вложений в обрабатывающие производства значительно снизилась, а в торговлю — заметно возросла. Такое снижение инвестиционной привлекательности производственного сектора в определенной мере можно объяснить инфляционным ожиданием. Известно, что в условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота подвержен наибольшемуриску и несет дополнительную налоговую нагрузку. Однако для снижения темпов инфляции необходимо эффективное стимулирование развития именно производственного сектора. Предоставление дешевых кредитов и дополнительных льгот по налогообложению для производственных и сельскохозяйственных предприятий при осуществлении имирасходов на капитальные вложения положительно отразится на экономике страны.

Инвестиционный перекос в пользу торговли способствует снижению темпов роста в производственных отраслях и, в конечном итоге, приводит к стагнации производства и снижению эффективности экономики. Отсюда — дефицит отечественнойпродукции и новый виток инфляции. В таких условиях цены возрастут за счет увеличения производственных издержек и строительства новых торговых площадей. С другой стороны, мобильность торгового капитала будет и дальше способствовать перераспределению денежной массы в пользу потребительских рынков. Эта тенденция могла бы измениться при ослаблении налоговой нагрузки на производственные кластеры с ее перераспределением на торговлю. Кредитование торговли могло бы сопровождаться дополнительным резервированием, что сделало бы такие кредиты менее выгодными по сравнению с кредитами в производство. На практике оказывается наоборот, банкам удобнее кредитовать торговые проекты, так как они обладают более быстрой окупаемостью, а банки, в основном, короткими финансовыми ресурсами.

Государственная политика искусственного сдерживания цен на товары первой необходимости, в том числе продовольствие, вряд ли даст желаемый результат. Стерилизация денежной массы, как показано выше, отрицательно скажется на производстве. Денежные потоки уже вошли в экономику страны и через какое-то время они неизбежно выльются на потребительский рынок, стимулируя инфляцию. Количество денег в обращении должно отражать стоимость реально произведенных товаров. И если товаров не становится больше, растут цены. В таких условиях государству следует перераспределить денежную массу и перенаправить ее в отрасли с более длительными сроками оборота капитала: строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и др. К тому же эти отрасли носят явно выраженный социальный характер.

На развитие экономики существенное влияние оказывает фактор спроса на товары и услуги конечного потребителя. А спрос напрямую зависит от доходов. Рост заработной платы в последние годы значительно отставал от роста денежной массы и инфляции. В России в последние годы инфляция спроса трансформировалась в инфляцию издержек. Следовательно, рост цен вызывает, прежде всего, увеличение себестоимости производства, а не наличие избыточных денежных средству населения.

Эмиссия денег в обращение с одной стороны увеличивает цены, с другой стороны, должна стимулировать производство. В то же время снижение реальных доходов населения ограничивает спрос, делая бесперспективным развитие многих отраслей экономики, и превращает денежную массу в избыточную. А это, в конечном итоге, приводит к удорожанию единицы продукции, вызывает стагнацию производства и очередной виток инфляции.

Наиболее обобщающий показатель, характеризующий масштабы экономики и темпы экономического роста страны — ВВП. Проведем сопоставительный анализ ВВП с такими факторами инфляционных процессов, как агрегат денежной массы М2 и конечное потребление домашних хозяйств.

Обычно используются следующие способы определения ВВП:

1.Суммирование всех доходов в экономике: заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты.

2.Суммирование всех произведенных расходов: потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг т. д.

Теоретически результаты вычислений в обоих случаях должны совпадать, поскольку расходы одного участника экономических отношений всегда являются доходами другого.

Таблица 2.4 Динамика ВВП, денежной массы, потребления домашних хозяйств и заработной платы.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Денежная масса М2, млрд. руб. на начало года Рост денежной массы, % 1154,4 1602,6 2134,5 3212,6 4363,3 6044,7 8995,8
61,5 38,8 33,2 50,5 35,8 38,5 48,8
ВВП в рыночных ценах, млрд. руб. Рост ВВП в рыночных ценах, % 8944 10831 13243 17048 21625 26880 32987
22,4 21,1 22,3 28,7 26,8 24,3 22,7
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. Рост фактического потребления домашних хозяйств, % 5154,8 6390 7709,6 9814,4 12391,1 15147,1 18644,1
34,3 24,0 20,7 27,3 26,3 22,2 23,1
Средняя номинальная з/плата, руб. Рост средней номинальная з/платы, % 3282,0 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13527,4
47,6 32,9 26,1 22,6 26,9 24,3 27,2

По определению Госкомстата, фактическое конечное потребление домашних хозяйств — это показатель, характеризующий уровень жизни населения. Он включает расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме – произведенных для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме.

Другими словами, объем производимого в России ВВП зависит от уровня заработной платы и других доходов населения и практически не чувствителен к росту денежной массы. Это не удивительно, так как производить, больше, чем возможно продать, экономически нецелесообразно. Спрос регулирует предложение. В подобной ситуации борьба с инфляцией с помощью ограничения денежной массы через сдерживание заработной платы обречена на провал.

Через некоторое время рост заработной платы конечно же приведет к росту издержек, что подтолкнет цены вверх, но увеличение спроса при этом послужит стимулом для развития экономики. К тому же в России, в отличие от стран Запада, рост оплаты труда никогда не превышал роста цен производства товаров, так что роль прироста заработной платы в российской инфляции незначительна. Основное влияние на рост издержек производства оказывали цены сырья и, прежде всего, энергоресурсов.Если государство недостаточно эффективно сдерживает внутренние цены на сырье и энергоносители, которые растут вслед за мировыми ценами, но не снижаются вместе с ними, остается второй способ сдерживания инфляции производителей — вынужденный прирост денежной массы по возможности перенаправить на заработную плату и пенсии.

Уровень инфляции в России в ближайшие несколько лет вряд ли снизится. Избыточные денежные ресурсы, поступившие в производство, трансформируются в стоимость товаров и услуг, не обеспеченных платежеспособным спросом. Единственное, что может поддержать спрос и, соответственно, предотвратить спад производства — рост реальных доходов населения. Как показано выше, рост доходов населения в нашей стране значительно в меньшей степени стимулирует инфляцию, нежели избыток денег в производстве. Рост производства должен быть обеспечен повышенным спросом, а не дополнительными денежными вливаниями.

По данным Росстата, в государственных организациях и предприятиях сегодня работают 21656 тыс. чел., что составляет 32% занятого в экономике населения. Увеличение заработной платы в государственных учреждениях вынудит пойти на увеличение оплаты труда частный сектор. В первую очередь, заработная плата должна быть повышена в бюджетном секторе, и главное, — в сельскохозяйственной отрасли. По мнению большинства экономистов, темпы повышения эффективности производства не должны отставать от роста заработной платы. Но учитывая специфику российской инфляции, повышение реальных доходов населения на сегодняшний день — это единственный способ не допустить экономический спад. В течение нескольких лет рост денежной массы М2 значительно превышал рост ВВП. При этом никого не волновал дисбаланс количества денег в обращении и объема товаров. Нет ничего удивительного в том, что равновесие между денежным агрегатом М2 и объемом производимых товаров восстанавливается за счет роста цен. И если при эмиссии денег не учитывались такие показатели, как рост ВВП, то и заработную плату логично было бы адаптировать к росту цен, т. е. к уровню инфляции. Для стимулирования экономического роста в сложившейся ситуации заработная плата должна расти быстрее внутреннего валового продукта, а ее доля в общем объеме ВВП должна быть выше нынешней на 5-8 %.

Это особенно актуально для сельскохозяйственной отрасли.

Доля финансовых вложений в сельское хозяйство на протяжении последних пяти лет составляла от 0,36 до 0,24% в общей сумме финансовых вложений по стране, при этом ежегодно снижаясь (табл. 2.3). Это говорит об инвестиционной непривлекательности данной отрасли. При этом основная часть сельскохозяйственных предприятий принадлежит частному бизнесу.

Сдерживание цен на продовольствие и одновременный рост цен на сырье и энергоносители приводят к снижению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства. Снижать издержки за счет прибыли и зарплаты невозможно до бесконечности. Средняя номинальная заработная плата в данной отрасли примерно в 2,2 раза ниже, чем в среднем по стране, из-за чего, естественно, снижается численность занятого в сельском хозяйстве трудоспособного населения (табл. 2.5).

Таблица 2.5 Основные факторы сельскохозяйственного производства

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Средняя номинальная зарплата по стране, руб. 2223,4 3282 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13527,4
Средняя номинальная зарплата в сельском и лесном хозяйствах, руб. 985,1 1281,9 1876,4 2339,8 3015,4 3646,2 4568,7 6127,7
Превышение средней з/платы по стране, раз 2,3 2,6 2,3 2,3 2,2 2,3 2,3 2,2
Численность занятых в с/х и лесном хозяйстве, тыс. чел. 8609 8200 7947 7595 7465 7381 7141 6756
Посевная площадь, млн. га. 74,2 72,1 70,8 65 62,8 60,5 58,9 57,5

Кроме того, отсутствие финансового капитала не позволяет обновлять технику и другие основные фонды. В таких условиях нельзя ожидать роста производительности труда и полноценного развития отрасли.

Согласно данным статистики, современная площадь пашни нашей страны составляет около 15 % мировых ресурсов. При этом площадь обрабатываемых земель с каждым годом сокращается, снижается объем производства продукции растениеводства и животноводства. Эти тенденции приведут к тому, что цены на продукты начнут расти из-за нехватки продовольствия. Сельскохозяйственная отрасль — единственная отрасль, продукция которой должна быть подвержена инфляции производителя, а не инфляции спроса. Повышение цен здесь — единственный способ сделать отрасль рентабельной, без чего невозможно решить проблему продовольственной безопасности. Более высокие цены на сельскохозяйственную продукцию сделают отрасль эффективной и инвестиционно привлекательной. Конечно, продукты питания — это социальные товары, и инфляция здесь должна быть компенсирована сдерживанием цен на прочие товарно-потребительские группы.

Дж. М. Кейнс утверждал, что “производить нужно только то, что пользуется спросом, а не наоборот”. Спрос на сельхозпродукцию не может упасть. Следовательно, эта отрасль может и должна развиваться и приносить прибыль. Инвестирование денежных средств в сельскохозяйственное производство поможет нивелировать проблему избыточной денежной массы и, кроме того, в долгосрочной перспективе положительно отразится не только на развитии отрасли, но и на экономике страны в целом. Аграрный капитал имеет длительный цикл оборота, временной лаг перераспределения денежной массы из сектора сельскохозяйственного производства на потребительский рынок составляет несколько лет, поэтомувложение денег в сельское хозяйство не вызовет резкого повышения цен на непродовольственные товары в краткосрочной перспективе.

Особенно эффективным для сдерживания инфляции может стать перераспределение свободных денежных средств в основой капитал сельскохозяйственной отрасли. Для роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо обновление основных фондов, внедрение новых технологий, наконец, создание новых современных аграрных комплексов. Для экономики России значительно эффективнее, если избыточная денежная масса уйдет в сельскохозяйственною отрасль, а не в промышленное производство и, тем более, не в торговлю. Но решить эту проблему невозможно без государственного регулирования. Рассчитывать на перенаправление частного инвестиционного капитала в сельское хозяйство в ближайшее время вряд ли возможно. Для этого государству необходимо создать ряд благоприятных условий для инвесторов и сельхозпроизводителей: отказаться от практики сдерживания роста цен на сельскохозяйственную продукцию, ввести пониженную ставку рефинансирования длякредитования производителей сельхозпродукции, бесплатно передавать эффективным сельхозпроизводителям свободные земли из фонда запаса и фонда перераспределения. Рост цен на сельхозпродукцию можно было бы частично компенсировать нормативами рентабельности для предприятий торговли продуктами питания. Прогрессивное налогообложение прибыли сверх нормативного уровня рентабельности торговых предприятий будет способствовать оттоку капитала в производственные отрасли и одновременно пополнению бюджета.

Даже если отказ от ценового регулирования на сельхозпродукцию вызовет резкое повышение цен на продукты питания, эта проблема может быть решена за счет роста реальных доходов населения.Для экономики России гораздо лучше, чтобы неизбежная инфляция, компенсирующая рост денежной массы, пришлась, в основном, на сельскохозяйственную отрасль, повышая ее рентабельность и одновременно решая проблему продовольственной безопасности страны. Инвестирование избыточных платежных средств в сельское хозяйство не только создаст благоприятные условия для развития национальной экономики, но и в краткосрочной перспективе будет способствовать снижению уровня инфляции, так как замедлит процесс перераспределения денежных средств в потребительские цены (за исключением цен на продукты питания). При этом рост оплаты труда в данной отрасли поможет решить проблему кадров для сельскохозяйственных организаций. По данным Росстата, численность работающих в сельском хозяйстве составляет менее 10% от общего количества населения, занятого в экономике страны, в то время как в торговле работают 17,4 %. Эту диспропорцию необходимо менять. На фоне глобального кризиса продовольствия сельскохозяйственное производство в нашей стране должно стать привлекательным как для инвестора, так и для простого рабочего.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

1.Рост денежной массы неизбежен, но для снижения темпов инфляции ее в первую очередь необходимо направить на заработную плату бюджетникам и социальные выплаты.

2.Избыточную денежную массу необходимо перераспределить из торговли и производственных отраслей в сельское хозяйство.

3. Рост производственных отраслей должен быть обусловлен платежеспособным спросом, а не излишком денег, вызывающим инфляцию издержек.

4. Государство должно компенсировать, а не сдерживать рост цен на сельскохозяйственную продукцию.

2.3 Антиинфляционная политика на современном этапе

В историю России 2007 – 2008 гг. вошли тем, что после относительной стабилизации динамики инфляции на товары потребления произошел резкий подъем цен на многие товары массового спроса, вызвавший повсеместные недовольства широких слоев населения. Цены могли приобрести более агрессивный характер, если бы Правительство РФ не приняло экстренных мер по замораживанию цен на ряд основных продуктов питания на период с октября по апрель 2008 г. Тем не менее в 2007 г. впервые за последние пять лет запланированный уровень инфляции в 8 — 8,5% был превышен до 11,9 %, а за восемь месяцев 2008 г. составил 9,5%, что выше первоначального годового прогноза 2008 г. на 1,5 процентных пункта. Из данного факта следуют четыре наиболее важных социально-экономических вывода. Во-первых, произошло снижение уверенности широких масс населения в перспективах стабильности своего материального благосостояния, а также доверия руководству страны. Во-вторых, выявилась несостоятельность многих теоретических концепций рыночного функционирования, значимость рынка как всеобщего независимого регулятора экономических отношений. В-третьих, обнаружилась настоятельная необходимость формированияэффективного государственного экономического и административного регулирования товарно-денежных отношений. В-четвертых, возникла острая потребность в программе антиинфляционной политики и четком менеджменте ее реализации.

Прежде всего, следует отметить, что антиинфляционная программа должна состоять из двух частей: методологической и комплекса конкретных адресных мероприятий.

Методологическая часть должна охватывать систему исходных методологических принципов и быть исходной базой для разработки и реализации конкретных мероприятий. К важнейшим требованиям методологи программы надо отнести: 1) всеобщность и долгосрочность программы; 2) системность и иерархичность принципов; 3) четкость, однозначность и прозрачность положений программы для всех граждан; 4) достоверность статистической и аналитической информации.

Первым и исходным принципом методологической части программы антиинфляционной политики призвано стать однозначное понимание социально-экономического содержания инфляции. Не уходя в теоретические рассуждения, отметим что инфляция — это рыночное явление, суть которого заключается в обесценении денежной единицы государства. Однако разные субъекты страны рассчитают обесценение по-разному.

Центральный банк РФ (ЦБ РФ) устанавливает официальную стоимость национальной валюты по ее отношению (купли-продажи) к конвертируемой мировой валюте, например к доллару. Наряду с официальной ценой ЦБ РФ, существует рыночная цена валюты, которая устанавливается на валютном (организованном и неорганизованном) рынке. Для российской валюты начиная с 2000 г. характерна тенденция повышения стоимости рубля по отношению к доллару, т. е. имеет место укрепление рубля, или ревальвация, ведущая, согласно канонам денежного обращения, к дефляции.

Напротив, все агенты отечественного товарного рынка, и прежде всего население, определяют ценность рубля не через валютный курс, а посредством стоимости потребительской корзины или так называемого “гамбургского счета”. В России наблюдается совершенно противоположная картина – ежегодное обесценение рубля, или девальвация, вызывающая по соответствующим законам рынкаинфляцию.

Второй принцип методологии заключается в обеспечении эффективного управления ценовым механизмом перераспределения стоимости. Исходя из перераспределительной функции цены государство явно или тайно определяется (или бездействует) с приоритетностью интересов субъектов инфляции. Подлинно демократическое общество в качестве приоритетных избирает интересы большинства. Обычно это 70-80% населения, большую часть которого составляет средний класс (60 – 70 %) – основа благополучного функционирования демократического государства. Для 5 —10 % состоятельного населения России, имеющего существенные вложения в недвижимость и финансовые инструменты за рубежом (свыше 1 млн. долл. США на физическое лицо), как и для 3 — 5 % безденежных людей, инфляция потребительских товаров не имеет принципиального значения. В случае, когда на первое место ставятся интересы очень состоятельных граждан, то свыше 60% населения, в том числе и средний класс, обрекается на жалкое существование. Высказываемое иногда мнение о том, что наши “гражданеготовы платить более высокие цены”, к сожалению, справедливо лишь для 10 — 15% населения. Большая часть граждан, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, основная часть денежных средств расходует на продовольствие и жилищно-коммунальные услуги, а поэтому крайне озабочена ростом цен на товары широкого пользования и вынуждена решать свои насущные проблемы разными путями, в том числе и неформальными методами.

Третий принцип заключается в системном учете конкретных особенностей современного этапа развития социально-экономической системы России (низкие темпы роста производства, высокий уровень теневой экономики и коррупции, огромные трансакцизные издержки и др.)

И последний, четвертый, принцип методологии программы антиинфляционной политики — это учет международных экономических, и прежде всего финансовых, отношений. Его настоятельная необходимость диктуется:

– резкой интенсификацией интеграции России в мировую экономическую и финансовую систему, ожидаемым вступлением России в 2009 г. в систему ВТО и устранением таможенных барьеров;

– возможными локальными и мировыми финансовыми кризисами вследствие перегрева мировой экономики виртуальными финансовыми ресурсами, банковскими денежными суррогатами, значительно превышающими мировой внутренний валовой продукт;

– обострением международных отношений между экономическими центрами мировой экономики (США, Европой, Китаем), ростом дифференциации стран и регионов на богатые и бедные;

– обострением продовольственного кризиса.

Россия находится в исключительных условиях окружения мощных конкурентов, которые неуклонно ведут тайную или явную экономическую борьбу за российский рынок в целях перераспределения богатств страны.

С учетом изложенного выше, исходя из отмеченных принципов программы антиинфляционной политики для стабилизации инфляции в России на уровне 8 — 10 % годовых и дальнейшего снижения до 5 — 6 % в целях обеспечения позитивного развития малого и среднего бизнеса и экономики России в целом, представляется целесообразным осуществление следующих мероприятий.

1. Разработка мер по повсеместной активизации сплоченности и обеспечению единства всего народа (работников, бизнесменов, чиновников) России, по примеру стран Восточной Азии, в части всеобщей экономии и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Страна находится далеко за пределами оптимальных мировых параметров дифференциации доходов отдельных категорий населения, что вынуждает общество осуществлять огромные расходы на обеспечение экономической безопасности. Рационализацию использования денежных средств следует произвести как в потреблении, так и в сфере инвестирования.

2. Приостановление проведения жесткого курса на резкое “осветление” заработной платы, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда. В первую очередь необходимо решить основные проблемы коррупции, повышения уровня жизни населения, снижения уровня инфляции, а затем заниматься устранением конвертной оплаты труда.

3. Радикальное изменение характера борьбы с убыточным и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной комплексной поддержки. В первой половине 2008г., по данным Росстата, 30% организаций были убыточными. Большая часть из них — предприятия малого и среднего бизнеса. Сейчас, как никогда, им необходима реальная финансовая поддержка, основа которой заключается в возможности формирования неформальных свободных денежных средств в условиях повсеместной коррупции.

На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронта: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43% в 2006 г. до 15% в 2010 г., соответственно увеличить долю гипермаркетов, что приведет к росту цен на потребительские товары. По данным Генеральной прокуратуры РФ, права предпринимателей нарушаются практически во всех сферах экономики. В 2007 г. выявлено более 1 млн. нарушений закона, допущенных в отношении бизнесменов. Чаще всего от чиновничьего произвола страдают на местах. Предпринимателей заставляют вкладывать собственные деньги в развитие городских инфраструктур. Несмотря на издание генеральным прокурором Ю. Чайкой приказа об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей и реализации плана борьбы с коррупцией, решение многих проблем в ближайшие 2 — 3 года может осуществляться, как правило, за счет теневых средств предпринимателей.

Руководство страны в последнее время предприняло ряд эффективных законодательных мер по упрощению функционирования малого бизнеса. Целесообразно довести их до реальной финансовой политики развития среднего и малого бизнеса в России.

4. Необходимо принять Федеральный закон “О ценах и ценообразовании”, в котором должны быть определены:

– национальные принципы формирования свободных и регулируемых цен;

– критерии расчета экономически обоснованных затрат;

– перечень товаров и услуг, на которые цены и тарифы устанавливаются государственными органами власти;

– Четкие полномочия министерств и субъектов РФ в части государственного регулирования цен.

5. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда ” _ государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен. Ценовая полтика государственных естественных монополий служит ориентиром для других монополий и организаций в части повышения цен на свою продукцию.

6. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения. Прежде всего, целесообразна отмена нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на экспортируемые товары. В рыночной экономике нулевая ставка позволяет экспортировать товары по ценам ниже отечественных на сумму НДС и получать дополнительную прибыль, как за рубежом, так и на внутреннем рынке за счет искусственного дефицита. Отмена нулевой ставки приостановит вывоз за границу продовольствия, металла, электроэнергии и другой продукции по бросовым (меньшими по сравнению с внутренними) ценам, что лишит предпринимателей возможности создания искусственного дефицита и соответствующего повышения внутренних цен.

Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20%, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса. Одновременно разработать и принять закон об именных фондах бизнесменов страны по аналогии с американской практикой. Налог в значительной степени активизирует предпринимательскую деятельность, а также деятельность гуманитарного характера. Меньше будет напрасных трат на излишества, роскошь и т.д., ибо в данном направлении фантазия людей поистине безгранична.

7. Радикальное совершенствование реальной денежной политики ЦБ РФ. При официальном утверждении об отсутствии эмиссии в стране Россия увеличила объем международных резервов только за январь — май 2008 г. на 71 млрд. долл. (1 700 млрд. руб.), или 14,9%. Большую часть из них ЦБ РФ купил на дополнительно выпущенную российскую валюту. Тем самым государство если не через Министерство финансов, то через ЦБ РФ осуществляет насыщение экономики огромной не обеспеченной товарами массой российской валюты, что, естественно, служит фактором инфляционных процессов в стране. К сожалению, денежная деятельность ЦБ РФ в значительной степени основывается на так называемом показателе монетизации экономики(соотношение денежной массы и ВВП), по которому РФ существенно отстает от многих развитых стран. При этом упускается из внимания то положение, что валюты, в частности США, Великобритании, Германии, Японии, являются конвертируемыми, а поэтому монетизацию, к примеру, доллара правильнее определять не по отношению к ВВП США, а к сумме ВВП США, доли мирового товарооборота, осуществляемого на долларовой основе, и части финансового долларового рынка.

8. Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством председателя Правительства РФ (первого заместителя). В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РФ, программы по инфляции составляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывают Министерство промышленности и торговли РФ, а динамику важнейших косвенных элементов стоимости цены определяет Минфин. Все министерства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне. В целях обеспечения систематического мониторинга комиссия должна заседать еженедельно с ежемесячным обсуждением итогов на общем заседании правительства в целях разработки мероприятий по корректировке динамики цен.

9. Формирование и реализация антиинфляционной политики не представляются возможными без четкой объективной информационной базы о ценах как в населенных пунктах, регионах страны, так и в мире в целом. Данная база формируется специальными статистическими службами. В нашей стране- это Росстат, являющийся структурным подразделениемМинэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции.

Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию в 2010 гг., что даст в озможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, соответственно, создания условий для стабилизации социально0экономического развития России.

Методы измерения инфляции

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Также измерить инфляцию можно при помощи расчета:

  • цен компаний-производителей;

  • дефлятора валового внутреннего продукта.

Отметим, что индексы потребительских цен используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное.

Для того чтобы рассчитать индекс потребительских цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета).

Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Индекс цен = Стоимость рыночной корзины в текущем году / Стоимость рыночной корзины в базовом году.

Виды инфляции

В зависимости от темпов (скорости протекания) инфляции выделяют следующие виды инфляции:

  • Ползучая (умеренная) инфляция. При такой инфляции происходит рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. Такая инфляция считается наилучшей, так как инфляция происходит за счет обновления ассортимента и позволяет проводить корректировку цен за счет изменений условий спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, так как её можно регулировать.

  • Галопирующая (скачкообразная) инфляция. При такой инфляции происходит рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В заключаемых контрактах предприятия устанавливают стоимость своих товаров, продукции, работ и услуг с учетом роста цен. Население начинает активно вкладывать свои сбережения в материальные ценности. Такая инфляция трудно поддается управлению. В стране часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о наличии экономического кризиса.

  • Гиперинфляция. При такой инфляции происходит рост цен более 50% в месяц и более 100% в год. Благосостояние населения резко ухудшается. Разрушаются экономические отношения между предприятиями. Такая инфляция является неуправляемой и требует принятия со стороны государства чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство останавливается, продажа товаров, продукции, работ и услуг сокращается, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, действующие предприятия закрываются, происходит банкротство компаний.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

  • Открытая инфляция. При такой инфляции происходит рост уровня цен в условиях свободных цен, не регулируемых государством.

  • Подавленная (закрытая) инфляция. При такой инфляции происходит увеличение товарного дефицита, в условиях жесткого контроля над ценами со стороны государства.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

  • Инфляцию спроса;

  • Инфляцию издержек;

  • Структурную инфляцию.

К прочим видам инфляции относятся:

  • Сбалансированная инфляция. При такой инфляции цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

  • Несбалансированная инфляция. При такой инфляции цены на товары растут неодинаково.

  • Ожидаемая инфляция. Такая инфляция позволяет государству предпринять меры защиты.

  • Неожидаемая инфляция.

  • Импортируемая инфляция. Такая инфляция развивается под воздействием внешних факторов. Импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

  • Экспортируемая инфляция. Такая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.

Последствия инфляции

Понятно, что высокая инфляция никогда не проходит бесследно в жизни любой страны.

Главные последствия:

  1. Стоимость товаров и услуг растет, при этом зарплаты, стипендии и пенсии не повышаются. Потребительская способность уменьшается, значит, падает уровень жизни населения.
  2. Все вклады и сбережения теряют свою ценность. Национальную валюту стараются заменить на более постоянную – иностранную.
  3. Сокращается производство, так как спрос на товар уменьшился. Все эти процессы увеличивают число безработных.
  4. Растет дефицит госбюджета и государственного долга.
  5. Теряется доверие к власти.
  6. Растет социальная напряженность и преступность.
  7. Неминуемо грядет перераспределение доходов.

Общие особенности современной инфляции

Можно выделить несколько общих особенностей инфляции:

  • Ранее инфляция носила локальный характер и затрагивала экономику нескольких стран, на данный момент рост цен носит всеобщий, мировой характер;
  • В разных странах инфляция развивается по-разному, неравномерно и скачкообразно. Скорость инфляционного процесса в каждой стране разнообразна и зависит от степени государственного вмешательства в экономику и ее регулирование, а также от ряда других внутренних факторов;
  • Ранее инфляция носила эпизодический характер, сейчас она развивается непрерывно и носит скорее хронический характер. В настоящее же время цены растут, в том числе в периоды экономических кризисов;
  • Характер инфляции со временем меняется – «ползучая» инфляция меняется на галопирующую.

Особенности инфляционных процессов в России

Особенности инфляционного процесса в Российской Федерации. Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие особенности инфляции.

1)С позиции характеристики типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на начальном этапе рыночных преобразований в Российской Федерации, в результате либерализации цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в инфляцию расходов, которая происходила в условиях экономического спада производства и роста безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая сочеталась с инфляцией затрат. В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс.

Корни возникновения инфляции затрат в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпутывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.

Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет маржи между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке.

Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать приобретателя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм – инфляция расходов. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии затрат на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика Российской Федерации имеет другую направленность – скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции расходов в современной переходной экономике.

Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции затрат, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе.

Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпутываться за счет рынка базовых отраслей производства.

  • 2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в Российской Федерации не оказывали значительного влияния на инфляцию.
  • 3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике Российской Федерации представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные услуги.
  • 4) На протяжении всего периода рыночных преобразований в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.
  • 5) В трансформируемой экономике Российской Федерации наблюдалась скрытая инфляция, связанная с долгом государства по заработной плате работникам бюджетных организаций и социальным трансфертам населению, и частных фирм по оплате труда наемным работникам.

Вследствие значительной суммы задолженностей по зарплате в 1990-е годы официальные темпы инфляции были ниже потенциальных, которые были бы при своевременном поступлении выгод населению.

6) инфляция в Российской Федерации происходила в 1990-е годы при значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики.

Произошло уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта: потребительских издержек домашних хозяйств, валовых частных инвестиций, государственных затрат, что также подтверждает решающую роль немонетарных факторов инфляции в Российской Федерации. Снижение потребительских издержек было связано с обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации цен, и уменьшением текущих реальных прибылей населения. Существенное сокращение инвестиционных затрат фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями.

Существенное сокращение государственных издержек было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий, уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате приватизации значительной части природной аренды частными собственниками.

  • 7) Значительное влияние на инфляционные процессы в Российской Федерации оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.
  • 8) Инфляционные процессы в Российской Федерации усилили процесс существенной дифференциации выгод населения в результате реализации программы приватизации государственного имущества.
  • 9) В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада в экономике объясняется такими упоминавшимися “внешними” причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая – тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой.

Значительная часть экономического спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым “открытием” экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

Взаимосвязь рецессии производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут расхода на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют “фиксированные издержки”. В частности, экономический спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых.

Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих затрат, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные.

Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в Российской Федерации была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), не урегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

Неполная загрузка производственных мощностей во многих отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спроса для замедления инфляции в результате более полного использования незагруженных мощностей и снижения на этой основе средних и предельных расходов, роста объемов национального производства и совокупного предложения продукции.

10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990-е годы преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов.

Вместе с тем она привела к значительному спаду в экономике производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000-е годы возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторов инфляции затрат, что выразилось в снижении ставок налогов и формировании профицитного государственного бюджета.

11) Антимонопольная политика как средство регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественных монополистов по сравнению с темпами инфляции.

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет не только монетарную природу.

В качестве причин инфляции приводятся следующие.

  • 1. Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы, микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, они требуют десятилетий.
  • 2. Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены.
  • 3. Глобальная милитаризация экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти секторы экономики по своему определению являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики.

Иными словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции.

  • 4. Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики. При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:
    • · обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
    • · происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
    • · нестабильность денежной системы страны, иностранные денежные знаки время от времени вытесняют национальную валюту;
    • · денежные накопления предприятий обесцениваются, тормозятся инвестиционные процессы.

Во многом снижение инфляции явилось следствием последовательно осуществляемого контроля за состоянием конъюнктуры на финансовом и валютном рынках.

Способствуя развитию банковской системы, Центральный Банк России использовал весь арсенал доступных ему рыночных инструментов регулирования предложения денег в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику рационального предоставления кредитов, меры административного воздействия в сфере валютного контроля и валютного регулирования.

Рост цен в современной России

По данным за июнь 2020 года уровень инфляции в РФ составил 3,2%. Показатель рассчитывался в годовом исчислении. Уровень инфляции превысил соответствующий показатель за предыдущий месяц. Его расчет проводится на основе индекса потребительских цен. Он состоит учитывает:

  • цены на товары и услуги;
  • налоги и сборы.

Индекс потребительских цен учитывает ту цену, которую платит конечный покупатель. Его рассчитывают еще с начала девяностых годов, а коррективы вносятся при появлении принципиально новых благ. Индекс публикуется в официальных источниках, и доступен для использования. Например, уровень инфляции за 2019 год в РФ составил 3,05%. За последние пять лет цены выросли на 24%.

Сегодня Россия занимает первое место в мире по уровню инфляции. Такое изменение инфляции в июне связывают с ростом цен на услуги ЖКХ. Однако, по прогнозам Центрального Банка к концу года она может достичь показателя в 4,8%. В связи с чем, Правительство РФ выбрало тактику борьбы с ростом цен через поддержку реального сектора и малого бизнеса. Министерство экономического развития прогнозирует сохранение такого уровня инфляции вплоть до 2023 года. При этом ожидается падение показателя внутреннего валового продукта на 5%.

Замечание 1

Таким образом, текущая экономическая ситуация в России такова, что рост цен продолжается и ожидается, что в обозримом периоде эта тенденция сохранится.

Причины возникновения инфляции во времена Советского Союза

Экономика СССР имела плановый характер. Долгое время считалось, что она довольно стабильна. Но экономические законы нельзя обмануть.

То, что в СССР давно существовала скрытая инфляция, подтверждают процессы, происходящие в то время в стране:

  1. Дисбаланс в производстве. Когда в бюджет производства товаров для населения вкладывалось меньше, чем в производство вооружения. Все это привело к тотальному дефициту товаров народного потребления.
  2. Своя система ценообразования. На многие товары был установлен потолок по стоимости. Если же себестоимость товара была выше, то государство проводило дотацию. Это способствовало дефициту бюджета. Большие производства были монополией государства. И цена на их продукцию назначалась директивно. Такой подход противоречил основным законам мировой экономики.
  3. Отсутствие высокотехнологичных производств. Основу экономики составляет сырьевой рынок (добыча газа, нефти, металлов и т.д.) Так как территория страны огромная, то и коэффициент транспортных услуг в пересчете на единицу продукции был тоже очень высокий, что негативным образом отображалось на цене товара.
  4. Бесконтрольный рост денежных накоплений. Дефицит товаров привел к увеличению и скоплению денег у граждан. Именно в такой период родились такие явления как фарцовка, спекуляция, блат.
  5. Коррупция во всех эшелонах власти (поборы, взятки).
  6. Огромный аппарат чиновников, которые делали вид, что работают, проверяют и контролируют все и вся. На его содержание выделялись большие суммы из бюджета. А отдачи не было никакой.

Меры борьбы с растущими темпами инфляции

Однако от инфляции есть и положительные последствия для современной России. Негативные последствия подталкивают к применению радикальных мер по выходу из данного положения. Эксперты в экономике советуют проанализировать и оценить существующую ситуацию, чтобы определиться с основными направлениями работы.

Чтобы уменьшить падение рыночной экономики и удержать небольшую стабильную инфляцию, правительству и банковской системе необходимо:

  1. Повысить кредитные ключевые ставки. Таким образом уменьшить денежную массу.
  2. Увеличить налоги и усилить контроль за их перечислениями. Ужесточить контроль за потоком денежной массы, что наполнит бюджет.
  3. Ввести режим экономии и сократить расходы. Гражданам должно быть выгоднее хранить деньги на депозите, чем оформлять кредит.
  4. Ввести контроль за ценами на социально значимые товары.
  5. Поддержать производителей за счет льготного кредитования.
  6. Создать рабочие места путем строительства производств импортозамещающих товаров.

Для прогнозирования ситуации на рынке действуют аналитики. При большой скорости инфляции рыночная экономика требует срочного вмешательства государства. Может быть, побороть ее не удастся, но сдерживать ее рост необходимо.


Источники

  • https://spravochnick.ru/ekonomika/inflyaciya/osobennosti_inflyacii/
  • https://www.audit-it.ru/terms/accounting/inflyatsiya.html
  • https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/001_lekcii_economica_10_raznoe_/174.htm
  • http://rrepetitor.ru/economics/osobennosti-inflyaczii-v-rossii/
  • https://studwood.ru/2057351/finansy/osobennosti_inflyatsionnyh_protsessov_rossii
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/osobennosti_inflyacionnyh_processov_v_rossii/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая консультация в Москве, статьи по праву и судам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: